Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902: а) Студента 56-го курса Федора Лавровского. Апокрифический элемент в произведениях древнерусских паломников. С. 122–123. б) Студента 56-го курса Василия Покровского. О погребальных обрядах в древней Руси по письменным известям. С. 140. в) Студента 56-го курса Петра Постникова. Александр Васильевич Горский, как историк русской церкви. С. 146–148. г) Действительного студента 50-го курса Ивана Жданова. Илия–Иоанн, архиепископ Новгородский. С. 209–210. 90–93 . Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 57-го курса Московской Духовной Академии в «Журналах заседаний Совета Московской Духовной Академии» за 1902 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904: а) Сергея Лебедева. Взаимное отношение великокняжеской и митрополичьей власти на Руси от нашествия монголов до учреждения патриаршества. С. 239–240. б) Николая Пограницкого-Сергиева. Крестцовое духовенство. С. 270–271. —55— в) Александра Померанцева. Церковная жизнь в России в первой четверти XVIII столетия по сочинениям Посошкова. С. 272–274. г) Сергея Сахарова. Вопрошание Кирика. С. 370–371. 94–96 . Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 58-го курса Московской Духовной Академии в «Журналах собрании Совета Московской Духовной Академии» за 1903 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904: а) Анатолия Малевича. История Базилианского ордена в западнорусской церкви. С. 175–179. б) Аркадия Студенского. Церковные люди в древней Руси. С. 210–211. в) Павла Чулкова. Гавриил Бужинский. С. 227–229. 97–99 . Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 60-го курса Московской Духовной Академии в «Журналах собраний Совета Московской Духовной Академии» за 1905 год. Сергиев Посад, 1906: а) Антона Бориса. Древнерусский епископ в отношении к приходскому духовенству. С. 163–165. б) Владимира Никитского. Благотворительная деятельность Троицкой Лавры в прежнее время. С. 193–194, в) Константина Успенского. Быт и жизнь русского духовенства XVII века по сочинениям первых расколоучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сл. 43, 78, 1–80, 19; 296–300=1.652–658. 1687 Сл. 43, 80, 32–39; 302=1.654. 1688 Т. е. христиане и язычники. 1689 Ср. 1 Кор. 9:22. 1690 Сл. 43, 81, 1–18; 302–304=1.654. 1691 PG 38, 72–74=2.337–338. 1692 Деяния Всел. Соборов 1, 249. 1693 Деяния Всел. Соборов 2, 192. 1694 Деяния Всел. Соборов 3, 259–260. 1695 Деяния Всел. Соборов 4, 119. 1696 Деяния Всел. Соборов 4, 421. 1697 См. Noret. Gregoire, 259. 1698 См., например, св. Григорий Палама. Триады 1, 1, 6. Первым, кого в византийской традиции назвали Богословом, был св. апостол и евангелист Иоанн. 1699 Clavis II, 181–187; 194–196. Подробнее о схолиях на Григория см. Lefherz. Studien, 111–146; 151–198; 290–292. 1700 См. Louth. Gregory and Maximus. 1701 См. Louth. Maximus, 24. Полное название сочинения Максима " " О различных недоуменных местах (в сочинениях) святых Дионисия и Григория " " ; чаще используется сокращенное название " " Амбигва " " (лат. Ambigua — двусмысленные, сомнительные места). 1702 Сл. 21, 2, 1–8; SC 270, 112–114=1.306. Полностью этот текст цитировался нами в разделе " " Очищение и озарение " " гл. IV. 1703 См. PG 91, 1105 C-1205 C. 1704 Ср. Louth. Maximus, 22. 1705 По–латыни оно называется Quaestiones et dubia (букв. " Вопросы и сомнительные места " " ), однако это название не принадлежит самому Максиму. 1706 См. гл. III (вступление). 1707 Подробнее о влиянии Григория на Симеона см. Alfeyev. Symeon, 185–211. 1708 Ср. Alfeyev. Background, 219; 228. 1709 Alfeyev. Symeon, 205. 1710 См. вступление к разделу " " Праздник как таинство " " главы II. 1711 Отметим, что в Древней Церкви не существовало " " канонизации " " святых, т. е. формального провозглашения, по решению Собора или Синода, того или иного человека святым. Если имя святого вносилось в диптихи какой-либо Поместной Церкви, это было следствием уже установившегося в народе почитания конкретного мученика, исповедника, святителя, преподобного или благоверного царя. Впоследствии такому святому составлялись службы. 1712 Об этих гимнографах см., в частности, Ware. Triodion, 41–43. 1713

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Согласно ответу Патриарха Юстиниана на вопросы корреспондента газеты «Аввенире д " Италиа» от 9 октября 1965 года. 260 По–данным календаря Элладской Церкви за 1977 г. С. 357 — 2 тыс. монахов и монахинь. 261 См.: «Екклисиа». 15 июля 1968 г. С. 298. В 1992 г. впервые после Второй мировой войны в анкету переписи населения в Румынии был включен вопрос о конфессиональной принадлежности. 87 процентов жителей заявили, что они православные, 6 процентов — католики (из них — 1 процент униаты). 262 По данным «Эпискепсиса» от 1 июня 1976 г. за 148, в Румынской Православной Церкви насчитывается: 18 миллионов верующих, 10.000 храмов, 12.000 священников, 121 монастырь. 263 Основной свод норм законодательства Румынской Православной Церкви появился в 1953 году под заглавием: «Законоустановления Румынской Православной Церкви». В последующие годы публиковались отдельные дополнения к этим «Законоустановлениям» в журнале «Румынская Православная Церковь». 264 Устав Румынской Православной Церкви. Ст. 25. 265 Там же. Ст. 31–38. 266 Там же. Ст. 11, 17. 267 L " eglise Orthodoxe Roumaine. Bucuresti, 1962. С. 42 — 43. 268 Стадницкий А. Гавриил Банулеску–Бодони. Кишинев, 1894. С, 194. 269 Курганов Ф. Указ. соч. С. 81 в прим. 270 «Екклисиа». 15 февраля 1968 г. С. 96. 271 «Екклисиа». 1 марта 1968 г. С. 119. 272 Там же. Статья 50, С. 118–119. 273 Там же. Ст. 52. С. 119. 274 Арсений, еп. Указ. соч. С. 211. 275 Подробнее об обстоятельствах открытия Ново–Нямецкого монастыря см.: А. Стадницкий Архимандрит Андроник, игумен Ново–Нямецкого св. Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинев, 1895. С. 1–61. 276 Арсений, еп. Указ. соч. С. 318. 277 В середине XIX века в Нямецком монастыре насчитывалось 1300 монахов; в монастыре Секу (в Нямецком округе) -400 монахов. См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 119 в прим. 278 Первые опыты совершения богослужения на румынском языке относятся к 1635 г. В последние годы XIX века в богослужение Румынской Церкви стало вводиться четырехголосное пение, принятое в Русской Церкви. 279

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты, т. I. (Репринт. изд.) М.: Издательство Сретенского монастыря, 1998. С. 279. Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве. Богородице-Сергиева Пустынь, 2005. С. 180. Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. Опыт катехизической хрестоматии. М.: «Паломник», 1998. С. 72. Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С. 208-209. Старец Зосима Верховский. Жизнь и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. В 2-х ч. Ч. 2. (репринт. изд.) М.: «Паломник», 1994. С. 24-25. Старец Зосима Верховский. Жизнь и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. В 2-х ч. Ч. 2. (репринт. изд.) М.: «Паломник», 1994. С. 29. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. Суроти, Салоники, монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Изд. Дом «Святая Гора», 2001. С. 205. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. Суроти, Салоники, монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Изд. Дом «Святая Гора», 2001. С. 210-211. Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец: Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, 2006. С. 270-271. Старец Зосима Верховский. Жизнь и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. В 2-х ч. Ч. 2. (репринт. изд.) М.: «Паломник», 1994. С. 31. Архимандрит Тихон (Агриков). У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 1-2.Сергиев посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Пермь: православное общество «Панагия», 2000. С. 305-307. Архимандрит Тихон (Агриков). У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 3. Сергиев Посад: издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. С. 175-177. Старец Силуан, жизнь и поучения. М.: Воскресение; Минск: Университетское; Новоказачье, православная община, 1991. С. 375.

http://pravmir.ru/lyubov-zemlyu-delaet-r...

Теперь обратимся снова к событию, которое подало нам повод к таким длинным рассуждениям – к посылке Булгаком Лужинского в Полоцк, «для зависящих распоряжений». 157 При этом назначении министр внутренних дел сносился с м.Булгаком, не признает ли он возможным обойтись без канонического утверждения его на новой кафедре. Тронутый знаком монаршего внимания, Булгак, после некоторых колебаний, признал, что нет надобности домогаться канонического утверждения от римского двора и даже входит в какие-либо сношения с последним по этому поводу. (Колл. 1837, 152). Этот случай не представлял, впрочем, ничего демонстративного против папскаго двора. Лисовский также обошелся без папского утверждения, но м.Коханович просил («Жизнь И.Семашки», Киприан., ст.40–41). 158 Кажется, это число не точно: кроме Виленского Свято-Духовского, Витебского Маркова и Полоцкого Богоявленокого, других монастырей тут не было. 159 И по другому счету 77 церквей: 70 в Витебской губернии, 5 – в Виленской и 2 в Курляндской (В.Г.П. 1833 г. св.20, П.Д.К. 1837 г. 192, нач.7-го декабря). В прилагаемом же в конце книги списке церквей указана еще одна Минской губ. – в г.Дисне. (См. приложение 32). 160 В Витебской губернии – 60305 душ мужского пола и 62633 женского, в Виленской – 2422 мужского и 1287 женскаго и в Курляндской – 708 мужского и 384 женского. (ibid). 175 Как говорит пр.Василий в своих записках. (Св.Син. секр.дело 322/а стр.176). Какие это были дела? – он не объясняет. 177 Все это было бы странным и весьма предосудительным в жизни природного православного российского архиерея, но у униатских владык это было в порядке вещей. Пр. Иосиф Семашко , также не покидал своих прежних светских привычек. (Ср. Зап.И.С. 1, 209–211, 270 стр.). Поэтому обвинения пр.Василия архиеп.Саввой и другими в неподобающей архиерею жизни, справедливые de facto, по существу, со строгого православно-русской точки зрения, – могут быть приняты лишь с большими оговорками и с особенной осторожностью. 178 М.Лисовским было решено на первых порах принять в семинарию 40–50 воспитанников. Средства на содержание семинарии заимствовались из двух источников. Во-первых, сюда поступали проценты с 35-тысячной монастырской суммы и 2-х тысяч червонцев, собранных на семинарию духовенством, во-вторых, – доходы с имений, принадлежавших церкви Св.Софии, собственно семинарских: Судилович, Черствят, Гутова, Дзвони, Мягелей, Новаго Двора (всего 1945 душ мужского пола). Доходы с имений, впрочем, не все расходовались на семинарию. Часть их (при Лисовском –болыпая) шла на содержание соборного причта, архиерейского хора и монахов Софийского монастыря (К.О.П. 2249).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Толстой, Древности и святыни г. Ростова. М. 1860 стр. 50 прил. Судьбы Батуринской кельи св. Димитрия. (Церковно-обществ. вестник 1881 105, 119 и 125, Харьков. епарх. вед. 1881 15, Киевск. епарх. вед. 1881. 21, Ярослав. епарх. вед. 1882 3). К периоду игуменства Димитрия в Батурине автор книги «Св. Дмитрий» стр. 34, относит и пребывание в Батуринском монастыре, знаменитого богослова из протестантов Адама Зерникава. († 1691). 947 Архимандрит Сергий (Полный месяцеслов Востока. М. 1875, стр. 211) указывает что из болландистов взято в январе 9 – житие Петра Севастийского; в феврале 6 – Дорофея, Христины и дружины их. Равно исправлены в предисловии и погрешности первой части. 949 Оно напечатано у Филарета кафедральные черниговские монастыри (1860) стр. 127 и в Чтении Общ. Ист. и Др. Рос. за 1884, кн. II, как слово на день Сошествия Св. Духа по рукописи А. А. Титова , 100 л. 117 об. в подлинном малорусском тексте, в русском переводе в сочинениях святителя т. V стр. 82 (слово в день св. Троицы). Кроме того текст и русский перевод находится в рукописи Ундольского 417 л. 65 и 80. Кроме этого слова известны еще два слова на украинском: 1) не отмеченное годом: Слово в неделю 7 по Пасхе на текст «се есть живот вечный». Нач. То все щастие христианскаго человека (Титова 100 л. 102 и Ундольского 688 л. 60, где над русским текстом написан малорусский оригинал. Соч. II, 238); 2) относящееся к 1697 г. слово на день архистратига Михаила На св. Троицу. Нач. Я теды подлый, а убогий умыслилем Божиею помощью (Титов 100 л. 128 об.). Это же слово в полном виде в сочинениях II, 270 отнесено к 1698 году. Подробности смотри ниже, под этими годами. 954 Синодальный неперепл. сборник IV л. 423. Рук. Акад. Наук F 84 л. 494. Моск. Арх. М. И. Д. дела малор. св. 101 47 (12 декабря 1696). Величка III, 237–333 и 353–408. Дело о Жабокрицком доходило до патриарха Константинопольского. Патриарх Адриан и Досифей Иерусалимский в утверждении отказали. На просительной о нем грамоте, в подлиннике находящейся в вышеупомянутой синодальной рукописи, расписались м.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чувствовалось, что эта помощь и забота послана нам владыкой Антонием. Прошло много лет. Мы живем в Лондоне. И в праздники, и в будни приходим в храм, исповедаться, помолиться, испросить благословения, и всегда для нас здесь незримо присутствует наш мудрый и любимый Учитель – владыка Антоний. 11 января 2014 г. Благодарности Автор-составитель благодарит Дмитрия Розова и Виктора Васильева за предоставленные фото и видеоматериалы, использованные в книге. Интервью митрополита Антония, взятое Виктором Васильевым по заказу телеканала «Культура» в 1999 году, в полном виде было предоставлено в распоряжение Дмитрия Розова, который сделал его стержнем своего документального фильма «Как они любят друг друга» (2014). Комментарием к рассказу владыки стали интервью с митрополитом Каллистом (Уэром) , протоиереями Иоанном Ли, Максимом Никольским, Стефаном Платтом, Милуном Костичем, а также с Николаем Сергеевичем Матвеевым, Джоном Филлипсом, Ксенией Павловной Боулби, Анной Карпшитска. Отснятый материал значительно превышал формат фильма, а потому был отдан соавтору фильма Евгению Тугаринову, расшифрован и стал, таким образом, самостоятельными статьями-главами книги. Кроме этого, составителем специально для данного издания были взяты интервью у архиепископа Марка (Арндта) и архимандрита Иеронима (Тестина). В книгу также вошла подборка воспоминаний, написанных по просьбе Евгения Тугаринова. Их авторами стали: Лидия Григорьева, Анна Платт, Александр Некрасов , Анна Стоунлейк, Татьяна Бондаренко, англиканский священник Леон Карберри, Николас Кэй и Василий Боровский. Всем им составитель выражает свою горячую благодарность. Именной указатель фотографов Derek Voller (СС Attribution-ShareAlike 2.0 Generic License) 48 Fr. Joseph Skinner 90 James Hyndman 207, 210–211, 222 Бусулаев Павел 245 Горский Николай 308–309 Кулешов Николай (ИТАР-ТАСС) 120–121 Мартов Евгений 28–29 Носов Лев (МИА «Россия сегодня») 102–103 Розов Дмитрий 129, 154,169, 283, 291, 295, 303 Смирнова Александра Ивановна 36, 41, 57, 70,139, 160–161, 229, 238, 261, 270, 324

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Язык проповедей Оригена простой, понятный, но нередко небрежный и недостаточно отработанный. Многие из учеников Оригена впоследствии стали знаменитыми церковными учителями, усвоив гомилетические принципы Оригена, они со временам сделали их достоянием всей Церкви. В приложении приводится полный текст одной из гомилий Оригена на слова св. пророка Иеремии: “Я насадил тебя как благородную лозу ” (Иерем. 2:21–22). Проповедничество Св. Григория Чудотворца (211–270 гг.). Известным проповедником третьего века был св. Григорий Чудотворец — один из талантливых учеников Оригена. Св. Григорий родился в городе Неокесарии в знатной языческой семье и был назван Феодором. Первоначальное образование он получил в своём отечественном городе. Намереваясь стать адвокатом, Феодор посетил многие учёные центры. На пути в Бейрут (славившийся своей юридической школой) он узнал, что в Кесарии Палестинской живёт и учительствует великий христианский наставник Ориген, имя которого было известно по всему Востоку. Юноша, горевший жаждой познания наук, отправился к Оригену и после первой же беседы с ним оказался, “как птица, пойманная в клетку”: сила глубокого ума Оригена настолько подействовала на Феодора, что он решил оставить изучение римского права и стал учеником Оригена. Более пяти лет юноша Феодор, в крещении названный Григорием, неотступно пребывал при Оригене, получая под его руководством высшее образование. В 239 году Григорий вернулся в Неокесарию и отдал себя на служение Церкви. Он намеревался проводить аскетическую жизнь в пустыне, но Бог судил иначе. Епископ Амассийский Федим, зная высокое образование и святую жизнь Григория, вопреки его желанию, посвятил его в первого епископа города Неокесарии — родины св. Григория. Здесь святитель Григорий подвизался более 30-ти лет. В день его прибытия в Неокесарию здесь жило всего 17 христиан, когда же он скончался, язычников в городе осталось не более 17-ти — все остальные его трудами были обращены ко Христу. В гонение Декия (250) епископ Григорий скрывался вместе со своей паствой в пустыне; в 264 году присутствовал на Соборе в Антиохии.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Яркости и точности в выражении экзегезы ветхозаветных священных книг служило глубокое знание преподобным Ефремом не только языка, жизни, нравов, обычаев евреев, но и соприкасавшихся с ними других восточных народов, а также обстоятельное изучение самих тех мест, где происходили события священной истории Ветхого Завета. И Преподобный нередко применял свои знания. Так, например, объясняя слова: «И собрашася людие в Массифаф, и почерпаху воду и проливаху пред Господем на землю» ( 1Цар. 7,6 ), Великий Отец говорит: «Сим обрядом они хотели утвердить новый завет с Богом. У евреев сей обряд употреблялся в виде заклятия; сим они как бы так говорили: как мы изливаем сию воду, так да пролиется кровь наша, если после сего мы отступим от Господа и обратимся к богам языческим» (1, 59. Вводная часть). А раскрывая заповедь: «Сынове есте Господа Бога вашего, да не нарезуетеся» ( Втор. 14,1 ), Духовный Философ указует: «Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих» (1, 60. Вводная часть). Или: причину запрещения Богом насаждать вблизи святого алтаря дубравы, Преподобный видит в обычае язычников устроять капища своим богам в дубравах, рощах. (Там же). При изъяснении священного текста преподобный Ефрем применял, по преимуществу, метод буквального понимания, но, по слову святого Григория Нисского , уяснял и «глубины сокровенных истин при свете Духа» (Святой Григорий Нисский . Цит.соч. С. 270). И действительно, святой Ефрем – Уста и Цитра Святого Духа – осуждает и слепых приверженцев буквы, и особенно строго – излишне наклонных к аллегоризму. Так, раскрывая начальные слова святой Библии : «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт. 1,1 ), Преподобный пишет: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничто не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (6,211). Аллегоризм в методе Преподобного проявляется при изъяснении ветхозаветных пророчеств. По его мысли, сказанное пророками о случившемся или имеющем быть с народом Божиим надо относить к Новозаветной Церкви, к Божественным откровениям о всех праведниках и грешниках. В этом плане ветхозаветные образы выступают как прикрытая истина о тайне Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010