Материалы подтверждают продолжающийся до кон. VI в. расцвет позднеантичной экономики и культуры; затем их упадок под ударами вторжений; последующее медленное восстановление и новый расцвет, не достигший античного уровня, в средневизант. период (напр., экономика Арголиды, согласно исследованиям Сьюзен Алкок и др., сделала резкий скачок в V-VI вв., но в VII-VIII вв. количество новых поселений резко уменьшилось, и со 2-й пол. VII в. их возникновение прекратилось (последние монеты относятся к правлению имп. Фоки)). Контраст между богатством мат-лов поздней античности и пустотой «темных веков» традиционно объясняют, следуя визант. историкам, как внезапный экономический и гос. кризис, осложненный вторжениями варваров в кон. VI-VII в. и араб. нашествием 30-40-х гг. VII в. Археология В. и. позволяет лучше понять внутренние причины этого процесса и по-новому интерпретировать социально-экономический механизм упадка. Это стало возможным благодаря осознанию значимости археологии В. и. для «темных веков» и постепенному накоплению материалов этого периода к кон. ХХ в. (Т. Грегори). Прежде всего в V-VII вв. резко увеличилось число известных в Вост. Средиземноморье поселений. Выяснилось, что расцвет ранневизант. эпохи не уходит корнями глубоко в прошлое: основная часть поселений возникла не в эпоху расцвета античности, а самое раннее на исходе рим. периода (по количеству точно датированных поселений в Беотии и Арголиде в это время уступает только классической эпохе; на Мелосе (ныне Милос), согласно Дж. Сандерсу, они стоят на 1-м месте). Кроме того, ни на Ближ. Востоке, ни на Балканах археологическая картина гибели ранневизант. мира не выглядит внезапной и связанной только с внешними вторжениями. Так, в Сирии неуклонный и медленный регресс раннехрист. общин занял весь VI в. (раскопки Анемуриона) или 2-ю пол. VI в., а наступление ислама предстает лишь одним из факторов, повлекших окончательную гибель. Т. о., гипотеза упадка городской жизни как внутренний фактор кризиса ранневизант. общества, выдвинутая Кажданом еще в 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Особенно показательный пример религ. синкретизма дал «источник светильников» в районе гимнасия. До кон. IV в. здесь сохранялся комплекс бань, после обрушения которых возникли искусственные «пещеры», почитавшиеся священными до сер. VI в. В источнике найдены более 4 тыс. светильников (половина из них целые) сер. V - кон. VI в. (в основном кон. V - сер. VI в.). Это место обрядов, вероятнее всего, связано с культом нимф и бога Пана. Декор светильников насчитывает ок. 300 типов, почти все - позднерим. варианты, известные в К. Соответственно широко представлена и символика, в т. ч. крест и фигурки Эрота. Очевидно, это место почитали и христиане и язычники, что доказывают 4 граффити на лампах (самые выразительные: «Ангелам, живущим у сих вод») и надписи на скатанных в трубочку свинцовых табличках-заклинаниях (4 обнаружены в том же источнике). Подземный источник кон. V - нач. VI в. коринфяне, возможно, считали одновременно обителью нимф и ангелов. Воды «источника светильников», как и само святилище Асклепия, представлялись наделенными целительной силой и христианам и язычникам в V и даже в VI в. Возможно и другое объяснение: поскольку идея конфессиональной несовместимости чужда языческому сознанию, его носители возжигали лампады сначала Пану и нимфам, а затем - Богу христиан, к-рые в V в., видимо, оставались в К. в меньшинстве. Приношение лампад в святилище и возжигание светильников - один из широко распространенных обрядов древности, унаследованный христианством. II. Первые христианские базилики. Во 2-й пол. V-VI в. преподносить дары Церкви стало обязанностью правителя и его окружения, что, возможно, и послужило стимулом для строительства храмов. Лехейская базилика. План Лехейская базилика. План Базилика, возведенная западнее Лехея, на берегу Истма,- одна из самых больших христ. базилик - ее длина 223,7 м, полы выстланы мраморной мозаикой (opus sectile), а стены покрыты мраморными панелями. Это 3-нефная эллинистическая базилика с трансептом и полукруглым перистилем в атриуме, П-образной алтарной преградой, солеей и амвоном.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Анализ этих рукописей позволил Броссе сделать вывод о том, что хроника представляет собой сокращенный арм. перевод груз. «К. Ц.», выполненный во 2-й пол. XII в. По мнению ориенталиста, профессором С.-Петербургского ун-та К. П. Патканова признанному ошибочным, «Армянская хроника» была написана монахом-армянином в XII в. по просьбе грузин и списки «К. Ц.» времен Вахтанга VI были в той или иной мере основаны на ней. В 1849 г. в С.-Петербурге Броссе издал «К. Ц.» на основе своих 3 рукописей XVIII в. В 1-й части был помещен груз. текст, во 2-й - франц. перевод; издание было сопровождено комментариями и указателем, что имело большое значение для изучения памятника и получило резонанс в Европе. Многие груз. исследователи XIX в. понимали термин «Картлис Цховреба» в широком смысле, как общее понятие истории Грузии, а не в значении конкретного свода «К. Ц.». В частности, этим представлением руководствовались Броссе и Д. Чубинашвили (Чубинов), когда в 1854 г. в С.-Петербурге осуществили издание т. н. «2-го тома Картлис Цховреба», куда вошли исторические сочинения, созданные в кон. XVII-XVIII в. и включенные в редакцию царя Вахтанга VI: часть «Истории Грузии» (1696) Парсадана Горгиджанидзе, «История царей» (1739) Сехнии Чхеидзе, «История царства Грузинского» (1745) Вахушти Багратиони, «История Картли» (1758) Папуны Орбелиани, «Царствование Ираклия II» (1780) Омана Херхеулидзе. Вопрос о ранних списках «К. Ц.» окончательно был решен после того, как в 1884 г. груз. историк Д. Бакрадзе , также придерживавшийся мнения о существовании более ранних текстов до времени Вахтанга VI, содержащих сведения по общей древней истории Грузии, обнаружил рукопись «К. Ц.», созданную на рубеже XVII и XVIII вв. (НЦРГ. S 30). Это была копия списка, выполненного в 1633-1645 гг. по заказу супруги царя Картли Ростома царицы Мариам Дадиани (1599/1609-1682), названная по имени заказчицы списком царицы Мариам. То, что текст заканчивался периодом начала царствования Георгия V Блистательного (1318-1346), подтвердило сведения из «Введения» царя Вахтанга VI о том, что «Древняя Картлис Цховреба» была доведена до царствования Георгия V, а затем продлена при Вахтанге VI. Позже были обнаружены и др. списки довахтанговского периода, а также неск. поздних списков, прошедших через руки «Ученых мужей» и др. редакторов. Большую работу по изучению «К. Ц.» провел Ф. Жордания . Он исследовал обе версии летописи, первым изучил ее структурный состав. По его мнению, текст до повествования о правлении царицы св. Тамары состоял из 9 частей, принадлежавших разным авторам - современникам описанных ими событий. Большое значение имеют труды прав. Евфимия Такаишвили . Ученый выверил датировки рукописей, исследовал взаимосвязь разных списков, в 1906 г. издал список царицы Мариам с указанием разночтений со списком царя Вахтанга VI и с примечаниями.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. главенствующее положение на территории Н. о. занимала общность культур текстильной керамики. В раннем железном веке в регионе распространились ананьинская культура в Заволжье и городецкая культура на правобережье Оки и Волги, памятники к-рой в кон. I тыс. до Р. Х. появились на левобережье Волги. В юго-вост. части совр. Н. о. (Ардатовский, Сергачский, Воротынский районы) известны могильники (в основном трупоположения на спине) 1-й пол. I тыс. по Р. Х., культурная принадлежность которых является дискуссионной. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. на территории Н. о. фиксируются древности 3 родственных народов поволжских финнов - муромы (в приокских районах, датированы не ранее кон. VII в.), мордвы (на юго-востоке региона), черемисов (марийцев; в Заволжье). В их культуре наблюдается много общего; различия проявляются прежде всего в погребальном обряде, обнаруживаются в жен. украшениях, уборе. На границе расселения этносов, на берегах Волги и Оки, происходили наиболее тесные контакты, о чем свидетельствуют материалы могильников - Безводнинского (Кстовский р-н) V - 1-й пол. VIII в., Желтухинского (Городецкий р-н) VI-VII вв. и Подвязьевского (Богородский р-н) сер. IV - 1-й пол. VI в. (наиболее раннее погребение кон. III - сер. IV в. относится к раннему железному веку). По мнению исследователя Подвязьевского могильника Н. Н. Грибова, население, оставившее его, ведет свое происхождение от племен культуры рязаноокских могильников. Первые славяне появились на нижегородском правобережье Оки не ранее XII в. Их расселение, по-видимому, брало свое начало с Муромо-Рязанского княжества и тянулось вниз по Оке. Большинство поселений возникло на свободных местах, но нек-рые данные указывают на процесс древнерус. ассимиляции муромы. В XII - нач. XIII в. земли совр. Н. о. стали ареной борьбы между Ростово-Суздальским княжеством (с 1157 Владимирское великое княжество ) и Волжско-Камской Булгарией. Владимирские князья основали здесь города Городец (сер.- 3-я четв. XII в.; впервые упоминается в 1171) и Н. Новгород (1221), что способствовало притоку слав. населения.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

172 Ферекид – философ, родился на острове Сирос в начале VI в. до Р. X. Автор сочинения «Семинедрие» (или «Пятинедрие»), в котором описывается процесс возникновения мира. Диоген Лаэртский сообщает: «От Ферекида Сиросского сохранилась написанная им книга с таким началом: “Зевс и Время были всегда, и Гея тоже, ей же имя Земля, ибо Зевс дал землю, зело ее чтя”. А на Сиросе от него сохранились солнечные часы» (О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, I 119) (Пер. М. Л. Гаспарова). 175 Гераклит Эфесский (2-я пол. VI в. – 1-я пол. V в. до. Р. X.), самый значительный философ Ионической школы, прозванный «Темным» потому, что его слог отличался чрезвычайной сложностью для понимания и ход его мысли был запутан. См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, IX 1–16; ср.: Цицерон. О природе богов, I 26, 74 184 Эмпедокл из Акраганта, греческий философ (ок. 495/490–435/430 гг. до Р. X.). Согласно легенде, он погиб, бросившись в кратер Этны. 188 Т. Д. Барнес, рассматривающий трактат «О душе» как речь, считает, что здесь заканчивается ее exordium (Barnes Т. D. Termullian: a historical and literary study. 2 nd edition. Oxford, 1985. P. 206). 190 По мнению Т. Д. Барнеса, здесь начинается narratio речи (Barnes Т. D. Tertullian: a historical and literary study. P. 207). 192 Критолай – перипатетик из Ликии. В 156 г. до P. X прибыл в Рим в качестве афинского посла. Он учил, что душа связана с неким эфирным телом неразрывной связью. 194 О несогласии Аристотеля с Платоном см.: Аристотель. Никомахова этика, I 4 (VI) 1096а, 11–16. Ср.: Amicus est Plato, sed magis amica est veritas. 196 Пятая стихия (или квинтэссенция) – эфир (то есть верхние слои воздуха). Гераклид Понтийский и Критолай с квинтэссенцией отождествляли душу. 200 Соран – греческий врач из Эфеса. Он жил в Риме и Александрии в 1–й пол. II в. после P. X., был главой школы «методиков» в медицине. Методики, отказываясь изучать скрытые стороны явлений, стремились исследовать то общее в болезнях, что можно постичь посредством чувств. Сохранились сочинения Сорана «Жизнеописание Гиппократа», «О признаках переломов», «О перевязках», «О матке и женских половых органах», «О женских болезнях» (частично). От труда «Об острых и хронических заболеваниях» дошли отрывки на греческом языке и латинский перевод, выполненный Келием Аврелианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Храм Посейдона в большом святилище Истмийских игр сохранял значение в IV в., хотя игры прекратились еще в III в. Его сполии, в т. ч. от разрушенного в 410-420 гг. храма, после нашествия Алариха использовали при укреплении Коринфского перешейка поперечной стеной (Гексамилион), а в VI в. новые сполии пошли на ее ремонт. Но части храма, включая группы статуй, были хорошо видны в V в., тем не менее христиане на них не посягали. Было разрушено святилище Деметры и Коры на склоне Акрокоринфа: оно процветало в IV в. и рухнуло от землетрясения в последние годы V в., причем горы обломков не разбирали и остатки сознательно не трогали, за исключением скульптур (найдены 3 головы статуй, лица к-рых намеренно сбиты). Лехейская базилика. 2-я пол. V–VI в. Фотография. 2014 г. Лехейская базилика. 2-я пол. V–VI в. Фотография. 2014 г. К югу от складов открыто святилище Исиды (упом. в: Pausan. Descript. II 2. 3; Apul. Metamorph. 11). Здесь, в апсидной постройке, обнаружено более 100 панелей (еще неполностью распакованных после перевозки морем) для выстилки полов, где в технике opus sectile (с использованием разных по размеру шлифованных кусков мрамора и др. камней) выполнены сцены с аллегорическими изображениями Египта, Нила, мифологических персонажей; мозаики датированы ок. 370 г. Видимо, из этого же святилища происходит мраморная колонна, найденная недалеко, в христ. базилике у основания юж. мола Кенхрей,- т. н. колонна Оргии, на к-рой выбито слово «Orgia» (редкое имя богини Исиды, культ к-рой был распространен в городе вместе с культом Сераписа). Палеографически текст близок к надписям христ. кладбища V-VII вв.; возможно, жрецы Исиды продолжали открыто служить ей и после IV в. В Асклепионе в слоях кон. IV в. обнаружены наслоения битого мрамора, известняка и следы пожара (до 0,7 м), поскольку камень здесь брали для вторичного использования и пережога на известь (горны открыты тут же). Но божеству продолжали приносить жертвы: среди вотивов выделяется ряд светильников кон. IV-V в., сохранившихся целиком и на своих местах. Ров для жертв возле храма (глубина 50-100 см) заполнен костями животных, обожженными камнями и целыми светильниками - остатками от обрядов жертвоприношений хтоническим божествам. Их совершали на данном участке и в сер. VI в., после полного уничтожения храма. Находки объясняются тем, что язычники почитали место, где видели присутствие божества, а не постройку на нем (мн. священные участки вообще не имели храмов, только алтари).

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Триумф императора. Створка " Диптиха Барберини " . 1-я пол. VI в. (Лувр, Париж) Триумф императора. Створка " Диптиха Барберини " . 1-я пол. VI в. (Лувр, Париж) При имп. Диоклетиане была введена система тетрархии (власть 4 императоров), при к-рой одновременно правили 2 старших императора-августа и 2 назначенных ими соправителя-цезаря, каждый получал в управление часть гос-ва. Эта схема, основанная на усыновлении цезарей августами и их последующей регулярной смене, не выдержала испытания временем и при имп. Константине I Великом трансформировалась в систему, основанную на принципе династической легитимности. Последующие императоры провозглашали (обычно из числа своих родственников) соправителей и наследников, принимавших участие в управлении гос-вом. Для визант. политической системы обычным явлением было соправительство неск. императоров. Иногда вся территория империи объединялась под властью одного августа (324-337, 353-363, 394-395), к-рый мог выделять отдельные области в управление цезарям (с V в. звание цезаря (кесаря) стало высшим титулом, не связанным с властными полномочиями). В 395 г. произошло разделение зап. и вост. частей империи, но и после этого они считались частями единого гос-ва, хотя постепенно все более выраженной становилась тенденция к обособлению. В 476 г. Зап. Римская империя прекратила существование; инсигнии имп. власти были отосланы в К-поль имп. Зинону, к-рый т. о. de jure вновь объединил Римскую империю (реальной политической властью на Западе обладал лишь имп. Юстиниан I, отвоевавший в VI в. Сев. Африку, Италию и часть Испании у «варварских» королевств). Имп. Константин Великий. Солид (аверс). Имп. Константин Великий. Солид (аверс). Идея объединения всей империи под властью К-поля (статус к-рого - Нов. Рим - с кон. IV в. получил не только административно-политическое, но и церковно-каноническое содержание) сложилась в представление о единстве всех христиан под скипетром державы ромеев и о суверенитете В. и. над всем христ. миром. Эта концепция, вполне реалистичная до VI в. включительно, со временем перестала отражать действительное состояние политических взаимоотношений как в Европе, так и на Ближ. Востоке. Тем не менее идея исключительного положения В. и. в христ. ойкумене даже в период упадка гос-ва (XIII - сер. XV в.) занимала важное место в его политической идеологии.

http://pravenc.ru/text/372674.html

С VI в. до Р. Х. в зап. части территории совр. Н. о. проживали носители саргатской культуры, на востоке, в Приобье,- большереченской культуры. Эти культуры входят в обширный круг евразийских культур скифо-сарматского мира, представлены значительным количеством погребальных комплексов, в т. ч. крупными, элитными усыпальницами, откуда происходит вооружение, конское убранство, украшения, исполненные по канонам скифо-сибир. звериного стиля (Усть-Тартасский могильник, Венгерово-6, Марково-1 и др. в Венгеровском и Куйбышевском районах; Быстровка-1, Ст. Шарап в Искитимском и Ордынском районах). На северо-западе, в предтаежной зоне (Кыштовский р-н), локализованы памятники новочекенской культуры (VI-IV вв. до Р. Х.), представленной наземными постройками, курганными могильниками, тонкостенными круглодонными сосудами с гребенчато-ямочной традицией в орнаментации, бронзовые предметы в основном таежного облика). Между IV и II вв. до Р. Х. в зоне ленточных боров Приобья появились носители таежной кулайской культуры. Постепенно адаптируясь к местным условиям и продвигаясь вдоль Оби на юг, ее представители смешивались с носителями большереченской культуры. На этой основе формировались памятники верхнеобской культуры 2-й пол. I тыс. по Р. Х., в к-рой выделяется неск. этапов (для одинцовского этапа - V-VI вв.- изучались городища, трупоположения в неглубоких могилах под невысокими курганами, отмечена искусственная деформация черепов, среди находок - бляшки с изображением медвежьих голов и лап). В III-V вв. в Прииртышье, в зону позднесаргатского населения, с северо-запада, по акваториям рек Оми и Тары, проникали носители сперановского этапа потчевашской культуры. К числу уникальных памятников, связываемых с эпохой экспансии гуннов на запад, относится погребение 688 на могильнике Сопка-2 (среди находок - железный однолезвийный меч с богатым золотым навершием, в серебряных ножнах, с нефритовой портупейной скобой). Во 2-й пол. VI в. Юж. Сибирь вошла в зону влияния Тюркского каганата. У носителей верхнеобской культуры появились многочисленные изделия, связанные с тюрк.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

д.), имела блестящее развитие в странах Закавказья в VII в. Искусство этих стран почти никогда не включают в историю визант. архитектуры, объясняя их местонахождением за пределами В. и. и особым положением Армянской Апостольской Церкви. Архитектурные памятники VI-VII вв. чаще всего рассматривают в связи с их влиянием на формирование типологии средневизант. храмов ( Krautheimer. 1986. P. 321-330). Но в IV-VI вв. зодчество стран Закавказья было целостным явлением и частью ранневизант. архитектуры, до кон. VII в. развивалось в тесном контакте с ней. Несмотря на раннее строительство центричных и крестово-купольных храмов (Эчмиадзин, Текор), основными типами церквей до кон. VI в. были 1-нефные постройки и базилики. Они не имели атриев и нартексов, но многие были снабжены внешними галереями (Сион в Болниси, кон. V в.). Апсида могла фланкироваться 2 помещениями, а снаружи была скрыта за стеной вост. фасада или выступала граненым объемом. Особенности кладки с бетонной сердцевиной конструкций, разделение нефов аркадами на столпах способствовали быстрому переходу на сводчатые перекрытия. Связи этого искусства по преимуществу с юго-вост. областями М. Азии, а также с Сирией и Месопотамией заметны в нек-рых планировочных решениях и системе декора. Расположение вокруг Чёрного м. определяло архитектурные связи между К-полем и вост. частью Балкан, севером М. Азии, Крымом, Вост. Причерноморьем. Варианты планов и структур визант. архитектуры на Балканах встречаются и в Вост. Причерноморье (Колхиде), где наряду с базиликами, разделенными на нефы квадратными, близко поставленными столпами, напр. в Цандрипше (VI в.), 3 в Питиунте (не ранее 2-й пол. V в.), встречаются храмы с продольно вытянутыми опорами, длина к-рых превосходит пролеты соединяющих их арок, напр. церкви в Алахадзы (кон. V - нач. VI в.); центричные структуры, напр. октагон в Сухуми (древний Севастополис) (IV-V вв.?), план к-рого имел форму развитого креста, все рукава, в т. ч. восточный,- прямоугольные, под сенью центрального шатра (купола?), опиравшегося на 8 столпов, располагалась небольшая постройка с входом на западе и полукружием на востоке, имевшая сиденья вдоль стен ( Хрушкова.

http://pravenc.ru/text/383977.html

редакции Жития: краткое Житие Иулия в легендарии XI в. и 2 кратких Жития Иулиана в рукописях XII (опубл.: Idem. P. 224-225) и XIV вв. Все они являются сокращениями пространной редакции и, т. о., относятся к более позднему времени ( Idem. P. 100-101). Ф. Ланцони отметил, что в Житии св. Вигилия, еп. Тридента (ныне Тренто) (BHL, N 8602-8603), составленном в VI-VIII вв., говорится о некоем пресв. Иулиане, помогавшем Вигилию в проповеди христианства. Указав на упоминание о-ва св. Иулиана (не Иулия) в «Истории лангобардов» Павла Диакона (кон. VIII в.), Ланцони предположил, что в действительности в IV в. существовал лишь один проповедник, к-рого могли звать либо Иулий, либо Иулиан. Лишь в поздней агиографической традиции возникло представление о том, что в Сев.-Зап. Италии действовали 2 брата-проповедника со схожими именами. Это мнение осторожно поддержал И. Делеэ в комментарии к Римскому Мартирологу. Исследователи 2-й пол. XX в. предлагали широкие датировки существующей редакции Жития Иулия и Иулиана от VII в. ( Rossetti. 1972) до 2-й пол. XI в. ( Bognetti G. P. S. Maria foris Portas di Castelseprio e la storia religiosa del Longobardi// Idem. L " età longobarda. Mil., 1966. T. 2. P. 352), однако с бóльшим доверием относились к сведениям Жития, т. к. археологические раскопки подтвердили почитание святых в раннее средневековье. Мнение о том, что в Житии могут содержаться достоверные сведения о христианизации Сев.-Зап. Италии в кон. IV в., укрепилось после обнаружения текста более ранней редакции Жития в рукописи из собрания базилики св. Виктора в Интре (ныне в черте Вербании) (Intra. Bibl. capit. 12(10). Fol. 17v - 25r; опубл.: Frigerio, Pisoni. 1988). Исследователи указывали на то, что помимо фантастических эпизодов сведения Жития в целом соответствуют данным о гос. поддержке проповеди христианства во 2-й пол. IV - 1-й пол. V в. ( Cantino Wataghin G. La conversion de l " espace: Quelques remarques sur l " établissement matériel chrétien aux IVe-Ve siècles, d " après l " exemple de l " Italie du Nord//Clovis: histoire et mémoire.

http://pravenc.ru/text/1237871.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010