184-192 КОВЫЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич (20.07.1731 - 21.08.1809), деятель старообрядческого беспоповского федосеевского (старопоморского) согласия 192-194 КОДЕКС ФЕОДОСИЯ один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим.Феодосия II императоров 194-202 CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви 202-205 205-213 213-214 КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф 214-215 КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) 215-217 КОДРАТ сщмч. (?) (вместе с Феодосием, Мануилом и др. мучениками Анатолийскими; пам. греч. и зап. 26 марта) 217-219 219-220 КОДРАТ мч. Никомидийский (пам. 21 апр.) - см. в ст. Исаакий, Аполлос и Кодрат, мученики Никомидийские 220-221 221-222 КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (15.05.1852-3.07.1017), философ, религ. мыслитель и историк культуры, почетный член МДА 222-236 236-243 КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед 243-245 245-246 ОТПУЩЕНИЯ (см. также ст. Йом Киппур), одно из 3 животных (овен и 2 козла), предназначенных для исполнения очистительного обряда в День очищения 257-260 246-250 КОЗЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Калужской епархии, названо по г. Козельску (ныне Калужской обл.), существовало между 1924 и 1931 гг. КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празднование 21 февр.), прославилась чудесами в 1881 г. в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ. (ныне пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл., Украина) 250-254 КОЗЕЛЬЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кременчугской и Лубенской епархии УПЦ), находится в пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл. (Украина)

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

Исходя из этих отрывочных просопографических данных можно заключить, что Н. А. жил на рубеже IV и V вв. в г. Анкире (главном городе М. Галатии) или в окрестностях этого города, в горах, где подвизались монахи-отшельники. Такая локализация подтверждается рукописью (Vat. Ottob. gr. 250, X-XI вв. Fol. 38r), в к-рой сохранилась наиболее древняя редакция писем Н. А. Имя автора в ней представлено следующим образом: Αγου Νελου το σκητο το ν Αγκρ τς Γαλατας (Святого Нила аскета, [жившего] в Анкире Галатийской). Тот факт, что о Н. А. практически не упоминают его современники, свидетельствует о том, что его влияние и известность в IV-V вв. носили локальный характер и ограничивались пределами Анкиры и ее окрестностей. После смерти Н. А. с его именем не связывалась к.-л. агиографическая традиция: особое внимание последующих поколений привлекали не столько подробности биографии Н. А., сколько сочинения, оказавшие значительное влияние на монашескую традицию. Отсутствие подробных сведений о жизни Н. А., а также распространенность имени Нил в монашеской среде (напр., мн. адресаты писем прп. Исидора Пелусиота носили это имя - É vieux P. Isidore de Péluse. P., 1995. P. 401-402; 7 писем, приписываемых самому Н. А., также адресованы неск. разным Нилам) привели в позднейшей агиографической традиции к отождествлению Н. А. с прп. Нилом Синайским. Согласно наиболее распространенному мнению, прп. Нилу Синайскому были приписаны все сочинения Н. А., а также ряд трудов Евагрия Понтийского и сочинение прп. Исихия Иерусалимского . О согласовании хронологии жизни Н. А. с данными «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» см. в ст. Нил Синайский . Сочинения Условно разделяются на 2 группы: аскетические (включая как общие трактаты и письма о добродетелях и пороках, так и поучения, обращенные к монахам) и экзегетические. До недавнего времени последняя группа сочинений оставалась практически неизученной. Н. А. довольно рано (возможно, с VI-VII вв.) стали приписывать мн. трактаты Евагрия Понтийского, а также «Сентенции», автором к-рых традиционно считается прп. Исихий Иерусалимский. Рукописная традиция сочинений Н. А. довольно сложная, т. к. его аскетические трактаты и письма, по всей видимости, подвергались неоднократному редактированию и сохранились в составе визант. компиляций (сборников, флорилегиев и проч.), а его толкования на Песнь Песней и Екклесиаст - в составе катен. В рукописной традиции имя автора всех трактатов, приписываемых ныне Н. А., не предваряется эпитетами «святой» (γιος), «преподобный» (σιος) или «блаженный» (μακριος). Его называют или просто «Нилом монахом» (Νελος μοναχς), или «Нилом аскетом» (Νελος σκητς). Исключение составляют собрания писем: в них Н. А. именуется святым и блаженным (см., напр., ркп. Vat. Ottob. gr. 250: το μακαρου Νελου (Fol. 1), το γου Νελου (Fol. 38)).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Тайная вечеря. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. XI в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 40 об.) Образ Иисуса Христа как рыбы был широко распространен в патристической лит-ре. Так, блж. Августин , еп. Гиппонский, в «Исповеди» сравнивал Иисуса Христа с рыбой, к-рая дана в пищу христианам, говоря о «трапезе, когда подается рыба, извлеченная из глубины», которую Сам Бог приготовил для верующих (см.: Aug. Confess. XIII 21, 23), т. е. о Евхаристии Стелла Лицинии. II в. (катакомбы Присциллы, Рим) Стелла Лицинии. II в. (катакомбы Присциллы, Рим) . Комментируя Евангелие от Иоанна, блж. Августин развивал эту мысль и подчеркивал евхаристическое значение образа рыбы в связи с евангельским чудом умножения хлебов и рыб (см.: Ин 6. 9-11), а также объяснял образ «печеной рыбы», к-рую Иисус Христос преподал ученикам: «Печеная рыба (piscis assus) - это пострадавший Христос» ( Aug. Tract. in Ioan. 123). Подобные аналогии встречаются и у мн. др. авторов патристической эпохи. Так, напр., свт. Павлин Милостивый , еп. Ноланский, упоминая чудо умножения хлебов и рыб в евхаристическом контексте, отмечал: «...пятью хлебами и двумя рыбами насытил [народ] Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды (aquae vivae piscis)» ( Paul. Nol. Ep. 13. 11; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1032-1034). У свт. Амвросия , еп. Медиоланского († 397), образ рыбы связывается с Искуплением (см.: Ambros. Mediol. Ep. I 1. 13); при этом он опирается на евангельский эпизод с рыбой, которую по приказанию Иисуса Христа выловил ап. Петр, нашедший у нее во рту золотую монету (статир), чтобы дать в качестве жертвы для Иерусалимского храма (см.: Мф 17. 24-27). Новое христологическое понимание образа И. возникает в IV в. в связи с толкованием фрагмента 8-й кн. «Сивилльских оракулов» (см. ст. Сивиллины книги ), содержащей пророчества, приписываемые эритрейской сивилле. Первые буквы стихов 217-250 греч. текста образуют акростих «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Крест» (ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ΘΕΟΥ ΥΙΟΣ ΣΩΤΗΡ ΣΤΑΥΡΟΣ). Текст этих стихов впервые встречается в речи имп.

http://pravenc.ru/text/Ихтис.html

11 марта 1554 г. Н. был поставлен епископом Сарским и Подонским (Крутицким). Крутицкий владыка, формально занимая относительно невысокое место в церковной иерархии, по сути являлся викарным архиереем, помогавшим митрополиту в управлении Митрополичьей областью . Это, в частности, закрепляла 68-я ст. Стоглава (см.: Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 360; см. также: Крутицкая кафедра ). Т. о., свт. Макарий вновь пожелал видеть на Крутицкой кафедре волоколамского постриженика (выходцем из этой обители был и предшественник Н. Савва (Чёрный); см.: Усачёв А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Рус. Церкви XVI в.?//ИЗ. М., 2014. Вып. 15(133). С. 157-158). 3 февр. 1555 г. Н. участвовал в хиротонии первого Казанского архиеп. свт. Гурия (ПСРЛ. Т. 13. С. 250), а 26 мая - в торжественных проводах новопоставленного владыки в Казань (ААЭ. Т. 1. С. 257-259. 241). В окт. того же года вместе с митр. Макарием Крутицкий епископ принял участие в освящении храма прп. Сергия на Троицком подворье в Кремле ( Бычков А. Краткий летописец Св.-Троицкой Сергиевой Лавры//ЛЗАК за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. Прил. С. 22). Преемник Н. на Крутицкой кафедре Матфей II был хиротонисан в янв. 1559 г. Н., по всей видимости, ушел на покой и до кончины жил в обители, где принял постриг; там же погребен, как и бывш. еп. Савва. В 1560/61 г. Н., «бывшей владыка крутицкий», сделал вклад книгами в Волоколамский мон-рь (Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР. 1991. [Вып.:]: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 39). В Кормовой монастырской книге говорится: «...по епископех и владыках Крутицких, сиречь Сарьских и Подоньских, по Саве да по Нифонте бывшем преже игумене, а дачи владыкы Нифонта образов и книг и денег и всего 110 рублев... А гробы их в новом приделе в угле по ряду» (Das Speisungsbuch von Volokolamsk=Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh/Hrsg., Übers. L. Steindorff. Köln; Weimar; W., 1998. S. 121-122; См. также: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. М., 1906. С. 57. 246). Книжная и литературная деятельность

http://pravenc.ru/text/2577727.html

А. К., как законодатель, активно участвовал в жизни Церкви: им было издано немало законов, регулирующих церковную жизнь, реформирующих церковную орг-цию К-польского Патриархата. Многочисленны имп. грамоты ( хрисовулы ), подтверждающие имп. дарения и привилегии храмам и мон-рям, в т. ч. Афонским. Император был весьма активен в восстановлении церковного общения К-поля и Рима после схизмы 1054 г. (Собор в К-поле в сент. 1089) и в защите прав к-польских диоцезов в Италии (Калабрия). А. К. является автором христологического соч. «Против армян» (полемика с монофизитами , направленная, возможно, на опровержение еретических идей Нила), а также стихотворной молитвы из 100 ямбических стихов. Принадлежность А. К. приписываемой ему поэмы «Музы», к-рая посвящена его сыну и преемнику Иоанну II Комнин , в наст. время оспаривается (см.: Anastasi R. Studi di filologia bizantina//Quaderni del Siculorum Gymnasium. 1976. T. 2). Соч.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 116-123 [богосл. трактат]; Maas P. Die Musen des Kaisers Alexios I//BZ. 1913. Bd. 22. S. 348-369 [«Музы» и отр. из молитвы]. Ист.: Никифор Вриенний. Исторические записки. СПб., 1856. М., 19972; Анна Комнина. Алексиада/Вступ. ст., пер., коммент. Я. Н. Любарского. М., 1965. СПб., 19962; Attal. Hist. S. 199 f.; Zonara. Annales. Vol. 2. P. 717f. Лит.: Chalandon F. Essai sur le règne d " Alexis Ier Comnène (1081-1118). P., 1900; Гроссу Н., свящ. Церковно-религиозная деятельность византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118)//ТКДА. 1912. 7/8. С. 501-543; Успенский. История. Т. 3. С. 41-86; Васильев. История. Т. 2. С. 14-54, 121-125, 134-136; Leib B. Complots à Byzance contre Alexis Ier Comnène, 1081-1118//Bsl. 1962. T. 23. P. 250-275; Gautier P. L " édit d " Alexis Ier Comnène sur la réforme du clergé//REB. 1973. T. 31. P. 165-201; Morrison C. La Logarikè: Réforme monétaire et réforme fiscale sous Alexis Ier Comnène//TM. 1979. T. 7. P. 419-464; Lounghis T. C. The Failure of the German-Byzantine Alliance on the Eve of the First Crusade//Δπτυχα. 1979. Τ. 1. Σ. 158-167; Skoulatos B. Les premières réaction hostiles à Alexis Ier Comnène (1081-1083)//Byz. 1979. T. 49. P. 385-394; Angold M. The Byzantine Empire 1025-1204: A Political History. L.; N. Y., 1984. P. 114-149; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. Τ. Β ´ . Σ. 87-113; Alexios I Komnenos: Papers of the Second Belfast Byzantine Intern. Colloquium (14-16 Apr. 1989)/Ed. by M. Mullett and D. Smythe. Belfast, 1996.

http://pravenc.ru/text/82378.html

Большую часть Мученичества занимает речь Е. к Юлиану. Он рассказывает о событиях из жизни Константина Великого: о происхождении Константина от временного сожительства Елены с Констанцием, встретившим ее в таверне по дороге в Рим после победы над сарматами (Е. находился в отряде, сопровождавшем императора, и был свидетелем этой встречи); о поисках Константина и о признании его сыном Констанция; о 2 небесных видениях Константину во время войны с «византийцами» (жителями Вост. Римской империи) - надписи из звезд на небе и Креста с надписью из звезд; об основании К-поля; о захвате Константина в плен персами, решившими принести его в жертву богам, и об освобождении императора отрядом воинов, в числе к-рых был Е. Рассказы, кроме 2-го и последнего, имеют историческую основу, однако в изложении Е. приобретают множество легендарных деталей. Мученик прославляет Константина за его веру во Христа и упрекает Юлиана в отступничестве. Т. о., повествование о Е. в конечном варианте представляет собой единый текст, включающий Мученичество Е. и легендарные рассказы о Константине Великом, возникшие не ранее VII в., когда начинается распространение народного культа императора. Относительно времени окончательной обработки сказания мы имеем terminus ante quem, устанавливаемый по самой древней рукописи X в. (Vat. gr. 1671), созданной студийским диак. Дорофеем. Императорский Минологий 1034-1041 гг. содержит рассказ о Е., отличающийся более тщательной лит. обработкой, но также восходящий к единому архетипу всех изводов ( Latyšev. Menol. T. 2. P. 247-250). В греч. синаксарях не уточняется, что Е. пострадал в Кесарии, и отсутствуют легендарные рассказы о Константине. В ВМЧ митр. Макария приводятся перевод Мученичества Е. из рукописи Vat. gr. 819 (XI-XII вв.) и 2 проложных Жития. Сказание о Е. из Четьих-Миней, составленных свт. Димитрием Ростовским , отличается от сказаний из греч. синаксарей следующими добавлениями: Е. назван свидетелем страданий и автором Мученичества Василиска (см. ст. Евтропий, Клеоник и Василиск ); приведен рассказ о третейском суде, ставшем причиной ареста Е.; сообщается о явлении Е. и Константину изображенного на небе Креста.

http://pravenc.ru/text/187400.html

В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил «Диптих соловецких подвижников благочестия», в который внес имена «еще незримых миру подвижников благочестия», хранящиеся «в памяти обители». В числе других преподобных отцов, «в подвизех пустыннаго жития просиявших», он включил в него имена обоих учеников прп. Елеазара - Никифора и Н. (см.: Никодим (Кононов). 1900. С. 101). Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 113-114; 2. С. 245; Жития Елеазара Анзерского//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. С. 123-124, 129-130, 143-144; Док-ты Соловецкого архива об Анзерском ските//Там же. С. 207; Вкладная книга Анзерского скита//Там же. С. 219, 237-238, 250. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836. С. 325, 332; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю//Странник. 1873. Февр. С. 59, 80; Соловецкий патерик. М., 1873. С. 93, 106-107; Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 834; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 1882. С. 24, 44-45; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 178-179; он же. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям» и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 73, 86, 101; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 45-46; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. С. 30-34, 74, 406; Севастьянова С. К. Макарий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 322-323; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г.//Там же. С. 155, 174; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 14, 68, 74; Старицын А. Н. Анзерские старцы//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. науч. конф. (15-17 сент. 2011 г.). М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 5-13; Осипенко М. В. Соловецкая обитель: история и святыни: кн. паломника. Соловки, 2014. С. 92, 534.

http://pravenc.ru/text/2565568.html

Знак св. Нины 4-го разряда. Серебро. Аверс. Реверс. Фото: http://nagrada.moscow 29 янв. 1865 г. в устав об-ва были внесены изменения и дополнения. Председателем Совета О. в. стал наместник на Кавказе, заместителем - экзарх; в состав Совета входили 6 чел., к-рых назначал председатель. Члены 1-го разряда стали вносить ежегодный взнос в размере 500 р., 2-го - 250 р., 3-го - 100 р. и 4-го - 20 р. 10 февр. 1885 г. имп. Александр III Александрович утвердил новый устав. Председателем О. в. стал экзарх, наместник был удален от дел. Миссионеры О. в. должны были проповедовать не только среди народов Сев. Кавказа, но и среди населения груз. провинций Тушети, Пшави, Хевсурети, Саингило и Сванети, в к-рых Православие некогда было широко распространено, но со временем подверглось значительному воздействию язычества, а также груз. исторических провинций Абхазия и Самцхе-Джавахети, где население в результате завоевания этих территорий османами было обращено в мусульманство. При создании О. в. были учтены ошибки, допущенные в работе ОДК. Миссионерами теперь могли стать только выпускники духовных школ. С этой целью в Тифлисской ДС было создано отд-ние подготовки духовных лиц для миссионерской деятельности. Кроме того, О. в. должно было обеспечить безопасность миссионеров. От них требовалось хорошее знание языка, истории и обычаев того народа, среди представителей которого им надлежало проповедовать. Вместе с рус. духовенством в работе О. в. активно участвовало и грузинское (подробнее об основании О. в. см. в разд. «Миссионерская деятельность Грузинского Экзархата» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ). Деятельность О. в. Церковь во имя вмч. Георгия в с. Калдахвары (Абхазия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь во имя вмч. Георгия в с. Калдахвары (Абхазия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. С целью подготовки проповедников в горных районах при Тифлисской и Ставропольской духовных семинариях были открыты классы, где преподавали языки горских народов ( Платонов.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

По словам блж. Иеронима, Ориген намеренно умолчал в письме о своем споре с валентинианином Кандидом, к-рый изначально касался важной триадологической проблемы - отношения Бога Отца к Богу Сыну. Кандид утверждал, что Сын происходит из сущности Отца (Filium de Patris esse substantia) и является т. о. Его изведением, или эманацией (προβολ; prolatio). Желая избежать разделения Отца на части, Ориген отверг изведение и рождение Сына, постулируя вместо этого Его происхождение, как высшего и превосходнейшего творения, по воле (voluntate) Отца. При обсуждении вопроса о возможности спасения диавола Ориген в отличие от Кандида, считавшего диавольскую природу «самой злой» и неспособной к спасению, утверждал: сущность диавола не такова, что он непременно должен погибнуть; диавол пал по собственной воле (voluntate propria) и может спастись (Ibid. II 19). Хотя сведения об александрийском учителе, приводимые блж. Иеронимом, не были объективными, взгляды Оригена на спасение, а также др. его богословские мнения, по всей вероятности, действительно вызвали споры уже при его жизни. В пользу этого свидетельствует и сообщение Евсевия Кесарийского, согласно к-рому Ориген писал письма еп. Римскому сщмч. Фабиану (236-250) и мн. др. епископам, свидетельствуя о своем православии; тексты этих писем были приведены Евсевием в 6-й кн. «Апологии Оригена» ( Euseb. Hist. eccl. VI 36. 4). Как сообщает свт. Фотий I , патриарх К-польский (858-867, 877-886), над первыми 5 книгами «Апологии Оригена» работал наставник Евсевия, сщмч. Памфил , помещенный в кон. 307 г. в темницу за исповедание христианства. Евсевий, находившийся рядом, активно помогал Памфилу, а затем, после кончины учителя, написал 6-ю книгу. По словам свт. Фотия, «многие другие весьма примечательные люди составляли в то время апологии Оригена» ( Phot. Bibl. 118). До наст. времени сохранилась лишь 1-я книга Памфила, переведенная на лат. язык Руфином (CPG, N 3476; Pamphil. Apol. pro Orig. I). Т. о., неоднозначное восприятие богословского наследия Оригена уходит корнями в 1-ю пол. III в. Описывая конфликт между Оригеном и Димитрием , еп. Александрийским (189-231), Евсевий связывает его с вопросами не вероучительного, а дисциплинарного характера (подробнее см. в ст. Ориген ). При этом в источниках отсутствуют сведения о канонических прещениях, наложенных на александрийского учителя за его богословские взгляды. Свт. Дионисий Великий и оригенизм в Александрийской школе

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Похвальное слово прп. Антонию Сийскому («Слово похвалное преподобнаго отца нашего игумена Антония Сийскаго чюдотворца» - БАН. Арханг. 250. Л. 215-233 об.) И. написал по повелению Новгородского архиеп. Александра и сийского игум. Питирима. Составленное в жанре торжественного красноречия, Похвальное слово связано с Житием, в заключительной части Слова упоминаются основные моменты биографии прп. Антония, чудотворения по молитвам к святому, в частности исцеления игум. Питирима и инока Леонида. Похвальное слово обычно переписывалось вместе с Житием прп. Антония как его завершающая часть. Служба прп. Антонию Сийскому («Месяца декабря в 7... в той же день празднуем преподобному отцу нашему Антонию, чюдотворцу Сийскому, иже на Михайлове езере в постех просиавшьму» - Там же. Л. 59-84 об.) была создана И. примерно в одно время с Житием и Похвальным словом и по содержанию соотносится с ними. Служба представляет собой всенощное бдение с 2 канонами прп. Антонию, содержащими акростих, и с каноном Благовещению Пресв. Богородицы. В 1645 г. в Москве служба почти без изменений была издана в составе Минеи на дек. (Л. 75 об.- 96). В 1579 г. игум. Питирим и ученик прп. Антония старец Филофей привезли в Москву составленный И. корпус текстов, посвященных прп. Антонию Сийскому, и обратились к царевичу Иоанну Иоанновичу с просьбой о содействии в канонизации основателя Сийского мон-ря. Царевич Иоанн, «любовию распаляем ко святому», принялся за переработку агиографических сочинений и составил новую службу, после чего митр. Антонию и царю Иоанну IV Васильевичу были представлены для рассмотрения служба прп. Антонию в редакции царевича Иоанна и Житие святого с Похвальным словом в редакции И. Эти события описаны царевичем в ст. «Сие исповедание известно, еже кым преписано бысть Житие святаго отца нашего Антония» (РНБ. ОСРК. O.I. 22. Л. 385 об.- 390, 70-е гг. XVI в.; см.: Рыжова. 2000. С. 49-60). Созданное И. Житие прп. Антония практически целиком вошло в новую редакцию произведения, написанную в 1579 г. царевичем Иоанном Иоанновичем, на нее ориентировались составители Сийской и Проложной редакций текста на рубеже XVI и XVII вв., автор новой переработки произведения в 60-х гг. XVII в. игум. Антониева Сийского мон-ря Феодосий, а также архим. Антониева Сийского мон-ря Никодим, с чьим именем связано появление в XVIII в. Виршевой и Исторической редакций.

http://pravenc.ru/text/578316.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010