…«праздники ваши ненавидит душа моя»…— цитата из библии (Книга пророка Исайи, гл. 1, ст. 15). 249 Я служил под Семеном… Вот тот самый Ерофеич, что и теперь еще всё акафисты читает. — Подразумевается граф Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен (1790–1881) — генерал, участник всех войн России с Наполеоном I, русско-персидской войны 1826–1827, русско-турецкой войны 1828–1829 годов, участник подавления польского (1831) и венгерского (1849) восстаний; в Крымскую войну (с ноября 1854) начальник севастопольского гарнизона, отличавшийся бездарностью и чрезвычайной набожностью, нашедшей сатирическое отражение в солдатских песнях, записанных Л. Н. Толстым. 250 …будто Филарет московский говорил графу Протасову: «Если я умру, то боже вас сохрани, не делайте обер-прокурором Муравьева, а митрополитом московским — киевского ректора (Иннокентия Борисова). — Филарет Дроздов (1783–1867) — см. выше, стр. 577. Николай Александрович Протасов (1799–1855), граф — генерал, член государственного совета, с 1833 по 1855 год — обер-прокурор святейшего синода. Иннокентий Борисов (1800–1857) — богослов, талантливый церковный оратор, собиратель старинных рукописей религиозного содержания, с 1830 года — ректор Киевской духовной академии. Андрей Николаевич Муравьев (см. выше) в течение ряда лет добивался назначения на должность обер-прокурора святейшего синода, а Филарет оказывал ему в этом противодействие (см. очерк Лескова «Синодальные персоны» — «Исторический вестник», 1882, ноябрь). 251 Аудитор — должностное лицо в дореволюционных военных судах, исполнявшее прокурорские обязанности. 252 Сирах велел «пещись об имени своем»…— см. библию, (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. XLI, ст. 15.) 253 «Любяй наказует» — цитата из библии (Книга притчей Соломоновых, гл. III, ст. 12). 254 Комиссариатская комиссия — учреждение, занимавшееся интендантским снабжением армии. 255 Цейхвартер — интендантская должность, нечто вроде каптенармуса (от нем. Zeug — материя, ткань, и Wart — хранитель, страж). 256 Этот образ был со мною во Франции, в Персии и на Дунае…— См. выше, о Д. Е. Остен-Сакене. 257

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

309 См. об атом подробнее в интересной статье журнала «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских» 1877 г. кн. 2 отд. II стр. I-V. 1–114 под заглавием: «О Филарете, Митрополите Московском, моя память. Записки Никодима, епископа Красноярского»; особенно см. стр. 41. 310 См. арх. Киевск. дух. Акад. по внеш. Правл., за 1844 г. «Дело по докладу секретаря Академического Правления за счет семинарий Полоцкой, Могилёвской и Олонецкой». 327 См. Христианские Чтения. 1846 г. ч. I стр. 434–462 статья без подписи: «Состав религии» ср. Введение стр. 36–53. Христианское Чтение 1846 г. ч. 3 стр. 209–252 статья: «Необходимость сверхъестественного откровения» ср. Введение стр. 71–95; Христианские Чтение 1847 г. Ч. 2 стр. 218–239 статья: «Состав религии Христианской» ср. Введение ст. 125–138; Христианские Чтение 1847 г. ч. 2: стр. 367–406 статья «О религии христианской» ср. Введение стр. 140–165 и Христианские Чтение 1847 г. ч. 3. стр. 67–104; 250–309 и 371–414 статья под заглавием: «О религии подзаконной» ср. Введение стр. 170–258. 333 См. арх. С.-Петерб. дух. Акад. по Конфер. Журн. за 8 ноября 1817 г . 2 и по Внутр. Правл. за 1848 г. 7. 339 Замечательно, что в программе чтений по основному богословию студентам XVI курса (1843–45 г.) Макарий везде и систематически употреблял выражение «вера» и ни разу не встречается здесь выражение «религия», но в программах тех же чтений студентам следующих курсов (XVII, XVIII и след.) везде и систематически употребляется выражение «религия». Впоследствии Макарий снова Изменил выражение «религия» словом «вера» и сделал это, очевидно, по собственному убеждению, а вовсе не из угоды другим, как думает архим. Сергий (См. его сочинение «Антоний, архиеп казанский». Казань 1885 г. т. I. стр. 153. 362 См. Христ. Чт. 1848 г. ч.1, стр. 406 ср. Православно-догматическое Богословие архм. Макария, СПБ 1849 г., т.1 ст.75; здесь в примечании 154 архм. Макарий уже замечал: «Спешим присовокупить, что такой учебник для духовно-учебных заведений, действительно , явился у нас под заглавием: «Догматическое богословие православной кафолической восточной Церкви с присовокуплением общего введения в курс богословских наук – преподанное в Киевской духовной Семинарии ректором архим. Антонием».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Христос представлен уже на престоле, во весь рост, хотя также с Евангелием в руках и с благословляющею десницею. Те же, по – видимому, одежды и прежних красок, та же широкая драпировка одежд, но за то крайняя худоба фигуры и вообще удлиненные пропорции; также мутные цвета красок, и темный золотой фон и, главное, явные признаки разложения самой условности византийского типа и стиля. Этому соответствует рисунок и раскраска фигуры донатора: H Kwnstantinoupoliv. H perigrafh topografikh, arcaiologikh kai istorikh.... Aqhohsin. 1851, р. 136 sq. Суждение и критику см. в статьях Г. С. Дестуниса, «Топография средневекового К – поля», Ж. Мин. Нар. Пр. за г. январь, отд. оттиски стр. 23 след. 162 Buzantinai meletai topografikai kai istorikai meta pleistwn eikonwn. Kp. 1877. 8°, 415 стр., 36 рис. вне текста. О труде см. разбор в указ. ст. г. Дестуниса, ibid. II, 250 слд. 166 Веневитинова, М. А. изд. «Хождения», Правосл. Палестинского Сборника, I, вып. 3, предисловие. 169 Арх. Леонидом указано в ст. Обозрение цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русскими паломникам, в «Чтениях И. Моск. О. Ист. и Др.» 1870 г., кн. IV, стр. 18 – 62. 170 Прямо на запад, что вполне оправдывает план Лабарта, 1. с. pl. 2, 4, на котором статуя Юстиниана помещена на З. против западного угла Софии. 171 Место, явно, испорченное, но нет никакого основания выбрасывать эти три слова, как то делает г. Савваитов (см. прим. стр. 96), не лучше ли: «к ней внидет» – т. е. к себе возвращается. Мы же знаем, что икону носили во Влахернский дворец и м – рь Хора, оттуда назад через Петрион. 174 См. о Влахернской церкви выше и текст Стефана Нов., удостоверяющий, что в XIII – святыни были собраны во Влахернской церкви. Впрочем, Бандури в Комм. II, р. 617, замечает, что свидетельства об этих святынях и их месте крайне разнятся. По Никиф. Калл., Дюканж – во Влахернах, так и наши паломники. 175 По Анониму – в Халкопратийской церкви, см. Бандури ibid., как и все последующие святыни и придел Иакова. 176 Г. Савваитов сводит в прим. тексты Стефана, Зосимы и Ник. Каллиста (по Византию), гласящие, что святыня была положена под известную колонну Константина, как о том шло в Византии предание, вместе с секирою Ноя и алавастром Марии Магдалины. 177 Здесь новая странная вставка: «А оттоле мощи святого Мамонта, ту же есть и монастырь его», находившийся как известно, на самом северном углу столицы. Но притом, правильно догадывается г. Савваитов, прим. 142, здесь смешаны ворота Crus%h с Carsòa, и два монастыря поставлены рядом. 178 В Житии упоминается м – рь Дия, куда переданы были мощи мученика, а монастырь был по близости Золотых ворот. 179 См. прим. г. Савваитова 151 – е к стр. 117 – 8 к изд. «Путешествия», а также на стр. 119 догадки его о м – ре Омонойа, который он полагает возможным разуметь под женским монастырем, в котором Антоний видел мощи 10 мучеников и дочери Копронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1225 Палладий, 96. Особенно рационально было поставлено свиноводство (для продажи свиного мяса) и виноделие (стр. 26). 1234 Моливдовулы: Schlumberger, Sigill., 734; Панченко, в «Изв. Русс. К-поль. Инст.» 1903, 230–231. 1244 О наличности царских доменов в М. Азии и Пелопоннесе свидетельствуют, например, моливдовулы их эпискептитов X–XII вв. (Schlumberger, 180, 250, 253, 283:301); во главе βασιλικν κτημτων около Милета стоял протоспафарий: см. житие Павла Латр., 138. 1271 Эклога I, 1; жития, Феофана, 222; Феодоры, 3; Давида, Симеона и Георгия 234; Мелетия Нового, 16; Макрины, сестры Василия В., 964. 1299 См., например, чудеса Артемия и диалог Тимарион, где столь живо описана сцена суда: гл. 32−41. 1306 Стр. 747, 751. Выдающихся судебных ораторов-софистов выводят: Агафий, 291 и Тимарион, гл. 24, 27 и 39. 1311 Таково обычное название вольно-практикующих учителей: например, Палладий, 64; житие Ипатия Руф., 249, 265. 1312 Подобно тому образованному, но разорившемуся провинциалу, который кормился в К-поле, давая уроки сыну чиновника: см. чуд. Космы и Дамиана, 147. 1313 Жития: Епифания К., 29, 93, 93; Порфирия Газ., 173; Стефана H., 1097; Феодора Эдесск., 13; патр. Мефодия, 1253; Афанасия Аф., 22, 48; Mansi, Concil., XI, 596, называет лавку каллиграфа в К-поле, у церкви Иоанна Фоки. О занятиях каллиграфией в монастырях, см. Палладий, 36, 96, 120, 133; жития: Маркелла Акимита, 709; Феофана Исп., 224; Феодора Ст., 1740; Николая Ст., 872; Syn. Eccl. C -pol., 727. 1315 Феодорит, 1285, 1381, 1496; чудеса Богородицы Римской, жития Феодоры Сол., 31; Никона Метаноите, 179; Лазаря Галес., 537; Феодора Сик., 481. 1328 Таковы Феодор Сикеот еп. Анастасиуполя, Георгий еп. Амастридский, Димитриан еп. Кипрский, Георгий еп. Митилинский и Павел еп. Монемвасийский (житие Марфы). 1352 Относящиеся сюда меры имп. Никифора I, вызвавшие всеобщее недовольство, см. у Зонары III, 506. 1357 Жит. Ипатия Руф., 271; Павла Латрского, 63; ср. выселение отца Иоанна Готейского, кандофора в фему Армениакон, за Чёрное море в Тавроскифию (житие, 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 Еще один важный критерий для становления священника – возраст. Мы видим это как в критике клира, так и в хвалебных словах, где свт. Григорий подчеркивает своевременность в рукоположении. Этот фактор вместе с всесторонним образованием должен обеспечить необходимый для священника опыт, готовность пренебречь которым подтверждает верность избранному служению, но который при этом формирует священника и дает ему необходимый инструментарий. 23 Формирование христианской философии и ее связь с эллинской философией была важной проблемой и для свт. Григория, и для всего «образованного класса» христиан IV века. Краткий обзор этой проблематики см. в: Адо П. Что такое античная философия? М., 1999. C. 250–266. 24 Мы не можем согласиться с тезисом проф. Эльм о выборе имп. Юлианом теоретической философии. Это вступает в однозначное противоречие с текстом Юлиана. Ср.: «Но Сократ отказался от созерцания и принял с радостью практический образ жизни». Русский текст цитируется по: Юлиан Отступник. Сочинения. СПб., 2007. Критическое издание: Julian the Emperor. The Works of the Emperor Julian in Three Volumes. London, 1913. Vol. 1; Послание к Фемистию 264 с. Также см.: Бирюков Д. С. Вера – язык С. 64. 25 О связи христианского аскетического языка с античной философией см.: Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков. СПб., 2000. С. 82–92. 26 O’Meara D. J. Platonopolis: Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Ox., 2003. P. 3–5. 31 Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает свою жизнь. Ст. 440–485 (PG. 38. 1059–1062). 38 См. ст. с 345 и далее, и с 385 до 410 про отношение к отцу и свт. Василию в «Стихотворении, в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою» (PG. 38. 1053, 1056–1057). 39 «По правде же дело обстоит вот как: где всего менее стремятся к власти те, кому предстоит править, там государство управляется лучше всего и распри отсутствуют полностью; совсем иначе бывает в государстве, где правящие настроены противоположным образом» (Платон. Государство. 520d. См. также: 347b-c).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

1910. Т. 15. Кн. 1. С. 1-25). Литургия и анафоры Под именем Г. Б. известна литургия, полный текст к-рой сохранился на копт. (см.: Hammerschmidt E. Die koptische Gregoriosanaphora: Syrische und griechische Einflüsse auf eine ägyptische Liturgie. B., 1957. (BBA; 8)) и на греч. (в единственной греко-коптско-араб. рукописи; см.: Gerhards A. Die griechische Gregoriosanaphora: Ein Beitr. z. Geshichte d. Eucharistischen Hochgebets. Münster, 1984. (LQF; 65)) языках. Литургия написана в своеобразной манере: прозаические разделы чередуются с поэтическими. Молитвы литургии обращены ко Второму Лицу Пресв. Троицы; нек-рые из них содержат откровенно монофизитские выражения. Эта литургия с большой степенью вероятности Г. Б. не принадлежит даже частично, что видно не только из богословского содержания, но и из филологических особенностей ее текста (см.: Engberding H. Die Kunstprosa des eucharistischen Hochgebets in der griechischen Gregoriosliturgie//Mullus: FS f. Th. Klauser/Hrsg. A. Stuiber. Münster, 1964. S. 100-111). Ее богослужебное использование исторически известно лишь в копт. Церкви, где эта литургия доныне совершается в дни Господских праздников (подробнее см. в ст. Коптская Церковь , разд. «Богослужение»). Иные анафоры с именем Г. Б. (не совпадающие с коптско-греч.) известны в арм. (см.: Ferhat P. Denkmäler altarmenischer Meßliturgie. 1: Eine dem hl. Gregor von Nazianz zugeschriebene Liturgie//Oriens Chr. 1911. N. S. Bd. 1. S. 204-214) и сир. (см.: Hausherr I. Anaphora Syriaca Gregorii Nazianzeni//Anaphorae Syriacae. R., 1940. T. 1. Fasc. 2. P. 98-147) традициях. 4 из 20 эфиоп. анафор, надписанные именем «Григорий», в нек-рых рукописях также атрибутируются Г. Б. (наряду со сщмч. Григорием Просветителем , свт. Григорием Нисским, еп. Григорием Александрийским). В рукописях Г. Б. также приписывается составление др . текстов: литургического экзорцизма ( Schneider S. Egzorcyzm przypisany siv Grzegozowi z Nazyanzu//Eos. Warsz., 1907. T. 13. S. 135-149; Delatte A. Anecdota Atheniensia. Liège, 1927. Vol. 1. P. 238-250), к-рый, впрочем, может быть атрибутирован свт. Григорию Чудотворцу ; энкомия Св. Кресту (CPG, N 355), известному в древнерус. и арм. традициях (в арм. традиции известно также слово на праздник Входа Господня в Иерусалим, см.: Coulie B. e. a. Un texte sur l " Entrée du Christ à Jérusalem attribué à Grégoire de Nazianze en arménien/Ed. B. Coulie//Studia Nazianzenica [Pt.] 1. Turnhout e. a., 2000. P. 185-199. (CCSG; 41 [CN; 8])); ряда др. прозаических и поэтических произведений (CPG, N 3056-3057; 3060-3063; 3081-3095).

http://pravenc.ru/text/166811.html

1654 Она заложена одновременно с Пустыно-Николаевской, а эта основана 7 июня 1690 г. Закревского Описание Киева, т. 11 стр. 753–754; сн. ст. проф. Голубева, прим. 107, стр. 618. 1656 Хранится в Главном Московск. Архиве Мни. Иностр. Дел; издан в малом против подлинника размере Киевской комиссией для разбора древних актов. Оригинал был на выставке XI-ro археолог. съезда в Киеве. 1657 Как о построенных говорится об них и в панегирике, сочинённом на Польском Филиппом Орликом в честь Мазепы и напечатанном в Вильне в 1695 г. (Закревского Опис. Киева, т. II стр. 754). 1658 Находились ли эти меньшие три над сводами алтарной конхи и приалтарных отделений, или две боковые из них были придвинуты несколько к западу, – из плана ясно не видно; как будто-последнее. О первоначальном виде Пустынно-Николаевской церкви, в частности о покрытии её, можно ещё судить по изображениям её на планах 1713 и 1719 гг., находящихся в Церковно-археолог. музее при Киевск. дух. академии. 1659 Издана дважды Д.А. Ровинским – в большем размере в Материалах для русск. иконогр. вып. I рис. 33, в меньшем – в Подробн. слов. грав. портрет. т. II ст. 1214. 1660 На тезисе ниже посвящения: Nicodemus Zubrzyckj sculpsit Kijoviae. Anno 1712. О Зубржицком см. у Д.А. Ровинского: Русские гравёры и их произведения, стр. 211–214. 1662 О современном состоянии и прошлой судьбе его см. в книге г. Мухина: Киево-Братский училищный монастырь, стрр. 127–129, 158, 208, 221, 223, 249–250, 263–266, 269, 273–282. Замечание проф. Голубева (Тр. К. Д. А. 1901 г. III стр. 317) касательно Богоявленской церкви, что „она в архитектурном отношении переменам не подвергалась, и поэтому нарочитые речи о ней излишни“, может быть принимаемо только в условном смысле, с значительными ограничениями. 1664 Ровинского Д. А. Матер. для русск. иконогр. вып. I р. 22 Киевск. Старина 1882 г., 2 стр. 437–440. 1665 Впервые определённо указано было в сочинении проф. Н. И. Петрова: „Киевская академия во второй половине XVII в.“, стр. 126; сн. проф. Голубева ст. о Гедеоне Одорском в Тр. К. Д. А. 1900 г. III стр. 619–620.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Икона, наконец, теургична, это практически единственное произведение человеческой деятельности, единственный продукт культуры, в котором с предельной полнотой реализован принцип теургии – творчество по идеально высоким художественным законам выражения высшей духовности при ощутимом участии божественного духовного начала. Икона поэтому уникальный феномен православной культуры, мистическая тайна которого до конца не поддается вербализации и будет постоянно привлекать к себе внимание духовно одаренной части человечества. 246 Подробнее об эстетическом сознании старообрядцев см.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. 11–17 века. М., 1992. С. 453–490. 247 Подробнее о ситуации в иконописи Нового времени см. в монографии: Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. 248 Трактат цит. с указанием в скобках страниц по изд.: Философия русского религиозного искусства 16–20 вв.: Антология. М., 1993. 249 Муратов П.П. Русская живопись до середины 17 века//История русского искусства/Под ред. И. Грабаря. М., Т. VI. С. 1–408. Далее цит. по данному изданию с указанием в скобках страниц 250 См.: Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999. Далее цит. по этому изд. с указанием в скобках страниц. 254 См.: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви/Изд. Западноевропейского экзархата. Московский патриархат, 1989. 255 Под их влиянием писал свои заметки об иконе парижский иконописец Григорий Круг (Круг Г. Мысли об иконе. Париж, 1978), создали интересные монографии Е. Зендлер (Sendler Е. L’icone: Image de l’invisible. P., 1981), о. Стивен Бёхем (Fr. Steven Bigham. Heroes of the Icon. Torrance (CA), 1998) и др. 256 Статья «Предание и предания» цит. по последнему русскому изд.: Лосский В. Богословие и Боговидение: Сб. ст./Под ред. В. Пислякова. М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 2000. С. 521. 258 Статья «Предание и предания» цит. по последнему русскому изд.: Лосский В. Богословие и Боговидение: Сб. ст./Под ред. В. Пислякова. М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 2000. С. 525.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Ф. Р-5263. Постоянная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Оп. 2. Д. 7. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) “О мерах по усилению антирелигиозной работы” от 24 января 1929 г. Л. 1–2. В постановлении констатировалось, что “процесс изживания религиозности” “тормозится” духовенством, активными рядовыми верующими, органами церковного управления, которые зачислялись в разряд противников социализма; см. Шевченко В. А. “Необходимо ударить, кого следует, чтобы делу не мешали”: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928–1929 годах//Российская история. 2009. 1. С. 94–95. 26 См.: Хроника политических репрессий в Коми крае. 1918–1960 гг.//Покаяние: Мартиролог. Т. 3./Сост. М. Б. Рогачёв. Сыктывкар, 2000. С. 15. 27 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года “О религиозных объединениях”//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 250–261. 28 Постановление Главполитпросвета РСФСР “О мероприятиях по усилению антирелигиозной пропаганды в городе и деревне”, 4 марта 1929 г.//Культурное строительство в РСФСР. Т. 2. Документы и материалы. 1928–1941. Ч. II./Главархив РСФСР, ЦГА РСФСР. М., 1986. С. 23–26. 29 См.: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ). 1922. 15. ст. 153. 30 Уголовный кодекс РСФСР в принятой 2-й сессией ВЦИКа X созыва редакции с алфавитно-предметным указателем. М., 1923. С. 12–14. 32 Уголовный кодекс РСФСР. М., 1929. С. 25–30 См. первую публикацию: СУ. 1927. 49. ст. 330; Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927–1932 гг./Под ред. В. П. Данилова, Н. А. Ивницкого. М., 1989. С. 502–504. 36 Обычным явлением в православной среде были разговоры и обсуждения тех гонений, которые осуществляла в отношении Церкви и верующих советская власть — в церковной проповеди и после богослужения, в беседах в храме и за его пределами, в доме священника или у прихожан во время обхода священником населения с требами, о чём свидетельствуют многочисленные документы.

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

433 «Certum est etiam saeculo saecundo laicos in ecclesia publice docuisse». Th. Harnack. D. christ. Gemeindegottd. 1854 г. стр. 245 и 371; см. patr. Ар. op. Gebhardt et A. Harnach, fasc. III, ст. 39, прим. 5, 1. 434 Кто был этот Климент, обозначенный без всякого титула, остается неизвестным. Если «Пастырь» написан во второй половине II века, то этот Климент, конечно, не мог быть тем Климентом Римским , который был епископом в Рим после ап. Петра. См. об этом Pat. Ар. Ор. изд. Гебгардта и Гарнака, fasc. III, стр. 26 и 27, прим. 3. Заслуживает внимание замечание Hayne: «Probabila videtur. Hermam sicuti sibi ipsi uptote laico proposuit, ut librum in civitate Romana senioribus praelegeret, librum item per taicos extra civitatem Romanam promulgari voluisse. 435 В заключительной главе I Климентова послания (65, а по тексту Алек. кодекса 59) обозначены послы-христиане: Клавдий, Ефеб, Валерий Витон и Фортунат – беспорочной жизни, – которые должны были служить свидетелями и посредниками между римской и коринфской церквами. Письменная корреспонденция получила с самого начала большое распространение и значение в христианстве. См. напр. 1) письмо пресвитера Псеносириса (Psenosiris) из Кизиса в Египте (Kysis), в большом оазисе, пресвитеру Аполлону, конца III или начала IV века и 2) письмо Юстина Пафнутию из Рима в Файюм в Египте), около 250 года. Оба письма напечатаны в сочин. Graffin et Nau, Patrologia Orientalis T. IV, fass. 2; Les plus anciens monumentos du christianisme écrits sur papyrus, trad. par Wessely, Paris, 1906 г. 436 О древности сочинения «Пастырь» можно судить, потому что выражение «в церковь праведных» в греческом тексте передано словом «синагога». Об употреблении этого слова для обозначения христианской общины или её богослужебных собраний у древних писателей см. примеч. 9 на стр. 115–119, Patr. Apost. Op. ed. Gebhardt und Harnack. fasc. III (Harmae. Pastor). 437 О положении учителей в древней церкви см. напр. послание Варнавы 1 и Тертуллиана «прещения против еретиков» гл. III и XIV. См. также «Подобия» (в Пастыре) IX, 15 и 16 об учителях, как проповедовавших имя Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010