Ст. 12. Неужели вступит в союз железо с железом от севера и медь? Симмах: Неужели повредит железо железу от севера и медь? LXX и Феодотион: познает ли железо и покрышка медная? Причина разности очевидна: поставленное в этом месте слово: jare по обоюдности выговора означает и дружбу и злобу, а если вместо буквы реш (которая сходна с буквою далет) читать далет, то значить также знание, ведение. Сказанное должно понимать так: не скорби, что народ враждебен тебе, ибо, когда ты возвещаешь горькое, он не может любить тебя –жесткого. Или: Вавилоняне, которые идут с севера и суть самое твердое железо, не могут соединиться дружбою с этим очень жестким и не гнущимся, подобно меди, народом. Или: самое грубое железо, то есть народ Израильский, не достоин познания Бога, так как он дошел до такого нечестия, что как бы окован самым крепким металлом – медью. Ст. 13–14. Богатство твое и сокровища твои отдам на расхищение даром (или без платы,) во всех грехах твоих и во всех пределах твоих. И приведу врагов твоих (или заставлю тебя служить врагам твоим) из земли, которой ты не знаешь; ибо огонь возгорелся в гневе моем, будет пылать на вас. Все, говорит, имущество твое отдам врагам твоим без всякой платы, – за грехи, какие сотворил ты во всех пределах твоих. За это я приведу врагов твоих, или заставлю тебя служить земле Халдейской, ибо огонь Мой, который однажды загорелся во гневе Моем, будет гореть на тебя и не потухнет. Ибо ты доставил материал для горения твоего, чтобы огонь Мой истребил твои, какие есть в тебе, дрова, сено и солому; и поэтому причина горения не в Господе, а в тех, которые дали материал для горения. Ст. 15–16. Ты знаешь, Господи, вспомни обо мне и посети меня и охрани меня от тех, кои преследуют меня. Не погуби меня по долготерпению Твоему, знай, что я ради Тебя потерпел поношение. Обретены слова Твои и я съел их (или от тех, кои порицают слова Твои), истреби их. И было ко мне (или будет) слово Твое в радость и в веселье сердца моего, ибо наречено имя Твое на мне, Господи Боже воинств. Поставленного нами: Ты знаешь у LXX нет. Блаженна та совесть, которая ради Бога терпит поношение. Поэтому говорит: обретены слова Твои, который ты говорил устами моими. И я съел их, то есть, я принял их, чтобы обратились они мне в веселие, бывшие прежде в поношение, Поэтому и Вавилоняне признают исполнившимся то, что Иеремия предсказал в будущем. Или смысл такой: я испытал бедствия, перенес преследования народа, гнавшего меня, но тем не менее возрадовался, что исполнил повеления и ради имени Твоего потерпел гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 22. Скажи: так говорит Господь: и будет валяться мертвечина человеческая (или трупы людей), как навоз на лице страны (или поля) и как солома позади жнеца, и некому собирать. Еврейское слово изображаемое тремя буквами: далет, бет, реш (ибо гласных между ними нет) по связи речи и по произволу читающего если читается dabar, то значить речь, если deber, то – смерть, если daber, то – скажи. Поэтому и LXX и Феодотион соединили первое слово этого отдела с предшествующим стихом, сказавши: истребить детей с площадей, юношей с улиц смертью . А Акила и Симмах перевели: λλησον, то есть скажи, – что Бог повелевает пророку сказать следующее далее: так говорит Господь и прочее. Смысл такой: когда войдет смерть чрез окна наши и вторгнется в дома Иерусалимские, и дети и юноши погибнут на площадях и на улицах, тогда мертвечина их или трупы мертвых будут как навоз на лице земли и как солома, которая оставляется позади жнеца и как безполезная не собирается. Этим хочет показать, что в Иерусалиме и окрестностях города будет такое истребление, что некому будет погребать убитых. Ст. 23–24. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим. Но тем да хвалится хвалящийся, что он знает (или разумеет) и уведал Меня, что Я Господь, творящим милость и суд и правду на земле. Ибо это угодно Мне (или: ибо в этом воля Моя), говорит Господь. Отвергается всякая гордость людей, когда мудрость, сила и богатство их вменяются ни во что и то только представляется достойным превозношения, чтобы знать и разуметь, что Он есть Господь, творящий милость и суд и правду на земле, что все управляется промыслом и правдою Божиею и что кажущееся нам не имеющим основания исполнено правды и разума. Ибо это только благоугодно Богу и только в этом воля Его. Где же те, кои говорят, что человек может управляться собственною волею и что ему дана способность свободной воли так, что уничтожается милость и правда Божия? Поэтому и апостол, заимствуя это свидетельство, говорит: хваляйся о Господе да хвалится ( 2Кор. 10, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Многие полагают, что это то самое место, о котором у Иеремии написано: «и настигли Седекию в пустыне, которая близь Иерихона, и все спутники разбежались от него. И когда взяли царя, привели его к царю вавилонскому в Ревлафе, которая в земле Емаф» ( Иер. 39:5 ). По причине близкого сходства еврейских букв далет ( ) и реш ( ), различающихся небольшой черточкой, она может называться также или Девлафой или Ревлафой. Сообразно же с таинственным пониманием, Господь простирает руку Свою на всех прельщающихся еретическим заблуждением, чтобы землю их, которая означает Церковь , сделать пустынной от Девлафы, которая на нашем языке означает παλθην, то есть сгущенную массу из сушеных смокв и фиг, и чтобы, нашедши горечь в мнимой сладости, свойственной невозделанной земле, а пустыне, они познали, что Он есть Господь. Ибо мед каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает гортань вкушающих; последи же горчае желчи оказывается ( Притч. 5:3–4 ). Это означают и две корзины со смоквами, которые были поставлены по Иеремии ( Иер. 24 ) пред храмом; одна с смоквами весьма хорошими и другая с весьма худыми, из коих одна относится к Церкви Христовой, другая к сонму делающих худое. Глава VII Ueз.VII:1–2 . И было слово Господне ко мне, говорящее: и ты, сын человеческий [скажи]: так говорит Господь Бог земле Израилевой: конец, пришел конец на четыре крыла земли. Их мы истолковали, как четыре страны света, именно восток и запад, юг и север. Об этих крыльях и Исаия говорит: Господи, от крил или концов земных чудеса слышахом ( Ис. 24:16 ), каковые по всей земле совершались чрез апостолов. И о святых написано: аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ея в блещании злата ( Пс. 67:14 ). Поэтому и Господь, когда приблизился и увидел Иерусалим, то заплакал и сказал: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош собирает птенцы своя под криле свои и не восхотесте ( Мф. 23:37 ). Это тот, Кто и по песни Второзакония ( Втор. 32 ), распростерши крылья Свои, поднял их и взял их на плеча Свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

а я узнал об истинах твоих, что Ты навеки утверждаешь их. Реш Спасти и защитить приди ко мне, избавь меня от бедствий властью Бога. Во всех делах, где мне нужна подмога, будь на моей, Всевышний, стороне. Гонителей так много и врагов вокруг меня — не будет им удачи: Ты щедр, Господь, но к грешникам суров; отступники да содрогнутся в плаче! Нет блага этим, чьи дороги кривы, — Твои суды ясны и справедливы. Спаси меня, Всевышний, и воззри, как я люблю веления Твои. Шин Я снова пред князьями виноват, а вся вина — что чту Твои основы и радуюсь Божественному слову: оно ценнее всяческих наград. Семь раз на дню прославлю я Тебя, и буду исполнять Твои уроки, и, Божьи откровения любя, увижу мир открытым и широким. Ложь ненавижу и гнушаюсь ею и восхищаюсь правдою Твоею. Перед Тобою все мои пути, и лишь с Тобою их смогу пройти. Тав Услышь мой вопль и вразуми меня! Перед лицом Твоим моё моленье о том, чтобы Господне избавленье пришло ко мне, несчастия гоня. Твои слова слетают с языка, Закон Господень и Господне имя. Да будет в помощь мне Твоя рука, ведь жив я повеленьями Твоими. Я жажду, Боже, Твоего спасенья, избрав навек Закона утешенье, и без сиянья Твоего лица я потеряюсь в поле, как овца. ПСАЛОМ 119 Канонический русский перевод Песнь восходящая. 1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. 2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. 3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? 4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми. 5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. 6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир. 7 Я мирен: но только заговорю, они — к войне. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 119 Н. Гребнев ПСАЛОМ 119 И вновь воззвал во скорби я своей, Услышь меня, Господь, святой и правый, Молю Тебя: «Избавь меня скорей От языка, что лжет, от уст лукавых! Что могут дать они, чего нам ждать От злых их стрел и дьявольского жара? Доколь мне у Мосоха пребывать, Доколь блуждать среди шатров Кидара? Доколе, Боже, горе мыкать мне, Жить с теми, кто, кичась своею властью,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

В русском богословии, когда говорят о динамической (органической) теории, то используют аналогию с догматом IV Вселенского Собора, и называют её «учением о богочеловеческом характере Священного Писания». Разбирая вербальную и динамическую теорию, нельзя не указать на проблему степени и глубины боговдохновенности. Господь наш Иисус Христос произносит слова, которые утверждают подлинность каждой буквы Ветхого Завета: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» ( Мф.5:17–18 ). «Иота» – это буква [йод], самая маленькая буква в еврейском алфавите. «Черта» – это, возможно, буква [вав], но, скорее всего, это небольшая горизонтальная чёрточка, отличающая буквы [реш] и [далет], [каф] и [бет]. Если рассмотреть, как новозаветные авторы используют Ветхий Завет, то можно столкнуться со свидетельствами, что они считали существенным и значительным каждое слово, каждый слог, каждый знак препинания. Иногда вся их аргументация основывается на особенностях того текста, к которому они обращаются. Например, в Ин.10:35 Христос строит Свой довод на использовании множественного числа в Пс.81:6 : «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: „богохульствуешь“, потому что Я сказал: „Я Сын Божий“?» ( Ин.10:35–36 ). В Мф.22:32 , Христос цитирует Исх.3:6 : «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», и обращает внимание на время глагола, которое позволяет Ему сделать вывод: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых». В Мф.22:44 аргументация опирается на притяжательный суффикс в древнееврейском языке: «Сказал Господь Господу моему». В Гал.3:16 св. ап. Павел основывает свою аргументацию на форме единственного числа в Быт.12:7 : «Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос». Поскольку новозаветные авторы расценивали эти тонкости Ветхого Завета как необычайно важные, они считали, что выбор слов и даже их грамматических форм осуществлялся под водительством Святого Духа. Основываясь на таких цитатах, можно было бы сделать вывод о столь значительной степени богодухновенности Писания, что её действие распространяется даже на выбор конкретных слов 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Это утверждение фактически неверно. Арабы (евр. arabim – «жители пустыни») существовали в библейские времена и упоминаются в ветхозаветных книгах: «Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» ( 1Мак. 12:31 ; «Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10–11). Они упоминаются и в ранних библейских книгах. В еврейском языке «арав» (отсюда – аравитяне) и «араб» (мн. число – арабы) – одно и то же слово (еврейскими литерами: айин, реш и бет). Произношение зависит от того, стоит или нет внутри согласной буквы «вейт» точка (дагеш). Система огласовок (некудот) была введена мазоретами только около VI века по Р.Х. В древних библейских текстах огласовок не было, но название народности, о которой мы говорим, произносили «араб». Это продтверждается тем, что еврейские переводчики в Александрии в III веке до Р.Х. в греческом тексте поставили arabes. Не только в Септуагинте, но и в Вульгате (перевод блаж. Иеронима; нач. V в.) стоит arabes. Все это – не частное мнение, а общепринятая точка зрения современной библейской и исторической науки. Возьмем самое новейшее справочное издание – Православную энциклопедию (М., « Аравия … К началу I тыс. до Р.Х. одно из племен южно-цетральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В I-й пол. I тыс. до Р.Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до настоящего времени, обозначая не отдельное племя, а целый народ» (т. III, с. 155–56). И еще из этой же энциклопедии: «В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р.Х.» (с.157). В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ибо Господь определил, чтобы это было, огонь или свет которого в Сионе и печь в Иерусалиме. Огонь и свет по-еврейски пишется одними и теми же буквами: алеф, вав и реш, что если читать ur , то это означает огонь , а если or , то – свет . Это сказано потому, что вместо огня, как один только Симмах перевел, Акила и Феодотион перевели свет . А почему у Семидесяти читается: скалою будут окружены, как окопом, и будут побеждены, а кто убежит, того пленят , этого я не могу знать. Разве только то мы можем сказать, что юноши царя ассирийского, которые должны быть побеждены и взяты в плен, так будут окружены скалою, то есть силою Господа, как окружается город окопом. В объяснение же дальнейшего: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме , мы можем сказать, что согласно со смыслом настоящего места божественная речь увещевает бегущих в Египет возвратиться в Иерусалим и рождать детей. Ему обещается такое блаженство, что он будет защищаться и охраняться помощию Господа. И в другом месте написано о нем: «будет слава сего последнего дома больше, нежели первого» ( Агг. 2 ). Это можно отнести и к церкви, – видению мира и сторожевой башне , о которой написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86:3 ). И в другом месте: речная устремления веселят град Божий ( Пс. 45:5 ). Ибо в ней есть огонь и горнило, пожирающее грешников и истребляющее дрова, сено и солому, или свет и печь, означающие славу праведных и наказание грешных. Глава XXXII. Ст. 1 и след. Вот царь будет царствовать по правде и князья будут управлять правосудно. И будет человек как скрывающийся от ветра и прячущийся от бури: как ручьи вод при жажде и тень скалы, возвышающейся в земле пустынной. Не помрачатся глаза видящих, и уши слышащих будут слушать внимательно. И сердце глупых будет понимать знание и язык косноязычных будет говорить быстро и ясно. Не будут более называть неразумного князем и коварного не будут называть великим. Ибо глупый говорит глупое и сердце, его будет делать беззаконие, чтобы совершать притворство и говорить к Господу коварно, и истощить душу голодного и отнять питье у жаждущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

реш. 1873 г., N 693). Заключение и уничтожение. Закон не запрещает членам церковного причта отдавать состоящие в пользовании их церковные земли внаем для получения дохода (Касс. реш. 1870 г., N 1374). Нет повода требовать уничтожения договора о найме, когда какая-либо хотя бы из существенных принадлежностей имущества, утратила свое существование (Касс. реш. 1870 г., N 1533); но договор найма прекращается, если нанятое имущество уничтожилось вследствие случайного события или по вине наймодавца, нанимателя или третьих лиц, так как договор найма всегда предполагает существование отданного внаем имущества (Касс. реш. 1881 г., N 82). В Касс. реш. 1876 г., N 591, – случай отдачи Кишиневской полицией внаем частного имущества, за недоимку в постойной повинности. Есть особые правила об аренде земель старообрядцами в Западных и Белорусских губерниях (см. Собр. Узак. 1876 г., N 614; 1877 г., N 1142). Отказ. Касс. реш. 1873 г., N 1141. Суд рассудил, что отказ от найма квартиры разумеется лишь в таком действии наемщика, из коего явствует, что он отказался от исполнения принятых по контракту обязанностей. Посему, когда наемщик пустил вместо себя жить в квартиру другое лицо, не слагая с себя обязанностей по договору к хозяину дома, это не считается оставлением квартиры. Сенат оставил в силе такое рассуждение. Очистка от хозяина. Обязанность хозяина – предоставить нанимателю действительное пользование имуществом: итак, оно не должно иметь таких недостатков, вследствие коих пользование им становится вредным или невозможным, а напротив, должно соответствовать цели, и такие недостатки его не составляют побочного обстоятельства. Таковы – сырость в квартире и холод, делающие ее необитаемой (Касс. реш. 1877 г., N 134). Когда, при сдаче имения казенному арендатору, постройки оказались ветхими и доход, по инвентарю показанный, оказался от того менее, то казна не вправе требовать, чтоб арендатор на свой счет производил перестройку ветхих строений (Сб. Сен. реш. I, 311). Арендатор, не получив по условию 600 моргов ярового посева и 200 моргов озимого и лишившись пользования сенокосом, имеет право требовать от хозяина вознаграждения убытков, по средней мере современных урожаев и по справочным ценам (Сб. Сен. реш. I, 551). Нет основания высылать жильца с квартиры до срока за остановку в платеже квартирных денег, когда эта остановка произошла вследствие нарушения контракта со стороны хозяина, т.е. за отобрание хозяином чердака и ледника, входивших в состав квартиры (Сб. Сен. реш. III, 1060). Невозможность пользования нанятым помещением (было залито водой и потом оказалось сыро) освобождает от наемной платы (2 Сб. Сен. реш. VI, N 944; Касс. реш. 1876 г., N 364; 1872 г., N 343).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Внешние принадлежности. Не препятствует действительности актов то обстоятельство, что их два, хотя бы неодинакового свойства, написаны на одном листе между теми же лицами (Касс. реш. 1873 г., N 494). Долговая расписка, писанная карандашом, не может, по сему только, быть исключена из судебных доказательств (Касс. реш. 1874 г., N 391). Когда выдавший обязательство не отрицает его выдачи, внешняя форма этого обязательства, буде не составляет предмет спора, не может иметь влияния и на разрешение дела (Касс. реш. 1876 г., N 266). Означение имени. Обозначение в акте звания, имени и отчества лица нужно для определения тождества его; упущение по сему предмету несущественно, если суд признает возможным определить тождество лица несомнительно (Касс. реш. 1878 г., N 118). Обязательство домашнее не может быть без обозначения лица, которому оно выдано (Касс. реш. 1867 г., N 480). Однако нет повода признать недействительным такое обязательство, которое, хотя без имени, явно относится к лицу, имеющему совершить известное действие или вступить в известное отношение, если нет спора и сомнения о сем лице (Касс. реш. 1875 г., N 565). В данном случае сестра выдала своему брату, на случай поставки, поручительную подписку, что кто вступит с ним в договор и даст ему вперед 300 руб., тому она ручается в исправности поставки. Еще 1875 г., N 307. Без означения лица, на имя коего писано обязательство, оно вообще не имеет силы, буде невозможно по другим документам с ясностью определить, кому оно выдано. Свидетели не могут сие удостоверить (Касс. реш. 1871 г., N 66 и 79). Подпись. Необязателен акт неподписанный, хотя бы и был весь писан рукой обязывающегося лица (Касс. реш. 1871 г., N 794). Приложение печати на акте безграмотного не заменяет подписи на акте (Касс. реш. 1876 г., N 528). Обязательность договора зависит (1528 ст.) по закону не исключительно от подписи, а от взаимного согласия сторон, и когда это согласие, независимо от подписи, удостоверяется принятием и самым действием стороны, то договор должен быть признан обязательным. Так, арендный договор, подписанный одним хозяином, может быть признан обязательным для наемщика, вступившего во владение, смотря по обстоятельствам дела (Касс. реш. 1871 г., N 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вексель. Вексель не требует явки, кроме случая подписи безграмотного, которая должна быть засвидетельствована, – в противном случае вексель не имеет силы. 548 ст. Уст. Торг. изд. 1857 г. (ст. 8 Уст. Вексельн.). – 2 Сб. Сен. реш. III. 621. Форма векселя, приложенная к 540 ст. Уст. Торг. изд. 1857 г. (ст. 1 Уст. Вексельн.), имеет лишь значение образца, и действительность векселя зависит не от точного соблюдения сей формы, а от существенных принадлежностей, в законе означенных (Касс. реш. 1877 г., N 49). О решительном значении формальностей в векселе, для охранения вексельного права, см. 2 Сб. Сен. реш. III, N 620. Аренда. Несовершение крепостным порядком арендного контракта в случае, указанном в 1703 ст., не отнимает у договора, обязательной силы для самих сторон и их наследников, а может иметь значение только для третьих лиц, т.е. для кредиторов владельца или будущих приобретателей имения (Касс. реш. 1872 г., N 60). Несоблюдение формы в арендных контрактах на помещичьи имения не ведет к уничтожению сделки (Касс. реш. 1872 г., N 1236). За исключением городских строений и земельных участков в городе, все другие недвижимые имущества могут быть отдаваемы внаймы не иначе как по письменным договорам (1691, 1700, 1701, 1702). Кроме того, допускается словесный наем земель крестьянами у помещиков не свыше трех лет (Касс. реш. 1876 г., N 357). Договор о найме городского строения признан действительным, когда он выразился в форме журнала общества, нанимавшего квартиру, за подписью домовладельца (Касс. реш. 1868 г., N 481). При отдаче в аренду церковных земель должен быть заключен формальный письменный договор (Касс. реш. 1869 г., N 1323). Хотя договор с волостным правлением на аренду крестьянской земли явлен лишь в том же волостном правлении, но чрез это договор сей не теряет силы домашнего акта, вполне обязательного для сторон. Несоблюдение предписанных форм вообще не лишало договоры обязательной силы и прежде издания судебных уставов 1864 г. (Касс. реш. 1878 г., N 45). Словесная сделка с крестьянами о найме пустоши могла бы иметь силу только с запиской в книгу волостного правления (Касс. реш. 1870 г., N 1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010