С помощью этих терминов Павел описывает различные типы преданий, которые сообщал созданным им церквам. Разумеется, сюда входят «керигматические проповеди», суммирующие евангельскую историю и месседж (лучший пример – 1Кор 15:1–8 ), нравственные наставления, наставления по организации общины и проведению богослужений, а также предания об Иисусе (лучший пример – 1Кор 11:23–25 ) 685 . Очевидно, со специальными терминами, относящимися к передаче традиции, Павел был знаком по своему фарисейскому опыту. Однако важно отметить, что и помимо Павла в раннехристианской литературе мы встречаем немало примеров употребления этих терминов – что доказывает, что Павел был в этом не одинок и что другие авторы использовали эти термины независимо от него ( Иуд 3 , Лк 1:2 , Деян 16:4 , Дидахэ, 4:13, Варавва 19:11). Терминология здесь достаточно важна: «передать» предание – не то же самое, что просто его рассказать, а «получить» – не то же самое, что выслушать. Передача предания «означает, что один передает другому нечто такое, чем тот теперь владеет»; получить предание «означает получить нечто в свое владение» 686 . Это не обязательно означает заучивание слово в слово, но всегда предполагает процесс обучения и закрепления в памяти. Более того: очевидно, что предания, о которых говорит Павел, должны были передаваться авторитетным и уполномоченным на это лицом – таким, как он сам. В одном случае, говоря о преданиях, Павел ясно показывает, что его право на передачу, по крайней мере, некоторых из них не вытекает из апостольского статуса как такового, но связано с тем, что сам он получил их из авторитетных и компетентных источников ( 1Кор 15:3 ). Таким образом, он является одним из «передаточных звеньев» в этой цепи 687 . От кого получал предания Павел? В 1Кор 15он сообщает, что получил те предания (в том числе список явлений по Воскресении), которые воспроизводит в стихах 3–7 688 ; некоторые ученые полагают, что источником этих преданий должна была быть «эллинистическая» церковь в Дамаске, а не иерусалимские апостолы 689 . Эта точка зрения призвана подтвердить теорию жесткого разделения христианства «эллинистического еврейства», к которому будто бы принадлежал Павел, и палестинского иудео-христианства Иерусалимской церкви. Однако такое разделение едва ли совместимо с той ролью, которую отводит Павел Иерусалимской церкви тут же – в 1Кор 15:5, 7 . Более того: когда Павел настаивает на своем апостольстве, несмотря на его необычность (стихи 9–11), то подчеркивает единодушие между собой и другими апостолами в ключевых вопросах, которые только что повторил (стих 11). Это единодушие существовало, потому что он получил эту традицию от иерусалимских апостолов 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Идея о папской непогрешимости является в догматике так называемого новейшего католичества, получающего свое историческое существование со времени тридентского собора (1545–1562) и известного под именем ультрамонтанства. Но и здесь идея эта до последнего времени оставалась простым богословским мнением, для верующего католика необязательным и для его спасения не необходимым. В догмат, т.е. в обязательный для каждого католика член веры, мнение о папской непогрешимости возведено недавно умершим папой Пием IX. Перенесемся мысленно в ту лабораторию, в которой совершился процесс превращения папской непогрешимости в догмат. Как известно, догмат о папской непогрешимости провозглашен католическому миру 18 июля 1870 г. ватиканским собором. Собор этот был открыт 8 декабря 1869 года. По официальной статистике, в свое время опубликованной в Риме, число прелатов, заседавших на соборе с правом голоса, доходило до 770. Из них круглым числом было 50 кардиналов, 100 апостольских викариев, более 100 епископов Пропаганды, 276 итальянцев, из которых 143 принадлежали к Папской области, 180 епископов, церкви которых сохраняют еще некоторую автономию, именно – французских, немецких, испанских, португальских и проч. Чтобы оценить все значение эти цифр, нужно принять в соображение: 1) что число апостольских викариев и епископов in partibus, т.е. епископов безместных, паства которых, по выражению насмешников, находилась на луне или на Сириусе, не достигало никогда такой значительной пропорции, как на ватиканском соборе 5 , и что присутствие их, хотя и в меньшем числе, не один раз вызывало сильные возражения на соборах констанцком и тридентском, 2) что Пропаганда, дисциплина которой не уступает дисциплине вооруженной армии, основана папой Григорием XIII в 1585 году и что, следовательно, она позднее тридентского собора, последнего вселенского католического собора. Она обнимает собой епископаты Англии, Голландии, Соединенных Штатов и различных стран других частей света, 3) что многие из епископатов, некогда имевшие правильную организацию и известную независимость, в настоящее время вследствие революций остаются беспомощными, преследуются своими правительствами и всецело зависят от папского двора, служащего для них единственной опорой. Таково положение епископов Южной Америки, итальянских – со времени 1861 года, испанских – со времени 1869 года,

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Обвиняемого священником пока назвали только здесь, причем привели внушительный послужной список . Некоторые подробности: " В Ижевске прошел суд по делу священнослужителя, которого подозревают в присвоении денег прихожан. 28-летний мужчина был служителем церквей разных городов и поселков Удмуртии. С 2015 года его приняли в один из соборов Ижевска ключарем. Как установило следствие, 10 сентября прошлого года он снял в одном из банков 5 миллионов рублей со счета собора - это были пожертвования прихожан, и потратил их на свои нужды. - Чтобы доказать его причастность, сотрудники правоохранительных органов провели оперативно-разыскные мероприятия, обыски и допросы свидетелей, - рассказывают в пресс-службе Первомайского районного суда. 6 мая священнослужителю предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ " Присвоение или растрата " . Его могут посадить на 10 лет. Суд решил, что он будет под домашним арестом ближайшие два месяца " ». Нельзя отрицать, что проблема учета церковных средств назрела и назрела уже давно. И есть устойчивое ощущение, что если Церковь сама не займется серьезно этими проблемами, то займутся другие. А авторитет Владимира Владимировича ой как высок в нашем обществе, и уже раздаются голоса (правда, пока слабые), призывающие его вмешаться, к примеру, по поводу нестроений в Церкви, связанных с Всеправославным собором. Будет не удивительно, если кто-то из важных церковных лиц призовет его навести и финансовый порядок в Церкви. Но кто знает, хорошо ли это будет для Церкви. Мы ведь помним, что подобные разбирательства, начинающиеся с вполне справедливых примеров, потом заканчиваются гонениями на Церковь... Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Ответ на 1., andrey-volkov : О.Всеволод ведет себя именно так,как ему предписано...И не более того! Если не секрет, можете прокомментировать, кем предписано? 1. Re: Загадка протоиерея Всеволода Чаплина, и возможность вмешательства государства в дела Церкви

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

По внутреннему, административному своему устройству Афон похож на аристократическую республику, где аристократический элемент представляют, однако, не лица, а корпорации. Эти корпорации суть двадцать привилегированных монастырей, имеющих право посылать в Протат представителей. Вот их имена: Греческие монастыри. 1) Ватопед; 2) Ивер; 3) Эсфигмен; 4) Ставро-Никита; 5) Филофей; 6) Котломуш; 7) Каракалл; 8) Григориат; 9) Дионисиат; 10) свв. Павла и Георгия; 11) Дохиар; 12) Ксеноф; 13) Симо-Петр; 14) лавра св.Афанасия; 15) Пантократор; 16) Ксиропотам; 17) Костамонит. Болгарские. 18) Зограф; 19) Хилендарь (Хилендарь вначале был сербский, но мало-помалу Болгары, как соседние по местности, заняли их место, а Сербы стали всё реже и реже являться на Афон) и 20) русский св. Пантелеймона. (В нем, если не ошибаюсь, на пятьсот человек около полутораста Греков, и сам игумен, отец Герасим, столетний Грек, известный издавна в тех краях умом своим и безукоризненной святостью своей долгой и многотрудной жизни. Русскими он чрезвычайно почитаем и любим.) Всего монашеского населения на Афоне полагается около 8–10 тысяч, не считая подвижного населения – поклонников и наемных работников из соседних местностей. Население двадцати вышеназванных монастырей составляет меньшинство. Остальные монахи расселены: 1) по скитам, то есть по обителям меньшим, не имеющим права голоса в Протате, построенным на земле которого-нибудь из действительных, привилегированных монастырей и более или менее зависящих от него (таковы, например, русский скит св. Андрея или Серайский скит, зависящий от Ватопеда; скит св. Илии, тоже русский, населенный выходцами из южной России, зависимый от Греков Пантократора; Молдавский скит и др.); 2) по кельям и каливам, то есть по отдельным домикам в лесу, тоже на монастырской земле и под началом монастыря. Келья есть жилище с домовою церковью; калива – домик без церкви; 3) по наемным квартирам в небольшом афонском городке, называемом Карея, где живет каймакам турецкий и заседает Протат и, наконец, 4) по шалашам в лесу и по скалам и пещерам, иногда едва доступным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

1) все наличные в городе причты, как приходские, так и состоящие при различных учреждениях, 2) представители от иногороднего и сельского духовенства, по одному от благочиния, избранные благочинническими съездами, 3) настоятели монастырей города и иеромонахи – все лично, и представители иных существующих в епархии монастырей – по одному от каждого, 4) представители от всех духовно-учебных заведений епархии, как мужских, равно и женских, 5) представители всех епархиальных учреждений и 6) представители приходов в лице церковных старост, в губернском городе – всех лично, в уездных же городах и сёлах – по одному от благочиния. Каждый из членов собрания имеет право предложить письменно своего кандидата в епископы. Таким же правом пользуются собор епископов и Патриарший Синод. После наименования кандидатов производится суждение о их достоинствах и недостатках и делается запрос о их согласии выступить кандидатами на известную епископскую кафедру. Кандидатами могут быть выставлены лица как из местных уроженцев и деятелей, так и иногородних. Желательно при этом, чтобы кандидатами были люди с высшим богословским образованием и только в исключительных случаях – со средним. После того как будут собраны все необходимые справки о предложенных кандидатах и удостоверено их согласие выступить таковыми, назначается день избрания. Избрание производится в присутствии всех членов собрания, под руководством собора епископов, закрытой баллотировкой. Епископы не подают избирательного голоса наравне с другими членами собрания. Дело об избрании кандидата представляется в Патриарший Синод на утверждение. Последний наводит справки о том, нет ли каких-либо препятствии к допущению избранного до управления епархии. В случае неудачи выборов назначаются выборы во второй раз. При неудаче вторичных выборов избрание и назначение епископа предоставляется центральной церковной власти. После утверждения избранного Патриаршим Синодом совершается наречение, а затем и посвящение в кафедральном соборе тем же собором епископов, который присутствовал при выборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Так как одним из величайших преимуществ инославных обществ теперь является их автономия во внутренних церковных делах, то, чтобы парализовать это преимущество, не благовременно ли устранить или хотя бы несколько ослабить ту постоянную опеку и тот слишком бдительный контроль светской власти над жизнью церковной и над деятельностью церковного правительства, который лишает церковь самостоятельности и инициативы и, ограничивая область ее ведения почти одним богослужением и исправлением треб, делает ее голос совсем неслышным ни в частной, ни в общественной жизни. Не следует ли, поэтому, предоставить православной церкви большей свободы в управлении ее внутренними делами, где бы она могла руководиться, главными образом, церковными канонами и нравственно-религиозными потребностями своих членов и, освобожденная от прямой государственной или политической миссии, могла бы своим возрожденным нравственным авторитетом быть незаменимой опорой православного государства. 4 . Наставник и прочие духовные лица инославных общин, являясь ставленниками этих последних, должны иметь для них особый авторитет и, при всех обстоятельствах не только чисто церковной, но и общественной жизни, окажутся естественными представителями своих общин и ходатаями за них пред правительством. Такого же непосредственного участия в общественной жизни прихода желает и от православного духовенства Высочайший указ от 26-го июня 1904 года. Поэтому, не следует ли распространить на православных священников права быть непременными членами общественно-государственных учреждений, имеющих место в их приходах (в случае восстановления прихода как земской единицы), участвовать в мирском сходе и быть представителями общины пред властями, при желании последней. 5 . Чтобы голос церкви был более слышен в государственном управлении (которое принципиально призывает на себя благословение церкви), а также, чтобы и государственные сановники могли непосредственно от полномочных представителей церкви знать ее взгляд на тот или иной предмет, и представители церкви могли непосредственно разъяснять государственным сановникам церковные дела и ходатайствовать о нуждах и потребностях церкви, не признано ли будет желательным теперь же предоставить высшим представителям церковной иерархии (нескольким из них, по рангу или по выбору церкви) участия с правом голоса в заседаниях Государственного Совета, Комитета Министров и подобных высших государственно-законодательных учреждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В итоге в храме осталось около 80 человек, включая официальных членов приходского совета. Проведя общую молитву, владыка Марк начал собрание с того, что попросил уйти не членов прихода, призывая действовать согласно уставу. «В ответ на это, - продолжают очевидны, - ряд прихожан зачитали вслух статью 5 пункт 1 приходского устава, вывешенного при входе в церковь. В статье говорится о том, что в генеральной ассамблее может принять участие каждый(ая) прихожанин(ка), который(ая) об этом запрашивает и которая отвечает следующим условиям: 1: участвует финансово и регулярно в приходской жизни либо ведёт деятельность, служа приходу (как минимум в течении 12-ти месяцев). 2: проживает в кантоне Женева 3: старше 18-и лет. Большинство прихожан, оставшихся в церкви, подтвердили своё соответствие этим трём пунктам. В ответ, после кратного обмена со старостой прихода, владыка Марк уточнил, что финансовое участие должно было в обязательном порядке проводиться через банковские переводы, а также все члены прихода должны были получить личное письменное приглашение от старосты церкви. Раздались голоса, что это " нововведение задним числом " не соответствует опубликованному уставу прихода, и не существует никаких оснований исключать финансовое участие прихожан в тарелочном сборе во время служб или иных наличных вложений в церковную жизнь, а также практической работы на нужды храма. Прозвучала мысль о том, что не старосте в единоличном порядке решать, кто достоин звания прихожанина (ки) и привилегии голосовать на общеприходском собрании. На данные аргументы Владыка Марк призвал к смирению и предупредил, что ассамблея будет распущена в случае неповиновения». «На требования прихожан зачитать список В.В.Мелешко, кто имеет право участвовать в ассамблее, ответа не поступило. Некоторые прихожане со слезами на глазах пробовали уточнять лично у батюшек, сидящих напротив, неужели они за долгие годы помощи церкви не заслужили право называться прихожанами. При этом никто из прихожан не выходил из церкви. Для успокоения страстей примиряющую речь произнёс старший священник Крестовоздвиженского собора протоиерей Павел Цветков, на русском и французском языках. Он перечислил все позитивные моменты, произошедшие в приходе в течение последних лет, несмотря на конфликт и крупный разлад в рядах прихожан. Далее произнёс громкую, эмоциональную речь протоиерей Емельян Починок, подчеркнув, что на данный момент устав не чёткий, и на субботнем приходском совете, созванном за день до ассамблеи, было принято решение разработать новый устав в течение года. Это заявление вызвало облегчённый вздох у некоторых прихожан, упомянувших, что владыка Михаил, ныне временно отстранённый, в течение 10 лет неоднократно заявлял о необходимости приведения устава прихода, принятого в 2000 году, в соответствие с " нормальным приходским уставом РПЦЗ " , в то время как члены приходского совета во главе с представителями Общества Русской церкви также неуклонно эти инициативы саботировали», - отмечают прихожанки.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/19/ko...

В первом из указанных сочинений Гарнак издает их в полном виде, но в улучшенной по сравнению с Биккелем редакции, во втором – в виде более кратком. В последнем случае, немецкий ученый выпустил начальные главы памятника, так как они представляют собой заимствование из древнего произведения: «Учение Двенадцати Апостолов»; затем он выпустил все прибавки к памятнику, носящие следы более позднего происхождения. Для того, чтобы последующая речь наша была вполне ясна и понятна, считаем нужным дать полное представление о памятнике, а для этого лучше всего привести здесь памятник в русском переводе 1 . Мы возьмем во внимание тот вид этого памятника, какой он имеет в сокращенном издании Гарнака. Гарнак, издавая этот текст, делит его на две части: одной он дает заглавие: κατστασις τς κκλσ– ας, а другой: κατστασις του κλρου. Оба эти названия придуманы самим Гарнаком, как соответствующие содержанию памятника. Основание для деления памятника на две части заключается в том, что две части памятника, по суждению ученого, в первоначальном виде представляли собой отдельные литературные явления, соединенные впоследствии в одно целое позднейшим компилятором. В нашем переводе памятник тоже будете разделен на две части. Часть первая, носящая у Гарнака заглавие: τηκα στασις του κλρου. (Удержим и то деление на главы, которое находим у того же немецкого издателя.) 1 . «Если находится немного мужей и в каком-либо месте не окажется и двенадцати человек, которые могли бы подавать голоса об избрании епископа 2 , то должно написать к соседним церквам, где есть организованная церковь , чтобы оттуда пришли три избранных мужа и заботливо испытали того, кто достоин (епископства) 3 , а таким должен быть человек, имеющий добрую славу у язычников, должен быть беспорочен, нищелюбив, честен, не пьяница, не блудник, не корыстолюбец, не болтун, не имеющий лицеприятия и тому подобное. Хорошо, если он – человек не женатый, а где нет такого, то по крайней мере муж единой жены 4 ; он (избираемый) должен иметь образование, чтобы быть в состоянии изъяснять св. Писание, а если он будет необразован 5 , то во всяком случай, он должен быть кроток и исполнен любви ко всем, чтобы епископ ни в каком отношении не мог заслуживать обличения подобно прочим мирянам 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Для вступления в это царство Он указывал путь покаяния ( Мк.1:15 ; Мф.4:17 ). А для достойного пребывания в этом царстве Он требовал веры и жизни по вере, жизни святой, богоугодной, согласной с волей Божией. Принеся весть о спасении и проповедуя Евангелие о царствии Божием, Господь повелел сначала апостолам, а в лице их всем их преемникам, неумолкаемо проповедовать это Евангелие, возвещать о царствии Божием и об условиях вступления в это царство и пребывания в нем, и проповедь наша есть не что иное, как продолжение и раскрытие евангельского слова Христова. Слово апостолов, как мы видим из книги Деяний Апостольских, было словом о покаянии и спасении. Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов.... Спаситеся от рода строптиваго сего ( Деян.2:38, 40 ), говорил апостол Петр в день Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа на апостолов, при первом обнаружении Церкви Христовой, и эту проповедь он и другие апостолы продолжали неизменно во все время своего служения ( Деян.3:19–20 ; Деян.5:30–32 ; Деян.13:38 ; Деян.17:30–31 ), во исполнение повеления Христова ( Деян.10:42–43 ; Деян.20:24 ). Красноречие, как мы заметили выше, не есть искусственное явление в ряде словесных произведений. Оно естественно является на почве обыденной жизни нашей, и проявление его вы можете видеть всюду. Оно имеет аналогию с обыкновенным возвышением голоса нашего, в виду каких либо обстоятельств, действующих на наши нервы. Положим, беззаботно идет человек по дороге, не замечая явной опасности, ему угрожающей: желая предостеречь его, мы, возвышая голос, заявляем ему об опасности, ему угрожающей. Или, упал кто в воду, и ему грозит потопление: мы криком хотим дать знать близ стоящим об этом, желая, чтобы пришли на помощь утопающему. Человек, по требованию самой природы, вынуждает свое слово и свой голос отвечать каждой потребности сердца. От частных, единичных случаев, нами указанных, перенеситесь мыслью к представлению более широких кругов, более важных и значительных жизненных интересов, касающихся судьбы или счастья целой массы людей, и вы увидите, как из обыкновенной речи возникает речь красноречивая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Ей приснилось, будто она слышит стройное пение святых жен. Она возрадовалась духом и хотела было войти в дом, откуда лились голоса и петь вместе с ними. Но привратник у входа не пустил ее. Он сказал, что к отроковицам Божиим не могут входить те, кто не принимает монашеский образ. От его слов она преисполнилась стыда и смущения... и проснулась. Не мешкая она отправилась к святому, рассказала ему о своем сновидении и попросила совершить то, от чего она так долго и упорно отказывалась. Итак, приняв монашество, мать преподобного стала во всем подобна остальным сестрам. Посадив множество ростков праведности, она теперь с радостью пожинает плоды бессмертия. В. Из Патерика Старец говорил: «Поверьте мне, чада, великая похвала и великая слава царю, который отрекся от престола и стал монахом. И так же велик позор монаху, снявшему с себя монашескую одежду и ставшему царем. Ибо умопостигаемое несравнимо достойнее чувственного». 2. Один великий прозорливый старец засвидетельствовал, что благодатную силу он видел во время Крещения и точно такую же силу видел при постриге человека, когда тот облачался в монашеское одеяние. Г. Из Ефрема Брат, не торопи время принятия ангельского образа 65 . Ведь это враг внушает некоторым неразумное желание удостоиться монашеской мантии, когда к тому еще не пришло нужное время. Но ты, возлюбленный, изо всех сил старайся угодить Богу, терпи и внимай словам апостола: Если и можешь сделаться свободным, то лучше сделаться рабом 66 . Посмотри на древние поколения и увидишь, что святые всегда терпением и стойкостью достигали обещанного (Богом) и каждый день просили о том, чтобы стать Его сонаследниками в Царстве Небесном. Вспомни, патриарх Иаков разве не за Рахиль работал на своего шурина Лавана четырнадцать лет в Месопотамии, где днем зной, а ночью (лютая) стужа? А Иосиф Прекрасный? Разве не проработал он много лет на чужбине? Как сказано в Писании: Иосиф, семнадцати лет, пас скот (отца своего) вместе с братьями своими, и дальше: Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице Фараона ( Быт. 41:46 ). Моисей, слуга Господа, прожил сорок лет в земле Мадиамской. И сыны Израиля только после сорока лет странствий вошли в землю обетованную. Но прежде всего, посмотри на Авраама: сколько лет ему пришлось ждать обещанного. Только проявив терпение, все святые получили обещанное. Итак, со смирением потерпи Господа, и в нужное время Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень ( Пс. 36:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010