Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям. После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников . Действительно, хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 14 августа 2012 г. Мы даем здесь сокращение рассказа из 2 Мак. 6–7, а также апокриф, озаглавленный 4 Мак., который иногда передается как произведение Иосифа Флавия. Согласно 4 Мак. 17: 1, она сама бросилась в огонь, до того как палачи схватили ее. Ее святые мощи почитаются сегодня в храме Константинопольского Патриархата. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 14 августа 2021, 08:48 Святые мученики,Макковеи мама ваша Соломония, помолитесь, пожалуйста,Богу нашему Иисусу Христу за Аполлинария,рабе Божией,выносить и родить здорового ребенка... Благодарю за святые ваши молитвы..Аминь Наталья 16 августа 2019, 07:49

http://pravoslavie.ru/55233.html

Далее, св. Афанасий перечисляет двадцать две канонические книги Ветхого Завета. Григорий Богослов и св. Амфилохий также не упоминают в перечисляемых ими книгах 2-ой Маккавейской, но именно потому, что они указывали только одни канонические книги, каковою 2-я Мак. книга, понятно, никогда не считалась. Такой же взгляд на достоинство 2-ой Мак. книги, как неканонической, проводится и в нашей славянской Кормчей 24-м правилом. Однако, толкование той же славянской Кормчей правила 24-го, указывая на 59-е правило Лаодикийского собора, запрещающее читать книги, не определенные правилом, повелевает читать книги, указанные 85-м правилом св. Апостол. Также Вальсамон в толковании 88-го правила Карфагенского собора, где перечисляются канонические книги, прямо говорит: «О том, какие книги должно читать в церкви, ищи Святых Апостол правило 60-е и 85-е, Лаодикийского собора правило 60-е, стихи святого Григория Богослова и канонические писания святого Афанасия и святого Амфилохия». То же встречаем и в толкованиях на 60-е правило Лаодикийского собора. Аристин, как мы выше сказали, в толковании на это правило говорит, что им предписывается читать в церкви канонизованные книги, а Зонара и толкование славянской Кормчей (58) на это правило, ссылаются и на 85-е правило св. Апостол, делая замечание только о постановлениях Климента, исключенных по 2-му правилу 6-го Вселенского собора. Ясно, что церковь , разграничивая книги канонические от неканонических, к которым относятся и 2-я Мак. книга, тем не менее, старалась отличить неканонические книги и, в частности, 2-ю Макк. книгу от тех подложных книг нечестивых, про которые говорит 60-е правило св. Апостол и которые запрещает читать в церкви как это последнее правило, так и 59-е правило собора Лаодикийского. Вопрос о положении неканонических книг вообще и, в частности, 2-ой Макк. книги в православной церкви, в последнее время, был выяснен на соборах Константинопольском в 1672 году и на Иерусалимском в том же 1672 году. Эти соборные определения были вызваны двумя «Исповедываниями православной веры», опубликованными на Западе от лица представителей православной церкви– Митрофана Критопула в 1625 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

170 Собр. л. 3, 65; 4, 44; 1, 282. Никон. л. 3, 89–92. О Ногае Бутков в север. архиве 1824 г. ч. 12–14. 177 Сочин. Курб. 2, 16. 96. Память св. к. Феодора – в святцах устава 16 в. г Толстого 1. 100, и псалтыри 16 в. Толстого 1. 1/3. 178 См. о пр. Никите мая 24 житие благов. кн. Михаила, описан. духовником его епископом Иоанном напеч. в Чернигов. епарх. извес. 1864 г. описание Андрея в сборнике новгор. б-ки 15 в. (Извес. акад. 6:310), с синод. б. 556. Оно же в собр. л. 5, 182–184; 7, 150–156. В степ. кн. 1. 340–353. составлена из того многоречивая повесть, где составитель собственные мысли и слова выдает за мысли и слова мучеников. 182 Собр. л. 5, 182–184; 7, 154–156. Сказание духов. Иоанна епископа, нап. в черниг. епарх. изв. 1864 г. 183 К сожалению, оскорбительные отзывы о св. князе не раз высказаны были печатно, Полевым, Арцыбашевых и другими. Истор. рус. ц. 2, 15. 16. 192 Собр. л. 7, 155. Иоанн. «и снем кочь свой, поверже им». – Кочь – княжеский епанча или мантия. В духов. завещании 1331 г. вел. кн. Иоанн отдаст сыновьям своим «коць великой с бармами» (собр. гос. гр. 1:31). Волынская летопись называет эту княжескую одежду западным названием – мятлею mantel «и виде Ярослава седяща на огне месте в черни мятли и в клобуце». Собр. л. 2, 72. 194 Никон. л. 3, 26. 26. «Призвав же Михаил священника своего, святых и божественных тайн от него причастися». Современник говорит другое. Даже степ. кн. 1, 351 не говорит здесь о священнике. После св. Михаила князья наши действительно являлись в орду с своими духовниками и даже был сарайский епископ. – Но этим одолжены была твердости св. кн. Михаила. 195 Собр. л. 1, 201; 2, 181; 4, 38; 7, 156. Никон. л. 3, 25. Плано Карпини также пишет, что князя Михаила побуждал к подвигу мужества русский вельможа, и что последний лишен был головы, как и князь. 197 В новгор. служебнике 15 в. в молитве пред литургией призываются в помощь наряду с другими святыми св. кн. Михаил и боярин Феодор. – Изв. акад. н. 6, 317. 199 У св. кн. Михаила было 5 сыновей и 2 дочери, кн. Ростислав, к. Роман, к. Семен глуховский и новосильский, к. Мстислав карачевский и козельский, к. Юрий торусский, к. Феодулия – св. Евфросиния, к. Мария – супруга св. кн. Василька ростовского. О потомках см. в 10 кн. времен. общ. ист. родословную стр. 46–50, 66–71, 155–157, 240–244. К. П. Долгорукого родословную кн. 1, 47–120. В синодиках: елецком («с древле составленных уписанном»), северском и любецком, поминали родственников и потомков св. к. Михаила, «к. Димитрия Мстиславича черниг. убиенного от татар за православную веру» (неизвестного Строеву и Погодину), «к. Иоанна путивльского страстотерпца и чудотворца, убиенного от татар за христианы» (сына кн. Романа Игоревича, скончавшегося в 1211 г.), «к. Иоанна минского, кн. Романа новосильского, приимшего ангельский образ (внука св. кн. Михаила), кн. Иоанна (Титовича) козельского, приимшего ангельский образ» (правнука к. Михаила).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

перед битвой при Огриме (1691) ( Fahey. 1893. P. 307), ошибочно, т. к. О " Шонесси скончался до этого сражения. Покок упоминал также о капелле, названной в честь К., и о каменном сооружении (a raised work of stone), к-рое называли «ложем святого» (which they call the Saints Bed). Дж. О " Донован, посетивший Килмакдуа в нояб. 1838 г., записал сведения о строительстве этой капеллы, «храма Мак Дуаха» (Temple Mac Duach), самим К.; к тому времени капелла была полностью разрушена ( O " Donovan, O " Conor. 1838. P. 154, 163). Впосл. на этом месте был похоронен Эдмунд Френч, католич. епископ Килмакдуа и Килфеноры (1824-1852) ( Fahey. 1893. P. 83, 98-99; Idem. 1904. P. 229-230). Согласно Колгану, в Килмакдуа находилось посаженное К. дерево, к-рое называли «жердь Мак Дуаха» (cuaille Micduach). Считалось, что кусочки этого дерева охраняли их владельца от смертельной опасности. По свидетельству О " Донована, священное дерево К. было старым ясенем, к которому запрещалось прикасаться ножом; щепки от него использовались местными жителями как амулеты ( O " Donovan, O " Conor. 1838. P. 168-169). Покок и О " Донован упоминали также об источнике, названном в честь К. После того как церкви в Килмакдуа были заброшены, центром католич. и англикан. приходов стало сел. Горт. Здесь была построена англикан. церковь, названная в честь К. (1810; закрыта в 1970). В 1829 г. была освящена католическая приходская церковь во имя К. (впоследствии она неоднократно перестраивалась). В Килмакдуа хранились реликвии, связанные с почитанием К. Под 1223 г. в ирл. анналах упоминается о «большом посохе Мак Дуаха» (na bacla more Mic Duach), к-рый находился во владении семьи О " Шонесси. По одним сведениям, в 1824 г. посох хранился у некой старухи ( Dutton H. A Statistical and Agricultural Survey of the County of Galway. Dublin, 1824. P. 487), по другим, в XVIII в. он перешел во владение протестантской семьи Батлер ( Fahey. 1893. P. 154-155; Duignan. 1951. P. 94). В наст. время реликвия (фрагмент деревянного посоха в окладе XII в.) находится в Национальном музее Ирландии в Дублине.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Andrews). Вторая, документальная, часть истории рассказывает о том, что уже в VIII веке почитание святого Андрея имело широкое распространение. Ему молились в Нортумбрии и Файфе. В 832 году король Энгус мак Фергус II, возглавлявший объединённое войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами короля Этельстана в ночной молитве просил Бога о даровании победы над многочисленным и грозным противником; дал обет в случае триумфа объявить святого Андрея покровителем Шотландии. Утром, когда взошло солнце и осветило выстроившиеся войска, подул ветер и облака сложились буквой Х, повторяющей форму креста Первозванного Апостола. Кельты воодушевились, англы затрепетали, и войско Энгуса разбило англичан. Через десятилетие, в 843 году при Кеннете I мак Альпине (†858), пикты окончательно объединились со скоттами в государство, названное Альбой и позднее – Шотландией. Крест святого Андрея до 1707 года был одним из её символов. Другой – лев, вставший на задние лапы, – не имел никакого духовного подтекста, но они мирно уживались. Айону в 802 году сожгли викинги. В 808 были убиты все иноки знаменитой обители. Осталось нетронутым только кладбище. Там и сейчас покоятся останки 48-ми шотландских королей от Фергуса II до Макбета. Здесь же захоронены тела четырёх ирландских и восьми норвежских королей. У Шекспира в «Макбете» спрашивают Мак Даффа, где лежит прах короля Данкана (†1040), и слышат в ответ: «Оно отвезено на Колм-Килл, в священную сокровищницу его предков к хранителю их останков». То есть на Айону, к святому Коламбе (ирландское Колм-Килл, Колмцилл, – «Голубь Церкви») В первой половине XIII века основатель Айоны считался любимым святым шотландских монархов. Он являлся им в видениях, давал советы, благословлял, пророчествовал о грядущих победах и предостерегал от опрометчивых шагов. Согласно норвежской саге, Коламба, в сопровождении скандинавских святых Олафа и Магнуса, таинственным образом посетил короля Александра II (12141249) и отговаривал начинать военную кампанию. (Несколько раз до видения Александр безрезультатно предлагал норвежцам вернуть шотландской короне захваченные ещё в 1098 г.

http://radonezh.ru/analytics/nadezhda-sh...

66 . Тех, кто просил молиться за них, Маэлруайн обычно благословлял, наставляя: «Сначала вы должны молиться за нас, и тогда мы станем это делать за вас, так как в нашем обычае возносить молитвы за всех, кто возносит за нас, даже если мы не знаем пока их имен». Маэл Дидхруиб во время мессы обычно молился за всех благословенных, чтобы они, в свою очередь, молились за него. Он считал необходимым поминать всех, кто молится за монахов. 67 . Мак Ойге из монастыря Лисмора (Mac Oige of Lismore) однажды спросил: «Что самое важное для церковнослужителя?». Маэлруайн ответил: «Думаю, что наиболее ценное это выдержка и терпеливость. Я, продолжил отец, знаю, что о милостивом человеке могут сказать с усмешкой: «Да какой он добренький, знаем»; о смиренном: «Что там за смирение? Притворство, и посты его лишь видимость». Но я никогда не слышал, чтобы говорили: «О, этот монах слишком терпелив и переносит гонения за свою выдержку». (Мак Ойге был настоятелем монастыря святого Мочуту в Лисморе и умер 3 декабря 753, согласно Анналам (The Annals of Inisfallen). Его обитель являлась одним из центров южного крыла движения Céli Dé и приобрела общеевропейскую известность, благодаря огромному скрипторию. Существовал еще один Мак Ойге, настоятель Таллагхта, почивший в 875 году. А. Ш.). 68 . Одна знатная женщина из восточных земель спросила однажды святого Фурсу: «Скажи, кем ты себя чувствуешь?». «Я, ответил Фурса, подобен старому кузнецу с наковальней на спине». «Что такое наковальня веры?» спросила женщина. «Смирение и чистота», сказал святой. «А если Бог дал для твоей наковальни подножие, снял с твоей спины, ты бы остался подле нее?» задала другой вопрос женщина. «Да, сказал Фурса, остался». И тогда она пожаловала ему землю, где он после и прожил долгую жизнь. (Кельтская Церковь знает немало святых по имени Фурса. Наиболее известны: святой Фурса (Фурсей) миссионер, умерший в 650 год, и святой Фурса Благочестивый, живший в 89 веках, память 16 июня. Переписчик на полях оставил ремарку: «Фурса старше Маэл Дидхруиба, которому пересказывает эту историю составитель Устава». Видимо, этот эпизод из жития почитаемого ирландского святого помещен в текст Устава для подкрепления мысли о необходимости постоянного нахождения монахов в стенах обители, а не «странствий по миру».– А. Ш.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пощадити нас), умилосердиться и прекратить страшную смертность. Но проходящие, видя это, говорили: видите, как безумствующий болтун оплакивает со стенанием умершую недавно бабушку (μμμην, Мак. и Сев. бабу) свою. Другие говорили: о грехах своих стенает поврежденный, ибо и от демонов бывает такое излияние слез, как говорит Писание. Но о, если бы христианин имел такие слезы и покрыл бы бездну своих грехов! Иные говорили: кто знает, может быть, пришедши в себя, оплакивает свою судьбу. Говоря это, отходили от него. Но раб Божий не преставал со слезами творить моление, доколе не прекратил язву. (И другое бывшее чудо преклонило Господа на человеколюбие) 51 , ибо увидел себя, быв однажды в экстазе, что он находится у раба Божия Даниила в Анапле 52 , ибо и он тогда подвизался, стоя на столпе на открытом воздухе, совершая бесчисленные чудеса во славу Господа, куда ходили к нему часто благочестивый царь Лев с царицей для моления. Когда же праведный был там в видении, то и преподобный Даниил, видя и приятно приветствуя его, сказал: иди сюда хороший бежец (δρομυς, то есть, бежец ристалища) и начало вождь позорища, среди смятения (ν μσω ϑορβυ Сев. посреде молвы, Мак. посреди людий) светящий паче солнца, помолимся оба Господу, ибо он милостив, долготерпелив и многомилостив, да избавит эту царицу городов от губителя. Итак, когда они помолились Господу, увидел (Андрей), что внезапно низошел огонь с неба и ниспал на некоего (Мак. Ефиопа, Сев. мурина), коего руки, наполненные кровью и очерненные, изливали пагубу. Поедающий его огонь поднял на воздух и насильно изгнал его из царствующего града и окрестностей его и тотчас прекратилась язва. По нашему мнению, в этом месте видение святым Андреем восстановленного храма святых первоверховных апостолов, а также и видение им Даниила столпника в экстазе внесено позднейшей рукой, восполнявшей и изменявшей первоначальное житие, составленное священником Никифором. Сперва будем говорить о преподобном Данииле. В первоначальном тексте жития о прекращении моровой язвы, вероятно, было написано, так: раб Божий со слезами не переставал творить моление, доколе не прекратил язву; ибо однажды, после того как молился Господу, увидел, что внезапно низошел огонь с неба и ниспал на некоего и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Спас и макитра В августе начала девяностых годов прошлого века зашел я, как обычно, к Харитоновне за молоком. Наставница моя в приходских делах житейского направления над столом склонилась и энергично так чем-то постукивает. Заглянул через плечо и обомлел. Анна Харитоновна настоящим пестиком-макогоном в настоящей макитре мак растирает, а рядышком банка темного гречишного меда, лопухом прикрытого, стоит. На прихожанке моей косыночка и фартук одного тона в цветочек и еще изюминка из прошлого — очки с резинкой вместо сломанной дужки. Над столом — старая темная икона с еле просматривающимся образом Спасителя. Чуть ниже иконы древняя лампадка исправно горит, не коптит. Прядь седых волос у бабы Анны из-под платочка выбилась, но она за делом не замечает. Меня она тоже не видит, так как песню поет: Дай, Господи, нам многие лета, Многие лета — долгие годы! Дай долго жить, Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, чистый воск топить — Богу на свечку, хозяевам на прибыль, Дому на приращение, Малым деткам на угощение! Я решил тихонько на лавку присесть, песню дослушать, да крышку деревянную на ведре с водой зацепил. Вздрогнула Харитоновна, ко мне повернулась: — Напужал, батюшка! А я вот тут для маковок и блинов мак тру да мед готовлю… Спас ведь медовый завтра. И действительно — первый Спас на дворе. Он еще с детства в памяти. Хотя тогда, в далеких шестидесятых, когда храмов открытых единицы оставались, а купола лишь в больших городах можно было увидеть, не понимали мы, ребятишки, каникулы летние у бабушек и дедушек проводящие, чего это за «Спасы» такие, до которых ни меда, ни яблок есть не положено. Нет, яблоки мы благополучно ели, колхозных садов на всех хватало, да и в меде нам отказу не было, но вот блины с маковками, которые в мед с маком макаешь, только на Спас готовились, поэтому и особенными были. Вот и застыл я в изумлении, когда в доме прихожанки нашей детство свое увидел. Ведь бабушка моя в таком же наряде точно так же в далеком далеке в макитре мак растирала. Только мед в глиняную кринку налит был, но тоже лопухом прикрывался.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

К XII в. И. утратил статус главной епископской кафедры Мумана. В 1111 г. правитель Мурьхертах О Бриан в связи с церковным Собором подарил Церкви свою церемониальную резиденцию Кассил, где и проходили соборные заседания. Постановления Собора, касавшиеся внутренней жизни Церкви и ее функций в обществе, ознаменовали начало реформы Церкви в Ирландии. На Соборе в Рат-Бресале (1111) было учреждено архиеп-ство с кафедрой в Кассиле, определены границы новых еп-ств, устроенных по континентальному образцу. По мнению О. Гвинна, в установленные тогда границы И. входила территория совр. графства Юж. Типперэри до р. Блэкуотер на юге и эти границы не соответствовали политическому делению Мумана ( Gwynn. 1992. P. 183). В то же время др. муманские кафедры, пользовавшиеся покровительством правителей из рода Бриана Борумы (напр., Келл-Да-Луа, ныне Киллало, графство Лимерик), получили более крупные территории. На Соборе в Келсе (1152) часть юж. территорий И. была отчуждена в пользу вновь созданного еп-ства Клойн. Вероятно, с политической борьбой в Мумане были связаны события 1123 г., не нашедшие отражения в местной летописи (описаны в Ольстерских анналах). Некий диак. Гилла Каэх О Киармак организовал нападение на дом еп. Маэл Морды О Клотны в И., где находился также местный правитель из династии Эоганахт Ане. Во время схватки начался пожар, в к-ром расплавился колокол св. Альбе (Bernán Ailbhe). Виновник происшествия впосл. был схвачен и обезглавлен «за оскорбление Альбе и Господа». В 1164 г. были убиты не названный по имени епископ И. с сыном. По мнению исследователей, последняя попытка поднять престиж И. была сделана в 1-й пол. XII в., при правителях Кассила из рода Мак Картаг, к-рые принадлежали к потомкам Эоганахта. В это время в ирл. мон-ре св. Иакова в Регенсбурге (Германия), вероятно при аббате Христиане Мак Картаге, было составлено Житие св. Альберта, архиеп. Кассилского (вымышленное лицо). Согласно Житию, св. Альберт происходил из Англии и был соратником свт. Эрхарда , еп. Регенсбургского (VII-VIII вв.). Возможно, прототипом образа св. Альберта стал св. Альбе, предания о котором в Житии отражали церковные и политические интересы рода Мак Картаг и подчеркивали преемственность между И. и архиеп-ством Кассил ( Ó Riain-Raedel. 2006. P. 183-185). 2-я пол. XII-XX в.

http://pravenc.ru/text/389505.html

В третьей беседе Иоанн Златоуст , сказав о страдании Елеазара, как оно изложено в шестой главе, повествует о мученичестве семи братьев, хотя не так подробно, как это изложено в VII гл. 2-ой Мак. книги, и снова повествует о страдании матери. Все три беседы Иоанна Златоуста о святых Маккавеях ясно говорят о глубоком почитании им как св. Маккавейских мучеников, так и 2-ой Мак. книги, повествующей об этих мучениках. Приведенный нами анализ похвальных слов Маккавеям святого Киприана, Григория Богослова и Иоанна Златоуста , достаточно говорит о том, с каким глубоким уважением св. отцы относились ко Второй Маккавейской книге и какие, действительно, назидательные уроки и примеры почерпали они из этой книги и предложили христианам, как своим современным, так и всем на все времена. Таким образом, православная церковь не только в руководящем правиле —85—ом св. Апостол и правилах Вселенских и поместных соборов, до соборов 1672 года включительно, считала и считает 2-ю Мак. книгу, книгою неканоническою, книгою, чтимою и назидательною, но такой взгляд свой православная церковь запечатлела и в самых творениях святых отцов, в их похвальных словах св. мученикам Маккавеям. Имея же в виду особое положение Христовой церкви на земле, в силу которого она называется церковью воинствующею, так как каждый член ее призывается к постоянной борьбе со своими страстями, с искушениями от диавола и с прямыми даже гонениями, которым, в том или другом виде, подвергается каждый истинный христианин, о чем и Господь возвещает в Евангелии в наше предостережение: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий Господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут» ( Uoah. XV, 18–20 ): и опять: «Приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу; и сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене. Но сия глаголах вам, да егда приидет час, воспомянете сия яко Аз рех вам» ( Uoah. XVI, 2–I ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010