Библиотека охватывает широкий круг древнегреческих и византийских авторов – хронологически от V в. до н.э. (византийский хронист Сергий Исповедник). Аннотируемые сочинения – по большей части прозаические – по тематике весьма разнообразны (среди них 158 церковных и 122 светских автора). Как отмечает А. Каждан, Фотий игнорировал в своих аннотациях школьные тексты, – а в программу тога входили именно поэты и классики философии (Платон и Аристотель) C.288]. В некоторых кодексах даны также сведения об авторах, и зачастую приводятся критические оценки их произведений. Кроме того, нужно отметить, что около 60 светски и около 100 церковных сочинений, упомянутых в «Библиотеке» считаются ныне полностью или частично утерянными (например, сочинения Энесидема, Гегезиппа, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполит Римского , Ктесия, Диодора, Дионисия Галикарнасского, Юста Тивериаского, Диона Кассия и др.) – этот факт делает труд Фотия особенно ценным для истории многих научных дисциплин. Тематический состав «Библиотеки» выглядит так: Теология: cod. 1–2, 5–13, 25–26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110–114, 116, 125–126, 139, 141–144, 168, 170–174, 183–184, 191–207, 207, 222, 228–237, 240, 270–277; Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154–156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241–242, 247–249, 251, 278; Полемические труды богословско-философского характера: cod. 4, 14, 21– 24, 45–46, 49–50, 55–56, 75, 81, 85, 95, 102, 104–105, 107–108, 115, 117–118, 120–123, 130, 136–138, 140, 162, 169, 176–177, 179, 182, 208, 225–227, 280; Риторика: cod. 61, 74, 90, 100–101, 132–135, 158–160, 165, 185, 209, 211, 243, 259–268; Философия: cod. 73, 87, 94, 128–129, 145–150, 152–153, 157, 161, 239, 245–246, 279; Деяния Соборов: cod.15–20, 52–54, 59, 88; Церковная история: cod. 27–31, 40–42, 89; Историография: cod. 3, 33–35, 47, 57–58, 60, 62–72, 76–80, 82–84, 91–93, 97–99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250; Патристика cod. 96, 119, 252, 256–258, 269; Мартиролог: 253–255; Мифология: cod. 180, 186, 188–190; Политика: cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В I в. до Р. Х. А. стала ареной гражданских войн в поздней Римской республике. В 47 г. до Р. Х. здесь был убит Гней Помпей, бежавший от Цезаря ; последний вернул власть егип. царице Клеопатре VII, одержав победу в Александрийской гавани (именно тогда устроенный Цезарем пожар флота перекинулся на городские кварталы, погубив знаменитую б-ку). В 31 г. до Р. Х. потерпевшие поражение от Октавиана в морском сражении у мыса Акций Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и 4 авг. 30 г. до Р. Х. в А. вошли рим. войска. Египет был объявлен рим. провинцией, что считается завершением эллинистической эпохи. В рим. время А., уступавшая по значению только самому Риму, играла важную роль как морские ворота Египта - хлебной житницы Римской империи. Императоры заботились о процветании города, где тем не менее всегда господствовал оппозиционный дух. Посетивший город имп. Каракалла (211-217), раздраженный намеками жителей на убийство им собственного брата, устроил в А. массовые казни и ввел легионы. С III в. начинается постепенный упадок А. После смерти имп. Деция (251) александрийцы выдвинули своего кандидата на рим. престол - Эмилиана. В 270 г. имп. Аврелиан за поддержку жителями А. пальмирской царицы Зиновии велел срыть городские стены. В IV в. А., бывшая крупнейшим городом Вост. Римской империи - Византии, стала ареной борьбы между православными и арианами . Позднее в результате соперничества А. с быстро растущей новой столицей - К-полем - в ней еще более возросли антиимперские настроения, что способствовало поддержке ереси монофизитства со стороны значительной части населения А. В 641 г. после 14-месячной осады А. захватили арабы во главе с военачальником Амром. С VII в. стала сворачиваться внешняя торговля города (кроме связей с Индией, поддерживавшихся венецианскими купцами); после основания Каира (969) А. окончательно утратила ведущую роль в Вост. Средиземноморье. В 1517 г. город был взят турками. К кон. XVIII в. он насчитывал ок. 6 тыс. чел. В 1798 г. А. была завоевана французами. Лишь в нач. XIX в. при Мухаммеде Али наметилось возрождение города. В 1882 г. в А. вспыхнуло восстание под предводительством Араби-паши против засилья европейцев, в ответ на к-рое англ. войска подвергли город бомбардировке и захватили его. А. превратилась в брит. колониальный порт. В 1946 г. англ. войска были выведены из ставшего независимым Египта. Топография и археология

http://pravenc.ru/text/64468.html

Этот факт делает «Мириобиблион» Фотия особенно ценным для истории науки в отношении разных научных дисциплин. Эрудированность патриарха Фотия наглядно видна по тематическому составу «Библиотеки», который выглядит так: Теология: cod. 1–2, 5–13, 25–26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110–114, 116, 125–126, 139, 141–144, 168, 170–174, 183–184, 191–207, 207, 222, 228–237, 240, 270–277; Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154–156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241–242, 247–249, 251, 278; Полемические труды богословско-философского характера: cod. 4, 14, 21–24, 45–46, 49–50, 55–56, 75, 81, 85, 95, 102, 104–105, 107–108, 115, 117–118, 120– 123, 130, 136–138, 140, 162, 169, 176–177, 179, 182, 208, 225–227, 280; Риторика: cod. 61, 74, 90, 100–101, 132–135, 158–160, 165, 185, 209, 211, 243, 259–268; Филология: cod. 73, 87, 94, 128–129, 145–150, 152–153, 157, 161, 239, 245–246, 279; Деяния Соборов: cod. 15–20, 52–54, 59, 88; Церковная история: cod. 27–31, 40–42, 89; Историография: cod. 3, 33–35, 47, 57–58, 60, 62–72, 76–80, 82–84, 91–93, 97–99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250; Патристика: cod. 96, 119, 252, 256–258, 269; Мартиролог: 253–255; Мифология: cod. 180, 186, 188–190; Политика: cod. 37, 103; Медицина: cod. 163–164, 178, 216–221; Топография: cod. 36; Зоология: cod. 278; Разное: cod. 124, 166–167 8 . При этом нужно отметить, что, если судить по количеству кодексов в целом, «Библиотека» состоит на 56,4% из христианских и на 43,6% – из светских произведений. А по реальному объёму (то есть по количеству страниц) будет наоборот – на 42% из христианских и на 58% из светских текстов 9 . Иными словами, из 168 авторов, упомянутых в «Библиотеке» – 99 представители светской образованности. Всего в «Библиотеке» упоминается 386 сочинений. Обобщая, можно сказать, что «Библиотека» патриарха Фотия заключает в себе сведения о греческих грамматиках, ораторах (особенно аттических), светских и церковных историках, теологах, философах, естествоиспытателях и врачах. В ней также содержатся сведения о художественных, мифологических и агиографических произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

235-237 МАРФА св. Каппадокийская (пам. 1 сент.) - см. в ст. Симеон Столпник (Старший), прп. Антиохиохийский МАРФА (в миру Романова Ксения Иоанновна; † 26.01.1631), царица-инокиня, мать царя Михаила Феодоровича - см. в ст.Михаил Феодорович 237-251 МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) 251-252 252-257 257-265 МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в с. Зимовенька, Белгородская епархия - см. Белгородский во имя святых Марфы и Марии женский монастырь МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАРЦИАЛ мч. Сирмийский (пам. зап. 15 июля) - см. в ст. Агриппин, Секунд, Максим, Фортунат и Марциал, мученики Сирмийские 265-266 266-270 270-271 271-272 272-274 МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) 274-276 МАСОНСТВО [франкмасонство], интернациональное тайное религиозно-этическое и политическое движение со сложной иерархией и особой системой мистических знаков и обрядов 276-283 283-298 МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении 298-299 299-300 МАСУДИ [Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди; араб. ] (90-е гг. IX в.-сент. 956), арабо-мусульманский литератор, историк и географ 300-301 МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви 301-303 МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец 303-304 304-306 306-309 309-310 210-211 МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви 311-312 312-315 315-316 МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Мартина Исноведника 299. – 14 апреля. Марфы и Марии 536.– Матфея Апостола 14. – 9 августа. Мины, Виктора и Викентия 11. 72. – 11 ноября. Митрофана Воронежского 99. 123. 152. 207. 328. 350. 365. 483. – 23 ноября. Михаила Архангела 15. 40. 64. 97. 142. 168. 181. 213. 227. 229. 242. 371. 403. 430. 489. 495. – 8 ноября. Михаила и Феодора Черниговских 106. – 20 сентября и 14 февраля. Михаила Малеина 54. 124. 558. – 12 июля. Моисея Пророка 293. – 4 сентября. Наума Пророка 2. – 1 декабря. «Неопалимой Купины» 74. 115. 269. – 4 сентября. «Нечаянной Радости» 312. 519. – 9 декабря. Никиты Мученика 22. 34. 50. 246. 398. – 15 сентября. Николая Чудотворца. Церкви: 14. 75. 79. 83. 86. 90. 91. 110. 118. 120. 126. 127. 128. 134. 137. 141. 153. 160. 161. 179. 180. 182. 183. 186. 190. 194. 198. 214. 219. 228. 238. 253. 255. 259. 263. 265. 271. 274. 280. 309. 324. 330. 334. 346. 353. 362. 365. 387. 423. 431. 433. 440. 481. 491. 502. 509. 511. 513. (58 церквей). Приделы: 2. 10. 16. 18. 19. 22. 24. 25. 28. 30. 36. 37. 41. 42. 51. 52. 53. 58. 60. 61. 63. 64. 67. 68. 69. 71. 72. 73. 74. 77. 84. 85. 89. 99. 100. 101. 108. 119. 121. 122. 124. 131. 133. 135. 139. 143. 144. 154. 166. 169. 171. 175. 181. 185. 195. 202. 211. 215. 217. 218. 220. 222. 226. 229. 230. 239. 245. 247. 256. 258. 262. 266. 269. 270. 278. 285. 291. 293. 296. 297. 300. 302. 307. 311. 316. 317. 318. 322. 323. 329. 332. 337. 345. 347. 350. 367. 380. 385. 392. 396. 413. 428. 444. 452. 482. 519. 532 (107 приделов). – 6 декабря и 9 мая. Николая Чудотворца и Царицы Александры 467. – 6 декабря, 9 мая и 23 апреля. Николая Чудотворца и Мученицы Татианы 478. – 6 денабря, 9 мая и 12 января. Николая Чудотворца и Патриарха Ермогена 568. – 6 декабря, 9 мая, 17 февраля и 12 мая. Николая Чудотворца, Мученицы Софии и Марии Египетской 400. – 6 декабря, 9 мая, 17 сентября и 1 апреля. Нила Столобенского 64. 164. 317. – 27 мая и 7 декабря. Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, см. Воскресения Словушего. Обретения главы Иоанна Предтечи 350. 443. – 25 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

132-133 133-139 ВОДОАЛЬД (кон. VII - нач. VIII в.), прп., затворник Свессионский (Суасонский) (пам. зап. 4/5 февр., перенесение мощей 25 мая, 26 сент.) 139-140 ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение 140-148 148-149 149-153 153-159 159-160 160-171 171-173 ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Воздвижения Креста Господня Мужской Монастырь - см. Чарторийский в честь Воздвижения Креста ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства 173-184 ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией 184-186 ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) 186-189 189-193 193-197 197-203 203-204 204-205 205-207 207-209 209-210 210-211 211-213 213-214 214-220 ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) 220-221 221-223 223-227 227-231 231-233 ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) 233-235 235-239 239-240 240-268 268-270 270-271 ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) 271-272 272-273 ВОЛОНЬЧЕВСКИЙ (1799 - 1875), католич. еп. Самогитский (Жямайтский), литов. писатель, просветитель, историк 273-274 274-275 275-278 278-282 283-284 284-286 ВОЛЬНЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ прославилась в ц. во имя Св. Троицы дер. Вольно Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского 286-287 287-288 288-289 ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

Ал.-Св. 92. Требник. Третья четверть XII в. 8° 368 л. Филиграни: 1) Лилия, вид: Хивуд, 1717 (ок. 1670 г.); 2) Агнец на щите, тип: Мошин, Грозданович, 329–331 (1648–1649 гг.); 3) Голова шута без косички, не отожд. Записи: л. 368 об.– оборот нижней крышки переплёта – пространное полемическое обращение к раскольникам. Содержание: л. 79–93 об. – поучения об исповеди: л. 153–158 – чин причащения больного; л. 156–158 – поновление мужчинам; л. 158 об.– чин исповеди глухого; л. 159–259 – чин исповеди: л. 168 об.–171 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 172–177 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 177 об.–178 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); 1314 л. 179–187 – поновление мужчинам; л. 187–189 – поновление вельможам; л. 189–190 поновление детям; л. 190 об.–196 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 196–204 – поновление женщинам: л. 204–206 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 207– 211 об. – поновление инокам; л. 211 об.–214 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 214–218 – поновление инокиням; л. 218–221 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 221 об.–228 об. – поновление священникам; л. 228 об.–230 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 244 об.–247 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 2.52–255 – поучение детям духовным. Ал.-Св. 110. Служебник иерейский. Первая треть XIX в. 16°. 55 л. Филигрань: Герб Ярославля с литерами ЯБМЯ, вид: Участкина, 52 (1823 г.). Содержание: л. 48–49 об. – отрывок чина исповеди; л. 48–48 об. – вопросник мирянам (М-Свир. 110). Ал.-Св. 111. Требник. Конволют: 1) л. 1–79 (первая треть XII в.); 2) л. 80–270 (середина XVII в.). 8°. 270 л. Филиграни: первая часть: Герб с подвеской-литерами МР, вид: Дианова, Костюхина, 245 – 246 (1623 г); вторая часть: 1) Лилия в щите, вид: Дианова, Костюхина, 910 (1647 г.); 2) Кувшин с полумесяцем, одной ручкой, литерами близкий: Дианова, Костюхина, 673 (1647 г.). Содержание: л. 80–90 – чин причащения больного; л. 86–89 об. – поновление; л. 90–91 – чин исповеди немого, глухого, бесноватого; л. 93–178 об. – чин исповеди; л. 100–102 – вопросник о вере (без начала) (ВВ-Печ. тр.); л. 103–114 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 114–129 об., 132–133 – поновление мужчинам; л. 130–131 об., 136–144 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (без начала и конца) (Ж-Печ. тр ); л. 133–136 – поновление детям; л. 145–158 об. – поновление женщинам; л. 164 об.–169 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 171–178 об. – поучение детям духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

373, конец августа 122(127). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, позднее лето 97(101). Утешительное 108(112). К военачальнику Андронику 373, сентябрь – октябрь 140(145). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, осень 98(102). К сатальским гражданам 133(138). К Евсевию, епископу Самосатскому 134(139). К жителям Александрии 373, осень 135(140). К Антиохийской Церкви 110(114). К Кириаку, живущему в Тарсе 149(154). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 270(278). К Уалериану 373, конец года 136(141). К Евсевию, епископу Самосатскому 373 или 374 92(96). К Софронию, магистру 141(146). К Антиоху 142(147). К Авургию 143(148). К Траяну 144(149). К Траяну 80(84). К правителю области 132(137). К Антипатру 150(155). К Сорану 113(118). К Иовину, епископу Перры 151(156). К Евагрию, пресвитеру 373 или 374, зима 156(161). К Амфилохию, рукоположенному во епископа 374, начало года 131(136). К Евсевию, епископу Самосатскому 152(157). К Евсевию, епископу Самосатскому 157(162). К Евсевию, епископу Самосатскому 374, лето 125(130). К Феодоту, епископу Никопольскому 192(200). К Амфилохию, епископу Иконийскому 374, позднее лето – осень 161(168). К пресвитеру Антиоху, племяннику Евсевия Самосатского, сопровождающему его в изгнание 374,осень 174(181). К Отрию Мелитинскому 99(103). К жителям Саталы 158(163). К Иовину, комиту 159(164). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 160(165). К Сорану 177(184). К Евстафию, епископу Иммерийскому 179(186). К Антипатру, областному правителю 182(190). К Амфилохию, епископу Иконийскому 183(191). К одному из епископов 168(175). К Магниниану, комиту 187(195). К Евфронию, епископу Колонии Армянской 374 или 375 153(158). К Антиоху 154(159). К Евпатерию и к его дочери 180(188). К Амфилохию, о правилах 374 или 375, зима или начало 375 117(122). К Пимению, епископу в Саталах 175(182). К пресвитерам самосатским 374–378, после лета – осени 176(183). К правителям самосатским 211(219). К самосатскому клиру 375, начало года 124(129). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 190(198). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Античная письменная традиция сосредоточена преимущественно на Г. Днестро-Дунайского региона, где они чаще всего контактировали с римлянами. Предполагают, что переселение даков в 180 г. в пределы Римской империи было вызвано натиском появившихся в Подунавье Г. ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 3). У вост. границ Дакии имп. Каракалла (211–217) одержал над ними победу (Scr. hist. Aug. Caracall. 10. 5–6). Известна легенда о рождении имп. Максимина Фракийца (235–238) от отца-гота и матери-аланки (Scr. hist. Aug. Maxim. duo. 1. 5–6; Iord. Get. 83). Первые достоверные сведения о Г. на границе Римской империи относятся к 238 г. ( Petrus Patricius. Fragmenta. 7; Dexippus. Fragmenta. 13). В III в. Г. в союзе с др. племенами многократно нападали на придунайские и малоазийские провинции империи. Нек-рые походы возглавляли гот. вожди, но сами Г. в это время не составляли монолитного политического образования. В 248 г. войско под предводительством Остроготы (218–250) опустошило Н. Мёзию и Фракию ( Dexippus.Fragmenta. 16, 18; Zosim.Hist. I 23; Iord. Get. 90–93). В битве под Авриттом (совр. Разград, Болгария) в 251 г. погибла рим. армия во главе с имп. Децием (249–251) и его старшим сыном Гереннием Этруском. 1-я (255–256) и 2-я (257) морские экспедиции Г. и их союзников по вост. побережью Понта Эвксинского сопровождались грабежами городов Питиунт (совр. Пицунда), Фасис (совр. Поти), Трапезунд (совр. Трабзон) ( Zosim. Hist. I 32–33). В 258 г. Г. разграбили Никомидию (совр. Измит), Никею (совр. Изник) и ряд др. городов М. Азии (Ibid. I 34–35). В 263 г. отряды Г. опустошили Халкидон, Трою, Анхиал, Эфес, разрушив храм Дианы (Scr. hist. Aug. Gallien. 6. 2; Iord. Get. 107). В ходе военной экспедиции в Вифинию, Каппадокию и Галатию(264) Г. захватили множество пленных, в т. ч. предков еп. Вульфилы (Philost. Hist. eccl. II 5). Самый крупный поход с участием Г. состоялся в 267–268 гг. Флот северопонтийских племен, возглавляемых Г. и герулами, в составе 500 судов прошел через Боспор Фракийский и Пропонтиду, достигнув о-вов Скирос и Лемнос (Scr. hist. Aug. Gallien. 13. 6–8; 18. 8; Georg. Sync. Chron. P. 717). В 269 г. племена грейтунгов и тервингов в союзе с певкинами, гепидами, герулами, кельтами вторглись на рим. земли, произведя там большие опустошения (Scr. hist. Aug. Claud. 6. 2). Решающее сражение произошло у Наисса (совр. Ниш, Сербия), где имп. Клавдий II (268–270) нанес им сокрушительный удар, за что получил титул Gotthicus ( Zosim. Hist. I 45. 1). В 275 г. произошло одно из последних вторжений в М. Азию. Победы императоров Тацита (275–276) и Проба (276–282) отразились в легендах рим. монет: «victoria Gotthica». Экспедиции в пределы империи объединяли разноэтнические племена. Организация коалиций выводила в лидеры гот. вождей. Придунайские Г. в IV в.

http://pravenc.ru/text/531505.html

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010