У апостолов и учеников Господних это не было самообманом, ибо:    1) они не были легковерны;    2) исключено, чтобы все они созерцали одно и то же видение, если бы это видение было только кажущимся;    3) они не только Его видели, но и говорили с Ним и прикасались к Нему.     280. Откуда мы знаем, что апостолы и ученики Господни не были легковерными?    Что апостолы и ученики Господни не были легковерными, мы знаем из Священного Писания, в котором рассказывается:    1) что они не поверили Марии Магдалине, когда от нее услышали, что она опять видела живого Господа Иисуса Христа, а поверили ей только тогда, когда сами Его увидели (Мк.16:11—14);    2) что апостол Фома не только не верил всему собранию апостолов и учеников, когда ему рассказывали о том, что Господь Иисус Христос пребывает среди них, но даже сказал, что не поверит до тех пор, пока сам не увидит Его и не вложит перста своего в раны от гвоздей, а руки в ребра Его (Ин.20:19—25).     281. Убедился ли апостол Фома, что остальные апостолы и ученики говорили правду о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых?    Апостол Фома убедился, что остальные апостолы и ученики говорили правду о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых, потому что спустя восемь дней он и сам вместе с остальными учениками увидел Его.     282. Что сделал апостол Фома, когда увидел воскресшего Господа Иисуса Христа?    Увидев воскресшего Господа Иисуса Христа, апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28).     283. Зачем Господь Иисус Христос по Своем воскресении являлся Апостолам и ученикам Своим?    Господь Иисус Христос по Своем Воскресении являлся апостолам и ученикам Своим,    1) чтобы укрепить их веру;    2) чтобы научить их тайнам Царства Божия, а также тому, как дальше строить Его святую Церковь (Деян.1:3).     284. Христианин ли тот, кто не верит в Воскресение Господа Иисуса Христа?    Тот, кто не верит в Воскресение Господа Иисуса Христа, не является христианином.     285. Почему не верующий в Воскресение Господа Иисуса Христа не является христианином?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пророчество не было исключительною принадлежностью только некоторых лиц. В 1Кор. 14:1, 39 ап. Павел убеждает коринфян ревновать о дарах духовных и особенно о том, чтобы пророчествовать; а в 14:5 высказывает желание, чтобы коринфяне говорили языками и прибавляет, что лучше, если бы они пророчествовали. О пророках упоминается в евангелиях, Деяниях; они были в Фессалонике, Галатии, Коринфе, Риме; о них идет речь в Апокалипсисе 278 . В книге Деяний о христианских пророках в первый раз упоминается в 11:27 и след. Тогда (в первое время царствования императора Клавдия) пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет голод, который действительно и наступал при кесаре Клавдии. Тот же Агав приходил в Кесарию и здесь, в доме Филиппа благовестника, взяв пояс Павлов и связав им у себя руки и ноги, предсказал апостолу узы 279 . В Антиохии были пророки Варнава (он же и апостол) 280 и Симеон, называемый Нигер, Луций киринеянин, Манаил и Савл (Павел) 281 . Лет чрез десять после появления в Антиохии Агава 282 , туда посланы были Иуда и Сила 283 , которые в Деян. 15:32 называются пророками. В Кесарии у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, были четыре дочери девицы пророчествующие 284 . Когда ученики Иоанновы крестились, то на них сошел Дух Святой и они начали пророчествовать 285 . Писатель Апокалипсиса называет самого себя одним из пророков, а свое дело пророчеством 286 . Христианская община, по Апокалипсису, состоит из святых, апостолов и пророков 287 . По словам Хеча, «второе послание Петра и послание Иуды могут считаться пророческими книгами среди канонических писаний Нового Завета» 288 . Об евангелистах ап. Павел не упоминает ни в 1Кор. 12:28 , ни в Рим. 12:6–8 . О них упоминается в Деян. 21:8 (Филипп), Ефес. 4:11 и во 2Тим. 4:5 . В последнем месте евангелистом называется Тимофей. Почему апостол Павел не упоминает об евангелистах в посланиях к Кор. и Рим., и, напротив, говорит о них в Еф. 4:11 , поставляя их между апостолами и пророками, с одной стороны, и пастырями и учителями – с другой, сказать очень трудно, вследствие крайней скудости относящихся сюда материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Представление о милосердии Божием, о том, что Бог прощает грешников, не чуждо Ветхому Завету. Открываясь Моисею, Бог говорит о Себе: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:6–7 ). Здесь тема человеколюбия, милосердия и прощения даже доминирует над темой наказания. Но этого нельзя сказать обо всем Ветхом Завете. Подлинный и радикальный сдвиг в пользу представления о Боге как источнике любви, милосердия и прощения мы находим только в Новом Завете – в проповеди Иисуса и основанном на ней учении апостолов. Заповедь Иисуса о любви к врагам имеет долгую и сложную историю интерпретации в церковной традиции. Различными способами христианские авторы пытались смягчить ее остроту, сделать ее более практически применимой, чем она может показаться. Ориген обратил внимание на то, что Иисус призывает любить ближнего как самого себя, а говоря о любви к врагам, исключает эти слова. Отталкиваясь от слов греческого перевода Песни Песней «установите Мой порядок в любви» ( Песн. 2:4 ) 283 , Ориген аллегорически трактует эти слова в том смысле, что в любви должна быть своя иерархия. Любить Христа нужно больше, чем отца, сына или дочь. Что же касается любви к людям, то, «во-первых, заповедано нам любить родителей, во-вторых, детей, в-третьих, слуг. Если же сын твой плох, а слуга хорош, то слуга пусть займет в любви место сына, и тогда порядок любви у святых будет установлен верно». При этом если Бога надо любить всем сердцем, всей душой, всей добродетелью, всем разумением, то любить ближнего так не требуется: его надо любить, как самого себя. В отношении любви к врагам «Божественное Слово не требует невозможного, не говорит “любите врагов ваших, как самих себя”, но только: “любите врагов ваших”. Довольно с них того, что мы их любим и не питаем к ним ненависти» 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

У апостолов и учеников Господних это не был самообман, ибо: 1. они не были легковерны; 2. исключено, чтобы все они созерцали одно и то же видение, если бы это видение было только кажущимся; 3. они не только Его видели, но и говорили с Ним и прикасались к Нему. 280. Откуда мы знаем, что апостолы и ученики Господни не были легковерными? Что апостолы и ученики Господни не были легковерными, мы знаем из Священного Писания, в котором рассказывается: 1. что они не поверили Марии Магдалине, когда от нее услышали, что она опять видела живого Господа Иисуса Христа, а поверили ей только тогда, когда сами Его увидели (Map.16, 11–14); 2. что апостол Фома не только не верил всему собранию апостолов и учеников, когда ему рассказывали о том, что Господь Иисус Христос пребывает среди них, но даже сказал, что не поверит до тех пор, пока сам не увидит Его и не вложит перста своего в раны от гвоздей, а руки в ребра Его (Иоанн 20, 19–25). 281. Убедился ли апостол Фома, что остальные апостолы и ученики говорили правду о воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых? Апостол Фома убедился, что остальные апостолы и ученики говорили правду о воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых, потому что спустя восемь дней он и сам вместе с остальными учениками увидел Его. 282. Что сделал апостол Фома, когда увидел воскресшего Господа Иисуса Христа? Увидев воскресшего Господа Иисуса Христа, апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанн 20, 28). 283. Зачем Господь Иисус Христос по Своем воскресении являлся апостолам и ученикам Своим? Господь Иисус Христос по Своем воскресении являлся апостолам и ученикам Своим, 1. чтобы укрепить их веру, 2. чтобы научить их тайнам Царства Божия, а также как дальше строить Его святую Церковь ( Деян.1, 3 ). 284. Христианин ли тот, кто не верят в воскресение Господа Иисуса Христа? Тот, кто не верит в воскресение Господа Иисуса Христа, не является христианином. 285. Почему не верующий в воскресение Господа Иисуса Христа не является христианином? Не верующий в воскресение Господа Иисуса Христа не является христианином потому, что он тем самым отрицает Его Божественность Спасителя; верующий в Божественность не может отрицать Его воскресения, зная, что Бог всемогущ и для Него нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

282. Сколько всего Таинств? Таинств – семь: Крещение ; Миропомазание ; Причащение ; Покаяние ; Священство ; Брак ; Елеосвящение . 283. Какую духовную силу имеет каждое из этих Таинств? Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу: в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в Миропомазании получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в Покаянии исцеляется от духовных болезней, т. е. от грехов; в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств; в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в Елеосвящении врачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных. 284. Почему в Символе веры не упомянуто обо всех этих Таинствах? В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении потому, что в отношении него было сомнение: не следует ли некоторых людей, например, еретиков, крестить вторично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе, который утвердил едино (одно) крещение . О Крещении 285. Что такое Крещение? Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). 286. Откуда Крещение берёт своё начало? Крещение началось с того, что вначале на Иордане Предтеча Спасов «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» ( Деян. 19:4 ). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своём Он дал апостолам торжественное повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). 287. Что является главным в священнодействии Крещения? Главное в священнодействии Крещения – троекратное погружение в воду с произнесением слов: « Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Такова же и любовь всем сердцем в отношении Бога. Это есть жизнь, отражающая в себе Божественное отношение к миру и людям, то есть полноту Божественной любви. Любить Бога всем разумом, иметь ум Христов 279 – значит жить мыслями о спасении всего живущего, малого и великого, друга и врага. Любить Бога всем сердцем – это значит иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе 280 , то есть опять-таки полноту любви, милующей, прощающей, ласкающей, дарящей. Любить Бога, наконец, всею крепостью – иметь всегда свою волю в гармонии с волей Божественной, исполнять заповеди Его. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас 281 . По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою 282 . В этом случае, как весь мир есть Божий мир, Божественная риза, так и все люди суть дети одного Отца (и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него 283 ). И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего 284 . Все человечество представляется в этом случае одной братской семьей, и этот универсальный христианский образ Небесного Отца и Его детей взят Евангелием из жизни семьи, корни любви которой, таким образом, возводятся на небесную высоту и оттуда снисходят на землю. Поэтому нас не должно удивлять, что основание всякой человеческой семьи утверждается на мистическом союзе Бога с людьми. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее 285 . Высшего освящения союза мужа и жены не может дать никакое человеческое слово. Отсюда святость и нерасторжимость брачного союза в христианстве, отсюда взаимная любовь мужа и жены до самозабвения, отсюда нежная любовь к детям, бесконечная важность и серьезность любви и уважения к ребенку Евангелия. Четвертое условие счастья по Толстому – общение с людьми, падение тех перегородок, национальных, классовых, бытовых, которые в самых шумных городах могут сделать человека совершенно одиноким. Если мы только припомним слова апостола Павла, что во Христе Иисусе нет ни иудея ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины 286 , то едва ли нужно будет разъяснять эти слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Синонимичность употребления в новозаветных писаниях терминов епископ и пресвитер поддерживается посланием к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (presbuterouj) как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности; ибо (так как) епископ (ton episkopon) должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив» (1,5–7). Тит был оставлен на Крите для поставления пресвитеров. Относительно их поставления он получил указание, что пресвитерами должны быть поставляемы лица безупречные, т. к. епископ должен быть безупречен. Другими словами епископ и пресвитер – синонимы, обозначая одних и тех же лиц. Нет основания считать, что в приведенном тексте речь идет о разных лицах: сначала о пресвитерах и о требованиях, которые к ним предъявляются, а затем об епископах и о требованиях, предъявляемых к ним. Это предположение противоречит самому тексту, так как стихи 6 и 7 связаны союзом «gar». Как и в Деяниях, в одном и том же тексте мы находим разные термины для обозначения одних и тех же лиц. Если в Деяниях, как мы видели, это объясняется тем, что один термин употребляется Лукою, а другой Павлом, то изменение терминов в послании к Титу остается загадкою, по крайней мере, до того времени, пока новозаветная экзегеза не решит окончательно вопроса о самом послании 283 . Несколько менее определенным является текст послания к Тимофею в виду отсутствия в нем сопоставления терминов епископ и пресвитер: «Верно слово: если кто епископства (episkophj) желает, доброго дела желает. Но («oun» – вследствие этого, в силу этого, поэтому) епископ должен быть непорочен, одной муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен... Диаконы также (должны быть) честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» ( I Tuм. 3,1–8 ). Епископство – высокое служение, а потому епископ должен отвечать ряду требований, которые совершенно совпадают с требованиями, предъявляемыми к пресвитеру в послании к Титу. На основании этого совпадения можно предположить, что епископ послания к Тимофею является синонимом пресвитера. Это заключение подкрепляется еще тем, что в 3-ей главе 1-го послания к Тимофею не упоминается совершенно пресвитер, а после епископа автор послания сразу переходит к диакону 284 . Кроме того, не исключена возможность считать, что «епископство» первого стиха третьей главы послания не означает собственно епископского служения, а вообще служение, как это мы находим в Деяниях 1,20 («епископства его да приимет другой») 285 . Поэтому оно может быть отнесено не только к служению епископа, но и к диакону, и тогда смысл приведенного выше текста был бы таков: кто желает церковного служения, к хорошему делу стремится, а так как церковное служение является очень высоким, то потому не все могут быть поставляемы епископами и диаконами, а только те, кто удовлетворяют ряду требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Ниже (гл. XVI) Господь наш Иисус Христос раскрывает действие и дары Духа Божия, перерождающего того человека, который верует в Господа Иисуса и любит Бога во Иисусе Христе. Нисшествие Духа Святого на человечество, ниспосланное от Отца Господом Иисусом, есть исполнение всех ветхозаветных обетований и пророчеств и обещаний Господа Иисуса; а священное присутствие Духа Святого есть вечное свидетельство о Боге Слове: «той свидетельствует о Мне». Посему и то надо иметь в виду, как говорит св. апостол Павел, что: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 283 ; и св. Иоанн Богослов говорит: Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» 284 . Наша заслуга может заключаться лишь в доброй воле, в борьбе против злых помыслов и искушений и сомнений, в решимости противостоять злу и неверию, под какими бы формами они не представлялись нам. Но благодать не наша заслуга, она есть дар тому, кто волею своею стремится к Богу. Это Бог, Который «посылает в сердца наши Духа Сына Своего вопиющего Авва Отче» 285 . Господь прямо указал, что человек не может ни глаголать, ни творить добра без помощи Духа Святого: «Святой Дух научит вас, что должно говорить» ( Лyk. XII, 12 ); «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Uh. XVI, 13 ) 286 . 27. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте. Свидетельство о Господе учеников, сопоставленное Господом со свидетельством о Нем Утешителя, Духа Святого, доказывает, что это есть одно и тоже свидетельство о Боге Слове Духа Святого, глаголавшего лишь устами избранных Господом для произнесения тех слов, кои победили и покорили мир. Но в учениках надо различать двоякое свидетельство – Божеское и человеческое. Как люди они были свидетелями в узком человеческом смысле, ибо искони, от самого начала проповеди Господней были при Господе, и люди, знавшие их, удостоверялись их личностью, что они сами очами и ушами своими видели и слышали чудные слова и дела Божии, и в узком опять смысле были законными человеческими свидетелями тех величественных событий, о которых они проповедовали людям. Но если бы они оставались только с человеческими способностями, то язык их не мог бы изобразить всех сих событий, слова их не могли бы иметь той победоносной силы, которую они имели. Посему в слабые человеческие сосуды сии была влита благодать Божия, и свидетели сии по человечеству находили в себе слова Божии. «Не заботьтесь, – говорил Господь ученикам, – что говорить, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Матф. Х, 20 ). Апостолы, перерожденные Духом Святым, и говорили перед синедрионом о Господе Иисусе слова сии: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» ( Дeяh. V, 32 ). Мы говорили они по человечеству, а слова свои относили к действию Духа Святого. Глава шестнадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него», — говорит Христос (Мф. 6:6-8). Иногда спрашивают: «Зачем же нужно молиться, если Бог заранее знает, о чем мы будем Его просить?» Но молитва не есть только просьба чего-либо, молитва — это в первую очередь общение, встреча. «Молитва есть беседа ума с Богом», по слову Евагрия-монаха [ 282 ]. В молитве мы встречаемся с Богом Живым, Богом Личностью, Богом, Который слышит нас и отвечает нам, Который всегда готов прийти к нам на помощь по первому зову, Который никогда не изменит нам, сколько бы раз мы ни изменяли Ему. В молитве мы соприкасаемся с высшей реальностью, являющейся единственным истинным Бытием, по сравнению с которым всякое другое бытие, в том числе наша жизнь, является условным и относительным. Жизнь без молитвы, без богообщения — это только растянутый на годы путь к неизбежному концу, медленное умирание, «умерщвленная жизнь», как выражается преподобный Симеон Новый Богослов [ 283 ]. Мы живем постольку, поскольку приобщаемся к Богу, а приобщение к Богу происходит через молитву. Почему Христос заповедует не многословить в молитве? Потому что молитва рождается не из слов и она не есть только сумма произнесенных нами прошений. Прежде чем произнести молитву, ее нужно услышать. Все великие произведения поэзии и музыки не были составлены поэтами и композиторами из отдельных букв или нот, но прежде родились где-то в глубинах души, прозвучали там, а потом уже воплотились в слова и звуки. Молитва тоже является творчеством — она рождается не в многословии, а в глубокой тишине, в сосредоточенном и благоговейном молчании. Прежде чем начинать молитву, нужно внутренне умолкнуть, отрешиться от обычного многословия и многомыслия, услышать тишину: Слушай, сын, тишину… Где идут отголоски ко дну. Тишину, где немеют сердца, Где не смеют поднять лица. [ 284 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010