—653— удостоится благодати, может иметь Духа в своей плоти и тем уподобляется Богородице». 2455 Нисколько ранее он высказал то же самое, но с некоторым дополнением: «На иконах Божией Матери изображают во чреве младенца; мы понимаем, что это не человек во утробе, а Дух Божий. Когда Он вселится, то бывает трепет». 2456 Трепетание внутренностей – нередкое проявление сильных эмоций и экстатического возбуждения. Сперанский в письма к Цейеру, изображая состояние «ощутимого общения» с Богом, говорит: «внутренности ваши тогда буквально все трепещут от радости». 2457 Кондрат Малеваный, по поводу своих экстатических восхищений, показал следователю: «все внутренности во мне трепещут, вся плоть моя как будто стремится от земли к небу, и я чувствую необыкновенную радость». 2458 Но под аллегорическим выражением хлыстов о «трепетании духа в животе» можно разуметь и некоторые исключительные явления, в роде наблюдаемых у кликуш и вообще истеричных, тем более, что некоторые сектанты, ощущавшие трепетание духа в животе, напр., Першенкова и ее духовник, подвергались истерическим приступам. 2459 —654— У истеричных, в начале припадка, часто наблюдается «трепетание в животе» (un tremblement dans le ventre) и сильное движение в нем: больные ощущают внутри род клубка (globus hystericus), который, подымаясь от желудка, скачет, дрожит и подступает к горлу. 2460 Движения этого рода доступны зрению и осязанию. Brachet, описывая начало обыкновенного истерического припадка, говорит: «Сильный спазм ощущается во всем животе;… этот спазм доступен зрению и осязанию, вследствие движений, затвердений и сокращений, которые он обусловливает во всем животе. Живот более или менее быстро стягивается к подложечной области. Здесь также можно чувствовать (осязанием) и видеть движение и волнообразное неправильное сокращение». 2461 Кликуши, при наступлении нервного возбуждения, испытывают своеобразное ощущение в животе – трепетание под ложечкой (pulsatio epigastrica), «бывающее иногда в наружных мышцах, иногда в стенках желудка». 2462 По мнению Клементовского, подложечное трепетание, обусловливаемое клоническими судорогами, может зависеть «от слишком сильных и учащенных пульсаций брюшной начальственной артерии, а иногда больные ошибочно принимают за такие трепетания биение самого сердца». 2463 Ошибка этого рода, вероятно, имела иногда место и в сектантских наблюде-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2459 . Laurent V Le corpus de sceaux de l’Empire bzyantin. – Paris, 1963–1981. – Vol. 1–5 (одно из наиболее полных собраний печатей сановников и прочих лиц Византийской империи, выполненное крупнейшим французским сфрагистом В. Лораном) 2460 . Lefort J., Morrisson C., Sodini J.-P. Les villages dans l’Empire byzantin (IVe – XVe siecle). – Paris: Lethielleux, 2005. – 591 p. (новейшее исследование по истории византийсой деревни с IV до XV вв., написанное ведущими византинистами – «аграрником» Жаком Лефортом, Жаном-Пьером Содини и Сесиль Моррисон). 2461 . Lemerle P. The Agrarian History of Byzantium Fron Origins to the Twelth Century. – Galway, 1979 (одно из лучших обобщающих исследований по аграрной истории Византии в IV-XII вв, написанное «патриархом» современного французского византиноведения Полем Лемерлем). 2462 . Lewis A. R. Nawal Power and Trade in the Mediterranean, AD 500–1100. – Princeton: PUP, 1951. – 271 p. (обощающая монография американского историка Арчибальда Льюиса о о воено-морских действиях и торговле в Средиземноморье в VI-XI вв.). 2463 . Lopez R. S. Silk Industry in the Byzantine Empire//Speculum. – 1945. – Vol. 20. – – Р 1–42 (классическая работа американского византиниста Раймонда Лопеза о византийском шелкоделии и его организации). 2464 . Malingoudi J. Die russich-byzantinischen Verh de des 10. Jahds. aus diplomatischer Sicht. – Thessaloniki: Vanias, 1994. – 118 S. (новейшее исследование руссковизантийских договоров Х в., предпринятое греческой византинисткой Малингуди). 2465 . Mango C. Byzantium and its Image. History and Culture of the Byzantine Empire. – London: Variorum, 1993. – 360 p. (книга известного английского византиниста Кирила Мэнго о ромейском «мире воображаемого», ставшая канонической). 2466 . Mango C. Daily Life in Byzantium//Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. – 1981. – Bd. 31. – Hbd. 1. – P 327–354 (емкий очерк о повседневной жизни и быте ромеев). 2467 . Maniatis G. C. Organization, Market Strukture, and Modus Operandi of the Private Silk Industry in the Tenth-Century//Dumbarton Oaks Papers. – 1999. – 53. – P 263–332 (новейшее глубокое исследование организации византийского частного предпринимательства в сфере производства и торговли шелком, проделанное греческим византинистом Георгом Маниатисом).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таже Илий, священник и жрец по сем, сам собой благ сын и непорочен 2457 , беззакония же ради своих детей, лютой смертью горце от сего временного живота преиде 2458 ; и ти же убо такового же живота гоньзнуша; а яко же убо множицей от слышания народного Илий о беззаконии словесами токмо запрещая своим детям, а не жестоко, якоже мня, милуя их, а не ранами наказуя их, иже беше отцу по достоянию, и се убо их ради беззакония сам Илий огорчение прият, и напрасно живота гоньзнув. 2459 И сия убо, о 2460 священники, смотряще, како не ужаснемся? Ибо како те древле пред 2461 сенью службу совершающее беху, мы же убо самое тело Христово в руку всегда имуще и в сыноположение Святым Духом суще порождены, и сего же ради аще 2462 о Христе священничество чисто не соблюдающе, якоже подобает, и коликому истязанию и мучению достойные будем таковые? 2463 И сего ради, о Господние священники 2464 , смотрите, каковым подобает нам быть ходатаем, посылаемым к Царю царствующих о душах человеческих, и каковым подобает быть очистованным священническим нашим рукам, иже к таковым божественным тайнам прикасаемым, иже и небесным силам к сим не приближаемым! И 2465 паче всего превыше есть священническая рука: прикасаема бо есть божественного угля. И иже убо божественный 2466 священник, соблюдаяй свой сосуд чист 2467 , и той убо божественным позлащен 2468 Духом, освященный Христов уд 2469 наречется священник 2470 ; и аще же себя осквернит 2471 , и коликой есть муке повинен будет таковой! И убо божественный Апостол Павел не токмо о священнических телесах 2472 , но и о всех спроста верных телесах страшно запрещая всякому христианину, глаголя: «не весте ли, яко дом Божий есте и Дух Божий живет в вас? и аще кто растлит дом Божий, растлит того Бог». И сего же ради слово сие о святых всех пишется, о всяком человеке вернее. И смотреливно о сем, священники, зряще 2473 , внушите, како испытно ходить вам, и исповедающихся како достоит исправлять 2474 , иже убо владычню богатству на соблюдение вверены есте: и сего ради страшного дня и часа о сем смотрящее 2475 , егда приидет сих всех истязать нас той праведный Судья, иже 2476 выверил есть 2477 нам талант: и еже бо о Христе тако священство 2478 не соблюдающе чисто и непорочно, якоже подобает, и коликому истязанию и мучению повинны будут таковые! И сию же убо, возлюбленные, содетельную и боготворную в нас зряще благодать и силу Святого Духа, яже нами боголепне 2479 действуема, разумейте, якоже от святых Апостолов преемники суще есмы таковые власти, и сих ради просветившеся, и на всяк же убо день и час яко чадам церковным подобает нам быть целомудренным и преподобным, и словом каци да будем всяческие болезни душ человеческих врачевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Таким образом, на суше и на море, персы были хозяевами торговли крайнего Востока. По караванной дороге они ревниво наблюдали за тем, чтобы шелк попадал византийцам только через их руки и международные соглашения между обеими странами тщательно регламентировали торговлю этим драгоценным товаром. Некоторые пограничные города были специально назначены для обмена, их называли, вследствие присвоенных им таможенных прав, – δεκατευτρα. 2460 Таковы были: на юге Каллиникум в Озроене; в центре – Низиба в Месопотамии; на севере Артаксата в Армении 2461 , которая несомненно тожественна с фортами Дубиоса, о которых говорит Прокопий; здесь встречались в VI веке купцы Индии, Персии и империи. 2462 Очень строгие законы, изданные еще в V веке, но возобновленные Юстинианом, наказывали конфискацией товаров и штрафом всякий обман или контрабанду 2463 и определяли до мелочей условия обмена, предметы, запрещенные к продаже, и права выкупа для тех, кто их покупал. 2464 Таким образом персы обладали монополией сухопутной торговли шелком; что же касается морского пути, то, хотя они встречали конкуренцию со стороны эфиопов и гимиаритов, их положение было не менее благоприятно. Близкие соседи Индии, персидские купцы были хозяевами на цейлонском рынке. 2465 Они не только являлись туда в большом числе 2466 , при чем, благодаря благосклонности местных государей, пользовались всякого рода привилегиями и освобождением от налогов 2467 , но образовывали в этой стране значительную и могущественную колонию. 2468 Таким образом и на суше, и на море, Византия состояла в отношении необходимых для нее предметов данником царства сассанидов. А так как между обоими государствами войны были часты, то при этом прекращалась торговля; однако, и в мирное время константинопольский двор с огорчением видел сколько золота уходит из страны и переходит в руки врагов государства. 2469 II. Постоянной заботой Юстиниана было найти средство против такого положения вещей и освободить византийскую торговлю от зависимости от персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Прежде всего, надо отметить здесь настоящий «панморализм» у Бердяева, – конечно, уже совсем иной, чем это было у Толстого. «Этика шире той сферы, – пишет здесь Бердяев, – которую ей обычно отводят», а несколько далее читаем, что «в основании философии лежит нравственный опыт» 2462 . Однако для Бердяева «оценки по критерию добра и зла носят лишь символический характер»: «Глубина бытия в себе, глубина жизни совсем и не «добрая» и не «злая " … она лишь символизируется так « 2463 . «Наша этика, – читаем страницей дальше, – символична» и потому она «слагается из парадоксов»: «ее основной вопрос совсем не о добре ..., а об отношениях между свободой в Боге и свободой в человеке». Бердяев ныне различает три ступени в этической эволюции: этику закона (Ветхий Завет), этику искупления (Новый Завет) и этику творчества 2464 . О том, что этика закона есть низшая, не может быть для Бердяева и спора – она есть «этика социальной обыденности», она проходит мимо личности, она «исходит из религиозного страха», хотя она и охраняет личную жизнь, но и калечит ее; она есть и в христианскую эру, – здесь она создает психологию христианского законничества 2465 . Даже если мы кладем в основу этики идею добра, то этика всё же «становится снова законнической и нормативной» – евангельская же мораль есть «мораль благодатной силы, неизвестной закону, т.е. уже не есть мораль , ибо христианство поставило человека выше идеи добра " 2466 . С большой силой Бердяев раскрывает то, что Евангелие нельзя понимать законнически, но при своем обычном максимализме доходит до нарочитого противопоставления «живой личности» и «идеи добра». Превосходные мысли о «тайне искупления», о тайне «преодолимости прошлого» в благодатной силе искупления быстро переходят у Бердяева в учение о том, что «этика искупления во всем противоположна миру» 2467 , что «на Евангелии нельзя обосновать государство, хозяйство, семью, культуру», что «правда духовной жизни невместима в жизнь природную». В сущности этика искупления собственно не есть этика, ибо само по себе христианство «есть не что иное, как приобретение силы во Христе и через Христа», – подлинно христианская этика есть поэтому этика творчества . Собственно, как видим, нет трех ступеней в этической эволюции, по Бердяеву, а все те же две… Но что такое этика творчества?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

События 12 года встрясли несколько общественный дух, но и после 12 года, и гораздо позднее состояние мысли философско-отвлеченной, направление литературное и эстетические воззрения представляются в виде истинно жалком. Еще в 1819 году можно было в торжественных речах на торжественных литературных собраниях, из уст ученых авторитетов, слышать такие рассуждения: «Почтенные мужи! Пусть на цветущем поле нашей словесности резвятся, в разновидных группах, Амуры, Зефиры и Фавны… Птичка, свивающая гнездо на ближнем дереве, научила человека строить скромные сени из ветвей, она же научила его радоваться и воспевать свою радость. Отсюда происхождение – Музыки и Поэзии». 2459 Правда, в то время уже началась реакция, и «господин Боало, честный Лафонтен, гений Корнеля и Сида, сии вечные образцы искусства», 2460 как выражались еще тогда с кафедры ученые наши авторитеты, одним словом, вся эта псевдоклассическая теория поэзии не тяготела более над умами наших юных поэтов, которые все были пылкими приверженцами так называемой «романтической школы». Но взамен господина Боало с компанией образцами для молодых певцов служили все же французские писатели: отчасти только Шенье, но предпочтительно Парни, пресловутый Парни, и другие представители эротической поэзии. Впоследствии Парни уступил было место Байрону, но Байрон был понят только с внешней своей стороны; да и мудрено было этому своеобразному историческому продукту английской нравственной, общественной почвы акклиматизироваться на русской. 2461 Можно было бы, кажется, задохнуться в этой гнилой атмосфере, если б ее несколько не освежали своим присутствием: Карамзин – этот «целомудренно-свободный дух», по выражению Тютчева, и Жуковский с «голубиной чистотой» своей поэзии. Какие-то нанесенные ветром обрывки чужих, преимущественно французских доктрин, вкусов и нравов, при недостатке сколько-нибудь строгой науки, при отсутствии воспитательного начала гражданской общественной жизни, при разрыве с своими собственными народными и бытовыми преданиями: ни убеждений твердых, ни крепких нравственных основ – вот чем была, по крайней мере в значительной части, русская общественная среда. Велика заслуга наших поэтов уже в том, что они не только не погибли в этой растлевающей обстановке, но еще умели и сами вознестись над нею, – даровать и обществу силу подъема, и орудие воспитания в художественной красоте своих произведений. Конечно, при этом немало было растрачено даром богатства души, свежести чувства, времени. Нелегко было из «питомцев Эпикура», «певцов пиров и сладострастья» – как они сами себя величали – выбраться целым на путь высшего поэтического творчества: для этого надобно было родиться Пушкиным. Приходится поистине изумляться упругости и мощи этого гения, который – не благодаря, а вопреки всем внешним условиям – успел в короткий срок своего поприща дойти до той художественной трезвости и полноты, какую явил он в позднейших своих творениях. 2462

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

2460 Московский археологический институт (МАИ) – платное высшее учебное заведение, основанное в 1907 г. по инициативе Д. Я. Самоквасова, с археологическим и археографическим (архивным) отделением. Директором МАИ являлся А. И. Успенский . Функционировал на частные благотворительные средства, с 1912 г. получал государственное пособие. В 1922 г. вошел в состав ФОН МГУ. 2461 Московское археологическое общество (МАО) основано в 1864 г. по инициативе гр. А. С. Уварова для археологических исследований, главным образом в области славяно-русских древностей и для распространения в России археологических знаний. Общество также занималось охраной памятников и проведением раскопок. МАО существовало на субсидии МНП, членские взносы, продажу собственных изданий и проценты с капитала. По инициативе МАО раз в три года собирались Всероссийские археологические съезды (1869–1911). В 1917 г. председателем МАО являлась графиня П. С. Уварова, товарищем председателя Д. Н. Анучин. В 1922 г. общество было закрыто. 2462 Общество истории и древностей российских при Московском университете (МОИДР) основа­но в 1804 г. с целью изучения и публикации документов по русской истории. Существовало на государственные субсидии и выручку от продажи изданий. В 1917 г. его председателем являлся В. Г. Глазов. Официально закрыто в 1929 г. 2464 Уварова (урожд. кн. Щербатова), графиня Прасковья Сергеевна (1840–1924), археолог, организатор науки, меценат; почетный член ПАН (1894). В 19-летнем возрасте вышла замуж за графа А. С. Уварова, участвовала в создании МАО, а после смерти мужа, с 1884 г. стала бессменным председателем общества, организатором Всероссийских археологических съездов; редактировала и на соб­ственные средства издавала труды МАО. Вела большую и плодотворную деятельность по охране памятников Москвы. Основные труды посвящены археологии Кавказа. В годы гражданской войны эмигрировала в Сербию, где пользовалась денежной поддержкой МИД ЧСР (так называемая русская акция). В последние годы жизни работала над историей МАО.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От Него, следовательно, среди прочего и Христос. Уча, что каждый должен жить в достатке своим трудом, 2458 он предпослал примеры 2459 воинов, пастухов, крестьян, но не было в них 2460 божественной убедительности. Тогда он против воли ссылается на Закон Творца, который ниспровергал 2461 – ведь у него не было ничего подобного от его бога, – и говорит: Молотящему быку не завязывай рот, 2462 – и добавляет: Неужели для Господа важны быки? 2463 благосклонного 2464 ради людей даже по отношению к быкам? Ибо это написано, – говорит, – ради нас, 2465 11. Следовательно, , говоря: Ибо это написано ради нас, – подтвердил, как мы считаем, иносказательность Закона и его покровительство живущим по Евангелию, и вследствие этого – принадлежность проповедников Евангелия не Кому иному, как Тому, Кому принадлежит и предвидевший их Закон. Но не пожелал воспользоваться силой Закона, так как предпочел работать даром. 2466 Это он отнес к своей славе, отрицая, что кто-нибудь уничтожит ее, 2467 а не к ниспровержению Закона, дальнейшее использование которого кем-либо другим он одобрил. 12 . Но вот, слепой Маркион преткнулся о скалу, 2468 из которой пили в пустыне отцы наши. 2469 Ведь если той скалой был Христос 2470 – конечно, принадлежащий Творцу, Которому принадлежал и народ, – то для чего было толковать образ чуждого таинства? Не для утверждения ли того, что древние символизировали происхождение Христа от этого народа? В самом деле, собираясь изложить дальнейшую судьбу народа, предпосылает: Но эти вещи сделались примерами для нас, 2471 13. Скажи мне, были ли они даны людям в качестве примеров иного и притом неизвестного бога Творцом, или иной бог позаимствовал примеры у чуждого и притом враждебного Бога? Пугает ли меня в своих интересах с помощью того, что 2472 он лишает моей веры, 2473 Противник (т. е. Творец) сделает меня более близким к нему? Если я теперь согрешу так же, как и народ, 2474 претерплю ли то же самое или нет? Но если не то же самое, то напрасно предлагает мне бояться того, что я не испытаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

2461 «Кто не хочет потерять вечного, – говорит св. отец, – тот пусть не отнимает у другого временного». 2462 Св. епископ считает невозможной для совершенного христианина мысль о присвоении себе чужого и желание построить себе благополучие на несчастии ближнего. 2463 Но особенно св. Амвросий вооружается, подобно св. Василию, 2464 против ростовщичества, которое он почитает удочкой для ближнего. 2465 Ростовщика св. Амвросий уподобляет Иуде-предателю 2466  и считает человеком проклятым. 2467 Св. отец столь строг к жадности, к стремлению обогатиться на чужой счёт, что отрицательно относится даже к самой торговле, ссылаясь на то, что «забота о барышах свойственна не честности, а лукавству. Почему и Соломон говорит: «Берущий деньги за хлеб проклят в народе» ( Притч. 11; 26 )». 2468 «Христианин, – учит св. отец, – согласно заповеди Спасителя, должен давать взаём тому, от которого не надеется получить, 2469 ибо взамен его заплатит Сам Бог, только не в этой, а в будущей жизни». Кто даёт бедным, тот не теряет, а приобретает, – тот даёт взаймы Богу здесь, чтобы получить там. 2470 «Давайте таким, от которых вы не надеетесь получить обратно, ибо это есть не потеря, а сбережение: вы даёте весьма мало, а получаете весьма много; вы даёте на земле, а получите на небе, вы потеряете процент, зато будете иметь великую награду». 2471 «Продай золото и купи лучше спасение (т. е., милостыней), продай камень и купи царство Божие, продай золото и выкупи себе вечную жизнь». 2472 Если уже земля возвращает человеку плоды, гораздо обильнее тех, которые она сама приняла, то тем более Бог вознаградит его за оказанное милосердие. 2473 «Бедняк, – говорит св. отец, – делает твоим должником Бога Отца: Он же за дар, которым ты помог бедняку, платит тебе, как должник доброго заимодавца, процент: сверх того, твоим должником Он делает и Сына». 2474 «Я научу вас, – пишет он в другом творении, – каким образом вам сделаться благими заимодавцами, каким образом вам получить благие проценты. Соломон говорит: «Даёт взаём Господу тот, кто милует нищего; соответственно данному им воздаст ему (Бог)» ( Притч. 19; 17 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Так, например, при описании небесных умных сил, их природа противопоставляется, как превосходная, природе живых и неживых объектов материального мира. Если первые, как «умопостигаемые и разумеющие сущности… имеют неиссякающую и неумаляемую жизнь», свободную «от всякого тления», то последние, наоборот, подлежат «смерти, материи», «непостоянству, текучести» и многоразличным «изменениям» 2454 . В Третьей Схолии на сочинение О Божественных именах 4. 19 говорится также, что материя, пришедшая в бытие благодаря благости Творца, хотя и не является «совершенно плохой, но не может быть названа и «совершенно хорошей» (ο πντη κακν, οτε πντη γαθν) 2455 . В этой Схолии особенно отмечается, что «зло-в-собственном-смысле-слова» (ατκακον), или, другими словами, истинное зло, вовсе не существует в творении. Относительное же зло, которое состоит в недостатке блага (κατ λλειψιν τς γαθτητος) 2456 , приписывается здесь материи. Это не-истинное зло состоит в ее неустойчивости (δι τ στατον· χει μν γρ τ κακν ν τ σττ) 2457 , другая же ее часть добра (μερδα δ το γαθο), «поскольку произошла от Бога, в Боге и пребывает» 2458 . Объясняя, что даже демоны по своей природе не злы, автор Ареопагитик подчеркивает, что «ничто из сущего не гибнет в существе и по природе, только логос гармонии и соответствия теряет – от недостатка свойственного природе порядка» 2459 . Здесь уже речь идет не только о духовных сущностях, но обобщение простирается и на материальный мир, что подтверждается и текстом соответствующей Схолии, где говорится о зверях, змеях и растениях 2460 . Общее положение, выраженное в данном месте Ареопагитик, раскрывает ту же самую мысль о зле, как недостатке добра. Последнее определяется в данном тексте через категории «способность оставаться прежним» (μνειν σατως χων), «порядок природы», «логос гармонии и соответствия» (τς κατ φσιν τξεως, τς ρμονας κα συμμετρας λγος) 2461 . В главе 11–й того же сочинения упоминается о разделении «всеобщей междоусобной войной» (το παντς πλεμον) 2462 объектов тварного мира, которых соединяют «в однородное сообщество» только силы божественного мира (ερνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010