Таких же состояний достигали и другие апостолы 264 и пророки, как, например, пророк Исаия, который «видел Господа, на престоле высоком превознесенного и окруженного серафимами. Первомученик Стефан видел отверстые небеса и Господа Иисуса одесную Отца» 265 . 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы Низшие степени молитвы характеризовались участием чисто внешних приемов, каковы соответствующие телодвижения, поклоны и т. п. Высший же род молитвы, напротив, отличается необязательностью их наличия и часто проявляется без них, становясь молитвою не внешнею, но исключительно внутреннею. Высшая молитва, по словам святого Кассиана Римлянина, проявляется не звуком голоса, не движением тела, но умом, собравшим чувства, изливается неудержимо и неизреченно прямо к Господу 266 . Поэтому преподобный Нил Синайский учит: «Молись, не ограничивайся одними внешними телодвижениями и положениями, но возводи ум свой в чувство духовной молитвы с великим страхом» 267 . Блаженный Диадох советует: для того чтобы душа молящегося была способна воспринять воздействие Святого Духа, надо читать молитвы негромким голосом, даже «удерживать голос» 268 , так как при этом «память, пребывая теплою (т. е. нерассеянною), настраивает сердце производить слезотворные и в себя углубляющие помышления» 269 . Как исключение из этого правила он разрешает немного громче совершать песнопения, «когда бываем подавляемы большою печалью» 270 , чтобы этим самым заглушить скорбные вопли души и псаломской мелодией развеять тяжелое облако печали. Из сказанного видно, что высшая молитва есть молитва внутренняя и, как называют ее святые авторы, – духовная, ибо в ней дух человеческий благодатию Божиею удостаивается духовных даров, из которых первый – созерцание Бога. 5.3. Три вида духовной молитвы Рассматривая подробнее учение святых подвижников о высшей, созерцательной, молитве, следует отметить, что они различают в ней три вида. Первый вид высшей молитвы достигается человеком путем совершенствования его обыкновенной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

12. Утверждение Постановлений Архиерейского Собора. 13. Утверждение Послания Архиерейского Собора. 14. Торжественное заседание Архиерейского Собора, посвященное столетию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, при участии глав и делегаций Поместных Православных Церквей. Регламент Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 2017 года). Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072619.html 1. В соответствии со статьей 2 главы III Устава Русской Православной Церкви все епархиальные и викарные архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется в каждом отдельным случае президиумом Архиерейского Собора. 2. Руководство Архиерейским Собором осуществляет его председатель и президиум Собора. 3. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Председатель Архиерейского Собора: 4. Президиум Архиерейского Собора состоит из членов Священного Синода. По предложению Священного Синода в состав президиума могут включаться другие члены Архиерейского Собора. Президиум Архиерейского Собора: 5. Архиерейский Собор осуществляет свою работу на пленарных заседаниях и, при необходимости, в рабочих группах, состав которых утверждается Архиерейским Собором по представлению президиума. В составе Архиерейского Собора действуют мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии, избираемые из числа членов Архиерейского Собора. Архиерейским Собором избирается его секретарь, который возглавляет аппарат Архиерейского Собора. 6. Пленарные заседания Архиерейского Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Президиума. На пленарных заседаниях: 7. Отдельные разделы доклада Патриарха и других представляемых на Архиерейский Собор докладов могут обсуждаться в рабочих группах. 8. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов президиума.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Не считало никогда для себя обязательным это распоряжение Патриарха и Высшее Церковное Управление Зарубежной Церкви, находившееся в Сремских Карловцах. Епископы уходили за границу с частью духовенства, а также паствы именно с тем, чтобы не подчиниться злодейской власти и, напротив, продолжать борьбу с нею из за рубежа. Епископы-«беженцы» (как прозвали их теперь масоны) стремились поддержать церковно-патриотический дух у пасомых, воодушевлять спасенные остатки бойцов за Россию к дальнейшим подвигам для освобождения Родины. Партиарх Тихон все это отлично понимал. Именно в целях узаконения оторванных от него епископов Высшим Церковным Установлением в России, с его благословения и утверждения, издан был в ноябре 1920 г. новый для Русской Церкви канон 2 . Этим законом-каноном архиереям, оторванным от Высшей Церковной Власти, поручаюсь создавать с другими епископами, находящимися в таком же положении, общий орган управления. Выполнение же такого канонического объединения поручалось старейшему из архиереев, оторванных от Москвы. Отчет о всех своих действиях этот орган епископского управления должен был дать Всероссийскому Церковному Собору. Закон этот и был в точности выполнен зарубежными иерархами в 1922 г., когда они оказались совершенно оторваными от Патриарха Тихона, лишенного большевиками свободы и накануне своего задержания издавшего, под явным давлением большевиков, указ 22 апреля (5 мая) 1922 г., коим наносился крупный удар зарубежному духовенству. Попытка большевиков в 1922 году разгромить Зарубежную Церковь. Помощь им в этом зарубежных левых Указ Высшей Церковной Власти от 22 апреля (5 мая) 1922 г. упразднял Высшее Церковное Управление заграницей, ставя ему в вину следующее, ясно выраженное в предложении Патриарха Тихона Высшей Власти. «Прилагаю при сем «Нового Времени» от 3 и 4 декабря и 1 марта 1922 г. В них напечатаны послания Карловацкого Собора и обращение к мировой Конференции. Акты эти носят характер политических и, как таковые, они противоречат моему посланию от 25 сентября 1919 г. По сему: 1) Я признаю Карловацкий Собор Заграничного Духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о возстановлении Династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции не выражающим оффициального голоса Русской Православной Церкви...».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На глубине своего Богочеловеческого существа у Церкви есть сила ее Главы – Христа – и великая, Им же подаваемая свобода. Еще у Церкви есть тревога о мире и современном человеке. (Именно так называется одна из книг поучений Паисия Афонского – «С болью и любовью о современном человеке».) Поэтому голос Церкви будет звучать. Должен звучать. Иногда он будет для некоторых ушей звучать как провластный, иногда – как оппозиционный. Временами он может звучать не за «тех» и не за «других», а выше обоих. И это великое благо, что голос Церкви звучит. Потому что если она замолчит, то это будет означать, что наступили времена, тяжелее и печальнее которых не было еще от сложения мира. В те дни Церковь скроется молча и будет искать пустыню, чтобы в ней дождаться скорого Второго пришествия Жениха. И все балаболы и пересмешники, все поборники явного словоблудия и тайных беззаконий вдруг поймут, что с молчаливым уходом Церкви жизнь разом потеряла смысл, а жуткий гнев уже стоит у порога… Поэтому говори, Невеста Христова, говори обо всем, о чем считаешь нужным. Говори о времени и пространстве, об одежде и пище, о рождении и смерти, о грехе и наказании за грех. Говори и о политике тоже. И звук голоса твоего и шипящая реакция многих на твой голос будут знаками того, что Земля всё еще не территория тотального проигрыша, а поле продолжающейся битвы за Истину. Рейтинг: 9.5 Голосов: 46 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир 4 марта 2015, 12:36 Поддерживаю Владислава. Моё мнение, церковь может на прямую влиять на политику только через святых. Если они есть в данное время в церкви. И опять же, если политики сами обращаются к святым за советами. Если этого нет, то не церковь влияет на политику а политики и власти влияют на церковь. Сразу и пример; митрополит Филипп. Митинги, акции протеста, (так и хочется добавить - теракты) это всё какие то методы для большевиков-подпольщиков. Да и что мы можем с общественными акциями? Нас всего то полтора процента. Любая певичка может собрать стадион поклонников а Алексей Ильич - неполный зал среднего кинотеатра.

http://pravoslavie.ru/77561.html

Откр.4:4 .  И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. Кто были старцы, окружавшие престол, – толкователями решается неодинаково. На основании того, что эти старцы, сидящие на престолах, были одеты в белые одежды как знак их святости и непорочности ( Откр.3:4, 7:13 ), а на головах их были золотые венцы, служащие символом победной награды ( Откр.2:10 ), должно придти к тому выводу, что под 24 старцами нужно разуметь не какие-либо определенные классы личностей (хотя бы патриархов и апостолов), но и действительных представителей всего прославленного человечества, сколько ветхозаветного, столько же и новозаветного. Эти старцы действительные личности, они избранники из среды прославленных ( Откр.5:9 ), чтобы быть выразителями служения людей Богу и любви Бога к людям. Откр.4:5 .  И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; Под голосами здесь вернее разуметь не звукораздельные человеческие голоса, но вообще звуки, вообще шум как обнаружение постоянного движения, постоянной жизни 22 . Под седьмью светильниками, так же как и в Откр.1:4 , содержится указание на третью Ипостась Св. Троицы – Св. Духа, Который действует в мире как раздаятель благодатных даров. Откр.4:6 .  и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. В общем описании Божественного престола стеклянное море нужно отнести к обстановке этого последнего. Оно должно составлять существенную черту общей характеристики и есть явление, подобное радуге, так же необходимое, как и эта последняя. Это – среда, не такая, как наш воздух, и не такая, как море. Но, несомненно, нечто совершенно реальное, каким был и самый престол, и вся его обстановка. – «Посреди» нельзя понимать буквально, в том смысле, что животные помещались на самом троне: трон был занят Сидящим. Необходимо понятие «посреди» сблизить с понятием «вокруг». Нужно представлять так, что животные находясь между тронами старцев и троном Сидящего, одни были за и пред престолом (посреди), другие же – по его сторонам. Кто были животные? – Они называются животными (не зверями), т. е. живыми существами, и это может сближено с понятием человек, который есть тоже живое существо. Во всяком случае это суть самостоятельные живые существа, личности. Животные эти исполнены очей спереди и сзади, т. е. нужно допустить что св. Иоанн видел их имеющими множество очей и спереди, и сзади. Это указывает на чистоту и возвышенность их природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

II. Религиозное образование и воспитание в христианской перспективе 1. Христос указал на детей в качестве образца веры и, особо приблизив их к Себе, призвал подражать им (Мф. 19, 13-15; 11, 25). Следуя примеру Христа и полученной от Него заповеди (Мф. 28, 18-20), наши Церкви призваны проявлять заботу о христианском воспитании детей в духе Евангелия. 2. Христианское образование и воспитание, основывающееся на христианской антропологии, имеет своей целью формирование надлежащих связей человека с Богом, ближними и окружающим миром (Втор. 6, 20-25; Пс. 77, 2-7). Оно не просто представляет собой процесс интеллектуального усвоения определенного набора знаний, но имеет своей целью целостное и гармоничное развитие личности человека (Притч. 3, 13-18). 3. Бог даровал человеку совесть, способность различения между добром и злом (Рим. 2, 14-15). Однако это понимание легко затемняется грехом, и поэтому человек нуждается в руководстве Слова Божия. Христианское воспитание основывается на ценностях Евангелия, стремится к пробуждению и усилению голоса совести (Еф. 6, 4). 4. Церковь должна иметь право и возможность принимать активное участие в процессе созидания и рецепции ценностного базиса общества, в том числе на том этапе, на котором формируется личная ценностная картина человека – в его детстве и юношестве. Каждый ребенок имеет право получать ответы на важные вопросы о Боге, происхождении мира и смысле жизни. Наши Церкви осознают свою ответственность за ознакомление подрастающего поколения с христианскими ответами на основополагающие вопросы бытия (Еккл. 12, 1-7). 5. Любая культура испытывает влияние тех религиозных традиций, с которыми она исторически связана. Христианское благовестие на протяжении двух тысяч лет в значительной мере влияло на развитие культур. Поэтому христианское образование помогает детям и молодежи осознать христианские корни нашего общества. 6. Христианское образование и воспитание представляет собой процесс передачи традиции христианского мировоззрения, этики и образа жизни. Традиция является одним из фундаментальных принципов развития цивилизации и культуры. Традиция – не статическое состояние, но творческий процесс. Христианская традиция созидает и поддерживает атмосферу безопасности и надежности, сопровождающую ребенка в процессе формирования его личности. Знание и усвоение собственной традиции является прочным основанием для уважения к традициям других людей (Лев. 19, 33-34; Втор. 10, 17-19).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208348...

Рейтинг: 8.2 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Лариса 15 февраля 2014, 19:18 Братия Сретенского монастыря во главе с о.Тихоном не только словами, но больше делами учат своих духовных чад важнейшему и нужнейшему в нашем мире - любви к ближнему. Шутка ли - собрать своих сотрудников (а их по словам о.Тихона больше 1000), студентов семинарии, прихожан и устроить в центре Москвы концерт лучшего из российских хоров? Позаботиться об угощении. Сделать все, чтобы ближнему было радостно. Это лучшая проповедь! Наталья 15 февраля 2014, 13:55 С юбилеем вас-20 летием возрождения Сретенской обители!!!Господи, даруй благодать Твою о.Тихону, братии Сретенской обители, прекрасному хору с замечательным руководителем Никоном Жила! С уважением, Наталья Елена.Украина 14 февраля 2014, 22:58 Михаил:А что в хоре поют не монахи. При виде в костюмах уходит какая-та благодать. Михаил,а что,разве только у монахов бывает благодать? Внешняя одежда не влияет в данном случае на внутреннее содержание души. Бог зрит в сердце человека. Лично у меня всегда " благодатные мурашки " по коже бегают от пения Сретенского хора... и катятся слезы умиления. С Праздником Сретения Господня,дорогие отцы,братья и сестры. МНОГАЯ ЛЕТА!!! о.Тихону, Сретенской обители,ее насельникам, и прекрасному,благодатному хору,славящему Христа Бога нашего. Николай 14 февраля 2014, 19:52 О ностальгии... Живущим не " за границей " , а дома, нельзя отказывать в таком прекрасном чувстве. У нас тоже ностальгия... по Святой Руси. Зинаида 14 февраля 2014, 19:31 Сердечно поздравляю с ПРАЗДНИКОМ отец Тихон, хористы, братия Сретенского монастыря! Многая и благая лета вам, родные наши братья! Л. Гаркотин. 14 февраля 2014, 19:06 Замечательный концерт и замечательная организация. Все чувствовали себя как у себя дома, со своими близкими и родными людьми. Спасибо огромное и Слава Богу, что у отца Тихона все получается, и колхоз, и хор, и служение. Все по доброму и по домашнему. Праздник,устроенный для нас всех,собравшихся в этом большом зале,радостный и светлый, запомнится надолго. Организаторы потрудились на славу.Ну а хор бесподобен! Жаль, что его не видит и не слышит вся страна наша.Телевидение , к сожалению,такие голоса и такой репертуар, не интересует... Начал брюзжать, но, правда , очень хочется чтобы программу эту могли посмотреть и наши взрослые дети, и подрастающие внуки. Еще раз всем спасибо и Храни всех Господи! Отцу Тихону долгих лет, успехов и помощи Божьей.

http://pravoslavie.ru/68451.html

Ибо в Азии усопли великие светочи, которые восстанут вновь в день пришествия Господня, когда явится Он во славе с небес и воззовет к святым своим: таков Филипп, один из двенадцати апостолов, усопший в Иераполе, [а также] две его дочери, состарившиеся в девстве, и еще одна дочь, что жила в Духе Святом и покоится в Эфесе; [таков же] и Иоанн, приклонявшийся к груди Господа, бывший священником, носивший первосвященническую табличку (to petalon) 1103 , свидетель (martys) 1104 и учитель. Он усоп в Эфесе. Далее – Поликарп из Смирны, епископ и мученик (martys): и Фрасей, епископ и мученик (martys) из Евмении, усопший в Смирне. Надо ли упоминать еще Сагариса, епископа и мученика (martys), усопшего в Лаодикии? Или блаженного Папирия, или Мелитона-евнуха, во всем жившего в Духе Святом, что покоится в Сардисе, ожидая посещения с небес, когда он восстанет из мертвых? Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день, по Евангелию, никак от этого не отклоняясь, но следуя правилу веры. Также и я, Поликрат, последний из вас всех, [поступаю] согласно преданию своих родичей, некоторых из которых посещал как ученик (parèkolouthèsa) 1105 . Семь родичей моих были епископами – я восьмой. И всегда мои родичи хранили тот день, в который народ [то есть иудеи] убирает закваску. Потому и я, братия, прожив шестьдесят пять лет в Господе, общаясь с братьями со всех концов света и прочтя от начала до конца все Священное Писание , не устрашусь угроз : (Евсевий, Церковная история, 5.24.2–7) 1106 1107 . Исследователи этого отрывка обычно упускают из виду его искусную и тщательно продуманную композицию. Поликрат приводит семь великих светочей Азии, которые праздновали Пасху в четырнадцатый день. Семь – число полноты, означающее, что их свидетельства вполне достаточно. Ссылаясь далее на семерых своих родичей, бывших епископами, у некоторых из которых он учился, Поликрат не вводит второй, дополнительный, набор свидетелей – своими родичами он называет этих семерых великих светочей. Из скромности он не говорит о своем родстве с ними сразу – вначале перечисляет их по именам, а затем вводит и себя, «последнего из вас всех» 1108 , восьмого, чье свидетельство, в сущности, уже не требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Молитва и пение — одни из главных средств выражения религиозных чувств. Пение есть соединение слов с музыкой голоса. Ум выражает свою работу в простых словах, в формулах, в сухой прозе. Чувства не довольствуются одними лишь словами, для чувств мало простых слов, они требуют возвышенных слов — поэзии. Это прекрасно доказывают православные богослужебные книги. Они состоят из поразительно возвышенных поэтических творений, изъясняющих религиозные истины и положенных на гласы и распевы. Творцами песнопений были святой Иоанн Дамаскин , преподобные Косма Маиумский , Роман Сладкопевец , Андрей Критский , Ефрем Сирин и другие святые люди, которые принимали религиозные истины не только умом, но и переживали их сердцем. Каждое православное богослужение есть почти сплошь пение молитв, к чему призывал св. апостол Павел: «Будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ). Еще яснее сказал апостол Павел в послании к Ефесянам: «Поступайте как чада света…, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными» ( Еф.5; 8, 19 ). Святитель Иоанн Дамаскин в своем ирмосе на Богоявление призывает: «Радуимся и разширим уста, Слову плетуще от словес сладкопения, имже к нам наслаждается дарований» 2 , то есть возрадуемся, раскроем уста, чтобы Богу — Слову сплетать из слов сладкопение: то, что Ему приятно из наших даров. Раньше преп. Иоанна Дамаскина эту мысль выразил чрезвычайно ярко св. Григорий Богослов : «Я приношу в дар слово, — говорит св. отец, — слово, как лучшее и драгоценнейшее из всего, что имею, особенно же, когда воспеваю Слово за благодеяния к словесному существу». Итак, религиозная жизнь есть по преимуществу жизнь чувств, которые находят выражение в молитвах и песнопениях. Церковное богослужебное пение есть язык, с которым человек приходит к Богу, есть дар, угодный Богу, выражение души, благоговеющей пред Богом и утреннюющей пред лицом Его. «К Тебе утреннюю милосердия ради…» — пел св. Косма Маиумский , то есть с раннего утра пою Тебе, Боже, ради Твоего милосердия ко мне 3 . «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой…» — молитвенно взывал пророк Давид ( Пс. 5:4 ).

http://azbyka.ru/o-cerkovnom-penii

Первое название значит – «истоптанный», второе – «мир», третье – «видение мира». Так как к цели подступаем постепенно, и после путешествия становимся склонны к видению мира (отдохновению); то в Иерусалиме и родился в силу этого мира Соломон, то есть миротворец, и бысть в мире место его ( Пс. 75:3 ). А как прообраз Христа, он получил, по этимологическому значению названия города, имя Господа господствующих и Царя царей. Но зачем говорить о Давиде и всем племени его, царствовавшем в этом городе? Насколько Иудея выше других стран, настолько этот город выше всей Иудеи. Кратко сказать, слава всей страны должна быть приписана столице, а все, что есть достохвального в членах, должно быть отнесено к голове. Но уже самые буквы, начертанные нами, чувствуют твое нетерпение возражать, и сама бумага замечает поднимающийся против нее вопрос. Да, подтвердишь ты, и скажешь, что все то было давно, когда любил Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих ( Пс. 86:2 ), и были основания его на горах святых (там же), хотя и это может быть изъяснено в другом смысле; – но что после того, как голос разгневанного Господа прогремел: се, оставляется вам дом ваш пуст ( Матф. 23:38 ), и скорбно предсказал разрушение Иерусалима, говоря: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и каменем побивая посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и не восхотесте: Се оставляется вам дом ваш пуст ( Лк. 13:34–35 ), и что после того, как разодралась завеса храма, как пролита была кровь Господа, и осажден Иерусалим войсками, – тогда отступила от него стража ангельская и благодать Христова. Ибо даже и сам иудейский писатель, Иосиф, утверждает, что в то время, когда был распят Господь, из притворов храма проносились голоса небесных сил, восклицавших: «выйдем из этих мест» (Иосиф, De bello Iud. кн. 6, гл. 5). Из всего этого и из кое-чего другого видно, что идеже умножися благодать, там преизбыточествова грех (ср. Рим. 5:20 ), – и что после того, как Апостолы услышали: шедше научите вся языки ( Матф. 28:19 ), и сами сказали: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, се обращаемся во языки ( Деян. 13:46 ), тогда вся святыня Иудеи и древнее домостроительство Божие были перенесены апостолами к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010