Наиболее ранние произведения монументальной церковной архитектуры сохранились в Верхнем Е. Это относящиеся к сер. V в. базилики мон-ря в Пбоу (ныне Фау-Кибли, мухафаза Кена), в г. Гермополе Великом (ныне Эль-Ашмунейн, мухафаза Эль-Минья) и в т. н. Белом и Красном мон-рях близ Сохага (греч. Атрибис). Базилика в Пбоу, одном из мон-рей, основанных св. Пахомием ,- «великолепный образец монашеской архитектуры чисто египетской традиции, которая еще не знала традиционных моделей византийских базилик» ( Capuani. 2002. Р. 221) - сохранилась в руинах. Она была возведена в 459 г. из камня и обожженного кирпича с использованием колонн предшествующих построек, перекрыта горизонтальным деревянным потолком. Это т. н. базилика с 4-сторонним обходом (Umgangsbasilika, по П. Гроссману) - существовавший только в Верхнем Е. V-VII вв. тип храма. Боковые нефы соединены с запада и востока примерно равными им по ширине проходами, отделенными от центрального нефа колоннадами, благодаря чему образуется обход по его периметру. Базилика с 4-сторонним обходом восходит к одной из разновидностей рим. базилик; на ее распространение могла оказать влияние композиция гипостильных залов древнеегип. храмов ( Grossmann. 2002. S. 19-22). Композиция алтарной части также типична для архитектуры Е. вплоть до VIII в.: полуциркульная в плане апсида снаружи была скрыта в прямоугольном массиве стен, расположенные справа и слева от нее компартименты не служили продолжением нефов и, вероятно, не соединялись с храмом; их предназначение неясно. Храм в Пбоу относится к той разновидности базилик с обходом, центральное ядро к-рых разделяется в свою очередь на 3 нефа, благодаря чему образуется 5-нефная композиция; средние нефы здесь почти равны по ширине центральному. Многонефные базилики представлены в Е. в разных вариантах. В базилике, раскрытой раскопками у юж. кладбища в Эш-Шейх-Ибада (мухафаза Эль-Минья, IV в.?), средние нефы превосходили центральный по ширине. Пятинефная базилика в Арманте (греч. Гермонтис, мухафаза Кена, 1-я пол. V в.?), руины к-рой были видны в нач. XIX в., имела уникальные открытые боковые галереи, как в нек-рых арм. (Ереруйк, 2-я пол. V - нач. VI в., Двин, нач. VII в., Одзун, 40-е гг. VII в.) и сир. (Эль-Бара и др.) базиликах. Наконец, в Мадинат-Мади (греч. Нармутис, мухафаза Эль-Файюм) при раскопках обнаружены 5- и 7-нефная базилики V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Вдоль западной стороны порта, среди нерегулярной торговой и жилой застройки, на выступе восточного мола, возможно, стоял храм Афродиты, а на почти прямоугольной оконечности мола высилась бронзовая статуя Посейдона. Примерно в 1 км к северо-востоку от порта найдена гробница римского времени (I в. по Р. Х.), надпись на которой содержит имя L. Castricius Regulus - одного из самых богатых и щедрых жителей К. римского периода, 1-го президента Истмийских игр римской эпохи. Закат К. начался в III в., в т. ч. и из-за нападения герм. племени герулов в 267 г. Ранневизантийский период Превращение К. в христ. город произошло за столетие. До кон. IV в. археологи не находят в К. следов христианства: общественные здания и языческие храмы остаются в цветущем состоянии. Но в кон. IV в. следует серия землетрясений и вторжений варваров, после чего К. 50 лет лежал в руинах. Строительство во 2-й пол. V в. (императорской?) базилики в Лехее - одной из крупнейших в Греции отмечает начало христианизации, а 3 главных храма, появившиеся в VI в., указывают на то, что местное общество перенесло традицию эвергетизма (демонстративных актов щедрости) с языческих храмов на христ. церкви. В течение этих 100-150 лет христианство и язычество сосуществовали, терпимо относясь друг к другу, о чем свидетельствует ряд примеров синкретизма в ритуалах, символике, оформлении мест погребений и др. I. Христианство и язычество в V-VI вв. Разрушение общественных зданий (театр, гимнасий) во 2-й пол. IV в., видимо, носило массовый характер; в V в. они были превращены в каменоломни, приспособлены под жилища, на их месте возникли кладбища или свалки. Фактически центр города полностью опустел (исключение - главная лестница форума, к-рый располагался на 2 уровнях, изначально разделявшихся торговым рядом (разрушен в кон. IV в., на его месте построили новую центральную лестницу)). Это последний крупный проект К.- языческие храмы, бани и стои уже не были нужны, хотя статуи все еще воздвигали. Однако примеров открытого отрицания прошлых верований и вражды к языческой культуре археология К. дает немного. Так, к ним можно отнести уничтожение лиц у статуй со жреческим убором из святилища Деметры и Коры (относится к V в.), а также на гидрии Осириса, причем в последнем случае на лбу одной из голов был начертан крест (головы скульптур сбросили в источник и дренажную канаву). Однако в целом наблюдается скорее толерантное отношение к языческим обрядам и родовым традициям.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Стена каземата, соединенная с верхними воротами, также датируется эпохой Соломона. По-видимому, башня из тесаного камня, к-рую Макалистер считал добавкой к «внешней стене»,- того же периода. Открыта также часть большого казарменно-адм. здания к западу от верхних ворот. Жилая архитектура слоя VIII позволяет думать, что при Соломоне Г. был незначительным центром. Разрушение обрывает развитие слоя VIII в кон. X в. до Р. Х., возможно, это результат нашествия на Палестину фараона Шешонка I (924 г. до Р. Х.) (ср.: 3 Цар 14. 25). В 1908 г. при работах Макалистера в Г. была найдена табличка известняка с евр. письменами, использовавшаяся для упражнений мальчика-жреца в эпоху, соотносимую с правлением Соломона (2-я пол. Х в. или ок. 925 г. до Р. Х.), и со следами многократных стираний и нанесения новых знаков. Последний текст написан древнеевр. письмом. В нем перечислены фазы годового цикла сельского хозяйства с присущими им особенностями. Гезерский календарь дает возможность точно представить последовательность сезонов в сельскохозяйственном году Др. Израиля и является важным образцом древнеевр. письма и языка той эпохи. Произвольный выбор и публикация Макалистером материалов II фазы железного века заставили ученых, включая У. Ф. Олбрайта, думать, что город был оставлен в IX-VII вв. до Р. Х., однако именно к фазе II относится ряд гробниц. Впрочем, активность жизни была уже невелика, город находился в состоянии упадка, хотя в слоях VII-VI открыты неск. изящных домов с опорами во внутренних дворах. В слое VII (IX в. до Р. Х.) перестроили старые ворота; их разрушение датируется концом слоя VI (возможно, ассир. царем Тиглатпаласаром III в 734/3 г. до Р. Х.). В то же время был уничтожен дворец к западу от верхних ворот, а камера примыкавшей к стене тюрьмы заполнена мусором разрушения, в к-ром много железных наконечников стрел. Слой V (VII в. до Р. Х.) малоинформативен. Ворота были снова перестроены, на этот раз в 2-пролетные типа Мегиддо III. Вскоре после этого их, а также дома полностью разрушили (видимо, при вавилонском вторжении VI в. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/161901.html

По др. версии, падение Колхи в 20-30-х гг. VIII в. до Р. Х. стало следствием вторжения киммерийцев. Сохранились следы многочисленных пожарищ этого периода. В аккад. текстах ок. 714 г. до Р. Х. описана киммерийская «страна Гамир» в юж. части Центр. Закавказья. Происходили также вторжения скифов. Археологические памятники начиная с VII в. до Р. Х. представлены поселениями, разрушенными скифами, о чем свидетельствуют погребения со скифским оружием (железные мечи-акинаки, бронзовые и железные наконечники стрел, железные боевые топоры) и конской сбруей (удила и псалии). Нек-рые данные топонимики позволяют предположить, что часть скифов и киммерийцев осела в Закавказье, войдя в VI в. до Р. Х. в состав этнически пестрого объединения сасперов (область между Колхидой и Мидией и, возможно, сев. области Урарту). Г. Кавтарадзе, М. Инадзе, М. Пирцхалава Лит.: Sulimirski T. Scythian Antiquities in Western Asia//Artibus Asiae. 1954. N 17; Дьяконов И. М. История Мидии от древн. времен до кон. IV в. до н. э. М.; Л., 1956; Абрамишвили Р. М. К датировке памятников эпохи поздней бронзы и широкого освоения железа из Самтаврского могильника//Вестн. Гос. музея Грузии. Тбилиси, 1957. Т. 19-А, 21-Б; Меликишвили. К истории. 1959; Пиотровский Б. Б. Ванское царство. М., 1959; Погребова М. Н. Иран и Закавказье в раннем железном веке. М., 1977; она же. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М., 1984; Лорткипанидзе О. Д. Наследие Древней Грузии. Тбилиси, 1988; Иванчик А. И. Киммерийцы: Древневост. цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до Р. Х. М., 1996; он же. Киммерийцы и скифы. М., 2001. (Степные народы Евразии; Т. 2). Колхида и Картли (Иверия) В VI в. до Р. Х. на месте исчезнувшей Кулхи (Юж. Колхида) на территории совр. Зап. Грузии сложилось крупное Колхидское царство. Его границы простирались от совр. Туапсе по р. Нигепсухо (древняя Лазика Арриана) до р. Апсар (совр. Чорохи). Античные источники и археологические материалы свидетельствуют о его могуществе и богатстве: Геродот ставит колхов (и восточногруз. племена сасперов) в один ряд с мидийцами и персами (1-я пол. VI в. до Р. Х.). Часть населения Колхиды попала в зависимость от древнеперсид. державы Ахеменидов; по словам Геродота, в V в. до Р. Х. колхи каждые 5 лет посылали в дар персам 100 юношей и 100 девушек, однако уже к концу века, как утверждает Ксенофонт, освободились от дани.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Влахернская стена Влахернская стена Кризис городской жизни К. начался в 542-543 гг., когда на город обрушилась сильнейшая эпидемия чумы, затронувшая также все цивилизованные страны Старого Света ( Procop. Bella. II 22-23; Anecdota. IV 1-3, XVIII 44; Agath. Myr. Hist. V 10; Theoph. Chron. P. 222; Georg. Mon. Chron. P. 641). Мор в К. продолжался 4 месяца, и, по свидетельству Прокопия, в нек-рые дни хоронили более 10 тыс. чел. Кладбища были настолько переполнены, что горожане складывали трупы в городских башнях. Городская жизнь и даже церковные богослужения почти остановились; большинство горожан сидели по домам или бежали из К. Чумой переболел и сам Юстиниан, но остался жив. Масштаб эпидемии и ущерб, ею нанесенный, определить сложно из-за недостатка источников. Однако, если доверять данным Прокопия, то жертвами чумы могло стать до половины населения К. Одним из последствий эпидемии стал голод, вызванный резким падением экономической активности, производства товаров и спроса на них. Неизбежным было также всеобщее обнищание оставшихся в живых горожан, а также финансовый кризис гос-ва, лишившегося сразу значительной части налогоплательщиков. Одной из наиболее тяжелых черт эпидемии был ее циклический характер. С сер. VI по сер. VIII в. волны вымирания продолжали терзать К. и все Средиземноморье каждые 15-25 лет: 2-я волна чумы пришла в К. в 558 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 489; Agath. Myr. Hist. V 3, 10; Theoph. Chron. P. 232; Georg. Mon. Chron. P. 642-643); последние крупные волны эпидемии пришлись на 698 и 746-747 гг. (см. Plague and the End of Antiquity: The Pandemic of 541-750/Ed. L. K. Little. Camb., 2007). После 1-й волны чумы городская жизнь К. во 2-й пол. VI в. нек-рое время продолжалась по-прежнему. Юстиниан не прекратил своих расходов на строительство огромного числа храмов и общественных зданий, но, видимо, из-за сокращения средств мн. крупные проекты уже превратились в долгострои. Так, собор св. Апостолов перестраивался 14 лет, с 536 по 550 г., хотя в 30-х гг. VI в. на возведение новой Св. Софии ушло всего 5 лет. Также затянулся ремонт поврежденного землетрясением купола Св. Софии в 558-563 гг. ( Ioan. Malal. Chron. P. 495; Agath. Myr. Hist. V 9. 3; Theoph. Chron. P. 238).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Отсутствие инвективы Брикция в веронской рукописи указывает на то, что она была вычеркнута из текста до 517 г.; этих подробностей нет и в стихотворном Житии М., написанном во 2-й пол. V в. Павлином из Петрокорики (ныне Перигё). Бабю связывал эту правку с деятельностью Туронского еп. Перпетуя, который, по его мнению, собрал и отредактировал сочинения о М. ( Babut. 1912. P. 304). Пророчество об антихристе есть в веронской рукописи, но о нем не упоминается в стихотворном Житии М., составленном Венанцием Фортунатом . Следов., согласно Бабю, этот фрагмент был изъят из текста между 517 и 575 гг. Однако аргументы, основанные на недостаточно изученной рукописной традиции и на содержании метрических парафразов, являются небесспорными (так, Фортунат упом. об инвективе Брикция). Изъятые фрагменты сохранились в большинстве рукописей италийской «семьи», а во мн. франк. рукописях они восстановлены в конце «Диалогов» ( Delehaye. 1920. P. 17). Скорее всего, эти фрагменты изымались из текста и возвращались в него переписчиками, работавшими независимо друг от друга. Поэтому трудно согласиться с гипотезой Бабю о том, что в «Книге из Арма» сохранилась редакция, отделившаяся от основной традиции ранее 517 г. Как отметил Пиблз, рукописи, близкие к франк. «семье», создавались в Италии. Это позволяет предположить, что редакции текстов продолжали оказывать взаимное влияние друг на друга после VI в. ( Peebles. 1936. P. 17-24, 29-38). Гипотеза Бабю о составлении первоначального «Мартинелла» во 2-й пол. V в., при еп. Перпетуе ( Babut. 1912. P. 302), была поставлена под сомнение И. Делеэ ( Delehaye. 1920. P. 12-15; см. также: Van Dam. 1993. P. 15-16, 308-317). Согласно М. Фильбергу, «Мартинелл», состоявший в основном из стихотворных «титулов» и фрагментов сочинений Григория Турского, был создан не ранее кон. VI в. (в этом сборнике к сочинениям Сульпиция были приложены «титулы», т. н. Символ веры М. и фрагменты «Чудес св. Мартина»). В IX в. в турском скриптории «Мартинелл» был существенно расширен: к нему добавили стихотворные Жития М., написанные Павлином из Петрокорики и Венанцием Фортунатом, более пространные выдержки из сочинений Григория Турского и краткое Житие М., составленное Алкуином.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

архаики. Только с нач. VI в. до Р. Х. во всех столицах кипрских царств окончательно установился культ олимпийских богов, в особенности Зевса (Саламин), Афины (Идалий, Солы, Вуни), Аполлона (Курий) и Афродиты (Пафос, Амафунт). Статуи из святилища Айия-Ирини (Кипрский археологический музей, Никосия) Статуи из святилища Айия-Ирини (Кипрский археологический музей, Никосия) В 560/569 г. до Р. Х. К. был покорен фараоном Амасисом (Яхмосом II). Несмотря на то что господство египтян было непродолжительным, оно сильно отразилось в культурной сфере. Егип. мотивы доминировали во всех областях художественной деятельности (скульптуры сфинксов и богини Хатхор, орнаментальный мотив в виде цветков лотоса и др.). Одновременно на К. проникло влияние ионийского искусства, которое особенно сказалось на кипрской скульптуре. Импортировались греческие вазы, а кипрские бронзовые и глиняные изделия (статуэтки) экспортировались на острова Родос и Самос. Существование тесных связей с Грецией в 1-й пол. VI в. до Р. Х. подтверждает визит на К. афинского законодателя Солона, который, согласно Геродоту, гостил у царя Эпии Филокипра. Солон посоветовал царю перенести свою столицу в более удобное место, и Филокипр построил новый город, названный Солы в честь Солона. Дворец Вуни, воздвигнутый правителями Мария по образцу сир. дворцов, был перестроен во 2-й пол. V в. до Р. Х. в соответствии с принципами греч. архитектуры. После победы Кира II Великого над лидийским царем Крёзом в 546 г. до Р. Х. кипрские цари добровольно признали персид. владычество. Они выплачивали дань персам и участвовали в походах Кира и его сына Камбиза. Сначала персид. иго не было тяжелым и К. поддерживал культурные связи с Грецией. Пока цари регулярно выплачивали дань, они пользовались относительной автономией. Напр., Евельфонт, царь Саламина (ок. 560-525 гг. до Р. Х.) из династии Тевкридов, ввел чеканку собственной серебряной монеты и в 530 г. до Р. Х. предоставил политическое убежище Феретиме, царице Кирены Ливийской. Дарий I (522-486 гг.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

В росписях апсид тема величия И. Х. получила дальнейшее развитие: И. Х.- средовек, как Творец и Владыка мира, изображен в алтарной апсиде стоящим на облаках с величественно поднятой правой рукой (мозаика в ц. святых Космы и Дамиана, Рим), сидящим на троне (мозаика в ц. Сан-Теодоро, Рим) и сидящим на небесной сфере с крестом в руках (мозаика триумфальной арки ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Рим). В одной росписи могут присутствовать одновременно неск. типов изображений И. Х., в т. ч. символических. В ц. Сан-Витале в Равенне в апсиде представлен юный И. Х. со свитком Апокалипсиса, запечатанным 7 печатями, восседающий на сфере в окружении ангелов; на алтарном своде - Агнец в медальоне, к-рый несут ангелы; на вост. арке - в образе мужа-средовека в медальоне, по сторонам также в медальонах изображены апостолы. В ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) медальон с И. Х. (с бородой) находится в центре украшенного камнями креста на фоне звездной сферы. Изображение креста сопровождается литерами и надписями, свидетельствующими, что крест символизирует Самого И. Х.: Α и Ω, ΙΧΘΥΣ, SALUS MUNDI (лат.- спасение мира). Господь Вседержитель. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. До 526 г. Господь Вседержитель. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. До 526 г. В соответствии с новым типом украшения храмов в апсиде вместо триумфальных или символических образов И. Х. помещали изображение Богоматери с Младенцем - стоящей (ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр, 2-я пол.- кон. VI в.) или сидящей на престоле (кафедральная ц. св. Евфразиана в Порече, Хорватия, 543-553; ц. Панагии Канакарии в Литрангоми, Кипр, 2-я четв. VI в.) с 2 архангелами по сторонам. На фреске капеллы 6 из мон-ря св. Аполлона в Бауите, Египет (VI в.), в апсиде представлены обе темы: в конхе помещена триумфальная композиция на основе видений пророков Иезекииля и Исаии - в небесах, усыпанных звездами, с луной и солнцем, И. Х., сидящий на золотом престоле, с раскрытым кодексом с начертанным в нем Трисвятым, окруженный сиянием славы, с символами евангелистов и поклоняющимися ангелами, на стене - Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении апостолов.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Первый текст о Н.- «Деяние о стратилатах» (BHG, N 1349z - 1350k), по жанру относится к прижизненным чудесам (praxeis) и известен в 5 редакциях, 2 из к-рых смешанные. Это произведение было самым популярным текстом о Н. в визант. мире: Г. Анриху были известны 54 греч. списка, переводы на латинский, сирийский и славянский языки. У цитирующего Praxis de stratelatis (по тексту, промежуточному между 2-й и 3-й редакцией) Евстратия К-польского (2-я пол. VI в.) оно называется Житие (βος), что указывает на отсутствие к этому времени полного Жития Н. (вопреки мнению Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 37-46). «Деяние о стратилатах» датируется временем до VI в., когда оно уже считалось достаточно авторитетным, чтобы быть использованным как аргумент в богословском споре. Наименование правителя Мир и Ликии игемоном (γεμν, лат. praeses) во всех редакциях «Деяния о стратилатах» соответствует реалиям константиновской адм. реформы, когда, не позже сер. V в. были разделены надвое диоклетиановские провинции Ликия и Памфилия; вслед за Памфилией наместник Ликии стал называться консуляром (πατικς). Сюжет Praxis de stratelatis также отражает придворные интриги эпохи Константина, позднее малоизвестные: стратилат Вирий Непоциан, consul prior в 336 г., был, по всей видимости, сыном Непоциана, consul posterior 301 г. (PLRE. Vol. 1. P. 624), и отцом Юлия Непоциана, родившегося от Евтропии, сестры Константина Великого, и провозглашенного в 350 г. в Риме августом, что вызывало зависть его конкурента за влияние на императора - Аблабия, выходца из низов, который ставил на своего воспитанника Констанция II и вынужден был уехать на Восток во время триумфа Непоциана (Ibid. P. 3); в следующем году, после гибели префекта Востока Аблабия, др. стратилат, Флавий Урс, стал consul prior. Эти обстоятельства затрудняют попытку отнести Praxis de stratelatis точно к VI в. на основе схожести с законодательством Юстиниана о заступничестве епископов ( Tietz W. San Nicola, Mira e le sue adiacenze in età tardoantica//San Nicola: Splendori d " arte d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006. P. 35-46). Обилие местных топографических деталей и отсутствие к-польских заставляют считать родиной «Деяния о стратилатах» Миры Ликийские: в 3-й редакции «Деяния...» стратилаты даже предстают как первые паломники, отправившиеся к святителю.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

На территории древнего города и окрестностей обнаружены памятники раннеземледельческого (V-IV тыс. до Р. Х.), раннебронзового (IV-III тыс. до Р. Х.), средне- и позднебронзового (1-я пол. II - I тыс. до Р. Х.) периодов; протогородские поселения (VII-VI вв. до Р. Х.); мцхетский акрополь - царская резиденция Армазцихе (Армази, II-V вв.; ныне в 2 км от М.) на горе Багинети на правом берегу р. Кура, часто упоминающийся в летописях; древние районы Великой М. Севсамора (левый берег р. Арагви) и Саркинети; уникальная оборонная система Гартискари (III в. до Р. Х.- V-VI вв.); армазисхевская (Картлисхеви) резиденция и некрополь питиахшей - высших сановников (после царя) Картлийского царства (II-V вв.); поселение ремесленников в Карснисхеви и т. д. Дохристианский период Археологические исследования полностью подтвердили сведения исторических хроник о границах Вел. М.: с запада возвышенности Кодмани и Саркине; с востока гора Зедазени; с севера ущелье Гартискари по правому берегу р. Арагви и зап. склоны горы Зедазени по левому берегу р. Арагви; с юга гора Картли. На каждом из этих направлений были сооружены крепости, к-рые надежно защищали столицу. Две фортификационные системы - Зедазени и Гартискари - археологически изучены. Следы проживания людей на территории города относятся к V-IV тыс. до Р. Х.; интенсивное освоение района началось на рубеже IV-III тыс. до Р. Х., когда сформировались более или менее компактные поселения и образовались сопровождающие их могильники. Более активное освоение территории произошло в среднебронзовый период, позднебронзовую-раннежелезную эпоху, особенно в VIII-VI вв. до Р. Х. Именно в это время появились протогородские поселения, высокого уровня достигли почти все отрасли хозяйства (добыча и обработка бронзы и железа, земледелие, животноводство, дифференцированные отрасли ремесла, торговля); на развитие института частной собственности указывают глиняные печати, найденные в жилых домах поселений данного периода (Самтавро I, Нареквави). Активизация и усиление указанных процессов вызвали определенный демографический взрыв; за ростом населения последовали создание ряда новых поселений и расширение уже существующих, что спустя 2 века привело к возникновению в Картли городов и формированию буд. столицы страны.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010