Г. при Меровингах. Австразия (V-VIII вв.) В сер. V в. алеманны продвинулись на территорию Галлии (пров. Б. Секвания, восточнее р. Соны), заняли Рецию Первую и часть Реции Второй (совр. территория Юж. Германии и Швейцарии). Дальнейшее их продвижение на юг было остановлено усилившимся во 2-й пол. V в. королевством бургундов. На востоке алеманны соседствовали с племенем байовариев (баваров), сложившимся из смешения квадов и маркоманнов с кельт. племенем бойев (некогда населявшим совр. Чехию, откуда ее др. название - Богемия) и занявшим в сер. VI в. вост. часть Реции Второй и зап. часть Норика (территория совр. Баварии). С падением Зап. Римской империи (476) усилился натиск германцев на остатки рим. владений в Сев. Галлии, к-рыми управлял военачальник Сиагрий. К 480 г. рейнские франки, образовавшие королевство со столицей в Колонии Агриппине, заняли г. Треверы. Одновременно салические франки, в сер. V в. продвинувшиеся к югу, до Соммы, под предводительством кор. Хлодвига (481-511) из рода Меровингов разбили Сиагрия и захватили всю Галлию севернее Луары (486). Вступив в союз с кор. рейнских франков Сигибертом, Хлодвиг нанес поражение напиравшим с востока тюрингам, алеманнам и баварам, а затем вытеснил из Юж. Галлии могущественных вестготов. Устранив Сигиберта и его сына, Хлодвиг создал единое франк. гос-во, занимавшее почти всю Галлию и стремившееся поставить под свой контроль герм. племена за Рейном, где его интересы столкнулись с интересами кор. остготов Теодориха Великого . В 496 или 498 г. св. Ремигий, правосл. еп. Реймса, окрестил Хлодвига. В 506 г. Хлодвиг установил протекторат над алеманнами и баварами, ставшими его союзниками (федератами). Область между Мозелем и Рейном (ядро королевства рейнских франков) в составе державы Меровингов, преемников Хлодвига, сохраняла особый статус. После раздела в 511 г. эти земли перешли во владение кор. Теодориха I (511-533), старшего сына Хлодвига. Воспользовавшись ослаблением Остготского королевства после смерти Теодориха Великого (526), франки при помощи саксов начали экспансию в Г. Разбив тюрингов, они захватили земли в бассейне Майна и Зале. Кор. Хлотарь I (511-561), женатый на св. Радегунде из тюрингского королевского рода, подавил восстания саксов и тюрингов и закрепил господство франков в долине Майна. После очередного раздела королевства (561) кор. Сигиберт (561-575) перенес свою резиденцию из Реймса на восток, в Мец. С этого времени все сильнее проявлялась самобытность вост. областей гос-ва Меровингов, с кон. VI в. получивших название Австразия. По требованию австразийской знати Хлотарь II (584-629) поставил для вост. земель особого короля - своего сына Дагоберта I (623-639), к-рый, переехав впосл. в Париж, завещал Австразию сыну Сигиберту III (639-656).

http://pravenc.ru/text/164803.html

H. Bresslau//MGH, SS. 1934. T. 30/2. P. 738-739); для проповеди христианства среди А. еще в 739 г. была учреждена епископия в Зальцбурге. В 823 г. упоминается о присутствии аварских послов на имперском съезде, где они представляли один из народов империи Каролингов. В Верденском договоре 843 г. упоминается «королевство Аварское»; после этого никаких письменных сведений об А. уже нет: они бесследно растворились среди др. народов, что нашло отражение в Повести временных лет: «Погибоша, аки Обре: ихже несть племени ни наследка» (ПСРЛ. 1997р. Т. 1. Стб. 12). Археология Приход А. в Центр. и Зап. Европу археологически фиксируется прежде всего слоями пожаров и разрушений позднеантичных христ. городов в VI в. В эпоху каганата появляются собственно аварские поселения и могильники, лучше всего изученные в Ср. Подунавье (Венгрия, Словакия, Австрия); в степях Юго-Вост. Европы памятники А. до сих пор не обнаружены. Раннеаварские погребения позволили проследить движение А. в Паннонию по традиц. рим. путям, с переправой через Дунай при Дунасекчё, и заселение зоны между его течением и Венским Лесом. Культура А. представлена в основном грунтовыми могильниками со многими сотнями простых ям с деревянными навесами, где А. хоронили мертвых (иногда вместе с конем или его частями). В культуре А. выделяют ряд этапов: ранний (могильник Алаттьян) относят к эпохе Первого Аварского каганата (кон. VI - сер. VII в.); второй - к сер.- 2-й пол. VII в. (его связывают с присоединением к А. новых этнических групп из вост. степей); на позднем этапе (кон. VII - кон. VIII в.) могилы стали устраивать с соблюдением рядов (чего не было ранее). Хронология устанавливается по визант. монетам и инвентарю погребений, особенно украшениям (прежде всего стилю наборных поясов); оружию (лукам, стрелам, мечам - на ранних этапах господствует длинный однолезвийный меч, с кон. VII в. появляется сабля); керамике (кроме традиц. серой лепной посуды А. делают т. н. желтую, изготовлявшуюся на гончарном круге в подражание металлическим сосудам).

http://pravenc.ru/text/62552.html

Ранняя иконография М. представлена памятниками V-VII вв., связанными происхождением с паломническим центром Абу-Мина в Марьюте. К ним в первую очередь относится группа ампул - плоских терракотовых сосудов с округлым туловом, узким горлышком и 2 ручками, предназначенных в качестве евлогий для паломников. На лицевой стороне ампулы (иногда на обеих ее сторонах) находится выдавленное штампом рельефное изображение М. Массовое производство этих паломнических святынь предполагало стандартизацию иконографии святого (классификация ампул М. предложена, в частности, в работах Kaufmann C. M. Zur Ikonographie der Menas-ampullen. Cairo, 1910. P. 62; Witt J. Die Menasampullen. Wiesbaden, 2000. P. 33-61. (Werke der Alltagskultur; 1); Gilli M. Le ampolle di S. Mena conservate negli Staatliche Museen di Berlino//Antiquité Tardive. P., 2002. N 10. P. 461-468). Основным типом иконографии стало фронтальное изображение М. в рост, с воздетыми в молении руками, т. е. в позе оранта; редко голова дана в развороте (см., напр.: Leclerq. 1907. Col. 1725. Fig. 449). Сохранившийся материал этого времени, а помимо ампул сюда входят резные рельефы, позволяет говорить о вариативности изображения святого внутри заданного типа иконографии оранта. Самым распространенным можно считать образ М.- безбородого юноши с вьющимися волосами, в короткой, до колен, подпоясанной тунике, в длинном плаще, скрепленном фибулой и перекинутом через плечо или лежащем на спине, в сапожках или в сандалиях с поножами. Такой состав одежд характеризует святого как воина (напр., изображения М. на пиксиде, VI в., Британский музей, Лондон,- на плаще тавлион; на ампуле, VI в., Лувр, Париж,- на тунике просматриваются элементы доспеха). Вариантом данного извода являются изображения М. в длинном хитоне, иногда с орнаментированными элементами, напоминающими о воинском достоинстве святого (напр., на резной по слоновой кости иконке, 2-я пол. VII в., Городская коллекция прикладного искусства, Кастелло-Сфорцеско, Милан - см.: Weitzmann. 1979. Cat. 517. P. 578). Особняком стоит образ М.-оранта, показанного в преклонном возрасте, на ампуле VII в. (Лувр, Париж; на обороте св. Фекла) - изображение достаточно схематичное, посредственной работы, тем не менее различима клиновидная борода, святой облачен в длинный хитон с короткими рукавами; сохранилась надпись с именем: «ευλογια του αγι(ου) Μηνα αμη(ν)» (см.: Ibid. Cat. 516. P. 576-578 - атрибутирован со знаком вопроса).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

В IX в. из княжества Б. было выделено новое герц-ство Салерно. Граница между ними была определена соглашением 843 г. С сер. XI в. земли Б. стали постепенно захватывать норманны, и жители города под угрозой завоевания уже в 1051 г. признали верховную власть папы. Папа Григорий VII принял ленную присягу от норманнских королей, по соглашению с ними присоединил Б. к своим владениям, а кн. Ландульфа сделал своим наместником. Со смертью Ландульфа в 1077 г. княжество Б. перестало существовать; его территория была разделена на 3 независимых принципата: Б., Салерно и Капуя. Не ослабевала борьба с византийцами, к-рые никогда не отказывались от попыток сделать Юж. Италию своим владением, и с арабами, к-рые из Сицилии угрожали и опустошали Калабрию. С 1077 по 1860 г. территория Б. оставалась в составе Папского гос-ва. В 1202 г. Б. среди городов Италии одним из первых получил статус самоуправляющейся коммуны, статуты города были утверждены папой. В XV-XVI вв. корпус городского права пересматривался и расширялся. В 1798-1806 гг. Б. входил в состав Неаполитанского королевства, а в 1806-1815 гг. находился под номинальным правлением Ш. Талейрана, носившего титул князя Беневентского. В 1860 г. Б. присоединен к Сардинскому королевству, а с 1861 г. стал частью единой Италии. Церковная история Христ. община Б. уходит своими корнями в доконстантиновскую эпоху: на Аппиевой дороге возле базилики Апостолов была найдена надпись, содержащая моление к апостолам Петру и Павлу о городе Б. Первым известным епископом Б. является сщмч. Ианнуарий (285-303), вероятно, местного происхождения; его преемники известны до кон. V в. Распространение христианства в Б. столкнулось с приверженностью населения к языческим традициям, что подтверждается упоминанием Квинта Аврелия Симмаха в письме к отцу (после 375) о почитании богов среди значительной части беневентцев. Лангобарды, завоевавшие Италию во 2-й пол. VI в., исповедовали арианство, и, вероятно, в течение нек-рого времени они могли препятствовать присутствию в Б. правосл. архиепископа. Местная кафедра пустовала до сер. VII в., когда на нее были избраны Гильдебранд, а затем св. Барбат , при к-ром произошло объединение еп-ств Б. и Сипонто. В 969 г. кафедра Б. получила статус архиеп-ства; ему были подчинены епископии неск. окрестных местечек. К нач. XIII в. территория архиеп-ства значительно расширилась. В XII в. 3 архиепископа Б.: Ландульф, Ломбардий и Рогерий - получили сан кардинала. В кон. XIII в. кардиналом стал архиеп. Джованни Кастрочели. Беневентанцами по происхождению были папы Феликс IV (VI в.), Виктор III (1086-1087), Григорий VIII (1187). С сер. XI по нач. XII в. в Б. было проведено 8 поместных Соборов.

http://pravenc.ru/text/78020.html

Мн. исследователи считают, что установить точные исторические обстоятельства написания 2-й части З. п. к. (Зах 9-14) невозможно ( Childs B. S. Introduction to the Old Testament as Scripture. Phil., 1979. P. 474-476; Mason. 1982. P. 343-344). В отличие от 1-й части книги (Зах 1-8) здесь не содержится упоминаний конкретных исторических событий, однако, по мнению ученых, для понимания Зах 9-14 необходимо учитывать исторические реалии не только VI, но и V в. до Р. Х. После восстановления и освящения храма немногочисленная палестинская община заняла центральное место во всей иудейской диаспоре. Значение Иерусалима и храма укреплялось благодаря поддержке, оказываемой персид. правительством Шешбацару, затем - в большей степени - Зоровавелю и его наследникам. Начало периода Второго храма (после 515 г. до Р. Х.) долгое время считалось в науке временем упадка израильской религии, угасания пророческого движения, ритуализации культа и т. п. (эта т. зр., принадлежащая нем. библеисту Ю. Велльгаузену , активно развивалась в 1-й пол. XX в.). Исследования последних десятилетий показали, что этот период, напротив, характеризовался «гигантской творческой активностью» в области религии ( Mason. 2003. P. 18). На рубеже VI и V вв. династия Давида отошла от управления пров. Иудея, что, по мнению нек-рых ученых, свидетельствует о начале общего упадка в жизни общины; возможно, это связано с началом греко-персид. войн, когда существовавшая ранее благодаря поддержке правительства своеобразная автономия пров. Иудея стала невозможна (Ibidem). Нек-рые тексты из Зах 9-14 относят именно к этой ситуации. Военные действия имели следствием ослабление Персидской империи и стремление входивших в нее частей к самостоятельности. Делались предположения, что в этот период были попытки восстановления иудейской монархии, якобы подавленные персидским царем Ксерксом ( Morgenstern J. Jerusalem - 485 B. C.//Hebrew Union College Annual. Cincinnati, 1957. Vol. 28. P. 17-18). Согласно археологическим данным, к сер. V в., возможно в качестве ответа на растущую нестабильность в Палестине, Персия укрепила свое присутствие в регионе - вдоль р. Иордан и в горных районах был выстроен ряд крепостей, в которых, очевидно, находились персид. гарнизоны, контролировавшие дороги и торговые пути, соединявшие столицу со средиземноморским побережьем ( Hoglund K. Achaemenid Imperial Administration in Syria-Palestine and Missions of Ezra and Nehemiah: Diss. Durham, 1989. P. 446-450; Meyers. 1993. P. 21). С ухудшением политической ситуации и усилением персид. контроля в Палестине нередко связывают развитие эсхатологических настроений среди народа, нашедших отражение в главах 9-14 З. п. к.: апокалиптические видения обращаются к «внеисторической реальности», поскольку настоящее «слишком безнадежно» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/182655.html

Главнейшая из этих особенностей, а равно и некоторые другие подробности школьного устройства, сближают сирийскую богословскую школу с иудейской школой типа beth-hammidrasch или beth-vaad, влияние которой в виду национальной и географической близости сирийцев к евреям является вполне понятным 182 . Для истории школы много дает недавно изданное сирийское сочинение конца VI в. (между 581–604 гг.), посвященное специально рассказу «об основании школы» и принадлежащее перу одному из учеников Низибийской школы Бархадбешаббы Арбаи еп. Халванского (в Персии) 185 . Подобно александрийцам, приписывавшим основание своей школы св. Марку, сирийцы считали основателем Эдесской школы просветителя Месопотамии св. ап. Фаддея, или, как они называли его, Аддая 186 ; но определенных и точных сведений о судьбе школы до 2-й половины IV века не имеется. Есть только одно житийное сказание, что известный пресв. Лукиан – основатель Антиохийской школы – учился в Эдессе у некоего Макария, который занимался толкованием Св. Писания 187 ; отсюда можно заключить, что во второй пол. III в. Школа уже существовала. В 363 г. учителем школы стал св. Ефрем Сирин , переселившийся в Эдессу из Низибии, после того, как последняя перешла к Персии 188 . С этого времени Бархадбешабба дет полный и точный список начальников Эдесско-Низибийской вплоть до конца VI в 189 . После 3-го всел. собора в школе начали развиваться несторианские тенденции, особенно вследствие влияния известного Эдесского епископа Ибы (435–449, 451–457 г.). На этой почве после смерти Ибы (457г.) между «братией» школы произошло разделение, причем, сторонники Ибы, вместе с начальником школы мар-Нарсаем, должны были удалиться из Эдессы 190 . После этого Эдесская школа существовала до 489 г., когда была разрушена по приказанию императора Зинона, сочувствовавшего, как известно, монофиситству 191 . Что касается Нарсая, то он удалился в Низибию, где епископом был его товарищ по Эдесской школе известный Бар-Саума, и здесь основал новую школу, организованную по образцу Эдесской 192 . Эдесская школа называется иногда «школой персов» 193 , но это не значит, что она была назначена только для обучения персов: называющие её таким образом православные и монофиситские авторы имеют в виду позднейшее её уклонение в несторианство, которое называлось верой персов, потому, что принималось христианами, жившими в пределах Персии 194 . Такова в кратких чертах история школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010