С 70-х гг. VI в. центром офиц. придворной жизни стал Хрисотриклин - тронный зал Б. д., построенный возле дворца Дафна по типу октагонального купольного храма (церковный престол был заменен имп. троном). Возведение такого здания для императоров означало определенный разрыв с традицией Римской империи, где для ритуально-политических целей использовались здания типа базилики. Хрисотриклин стал одним из богатейших зданий дворца и всего К-поля, его интерьер был украшен мозаикой, в конхе апсиды над имп. троном помещалось изображение Христа на престоле. В зале находились изысканная мебель, в т. ч. пентапиргий, специальный резной «стенд» в виде 5 башен для имп. регалий и различных сосудов, служивших украшением, неск. столов для торжественных приемов, главный, золотой или серебряный с позолотой, предназначался для императора и стоял отдельно от др. Важнейшей сферой придворной жизни Византии был имп. церемониал - сложная система офиц. торжественных приемов и шествий, большая часть к-рых проводилась в Б. д. История и эволюция визант. придворного церемониала от античной империи к христ. царству остается неразрешенной исследовательской проблемой. Считается, что его общие принципы сложились в VI в., в эпоху имп. Юстиниана Великого, и затем прошли в своем развитии неск. этапов, но в документах они зафиксированы лишь фрагментарно. Наиболее полные сведения о церемониале находятся в трактате «О церемониях византийского двора», созданном в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном и отражающем в основном состояние традиции в 1-й пол. X в. (хотя отдельные разделы восходят к VI-VII вв.). Можно предполагать, что позднее, в XII в., церемониал неск. видоизменялся, упрощался и даже пришел в упадок, поскольку его исполнение требовало постоянного присутствия императора в Б. д., что к тому времени было невозможно. В X в. в Хрисотриклине проводились ежедневные утренние и вечерние приемы ближайших придворных и гос. чинов империи (De cer. I 1-2). Утренний прием длился с 6 до 9 ч. утра, вечерний - с 3 до 6 ч.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Е.; здесь представлены уникальные для Е. и характерные для позднеантичной христ. архитектуры формы - тетраконх, октагональный баптистерий, атрий, крипта с гробницей. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. В VI-VII вв. архитектура христ. Е. сочетает ранее усвоенные общеимперские черты с местными особенностями. Строители придерживаются традиц., большей частью базиликальных планов. Ведущим типом для этого времени стала 3-нефная базилика с престолом, расположенным перед алтарной апсидой, и пространством бемы, окруженным низкой преградой. Полуциркульная апсида вписана в прямоугольник внешних стен, вход в одно из боковых помещений, имевших разное предназначение, всегда из наоса. Базилики обычно строились с 4-сторонним обходом и нартексом. Примеры храмов без нартекса обнаружены в результате раскопок в Мединет-Абу (мухафаза Луксор, кон. VI в.), Ком-Намруде (мухафаза Эль-Минья, сер.- 2-я пол. VI в.) и др. В главной церкви мон-ря св. Иеремии в Саккаре (мухафаза Эль-Гиза, сер. VII в.), сохранившейся до уровня оснований стен и колонн, вост. обход открывался в неф колоннадой с 3 проемами (трибелоном); более узкий трибелон соединял наос с нартексом. Лестницы из боковых компартиментов алтаря вели в 2 обширных подземных помещения. Храм в Саккаре - крупнейшая (39×20 м) постройка своего времени - сложен из прекрасно обработанных блоков известняка вторичного использования, капители и базы колонн сделаны местными мастерами из проконнесского мрамора, колонны наоса у зап. входа - из розового гранита, у южного - из белого мрамора. Пилястры на внешних стенах соответствуют расположению колонн наоса. Ряд храмов Верхнего Е. испытал влияние архитектурных форм собора мон-ря св. Шенуды. В т. н. Верхней ц. мон-ря св. Бане (Дейр-Абу-Фана, мухафаза Эль-Минья, нач. VII в.) повторены структура Г-образных боковых помещений и украшение центральной апсиды колоннадой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Ap. VI 30; см.: Delehaye. Origines. P. 38-42). Некоторые исследователи высказывали мнение, что собрания на кладбищах у могил родственников и М. были основным видом культовой деятельности ранних христиан ( MacMullen R. The Second Church: Popular Christianity A. D. 200-400. Atlanta, 2009). Почитание М. получило отражение в агиографических сказаниях, самые ранние из к-рых были написаны во 2-й пол. II в. В одних сказаниях содержалось подробное описание гибели М. и предшествовавших ей событий (Мученичество Поликарпа), др. тексты облекались в форму судебного протокола с кратким сообщением о казни М. (Акты Иустина Философа). Как правило, авторы сказаний пытались создать идеализированные образы М.- вдохновленных свыше героев, мужественно претерпевших страдания и отдавших жизни ради Христа и Церкви. Подобные сочинения имели целью не только прославление М. и сохранение памяти о них - они должны были воодушевить др. христиан на мученический подвиг. Сохранилось ок. 20 текстов на греч. и лат. языках, вероятно, написанных до 313 г.; среди них выделяются сказания о М., пострадавших в М. Азии (на греч. языке) и в рим. Африке (на латыни). Вероятно, лишь немногим М. посвящали агиографические сказания. Так, Поликарп был 12-м мучеником, пострадавшим в Смирне (Martyr. Polyc. 19. 1; Euseb. Hist. eccl. 45), но о М., казненных до него, сведений почти нет. Рим. М. посвящены всего 2 текста, составленные во 2-й пол. II в. (Акты Иустина Философа, Мученичество Аполлония); из Египта происходит лишь одно сказание нач. IV в. (Акты Филея). О литургическом использовании сказаний нет точных сведений. В «Страстях Перпетуи и Фелицитаты» содержатся призывы читать сказания о М. вместе со Свящ. Писанием «для наставления Церкви» (ad instrumentum Ecclesiae, in aedificationem Ecclesiae), как свидетельства действия Св. Духа в мире; благодаря чтению христиане могли вступить в «общение» с М., а через них - со Христом (Pass. Perp. 1. 4, 21. 5). Вероятно, в разных местах формирование почитания М. имело свои особенности.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект РФ в составе Сибирского федерального окр. Территория - 141,1 тыс. кв. км. Адм. центр - Омск. Расположена на юге Зап. Сибири; граничит с Тюменской, Томской и Новосибирской областями РФ; Северо-Казахстанской и Павлодарской областями Республики Казахстан. Население - 1 млн 960 тыс. чел. (2018). Национальный состав (2010): русские (85,8%), казахи (4,1%), украинцы (2,7%), немцы (2,6%), татары (2,2%). О. о. включает 32 района (в т. ч. 1 нем. национальный) и 1 городской округ, 6 городов областного значения, 21 рабочий поселок. История Древнейшим археологическим памятником на территории совр. О. о. является стоянка конца верхнего палеолита Черноозерье II (Саргатский р-н; ок. 12-14 тыс. лет назад; среди находок - костяные вкладышевый кинжал и диадема). Верхним палеолитом могут быть датированы также нек-рые материалы с местонахождений Александровка III (Нововаршавский р-н), Айткулово (Тарский р-н) и Омская стоянка (г. Омск). Мезолитические материалы зафиксированы на территории юго-зап. и центральной частей совр. О. о., на Омской стоянке, но изучены предварительно. Памятники неолита и энеолита известны в основном в таежной зоне: на Иртыше и его притоках - Тара, Уй, Шиш, Ишим. Ранний неолит (V - нач. IV тыс. до Р. Х.; возможно, со 2-й пол. VI тыс. до Р. Х.) представлен преимущественно кошкинской культурой. К следующему периоду (в основном IV тыс. до Р. Х.) относятся боборыкинская культура, памятники с керамикой кокуйского типа (посуда с волнисто-гребенчатым орнаментом; более характерна для Приишимья) или с керамикой с «жемчужным» орнаментом. Финалу неолита и энеолиту (в рамках III тыс. до Р. Х.) принадлежат памятники с «сотовой» керамикой, екатерининской культуры (с посудой полуяйцевидной формы, украшенной гребенчатым штампом), культурно-исторической области культуры гребенчато-ямочной керамики. Начало бронзового века и производящего хозяйства (не позднее 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

под рук. Ж. Ф. Рейно (тем не менее датировка этапов строительства храма остается неопределенной). Базилика находилась на юж. окраине Лугдуна, на территории некрополя, к-рый возник в III в. на месте заброшенного жилого квартала. Исследовано более 300 захоронений IV-V вв., а также 3 мавзолея IV в., разрушенные при сооружении храма. Первая базилика изучена фрагментарно (апсида, часть юж. стены), предположительно имела 3 нефа (ок. 33,6×21 м). С сев.-вост. стороны апсиды храма обнаружены фрагменты прямоугольного сооружения (8×6,5 м) с апсидой и, возможно, с открытыми портиками. Несмотря на отсутствие следов захоронений, здание скорее всего служило мавзолеем. Неизвестно, является ли этот мавзолей местом погребения И., т. к. время его строительства и разрушения определить не удалось. Также сложно датировать сооружение 1-й базилики, Рейно предлагал относить храм ко 2-й пол. IV в. (Archéologie médiévale. Caen, 1980. T. 10. P. 110) или к нач. V в. ( Reynaud J.-F. e. a. 1989. P. 1502). По мнению Рейно, в V в. храм неоднократно перестраивался и приобрел вид 3-нефной базилики (длина ок. 45 м) с широким трансептом и галереями-портиками, под рукавами трансепта и под юж. нефом были устроены небольшие крипты. В последнюю очередь была сооружена полигональная апсида. Согласно Рейно, начало перестройки храма относится к V в., в 469 г. Сидоний Аполлинарий засвидетельствовал наличие галерей. В криптах были обнаружены монеты бургундского кор. Гундобада († 516), поэтому Рейно считал, что основная часть строительных работ была завершена ко времени устройства крипт (нач. VI в.). Однако возможны и др. датировки сооружения храма. Так, строительство могло начаться во 2-й пол. V в. и продолжаться до VII в. (см.: Beaujard. 2000. P. 343-345). Вероятно, со строительством 2-й базилики связано установление празднеств в память освящения храма (2 сент.) и перенесения мощей И. (14 окт.), к-рые указаны в нек-рых рукописях Иеронимова Мартиролога. В V в. базилика И. служила усыпальницей Лугдунских епископов, здесь были похоронены еп.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

На склонах долины К. и в наст. время располагаются захоронения. На левом, восточном берегу ручья со стороны Елеонской горы устроено иудейское кладбище; на зап. берегу, у подножия городских стен - мусульманское, в русле К., недалеко от Гефсимании, размещены христ. захоронения. Археологическое исследование Древнейшие следы поселений в Иерусалиме были обнаружены в русле К., у родника Геон ( Гихон ) в т. н. городе Давида,- единственного в этой местности постоянного источника пресной воды (см. в ст. Иерусалим ). По всей видимости, местность впервые заселялась уже в халколитический период (IV тыс. до Р. Х.). «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. Начиная с периода ранней бронзы (кон. IV тыс. до Р. Х.) в долине К. за пределами города производились захоронения. Могилы этого времени с погребальной керамической утварью были обнаружены экспедицией М. Б. Паркера (1909), работавшей на зап. берегу ручья, выше источника. На противоположном склоне Д. Барамки (1935) и К. М. Кеньон (1965) раскрыли шахтовые захоронения, относящиеся к периоду ранней и средней бронзы (кон. IV - сер. II тыс. до Р. Х.) ( Prag. 1995). Отдельные захоронения среднего и позднего бронзового века были обнаружены Р. Вейлем (1913) к югу от города Давида, а также францисканской археологической экспедицией в 60-х гг. XX в. на Елеонской горе ( Saller. 1964). Хорошо изучена группа из 50 пещерных захоронений железного века (VIII-VI вв. до Р. Х.), находящихся на 2 террасах скалистого склона на вост. берегу К., в пределах Сильвана (ныне район на востоке Иерусалима, см. Силоам ) ( Avigad. 1954; Ussishkin. 1993). Гробницы высечены в толще скалистой породы. Возможно, в древности погребальные монументы были богато декорированы, во многих внутри сохранились карнизы. Один из сильванских памятников, т. н. Гробница дочери фараона («Силоамский монолит», приобретенный архим. Антонином (Капустиным) ), прежде был увенчан небольшой каменной пирамидой. От погребальной надписи, выполненной древнеевр. письмом, осталась одна буква. На др. гробнице надпись сохранилась почти полностью, отсутствует только начало имени ее владельца: «Это [гробница] ... ягу, который над домом [царским]. Здесь нет ни серебра, ни золота, а только кости его и его жены (?). Будь проклят человек, который откроет» (ср.: Ис 22. 15-16). С т. зр. архитектуры силоамские гробницы можно разделить на 3 типа: со скатным потолком, с плоским потолком и монолитные, выполненные как памятники. В погребальной архитектуре древней Палестины за пределами Иерусалима аналоги есть только у гробниц с плоским потолком. Архитектурный стиль проч. типов гробниц имеет параллель в финик. культуре, подверженной влиянию Египта. Возможно, в данном случае речь идет об адаптации финик. архитектурных форм иерусалимской элитой.

http://pravenc.ru/text/1684099.html

Льва I Великого о том, что «воинский труд» подчинил Риму меньше земель, чем «христианский мир» (minus tamen est quod tibi bellicus subdidit labor quod pax Christiana subiecit - Leo Magnus. Tractatus. 81. 1// S. Leonis Magni Romani Pontificis Tractatus/Ed. A. Chavasse. Turnholti, 1973. Vol. 2. P. 508-509; см: Charles-Edwards. 2000. P. 206-208). Реликварий зуба св. Патрикия. 2-я пол. XIV в. (Национальный музей Ирландии, Дублин) Реликварий зуба св. Патрикия. 2-я пол. XIV в. (Национальный музей Ирландии, Дублин) В ирл. источниках христианизацию И. связывают с деятельностью св. Патрикия (Патрика). Принято считать, что святой прибыл на остров в 432 г. (датировка миссии св. Патрикия является спорной, наряду с традиц. датами (432-461 или 493) в качестве гипотез предлагались и др.). В ранних ирландских источниках св. Патрикий назван «учителем скоттов» (в т. н. гимне Секундина, VI в.?) и «нашим папой» (в послании Куммиана, 632/3). Действуя с учетом особенностей структуры ирл. общества, Патрикий держал при себе дружину из княжеских сыновей, использовал услуги «нужных людей» (necessarios amicos), подарками обеспечивал лояльность правителей и судей. В сочинениях св. Патрикия («Исповедь», «Письмо к воинам Коротика») имеются сведения о ранних христ. общинах в И. Христ. веру принимали представители разных слоев общества - от рабынь до сыновей правителей. Вероятно, в состав общин входили бритты, захваченные в плен или рожденные от пленных в И. Среди христ. служителей упоминаются пресвитеры, клирики и монахи. Несмотря на то что в источниках VII в. и в более поздних приводится множество данных о миссии св. Патрикия, сложно отделить достоверную информацию от вымышленной. Так, среди учеников Патрикия названы епископы Ауксилий (Усалле; † 459), Изернин († 468) и Секундин (Сехналл; † 447), жившие в Лагене, однако в действительности они могли быть сподвижниками Палладия. В источниках сообщается о святых, к-рые якобы проповедовали до св. Патрикия или одновременно с ним в Мумане, однако скорее всего эта информация недостоверна.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В советское время (1918-1990) по идеологическим и цензурным обстоятельствам информация о книгах религ. содержания практически отсутствовала, поэтому не требовала терминологических уточнений. В наст. время термин «богословская» используется в качестве рабочего наряду с терминами «духовная» либо «церковно-религиозная» в учебных курсах системы вузов культуры на библиотечно-библиографических кафедрах (см.: Фунтикова. Православные библиотеки. С. 138-139). В понятие «богословская» (или «духовная», «религиозная») включается информация об источниках, не только относящихся к комплексу богословских дисциплин (догматическое, нравственное, пастырское, основное или апологетическое богословие, литургика, церковное право и проч.), но и библиография, связанная со Свящ. Писанием и его изучением, церковно-историческими дисциплинами (патристикой и патрологией, историей Церкви, в т. ч. научно-вспомогательными - археографией, эпиграфикой, текстологией и др.). Б. б. л. за рубежом Первым биобиблиографическим словарем христ. эры считается труд Иеронима Стридонского (ок. 347-420) «О знаменитых мужах» (De viris illustribus//PL. 23. Col. 604-631; рус. пер. в изд.: Иероним Стридонский, свт. Творения. К., 19102. Ч. 5. С. 258-314). В книгу вошли краткие биографические сведения о 135 церковных писателях (начиная от апостолов и заканчивая современниками Иеронима) и об их сочинениях (обычно в приблизительной форме, но с яркой характеристикой). Сборник Иеронима продолжил античную традицию составления справочных книг о знаменитых философах, писателях и др. (напр., Варрона, Диогена Лаэртского, Корнелия Непота, Светония, Аврелия Виктора) и служил основой для западноевроп. богословской библиографии до XVII в. Во 2-й пол. V в. пресв. Геннадием Марсельским была написана кн. «О церковных писателях» ( Gennadius Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis//PL. 58. Col. 1059-1120), продолжающая труд Иеронима (содержит 100 биобиблиографических заметок об авторах, пропущенных Иеронимом или живших после него). В дальнейшем обе книги часто издавали вместе. Аналогичную структуру и название имеют также путеводители по христ. лит-ре, составленные в Испании свт. Исидором Севильским (560(?) - 636) и архиеп. Толедским Ильдефонсом (Альфонсом; 607-657?), к-рые явились основоположниками испан. библиографии. Почти все упомянутые ими авторы - испанцы. Во 2-й пол. VI в. Кассиодор (ок. 487-580) составил справочник «Наставления о духовном и светском чтении» ( Cassiodori Senatoris Institutiones divinarum et humanarum lectionum. Oxf., 1937). 20 глав кн. 1-й являются указателем важнейших комментариев на книги ВЗ и НЗ, лит-ры о 4 Вселенских Соборах и церковно-исторических и богословских сочинениях Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, Созомена, блж. Феодорита Кирского и др. Впосл. «Наставления» служили примерным каталогом для монастырских б-к и путеводителем для студентов в ср. века.

http://pravenc.ru/text/149151.html

рубежей А. Принятие христианства нек-рыми представителями курайшитского рода Асад ибн Абд аль-Узза в Мекке объясняется их участием в транзитной торговле, тогда как переход в новую веру части кочевавших у северо-вост. окраины Йемена мазхиджитов скорее всего был связан с влиянием сильной христ. общины в Награне . К перечисленным племенам следует добавить неск. киндитских родов, боровшихся с Гассанидами за гегемонию в Сев.-Зап. А. в кон. V - нач. VI в. После прихода ислама нек-рые обитавшие у границ Сирии североарав. племена, такие, как таглиб и танух, сохранили верность христианству, активно участвуя при этом в араб. завоеваниях. Халифы династии Омейядов (2-я пол. VII - 1-я пол. VIII в.), существенная роль в политике к-рых отводилась араб. племенной солидарности, терпимо относились к ним. С приходом же к власти династии Аббасидов ситуация резко изменилась, и вскоре последние остатки североарав. христианства исчезают. Так, танухиды вынуждены были принять ислам из-за репрессий аббасидского халифа аль-Махди (775-785). Тем не менее небольшие племена арав. кочевников, исповедовавших христианство, напр. бедуины-униаты из р-на Мадаба (Иордания), сохранились до наст. времени и в последние десятилетия попали в поле зрения этнографов. Христианство на островах и Аравийском побережье Персидского зал. Появление христианства в бассейне Персидского зал. связано с миссионерской деятельностью христиан Ирана, составивших в сер. V в. ядро несторианской Церкви. В сер. 60-х - нач. 70-х гг. IV в. св. Абд Йашу крестил жителей одного из островов, расположенных у побережья Бахрейна (возможно, нынешнего о-ва Абу-Али), и основал там мон-рь. Примерно тогда же в регионе сложилось 2 митрополии: Бет-Катрайе, включавшая в себя Бахрейн, Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, очевидно, п-ов Катар, и Бет-Мазунийе, охватывавшая территорию совр. Объединенных Арабских Эмиратов и зап. часть Омана, с центром в Сухаре. Где проходила граница между ними, точно определить не удается. К наст. времени в Персидском зал. обнаружен ряд христ.

http://pravenc.ru/text/75810.html

P. были написаны не ранее понтификата Симмаха (498-514), а существующий текст сложился не позже 40-х гг. VI в. Однако Г. Вайц и Т. Моммзен пришли к выводу, что Дюшен ошибочно определил состав ранних версий L. P. и неверно их датировал. По мнению нем. исследователей, 1-я редакция была составлена в нач. VII в., вскоре после кончины папы Григория I Великого (590-604); на ней основаны эпитомы Феликса и Конона. Сохранившийся текст L. P. (2-ю редакцию) Моммзен датировал 2-й пол. VII в., до избрания папы Сергия I (687-701) (Gesta. 1898. P. VII-XVIII; см. также: Vogel. 1975. P. 111-114; Capo. 2009. P. 17-18). В настоящее время гипотезу Моммзена поддерживают немногие исследователи (напр.: Cuppo Csaki. 2007). Создание L. P. было связано с церковно-политическими конфликтами, в к-рые был вовлечен Папский престол на рубеже V и VI вв. По мнению Дюшена, авторы первоначальной версии сборника папских биографий, от к-рого сохранился Лаврентиевский фрагмент, были сторонниками антипапы Лаврентия. Ответом сторонников Симмаха было создание 1-й редакции L. P. ( Duchesne. 1877. P. 199-200; см. также: Wirbelauer E. Zwei Päpste in Rom: Der Konflikt zwischen Laurentius und Symmachus (498-514). Münch., 1993. S. 142-147). Приверженцы Симмаха составили ряд апокрифических сочинений, целью к-рых было укрепить авторитет Папского престола, т. н. Симмаховых фальшивок (CPL, N 1679-1682). Противостояние Симмаха и Лаврентия нередко рассматривается в более широком контексте акакианской схизмы между Римом и К-полем, вызванной изданием «Энотикона» (482) и продолжавшейся до вступления на престол визант. имп. Юстина I (518-527). Приверженцы Лаврентия, которых часто отождествляют с провизант. партией в Риме, выступали за примирение с К-полем, тогда как сторонники Симмаха стремились продолжать жесткую политику пап Феликса III (II) и Геласия I . В рамках этого противостояния создавались полемические трактаты, сборники папских посланий и др. сочинения; среди них были жизнеописания Римских понтификов (см., напр.: Blair-Dixon. 2007). Разные версии этих биографий отражали противоположные т. зр. их авторов на акакианскую схизму и конфликт между Симмахом и Лаврентием ( Verardi. 2013). Среди задач, стоявших перед составителями L. P., была демонстрация преемственности епископов Рима от ап. Петра; понтифики хранили правосл. веру и искореняли еретические учения, тогда как мн. патриархи К-поля, где отсутствовало апостольское преемство, пропагандировали ереси. Создатели L. P. осуждали тех Римских епископов, к-рые делали уступки императорам и безответственно относились к своим обязанностям, прежде всего Либерия и Анастасия II ( Deliyannis. 2014). Автор 2-й редакции L. P., напротив, был сторонником провизант. партии и поддерживал антипапу Диоскора в его противостоянии с Бонифацием II (530-532).

http://pravenc.ru/text/2463643.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010