К северу от Альп укороченная К. господствовала до 2-й пол. XIX в. Диоцезиальный Синод в Праге в 1860 г. призвал к использованию длинной К. с упрощенным оформлением. Такие К. вскоре стали использоваться в Германии, Бельгии, Швейцарии и Великобритании. «Готические» К. XIX в. отличались и от К. XVI-XVIII вв., и от К., используемых в Риме. После Ватиканского II Собора богато украшенные К. были выведены из употребления. Более распространенными стали удлиненные по бокам К. с одноцветными и 2-цветными узорами. Была введена также «казула без альбы» (casula sine alba) - облачение нового типа, удлиненное, свободного кроя, альба под него не надевается, стола же надевается сверху. Использование К. в качестве обязательного литургического облачения епископов и пресвитеров упоминается в письменных источниках VI-VIII вв.: в Галлии - в VI в. (напр.: Greg. Turon. Vit. Patr. 8. 5//PL. 71. Col. 1045), в Испании - в VII в. (28-й канон IV Толедского Собора), в Италии и Риме - в VIII в. (Ordo Romanus. I; XXIV). В Риме позволялось носить К. не только епископам и пресвитерам, но и др. священно- и церковнослужителям - диаконам, субдиаконам и аколуфам (Ordo Romanus. I 30// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 77; Ordo Romanus. XXIV 45//Ibid. Vol. 3. P. 296). Поскольку для диаконов в Риме уже в IV в. в качестве литургической одежды утвердилась далматика, К. (planeta plicata) использовалась скорее как исключение: диаконы и субдиаконы облачались в черные К. вместо далматиков и туницелл (tunicella) в период Адвента, в период от Семидесятницы до Великого четверга, в дни поминовения усопших. Они надевали К. в начале службы и снимали их перед чтением Апостола и Евангелий. После снятия К. диакон должен был в свернутом виде положить ее на левое плечо и завязать концы под правой рукой на манер столы. К сер. IX в. субдиаконы вместо К. стали облачаться только в туницеллу, но рим. аколуфы носили К. до кон. X в., а за пределами Рима - еще и в XI в. ( Braun. 1907. S. 162-163). В нач. XVII в. использование диаконами и субдиаконами К. было запрещено в обычных церквах и сохранилось лишь в соборах и храмах, обладавших особыми привилегиями (Missale Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Romae, 1604. Rubricae Generales Missalis. XIX 6-7).

http://pravenc.ru/text/1319884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРАВИЯ [Араб.     - Остров арабов, евр.  ,  , греч. Αραβα], полуостров на юго-западе Евразии, центр формирования араб. этноса. Античные авторы выделяли в А. 3 географических региона: 1) Каменистая А. на северо-западе Аравийского п-ова (территория царства набатеев , с нач. II в.- рим. пров. А., в IV-VI вв.- районы кочевий араб. племенных союзов Танукидов, Салихидов и Гассанидов ); 2) Пустынная А. (основные регионы: Хиджаз - на вост. побережье Красного м., Неджд - в центральной части полуострова, Бахрейн - на юж. побережье Персидского зал.); 3) Счастливая А. на юге полуострова (Йемен), где сложилась высокоразвитая земледельческая цивилизация, существенно отличная от культуры кочевых араб. племен (см. Йемен ). Древняя история В VI-IV тыс. до Р. Х. А. населяла семит. языковая общность, распавшаяся к концу этого периода на неск. этнолингвистических ветвей. К сер. II тыс. до Р. Х. сев. часть А. занимали носители западносемит. диалектов ( аморреи на северо-западе и севере, арамеи на северо-востоке), центральную - носители т. н. южно-центральных семит. диалектов (именно они были прямыми этническими предками совр. арабов), юж.- носители т. н. южно-периферийных семит. диалектов. К нач. I тыс. до Р. Х. одно из племен южно-центральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В 1-й пол. I тыс. до Р. Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до наст. времени, обозначая уже не отдельное племя, а целый народ - носитель особого, южно-центральносемит. языка, к-рый стал называться арабским. Одновременно и весь полуостров, заселенный племенами «арабов» в новом, обобщающем смысле слова, стал именоваться А. Ассир. тексты IX-VII вв. до Р. Х. называют арабами только одно из арабоязычных племен, но ВЗ и греч. ионийская историческая традиция уже употребляют термин «арабы» как обобщающее название для всех арабоязычных групп, а термин А.- как обозначение всего ареала их обитания, от границы Египта до Евфрата и Индийского океана. Особого племени арабов среди этих групп не знают ни ВЗ, ни «История» Геродота (ср.: II 30; III 4-5, 88, 107; IV 39). Очевидно, к сер. I тыс. до Р. Х. племя первоначальных арабов перестало существовать.

http://pravenc.ru/text/75810.html

Согласно Житию, К. род. в Ирландии, в обл. Лаген (Лейнстер). Дата и точное место рождения святого неизвестны. В ранних рукописях Жития (IX в.- St. Gallen. Stiftsbibl. 553; Metz. Grand Séminaire. 1) утверждается, что К. покинул Ирландию в возрасте 20 лет, но эти сведения противоречат др. информации, приведенной Ионой. Предположение, что святой род. в 40-х гг. VI в., основано на стихотворении «К Фидолию» (nunc ad olympiadis ter senae (вариант: senos) uenimus annos), но принадлежность стихотворения К. не доказана ( Lapidge. 1977; L ö we. 1981). Псевдо-Фредегарий и Флор Лионский полагали, что святой скончался в преклонном возрасте. Археологические раскопки мон-ря, основанного св. Колумбаном, в Аннегре, Франция Археологические раскопки мон-ря, основанного св. Колумбаном, в Аннегре, Франция Жители Лагена приняли христианство незадолго до рождения К. (inter primordia fidei gentis illius). Во время беременности мать святого увидела вещий сон: из ее чрева вышло солнце, лучи к-рого озарили мир. Мальчику нарекли имя Колумба (древнеирл. Columb (Colomb), вероятно, от лат. columba - голубь; имя Columbanus, к-рое использовал Иона и более поздние авторы, скорее всего является латинизированной формой ирл. диминутива Colmán) ( Bullough D. A. The Career of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 2-3). В Житии святого утверждается, что К. получил мирское образование, изучал «свободные искусства», грамматику, риторику и геометрию. Эти данные трудно интерпретировать применительно к Ирландии VI в.; возможно, они вымышлены агиографом. В юности К. терзали плотские искушения, и он не знал, как их преодолеть. Однажды он встретился с отшельницей (religiosae ac Deo dicatae feminae), к-рая провела в уединении 15 лет. В ответ на домогательства юноши, пытавшегося воспользоваться ее одиночеством, женщина заявила, что она давно отреклась от мира и покинула бы родные края, став «паломницей» ради Христа, если бы не принадлежала к слабому полу. К. осознал, что аскетические подвиги - единственный способ победить страсти, поблагодарил женщину и вернулся домой. Мать уговаривала его не покидать родные края. Пытаясь удержать сына, она с плачем бросилась на пол, чтобы преградить ему путь, но К. перешагнул через нее, на прощание сказав, что будет следовать путем спасения и никогда не вернется домой.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

Сцены из Ветхого Завета. Миниатюра из Кведлинбургской Италы. 1-я пол. V в. (Berolin. SB. Teol. lat. Fol. 2) После захвата И. готами скриптории на ее территории продолжали работать. На рубеже V и VI вв. был создан еще один иллюстрированный кодекс с текстами Вергилия - Римский Вергилий (Vat. lat. 3867). Довольно примитивный характер миниатюр и грамматические ошибки в тексте дают нек-рые основания для гипотезы о провинциальном происхождении манускрипта. В нем сохранилось 19 из 42 миниатюр, в стиле к-рых по сравнению с более ранними произведениями очевидно упрощение художественного языка, выразившееся в схематизации фигур, плоскостной трактовке пространства, чрезмерной яркости колорита. Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) В кон. VI в. в Риме, при папе Григории I Великом, было написано «Евангелие св. Августина» (Cantabr. Corp. Christ. 286), увезенное в 597 г. в Кентербери св. Августином, архиеп. Кентерберийским. Изначально в рукописи было 4 образа евангелистов (сохр. лист с изображением ап. Луки - Fol. 129v) и 6 полностраничных миниатюр, разделенных на 12 компартиментов со сценами евангельского цикла (сохр. 1 лист - Fol. 125). Миниатюры этой рукописи послужили образцами для мн. англ. миниатюристов и оказали определяющее воздействие на стиль и иконографию рукописей «школы Кентербери». В 554 г. Кассиодор, рим. политик и писатель, служивший готскому кор. Теодориху, создал в своем имении в Калабрии мон-рь Виварий - культурный и образовательный центр с большим скрипторием и библиотекой. Среди греч. и лат. текстов, переписанных в Виварии, были как книги ВЗ и НЗ, так и сочинения античных и раннехрист. авторов. Часть рукописей после разрушения Вивария попала в Рим, а потом была привезена Бенедиктом Бископом в Нортумбрию, где их неоднократно копировали. Так, напр., Амиатинский кодекс (Laurent. Amiat. I, до 716 г.) является копией Кодекса Grandior (не сохр.) - Библии, написанной в скриптории Вивария.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

В этой связи представляется интересным мнение, высказанное о душе епископом Эмесским Немесием (Египет, IV в.) в третьей главе сочинения «О природе человека» (См.: Migne. Patrologia Graeca . Т. XL. Col. 597–600). На это любопытное место мне указал мой друг, игумен Александр (Алексей Карликов). Немесий пишет: «Как солнце своим присутствием преображает, освещая, воздух в свет, и свет, неслиянно сливаясь, соединяется с воздухом, так и душа, соединяясь с телом, остается совершенно неслиянной, тем лишь отличаясь от солнца, что то, будучи телом, занимает определенное место и не находится везде, где есть его свет. Точно так же и огонь: ведь и он остается в поленьях или на фитиле светильника, словно прикрепленный к месту. Душа же, будучи бестелесной и не связанной с конкретным местом, целиком пребывает и там, где весь ее свет, и там, где [одушевляемое ею] тело. И нет озаренной ею части, в которой она не присутствовала бы целиком. Ибо не тело ее удерживает, но она сама держит его (курсив мой. – А. Б.); и не она пребывает в теле, как в некоем сосуде или бурдюке, но, скорее, тело в ней . Итак, когда говорится, что душа находится в теле, речь идет не о том, что она находится в теле как в некоем месте, но как бы в некоем состоянии; пребывает же так, как, говорят, Бог пребывает в нас». 219 Анаксимен – греческий натурфилософ VI в. до Р. X., представляющий наряду с Фалесом и Анаксимандром Милетскую школу. 220 Гераклид Понтийский – автор сочинений по этике, физике, грамматике, истории, географии (сер. IV в. до Р. X.). 227 София Ахамот, согласно учению Валентина, руководит устрояющим мир Демиургом, без ведома которого она вкладывает в человека духовное семя. См.: Карсавин Л. П. Святые Отцы и Учители Церкви. М., 1994. С. 34. 237 Согласно учению Валентина, Ум (Νος) рождается от первой четы – Бездны (Βυϑς) и Молчания (Σιγ). Νος называется также «Отцом» и «Единородным» (Карсавин Л. П. Святые Отцы и Учители Церкви. С. 31). 244 Посидоний – греческий философ 2–й пол. II в. – 1–й пол. I в. до Р. X., историк, географ, астроном, ученик Панэция.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

На месте империи Гуптов образовалось множество гос-в разного размера. Политическое единство Сев. Индии не восстанавливалось до XIV в. Появляются также первые, документально зафиксированные царства на Декане и в Юж. Индии. В V-VII вв. на территории И. находилось ок. 50 разного рода политических образований, существовавших одновременно или сменявших друг друга. Возникавшие время от времени т. н. империи были по существу конфедерациями мелких княжеств и быстро распадались. Центрами политических образований, как правило, являлись земли бассейна Ганга, Гуджарат, территория Зап. Декана и Тамилнад. В бассейне Ганга центр политической активности постепенно перемещался с востока на запад - с территории нынешнего шт. Бихар в шт. Уттар-Прадеш (Каннаудж в VII-XII вв.), а затем в район Дели. С мусульм. завоеванием и образованием Делийского султаната признанной столицей Сев. Индии (а в нек-рые периоды и всей И.) был г. Дели. Об истории И. до XII в. известно не много, т. к. от раннего периода не сохранилось ни хроник, ни исторических сочинений. Основным источником для воссоздания истории И. до мусульм. завоевания служат дарственные надписи на стенах храмов и медных табличках; всего их найдено ок. 90 тыс. (преимущественно в Юж. Индии и на Декане). Однако надписи имеют цель прославить дарителя - царя или его вассала, поэтому многое в них приукрашено и даже в деловой части - сообщении о том, что и в каком количестве принесено в дар,- много неточных и легендарных сведений. На месте империи Гуптов возник ряд гос. образований. Прежде всего это гос-во Майтраков из Валабхи на территории совр. Гуджарата. Оно просуществовало довольно долго, последний правитель династии упоминался в 766/7 г. На территории совр. шт. Мадхья-Прадеш еще с III в. располагалось гос-во Вакатаков. Во 2-й пол. V в. оно стало довольно могущественным. В нач. VII в. это государство исчезло. Уже упоминавшийся Яшодхарман из Мандасора правил в Малве в 1-й пол. VI в. Он сообщил в надписи, что ему подчинялась чуть ли не вся И., однако др. подтверждений его власти не имеется, неизвестны также его наследники.

http://pravenc.ru/text/389577.html

населением. В кон. VI в. до Р. Х. большая часть долины р. Инд и ее притоков была включена в состав древнеперсид. империи Ахеменидов . На рубеже V и IV вв. до Р. Х. в результате ослабления державы Ахеменидов районы к востоку от р. Инд вернули себе самостоятельность. В 327-325 гг. до Р. Х. земли в бассейне Инда (до берегов р. Биас) были завоеваны Александром Великим . Захваченные территории он разделил на 3 сатрапии и присоединил к своим владениям. Вскоре после смерти Александра Великого (323 до Р. Х.) земли по берегам Инда были включены в состав империи Маурьев. Ее упадок был связан с вторжением в нач. II в. до Р. Х. в долину Инда греко-македон. завоевателя Деметрия, правителя Бактрии. В результате на территории П. возникло эллинистическое Индо-Греческое царство. В I в. до Р. Х. оно распалось под ударами восточноиран. племен шаков. Центром державы шаков была обл. Гандхара (Сев.-Зап. Пакистан) со столицей в г. Таксила. В I-III вв. по Р. Х. бассейн Инда вошел в состав Кушанского царства, правитель к-рого Канишка (ок. 78-123) сделал столицей г. Пурушапура (ныне Пешавар). На рубеже эр, в период расцвета культуры рабовладельческого общества, в бассейне Инда распространился буддизм, а затем индуизм, джайнизм. В нач. I тыс. по Р. Х. здесь возникла гандхарская школа искусства, для к-рой было характерно слияние индийских и эллинистических мотивов; в ее рамках впервые был разработан буддийский иконографический канон. После распада Кушанского царства (нач. V в.) зап. районы совр. П. вошли в состав Сасанидской империи, а восточные - в состав империи Гупта. Во 2-й пол. V в. здесь утвердилась власть эфталитов - конфедерации восточноиран. и тюрк. племен. Столицей их гос-ва стал г. Сакала (ныне Сиалкот). Ок. 567 г. гос-во эфталитов распалось: земли к западу от р. Инд вновь оказались в сфере влияния державы Сасанидов, в вост. районах образовалось неск. небольших гос-в. В VI-VII вв. индуизм практически повсеместно вытеснил буддизм, кастовая система получила дальнейшее развитие. С IV в. араб. купцы стали посещать западное (Малабарское) побережье Индостана. К сер. VII в. там возникли мусульм. общины - мопла (мапилла) в Керале и навайяты в Конкане, объединившие потомков переселенцев из Саудовской Аравии и частично Персии, к-рые ассимилировались с местными жителями (бывш. индуистами и джайнами). Мопла и навайяты по роду деятельности были рыбаками и крестьянами, в силу своего низкого социального статуса они играли незначительную роль в общеинд. мусульм. общине.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

программа виттенбергских реформаторов была почти полностью реализована в Л. (за исключением борьбы с изображениями и церковной музыкой). Л. в Свящ. Римской империи (1521-1555) Уже в 1-й пол. 20-х гг. XVI в. Виттенберг перестал быть единственным центром лютеран. Реформации в Свящ. Римской империи. Наиболее широкое распространение лютеран. идеи получили на севере империи, тогда как юг преимущественно продолжал оставаться католическим. Имп. Карл V (1519-1556) до 30-х гг. XVI в. не проявлял значительного интереса к внутригерм. делам; хотя он всегда оставался убежденным сторонником католицизма, он предоставлял в этот период герм. князьям полную свободу в религ. вопросах в обмен на политическую поддержку, в которой он нуждался из-за затяжной войны с Францией и с Папским престолом за территории в Италии, а также вслед. постоянного военного противостояния с Османской империей в Вост. и Юж. Европе. Итал. войны значительно подорвали могущество Римских пап; папы Римские Адриан VI (1522-1523) и Климент VII (1523-1534) были вынуждены заниматься защитой принадлежавших им земель и решением др. политических задач. Серьезного противодействия распространению Л. на севере Европы они оказать не могли, поэтому ограничивались лишь формальным осуждением его как опаснейшей ереси и поддержкой разного рода антилютеран. мер, принимаемых сохранившими верность католицизму князьями и епископами. Распространение Л. в герм. государствах и княжествах Свящ. Римской Империи в 1-й пол. XVI в. проходило по 2 основным схемам, которые могут быть условно названы «реформация снизу» и «реформация сверху». В 1-м случае инициатива реформирования церковной жизни исходила от лютеран. проповедников, которые заручались поддержкой влиятельных граждан и народных масс; нередко в этом случае реформация принимала радикальные формы и сопровождалась народными волнениями, уничтожением религ. изображений, изгнанием католич. священников и монахов и т. п. Во многих случаях подобные реформационные движения пресекались светскими властями и сформировавшиеся лютеран.

http://pravenc.ru/text/лютеранства.html

104    Об этом сообщает Тацит («Анналы», XIII, 32), не указывая, правда, в каком именно «суеверии» обвиняли Помпонию. 105    Криспинилла Кальвия — богатая матрона, устраивавшая для Нерона оргии. 106    Унивира — «одномужница» (лат.) 107    Норик — римская провинция на территории совр. Австрии. 108    Атриенсис — раб, смотритель дома, кастелян. 109    Веларий — раб, раздвигавший занавеси. 110    Таблиний — галерея, крытая терраса. 111    Орфей — в греческой мифологии знаменитый певец и музыкант, магическое искусство которого покоряло даже животных и растения. 112    Пренеста — древний город Лация в 30 км к востоку от Рима. 113    Проходной дом — название дворца Нерона на Палатине и Эсквилине до пожара 64 г. (после восстановления — Золотой дворец); дворец этот отличался огромными размерами и походил скорее на небольшой город. 114    Перистиль — внутренний двор, обнесенный колоннадой. 115    Скорее всего, Анний Поллион, друг Клавдия Сенециона. 116    Домина — госпожа (лат.) 117    Навсикая — в греческой мифологии дочь царя феаков Алкиноя, оказавшая помощь Одиссею, выброшенному бурей на остров феаков. 118    Гомер. Одиссея, VI, 149—155 (перев. В. Жуковского) 119    Город Танагра (вост. часть Средней Греции) был известен как центр изготовления терракотовых статуэток, отличавшихся замечательной пластикой. 120    Анакреонт (2-я пол. VI в. до н.э.) — греческий лирический поэт, для творчества которого характерны темы любви и веселого застолья. Гораций Флакк Квинт (65—8 до н.э.) — выдающийся римский поэт. 121    Береника — сестра иудейского царя Ирода Агриппы II, возлюбленная Тита. 122    Яникул — холм на правом берегу Тибра, за чертой города. 123    Либитина — римская богиня мертвых, смерти и погребения. 124    Сократ (ок. 470—399 до н.э.) — греческий философ, учитель Платона. Открытый Сократом метод философствования заключался в разыскании истины с помощью диалога, беседы двух или нескольких собеседников. Диалектика в данном случае означает искусство вести философскую беседу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЙРАГЬЯ [санскр. viragya, букв. обесцвечивание, от vi (частица со значением разделения) + rga - краска, страсть], в религ. традициях Индии понятие, выражающее бесстрастие, равнодушие, отсутствие желаний, отвержение мира. В. стоит в одном семантическом ряду с такими аскетическими терминами инд. культуры, как санньяса, тьяга, паритьяга. Но, в отличие от них, прежде всего означает не физическое воздержание или уход от мира, а такое внутреннее состояние человека, при к-ром сознание, постигнув бренность земного существования, полностью отстраняется от чувств и объектов этой реальности (становится «эмоционально неокрашенным»). Человек, достигший состояния В. (вайрангика, вайраги), с одинаковым бесстрастием воспринимает как счастье, так и несчастье; покой и умиротворенность в его сознании не могут быть нарушены никакими внешними или внутренними событиями. Идея В. зарождается в период поздних Упанишад (2-й пол. I тыс. до Р. Х.), когда на смену ведийскому идеалу благосостояния в земной или посмертной жизни приходит идеал познания подлинной реальности (см. Брахман ), не связанной с этим миром. Свое дальнейшее развитие идея В. получает в Бхагавадгите . Здесь В. понимается как метод самоконтроля, способ укрощения мятущегося ума, необходимый для освобождения (VI 35; XIII 8). Но в отличие от ведических текстов, где В. рассматривается как шаг к выходу из этого мира, в Гите это, напротив, идеал существования в этом мире. Устами Кришны пропагандируется концепция «незаинтересованного деяния», согласно к-рой человек может продолжать активную повседневную жизнь, оставаясь при этом не затронутым ею, внутренне дистанцируясь от всех переживаний. Сохраняя, т. о., состояние В. в обычной жизни, выполняя свой общественный и религ. долг (см. Дхарма ), человек становится неподвластным закону перерождения (см. карма , сансара ) и достигает конечного освобождения (см. мокша ). Патанджали в трактате «Йога-сутра» включает В. в значении «свобода от всего видимого и слышимого» (I 15) в свою методологию йоги. Это состояние человека наряду со специальной йогической практикой и медитацией должно привести адепта к прекращению активности ложного индивидуального «Я», связанного с материей.

http://pravenc.ru/text/153853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010