ПСЗ. 5. 2991, 3232, 3662, 3349, 3653. 159 ПСЗ. 5. 1713, 2863; 6. 3637, 3697, 3001, 3062; 5. 2920; 6. 3637, 3121, 3410, 3400. 160 Горчаков. Монастырский приказ. С. 102, 123, 128. 161 Там же. С. 136, 131 и след.; ПСЗ. 4. 1834. 162 ПСЗ. 4. 1886; Горчаков. Ук. соч. С. 140; Завьялов. С. 55–63. 163 Горчаков. Ук. соч. С. 242 и след., 163–168, 70–74. 164 Горчаков. Ук. соч. С. 123 и след.; см. различные указы Сената: ПСЗ. 4. 2321, 2349, 2380, 2454, 2571, 2394, 2482, 2415, 2597, 2462, 2514, 2376; 5. 3038, 2953, 3409; 6. 3659, 3502. 165 ПСЗ. 5. 2385; Пекарский. 2. С. 443; Верховской. 1. С. 91, 112. Позднее, в 1731 г., Феофан Прокопович написал специальное сочинение «Рассуждение о присяге, или клятве: подобает ли христианам присягать или клятися Всемогущим Богом?» (напечатано в 1734 г.). См.: Морозов. С. 358 и след. 166 Верховской. 1. С. 522, 524 и след. 167 Устрялов. 6. С. 29 и след., 506, 508, 512 (этот том целиком посвящен делу царевича Алексея); Соловьев. 4 (Общ. польза). С. 270; Морозов. С. 92; Чтения. 1861. 3. С. 1–374; ПСЗ. 5. 3151 (манифест от 3 февраля 1718 г. об отказе Алексея от престолонаследия). Французский посланник Ла Ви также сообщал в Париж о спорах между Петром и Алексеем: Сборник. 34. С. 304 и след., 413 и след., 350, 354, 321 (тут он доносил, что Петр хочет якобы объявить Алексея патриархом!). По Устрялову (6. С. 512), Алексей симпатизировал местоблюстителю Стефану и подал ему через доверенное лицо совет примириться с царем. 168 О процессе против Тверетинова см.: Записка о деле Тверетинова, в: ПДП. 38 (1882); «тетради» Тверетинова: Прав. соб. 1863. 8 (отрывок); протоколы заседания Сената: ОДДС. 1 (отрывок); см.: Пекарский. 1. С. 481–492; Чистович. С. 64 и след.; Тихонравов, в: Сочинения. 2. С. 156–303; Соловьев. 16. С. 336 и след. (или 4 (Общ. польза). С. 256); Покровский Н. Борьба с протестантскими идеями в петровское время, в: Русс. в. 1872. 9; Терновский. Московские вольнодумцы; он же. Московские еретики в царствование Петра I, в: Прав. соб. 1862. 4–6; он же. «Рожнец духовный» и «Камень веры»: Два полемических сочинения против еретиков, в: Прав. соб. 1863. 12; Д. Извеков. Проповедническая и противопротестантская литература XVIII века, в: Прав. об. 1871. 8; Чистович. Неизданные произведения Стефана Яворского, в: Христ. чт. 1867. 1; Морев. «Камень веры» (1904); он же. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями. СПб., 1905. 169

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

170. Миниатюра Евангелия 54. Изображение это находится в мозаиках в Монреале 2462 и во многих афонских и русских храмах 2463 ; на иконах (греч. икона киевск. музея 25), в лицевых Страстях, где в числе присутствующих являются сестры Лазаря, иногда Логин и др. В греческом подлиннике: позади Богоматери стоят св. жены с ароматами, Иоанн Богослов лобзает десницу Иисуса Христа; Мария Магдалина – шуйцу, а Богоматерь – лицо; в перспективе горы 2464 . Памятники средневековья на Западе придерживаются той же схемы, но допускают уклонения в деталях. Сцена испрошения тела принимает иногда игривый характер: в приемной комнате Пилата размещены попугаи и собачки, не совсем дружелюбно встречающие Иосифа (Библия нац. библ. 9561, л. 179). Обычный тип снятия тела: в Евангелиях ахенском 2465 и трирском 2466 , на окладе Евангелия в церкви Св. Иоанна в Монце 2467 , в молитвеннике нац. библ. 1176 (л. 121), 1161 (л. 181), в Библии 9561, в рукописи нац. библ. fr. 828 (л. 204); в рукописи, изданной Бастаром, над крестом помещены два ангела с кадилами в руках 2468 ; а в Библиях бедных снятие с креста сопоставляется с созданием Евы из ребра Адама и изведением воды Моисеем в пустыне 2469 . Положение тела Иисуса Христа во гроб по памятникам византийским и русским представляется в двух типах, или моментах. Самый древний тип есть в то же время тип, наиболее соответствующий евангельскому повествованию о погребении Иисуса Христа и еврейской погребальной обрядности. Гроб имеет вид пещеры в горной скале; тело Иисуса Христа завернуто в белую плащаницу и перевязано наподобие спеленутого младенца. Иосиф и Никодим, держа его в горизонтальном положении, приближаются с ним к входу пещеры. Единственную черту идеализации сцены составляют нимбы. Такова композиция в кодексе Григория Богослова 510 (л. 30 об.; рис. 169) 2470 , барбериновой псалтири ( Пс. 86 ), в Евангелии 74 (л. 59 об.; 99 об.; 208), в Евангелии елисаветградском; гелатском (л. 138) 2471 . В последнем из этих кодексов в сцене перенесения тела участвует Богоматерь: она или следует за перенесением, или поддерживает тело Спасителя (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

3) Ираклия. Митрополит Ираклийский, по имени не названный, упоминается в синодальных определениях патриарха Ксифилина от 1066 и 1067 гг. 2451 Неизвестный также по имени митрополит, вместе с двумя другими, был невольным клятвопреступником вследствие вероломства византийского правительства, так как он находился в числе тех, которые клятвенно поручились Роману Диогену за неприкосновенность его личности. 2452 Между епископиями этой митрополии одно из первых мест занимал Редесто. Епископ Редесто, по имени неизвестный, во время возмущения Торника против Мономаха был защитником законной власти, и византийское правительство обязано было, между прочим, ему тем, что город остался верен. 2453 4) Анкира. Современником патриарха Алексия был Николай, митрополит Анкирский, участвовавший в заседании патриаршего синода, решавшего вопрос о браке в 7-й степени. 2454 Преемником его можно считать 2455 Михаила, который обнаружил свое человеколюбие во время голода и мора, постигших в 1032 г. Каппадокию, Пафлагонию, Армениак и Онориаду. Он не щадил никаких издержек для уврачевания ран, нанесенных населению этим несчастьем. 2456 Митрополит Анкирский, не названный по имени, принадлежал к партии, агитировавшей в 1037 г. против патриарха Алексия, в пользу Иоанна Орфанотрофа. 2457 5) Кизик. Димитрий, Кизический митрополит, известный как историк, полемист и канонист, 2458 участвовал в заседании синода при патриархе Алексии, в 1028 г. 2459 Он был в дружественных отношениях к Роману Аргиру еще до вступления его на престол и по воцарении Аргира удостоен им чина синкелла. 2460 В 1037 г. он стоял во главе партии, безуспешно домогавшейся низвержения патриарха Алексия и возведения на его место Иоанна Орфанотрофа. 2461 При Михаиле Керулларии кафедру занимал Феофан, с чином синкелла, участвовавший в синодальном заседании 1054 г. 2462 Позже митрополитом Кизика был синкелл Роман, человек, отличавшийся пастырской простотой и уважением к науке; ученому Пселлу он присылал в подарок разные продукты и обнадеженный его расположением Пселл просил у него себе монастырь в харистикию. 2463 Он, может быть, имеется в виду и в синодальном определении патриарха Ксифилина от 1066 г. 2464 Около 1073 г. Кизическим митрополитом был Константин, обратившийся к императору с реляцией по поводу монастырей его митрополии, розданных харистикариям. Решение императора о передаче дела в синод послужило причиной издания синодального определения относительного этого предмета. 2465

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Троицы. Число 9 для антифонов каждого гласа могло быть выбрано на основании видения св. Игнатия, что 9 чинов Ангельских попеременно воспевали Св. Троицу. История степенн Степенны по слогу настолько отличаются от Дамаскиновых песнопений Октоиха, что уже Никифор Каллист, а вслед за ним Никодим Святогорец , считали автором их св. Феодора Студита 2460 , и помечены его именем, по-видимому, в ркп. Бодлеевой библ. И по содержанию они соответствуют всему направлению литературной деятельности св. Феодора (все же новейшие византологи не помещают их в числе его творений). Они упоминаются Ипотипосисом на нынешнем месте воскресной утрени 2461 . По Ал. – Студиевскому уставу на праздничной утрене, не имевшей ни Непорочных, ни полиелея, это была самая торжественная часть. По этому уставу степенны пелись со стихами степенных псалмов: в каждом степенне 1 ант. без стихов впереди, затем 4 стиха псалма, причем 1-й с аллилуиа и нененайками, ант. 2-й, 4 других стиха псалма с такими же прибавками к 1-му ст. и ант. 3-й (Святому Духу) 2462 . Звон к Евангелию Степенны своим аскетическим содержанием очищают, «возвышают» душу и этим подготовляют молящихся к слушанию Евангелия. О предстоящем чтении последнего возвещается во время пения степени звоном «в кампаны», т. е. трезвоном. Этот звон указывает на то, что «во всю землю изыде вещание» Евангелия. Евангелие только воскресной и праздничной утрени имеет пред собою звон, а литургийное – нет, потому что последнее часто не имеет отношения к воспоминаемому событию и потому что на литургии звоном отмечается более священный момент. Практика переносит звон к утреннему Евангелию на начало полиелея 2463 . «Иерей же и диакон, вшедше во святилище, облачатся по обычаю», – если не было полиелея, к которому нужно было облачиться, или если облачение снималось на чтение. По старым уставам Груз. ркп.: «кандиловжигатель звонит в железное; священник и диакон облачаются»; греч.: «отходит кандилаптис и знаменает (в) железное»; древн. слав.: «кандилаптис шед знаменает в железное, иерей же в алтари облачится (в священныя ризы)»; поздн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   Горчаков. Ук. соч. С. 139; ПСЗ. 1886.    Ср. Милюков. Государственное хозяйство (1890). С. 495.    ПСЗ. 1886; Горчаков. О земельных владениях. С. 473.    Горчаков. Мон. приказ. С. 140. Приложение. 6, 10 и 11.    Завьялов. Ук. соч. С. 60; ПСЗ. 1926, 2462, 3659; Горчаков. Мон. приказ. С. 165 и след.    Горчаков. Ук. соч. С. 167; ПСЗ. 3659.    ПСПиР. 1. 3; ПСЗ. 6. 3734. § 5. Решение Петра известно лишь из указа от 26 июня 1741 г. ПСЗ. 8406.    ПСПиР. 1. 30, 41, 79, 273, 729.    Завьялов. Ук. соч. С. 66—70. ПСЗ. 4567. Об организации синодального Монастырского приказа и Камер-конторы см.: Барсов Т. Синодальные учреждения прежнего времени (1897). С. 171—184. Реформа, произведенная в сентябре 1726 г., связана была с новой организацией общего синодального управления; 15 июля 1726 г. Синод был разделен на два департамента, один из которых занимался текущими делами, а другой церковным судом и управлением имениями. ПСЗ. 7. 4559. Ср.: Барсов. Там же. С. 187 и след.    ПСПиР. 1. 313.    ПСЗ. 7. 4488; ПСПиР. 4. 1237, 1266.    См. «Журнал верховного Тайного совета» от 25 сентября 1726 г., § 4, в: Сборник. 56. С. 100.    ПСЗ. 7. 5005; ПСПиР. 5. 1907.    ПСЗ. 6354.    В синодальном управлении остались лишь бывшие патриаршие владения, которые были переданы Синоду в 1721 г., после его учреждения; Синод, ввиду возможных новых распоряжений Петра, предусмотрительно не передал эти владения синодальному Монастырскому приказу, а оставил в своей непосредственной власти. Теперь же, после указа от 15 мая 1738 г., и эти имения изымались из синодального управления и передавались Коллегии экономии. Завьялов. Ук. соч. С. 74; ПСЗ. 10. 7679.    ПСЗ. 7639 (1738), 7850 (1739), 8074 (1740).    ПСПиР. 2. 596. § 61. Завьялов. Ук. соч. С. 75. При этом нужно иметь в виду, что личная собственность церковных иерархов могла быть внушительной: иерархам принадлежало драгоценное облачение, св. сосуды, иконы, книги и т. д.    1. Знаменский. Ук. соч.; Прав. соб. 1864. 1. С. 274, ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 77 и след.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2459. Речь к воспитанникам Ларинской Гимназии. 1838. III. 220. Преосвященного Иосифа, архиепископа литовского 2460. Слово по случаю перемещения в Вильну литовского епархиального управления и открытия кафедрального собора. 1845. III. 139. Преосвященного Исидора митрополита Новгородского и С.-Петербургского 2461.       Речь по рукоположении ректора С.-Петер. Академии, архим. Иоанникия в сан епископа. 1861. II. 7. 2462. Слово в день открытия св. мощей св. Тихона, епископа Воронежского, сказанное в соборной церкви Задонского монастыря. 1861. II. 43. Преосвященного Иннокентия, архиепископа харьковского и ахтырского 2463. Речь при сретении на Холодной горе чудотворной иконы Богоматери Озарянской во время крестного хода из куряжского монастыря в Харьков. 1846. II. 300. 2464. Слово по случаю крестного хода с иконою Богоматери Озарянской из Харькова в куряжский монастырь. 1845. IV. 105. 2465. Слово по случаю крестного хода, бывшего накануне среди весьма дождливой погоды. 1845. IV. 454. 2466. Слово по прочтении Высочайшего манифеста, последовавшего в 14 день марта. 1848. 1848. I. 300. 2467. Речь, произнесенная после напутственного молебствия греческому батальону пред отправлением его из Одессы в Севастополь. 1855. I. 189 2468. Речь при освящении города Севастополя по оставлении его неприятелями, после молебствия по сему случаю на сибирской площади. 1856. II. 161. 2469. Слово по возвращении из Москвы, после присутствия там при священнейшем короновании Их Императорских Величеств. 1856. II. 445. Преосвященного Нила, архиепископа ярославского 2470. Слово к ярославскому ополчению при торжественном освящении воинского знамени, совершившимся на площади против кафедр. собора. 1855. II. 217. 2471. Беседа в день обнародования Высочайшего манифеста (об освобождении крестьян). 1861. I. 87. Преосвященного Анатолия, архиепископа могилевского и мстиславского 2472. Слово произнесенное после молебного пения пред начатием путевых (шоссейных) работ от станции Гдовска (могилевской губернии) до черниговской. 1853. II. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Слово о полку Игореве» обрело автора Александр Ужанков   Андрей Самохин   11:09 18.03.2021 2462 Время на чтение 13 минут В тени ковидных страстей и политических скандалов в исследовательской кабинетной тиши вызрела настоящая сенсация: установлен вероятный создатель первого древнерусского литературного произведения — фактически первый русский писатель — предшественник Пушкина и Толстого. Сенсационная гипотеза изложена в книге «Слово о полку Игореве» и его автор», вышедшей этим летом в издательстве «Согласие». «Культура» беседует с автором книги Александром Ужанковым. Напомним, что в прошлом году в «Культуре» уже выходило интервью с профессором Ужанковым « Место сечи изменить нельзя », в котором он рассказал о том, как удалось установить автора «Слова» — игумена Выдубицкого Киевского монастыря Моисея, а также точный календарный отрезок написания великого произведения — зима 1200 года. Но исследователь не остановился на этом, отыскав и обосновав светское — до пострижения в монахи — имя автора шедевра. Все двести с лишним лет изучения «Слова о полку Игореве» оно лежало на самом видном месте.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/18/slovo_...

2455 7: Reu. 6:8; T. Jud. 21:1–2; cf. T. Sim. 5with 1QM. On Melchizedek as eschatological priest, see Puech, «Manuscrit.» 2456 See Jub. 31:12–17 and 31:18–20; cf. similarly T. Iss. 5:7; T. Dan 5:4, 10; T. Naph. 5:3–5; 8:2. Schniedewind, «King,» roots the dual messianic expectation in the Chronicler " s ideal leadership pattern (esp. 1 Chr 17:14). 2458 See Charles, Jubilees, xiv (although we may date Jubilees somewhat earlier than he suggests on xiii). 2459 Higgins, «Priest,» 333; idem, «Messiah,» 215–19; Laurin, «Messiahs,» 52. LaSor, Scrolls, 152ff., argues that the Hebrew idiom supports one messiah, rabbinic scholars seeing two because of their Talmudic background; although there may be more than one «anointed one,» only one is eschatologica1. T. Benj. 11seems to support a figure from both Judah and Levi (perhaps reflecting a Jewish-Christian desire to derive one of Jesus» parents from Levi, cf. Luke 1:5,36). The DSS conflate various anointed figures (e.g.,4Q174 3.10–13; 4Q252 1 5.1,3; 11Q13 2.15–20). 2460 Aune, Prophecy, 123 (citing T. Reu. 6:5–12; T. Levi 18:2–9; 1QS 9.10–11; lQSa 12–17; cf. CD 19.10–11; 20.1); Villalon, «Sources,» 53–63, esp. 63; Burrows, More Light, 297–311 (or maybe three, 311); Joczwiak, «Mesjanizm» (or even three); Jonge, ««Anointed,»» 141–42; Brown, «Messianism,» 54–66. In «Theory,» 56, Brown still thought there were probably two messiahs, but noted that not all texts were clear or represented the same period. 2462 Longenecker, Christology, 114; Driver, Scrolls, 468–69; Priest, «Mebaqqer»; cf. Priest, «Messiah.» Wcela, «Messiah(s),» finds in the Damascus Document (CD 12.23–13.1; 14.19; 19.10–11; 20.1; cf. 7.17–21) one military messiah with a priest who could be an Aaronic messiah (342); 1QS 9.11 has two messiahs, but often a priestly companion to the messiah is in view, and the Damascus Document probably sees both as one individual (347). Smith, «Begetting,» 224, thinks both anointed ones may be «survivals of the same figure,» but is not certain that either is eschatological or messianic.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Ан. Ал. 2462 Так обыкновенно К.С., а затем и все его братья и сестры называли отца, не желая называть его взятым с иностранного словам «папа», «папенька». Ан. Ал. 2465 Николай Иванович Надеждин (1804–1856) – известный критик (псевдоним – Никодим Надоумко), Предшественник Белинского, профессор, основатель журнала Телескоп (1831–1889), запрещенного в 1836 г. за «Философские письма» Чаадаева. Ан. Ал. 2466 Андрей Александрович Краевский (1810–1889) – известный журналист, издатель журнала Отечественные записки (с 1839 г. и газеты Голос (с 1862 г.). Ан. Ал. 2468 Здесь разумеется журнал Московский наблюдатель, негласным редактором которого был в это время В.Г. Белинский. Ан. Ал. 2474 Или Як. Ив. Шмидт (1779–1847), составитель «Грамматики монгольского языка» и пр., или Юлиан Шмидт (1818–1886), немецкий критик. Ан. Ал. 2481 Знакомые семьи Аксаковых; последний из них – известный профессор московского университета. Ан. Ал. 2482 Знакомые семьи Аксаковых; последний из них – известный профессор московского университета. Ан. Ал. 2552 Таково было отношение Августина ко Христу в момент обращения и в следующие годы до посвящения, в пресвитера, как это показывает анализ сочинений, относящихся к этому периоду его жизни. См. О. Scheel, Op. cit. S. 20–71. W. Thimme, Augustins geistige Entwickelung in den ersten Jahren nach seiner Bekehrung 386–391. Berlin 1908. S. 152–159. 2561 Loofs, Artik. Augustinus, в Herzog-Hauch Realencyclopadie, 3 Aufl. В. 1, S. 270, 31–32, 273, 32–38. О. Scheel, Op. cit. S. 71–76. W. Thimme, Op. cit. S. 54–58. 152–159. 2591 К. Харлампович. Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви. Казань 1898, стр. 39. 2593 Акты, относящиеся к истории западной России, изд. Археогр. коммиссиею. т. 4. Санкт-Петербург 1851, 32, стлб. 42. 2594 С. Т. Голубев. История Киевской Духовной Академии (период до-могилянский). Вып. 1. Киев 1886. Приложения, стр. 82. См. еще у Харламповича, Западнорусские православные школы, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д. 2462 . Во всех этих и подобных делах церковь признавала за государством широкие права, и могла признавать их без всякой боязни, так как сама государственная власть понимала высокое значение церкви, значение благотворное в гражданском обществе, и так как была строго проникнута церковным духом. В государстве, где государственным законом утверждена норма, что «каноны имеют ту же силу, как и государственные законы» и что «запрещаемое канонами, запрещается и государственными законами», – в таком государстве церковь может признать за государственною властью и более широкие права, нисколько не опасаясь, что от этого пострадает ее свобода и самостоятельность. § 185. Современные церковно-гражданские отношения Отношение между церковною и государственною властью, только что изображенное нами, основывается на предписаниях положительного права православной церкви и, как таковое, имеет и теперь практическое значение для православной церкви во всех тех государствах, которые признают юридическое существование церкви. Иным является учение об отношении между церковью и государством в церковном праве римско-католической церкви, и иным в протестантском церковном праве. Это зависит от особого церковного устройства в римско-католической церкви и у протестантов, отличающихся от устройства православной церкви. И римско-католическая церковь , и протестанты признают происхождение церковной и гражданской власти от Бога, признают различие между ними, а также и их самостоятельность в своих пределах, и в этом более или менее согласны с учением о том православного церковного права, различаются же они от этого права, а также и между собою только в том, что одни отдают превосходство церковной власти над государственною и, следовательно, последнюю считают зависимою от первой, а другие наоборот, церковную власть считают во всем зависимою от государственной. В римско-католической церкви папа есть представитель церковной власти и считается сувереном этой церкви, сувереном абсолютным, который имеет власть и над государями в такой мере, что может в известных случаях разрешить подданных даже от присяги их государю 2463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010