Большего внимания, на наш взгляд, заслуживает другая гипотеза Тайлера 2460 , впоследствии поддержанная и развитая Ж. Пепэном 2461 , о том, что Августин заимствовал свою «психологическую триаду» из сочинения Порфирия Sententiae, где можно усмотреть подобную триаду: οσα, γνσις, φιλα 2462 , а также обнаружить размышления о тесной связи самопознания с богопознанием, характерные для 8-й, 9-й и 10-й книг трактата Августина «О Троице». Действительно, если сопоставить эти тексты Порфирия и Августина, то можно заметить определенное сходство в этих вопросах: и тот, и другой утверждают, что наш ум знает свою собственную сущность ( χωρεν ες τν ατν οσαν νοερς κα τν ατν γιν σκειν οσαν); что он не только осознает самого себя, но и осознает свое собственное знание самого себя ( ν ατ τ γν σει κα τ εδ σει τς γν σεως ατος πολαμβνειν); что в уме совпадают познающий субъект и познаваемый объект ( καθ ν τητα τν το γιν σκοντος κα γινωσκομνου); что самопознание свойственно уму по природе ( μες πεφκειμεν δρσθαι ν τ ατν οσ); что если ум познает себя и пребывает в себе, он соприкасается с подлинным бытием ( παροσιν ατος πρεστι κα τ ν), а если он не познает себя и обращается к внешнему миру, то отвращается и удаляется от подлинного бытия ( σοι δ ν παρεξλθωσιν π το ε ναι αυτν πρς τ λλα, ποσιν αυτν πεστι κα τ ν; πρχεσθαι πρς μ μεν; τ πρς τ μ ν στροφ χωριζ μεθα; τ το ντος ποστροφ ατος ποστρεφ μενοι κα γνοοντες); что это удаление есть его собственное оскудение и нищета ( πνεσθαι αυτν κα δι τοτο πλιν τ πεν συνεναι); когда же ум вновь обращается к самопознанию и к подлинному бытию, то это обращение не есть пространственное перемещение ( ο τ π); наконец, что любовь ума к самому себе означает для него соединение с Богом ( πλιν ν τ ατν φιλ αυτος τε πολαμβνοντες κα τ θε συναπτ μενοι) 2463 . Однако, как представляется, эта близость Порфирия и Августина не идет далее общего платонического представления об интеллектуальном познании и самопознании ума как способе познания истинного бытия и приобщения к нему. В самом деле, все рассмотренные выше положения столь же характерны для философии Порфирия, сколь и для Плотина 2464 или любого другого неоплатоника. Более того, в тексте Порфирия, в отличие от текста Августина, мы не находим сколь-нибудь четко сформулированной теории «психологической триады», тем более какой-либо попытки связать эту гипотетическую триаду с онтологической триадой неоплатонизма (Единое – Ум – Душа). Поэтому мы не видим никаких оснований полагать, что данный текст Порфирия лег в основу «психологической тринитарной модели» Августина в трактате «О Троице».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

ИРИ. 2. С. 81. Горчаков. Мон. приказ. С. 102, 122 и след.; Завьялов. Ук. соч. С. 50. Работы: Завьялов. Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II (1900) и Верховской П. Недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей (1909) — важнейшие источники по истории всей эпохи секуляризации 1701–1764 гг. Горчаков. Ук. соч. С. 139; ПСЗ. 1886. Ср. Милюков. Государственное хозяйство (1890). С. 495. ПСЗ. 1886; Горчаков. О земельных владениях. С. 473. Горчаков. Мон. приказ. С. 140. Приложение. 6, 10 и 11. Завьялов. Ук. соч. С. 60; ПСЗ. 1926, 2462, 3659; Горчаков. Мон. приказ. С. 165 и след. Горчаков. Ук. соч. С. 167; ПСЗ. 3659. ПСПиР. 1. 3; ПСЗ. 6. 3734. § 5. Решение Петра известно лишь из указа от 26 июня 1741 г. ПСЗ. 8406. ПСПиР. 1. 30, 41, 79, 273, 729. Завьялов. Ук. соч. С. 66–70. ПСЗ. 4567. Об организации синодального Монастырского приказа и Камер-конторы см.: Барсов Т. Синодальные учреждения прежнего времени (1897). С. 171–184. Реформа, произведенная в сентябре 1726 г., связана была с новой организацией общего синодального управления; 15 июля 1726 г. Синод был разделен на два департамента, один из которых занимался текущими делами, а другой церковным судом и управлением имениями. ПСЗ. 7. 4559. Ср.: Барсов. Там же. С. 187 и след. ПСПиР. 1. 313. ПСЗ. 7. 4488; ПСПиР. 4. 1237, 1266. См. «Журнал верховного Тайного совета» от 25 сентября 1726 г., § 4, в: Сборник. 56. С. 100. ПСЗ. 7. 5005; ПСПиР. 5. 1907. ПСЗ. 6354. В синодальном управлении остались лишь бывшие патриаршие владения, которые были переданы Синоду в 1721 г., после его учреждения; Синод, ввиду возможных новых распоряжений Петра, предусмотрительно не передал эти владения синодальному Монастырскому приказу, а оставил в своей непосредственной власти. Теперь же, после указа от 15 мая 1738 г., и эти имения изымались из синодального управления и передавались Коллегии экономии. Завьялов. Ук. соч. С. 74; ПСЗ. 10. 7679. ПСЗ. 7639 (1738), 7850 (1739), 8074 (1740). ПСПиР. 2. 596. § 61. Завьялов. Ук. соч. С. 75. При этом нужно иметь в виду, что личная собственность церковных иерархов могла быть внушительной: иерархам принадлежало драгоценное облачение, св. сосуды, иконы, книги и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Более подробный анализ этой проблемы см. книгу: Elizabeth A. Clark, Clement " s Use of Aristotle (New York and Toronto, E. Mellen Press, 1977). 2449 Хотя скептическая традиция ему известна: он цитирует, например, Тимона, ученика Пиррона. 2450 С р. Иуд.13. 2451 З десь, в I, 24 и оба раза в II, 18 в рукописи используется так называемые nomina sacra, т. е. слово κυριου передается сокращением. 2452 В рукописи здесь — ταταυτου. 2453 И менно так — επτακις, а не επτα. 2454 З десь и в III, 11 союз και в рукописи записан без ударения. 2455 З десь в рукописи сокращение. 2456 В греческом тексте здесь — артикль. 2457 М к.10:32. 2458 М к.10:34. 2459 И мя «Давид» передано через β, а не через υ, т. е. в период составления этого документа греческая литера «бэта» уже произносилась как [в]. 2460 С р. Мк.14:51. 2461 М к.10:35. 2462 С р. Мк.10:46. 2463 В рукописи в слове εστιν переписчик неверно написал литеру сигма, но сам же исправил ошибку. 2464 Писатель от лица Господа говорит здесь о себе самом, потому что слова Его, сами по себе ясные и удобопонятные, он еще раз приводит здесь полнее для вторичного изъяснения их против поверхностного и легкомысленного понимания их, порицаемого в главе 2. 2465 Место это почти в одних и тех же выражениях читается в Евангелии от Матфея (19: 16–30), от Марка (10: 17–31) и от Луки (18: 18–39). Здесь писателем оно передается с незначительными изменениями в словах. 2466 И совершенство, конечно, имеет степени. Но понятие совершенного писатель здесь только противопоставляет его противоположности. Закон — несовершенное, Христос — совершенное. Спаситель говорит: Если хочешь быть совершенным… стало быть закон несовершен. 2467 Спасение есть дело Божие, но, вместе с тем, оно должно быть делом, а Потому собственностью и человека. 2468 Намек на перл Евангелия, который, по пониманию Климента, не может быть приобретен за какую–нибудь цену, всего менее за цену закона и праведности, происходящей от исполнения закона; это — дар благодати Спасителя. 2469 Климент слово «жизнь» постоянно употребляет в смысле библейском о «вечной жизни». 2470

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Бахта. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1776 году. В ней был очень чтимый православными Иверский образ Божией Матери. Источник информации: " Вятская епархия. Вятка, 1912 г. В настоящее время храм восстанавливается. Рядом возведена временная деревянная колокольня. Приход Троицкой церкви с. Бахта возник не позднее 17 в. Ныне существующий каменный храм построен к 1776 г. Из книги " Вятская Епархия " (1912 г.) : " ... приход состоит из 38 селений, прихожан православных русских - 2258 мужского пола и 2462 - женского пола. Село расположено на ровном месте при речке Чахловица и притоке ее речке Бахтинке. В селе 2 школы: церковно-приходская женская, и земская мужская. " В годы богоборчества храм был закрыт и использовался для хозяйственных нужд, разрушена колокольня. С 1998 г. приход возрождается. В 2001 г. – освящение престола. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Хрисанфа настоятелем храма является протоиерей Виктор Пересторонин. Ведутся работы по восстановлению купола и ограды храма, планируется газификация храма. Троицкая церквь села Бахта Троицкая церковь, каменная, построена в 1776 году, расстоянием от г. Вятки 17 верст. Часовни: при церкви, каменная, построена в 1883 году; при приходском кладбище, деревянная, построена в 1845 году; Карпиковская, деревянная, построена в 1903 году. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Квартиры для причта казенные. Земли усадебной 2 десятины 90 сажень, пахотной 22 десятины, сенокосной 10 десятин. Братский денежный доход по общей кружке священнику 655 руб., диакону 437 руб. 24 коп., псаломщику 81 руб. 17 коп., руги собирается на весь причт до 90 пудов ржи и 250 пудов овса. Прихожан православных русских 2258 муж. пола и 2462 жен. пола. Приход состоит их 38 селений расстоянием 1-9 верст. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». В Доможировской писцовой книге 1629 г. значится церковь Ильинская на Бахте. По писцовой книге Толочанова 1629 г. значится погост на речке Чахловице, а на погосте церковь Рождества Богородицы, да придел Св. Мученицы Екатерины, да другой придел Пророка Илии. По переписи Караулова, составленной в 1654 г., значится погост Бахтинский.

http://sobory.ru/article/?object=08923

Stating that early Judaism expected a messianic figure or figures, however, cannot obscure the diversity of expectations surrounding that figure or figures; 2447 one can at most say that the Davidic Messiah was, by the definition of the type, a future ruler ordained by God with political (not merely spiritual) rule. 2448 Thus one of the Sibylline Oracles that probably dates to the second century B.C.E. employs thoroughly Greco-Egyptian categories for the expected king, possibly an Egyptian ruler. 2449 (T. Levi 18 and T. Jud. 24:1–6 offer interesting parallels to Jewish-Christian Christology, but probably because they represent Jewish-Christian interpolations.) 2450 Qumran s «messianic» expectation apparently encompassed two major eschatological figures, a Davidic Messiah and a high priest (e.g., lQSa 2.11–17; 4Q174 3.11–12). 2451 The Hasmonean rulers had combined priesthood and kingship in the same persons, 2452 a combination to which the Zadokite priests who founded the Qumran community strenuously objected. 2453 It was natural for a community with Qumran " s history and priestly orientation to anticipate an eschatological purification of the priesthood (cf. Ma1. 3:3) as well as the promised Davidic Messiah; priests as well as kings were to be anointed for office. Thus it was natural for the community to envision two eschatological «anointed» figures rather than one, a priest as well as a king (cf. Zech 4:14; 6:13). 2454 Other texts less clearly connected with the Essene movement also stress the role of the future priest. 2455 In the earliest texts associated with the sort of movement we find at Qumran, the figures of Levi and Judah probably fill a special role because their two tribes constituted most of Israel as the community knew it, 2456 but only a salvific figure from Judah is mentioned. 2457 The ruler would come from Judah, in other words–not from the corrupt priestly Hasmonean line. 2458 After this period, however, scholars divide on the interpretation of the Qumran texts: some contend that they support one Messiah, 2459 others that they support two Messiahs, 2460 others that diversity of opinion existed within Qumran or its documents, 2461 or that the Damascus Document supports the former and the earlier Manual of Discipline the latter, each representing a different stage in the community " s development of eschatological thought. 2462 1QS 9.11 does conjoin the expectation of a prophet with that of «the Messiahs of Aaron and Israel»; the Damascus Document, however, consistently employs the singular, lending credence to the possibility of diverse views in the texts. 2463

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Павел, подобно своим современникам Ульпиану и Модестину, а также позднейшим юристам, имеет репутацию эпигона и ком­пилятора классиков юриспруденции, последним и самым авто­ритетным из которых признается Папиниан. Он действительно не столько предлагал оригинальные решения, сколько опирался на предшественников, подвергая их наследие критической оцен­ке, извлекая из него рецепты, выдержавшие испытание временем и критическим анализом, и отвергая устаревшие или ошибочные. В своем отношении к огромной массе материала, накопленного юридической мыслью Рима, Павел обнаруживает великолепную эрудицию, аналитический дар, оригинальность суждений, неза­висимость от внешней силы авторитета. В «Кодексе» святого Фе­одосия Павел назван юристом «полным света, совершеннейшим по изложению, и справедливейшим по юридическим рассужде­ниям» (Кодекс Феодосия, 1, 4, 2). Отрывки из его сочинений со­ставили одну шестую всего текста «Дигест» святого Юстиниана. Младший современник Павла Домиций Ульпиан родился в 170 г. в Сирии, при Септимии Севере он служил помощником префекта претория Папиниана, при Каракалле – префектом ан­ноны, Александр Север назначил его префектом претория, и он стал ближайшим советником императора. В 228 г. взбунтовались преторианцы, недовольные сокращением жалования, и на глазах императора и его матери Маммеи они убили своего ненавистно­го им начальника, причем это убийство осталось безнаказанным, потому что император вынужден был считаться с возросшим вли­янием преторианской гвардии, способной добиваться исполнения своих мятежных требований. Ульпиан был упорным противни­ком христиан, расходясь в этом с императором. Творческое на­следие Ульпиана по объему немногим уступает наследию Пав­ла. Им написан комментарий на Эдикт, составивший 83 книги, учебные руководства по праву: «Institutiones», «Regulae» (Прави­ла), посвященные казуистике Responsae (Ответы) и ряд моно­графий, в том числе «De appellationes», «De fideicommissis», тру­ды, посвященные полномочиям магистратов: De officio praefecti urbi (Об обязанностях префекта города), De officio consularium, De officio proconsulis, De officio quastoris. В «Дигесты» Юстиниана включено 2462 отрывка из его сочинений, составляющих около трети всего сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Уже в первом письме, сообщая о похоронах 11 марта 1917 г. бывшего профессора Петроградской академии Н. В. Покровского , Глубоковский замечает: «...В некоторые минуты я искренно завидовал ему» 2458 . От письма к письму напряжение, вызванное непониманием происходящего, разрывом между видимым и слышимым, нарастает. «Я до такой степени ничего не понимаю, что желал бы просто уничтожиться...» 2459 , – пишет Николай Никанорович 20 марта. В дальнейшем все определеннее становится полное неприятие курса Временного правительства и растущая тревога за судьбы России, Церкви и Академии, а со временем – и за свою собственную жизнь. «Живем мы здесь неважно – в постоянном томлении и бесподобном напряжении. За наружным спокойствием нет покоя в сердцах наших и не видится утешения... Судьба нашей Церкви крайне тревожна» 2460 , – замечал он 31 марта 1917 года. Со своей стороны Соболевский, сообщая о новостях московской жизни, наполненной митингами, собраниями церковных старост, священников, псаломщиков, забастовкой певчих в Успенском соборе («поют только на одном клиросе и то не всегда, когда нужно» 2461 ), выборами новых «батюшек», митрополита и пр., замечал: «Дух[овный] мир мечется. Изумительная спешка во всех вопросах. Кузнецов играет самую скверную роль; по обычаю везде твердит об отделении церкви от государства» 2462 . «У Вас в Посаде чудят, а у нас беснуются. (...) Все сдается и падает. (...). Во всем крайние затруднения, – страшно растет тревога. По возможности все бегут» 2463 , – отвечал ему Глубоковский. 8 мая Соболевский пишет: «Долой академиков! Новый лозунг, только загремевший в московской епархии» 2464 . Воодушевления и иллюзий относительно декларируемых «демократических» преобразований и свобод Глубоковский не испытывал с самого начала. Поздравляя Соболевского с праздником Пасхи, он обращал внимание на изображенных на посылаемой открытке людей со штыками, поверх которых развевались красные знамена со словами: «Свобода, равенство, братство», и замечал: «Вот Вам, досточтимый Алексей Иванович, подлинный символ здешней свободы, которая доселе держится штыками, и той порой происходит отчаянное расхищение великой, веками собранной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Как бы то ни было, впрочем, но разности в наших богослужебных книгах несомненно существовали, и эти разности естественно могли приводить к недоумениям и возбуждать вопросы. Такие вопросы действительно раздавались иногда и требовали решения самих митрополитов. Например, один из игуменов по имени Афанасий спрашивал митрополита Киприана между прочим о том, как и где следует читать Евангелия Великого Четверга или сколько молитв вечерних и утренних. И первосвятитель отвечал на эти вопросы, что помянутые Евангелия, все, от первого до последнего, священник должен читать на святом престоле и в полном своем облачении и что на вечерни молитв 6, затем седьмая выходная, осьмая по окончании вечерни и по возглашении, а на заутренях молитв 11 и двенадцатая после “Хвалите Господа с небес” на главопреклонении 2461 . Равным образом митрополита Фотия спрашивало все псковское духовенство, как должны быть приготовляемы святые Агнцы для Преждеосвященных литургий и как петь “аллилуиа”. На первый вопрос святитель отвечал подробным наставлением. А на последний, который получил впоследствии такое значение в деле нашего раскола, дал следующее правило: “Сице глаголи: слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, в веки веком, аминь; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тобе Боже; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тобе Боже; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тобе Боже” 2462 . С подобными же вопросами, конечно, могли обращаться духовные лица и к своим епархиальным архиереям и получать от них разрешения. Нельзя допустить, чтобы наши тогдашние иерархи, особенно митрополиты, не видели разнообразия и других недостатков, существовавших в наших богослужебных книгах, и не сознавали потребности принимать против этого какие-либо надежные меры. Но в то время, когда у нас еще не знали книгопечатания, при крайнем недостатке просвещения в нашем духовенстве и между лицами, занимавшимися перепискою книг, трудно было придумать и особенно приложить на деле такие меры. Всего вероятнее, что из сознания этих-то недостатков святой митрополит Алексий решился сам исправить или вновь переложить с греческого весь Новый Завет, как свидетельствует его сохранившийся автограф, хотя труд святителя, совершенный келейно, и не оставил видимого влияния на улучшение тогдашних списков Евангелия и Апостола 2463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2436 Казанскому, с 1858 года ордин. проф. м. ак., ск. 13 февр. 1878 г., характер. см. в стат. прот. Смирнова-Платонова (Детск. Помощь за 1885 г. стр. 45 и сл., и IV т. Хрон. стр. 431 пр. 1. 2448 „Верный друг – крепкая защита; кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному Другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачество для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что каков он сам, таким делается и друг его“ ( Сир.6:14–17 ; по русскому переводу). 2452 Такой судьбе подверглись, некогда Ваш, Петровский, ограждённый от бульвара мясными лавками и с растворами под кельями на Петровку, Знаменский, Златоустовский. Говорят: „нечем жить, нечем поддерживать церкви“, но отчего же тот же Златоустовский монастырь ранее процветал, а Симонов и теперь процветает? Притом – цель не освящает средства. – Видя, как всё это не только терпится, но ещё видимо поощряется как похвальное „радение о монастырской пользе“, невольно думаешь, нет ли уж тут „задней“ мысли со стороны „власти“: всё-де равно, монастырям в большом городе быть не следует, а потому пускай Московские монастыри, делаясь всё менее благообразными, всё менее похожими на монастыри, сами, бессознательно, в более или менее отдалённом будущем, подготовляют себе участь – обратиться в приходские церкви, на содержание которых, вместе с причтом, и пойдут доходы с домов и лавок, построенных монахами на место ограды. Но этого ли желают домострой? (Примечание автора письма). 2453 Не далее, как нынешней зимой, граф Уваров нашёлся вынужденным, от имени Археологического Общества, донести Св. Синоду, как очевидец, о „реставрация“ Боголюбовской (?) церкви близ Владимира, посредством нескольких штукатуров, без ведома и контроля архитектора, даже без десятника, но с разрешения местного Владыки, которого граф, между тем, предупреждал заранее об археологическом значении этого древнейшего храма. 2462 Iconographie générale et méthodique du costume du IV-e au XlX-e siècle (315–1815). Collection gravée a l’eau forte d’après des documents authentiques et inédits par Raphaël Iacquemin peintre avec introduction et table méthodique. Paris, s. a.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой апостол Иоанн учит: Прощены вам грехи ради имени Его ( 1Ин. 2:12 ). Если рассуждать глубже, то молитва исцеляет человека от страстей, которые являются его недугами, полностью стирает их из его естества и обращает в ничто 2460 даже их последствия. Но следует отметить, что подобной силой обладает в первую очередь, непрестанная молитва . Это понятно из того, что, в отличие от грехов, которые являются частными актами, страсти – это перманентные состояния. «Непрестанное призывание Бога – средство, которое подавляет все страсти», – пишет преподобный Варсонофий Великий 2461 , отмечая, что способ воздействия этого средства нам непостижим: «Как врач наносит лекарство или припарку на рану пациента и пациент не знает, как это действует, так призванное Имя Божие уничтожает все страсти, даже если мы не знаем как» 2462 . Молитва является «очистительницей души» 2463 , вплоть до самых темных и сокровенных ее уголков. Неосознанные грехи и страсти молитва может настигнуть и исцелить, так как она подразумевает вмешательство Того, Кто видит тайное 2464 , Кто испытует сердца 2465 , Кто осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор. 4:5 ), Кто обладает силой разрушать любой грех и уничтожать всякий след страсти. Поэтому христианин, которого грех сделал неспособным изведать свои «сокровенные глубины», где гнездятся тайные страсти, должен наряду с покаянием в этих страстях молиться Богу о том, чтобы исцелиться от этого состояния. Вот почему преподобный Варсонофий Великий пишет: «Ночь и день я молюсь, чтобы очиститься от видимых страстей и от тех, что скрыты» 2466 . Молитва не только уничтожает страсти, но и обращает в бегство тех, кто стоит у их истоков и является основным виновником смуты в душе и причиной всех недугов – диавола и бесов 2467 , и развеивает все патологические последствия их действий 2468 . Иисусова молитва в этом смысле обладает особой действенностью 2469 . Исцеляющие свойства молитвы многочисленны и ощущаются прежде всего в сфере ума (νος). Благодаря ей ум, оцепеневший от греха и оставленный им словно мертвый, пробуждается 2470 , становится проворным 2471 , начинает оживать 2472 , ибо «в этом его жизнь» 2473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010