248 В Прологе: 12 октября св. Мартина милостивого – «Скарга 970, ноябрь 11-го» (л. 160); 17-го января слово о черноризце Мартирии – «зри у Скарги после жития Иоанна милостивого» (л. 587); 23-го января св. Павлина епископа Ноланского – «Скарга июня 22-го» (л. 604 об.), 22 февраля св. Маврикия – «Скарга 838 л.» (л. 720); 15-го июня память св. Иеронима – «Скарга л. 856» (л. 465) и 23 августа св. Иринея еп. Лугдунского – «о сем зри в Скарге» (л. 725 об.). Все эти ссылки указаны по изданию 1619 года, в котором есть и собственноручные отметки Святителя. Значительно больше ссылок на Скаргу в месяцеслове святых на месяцы июнь, июль и август. Здесь Скарга упоминается в июне: 1-го св. Иустина философа , 11-го апп. Варфоломея и Варнавы, 13-го св. м. Акилины, 14-го преп. Елисея, 15-го блаж. Иеронима и мм. Крискентия и Модеста, 24-го рождение св. Иоанна Предтечи, 25-го св.м. Февронии, 27-го св. Сампсона странноприимца; в июле: 8-го св.м. Прокопия, 11-го св.вел.-м. Евфимии, 17-го св.м. Марина, 19-го св. Макрины, 20-го св. пр. Илии, 21-го св. Симеона юродивого, 22-го св. Марии Магдалины, 24-го св. Христины, 25-го преп. Евпраксии, 27-го св.в.-м. Пантелеймона; в августе: 2-го св. архидиакона первомуч. Стефана и Стефана папы Римского, 4-го семи отроков спящих, 6-го Преображение Господне, 10-го св. Лаврентия, 11-го м. Сусанны, 13-го св. Киприана Карфагенского , 19-го св. Андрея стратилата, 20-го Самуила пророка, 23-го Иринея Лугдунского, 26-го свв. Адриана и Наталии и 28-го Моисея Мурина. 249 Таковыми мы считаем – житие апостола Филиппа (14 ноября), с которым согласна вся первая половина жития; Сурия, у которого (IV, 891) похвальная речь св. Варфоломею Иосифа песнописца; Макарьевские Четии-Минеи (июнь, 162 об-165), где так же «слово похвально», но иной, чем у Сурия, редакции, имеющее после похвал перечень сведений о святом; Мартиролог – род смерти, с. 360, и Annales Барония (год 485 – об обретении Евангелия в гробе Варфоломея), из которых собрана вторая половина жития. Никифор и Евсевий, по нашему мнению, лишь свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

429 (IV), 96–128 151 [пп. I-X] 83,1416–1433 151 [п. XI] 249–255 151 [п. XI] 83,1433–1440 152–168 255–292 152–168 83, 1440–1473 292–295 429 (IV), 80–88 83, 1473–1476 295–301 83, 1476–1481 301–303 429 (IV), 232–234 83,1481–1485 172–178 303–311 6270, 6275, 6263, 6248, 6256, 6244 172–178 83,1485–1489 311–312 77, 328 180–181 312–316 6287, 6277 180–181 83,1489–1494 182 (I)-196 (XV) 316–330 40 (I), 43–87 (6239) 197 (XVII)-200 (XX) 330–334 40 (I), 88–92 (6239) (17–20) 201 (XXI) – 202 (XXII) 334–336 40 (I), 92–95 (6239) 6240 (6239) (21) 23 (22) 83,1204 336–363 40 (I), 94–121 (6239) (6239) 6240 (6239) 6240 (6239) (23) (24–25) 19–20 (26) 22 (27–48) 83,1197 83,1204 363–371 6273== 84, 642–647 372–373 84, 648–649 373–374 84, 651 374–375 6274== 84, 654 233–234 375–377 6398, 6400 LIII-LIV 84, 658–660 378–381 84, 670–671 236–238 381–388 6260, 6263, 6245 LXX-LXXII 84, 677–681 84, 689–691 240–241 389–393 6265, 6372 LXXXVII-VIII 84, 701–703 393–396 84, 709–712 396–397 84, 713 397–398 84, 714–715 398–401 84, 722–723 401–411 84, 734–738 247–248 411–415 6268, 6418 CXXVIII-CXXIX 84, 742–744 415–420 CXXXIII 84, 746–749 420–422 84, 750–751 251–252 423–426 6259, 6275 CXXXVIII-CXXXIX 84, 753–755 426–428 84, 760–761 428–430 CXLVIII 84, 763–764 430–431 84, 766 256–258 431–435 6262, 6258 84, 774–777 435–436 84, 781 436–437 CLXVIII 84, 783 437–438 84, 784–786 438–440 CLXXII 84, 787–788 440–442 84, 590–593 442–444 84, 593–595 444–446 84, 600–602 266–268 446–454 6328, 6339 XVII-XIX 84, 607–613 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 15 ТСО 68 332 / 333 . ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. 4090/2. COMMENTARII IN JOANNEM. CPG 5208. PG 74, 448–756. Книга одиннадцатая. С. 3–156. 1273 . Гл. 1. [ Ин.16:14 .] О том, что Дух Святой природно от Бога и в Сыне и чрез Него и в сущности Его. С. 3–6. [С. 679–681.] PG 74, 448–449. 1274 . Гл. 2. [ Ин.16:15–33 .] О том, что природно в Сыне и в сущности Его (находится) Дух Его, то есть Святой, как и в сущности Отца. С. 6–30. [С. 681–698.] PG 74, 449–473. 1275 . Гл. 3. [ Ин.17:1 .] О том, что никто не должен считать Сына лишенным Божественной славы, хотя Он и оказывается говорящим: «Отче, ... Прославь Сына Твоего!» ( Ин.17:1 ). С. 30–34. [С. 669–702.] PG 74, 473–480.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Быт. 3:14, 15. 16 Рим. 3:19. 17 Термин «Сверхначальное Начало» из прежде бывших отцов употребляется у св. Афанасия Великого (De trinitate, PG 28,1605 (TLG)); св. Дионисия Ареопагита (О небесной иерархии, 1, 3//Сочинения, СПб, изд. Олега Абышко, 2002, С. 216, р. п.: С. 217; 11, 6, там же С. 540. р. п.:С. 541); преп. Иоанна Дамаскина (Expositio fidei, 12b// Die Schriflen des Johannes von Damaskos, vol. 2, (TLG), p. п.: Точное изложение православной веры. Творение Иоанна Дамаскина, СПб., изд. И. Л. Тузова, 1894 (репринт: М. — Ростов–на–Дону, 1992), С. 34 (106)). 18 «Πνεμα τ γιον, τ κριον» — дословная цитата из Символа веры; в славянском переводе «τ κυριον» неточно передано существительным: «Господа». 19 Иак. 1:17. 20 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 264 (р. п.: С. 265). 21 Об Изводителе и Изведении см. Григорий Богослов, Слово 29, 2, Gregor von Nazianz. Die funf theologischen, Dusseldorf, 1963. De filio 2, 15, (TLG), (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, т. 1, СПб., б. г. (репринт: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994), С. 414). 22 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 2 (С. 248, р. п.: С. 249); 7, 4 (С. 468, р. п.: С. 469). О мистическом богословии, 1, 1 (С. 736, р. п.: С. 737). 23 2 Кор. 2:11. 24 Ср. «κφαντορικ θεολογα» св. Григория с «κφαντορικ γαθωνυμα» (О божественных именах, 3, 1, С. 280, р. п.: С. 281) и «κφαντορικ ονομασα» (О небесной иерархии, 8, 1, С. 122, р. п.: С. 123) у св. Дионисия Ареопагита. 25 Литургия св. Василия Великого; Иоанн Дамаскин, Точное изложение, IV (Expositio fidei, 48, 37 (TLG), р. п.: С. 130 (202). 26 Ин. 18:37. 27 Ин. 15:26. 28 Лк. 1:2. 29 Деян. 1:4. 30 Ин. 14:27. 31 Иак. 1:17. 32 Мф. 10:27. 33 О мистическом богословии, 1,1 , С. 736 (р. п.: С. 737). 34 Притч. 1:6. 35 Ин. 16:13. 36 Ин. 8:26, 38–40. 37 Ин. 18:37. 38 2 Тим. 2:15. 39 Ин. 14:28. 40 Ср. Григорий Богослов, Слово 40, 43: «Ибо не по природе [об Отце говорится] « болий», а по причине» (PG 36, 420С, р. п.: Т. 1. С. 572). 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Относительно расторжения смешанных браков постановлено общее правило – следующее: когда один из супругов принадлежит к православному исповеданию, то рассмотрение причин к его расторжению во всяком случае принадлежит духовному суду православной Церкви. Решение этого суда получает свою силу и твердость в отношении в обоим лицам, так что если православным судом супружество расторжено, то иноверному духовенству воспрещается уже входить в это дело, и даже принимать от иноверцев, бывших в браке с православными, особые прошения о разводе по их правилам 248 . При отпуске в отечество военнопленных, вступивших в России в брак с русскими подданными православного исповедания, требуется от них письменный отзыв о том, намерены ли они возвратиться к своим женам, и если отсутствие их продолжится более двух лет, то жены получают свободу на вступление на новый брак 249 . 1 См. в слав. Кормчей Васил. вел. прав.88. зак. град. гр.7, ст.16: «в брацех не токмо повеленная, но и благолепная взыскуем» 2 Prochir. 4,3.5. сн. слав. Кормч. тамже гр. 4. Ст.24. Leonis et Constant. Ed. tit.12. cap.1. слав. Кормч. Гл.49. зач.2 гл.1 6 Указ 1774г. дек.17. в Собр. Зак. Особенными указами Петра в. запрещено было младшим детям дворян вступать в брак ранее 20 лет – муж. пола и ранее 17 – жен. пола; гардемаринам – ранее 25, что подтверждено было и в 1765г. см. ук. 1714 февр. 28 и март. 23. – 1722 апр.5. – 1765 авг. 24. Но эти указы в последствии отменены. 8 См. Высочайшее утверждение мнение государственного совета 1850г. февр.6. ст.3 Уст. консист. ст.225, 226. Св. зак. граж. т.10. ст.37, 39. (1857). 11 Св. зак. гражд. ст.4 см. указ. синод. 1744г. декабр. 12. В Собр. закон. Здесь раскрыты основания этого запрещения по одному случаю. 14 Сн. Кормч. 2гл. 46. зак. судн. ст.32. гл.28 зак. гр.11. ст.2. гл.49 Леона и Константина зач.2 отд.9. 17 Ук. 1722г. апр. 6. В Соб. зак. Так изъяснено это в мнении государст. совета 1815г. июнь 8. см. в Соб. зак. 23 Если только было не слишком опасно и не нестерпимо для другого супруга. Ibid. lib.24. tit.3. t.22. 7. Seq. cf. Leonis et Constant. ed.12.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

816. Сборник избранных служб , в четвертку, 320 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листамн: 233 и 234, 275 и 276, 314 и 315. На полях внизу листов: 3, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 44, 46 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу Трефолой положил в дом Воскресению Христову да Собору Пресвятей Богородицы на Ленивую площадку Борисоглебекой поп Деомид по своей души и по своих родителех». Состав: за оглавлением. (1) службы святым: 1) декабря 3 – Савве Сторожевскому (2 об.–11 об.); 2) декабря 5 – Савве Освященному (12–25 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (26–38 об.); 4) декабря 7 – Антонию Сийскому (39–66). В заглавии пред службой написано: «Списано бысть сие многогрешным Иваном Русином родом от племени варяжс колена Августа кесаря римского в лето 7087 (1579); 5) января 10 – Павлу Обнорскому (67– 11–75 об.) 6) января 11– Феодосию Великому (76–81); 7) января Михаилу Клопскому (82–95 об.); 8) января 20 – Евфимию Великому (96–109); 9) января 31 – Никите Новгородскому (110–119 об.); 10) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (120–135 об.); 11) февраля 12 – Алексию митрополиту (136–147 об.); 12) мая 3 – Феодосию Печерскому (148–161 об.); 13) мая 14 – Иеидору юродивому Христа ради Ростовскому (162–178 обЛ; 14) мая 22 – Никите Переяславскому столпнику (179–184 об.); 15) сентября 6 – Михаилу архангелу (185 об.–195); 16) сентября 7 – Иоанну архиепископу Новгородскому (196–208 об.); 17) сентября 19 – князю Феодору и чадам его: Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (209–223 об.); 18) сентября 30 – Григорию Пельшемскому(224–233 об.), без конца; 19) сентября 24 – Евфросинии «игумении святого Спаса юж церковь сама созда в селци в Богоспасаемом граде Полотцке» (234–240 об.); каноны: 20) Святей Троице (241–248); 21) на исход души, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина (249–262 об.); 22) молитва над умершим архиереем: «Боже великий архиерею праведный соделанным (263); 23) предисловие пред каноном за единоумершаго: «Духовный мой брате и господине имрек сотвори со мною Бога деля последнюю любовь» )263 об.–266 об.); 24) канон за единоумершаго (266 об.–275 об.); 25) паремии из служб общих святым (276–291), без начала: на лл. 284–286 те же паремии, что на лл. 279 об.–280 и 282 об.–283; последование царских часов в навечерие Рождества Христова, без конца (292–320 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мещерский В.П. В улику времени. СПб., 1879. С. 248-249, 282-285. Мещерский В.П. Дневник, 24 ноября//Гражданин. 1894. 25 ноября. N 325. С. 3. Дневник Мещерского для Александра III " О нашем земельном дворянстве " , г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 158-158 об. Мещерский В.П. В заключение десятилетия//Гражданин. 1884. 23 декабря. N 52. С. 2. Мещерский В.П. Дневник, 2 февраля//Гражданин. 1892. 3 февраля. N 34. С. 3. Дворянская школа//Гражданин. 1897. 16 марта. N 21. С. 3. Мещерский В.П. Предания и прогресс//Гражданин. 1897. 6 июля. N 52. С. 3. Проблему материального обеспечения дворянских учебных заведений Мещерский предлагал решить " по справедливости " : " Кто главная платёжная сила в земстве? Дворяне! На кого идут деньги, сбираемые земством на народное образование? Только на крестьян!.. Не будет ли гораздо справедливее половину земской суммы, сбираемой на народное образование, и именно дворянские деньги, обратить на содержание дворянского приюта или Пансиона при гимназии, а крестьянские деньги - на крестьянскую школу?.. " (Дневник Мещерского для Александра III, 4 января 1885 г.//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 107. Л. 14 об.). Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 1. С. 16-17. Колышко И.И. Воспоминания. Закат царизма//ГА РФ. Ф 5881. Оп. 1. Ед. хр. 346. Л. 16. Ср.: Глинский Б. Князь В.П.Мещерский (Некролог)//Исторический вестник. 1914. N 8. С. 586. Авторство Мещерского очевидно из переписки князя с Николаем II (см.: Oxford Slavonic papers. Vol. 10. 1962. P. 132-133). Заметки Николая II о народном образовании//Былое. 1918. N 2 (30). С. 61-66. Лишь одна из педагогических инициатив Мещерского была оформлена законодательно. По закону от 25 мая 1899 г. для обучающихся в гимназиях и реальных училищах дворянских детей учреждались пансион-приюты, содержание которых оплачивалось наполовину казной, наполовину местным дворянским обществом. Однако сами учебные заведения сохранили свой всесословный характер (см.: Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания 1881- 1914. М., 1997. С. 152).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам от 25 июня 1906 г. за Ц-ов Г.П. Из Привислинья//Русский вестник. 1897. Т. 248. Март. С. 277–290; т. 249. Июнь. С. 185–230; т. 250. Июль. С. 283–306; т. 251. Сентябрь. С. 206–233. Статья о русском националистическом духе. Чириков Е. Провинциальные картинки//Современный мир. 1914. 4. Отд. 2. С. 149–165. О сектантах, бывшем монахе Илиодоре, старце Гр. Распутине и т. д. Чихачев Д. Н. К образованию Холмской губернии. Доклад Государственной Думе. СПб., 1912. Чичинадзе Д. Сборник законов о расколе и сектантах, разъясненных решениями Правительствующего Сената. СПб., 1898. Шингарев А. Вопросы государственного хозяйства и бюджета в III Думе//Русская мысль. 1908. Кн. 8. Отд. 2. С. 64–96; кн. 9. С. 25–125; кн. 10. с. 68–99. Штильман Г. Текущий момент и ближайшие перспективы. По поводу итогов 2-й думской сессии//Русская мысль. 1909. Кн. 7. Отд. 2. С. 194–201. В основном критика октябристов. Ювачев И. П. Монастырь-тюрьма//Исторический вестник. 1905. Март. С. 871–878. О тюрьме для сектантов. Якимов И. С. Как я был церковным старостой. Казань, 1909. Ясеневич-Бородаевская В. И. Доклад по поводу законодательства о сектантах (изложение) в заседании Юридического общества//Мир Божий. 1903. 6. Отд. 2; отд. 17–18. Ярош К. Н. Беспристрастная логика истории//Русский вестник. 1896. Т. 246. Октябрь. С. 89–131. 367 Библиография составлена по каталогу Государственной исторической библиотеки в Москве, и этим объясняется та непоследовательность, когда комментарии иногда имеются, но чаще всего их нет. Конечно, с большинством перечисленных книг автор не знаком. Иногда в указанной библиографии отсутствуют некоторые данные: место издания, год, количество страниц. Составить же полную библиографию под силу лишь коллективу специалистов. Библиография дана в виде, представленном о. Владимиром Рожковым. Источники, добавленные редакцией, отмечены Читать далее Источник: Рожков В., прот. Церковные вопросы в Государственной Думе./Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва, 2004 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

242 Особенно много постарались в пользу папства иезуиты, орден которых основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден в 1540 году папой Павлом Ш под именем «Общество Иисуса Христа». 247 Евангелие от Иоанна написано, как известно, на греческом языке; но словесная речь Спасителя Апостолу Петру могла быть на еврейском. 248 Кроме этих общих соображений заслуживают внимания еще следующие частные: во-первых, Апостол Иаков, говоря: «посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников», выводит это «посему» из слов пророка Амоса, сказанных сим пророком относительно язычников ( Деян. 15:15–17 ); следовательно решение опиралось на Писание Ветхого Завета, а не на голос Петра. Далее говорится: «тогда Апостолы и пресвитеры со всею Церковью рассудили», следовательно, решение последовало только с согласия всего общества, на основании общего сознания церковного, – только вся Церковь дает санкцию тому или другому определению, а не одно лицо, даже не одни Апостолы и пресвитеры. Точно также замечается: «единодушно рассудили» ( Деян. 15:25 ); причем это единодушие составляет необходимое условие для присутствия Духа Святого ( Деян. 15:28 ). Таким образом без всякой натяжки можно вывести такое заключение из истории Апостольского Собора: а) Апостол Петр не выдвигается из ряда других Апостолов, а, напротив, его имя не упоминается даже при самом открытии заседания; б) высшее значение дается местному епископу Иакову; в) на Соборе участвуют пресвитеры (клир); г) все дело завершается на основании общего церковного сознания; д) условие истинности собора, т.е. присутствия на нем Духа Святого, составляет единодушие всей Церкви, 249 Особенно в настоящем случае следует обратить внимание на послание Апостола Павла к Колоссянам, где он подробно приветствует от имени разных лиц; так что имя Апостола Петра, если бы сей находился в Риме, никаким бы образом не было опущено в числе приветствующих. 250 Следует заметить, что разность в обрядах, совершенно допустимая в отдельных частях одной истинной Церкви, не может быть похваляема в отношении к каждому отдельному лицу, как отдельному члену известной частной Церкви. Было бы странно, если бы, например, в одной и той же частной Церкви, положим русской, один из её членов праздновал Пасху по Юлианскому календарю, другой – по Григорианскому, один во время молитвы обращался лицом на восток, другой, стоя рядом с первым, молился бы на запад, один за Богослужением пел, другой играл бы на органе и т. п.; частная Церковь должна быть едина и по обрядам: не хвалю вас, братие, слыша, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, – писал Св. Апостол Коринфской церкви ( 1Кор. 11:17–18 ); все должно быть благопристойно и чинно ( 1Кор. 14:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

В залог этого молитвенного желания при сем препровождаю к Вам святые изображения Тверских Угодников Божиих, Святителя Арсения и Благоверного Князя 1892 г. Михаила. Прошу принять от меня это усердное приношение с братской любовью Телеграммою от 23-го числа Преосвященный благодарил меня за приветствие и икону. 21-го числа писал я в Петербург А. В. Гаврилову, в ответ на его письмо от 17-го числа: «До сих пор не получена мною посланная Вами книга: не знаю, где она могла пропасть – в Петербурге или здесь. Не получая Вашего дара, я объяснял это себе тем, что первое издание этой книги, как писали в газетах, распродано все и приготовляется второе. Вот я и думал, что Вы ожидаете этого второго издания, чтоб представить мне в дар свеженькую книжку. Увы! Надвигается на меня сильная туча поздравителей, поздравлений – и письменных и крылатых. Не знаю, как я переживу это трудное, хотя, конечно, и приятное для меня, время. В ожидании, если не вашего посещения, то интересных новостей, остаюсь с искреннею к Вам любовью» От 22-го числа писал мне из Сергиева Посада профессор Московской академии И.Н. Корсунский : «В предшествующем письме моем (от 17-го числа) к Вам еще не благовременно было упоминать о событии, имеющем совершиться 25-го сего января, – разумею исполнение 50-летия вашего достославного служения в священном сане. Теперь позвольте, Владыко Святый, принести Вам мое искреннейшее и усерднейшее приветствие с этим, весьма важным и в вашей личной жизни, и в жизни нашей отечественной Церкви и духовного просвещения, событием. Подробнее мои мысли и чувства по сему случаю изложенными и выраженными Вы изволите увидеть, во-первых, в составленном мною и ныне препровождаемом к Вам адресе от имени всей Московской Духовной Академии и, во-вторых, в моей статье, приготовленной для напечатания в «Московских Церковных Ведомостях». 23-го числа писал я в Нижний Новгород преосвященному Епископу Владимиру 248 , в ответ на его братское приветствие 249 меня с 50-летним юбилеем: «Дабы и мне не укоснить исполнением долга признательности за ваше братское дорогое приветствие с моим юбилеем, спешу выразить Вашему Преосвященству мою искреннейшую благодарность за это приветствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1) Во фрагменте Муратория (памятник половины 2-го века) прямо говорится, что Лука начинает своё Евангелие сказанием о рождении Иоанна. Известно было несомненно это самое сказание и евионеям (секта апостольского века), евангелие которых, по свидетельству св. Епифания 248 , начинается почти буквально словами Лк.1:5–6 : «было во дни Ирода царя иудейского, пришёл Иоанн... о нём говорили, что он из рода священника Аарона, сын Захарии и Елисаветы». Церковь лионская и виеннская в известном своём послании (конца 2-го века) повествует о Веттие Эпагаде, что он «при всей своей молодости заслужил такое же одобрение, как и старец Захария. Он ходил во всех заповедях и оправданиях Господних непорочно» 249 . Последнее выражение опять почти буквально заимствовано из Лк.1:6 . Св. Иустин Мученик в разговоре с Трифоном дважды касается этой истории. В одном месте (84 гл.), перечисляя женщин, рождавших по воле Божией, он говорит: «то же можно сказать... и о Елисавете, родившей Иоанна Крестителя» (ср. Лк.1:7, 15 ). В другом месте (49 гл.) выражается так: «первому явлению Его (Христа) также предшествовал вестник, т. е. бывший в Илии Дух Божий, который действовал потом чрез Иоанна» (ср. Лк.1:17 ). Буквально, почти словами св. Луки ( Лк.1:15 ) говорит Егезипп об Иакове Праведном, что «он был свят от чрева своей матери, не пил вина и сикера». Еретики офиты, по словам св. Иринея (кн.1, гл.30, 11), знали о рождении пророка (Иоанна) от неплодной Елисаветы (ср. Лк.1:7 ). 2) Что касается языка, то мы можем указать здесь на такие особенности его, которые свойственны всему Евангелию Луки и которые по этому самому невольно отстраняют всякое подозрение в позднейшем происхождении этого повествования от другого писателя. а) Выражение Лк.1:5, 8 : бысть – εγενετο εν τω – со следующим за ним неопределённым наклонением находится (кроме первых двух глав, подобно другим выражениям) в Лк.3:21, 5:12, 17, 6:1, 12, 7:11 . б) Лк.1:23 : бысть яко – εγενετο ως – при определении времени – в Лк.4:25, 5:4, 7:12, 11:1 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010