В письме к историку Л. Н. Попову В. М. Ундольский так писал о своей работе: «Мой больше чем полугодовой труд: отзыв Патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича не пропущен Петербургскою цензурою по резким выражениям святейшего автора возражения. Что делать? Надо дать другой оборот: как при жизни Патриарха многое ему не удавалось, во многом ему грубо отказывали, так и чрез двести почти лет по его кончине не хотят выслушать его правдивого и весьма замечательного голоса о первом законодательном нашем памятнике… Буди всегда и во всем воля Божия!». 4 В 1886 году работа Ундольского частично была опубликована в журнале «Русский архив». 5 Публикуя ее, редактор журнала П. И. Бартенев отмечал: «Об этой статье своей говорит Ундольский в одном из писем к А. П. Попову. Извлекаем ее из рукописей его, хранящихся в Московском Публичном Музее. В издании более нашего специальном этот труд Ундольского должен будет появиться вполне». Ныне настало время такой публикации. Работа В. М. Ундольского, по меткому определению автора, открывает «новые материалы для истории законодательства в России». Она состоит из следующих частей: I. Предисловие В. М. Ундольского. II. Предисловие к вопросам Стрешнева и ответам митрополита Газского Паисия Лигарида. III. «Отзыв Патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича». IV. Разбор «Отзыва» В. М. Ундольского. V. Примечания В. М. Ундольского. VI. Приложения: 1) Грамота Патриарха Никона Газскому митрополиту Паисию Лигариду (1661–1663 гг.) (в сокращении). 2) Дело по доносам Бабарыкина, Сытина и других (1663 г.). 3) Грамота Патриарха Никона к Константинопольскому Патриарху Дионисию (1666 г.) (в сокращении). 4) Надгробная Никону Патриарху . Рукопись публикуется в соответствии с правилами современной орфографии и пунктуации. Текст, взятый в квадратные скобки, в рукописи В. М. Ундольского перечеркнут. Примечания редакции оговариваются: – «Примеч. ред.» Издательский отдел благодарит заведующую рукописным отделом Государственной библиотеки им. В. И. Ленина Людмилу Владимировну Тиганову за предоставление 6 рукописи В. М. Ундольского к печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

Из приведенного факта, надеемся, ясно следует, что 1) рассуждать в настоящее время о сохранении цельности состава Типографской Библиотеки, по крайней мере рукописной ее части, как в особенности важной, уже поздно; 2) что теперь приводится к окончательному выполнению то, что начато и на половину совершено в прошлом столетии, и поэтому Типографская Библиотека в своем составе теперь на разъединяется, а восстановляется, отсюда в 3) следует, что, приводимый теперь в исполнение проект о перемещении остальных типографских рукописей в Синодальную Библиотеку, вполне разумен, законен и сообразен с обстоятельствами дела. Нужно ли говорить о том, что упомянутый проект находится в совершенной гармонии с современными потребностями науки? Сознание необходимости централизировать московские рукописные библиотеки в интересах большего удобства ученых занятий и более успешной разработки рукописей – это сознание в кругу московских ученых явилось уже давно. Так известный знаток и ревностный возделыватель нашей старины О.М. Бодянский, которому в настоящем вопросе принадлежит едва ли не первое право голоса, еще в 1855 г. писал в своем исследовании «О происхождении Славянских письмен»: «Скудость нашего знакомства с церковнославянскими письменными памятниками непонятна. Что за сокровища находятся в известных хранилищах одной Москвы и ее окрестностей, не говоря уже о Новгороде, Белозерском, Соловецком и других монастырях северо-восточной Руси! Сколько, с одной стороны, издание их составляет настоятельную потребность для нашей и вообще Славянской словесности, столько, с другой, доступность их для желающих черпать сведения прямо из источника, в высшей степени необходима... Императорская Публичная Библиотека в состоянии удовлетворять живущих в Петербурге, и желающих изучать Славянскую старину; Москва, напротив, до сих пор лишена того, хотя числом любителей, статься может, превзойдет самый Петербург, между тем, как из одних лишь своих и ближайших к ней хранилищ, можно бы образовать превосходное центральное хранилище славяно-русских рукописных, памятников для средней России, с коим следовало бы соединить и замечательное собрание старопечатных книг прежнего Типографского Двора 5 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Именем Господа пророк и будет действовать. Успех стараний Моисея – не в его удачно спланированных действиях, а в том, что теперь Бог сражается за людей Своих явно. Именем Господним Моисей идет к соплеменникам на трудный разговор о том, что пора уходить из Египта. Встретили его не с распростертыми объятиями, не с полным пониманием. Именем Господним Моисей идет дальше и приступает к еще более трудным переговорам. С фараоном, который вовсе не намерен терять бесплатную рабочую силу. Моисей просит фараона отпустить народ для праздника Господу. Фараон заносится до небес: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» (Исх. 5:1-2) Напоследок фараон советует этим рабам не отлынивать от повинности, хуже будет. И становится хуже. Власти прибавляют еще работ. Тут Моисей опять выслушивает от соплеменников незаслуженные упреки. Каково было ему творить волю Божию? Каково чувствовать себя между молотом и наковальней? Хуже становится не только израильтянам. Египтянам тоже. В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни на землю приходят казни египетские. Вода делается кровью, люди и скот страдают от нашествия полчищ насекомых и разной живности, от разбушевавшейся стихии, не видят света солнечного. Эти казни мы находим не только в книге Исход. Апокалипсис, последняя книга Библии, говорит об антихристовых временах образами из Ветхого Завета, – на языке казней египетских (см. Апок. 16). В последние времена народ Божий тоже будет жестоко притесняем, но Бог не оставит Своих людей, гонители испытают на себе что-то подобное казням египетским. Пусть никому не покажется странным, что автор Апокалипсиса изъясняется языком книги Исхода. Мы тоже называем Богородицу Неопалимой Купиной, а ведь этот образ взят именно из Исхода. На глазах Моисея нетварный огонь Божества сошел на купину, но не спалил ее. Подобно тому и Бог Сын вселился в чрево Девы, но не опалил Ее. Неприступный всемогущий Господь обитал в человеческом теле. И оно не растаяло, не исчезло, только несказанно освятилось от Его присутствия. Великие тайны открыты в книге Исход. До сих пор мы пользуемся ей как духовным сокровищем.

http://pravoslavie.ru/55387.html

Традиц. социальная структура включает верховного вождя (уэа; первоначально - название самоанской династии), «меньших» вождей (тока, или инаомата), землевладельцев (аомата), безземельных свободных (ранг). Существовали и рабы из военнопленных (каунго, или торо). Границы между этими группами стираются. Основной социально-экономической ячейкой исторически была большесемейная община (каинга). Были распространены традиц. верования (те мака): поклонение богу Нареау, вера в многочисленных духов, в т. ч. предков, черепа и скелеты к-рых хранились в родовых гробницах, и в привидения. Легенды упоминают тоа - героев-предков, жителей Матанга (вечной земли и прародины), за к-рых были приняты первые белые мореплаватели, появившиеся на островах. Плотность населения 125,77 чел. на 1 кв. км (2012). Рождаемость составляет 22,45 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 7,31 на 1 тыс. жителей; уровень прироста населения - 1,23% в год. Средний возраст населения 22,5 года. В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет составляет 33,9%, лиц трудоспособного возраста (15-64 года) - 62,4, лиц старше 65 лет - 3,7%. Средняя продолжительность жизни - 64,8 года (мужчины - 62,37 года, женщины - 67,26 года). Городское население составляет 44% от общего числа жителей страны. Государственное устройство Главой гос-ва является президент (берестенс), избираемый на 4-летний срок из числа членов парламента всеобщим голосованием. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту из 46 депутатов: 44 - избираются всеобщим голосованием, 1 - назначается советом о-ва Рамби, генеральный прокурор получает членство в парламенте по должности. Срок полномочий парламента - 4 года. Спикер избирается депутатами, но не является членом парламента и не имеет в нем права голоса. Исполнительную власть осуществляет назначаемое и руководимое президентом правительство в составе 12 членов кабинета. К. относится к числу самых бедных стран мира со слаборазвитой экономикой. ВВП - 612 млн долл. США, доход на душу населения - 6,2 долл. США (по данным 2011 г.). Фактически исчерпаны запасы фосфоритов на о-ве Банаба, добыча и экспорт к-рых являлся до 1980 г. основной статьей дохода гос-ва. Основу национальной экономики составляют сельское хозяйство и рыбный промысел. Главные экспортные товары - копра, рыба и морские растительные культуры. Важной статьей дохода являются средства, получаемые в рамках лицензионных соглашений с др. гос-вами на отлов рыбы в исключительной экономической зоне К. Главные экономические партнеры и доноры К.- Австралия, Нов. Зеландия, Япония, Тайвань, Юж. Корея, США.

http://pravenc.ru/text/1840231.html

Эстетика эмблемы — необходимое соединительное звено между философским умозрением и политической реальностью эпохи. Имперская идеология и христианская идеология были сцеплены этим звеном в единую систему обязательного мировоззрения … их сопряжение в единую систему правоверия могло происходить всякий раз только при медиации платонически окрашенною символизма. … Христианство как таковое было для империи лишь знаком (еще раз: «In hoc signo vinces»). Империя как таковая тоже была для христианства лишь знаком … Официозное арианство в IV веке, официозное монофелитство в VII веке, официозное иконоборчество в VIII–IX веках — это ряд последовательных попыток преодолеть идею Церкви во имя идеи империи; современная каждому из зтих явлений оппозиция Афанасия Александрийского, Максима Исповедника, Феодора Студита — ряд столь же последовательных попыток подчинить идею империи идее Церкви». Византийская политическая теология находит себе высший символ в пустом троне, на котором должен воссесть истинный царь — Иисус. 2/5. Истина и святость пытаемого тела Корневая тема Аверинцева — соотношение ближневосточной «словесности» и греко-римской «литературы» — аналитика оппозиции Иерусалима и Афин, язычества и единобожия в литературоведческом, культурологическом аспекте. Одно из главных эссе по этой теме — «На перекрестке литературных традиций», входящее в книгу «Другой Рим» . Тут предельно ясно и ярко показуется эта разница — социально-телесно. Греко-римскую литературу создавал гордый, свободный господин, чье тело — его собственность; ближневосточную словесность создавал униженный, порабощенный, чье тело истязуемо, мучимо: «В полисные времена греки привыкли говорить о подданных персидской державы как о битых холопах; мудрость Востока — это мудрость битых, но бывают времена, когда, по пословице, за битого двух небитых дают. На пространствах старых восточных деспотий был накоплен такой опыт нравственного поведения в условиях укоренившейся политической несвободы, который и не снился греко-римскому миру. … Афинский мудрец твердо знает, что его могут умертвить, но не могут унизить грубым физическим насилием, что его размеренная речь на суде будет литься столько времени, сколько ему гарантируют права обвиняемого, и никто не заставит его замолчать, ударив по красноречивым устам (как это случается в Новом Завете с Иисусом и с апостолом Павлом). … Сохранять невозмутимую осанку, соразмерять модуляции своего голоса и осуществляющие себя в этих модуляциях движения своей души можно перед лицом смерти, но не под пыткой … Восточный книжник, мудрец или пророк … хорошо знали, что их тела ничем не гарантированы от таких надругательств, которые попросту не оставят места для сократовской невозмутимости … Истина и святость обращаются к сердцам людей в самом неэстетичном, самом непластичном образе, который только возможен, — в потрясающем обличье «Раба Яхве» из 53-й главы Книги Исаии, явившем собой для христиан прообраз Христа:

http://blog.predanie.ru/article/pustoj-t...

Еще в мае ряд общественных организаций написали открытое письмо мэру, в котором сообщили, что знаем госпожу Терешкову, как организатора эпатажных и безнравственных мероприятий, пропагандирующих порок и бездуховность, провоцирующих общественное противостояние. Напомнили лишь о двух из них: фотовыставка с фотографиями со сценами скотоложества в СЦСИ «Когда художник берет фотоаппарат», о которой без брезгливости нельзя рассказывать, и кощунственная выставка «Родина» русофоба Марата Гельмана. В результате протестов выставка «Родина» была удалена из краеведческого музея и прошла на частной территории, без самых гнусных экспонатов. Наличие таких чиновников дискредитирует власть. В Координационный Совет в защиту общественной нравственности и традиционных ценностей входит «Народный Собор», Клуб православных многодетных семей города Бердска», движение «Русский щит», Национально-освободительное движение и другие организации. Совет не КГБ СССР и не министерство культуры. Мы не ставим своей целью отслеживать все акции в городе, реагируем по мере сил. За последние 2,5 года мы приняли активное участие в инициировании принятия закона о запрете пропаганды извращений среди несовершеннолетних, провели несколько митингов и пикетов в защиту общественной нравственности, добились удаления глумливой выставки М. Гельмана «Родина» с государственной площадки, провели совместно с областным советом ветеранов войны и Новосибирской епархией Русской православной церкви общественную конференцию на тему «Духовно-нравственные основы суверенитета России. Уроки истории и вызовы современности» и другое. В ближайшие наши планы входит обсуждение вопроса о переименовании площади Свердлова и очередное обращение в Законодательное собрание области с просьбой провести депутатские слушания и поддержать инициативу граждан, религиозных и общественных организаций о запрещении государственного финансирования абортов в отсутствие необходимых медицинских показаний и другое. Что касается Хэллоуина, то в ходе его празднования происходит демонизация сознания взрослых и детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, самоубийства, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами - вот последствия такого «празднования». Это не капустник и не веселье, это бизнес для ночных клубов, как и якобы «день первокурсников» со стриптизом и алкоголем.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Но вернемся к делу Савченко - Рубана. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, комментируя тот факт, что Надежда Савченко и Владимир Рубан оказались на свободе, написал, что судебная система глубоко больна. Но неужели генпрокурор это понял только сегодня? Или когда судьи были полностью подконтрольны АП Порошенко, система была здорова? Также он написал, что отдельные судьи не желают выполнять свою работу. Оно и понятно, ведь в период междуцарствия судья, принявшая «соломоново решение», не захотела подставляться и отпустила на волю Савченко и Рубана, так как срок их меры пресечения закончился. Ну, а если вдруг победит на выборах Порошенко, 7 мая она их снова посадит под арест. Просто судья по факту тоже является чиновником и думает прежде всего о спасении своей шкуры, а не об интересах Порошенко и Луценко, тем более что дело Савченко - Рубана шито белыми нитками. Это еще год назад было понятно почти каждому юристу Украины. Но что означает освобождение Савченко и Рубана? Прежде всего это звонок, и очень громкий, что выстроенная за последние 5 лет «вертикаль власти» Порошенко перестает функционировать. Ведь «вертикаль власти», по сути, - это пирамидальная система, по которой импульсы (приказы) идут от вершины к основанию. Но состоит она не из кирпичей и кабелей, а из живых людей, и пока находящиеся внизу будут ассоциировать благосостояние и будущее свое и своих семей с теми, кто находится выше, система будет функционировать. Но как только те, кто внизу, придут к выводу, что время тех, кто наверху, прошло, а исполнять их приказы вредно и даже опасно, «вертикали» придет конец. Именно этот процесс и происходит сейчас на Украине. Главным результатом такого «сдвига» в сознании топ-менеджеров и клерков разного уровня станет то, что Порошенко, если и сможет воспользоваться административным ресурсом во втором туре, то очень локально. Работники местного самоуправления и государственные служащие просто не будут подставлять свою голову ради того, чтобы приписать Порошенко лишние голоса. Ведь это уголовная ответственность. А зачем рисковать ради того, кто, скорей всего, проиграет? Разумеется, незачем. А значит, большинство «схем», «сеток» будут нивелированы бездействием людей. Это означает, что Порошенко потеряет последний даже призрачный шанс выиграть выборы. Ведь разрыв между ним и Зеленским увеличивается. Так, по последним опросам КМИС, за Зеленского готовы проголосовать 72,2%, а за Порошенко только 25,4% граждан.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/sav...

10 . С Евр.: «Для чего язычникам говорить: где же Бог их»? 11 . С Евр.: «Бог наш на небесах (и на земле); творит все, что хочет». 12 . С Евр.: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих». 13 . С Евр.: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят». 14 . С Евр.: «Есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют». 15 . С Евр.: «Есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею». 16 . Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня. Т.е. идолопоклонники сами делаются подобными идолам, – бесчувственными, лишенными ума, как и их идолы. Подобни им да будут. «Этим выражается, – говорит св. Афан., – не зложелательство к людям; но дается нам знать, какой конец уготован идолослужению. Ибо до бесчувственности приверженные к идолам, что касается до смысла их, не отличаются от идолов. Какой-то вред причиняет им кроющаяся в идолах демонская сила». 17–21 . Дом Израилев – Еврейский народ, дом Ааронь – священники; боящиеся Господа – это прозелиты, пришельцы не принадлежавшие к Еврейскому племени, но уверовавшие из других языческих народов. «Таковых, – говорит бл. Феод., – много было и древле у Иудеев» (Сн. Деян. 2:5, 10:2, 13:16 ; Пс. 84:20 ). Т.е. Поскольку Евреи, священники и пришельцы уповали на Господа, то и пользовались особым Его промышлением, защитою и благословением. Благословил, т.е. даровал бесчисленные блага (Св. Злат.). Малая с великими – «благословил юных и старых, богатых и бедных, свободных и принужденных влачить иго рабства» (Бл. Феод.). 22 . Да приложит Господь на вы, на вы, и сыны вашя. С Евр.: «Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим». «Стяжавшим упование на Бога пророческое слово желает приращения и множества», говорит бл. Феодорит, или, по св. Златоусту, «умножения рода». 23 . Благословени вы Господеви, т.е. Господом. С Евр.: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю». «Всего этого сподобились вы, говорит пророк, как приявшие благословение от Творца всяческих» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1) На французском языке – François Nau: La Didascalie: c’est à dire l’enseignement catholique des douze apôtres et des saints disciples des notre Sauveur, traduite du syriaque pour la première fois. Paris. 1902. (на основании Lagarde и Hauler " a). 2) На английском языке – Mrs. Dunlop Gibson: The Didascalia Apostrolorum in English translated from the Syriac by Margaret Dunlop Gibson M.R.A.S. LL.D. (St. Andrews). London. C. J. Clay and Sons, Cambridge University Press Warehouse, Ave Maria lane. 1903. (В Horae Semiticae II). Это почти дословный перевод на английский язык сирийского текста Дидаскалии, находящегося в манускрипте, привезенном Harris " ом из Месопотамии (отсюда и самый манускрипт называется в науке – Codex Harrisianus) Mrs. Gibson одновременно издала и сирийский текст этого манускрипта: The Didascalia Apostolorum in Syriac, ed from a Mesopotamian Manuscript by Margaret Dunlop Gibson (Horae Semitacae 1). 3) На немецком языке – Achelis und Flemming: Die Syrische Didaskalia. übersetzt und erklärt von Hans Achelis und Johs Flemming. Leipzig. J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung. 1904. (Вся текстуальная работа в этом издании принадлежит Flemmmg’y и потому мы называем его изданием Flemming’a). 4) И, наконец, в 1905/6 году F. X. Funk издал Дидаскалию на латинском языке с параллельным греческим текстом первых шести книг наших Апостольских Постановлений, причем все изменения Дидаскалии, допущенные позднейшим интерполятором, и все дополнения, привнесенные им, подчеркнуты черной линией. (Didascalia et Constitutions Apostol. vol. I. Paderbornae. 1905–1906). Полагаем, что и с богословско-научной, и с церковно-практической точки зрения не только желательно, но и необходимо иметь Апостольскую Дидаскалию в русском переводе, особенно теперь, когда в русском обществе за последние 5–6 лет настойчиво раздаются голоса о коренной реформе православной церкви и в частности о воссоздании приходской общины на древних истинно-канонических началах, и когда в наших правящих церковных сферах не так давно совершалась (Предсоборное Присутствие 1906–1907 г.) и снова возобновилась (Предсоборное Совещание – теперь) подготовительная работа по преобразованию существующих церковных установлений (например, консистории, прихода, суда, брачного института и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

1) утверждение голосового списка прихожан; 2) выбор церковного старосты и назначение членов церковно-приходского совета; 3) утверждение смет по расходу церковно-приходских сумм: на поддержание в благолепии храма, на ремонт домов причта и на сооружение или обновление других приходских учреждений; 4) определение правил для заведования и расходования сумм и имуществ прихода, а также установление порядка ведения отчётности и проверки последней; 5) благоустройство кладбища и заведование им; 6) разрешение дел по особым требованиям высшего начальства; 7) ввиду того, что выбор прихожанами кандидатов в клир не противоречит по существу каноническим правилам древней Церкви греческой и практике русской Церкви, желательным является и предоставление церковно-приходской общине права предызбрания и рекомендации местному епископу желательных для неё кандидатов на различные церковные должности, но при условии, чтобы рекомендуемые вполне удовлетворяли всем требованиям, предъявляемым высшей церковной властью особенно к кандидатам священства. Таких предызбранных и достойных кандидатов епископ возводит в священные степени; если же община не укажет в течение месячного срока своего кандидата, или предызбранный не будет удовлетворять требованиям для кандидата священства, то епископ назначает кандидата по своему усмотрению, так как епископу, собственно, и принадлежит это право. Постоянным выразителем голоса церковно-приходского собрания и исполнителем его воли является церковно-приходский совет. Церковно-приходский совет состоит из приходского священника, церковного старосты и прихожан, избранных на определённый срок церковноприходским собранием от сельского общества, каждого посёлка и деревни, но с тем, чтобы число выборных членов было чётное и превышало число постоянных. Церковно-приходский совет, под председательством настоятеля прихода (или лица, его замещающего), собирается по инициативе председателя совета, смотря по церковно-приходским нуждам, или когда о том просит не менее половины числа членов совета. Ведению совета могут подлежать следующие дела:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010