Иоанн Дамаскин, прп. Первое похвальное слово на Успение Богородицы//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997. – С. 270. Иоанн Дамаскин, прп. Второе похвальное слово на Успение Богородицы//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997. – С. 282. Иннокентий Херсонский, свт. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонского и Таврического. Т. II. – СПб., 1908. – С. 49. См.: Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов востока. T.II. Святой Восток. – М., 1876. –С. 245-246. См.: Сергий (Страгородский), митр. Почитание Божией Матери по разуму святой Православной Церкви//Всесвятая. –М., 2001. –С. 129-144. См.: Лосский В.Н. Всесвятая//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 156-172. См. Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе//Всесвятая. – М., 2001. – С. 211-251. Мерзлюкин А. О католическом догмате 1854 года (о зачатии Непорочной Девы Марии). – Париж, 1960. – 50 с. Лосский В.Н. Всесвятая//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 171. Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. – М., 2001. – С. 241. Сергий (Страгородский), патр. Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 141. Иннокентий Херсонский, свт. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонского и Таврического. Т. II. – СПб., 1908. – С. 49. Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 126-127. Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 240. Иннокентий Херсонский, свт. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонского и Таврического. Т. II. – СПб., 1908. – С. 35.

http://bogoslov.ru/article/5031133

Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Московский. Собр. мнений и отзывов. СПб., 1885. Т. 1. С. 263, 300, 390, 433, 446; 1887. Т. доп. С. 49; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1898. Т. 1. С. 46, 89-91, 99, 154-155, 176, 177, 180, 192, 202, 223, 291, 443, 488; 1904. Т. 5. С. 470, 471, 690, 691, 814, 834; 1911. Т. 9. С. 90, 207, 211. Лит.: Доброхотов В. И. Прощание архиеп. Парфения с владимирскими гражданами//Владимирские ГВ. 1850. 19; Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 365-366; Восп. о преосв. Парфении, еп. Воронежском и Задонском//Воронежские ЕВ. 1868. Отд. неофиц. 9. С. 284-293; 10. С. 324-334; 11. С. 360-369; 12. С. 390-404; Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода. (1721-1821). М., 1871. Т. 3. Кн. 2; П. С. А. [Архангельский С.]. Из восп. о Владимирских духовных (приходском и уездном) училищах и семинарии 1818-1832 гг. Владимир, 1875. С. 51-56; он же. К очерку жизни Парфения, архиеп. Владимирского и Воронежского//Владимирские ЕВ. 1881. 19. С. 576-586; он же. Речь пред панихидою в 100-летний день рождения (10 авг. 1882) высокопреосв. Парфения//Там же. 1882. 16. С. 457-460; Ястребов Г., прот. Из жизни преосв. Парфения, бывш. архиеп. Владимирского, впосл. Воронежского//Там же. 1876. 5. С. 229-233; Орлов В. М. Высокопреосв. Парфений, бывш. архиеп. Владимирский, впосл. Воронежский: (Биограф. очерк)//Там же. 1881. 11. С. 299-316; 12. С. 340-353; 16. С. 445-470; 17. С. 490-503; 18. С. 517-527; 19. С. 566-576; То же: Биография Парфения, архиеп. Владимирского и Воронежского//Высокопреосв. Парфений, бывш. архиеп. Владимирский, впосл. Воронежский. Владимир, 1882. С. 1-88; он же. Поправка: [К биограф. очерку]//Владимирские ЕВ. 1881. 19. С. 596-597; Надеждин К. «Высокопреосвящ. Парфений…». В. Орлов. [Рец.]//Там же. 1882. 16. С. 464-468; Соловьёв Н. И. Духовная карьера//ИВ. 1885. Т. 11. С. 344-361; Долгоруков И. М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. М., 18902. С. 257; Малицкий Н. В. История Владимирской ДС. М., 1902. Вып. 2. Ч. 1. С. 22-23, 33, 45-47, 100, 187, 189, 204; Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки. Воронеж, 2003. С. 270-274.

http://pravenc.ru/text/2579093.html

Касательно мученичества св. Полиевкта Мелитинского, одного из ярких святых Малой Армении, с большой долей вероятности можно утверждать, что почитание его возникло сразу после его мученичества не только в Малой Армении, где уже в середине IV в. вблизи города Мелитины был известен храм в его честь, но и на остальной части Малой Азии (Малая Армения была неотделимой частью малоазийского полуострова). Каждая поместная Церковь , т. е. каждая городская община, а таких общин в Малой Азии в III–IV вв. было около трёхсот во главе с епископами, среди которых было и немало армянских, например таких как: Мелитинская, Севастийская, Никопольская, Саталийская и др., хранили память о своих мучениках и имели среди самых больших праздников своего календаря местные праздники в память тех, кто в этом месте пострадал. Впоследствии, когда Церковь смогла выйти из катакомб и пещер, над гробницами святых мучеников стали воздвигать храмы, причём во многих местах это было возможно ещё до общего прекращения гонений. Церкви, естественно, сообщали друг другу о тех, кто прославился мученической смертью . Древнейший источник мартирологии послания одной Церкви другой. Кроме того, некоторые жития мучеников возникли на основе официальных документов: хотя нередко христиан казнили в порядке самосуда, но чаще всего это происходило по приговору официальных римских судов и сопровождалось соответствующим бюрократическим делопроизводством. Такие акты становились основой для жизнеописания мучеников. Часто, однако, жития мучеников составлялись позднее, чем они прославились, ибо древние жития перерабатывались, расширялись, дополнялись и им придавался законченный агиографический вид. С давних пор принято считать, что всех гонений на христиан в пределах Римской Империи, в которую входила Малая Армения, было десять, во времена императоров: Нерона (54–68 гг.), Домициана (81–96 гг.), Траяна (98–117 гг.), Марка Аврелия (161–180 гг.), Септимия Севера (193–211 гг.), Максимиана (235–238 гг.), Деция (249–251 гг.), Лициния Валериана (253–259 гг.), Аврелиана (270–275 гг.) и Диоклетиана (284–305 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Киевское письмо», окружное послание еврейской общины в Киеве (IX/X в.) 76 Килидж-Арслан I, иконийский султан (1092–1107) 211 Киннам, см. Иоанн Киннам Кирилл, см. Константин (Кирилл) Кирн П., см. Kirn Р. Кларий, предполагаемый автор «Хроники св. Петра Сансского» (см.) Клейненберг И. Э. 221 Климент I, св., п. римский (90/2–101?) 77, 77, 100, 102–104, 102–104, 163, 228, 326, 326–327 Климент (Клим) Смолятич, митр, киевский (1147–1159, признан не во всех епархиях) 206, 264 Кляшторный С. Г. 349 Книттлер X., см. KnittlerH. Кнут I Могучий, кор. английский (1016–1035) и датский (с 1018/9 г.) II, VII, 86, 86, 131–135, 131–135, 195, 195–196, 230 Кнут II, кор. датский (1080–1086) VII Кнут III, кор. датский (1154–1157) VII Кнут IV (по другому счету VI), кор. датский (1166–1202) VII, 309 Кнут Лавард (Хлебодавец), кор. ободритов (1129–1131) VII, IXb, 235, 271, 343 Козьма, приближенный венгерского кор. Иштвана II 366 Козьма Пражский, чешский хронист (перв. треть XII в.) 27, 184–187, 201, 227, 229–230, 261, 360 Ковалевский А. П. 28 Коломан, см. Кальман Комнины, династия византийских имп. (сер. XI – кон. XII в.) VIII, 164, 240 Коновалова И. Г. 19, 349 Конрад I, кор. германский (911–918) 270, 374 Конрад II, кор. германский (1024–1039, имп. с 1027 г.) II, III, 96–99, 97–98, 107, 107, 118, 137–138, 230, 338 Конрад III, кор. германский (1138–1151) II, III, VIII, IXb, 221, 237, 241–247, 243–246, 251, 251, 263–266, 263, 266, 279, 279, 369, 369 Конрад, с. германского имп. Генриха IV, кор. итальянский (1093–1101) II, 208–209, 208–209, 336, 336 Конрад I, кор. бургундский (937–993) I, II Конрад I, кн. брненский (1061–1092) VI, 201 Конрад II, кн. зноемский (1134–1146, ум. после 1161 г.?) IV, VI, 320 Конрад III Ота, кн. (мгр.) моравский (ум. в 1191 г.) VI, 316, 316 Конрад, кн. мазовецкий (1199–1247) IV, IXa, 312, 318, 318, 324, 346, 346–347 Конрад, герц, швабский (983–997) III, IXa, 189, 189–190, 339 Конрад I, основатель дома люксембургских гр. (ум. в 1086 г.) 234 Конрад, б. мгр. Саксонской северной марки Вильгельма (сер. XI в.) 328–329

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Михея/Пер. П.И.Казанского ; под ред. М.Д.Муретова //Богословский вестник. 1893. Т. 4. 11. С. 57–66. 1893. Т. 4. 12. С.67–82. 1894. Т. 1. 2. С. 83–114. 1894. Т. 1. 3. С. 115–130. 1894. Т. 2. 4. С. 131–162. 1894. Т. 2. 6. С.163–178. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Наума . Пер. П.И.Казанского ; под ред. М.Д.Муретова //Богословский вестник. 1894. Т. 2. 6. С. 179–194. 1894. Т. 3. 7. С. 195–210. 1894. Т. 3. 8. С. 211–226. 1894. Т. 3. 9. С. 227–239. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Осию/Пер. П.И.Казанского и А.А.Жданова ; под ред. М.Д.Муретова //Богословский вестник. 1892. Т. 1. 2. Прил. С. 175–206. 1892. Т. 2. 4. Прил. С. 207–238. 1892. Т. 2. 5. Прил. С. 239–270.1892. Т. 3. 7. Прил. С. 271–302. 1892. Т. 3. 8. Прил. С. 303–325. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Софонию/Пер. П.И.Казанского ; под ред. М.Д.Муретова //Богословский вестник. 1895. Т. 1. 3. Прил. С. 327–338. 1895. Т. 2. 6. Прил. С. 339–370. 1896. Т. 1. 3. Прил. С. 371–386. 1895. Т. 3. 8. Прил. С. 387–402. Ключарев Г. История ветхозаветного священства до заключения ветхозаветного канона (второй половины X в. до Р. Х.). Ставрополь, 1903//Странник, 1904, июль. Ключарев. Значение ветхозаветного священства//Труды Киевской духовной академии, 1904, т. II, – С. 202–207. Колечицкий Н.П. Древний Израиль и его потомки среди народов древней и новой Европы//Странник, 1898, II. Колечицкий Н.П. К вопросу о поселениях и судьбе 10-ти израильских колея в плену Ассирийском//Странник, 1900, II. Колечицкий Н.П. Современные десять израильских колен, по ветхозаветной «тени грядущего»//Странник, 1899, II. Колечицкий Н.П. Христианское значение царства Израилева//Странник, 1901, I. Колпаков. О мире невидимом – ангелах и злых духах//Труды Киевской духовной академии, 1904, т. II, – С. 338–355. Кондамен А. Вавилон и Библия/Пер. Цветковой, под ред. С. Глаголева //Богословский вестник. 1912. 3. С. 591–607. 1912. 4. С. 755–772. 1912. 6. С. 291–306. 1912. 7/8. С. 652–672. 10. С. 362–376. 1912. 12. С. 795–809.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Молитва – это ничем не заменимое средство удобнейшего единения земного человека с небожителями: ангелами, святыми и, наконец, с Богом. Особенно полна и обильна своим духовным содержанием молитва, совершаемая в храме. Сила церковной молитвы ясна для сердца христианина: если моя молитва и рассеянна, и редка, и немощна, то молитва братьев моих восполнит ее. Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18: 20 ). Поэтому христиане просят и святых и друг друга помолиться за них. «Должно молиться, – учит святитель Василий Великий , – друг о друге и о предстоятелях слова истины», а также «должно молиться и о врагах» (III, 363). «Памятуй о Боге, – пишет он в письме к одной вдове, – имей в сердце страх Божий и принимай всех в общение молитв, ибо велика помощь от тех, которые могут умилостивить Бога» (VI, 303). «Общение в молитвах, – утверждает святой отец в письме к Амфилохию, – как знаю, приносит великую пользу» (VI, 270). Общение же молитвы происходит именно в храме. «Святой, – говорит святитель, – паче всего любящий Бога, с любовью лобызает все символы Божий, говоря: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс. 83: 3 ). Он знает, что невозможно ему иначе процвесть и положить начало плодоношению, как только находясь во дворах Господних» (II, 42). «Кто во храме Божием, тот не злословит и возвещает не суету, не что-либо исполненное срама, но во храме Его всякий глаголет славу. Здесь стоят святые ангелы и записывают твои слова, здесь Сам Господь и назирает расположение входящих» (I, 211–212). Вот почему святитель большое внимание уделяет благообразию и чинности церковной службы и молитвы. Он говорит, что «всякая тварь, и безмолвная, и вещающая, и премирная, и земная, славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словесам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя себе на память грехи свои, не трепещут суда, но с улыбкой, простирая друг другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед» (I, 212). Такой человек не только сам не молится, но и «другому служит препятствием, обращая его внимание на себя и своим шумом заглушая учение Духа. Смотри, – предупреждает святой отец, – вместо того чтобы получить награду за славословие, не выйди отсюда осужденным вместе с хулящими имя Божие» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

На первых листах внизу: Книга Кануник инока старца диакона Маркела Колхина, отдати старцу Маркелу, говорити за нее канун за единаго умершаго. Имя первого владельца ркп. диаконом, Маркеллом стерто. 270. (1203.) Канонник, полууст. частию небрежный, исх. XVI века, в четверть, 310 листов. л. 1. Оглавление. л. 3. Служба Господу нашему Ис. Христу творение Феоктиста инока студийскиа обители. л. 12. Молитва (?) Господу Ис. Христу на диявола. Нач. Искони бе Слово и Слоко бе от Бога и Бог бе Слово. Русское произведение. л. 13. Канон ангелу хранителю души и телу. л. 18. Канон молебен ангелу своему хранителю. л. 22 об. Канон Господу Ис. Христу по вся дни поем со умилением за опитемью, гл. 6. Срав. 263 л. 219. л. 27. Канон Благовещению, творение кир Феофанов. л. 33. Канон Рожеству пресв. Богородици. л. 41 об. Канон Введению пресв. Богородици. л. 51. Канон Покрову пресв. Богородици. л. 60. Канон Стретению Пречистой Владимерьской. л. 65 об. Канон благодарен пресв. Богородици. л. 78 об. Канон радостен Одигитрию. л. 83 об. Канона два Успению Пречистой. л. 91. Без надписи, служба святителю Петру, митр. всероссийскому. л. 106. Служба, авг. 24, на пренесение мощей его. В конце Слово в пренесение честных мощей, а потом на преставление декабря 21. л. 146. Мес. дек. 21 день, мучение св. Ульянии. Нач. Царьствующу Максимьяну и кумиром бесовьство дрьжащим. л. 151 об. Служба, февр. 12, на преставление св. Алексия митрополита всея Руси. л. 166. Стихиры и канон по вся дни Господу Богу Спасу нашему Ис. Христу, гл. 8. л. 189. Канон Пасхи, творение Иоана Дамаскина. л. 197. Служба, апр. 3, препод. Никите игумену медийскому. По 6 песни два жития из пролога и слово от Патерика о соблазньшимся брате о св. причастии. л. 211. Последование церковнаго пениа и сбраниа вселетнаго от мес. семтеврия до мес. августа. Русских Святых и праздников записано немного, сент. 25 так: В тже день память препод. отца нашего Сергиа чюдотворца маковийскаго, под 331, 641 маковскаго. Прозвание Маковского дано преп. Сергию, вероятно, потому, что в явлении иерею Симеону в 1439 г. сам он говорил о себе: Аз есмь Сергие маковский.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Несть бо добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом». И: „Не дадите, – рече, – святая псом " » (Никон 1982, 195). А дальше следуют тексты правил из напечатанной при Никоне Кормчей: святых апостолов 38-го и 41-го с толкованиями (ср.: Кормчая 1653, 10 об.; 11 – 11 об.), поместного Антиохийского собора 25-го с толкованием (ср.: Кормчая 1653,71 – 71 об.). 744 В «Возражении» патриарх Никон неоднократно возвращался к этому вопросу в связи с оценкой деятельности царя: «И емлет по силе у великой церкви в патриархии, и в прочих церквах митрополичьих, и архиепископлих, и во святых манастырех; и посылает, идеже хощет, на войну и на прочия неподобная своя дела» (Никон 1982, 270). Особенно негодует Никон, когда вспоминает о монахах – «Божиих слугах», которых царь заставляет выполнять «неподобная своя дела»: «А чернцы – Божии раби и богомолцы царския. а не раби, еже ныне архиереи и монастыри принужены царским величеством во все злое мирское дело и тягло, и войствовать, яко простым человеком. Ох, увы, яко обогатихомся во злых! Обаче аще кто по нужди и деется, несть на ползу» (Никон 1982, 251). Ср.: Зызыкин 2, 39 – 40. 745 Во время патриаршества Никона, в 1652 – 1658 гг., ставленные грамоты поповские и дьяконские издавались по специальному указу патриарха Никона и подносились ему лично – Горбунова, Лукьянова 2003, 197, 203, 204. В 1660-х гг. издания ставленных грамот осуществлялись по указу царя Алексея Михайловича и благословению патриарха Иоасафа – Горбунова, Лукьянова 2003, 210 – 211, 216. В 1670-х гг. ставленные поповские и дьяконские грамоты печатались только по указу царя (даже если грамота предназначались для личного пользования патриарха Иоакима) – Горбунова, Лукьянова 2003, 221 – 222, 224. Формуляр ставленных грамот, изданных после оставления Никоном патриаршей кафедры, и словесные выражения благословения при поставлении, о которых писал Никон царю («по благодати Святаго Духа и по указу великого государя»), необходимо исследовать специально. 758 Успенский 1996, 480 (прим. 7, 8), 486 – 487 (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нстъ бо добро отьяти хлба чадом и поврещи псом“. И: „Не дадите, – рече, – святая псом“» (Никон 1982, 195). А дальше следуют тексты правил из напечатанной при Никоне Кормчей: святых апостолов 38-го и 41-го с толкованиями (ср.: Кормчая 1653, 10об.; 11–11об.), поместного Антиохийского собора 25-го с толкованием (ср.: Кормчая 1653, 71–71об.). 745 В «Возражении» патриарх Никон неоднократно возвращался к этому вопросу в связи с оценкой деятельности царя: «И емлет по сил у великой церкви в патриархии, и в прочих церквах митрополичьих, и архиепископлих, и во святых манастырх; и посылает, идже хощет, на войну и на прочия неподобная своя дла» (Никон 1982, 270). Особенно негодует Никон, когда вспоминает о монахах – «Божиих слугах», которых царь заставляет выполнять «неподобная своя дла»: «А чернцы – Божии раби и богомолцы царския, а не раби, еже нын архиереи и монастыри принужены царским величеством во все злое мирское дло и тягло, и войствовать, яко простым человком. Ох, увы, яко обогатихомся во злых! Обаче аще кто по нужди и дется, нстъ на ползу» (Никон 1982, 251). Ср.: Зызыкин 2, 39–40. 746 Во время патриаршества Никона, в 1652–1658 гг., ставленые грамоты поповские и дьяконские издавались по специальному указу патриарха Никона и подносились ему лично – Горбунова Лукьянова 2003, 197, 203, 204. В 1660-х годах издания ставленых грамот осуществлялись по указу царя Алексея Михайловича и благословению патриарха Иоасафа – Горбунова Лукьянова 2003, 210–211, 216, В 1670-х годах ставленые поповские и дьяконские грамоты печатались только по указу царя (даже если грамоты предназначались для личного пользования патриарха Иоакима) – Горбунова, Лукьянова 2003, 221–222, 224. Формуляр ставленых грамот, изданных после оставления Никоном патриаршей кафедры, и словесные выражения благословения при поставлении, о которых писал Никон царю («по благодати Святаго Духа и по указу великого государя»), необходимо исследовать специально. 759 Успенский 1996, 480 (прим. 7, 8), 486–487 (прим. 37); Успенский 1998, 470–471 (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010