Рыба с лимоном по-святогорски 3 кг рыбы (каменного окуня, крупной трески), 8 средних луковиц, 15 долек чеснока, 2 стебля сельдерея, 2 средние картофелины, 1 стакан лимонного сока, соль, перец, 220-240 г. раст. масла. Чистим рыбу, моем и режем на куски примерно 250-300 г (1 порция), головы можно использовать для приготовления супов. Посыпаем солью крупного помола и укладываем в дуршлаг на 6-8 часов, по истечении этого времени споласкиваем и кладём в широкую низкую кастрюлю (предпочтительно алюминиевую, т.к. в кастрюле из нержавеющей стали легко подгорает). Укладываем куски рыбы вплотную друг к другу, сверху кладём нарезанный на 4-5 частей картофель, наливаем воды столько, чтоб её было на 1 см выше рыбы с картошкой, и ставим вариться. Когда закипит, половником удаляем появляющуюсяпену. Удалив пену,добавляем протертый как можно мельче лук, целые дольки чеснока, на середину кладём целиком стебли сельдерея и вливаем растительное масло. Закрываем крышкой, оставив небольшую щель, и варим 20 минут на сильном огне, изредка покачивая кастрюлю, чтобы не подгорело. Убавляем огонь, снимаем крышку, пробуем. Если понадобится, добавляем немного соли и варим ещё 10-15 минут. Когда бульон загустеет, добавляем лимонный сок, раскачиваем кастрюлю 1-2 минуты и снимаем с огня. Посыпаем по всей поверхности перцем и оставляем на 5 минут, затем накрываем крышкой и, подождан ещё 15 минут, раскладываем. Никогда не перемешиваем эту рыбу половником, а только дервянной лопаткой. Если используем каменного окуня, то, поскольку его мясо более жёсткое, чем у трески, воды добавляем на 2 см выше поверхности рыбы и варим на сильном огне 30 минут. Затем ещё 30 минут — на медленном. Тогда как треска через 30-45 минут обычно уже бывает готова. Рыба с соусом по-святогорски   3 кг рыбы (каменный окунь, крупная треска), 8 луковиц, 15 долек чеснока, 2 стебля сельдерея, 2 картофелины, 230-250 г. раст.масла, соль, перец, тмин, корица, душица, красный сладкий перец, 3 ст. ложки томатной пасты. Варим рыбу так же, как в предыдущем рецепте (вода должна покрывать рыбу и картофель). Кладём чеснок, лук, сельдерей, как и в вышеприведённом рецепте, накрываем крышкой, оставив небольшую щель, и варим на сильном огне 20 минут, регулярно покачивая кастрюлю. Затем убираем крышку и варим на медленном огне ещё минут 15.

http://pravmir.ru/izdana-kniga-afonskie-...

3Цар.6:4 .  И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. Устройство окон храма неизвестно, но, вероятно, как и в домах на востоке вообще, они были решетчатые и расширенные внутрь, евр.: шекуфим веатумим. LXX: πορακυπτονμνας κρυπτς, Vulg.: obliquas. По талмудическому преданию (Baba batra 54 в. ), у древних евреев было два вида окон: так называемые египетские малого размера и тирские больше. В пристройках, служивших, между прочим, местом приготовления священников к богослужению, окна могли иметь значительные размеры, но в Святом храма был полумрак, а во Святом Святых и полный таинственный мрак (ср. 3Цар.8:12 ). В противоположность окнам домов, нередко огромным (мог пройти человек): ( Нав.2:15 ; 1Цар.19:12 ; 4Цар.9:30–33 ), с решетками, поднимавшимися и отворявшимися, окна храма были глухорешетчатыми служа, не столько для освещения храма, сколько для вентиляции (ср. проф. А. А. Олесницкий . Ветхозаветный храм, с. 249–250). 3Цар.6:5 .  И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира ; и сделал боковые комнаты кругом. 3Цар.6:6 .  Нижний ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма. «Давир» 5 – название Святого Святых (сн. ст. ( 3Цар.6:16,19–23,31 ), по Гезениусу, означает заднее (от dabar, быть сзади) положение его в храме напротив, по переводу LXX и Александрийскому списку κρημαστριον и Vulg. oraculum, – производя это название, очевидно, от dabar, говорить, возвещать, выражают идею самооткровения Бога над ковчегом Завета. Вокруг главного здания храма, исключая только восточную, входную сторону его, шли пристройки, яциа – боковые комнаты, целаот, у LXX: μλαθρα (у И. Флавия: οκοι), Vulg.: tabulata, расположенные в 3 этажа. «Вместе с храмом вне его строились другие малые здания, которые окружали собою главное здание, так что ни один левит не мог прикасаться к стенам храма... В тех же малых зданиях, построенных вкруг храма, хранилась утварь для божественной службы» (блаженный Феодорит, вопр. 23). Общий вход в эти пристройки был, полагают (см. E. Riehm. Handwortierbuch des biblischen Aiterthums, 2A., Bd. II, s. 1656), с юга, y пророка Иезекииля ( Иез. 41:11 ) с севера и юга. По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 3, 2), «вся пристройка доходила до половины основного здания всего храма, верхняя половина которого не была окружена такими пристройками». На основании ( Иез.41:6 ) число этих комнат определяется в 33 или 30 (по 12 на северной и южной сторонах и 6 на западной). В них хранились великие сокровища ветхозаветного храма ( 3Цар.7:51,15:15 ; 2Пар.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

П. род. в Берите (ныне Бейрут) (вероятно, ок. 250 г.- Pamphile et Eus è be de Cé saré e. Apologie pour Origène//SC. Vol. 465. P. 75) в богатой и знатной семье. Он учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии, одном из преемников Оригена. Затем поселился в Кесарии, принял священнический сан. П. прославился добродетелями: раздавал имущество бедным, был равнодушен к мирским благам и стремился к любомудрию. Особенно же он выделялся среди своих современников ревностью к слову Божию. После смерти Оригена П. унаследовал его школу и б-ку. Вскоре вокруг пресвитера образовался кружок учеников, к-рые толковали Свящ. Писание, обучались философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). П. собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Idem. De mart. Palaest. 9. 5; Hieron. De vir. illustr. 3, 125). П. добросовестно выполнял свое пастырское служение и оказывал помощь всем, приходившим к нему. Ученые занятия пресвитера и его окружения были прерваны начавшимися гонениями имп. Диоклетиана . В 302 или 303 г. П. был схвачен по приказу префекта Урбана. Сначала префект испытывал П. в красноречии и философских науках, потом принуждал совершить жертвоприношение. Не добившись от пресвитера повиновения, он приказал строгать его бока железными когтями и наконец заключил в темницу, вероятно осенью 307 г. ( Euseb. De mart. Palaest. 7. 4-6). Возможно, Евсевий разделял тюремное заключение вместе с учителем ( Phot. Bibl. 118//PG. 103. Col. 395-396), однако нек-рые исследователи считают, что он находился на свободе где-то неподалеку ( Ястребов. 1999. С. 140-141). Вместе с П. арестовали диак. Валента, к-рый был в весьма преклонном возрасте, но при этом мог цитировать Свящ. Писание по памяти. Также в темнице находился Павел. Он род. в г. Ямния (ныне Явне, Израиль), был очень деятельным и еще до мученичества совершил подвиг исповедания. П., Валент и Павел 2 года пребывали в темнице, когда к ним привели еще 5 христиан-египтян.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

Время кончины святого точно определить невозможно: с одной стороны, в рассказе из «Церковной истории» Евсевия говорится, что М. пострадал за год до указа имп. Деция, т. е. в 248 или 249 г., т. к., по мнению большинства исследователей, эдикт о том, что все жители Римской империи должны совершать жертвоприношения, был издан либо осенью 249 г., либо в дек. 249 - янв. 250 г. ( Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. Oxf., 1965. P. 389-439). Но в копто-араб. Синаксаре говорится, что мученик был казнен уже после выхода эдикта, следов., в 249 или 250 г. В Житии свт. Иоанна V(III) Милостивого, патриарха Александрийского (610-619/20), говорится, что в его время в Александрии была ц. во имя М. В визант. Синаксарях М. не упоминается. Однако мученика прославляет Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), к-рый называет его первым из числа пострадавших в Александрии ( Niceph. Callist. Hist. eccl. V 30//PG. 145. Col. 1123-1126). В зап. «исторических» Мартирологах IX в. имя М. впервые встречается в 1-й редакции Мартиролога Флора Лионского, где под 20 февр. содержится заметка об Александрийских мучениках, пострадавших при имп. Деции и упомянутых в послании свт. Дионисия Великого (см. ст. Иулиан, Кронион , Макарий , Епимах , Александр и 13 мучеников Александрийских ). Адон Вьеннский заимствовал у Флора заметку о мучениках, пострадавших в Александрии, и также поместил ее под 20 февр.; под 31 янв. в Мартирологе Адона содержится отдельное сказание о М., составленное на основе послания свт. Дионисия Александрийского из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Узуард отметил память М. лишь под 31 янв., заимствовав заметку о святом из Мартиролога Адона. Под этим же числом память мученика и заметка о нем вошли в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) и сохранились в совр. редакции Римского Мартиролога (MartRom. P. 42; MartRom (Vat.). P. 119). Ист.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 1079; SynAlex. Vol. 1. P. 323-324; Vol. 5. P. 713-714; MartUsuard. 1965. P. 172; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 36-37; iidem. Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 76, 90; Le Synaxaire éthiopien: Les mois de Nahasê et de Paguemên. Turnhout, 1981. P. 291-292. (PO; T. 9. Fasc. 4); Idem: Mois de Teqemt. Turnhout, 1987. P. 34-37. (PO; T. 44. Fasc. 1).

http://pravenc.ru/text/2563082.html

И. поддерживал отношения с др. патриархами, в частности, по вопросу противодействия распространению католич. унии в Сирии. В сент. 1839 г. 4 вост. патриарха издали антипапское окружное послание. Несмотря на финансовые затруднения Патриархата, было принято решение ежегодно выплачивать 250 гроссов на содержание епископа г. Халеб, где находился центр противостояния католиков и православных. В 1845 г. в Египет прибыл архим. Порфирий (Успенский) . Он трижды встречался с И. и получил от него послания для рус. императора, Святейшего Синода и обер-прокурора Н. А. Протасова. И. скончался в сент. того же года, как указано в надписи на его надгробии в храме свт. Николая в Каире (текст см.: Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 4. С. 22-23). Архим. Порфирий, ссылаясь на разговор с архимандритом, управлявшим александрийскими имениями в Валахии, называл дату смерти И. 8 сент. (Там же. 1896. Т. 3. С. 8). Однако И. И. Соколов считал, что кончина могла произойти только 1 сент., поскольку этим числом датировано сообщающее о ней письмо греческих консулов в Египте К-польскому патриарху Мелетию III. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. патриархия. С. 11-12, 15, 117, 255-265; Καλλνικος (ελικνης), ρχιεπ. Τ ν τος κδιξι το Πατριαρχικο Αρχειοφυλακεου σωζμενα πσημα κκλησιαστικ ϒϒραφα. Κωνσταντινοπολις, 1904. Σ. 50-85. Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Состояние апостольской православно-кафолической Церкви Египетской в 1-й пол. XIX в.//ТКДА. 1868. 5. С. 202-203; 11. С. 154-173; Лопарёв. Каталог алекс. патриархов. С. CVIII-CXI; Соколов И. И. Избрание Патриархов Александрийской Церкви в XVIII и XIX ст. Пг., 1916. С. 136-148; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αλεξ. Σ. 805-808; Θειδς Βλ. Ιω. Ιερθεος. Ο Α//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 803-804. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/293770.html

Кафедральный храм в честь Преображения Господня в Серове. 2007 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Кафедральный храм в честь Преображения Господня в Серове. 2007 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. С сер. XVII в. по 1799 г. территория Н. и Н. е. в основном относилась к Вятской и Великопермской епархии (см. ст. Вятская и Слободская епархия ), часть земель входила в состав Тобольской епархии. В 1799 г. из Вятской епархии была выделена Пермская, в к-рую вошла большая часть территории Н. и С. е. В 1833 г. учреждено Екатеринбургское викариатство Пермской епархии, в 1885 г. оно было преобразовано в самостоятельную Екатеринбургскую епархию. В составе последней территория Н. и Н. е. находилась до 2011 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в В. Тагиле. 1859 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в В. Тагиле. 1859 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1-й пол. XVIII в. на землях Н. и Н. е. значительно возросла численность православного населения, что было связано с развитием горнозаводской промышленности Ср. Урала. Возникли и развивались заводы и поселки при них (совр. города Невьянск и Н. Тагил). Рост населения опережал темпы строительства храмов, к-рое ограничивалось законодательно. Утвержденный в 1716 г. текст архиерейской присяги содержал обещание не строить церквей «для прихотей» и не поставлять священнослужителей сверх потребности. Кроме того, на возведение храмов требовались немалые средства. Численность причтов регулировалась указом от 10 авг. 1722 г., согласно которому приходы в 100-150 дворов имели одного священника (одноприходные церкви), приходам в 250-300 дворов полагалось по 2 священника, а при 250-300 дворах разрешалось служить 3 священникам (ПСЗ. Т. 6. 4072. С. 756-757). Среди уральских храмов одноприходных было немного; церкви при горных заводах к сер. XVIII в. стали крупнейшими на Урале: число относившихся к приходу дворов здесь могло превышать 1 тыс. В 1775 г. в поселке при Нижнетуринском заводе (ныне г. Н. Тура) была построена деревянная Трехсвятительская ц. «по требованию главнокомандующего горноблагодатскими и камскими заводами… и по желанию завода мастеровых и работных людей при 135 дворах», поскольку расстояние до ближайшего храма превышало 45 верст. К кон. XIX в. на землях Н. и С. е. (в указанное время - Верхотурский и часть Екатеринбургского уездов Пермской губ.) насчитывалось более 100 приходских храмов. Почти в каждом приходе в деревнях имелись часовни.

http://pravenc.ru/text/2565226.html

Масло и шоколад этапами по 30 сек. растопите в микроволновке. Взбиваем в миксере яйца с сахаром до белой воздушности, после вливаем шоколадно-масляную массу. Тщательно перемешиваем. Всыпаем в шоколадную массу просеянные муку с какао и разрыхлитель. Получается вот такая блестящая масса с добавленной цедрой. Форму смазываем сливочным маслом и делаем с мукой «французскую рубашку». Готовим «пластилин» из смеси муки и воды так, чтобы шарик не прилипал к рукам и заклеиваем щель формы, чтобы тесто ненароком не вытекло (тесто достаточно плотное, однако). Выливаем в форму 1/3 теста и палочкой для суши вталкиваем по ягодке вишни, еще подливаем теста и снова по ягодке, последнюю часть подливаем так, чтобы тесто на 1 см не доставало до конца формы – оно поднимется. Ставим на противень и помещаем на 1ый уровень духовки снизу. Выпекаем около 50 мин, до сухости палочки и остужаем. Верхнюю корочку срезаем хлебным ножом-пилой. Аккуратно вынимаем кекс. Берем 1:1 амаретто или водичку и мед, смазываем кисточкой барашка. Взбиваем сливки и украшаем завитками. Кекс «Рождественский агнец» Рецепт от Елены Николаевой Приготовить заранее все ингредиенты. Они должны быть комнатной температуры, иначе тесто опадет до помещения его в духовку. Состав: Масло сливочное – 250 г Сахарный песок – 250 г Яйца – 5 шт. Ванилин – 1 г Мука пшеничная 100 г Крахмал – 100 г Коньяк – 1 ст. л. Изюм – 100 гр. Разрыхлитель – ½ ч. л. Зёрна граната – 100 г Для оформления используем сахарные карандаши, стружку кокоса, сахарную белую глазурь. Способ приготовления: Сначала включаю духовку. Затем смазываю маслом форму. Замазываю мукой швы формы, иначе тесто может вытечь. Затем мою изюм и замачиваю его в коньяке. Через час вынимаю его и просушиваю. Просеиваю муку с крахмалом. С помощью миксера взбиваю сливочное масло и сахар до пышной пены, постепенно добавляя яйца и ванилин. В эту массу внести муку, крахмал, разрыхлитель и коньяк. Очень быстро замесить, вмешав в тесто изюм и зерна граната. Выливаю тесто в форму (занимает около 23 объема формы). Ставлю форму на противень, помещенный на середину духовки. Выпекаю около 1 часа при 18 градусах, проверяю готовность кекса деревянной палочкой не раньше, чем пройдет 34 времени выпечки.

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-agnets-re...

302 318, Петр – 108 280 282 29? AieKceu (Леля) – 186 187 192 196 201 280 283 291 298 299 302, Серафима дети – 156 157 Городенский Н.Г. , проф. – 24 Горская Н.А.(науч. сотр.) – 61 Готье Ю.В., проф. – 85 87 88 Грабарь В.Э. – 78, Н.Э., проф. 114 115 120 122 Григорий (Чуков), митр – 245 246 Гришанова Ксения, репрессир. 228 232 234Г Громогласов И. М., проф. (мест- ночтим. свщмч. Тверск. епархии с 19 сент. 1999) – 19 24 68 Данила Андр.(Остапов) – 210 Даниил (Маланьин), иерод. ТСЛ —108—110 Демин Алексий, прот. – 169 318 Демина, искусствовед – 198 Добролюбов НА. – 54 58 Донат (Щеголев) еп. – 187 192 Досифей (ст-ц Зосимовой пуст.) –93 ИЗ Достоевский Ф.М. – 43 54 Дружинин – 87 Евгения Андреевна (Котова) – 199 Евдокимов Вас. Фед., свящ – 148 Евфросин (Мишин), и-м. – 309 Егорова-Васильчикова Е. П. – 113 Елевферий (Воронцов Вениамин), митр. – 124 143–151 246 265 и его родственники – 161 Елизавета Федоровна (Вел. кн., прпмц.) – 97 145 Елисеев см. Аристарх Елисеев – 69 Ермоген (Голубев), архп. – 130 Жудро – 199 213 214 Жуков Виктор Вас, прот. – 166 186 192 197 Журавлева Ир. Ал. – 137 215 – см. Габрияники Зайцев Ф.В. (Уполномоченный) – 125 246 Заозерский Н.А. , проф. – 19 24 Захаров Ал.Ем. – 64 267 283 Зиновьева Зоя Ал-др. – 176 Знаменский СП., доц. МДА – 23 Иеракс (Бочаров), и-м. ИПЦ –234 Иероним (Зиновьев), архм. – 135 Иларион (Удодов), архм. – 119 120 123 Илия Карам, митр. – 128 196 Ильин Ал-др Ив., прот. – 126 128 246 Ильин Ал-др Мих., свщ. ИПЦ – 223 230 – и др. – 224 Иоанафан, и-м. ТСЛ – 266 Иоанн (Копылов), прот. – 245 Иоанн, прот. Кронштадский – 15 Истомин СП. – 219 Казанский М.К. (ок. МДА 1886 г.) – 57 58 ; Калинниковы (Костр.) – 11 47 Капица Г.Е., уполномоченный 248 250 252 Каптерев Н.Ф. , проф. – 19 20 63 Каптерев П., проф. – 60 62 113 278 Каптерев СН. – 77 78 108 282 295 Каптерева А. – 78, B.C. – 170 Карпинская Л.В. – 209 Кассиан (Валерьянов К.В.), архм. 165 Катанский А.Л. , проф. – 30 Киприан (Зернов Мих.), еп. – 185 187 191 192 Ключевский В.О., проф. – 17 18 20 24 63 276

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

При архиеп. Данииле II центр Сербской Церкви окончательно переместился в Печ, но Ж. продолжала оставаться в числе основных мест паломничества сербов. В 1335 г. монастырь посетил кор. Стефан Душан и обратился к Пресв. Богородице с просьбой о помощи в борьбе с венграми. Благодаря Ее заступничеству венгры отступили ( В. Ucmopuja Срба. Београд, 2005. С. 224). В память об этом событии в авг. 1354 г. кор. Стефан Душан направил в Ж. патриарха Сербского Иоанникия I , чтобы он именно в этом месте обратился с молитвой к Пресв. Богородице. В 1379 г. в Ж. побывал некий еп. Симеон ( Записи. 4. 6074), а в 1382 г.- патриарх Сербский Спиридон , который на территории обители подтвердил решение об основании мон-ря Дренча (ныне действует как приход). Некоторое время в Ж. была резиденция патриарха Сербского Никона , но в 1428 г. из-за угрозы нападений турок он покинул мон-рь (Там же. 1. 250). Находясь в Ж., серб. деспот Георгий Бранкович (см. ст. Бранковичи ) 11 сент. 1429 г. издал грамоту, которая объявляла афонский мон-рь Эсфигмен его ктиторией. В 1446 г., при патриархе Печском Никодиме, в мон-рь были вложены Евангелие и Пролог. В 1455 г. мон-рь попал под власть Османской империи, и упоминания о нем прекратились до 1520 г., когда жичский игум. Феофил с монахами Иларионом и Виссарионом основали мон-рь Шишатовац . В сер. XVI в. Ж. находилась в запустении, согласно тур. источникам, в 1560 г. в ней проживали 2 монаха ( 2002. С. 382). В 1562 г. митр. Смередевский Захарий возродил мон-рь и подарил церкви дискос ( 1928. С. 29). По некоторым сведениям, в 1586 г. на территории Ж. умер и был похоронен патриарх Сербский Герасим (Соколович) , но место его могилы неизвестно. Патриарх Сербский Паисий (Яневац) в 1620 г. посетил вновь запустевшую Ж. и забрал из нее Евангелие и 2 Минеи в Печ, чтобы сохранить их до восстановления мон-ря, которое началось в тот же период. В 1677 г. в Ж. приезжал патриарх Печский Арсений III , в 1721 г.- Арильский митр. Исаия ( Записи. 2. 2397). Его преемник митр. Иосиф в 1730 г.

http://pravenc.ru/text/182327.html

деревянную книгу 1-й четв. XI в. (Новгородская Псалтирь), состоящую из 3 дощечек - цер. На восковых табличках, заполнявших деревянные страницы, воспроизведены тексты псалмов на церковнослав. языке, отражающем ранний этап его рус. извода ( Зализняк А. А. , Янин В. Л. Новгородский кодекс 1-й четв. XI в.- древнейшая книга Руси//ВЯ. 2001. 5. С. 3-25). Хотя воск и не является твердым материалом, однако орудием письма по нему служили те же металлические или костяные писала, к-рыми наносились тексты на штукатурку или на бересту древних стен. Поэтому приемы письма по воску, бересте и стене имеют много общих черт, отличающих их от письма по пергамену или бумаге. К XI в. относится Г. на деревянном цилиндре из Новгорода, служившем пломбой для мешка при распределении княжеских доходов: «мецъницъ мхъ въ тихъм…г полъ цътвъръ» ( Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004. С. 276, 5). Это один из самых ранних текстов, отразивших одноеровую (с «ъ») графику и древненовгородское диалектное явление - «цоканье». С развитием в XI в. на Руси церковного каменного зодчества появляются Г. на стенах храмов. Многочисленные Г. XI-XV вв.- надписи и рисунки - сохранились на древних участках церковных стен в Киеве, Новгороде, Ст. Ладоге, Полоцке, Галиче Волынском, Пскове, Владимире, Ст. Рязани. В Киеве Г. обнаружены в Софии Св. соборе (более 300), в Михайловской ц. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила муж. мон-ря (ок. 20), на стенах Зверинецких пещер (см. Зверинецкий во имя арх. Михаила мон-рь ) и Ближних пещер Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры , в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (13), в ц. Спаса на Берестове (22), в Кирилловской ц. (27). Многочисленны Г. в новгородских храмах - в Софии Св. соборе (более 250), в Георгиевском соборе Юрьева новгородского мон-ря (более 20) и в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре (ок. 5), в ц. Спаса на Нередице (ок. 100), в ц. Феодора Стратилата на Ручью (ок.

http://pravenc.ru/text/166401.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010