Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV (III, II) патриарх Александрийский (570/1-581). Большую часть жизни провел на военной службе, в зрелом возрасте получил сан патрикия и занимал различные должности при дворе визант. имп. Юстина II (565-578), духовного сана не имел. Был избран на Патриарший престол по воле императора в 6-й год его правления, чтобы возглавить правосл. (мелькитскую) партию в Александрийской Церкви, которая в сер. VI в. раскололась на неск. противоборствующих иерархий православных и монофизитов (среди монофизитов наиболее крупными течениями в этот период были феодосиане и гайаниты ; см. ст. Коптская Церковь ). Церемония возведения И. на Патриарший престол была проведена в К-поле патриархом Иоанном III Схоластиком , что противоречило сложившейся традиции поставления патриархов в Александрии и для многих было причиной не признавать его. Свт. Анастасий I Синаит , патриарх Антиохийский, выступил против избрания И., к-рое нарушало церковные каноны. Тем не менее И. сохранил за собой Патриаршую кафедру и большинство приходов в г. Александрии. Сведения о Патриаршестве И. скудны. Церковь во главе с И. находилась в условиях противостояния монофизитам, к-рые пользовались влиянием в различных слоях населения Египта, правосл. партии покровительствовали визант. император и патриарх К-поля. И. регулярно доносил в К-поль о распространении монофизитства среди александрийского клира. Тем не менее монофизиты подвергались преследованиям в Египте не так организованно, как в др. областях империи. В мае 579 г. были произведены аресты подозреваемых в ереси и неск. человек были отправлены в К-поль. Патриарх Евтихий К-польский потребовал от них признания Халкидонского Собора, а после отказа отправил в заточение в столичные мон-ри. Ист.: Evagr. Schol. Hist. eccl. V 16, VI 24; Ioan. Ephes. Hist. eccl. IV. 37-38; Jean de Nikiou. La Chronique/Texte et trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 522; Theoph. Chron. P. 243, 250; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1076-1077. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 437-438; Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XXV-XXVI, 5; Maspero J. Histoire des patriarches d " Alexandrie. P., 1923. P. 212-222, 256-258; DHGE. T. 26. Col. 1208. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/469612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОНГИН [Греч. Λογγνος] (кон. XIII - нач. XIV в.), мон., визант. мелург. В певч. рукописях он назван афонским (иногда с уточнением - из мон-ря Ватопед) монахом (редко - вероятно, ошибочно - иеромонахом). Наиболее распространенным его песнопением является херувимская на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» 2-го плагального (6-го) гласа, в большей части кодексов называемая «γιορειτικ» (святогорская). В Анфологии нач. XVII в. Ath. Philoth. 137 (Fol. 131-132) это песнопение разделено на 4 колена (πδες; см. подробнее в ст. Анаподизм ): 1) «Νν α δυνμεις...», 2) «Σν μν...», 3) «Ιδο γρ εσπορεεται...», 4) «Ινα μτοχοι...» Существуют также его версии, украшенные мон. Иоасафом Новым Кукузелем (нач. XVII в.) (Bodl. Clark. 13. Fol. 124v - 126, XVII в.; Andros. Nikolaou. 38. Fol. 166-168, 2-я пол. XVII в.), критскими мелургами Венедиктом Епископопулом (рубеж XVI и XVII вв.) (Sinait. gr. 1442. Fol. 185v - 187, нач. XVII в.; 1440. Fol. 267-268v, ок. 1657-1658 гг.; Padova. Bibl. Univ. 432. Fol. 135-136v, нач. XVII в.; Ath. Iver. 1225. Fol. 213v - 214v, 2-я четв. XVII в.; Athen. Bibl. Nat. 963. Fol. 299-300v, 3-я четв. XVII в.) и его учеником Димитрием Тамиасом (1-я пол. XVII в.) (Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 510v - 512, 1662 г.,- для 2 хоров). Хартофилакс Хурмузий изложил это песнопение в нотации Нового метода (S. Sepulcri. 705. Fol. 211v - 212v, 1829 г.). С именем Л. найдены также стихи «Блажен муж» 4-го плагального (8-го) гласа (Ath. Konstamon. 86. Fol. 39v - 50, 56v - 68, 1-я пол. XV в., в т. ч. двухорные), стихи полиелея и Богородичных антифонов на полиелее (Ath. Cutl. 457. Fol. 119-120, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 2062. Fol. 194v, 2-я пол. XIV - нач. XV в.; 2262. Fol. 194v, XV в.; Ath. Iver. 974. Fol. 117v, 148-150v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 241-254, 1458 г.; Ath. Philoth. 122. Fol. 69-80, 1-я пол. XV в.), стихи непорочнов (Ath. Cutl. 457. Fol. 242v - 250), причастен «Чашу спасения прииму» 1-го плагального (5-го) гласа (Ath. Iver. 985. Fol. 146v, 1425 г.). Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3 (по указ.); Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 333; Герцман Е. В. Греческие рукописи Петербурга. СПб., 1996-1999. Т. 1-2 (по указ.); Χαλδαακης Α. Γ. Ο πολυλεος στν Βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003 (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Νησιωτικ Ελλς. Αθναι, 2005. Τ. 1: Υδρα. Σ. 102; Γιαννπουλος Ε. Σ. Η νθηση τς ψαλτικς τχνης στν Κρτη (1566-1669). Αθνα, 2004 (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Αγγλα. Αθνα, 2008 (по указ.); Καραγκονης Κ. Χ. Παραλειπμενα περ το χερουβικο μνου. Βλος, 2005. Σ. 116-117. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110708.html

Скачать epub pdf 225 Слав. моем соотв. μου в лук. спп., компл. и альд. изд., а в алекс., ват. и др. нет, в ват. и text. recept. нет даже и ρματι. 232 Слав. медведице соотв. τ ρκ – в 62 и 147, а об. ρκ (без члена), но так как дополнение ατ в ж. р., то естественно видеть и в ρκ – ж. р. 239 Προσενουν – (слав. рассмотрях­вульг. considerabam), собств. вник, вдумался, приложил внимание. 250 ν τ ξει μου γ Δανιλ – слав. в стоянии моем, аз Даниил. Слово ξις значит: тело (Schleusner. 1. с. 2, 405). Это значение здесь уместно в контексте и им мы пользуемся в уклонение от слав. перевода. 254 Как и во второй главе (см. прим. к 2, 45 ст.), и здесь толковники видят четыре исторических царства: Вавилонское, Персидское, Македонское и Сирийское, а некоторые еще Римское. 258 Слав. смирит соотв. ταπεινσει – в лук. спп. и у Феод., а в алекс., ват. и др. παλαισει – ослабит, сделает ветхими. 261 „Три с половиною года“. Феодорит, Иероним и Ефрем Сир. Другие толковники не видели такой математической точности (Knabenbauer, 1. с. 200 – 202 р.р.). По аналогии с дальнейшими (8, 11. 23 – 26. 11, 31 – 36) пророчествами, толковники прилагают 24 – 25 ст. к Антиоху Епифану, но все предыдущее (9 – 10 стт.) и последующее (26 – 27 стт.), очевидно, переносит взоры христиан к прообразуемому им антихристу и суду над последним (срав. Апок. 11, 2, 12, 6. 14. 13, 5 ). Так понимал Иоанн Златоуст . 264 По изъяснению св. Иоанна Златоуста , бл. Феодорита и Иеронима, в 7й главе предвозвещаются частию события из греко-сирийского и римского владычества, а частию из времени антихриста и второго пришествия Иисуса Христа и всеобщего суда Господня. Православное богослужение мясопустной недели наполнено словами и образами 9 – 11 и 26 стт. и утверждает принятое в Православной Церкви понимание пророчеств сей главы в приложении ко всеобщему суду и наступлению вечного славного царства Сына Божия. Повторение многих образов этой главы (3 – 8. 11 – 12. 24 – 25 стт.) в Апокалипсисе (13, 1 – 2. 5 – 7. 11 – 12. 17, 8. 12. 14) убеждает в том же. 265 Т. е. как видение, так и изъяснение его Ангелом и вообще все таинственное событие, описываемое в седьмой главе. Читать далее Источник: Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста : С введ. и примеч./[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1912. - 62 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

85 Срав. «Index restitutus» Гельцера. 86 Намек на это можно усматривать в начале арабского списка (см. первые 6 имен). 87 К. Смирнов. Цит. соч., с. 19. 88 К. Смирнов. Цит. соч., с. 39. 89 Имеются в виду провинции, которые по древней терминологии назывались епархиями (см. свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с 2). 90 В. В. Болотов. Theodoretiana. ХЧ, 1892, ч. 11, с. 151. 91 Patrum Nicaenorum nomina..., p. XL1X-L. Французский ученый-египтолог Э. Ревилью, издатель «Коптских текстов Никейского Собора», высказал мнение, что Александрийский Собор исповедников (362 г.) при участии св. Афанасия воспроизвел (хотя не совсем текстуально и не полностью), а затем и обнародовал акты Никейского Первого Вселенского Собора, незадолго пред тем уничтоженные арианами. «Коптские тексты», содержащие, между прочим, и неполный перечень имен никейских отцов (список К из 165 имен), являются, по мнению Ревилью, переводом на коптский язык подлинных актов Александрийского Собора 362 г. 92 Е. Schwartz. Zur Geschichte des Athanasius, VII (Nachrichten von der Königl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philol.-hist. Klasse, 1908, Heft 3). 93 В. Бенешевич. Синайский список..., с. 282, примеч. 1-е. Срав. 2-й тезис В. В. Болотова. 94 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 2. 95 В списках I, II, III, G, N, D, R, равно как и в «Index " e» Гельцера, имя Секунда Птолемаидского неправильно помещается в числе епископов провинции Египта. Подпись Феоны Мармарикского не сохранилась ни в одном из наличных списков. 96 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 18—20. 97 Там же, с. 14, примеч. 98 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14, примеч. 99 Т. е. список из синодика св. Афанасия. 100 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14. Шварц полагает, что из наличных списков ближе всех стоит к списку из синодика св. Афанасия, которым пользовался Сократ, список Феодора Чтеца. 101 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 30—59. 102 Там же, с. 66. 103 Там же, с. 17. 104 Там же, с. 20. 105 См. Migne, SG, t. 85. col. 1309—1312 и col. 1341—1344 106 У св. Афанасия встречаются две цифры: 300 и 318 (см. далее); св. Евстафий называет приблизительное число: около 270 (Феодорнт, I, 8); Евсевий-более 250 (Жизнь Константина, III, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

ПАИСИЙ рус. иконописец XV в., работал в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре 229-230 230-231 231-232 ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12.1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484) 232-236 ПАИСИЙ II († осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752) 236-238 ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Паисий Великий (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник 238-240 ПАИСИЙ ЛИГАРИД (ок. 1610 - 1678), митр. Газы Палестинской (1652-1671), греч. дидаскал, церковный писатель, полемист 240-243 ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) 243-245 ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель 245-247 247-250 250-264 ПАКТОВИЙ мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские ПАЛА Д " ОРО «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря) 264-265 ПАЛАМОН (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп.Пахомия Великого 265-266 266-269 ПАЛАУЗОВ Спиридон Николаевич (1818-1872), российский общественный деятель и историк болг. происхождения 269-270 270-277 ПАЛЕСТИНА историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории 277-286 ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса 286-289

http://pravenc.ru/vol/liv.html

  См.: Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (на материале «Двух слов против арсенитов»)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 80-112. См.: Феолипт Филадельфийский, святитель. Антиарсенитские трактаты/Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского//Мир Православия: Сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 5. С. 134-163; Он же. Послания к монахине Евлогии/Пер. с греч., предисл. А. И. Сидорова//Альфа и Омега. 2000. (25). С. 89-114; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. 3 (44). С. 54-56; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 1 (45). С. 59-73. Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 2 (46). С. 49-62.Он же. Оглашения/пер. А. Пржегорлинского, А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 3 (47). С. 54-65; Он же. Увещания/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2009. 1. (54). С. 54-66. Γριγοροπολου Ι. Κ. Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Αμρος. Εισαγωγ. Κατερνι, 1996. Σ. 247, 250. О временных рамках составления трактатов свт. Феолипта Филадельфийского аскетической направленности см.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь… С. 74–83. О данной позиции св. Феолипта Филадельфийского см. Тхелидзе А.Г. Кому принесена Крестная Жертва Христа?  http://www.bogoslov.ru/text/2450170.html Перевод выполнен нами по изданию: Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Βμρος. Κρτικο κμενο – σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι, 1996. Σ. 267-269. Ростовщичество осуждается в наследии св. Феолипта, что вполне традиционно для христианства. (См. Пржегорлинский А.А., священник.  Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 180-181). Святитель сравнивает ростовщика с евангельским расслабленным. (Ин. 5: 2-9) Подобно тому, как расслабленный не успевал получить исцеления потому, что иной ранее него входил в воду; так и ростовщик не получает исцеления, ибо скупость опережает его мысли о милостыне. (См.:Τ τετρτ Κυριακ, ξγησις ες τ θαμα το παραλτου//Φεολπτου Φιλαδελφεας του μολογητο (1250-1322) Βος κα ργα. Βμρος. Κριτικ κεμενο – Σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι: κδσεις «Τρτιος», 1996. Σ. 75-76. В рус. переводе : Феолипт Филадельфийский, святитель. Оглашения. Четвертому [после Пасхи] воскресному дню. Толкование чуда [исцеления] расслабленного (MD19)/пер. А.И. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. (44). С. 85-86).

http://bogoslov.ru/article/4254619

В рус. редакциях Иерусалимского устава в службе Зиновию и Зиновии появляется общий тропарь мученикам и кондак 8-го гласа. В этот день стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 3, канон - на 4, что характерно для службы святым без праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба на литургии не описана. Такой же порядок сохраняется и в последующих редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий. В памятниках монастырского богослужения - Обиходниках и в богослужебных книгах, зависящих от них, 30 окт. на литургии указывается общая служба мученикам, как в греч. печатных Типиконах (см. Обиходники Троице-Сергиевой лавры - РГБ. Троиц. 249. Л. 178; 250. Л. 148; 251. Л. 17; устав, напечатанный старообрядцами-беспоповцами по монастырским Обиходникам.- Устав церковней службе. М., 1915. Л. 132 об.). В совр. греч. Минеях тропаря святым нет, однако он указан в др. богослужебных книгах (напр., в месяцесловах Часословов). Последование святым в совр. богослужебных книгах включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки»: Τος ληθεας Μρτυρας κα εσεβεας κρυκας (          ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, авторства Иосифа (его имя составляет акростих 9-й песни), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Θρν παριστμενος Θεο (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, стихира-самогласна; седален; светилен. По рукописям известен анонимный канон Зиновия и Зиновии без акростиха, 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Τν νοητν σμερον μν παρδεισον (Мысленный днесь нам рай). А. А. Лукашевич Иконография В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- Ерминии Дионисия Фурноаграфиота - З. и З. упоминаются в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 30 окт.: «Святые Зиновий и Зиновия, родной брат с сестрою, были усечены мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о святых под тем же числом сказано: «Священномученик Зиновий сед, брада короче Афанасьевы, ризы святительская крестчата и багрова, а Зиновия аки Варвара мученица, в руце свиток, а в нем написано: Владыко Господи Боже, сохрани стадо Свое, иже собрал еси Святою Си кровию излиянною, риза празелен, испод багор с белилом, в руце крест» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 43-44). Образы святых, изображенных, как правило, вместе, представлены в минейных циклах, напр.: на миниатюрах (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. P. 150. К-поль, 976-1025 гг.- в мучении; Минологий Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 263v. К-поль, 3-я четв. XI в.- Зиновия; Минологий на окт. (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.- в рост), в настенных минологиях (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318 - погрудно; ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1350 - в мучении), на иконах («Минея годовая», нач. XIX в., УКМ - Зиновий).

http://pravenc.ru/text/199829.html

была миссия Маруты , еп. Майферкатского (Мартиропольского), проповедовавшего в Месопотамии, принадлежавшей Сасанидскому Ирану. По поручению А. он прибыл ко двору шаханшаха Йездигерда I, у к-рого он добился такого доверия, что смог восстановить Персидскую Церковь, почти уничтоженную в гонения при Шапуре II. Марута собрал мощи многочисленных мучеников в своем Майферкате, названном им «городом мучеников» (греч. Μαρτυρπολις). В отношениях двора со свт. Иоанном Златоустом произошел разлад, поскольку святитель, обличавший нравы знати, задевал юную императрицу, вызывал недовольство столичных клириков и зависть Александрийского Патриарха Феофила I . А. не препятствовал осуждению и низложению свт. Иоанна с К-польской кафедры, утвердив решения Собора «У Дуба», созванного по инициативе императрицы Евдоксии и возглавленного Феофилом Александрийским (403). После происшедшего из-за удаления Иоанна народного возмущения А. был вынужден пригласить его обратно в столицу, однако вскоре Иоанн вновь оказался в ссоре с двором и был осужден новым Собором. 20 июня 404 г. Иоанн добровольно предался властям и был отправлен в ссылку. Епископом К-поля стал Арсакий . Приверженцы Иоанна не признали его, и против них власти проводили репрессивные меры, несмотря на то что императрица Евдоксия вскоре умерла. Древние календари Иерусалимской Церкви и вслед за ними груз. и арм. литургические памятники (см. в ст. «Иерусалимское богослужение» ) включают А. в число святых и отмечают его память 27 авг. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 126; Garitte G. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86; Tarchnischvili M. Grande Lectionnaire. P. 31). Лит.: Thierry A. Nouveaux récits de l " histoire aux IVe et Ve siècles: Trois ministres des fils de Théodose, Rufin, Eutrope, Stilicon. P., 1865; idem. St Jean Chrysostome et les mœurs de son temps. P., 1905; G ü ldenpennig A. Geschichte des oströmischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II. Halle, 1885. Amst., 1965r; Kaufmann С. Menastempel. Fr./M., 1909; Кулаковский. История. Т. 1. С. 157-226; Demougeot E. De l " unité à la division de l " empire romain, 395-410. P., 1951; Strub J. Parens principum: Stilichos Reichspolitik und das Testament des Kaisers Theodosius//La Nouvelle Clio. 1952. T. 4. P. 94-115; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 250-253; Козлов A. C. Основные черты политической оппозиции правительству Византии в 399-400 гг.//АДСВ. 1979. Сб. 16. С. 23-31; Liebeschuetz J. H. W. G. Barbarians and Bishops: Army, Church, and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxf., 1990. Cameron Al. , Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkely; Los Ang.; Oxf., 1993.

http://pravenc.ru/text/76036.html

В посл. четв. XVIII в. позиции Д. с. в старообрядчестве пошатнулись в основном вслед. усиления Рогожского кладбища , становившегося центром всех старообрядцев-поповцев и принявшего ветковскую практику присоединения священников к старообрядчеству - через миропомазание. Эта практика была утверждена 1 нояб. 1779 г. на московском соборе поповцев. Собору предшествовали споры о сваренном в 1777 г. на Рогожском кладбище свящ. Василием Стефановым «мире». Открытый протест против этой акции высказали стародубские дьяконовцы во главе с Михаилом Калмыком и Никодимом. Между представителями разных центров беглопоповства завязалась переписка, спор был разрешен собором в 1779 г. в пользу противников Д. с. К нач. XIX в. малочисленные последователи Д. с. жили на Керженце, Ветке, в Москве, Торжке и Орле. В Стародубье большая их часть до 1800 г. перешла к «перемазанцам», т. е. ветковцам, рогожским или иргизским. Старообрядческий собор в Макариевом мон-ре близ Гомеля, созванный в нач. XIX в. для примирения дьяконовцев с др. поповцами, хотя и не принял постановления, но заявил, что Д. с. подлежит полному искоренению. Спор прекратился в связи с посланием попечителей Рогожского кладбища М. И. Самойлова и Т. А. Острякова от 22 марта 1816 г., в котором всем поповцам предписывалось быть согласными с «московским обществом». В сер. XIX в. воззрения дьяконовцев на 4-конечный крест повторил в «Окружном послании» И. Кабанов , призвавший их к соединению с Белокриницкой иерархией . Дьяконовцы в отличие от ветковцев и лужковцев (см. ст. Лужковское согласие ) не упоминаются в числе участников лужковского собора в Стародубье, созванного 20 июля 1892 г. для обсуждения результатов поездки на восток с целью разысканий о митр. Амвросии (Паппа-Георгополи) (Вторая поездка на Восток для исследования о м. Амвросии в 1892 г. и результаты этой поездки//Братское слово. 1893. 1/3. С. 68-92, 146-176, 227-250). Сведений о Д. с. в ХХ в. нет. Благодаря особенностям учения дьяконовцев археографы (А. И. Плигузов, О. К. Беляева) выявили ряд сборников, созданных и бытовавших в Д. с., а также каталог книг дьяконовского скита на Керженце (опубл. Плигузовым).

http://pravenc.ru/text/180764.html

В. Распятие, смерть и погребение Иисуса (гл. 19) IV. Воскресение Иисуса (гл. 20) V. Эпилог (гл. 21) А. Чудесная рыбная ловля (21,1–14) Б. Восстановление Петра (21,15–25) Глава 1 1:1–18 Этот раздел является прологом к Евангелию от Иоанна, которое, собственно, начинается со ст. 19. 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Термин «Слово» (греч.: «логос») использован здесь для обозначения Сына Божиего в Его божественной природе, тогда как имя Иисус относится к Нему, пребывающему во плоти и исполняющему посредническое служение. Слово «логос» широко использовалось в древнегреческой философии, где оно выражало абстрактную идею «разума» или «логики». Для греческих философов Логос был безличной силой, вносившей во вселенную порядок и гармонию. В Евангелии Иоанна, напротив, особо подчеркивается личностная природа Слова, а также и Духа (3,5–8; 14,26; 15,26; 16,7–14). В философии Плотина (203–270 гг. по Р.Х.) и в учении гностиков Логос рассматривался как один из множества эонов (сил), осуществляющих посредничество между Богом и миром. В этом стихе для описания божественности Христа используются два приема. Упоминанием о том, что Слово существовало «в начале», Слову приписывается вечное предсуществование, а предсуществование является атрибутом Бога. Мы имеем здесь явную аллюзию на Быт. 1,1 (см. Введение: Трудности истолкования). Также здесь открыто утверждается, что Слово является Богом. Некоторые не принимают этого утверждения, бездоказательно заявляя, что использованное в греческом оригинале слово точнее переводить не «Бог», а «бог». В этом отражается непонимание языка, на котором написан Новый Завет, ибо в греческом тексте Нового Завета встречается свыше 250 упоминаний о Боге, грамматически идентичных данному, включая такие известные места, как «Единому премудрому Богу» ( Рим. 14,26 ) и «нет иного Бога, кроме Единого» ( 1Кор. 8,4 ). Более того, в греческом языке отсутствие артикля при существительном далеко не всегда указывает на неопределенность этого существительного («какой-то бог»). В любом случае ни Новый Завет в целом, ни Иоанн в частности, нигде не поддерживают понятие Бога как одного из множества богов, ибо это противоречит последовательному монотеизму иудеев и всего Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010