Ср. 201, с. 337; 202. с. 205–206. 733 Ср. 111, с. 149–177; общий обзор попыток унии см. 55. 734 102, II, 280–282. 282–285. 735 102, II, 283. 736 Что такие взгляды действительно разделяли ведущие византийские богословы, видно, к примеру, из письма патриарха Филофея архиепископу Охридскому (1367 г.): «Мы согласились с папскими послами, что, если наше учение на соборе окажется не хуже любого латинского, они придут к нам и примут нашу веру; перед Богом осмеливаемся мы сказать, что это действительно произойдет». (102, I, 492). Византийцы, которые отправились в Феррару в 1438 году, тоже надеялись «выиграть» спор с латинянами. 737 Ср. гл. 9. 738 7, с. 393. 739 102, II, 127–128. Текст хрисовула Иоанна V не сохранился, но вряд ли он сильно отличался от хрисовула Иоанна Кантакузина по тому же вопросу, изданного в 1347 году (102, I. 268–270). 740 102, II, 188–192. 741 Помазание императора святым миром вошло в обычай относительно поздно. Впервые помазание ввели в Никее, по примеру практики помазанья латинских императоров в Константинополе (137, с. 246–256). О споре относительно помазания императоров, который происходил в XIII веке, см. 108, с. 8–13. 742 Ср.: Горский и Невоструев, «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки», III, с. 2; 199. с. 24, прим. 2. 743 211, с. 53. Г. М. Прохоров сообщает о существовании пергаментной минеи на декабрь, которую он датирует 1380–1390 годами и в которой есть запись, возможно, сделанная самим Киприаном. нарочито отрицающая существование «императора и патриарха» на Руси; многолетие возглашается только князьям и «митрополиту Киевскому и всея Руси» (233, с. 119). 744 236, стлб. 181. 745 197, с. 225; ср. А. Горский и К. Невоструев, ук. соч. с. 13–14. Правда, в Служебнике Киприана, в тексте проскомидии, нет упоминания об императоре, а только о «благоверных князьях наших». (211, с. 33). 746 236, стлб. 239. 747 Хотя преемник Киприана митрополит Фотий (1408–1431) был греком и, конечно, разделял взгляды Киприана на роль византийских императоров в христианском мире, в чине поставления епископов, датируемом 1423 годом, нет упоминания императоров. («Еще молимся о благоверных и богохранимых князех наших»!. (236, стлб. 441). 748

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

βτινον, τ Brombeere: DelAn II 492,18. βτινα μρα AemOl II 465,12; 467,7.– LS, DGE, Tgl; -νος (DGE), HL, Stam. βατοκπι(ο)ν, τ Busch-, Heckenmesser: AXer 9 A,14; В 20 (ca.1270–4). BryerImpl 78=DerenziniHesiod 22 (-π).– HL -i. βατοκπος, Heckenmesser: Derenzini 22. – HL. βατμορος morula (Brombeere oder Himbeere): CorpGloss.– HL -μορο. βτον, τ Brombeere: GuillCorp I 2,23 (a.1036).– LS. βατρ(ρ)ιζα, τ Brombeerwurzeln: Geopon VIII 37,3. Hippiatr II 279,24; 282,16.– HL βατρριζα. βτος, (= βατς) Raja clavata, Rochen: Kyran IV 5,1.2.– DGE, Kr; TinnFisch 165,26. βατρχειος (frosch)grün: NChonHi 230,79; 507,48; 654,43. -ειον (subst.) grüne Farbe: Suda I 462,30. -χιος (subst.) ein Edelstein: Phys 140,8. -ιος (adj.) der Frösche, Frosch-: -ιον γννημα AHG V 92,186.– LS, DGE, Tgl, Stam; -ιος Duc. βατραχς, Fröschlein: TzetzEp 61,1. TzetzHist VIII 434 – LS, DGE, Tgl. βατραχοβτανον, τ Ranunkel: BoissAn II 396. DelAn II 282,5.– HL -o; vgl. βατρχιον LS. βατραχοσαυροφγος Frösche und Eidechsen fressend: πελαργο Melit 338.– Vgl.βατραχοφγος HL. βατραχδης schmutzig: βος VAkatz 268. αρετικ συρφετα SynodPatr 16,15.– L, DGE, Tgl, Stam. βατταλζω närrisch reden: GabHym 6 λε» 6.– Vgl. βταλος LS; βατταρζω LS, Stam; s. βατταλω. βατταρτης ζα φλογοειδς (=βαρας Jos.Flav. Bell. Jud. VII 6,3). id. GMon 710,3. -τις GCedr I 535. id. Glykas 515,18. ρημος Βατταρτις JoDam II 231,15 (cf. Jos. Flav. V 6). βαττολλος plappernd: CorpGloss.– HL s.v. βατταλλος. βαττολγημα, τ Gestammel, Geschwätz: ThStudCatM 33 (p.240, pl.). Theod. Icon., PG 120,165В (pl.).–Stam. βαττολογα, ausführlicher Bericht: σαφς GuillCorp V 3,34 (a.1098).– (LS, LSSup, L, DGE, Stam). βαττς, ? Geschwätz ? PlanCat III 11β (of. p.48).–Vgl. βττος LS, DGE. βτυλος, Zwergin: TzetzAr I 208,21.–LS, Tgl -λη. βατδης dornbuschgleich: χερ Rom. 46,2,6 (Grosdidier).– LS, Kr. βαυκαλα, ein Gefäß: Achmet 153,1 v.l. pro βαυκλιον.– Vgl. LS, LSSup, DGE, L βαυκλιον, βαυκλη, βακαλις. βαυκαλισμς, Einschläfern, das in den Schlaf Lullen (eines Kindes): τιθνησις κα β. CodManCol 103,1.– Vgl. -ζω LS, Stam.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

С. 242. Абесса — аббатиса, настоятельница женского католического монастыря (франц. abbesse). 105 С. 242. …сам маркиз де Сад мог бы у ней поучиться… — Граф Донасьен де Сад (литературное имя — маркиз де Сад, 1740–1814) — французский писатель, автор эротических романов. Черты личности, биографии и творчества де Сада позднее послужили основой для возникновения понятия «садизм», обозначающего сладострастие, соединенное с жестокостью. Имя де Сада как воплощения порока и разврата упоминается также в других произведениях Достоевского — «Записках из Мертвого дома», «Бесах», «Братьях Карамазовых». 106 С. 245. …чем добродетель добродетельнее, тем больше в ней эгоизма. — Возможно, что это иронический выпад против этического учения о «разумном эгоизме» русских революционных демократов, просветителей 1860-х годов Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. 107 С. 246. Талейран Шарль Морис (1754–1838) — выдающийся французский дипломат, беспринципный и неразборчивый в средствах, мастер дипломатической игры и тайных интриг. Его имя стало нарицательным; здесь в смысле: умный, проницательный человек. 108 С. 248. Фигура умолчания — стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком. Здесь в смысле: недомолвка, недосказанность. 109 С. 251. Страстная неделя — последняя неделя Великого поста, посвященная памяти страданий («страстей») и смерти Христа. См. также примеч. к с. 282. 110 С. 252. Ирритация — раздражение (франц. irritation). 111 С. 263. Шлафрок — домашний халат (нем. Schlafrock). 112 С. 264. Декокт — отвар из лекарственных трав (лат. decoctum — варево). 113 С. 266. Послезавтра Христос воскрес… — Другими словами, наступит Пасха. 114 С. 268. …на В-м мосту… — Вознесенский мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). 115 С. 275. Великий пост — семинедельный пост перед христианским праздником Пасхи. 116 С. 279. Забежная ступенька — первая ступенька очередного марша лестницы. 117 С. 282. Страстная пятница — день распятия, страданий и смерти Христа; отмечается христианской церковью на последней («страстной») неделе Великого поста. См. также примеч. к с. 251. 118

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Имп. Валериан , поначалу благосклонно относившийся к христианам, в последние годы своего правления (с 257) становится их преследователем. Сам еп. Дионисий, а вместе с ним пресвитер Максим (буд. еп. Александрийский), диаконы Фавст (мученик при Диоклетиане), Евсевий (буд. еп. Лаодикийский) и Херимон, а также мирянин Маркелл должны были предстать перед наместником Эмилианом и после долгого допроса были сосланы в Ливию, а затем в обл. Мареотиды. По возвращении в Александрию епископ застал город в состоянии гражданской войны. К трагедии междоусобицы добавились ужасы постигшей город чумы: опасавшиеся заражения язычники выбрасывали тела умерших, оставляя их без погребения, тогда как христиане, из чувства сострадания и жертвуя собой, предавали тела умерших земле; по словам свт. Дионисия, это были тоже своего рода мученики. Их память Церковь празднует 28 февр. В 260 г. сын и наследник Валериана Галлиен (253-268) прекратил гонения, позволив Дионисию и др. епископам вернуться и возобновить совершение христ. богослужений ( Евсевий. Церк. ист. VII 23). Впосл. Александрия часто оказывалась вовлеченной в политическую борьбу на территории Римской империи. Ее последовательно захватывали претенденты на имп. титул и соперники Рима: Эмилиан (261/62), Феодот (263), армия Пальмирской царицы Зенобии (269), Фирм (273), Аврелиан (273), Сатурнин (279), побежденный имп. Пробом (280). Церковь оставалась в стороне от этих событий, и служение епископов Максима (264-282) и Феоны (282-300) было спокойным. V. Гонения Диоклетиана (284-305) Имп. Диоклетиану принадлежит важное место в истории Египта. После того как в 286 г. он взял себе в соправители Максимиана (286-305) и поделил с ним власть в империи, управление долиной Нила Диоклетиан оставил за собой. Позже он лично возглавил поход на Александрию, где провозгласил себя императором некий Ахилл (296–297). Раздраженный долгим сопротивлением города (осада длилась 8 месяцев), Диоклетиан огнем и мечом расправился с Александрией, жестоко наказав и весь Египет. Поначалу он не был враждебен к Церкви: из послания еп. Феоны Лукию видно, что христиане занимали при дворе важные должности, не прекращая совершения христ. обрядов (PG. 10. Col. 1569-1574). Однако под влиянием своего зятя, кесаря Галерия, Диоклетиан издал в 303 и 304 гг. один за другим 4 эдикта о преследовании христиан. Из всех регионов Египет более других подвергся испытаниям. Среди мучеников того времени - святые Дидим и Феодора , Тимофей и Мавра и множество др. егип. и особенно александрийских мучеников, о к-рых свидетельствуют копт. источники. Египтяне, храня память об этой кровавой эпохе, назвали распространившуюся с IV в. «эру Диоклетиана» (1 г.=284/85 по Р. Х.; см. Летосчисление ) «эрой мучеников» (χρνοι π τν μαρτρων). VI. Гонения Максимина (305-313)

http://pravenc.ru/text/82070.html

IV. Правила и наставления: 257. Вступление к пространному изложению правил. 1834. I. 3. 258. Привила, пространно изложенные по вопросам и ответам. 1834. I. 117, 233. II. 3, 115, 229. III. 3, 115, 231. IV. 3. 259. Нравственные правила. 1823. X. 3. 260. Наставление юношам, как пользоваться языческими писателями. 1829. XXXIII. 3. 261. Наставления аскетам. 1835. I. 3. Зинона, Епископа Веронского †380 262. О том, как должно понимать слова Апостола: Егда предаст (Иисус Христос) царство Богу и Отцу. 1838. II. 13. 263. О Надежде, Вере и Любви. 1843. II. 349. 264. Об Иове. 1843. II. 369. 265. О пророке Ионе. 1843. II. 378. Преподобного Арсения Великого †384 266. Наставление и увещание. 1828. XXXI. 250. Св. Кирилла Иерусалимского †386 267. Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на Симеона Богоприимца. 1840. I. 115. Св. Григория Богослова †389 I. Слова: 268. На Св. Пасху. 1822. VI. 3. 269. На Пасху и о своей медленности. 1841. II. 48. 270. О любви к бедным. 1824. XV. 245. 271. На Св. Крещение. 1831. XLI. 3. 272. На Св. Пятидесятницу. 1831. XLII. 243. 273. На рукоположение Епископа Евлалия. 1831. XLIV. 42. 274. Похвальное Маккавеям и мученикам. 1832. XLVII. 145. 275. О блаженстве, к Евагрию иноку. 1835. II. 135. 276. На Богоявление или Рождество Спасителя. 1840. IV. 295. 277. Первое защитительное, о том, каков сан Священства и каков должен быть Епископ. 1840. II. 125, 146. 278. О Богословии, против Евномиан пять слов. 1841. I. 329. 1841. II. 157. 1841. II. 322. 1841. III. 13. 1841. III. 159. 279. Из речи против Юлиана. 1840. I. 97. II.      Дorмamuчeckoe учение: 280. Предварительные замечания. 1828. XXXI. 134. 281. Учение о Боге и опровержение Евномия и его последователей. 1828. XXXI. 149. 282. Учение о Троице. 1828. XXXI. 254. 283. Учение о соединении во Иисусе Христе Божеского и человеческого существа. Опровержение Аполлинаристов. 1828. XXXII. 60. 284. О человеке и спасении человека. 1828. XXXII. 160. 285. О мире и Ангелах, о бессмертии и судьбе по смерти. 1828. XXXII.268.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ростов – древнерусский город 248, 251 Росы (рос, русь, русские) 16, 129, 131, 132, 134, 135, 146, 148, 149, 152–154, 157, 158, 160–167, 172, 174, 175, 177–184, 186, 189–193, 195, 196, 200, 201, 203, 204, 207–211, 213, 214, 216, 218, 220–223, 225–229, 231, 233, 235, 236, 238, 240–242, 246, 255, 260, 265, 266, 268, 271, 275, 276, 279, 280, 282, 304, 309, 312 Рось – река, правый приток Днепра 251 Рум – см. Иконийский султанат Русий – город в Болгарии 293 Русские (русь) – см. Росы Русь (Русская земля) – см. Росия Рязань – древнерусский город 248, 251 Сабиры (савиры) – прикаспийские кочевники, родственные гуннам 68, 79, 109 Сава – см. Саос Савиры – см. Сабиры Савроматы – кочевые ираноязычные племена 19, 82, 90, 109 Сагины (сагиды) – причерноморское племя 81, 82 Сакакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Салмакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Салона – совр. Сплит в Хорватии 77 Самватас – иное название Киева, упоминаемое Константином Багрянородным 160 Самофракия – остров в Эгейском море 107 Сана – река, берущая начало в Карпатах 261, 266 Саос (Сава) – правый приток Дуная, протекающий через северные районы совр. Сербии 99, 100, 260 Сарай – город, столица Золотой Орды 248, 251 Сарацины (арабы, аравийцы) 17, 92, 93, 118, 122–125,149, 177, 188, 192, 235 Сардика – см. Сердика Сарды – город в Лидии 26 Саркел – город-крепость в излучине Дона 150, 169 Сарматия – вероятно, область в Северном Дагестане 117 Сарматы – общее название ираноязычных и проч. скотоводческих племен 15, 19, 37, 38, 63, 108, 116, 198 Саросский залив – залив в северной части Эгейского моря, севернее Галлиполийского полуострова 34 Св. Георгий (Угровен, Юрьев) – древнерусский город на Буге 248, 251 Св. Григорий (Варяжский остров, Хортица) – остров на Днепре в нескольких километрах ниже брода Кичкас 149, 164, 165 Св. Кирилла укрепление – одно из укреплений, выстроенных (восстановленных) Юстинианом на северных границах империи 91 Св. Пантелеймона (Солунцев, Солунца) монастырь – русская монашеская обитель на Афоне 136, 250, 268

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От конторы редакции. 2 февраль Вечные задачи пастырства и их отношения к культурным течениям последнего времени. Иеромонах Макарий. Стр. 171–182. Нормальная школьная система образования, как залог нашего истинного прогресса. Доктор математики П. А. Некрасов. Стр. 183–194. К вопросу о церковности, как дидактическом принципе. Свящ. Николай Каменев. Стр. 195–198. Христианское освещение жгучих социальных и государственных вопросов нашей современности. В. П. Базарянинов. Стр. 199–213. К вопросу о православии арх. Михаила. Николай Маковецкий. Стр. 214–239. Панфипская пропаганда в Русской Карелии. Докладная записка иеромонаха Киприана. Стр. 240–248. К истории секты беседников. Мисс. свящ. А. Урбанский. Стр. 249–268. По следам раскольничьих деятелей. Н. Гринякин. Стр. 258–268. Летопись печати: Восстановление истины. (Против заметки Ив. Болдинова на корреспонденцию “В пользу миссии”). Мисс. Яков Глаголев. Стр. 269–270. Ответ журн. “Старообрядец” на заметку начетчика миссионера. (“Старообрядец” 12 – 1906 г.). Д. Грацианский. Стр. 276–278. Библиография. Свящ. П. Сильвестров. Изложение ежедневных евангельских чтений. Свящ. А. Виноградов. Стр. 278. Д. М. Березкин. Во тьме вековой. Повесть и три рассказа из быта хлыстов, скопцов и бегунов. П. Козицкий. Стр. 279–281. Протоиерей Иоанн Чижевский. Изложение учения святой Православной Кафолической Восточной церкви о вере Христовой, а также о поведении и обязанностях ее чад. С. А. В. Стр. 282–285. Миссионерство, старообрядчество и секты. Сектантский съезд в столице.– Дробление сектантства в Закавказье.– Сознание необходимости распространения в народе религиозно-нравственного чтения.– Выпады противорелигиозного хулиганства. Стр. 286–291. Миссионерские съезды представителей Архангельской и Финляндской епархии и меры борьбы с протестантством и сектантством. Стр. 292–307. Вестник Миссионерского Обозрения. Об узаконении расколосектантских браков и о ведении гражданских книг старообрядцами. Стр. 308–311. Устав приходского миссионерского кружка по Псковской епархии. Ремесленная школа для детей духовенства. Как раскольничьи ругатели православия избегают обличения на беседах. К. Корегин. Ответ о. Евфимию Зубареву. Свящ. Димитрий Александров. Стр. 311–315.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай Спафарий издал Хрисмологион, или толкование на некоторые главы прор. Даниила ( 259), Карион Истомин написал книгу: Имя новое ( 265). Но оба сочинения неважные. XVII столетию принадлежат переводы некоторых произведений Латинской Церкви, как то: сочинения папы Иннокентия III о пренебрежении мира, известного у нас под названием: Тропник ( 238–241), Фомы Кемпийского о подражании Христу ( 248. 249.); переводы разных трактатов богословских, сделанные Симеоном Полоцким ( 256); также переводы: книги – Купель душевная ( 263), о которой св. Димитрий Ростовский отзывался с особенною похвалою, – книги о спеянии духовном ( 285) и прения св. Афанасия с Арием, Савеллием и Фотином, составленного Вигилием Тапсийским. (Тамже). Более разнообразия и более дельных опытов представляет нам полемическая литература. Здесь также есть переводы с Греческого, есть и собственные сочинения. К переводам принадлежит несколько полемических статей против Евреев, Монофизитов ( 267. 317. 333.), Латинян ( 268. 269. 306. 307. 309. 311 и 323). Но с Латинянами нередко вступали в борьбу и наши учёные, особенно Малороссийские, вынуждаемые угнетением. Сюда принадлежат: вопросы и ответы православному с папежником ( 271) и Палинодия архимандрита Киево-Печерского Захарии ( 272). Гораздо более находим сочинений, писанных по внутренним спорам в Церкви Русской: против Стригольников ( 268), против Феодосия Косого ( 270), по вопросу об огне просветительном ( 273), по исправлению церковных книг ( 282. 283. 294.), против Лютеран и Кальвинистов ( 274. 308.), в особенности по поводу сношений с королевичем Датским Вольдемаром ( 279–281), против Яна Белободского ( 293), против порицателей перевода св. Писания LXX толковников ( 286), против Латинского учения о времени пресуществления св. Даров лита, принадлежащее, как известно ныне, Прохору епископу Ростовскому ( 324), хождение Даниила Паломника ( 325), древние правила о просфорах, о судебных взысканиях, о браковенчании ( 326), сочинения князя Шаховского ( 327), труды Русского составителя Зерцала духовного ( 328), устав скитский, замечания против пения сугубого аллилуиа, слово Григория, митрополита Русского, против Латинян, послание Фотия, митрополита Киевского ( 330), устав избрания епископского в Малороссии в конце XV в. ( 331), поучение Варлаама, митрополита Ростовского ( 334), слово Антония Подольского о пьянстве ( 336), перевод литургии Ап. Иакова, акафист пр. Сергию ( 337) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вопрос о редакциях и об авторстве славянского переводов Диатаксиса патриарха Филофея Коккина был впервые поставлен И. Д. Мансветовым . В монографии, посвященной литургической деятельности митрополита Киприана, Мансветов выделяет два славянских перевода Диатаксиса – перевод болгарского патриарха Евфимия Тырновского и перевод митрополита Киприана (Мансветов 1882:21–23). Изучив славянский перевод Диатаксиса из рукописи ГИМ, Син. 601, в которой имеется приписка о собственноручном написании этой книги митрополитом Киприаном, Мансветов пришел к выводу, что этот перевод близок к греческому тексту устава литургии, опубликованному Гоаром (Goar 1730:47–49), но имеет отличия в количестве просфор на проскомидии и в ряде богослужебных указаний. Следует отметить, что у Гоара опубликован более поздний вариант устава литургии вместе с последованием литургии Иоанна Златоуста , восходящий к версии Филофея. Н. Ф. Красносельцев продолжил исследование славянского перевода Диатаксиса. Он нашел среди славянских рукописей Ватиканской библиотеки служебник-конволют Vat. slav. 14, содержащий устав Божественной литургии, записанный отдельно от текста литургии. Красносельцев опубликовал этот устав и выдвинул предположение, что он был переведен и составлен митрополитом Киприаном, проводившем реформу русского богослужения в конце XIV в. (Красносельцев 1885:171–194). Дальнейшая разработка вопроса о славянских переводах и авторстве Диатаксиса принадлежит А. М. Пентковскому. Он высказал мнение о том, что славянский перевод Диатаксиса в Vat. slav. 14, приписываемый Киприану, на самом деле был выполнен при митрополите Алексии. По мнению исследователя, существует два перевода Диатаксиса. Устав из Ватиканского кодекса, изданный Красносельцевым, – это перевод митрополита Алексия, поскольку он по некоторым особенностям – по наличию памяти митрополита Петра, направленности на богослужебные традиции Святой Софии Константинопольской и некоторым другим – близок к переводу Иерусалимского устава, выполненного Алексием для созданного им Чудова монастыря (Пентковский 1993:225–231). Перевод митрополита Киприана, по мнению Пентковского, находится в служебниках ГИМ, Син. 268 и Син. 326, поскольку они имеют южнославянские особенности в орфографии и текстуально близки к служебнику Евфимия Тырновского (Пентковский 1993:231–234). Атрибуция Киприану богослужебных текстов, связанных с переводческим кругом Евфимия Тырновского, давно стала в славистике общепринятой и автор, ссылаясь на работы Й. Иванова (Иванов 1958:25–79), О. А. Князевск ой, Е. В. Чешко (Князевская, Чешко 1980:282–292), приписывает митрополиту Киприану правку текста в этих служебниках. Однако А. М. Пентковский использует для своих выводов только четыре источника (служебники Vat. slav. 14, ГИМ, Син. 601, Син. 268 и Син. 326), хотя списки славянского перевода этого устава очень распространены и исчисляются десятками.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

132-133 133-139 ВОДОАЛЬД (кон. VII - нач. VIII в.), прп., затворник Свессионский (Суасонский) (пам. зап. 4/5 февр., перенесение мощей 25 мая, 26 сент.) 139-140 ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение 140-148 148-149 149-153 153-159 159-160 160-171 171-173 ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Воздвижения Креста Господня Мужской Монастырь - см. Чарторийский в честь Воздвижения Креста ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства 173-184 ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией 184-186 ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) 186-189 189-193 193-197 197-203 203-204 204-205 205-207 207-209 209-210 210-211 211-213 213-214 214-220 ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) 220-221 221-223 223-227 227-231 231-233 ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) 233-235 235-239 239-240 240-268 268-270 270-271 ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) 271-272 272-273 ВОЛОНЬЧЕВСКИЙ (1799 - 1875), католич. еп. Самогитский (Жямайтский), литов. писатель, просветитель, историк 273-274 274-275 275-278 278-282 283-284 284-286 ВОЛЬНЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ прославилась в ц. во имя Св. Троицы дер. Вольно Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского 286-287 287-288 288-289 ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010