(26) И ядущие с трапезы его сокрушат его, т.е. соумышленники Трифоновы. И падут силы многие, потому что он, т.е. Трифон, не от семени царского, и рассыплются, потому что, когда Трифон убьет самого Антиоха и воцарится вместо него, тогда войска его рассыплются и оставят его. (27) И оба царя, сердца их на лукавство, и на трапезе единей возглаголют лжу, то есть Антиох и Трифон. Ибо Трифон злоумышляет убить Антиоха; и Антиох опасается Трифона, зная, что он не отец его. И не предуспеют, потому что близко убиение их. (28) И возвратится на свою землю другой Антиох, сын Димитриев. Сердце его на завет святых; сердце Трифона на завет святых, разумею сынов народа святого. (29) И сотворит якоже первая и последняя, потому что Трифон прежде воцарения своего умертвил Ионафана, и по воцарении при Симоне, брате Ионафановом, нанес Иудеям великое поражение. (30) И приидут на него силы Китиеев, и сокрушат его. Против Трифона выступят сто двадцать тысяч Китиеев, которые придут с Антиохом и сокрушат его. Возвратится, и возъярится на завет святый, то есть на первосвященников, управлявших царством. И соумыслит со оставлшими завет святый, то есть примет сторону Иасона и его сообщников, обещавших ему сребра талант триста шестьдесят, и от приходов некиих иных талант восемьдесят (2Мак.4:8). И крепкие востанут от них, то есть от царей и с помощью царей. (31) Осквернят скинию могутства, потому что в святой скинии устроят жертвенник. И преставят жертву, то есть прекратят заклание жертв и хлебы предложения. И дадят мерзость на запустение. Это - Маккавеи, которые придут и истребят мерзость. (32) И востающих на завет погубит, т.е. восстающих на завет с сим рогом, глаголющим великая (Дан.7:20). Людие же, ведуще Бога своего, премогут над врагами своими. Это - Маккавеи. (33) И праведные в народе научат многих, т.е. Маккавеи же. Егда изнемогут в мечи и в пламени, и в пленении, и в разграблении, и претерпят все сии бедствия; тогда (34) поможется им помощию малою. После же малой помощи разделением лукавым разделятся сын с отцом и брат с братом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1085...

—31— знает нравственный закон, но и частные действия человека поставляет в надлежащее к нему отношение; или: b) ложная, заблуждающаяся, когда она неверно понимает нравственный закон и не верно прилагает его к частным действиям и таким образом ложное считает истинным и наоборот. Есть путь, говорит премудрый, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада ( Прит.14:12 ). Приидет час, говорит Иисус Христос ученикам своим, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ( Ин.16:2 ; 1Тим.4:2–4 ; 1Пет.2:12 ) и т.п. В том и другом случае заблуждение не извинительно, когда оно произошло от нашей вины, напр., от невнимания закону (примеры: Ирод Мф.14:9; фарисей Мф.15:3–6). в) По свойству суда, который произносит совесть о поступках наших, она бывает б) ясная, несомненная, когда твердо и решительно говорит, что известное действие хорошо или худо. Не можем, говорили Апостолы, убежденные в истине своего благовествования, не можем, яже видехом и слышахом, не глаголати ( Деян.4:20 ); повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (5:29; Рим.14:22 ; 2Мак.7:20–28 ) б) вероятная, когда только с вероятностью судить о достоинстве поступка; с) сомневающаяся, когда колеблется в своих суждениях о том или другом действии ( Гал.2:11–14 ; 1Кор.8:10 ). По степени своей силы в самой деятельности человека совесть называется нежною, живою, бдящею. Тем же, аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего ( 1Кор.8:13 ; Рим.14:26 ; Мф.26:15; 27:24 ); или, напротив, грубою, дремлющею ( Деян.24:25 ), оскверненною ( Тит.1:15 ), лукавою ( Евр.10:22 ) и сожженною ( 1Тим.4:2 ; ср. Мф.23:25 ). У иных людей она всегда и касательно всех действий обнаруживает свою чувствительность ( Евр.13:18 ), а у других бывает не чувствительна и к самым важным проступкам, так что, иногда кажется, будто они вовсе не имеют совести. —32— г) Совесть по отношению ко времени, в которое совершается нравственное действие, бывает: а) предыдущая, которая еще до совершения поступка говорит, что его должно исполнить, или нет; b) сопутствующая, которая подает свой голос во время самого исполнения или нарушения закона, сопровождает наше действие ясным сознанием его справедливости, или, напротив, сопровождает скорбью, беспокойством, страхом; с) последующая, которая пробуждается в душе человека после совершения какого-либо нравственного действия ( Мф.26:4:5; 27:3 и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) При сличении означающего с означаемым не надобно с излишнею подробностию приискивать для каждого слова притчи соответствующее таинственное значение: потому что некоторые подробности в притчах полагаются только для связи, порядка и полноты повествования 23 . Так в притче о неверном управителе ( Лк.16:1–9 ) представляется этот управитель для подражания не во всех отношениях, изложенных в притче, а только по его благоразумию касательно приобретения себе друзей (ст.9). § 17. Аполог От притчи должно отличать аполог, видение и символ. В апологе, для сообщения людям каких-либо понятий и мыслей, приписываются животным и даже неодушевленным существам действия и свойства, подобные человеческим. Таков аполог Иоафама ( Суд.9:8–15 ) о деревах, которые, составивши совет для избрания себе царя, тщетно просили царствовать над собою маслину, смоковницу и виноградную лозу, и наконец избрали терние. В этом апологе Иоафам изобразил сихемлянам неблагодарность их к Гедеону и дерзость Авимелеха. – Таков же аполог у Пророка Иезекииля (17:1–10) о двух орлах, из коих один посадил виноградную лозу при больших водах; а другой, к которому она простерла свои ветви, чтобы заботился о ней, оставил ее засохнуть. Первый орел означает халдейского царя, который пришел в Иерусалим, взял в Вавилон царя Иехонию и вельмож иудейских, а царем в Иерусалиме поставил Седекию. Другой орел означает египетского Фараона; в надежде на него, Седекия отложился от халдейского царя, который, огорчившись таким вероломством, пришел опять в Иерусалим, взял Седекию и разрушил царство его (ст.11–24). § 18. Видение В видении Дух Божий сообщает людям понятия и мысли о каких-либо предметах посредством особенных некоторых образов, постигаемых или одним умом, или и внешними чувствами, притом или во сне, или в бодрственном состоянии. Таковы сновидения: Иосифа о будущем его достоинстве ( Быт.37:5–11 ); Навуходоносора о четырех царствах, имевших последовать одно за другим, и царстве божественном вечном ( Дан.2:1,28–45 ); – видения: орехового жезла ( Иер.1:11 ), изображавшего бдение Господне над словесы своими, еже сотворити я (ст.12); поджигаемого коноба (ст.13), знаменовавшего беды, от севера угрожавшие Иерусалиму (ст.14 и 15); двух кошниц смокв полных и сухих (24:1–3), означавших лучшую участь переселенных иудеев (ст.4–7) пред оставшимися в земле своей (ст.8–10); войск, сражавшихся в воздухе в течении почти сорока дней и предвещавших Иерусалиму бедствия ( 2Мак.5:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

99 Пред Паремьей Прокимен: ( Пс.27 ) Спаси, Господи люди твоя и благослови достояние твое, всего лучше применяется к молитвенному стону убиваемого Авеля. Когда в простоте и братской любви обращавшийся с Каином внезапно смертельным ударом поражен был Авель: то напитанный верою в будущего Спасителя и в верных Им спасаемых, верою в которого приносил и жертву во спасение свое и всех верных, какие и о чем воздыхания мог излить умирающий Авель, как не молитвенные воздыхания о том, чтобы Господь спас люди своя от вражеского истребления и благословил достояние свое умножением и распространением на земле рода праведного. При чем стих: к Тебе, Господи, взываю, Боже мой, действительно выражает как бы последний молитвенный вздох, с которым вместе Авель испустил дыхание свое. Таковая молитва о спасении рода праведного в устах умирающего Авеля, может иметь туже силу и знание, как и молитва в устах побиваемого каменьем первомученика: Господи не постави им греха сего ( Деян.7:60 ). Если Прок.: Спаси Господи, люди твоя, по ближайшему применению к Паремье, есть молитвенный вопль умирающего Авеля о спасении рода праведных: то Прок, по прочтении Паремьи ( Пс.28 ): Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром, есть совершенный ответ о исполнении оной молитвы умирающего праведника, которого кровь вопиет, не об отмщении токмо, но и о помиловании ( Евр.12:24 ; 2Мак.8:3 ). Кто же делает такой верный ответ на молитву убиенного праведника. Без сомнения наблюдающий пути Божии в том отношении, в каком мы рассматриваем оные в Паремье. Тот же наблюдатель, имея в виду отделение благочестивого племени Сифова, именуемого Сынами Божиими, от нечестивого племени Каинова, в после прокимном стихе, возбуждает их приносить Господу жертву хвалы уст, жертву исповедания сердца, жертву благоугождения непорочностью жизни и дел: принесите Господеви сынове Божии. 101 Пред Паремьей Прокимен ( Пс.29 ): К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся, при грозном возвещении горя за беззакония, чувствующий себя подлежащим и виновности и казни пред Богом, обращаясь к Богу, в преданности говорит: Господи, когда коснется меня наказательная рука Твоя; то я к Тебе буду взывать о прощении моих неправд и к Тебе, Богу моему, молиться о избавлении от наказания; и, чувствуя внутреннее прикосновение милости и избавления, выражает в стихе хвалебное чувство благодарности: вознесу, – превозношу Тебя, Господи, что поднял меня из уничижения греховного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Бог называется Вседержителем потому, что Он все содержит в Своей силе и в Своей воле. Все сотворено Богом и не может существовать без Него: «В начале сотворил Бог небо и землю « ( Быт.1:1 ). «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения мира не нуждался в исходном материале. «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). Побуждением и целью творения является блаженство твари и слава Божия. Бог дает твари «все обиль­но для наслаждения» ( 2Тим.6:17). Ангелы В Символе веры под наименованием невидимых надо понимать невидимый, или духовный мир ангелов. Ангелы – служебные духи, бесплотные, одаренные умом, свободной волей и могуществом. Слово «Ангел (γγελος)» означает «вестник», «по­сланник» и указывает на исполняемое служение. Бог посылает их возве­щать Свою волю . Ангелы изображаются в виде крылатых юношей-воинов, что символизирует их могущество, легкость и быстроту, с которой они исполняют волю Божию. Изображение ангелов в виде пухлых детей с крылышками неканонично и не подтверждается Священным Преданием. Целью бытия Ангелов является достижение совершенства и бла­женства. У каждого из нас есть Ангелы-Хранители. Господь сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». ( Мф.18:10 ). Бытие злых духов Свщ. Писание говорит, что все сотворено «очень хорошо» ( Быт.1:31 ). Но в мире существует зло — состояние воли, отвернувшейся от Бога. Злые существа — бесы — обольщают людей и внушают им ложные мысли и злые желания. Бесы это ангелы , « не сохранившие данной им власти, и оставившие свое жилище; Бог стережет их в вечном мраке в цепях ада для суда великого Дня» ( Иуд.1:6 ). Изначально сотворенные добрыми, бесы из гордости нарушили долг совершенного повиновения Богу, отпали от Него и стали злыми. Главой бесов является диавол, сатана — « человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

В древнем ветхозаветном мире, сообразно с общечеловеческим сознанием ненормальности духовной жизни человека на земле, не могло быть светлых и отрадных представлений и о загробной участи человека. Печальный тон воззрений на загробную жизнь, свойственный религиям языческим, слышится и в богооткровенной религии евреев, с тем только различием, что в этой последней религии печаль не безотрадна, грусть смягчается твёрдой надеждой на изменение скорбной участи умерших лучшим будущим через имеющее быть искупление (например, Иов.19:25–27 ; 2Мак.7:9 ). Господь Иисус Христос, пришедший на землю, по Его собственным словам, «не нарушить закон, а исполнить» ( Мф.5:17 ), Своим словом, делом и примером подтвердил истинность веры ветхозаветного человечества в бессмертие за гробом. Видимая смерть, по учению Спасителя, не есть уничтожение жизни, а есть только прекращение жизни души в теле. «Не бойтесь убивающих тело, ободрял Спаситель будущих страдальцев за веру, души (они) не могут убить» ( Мф.10:28 ). Душа, как образ Божий, бессмертна, и «Бог не есть Бог мёртвых, а Бог живых ( Мф.22:32 ). Как бы в доказательство действительности самостоятельного личного бытия души за гробом, Господь воскрешает мёртвых (сына Наинской вдовы, дочь Иаира, Лазаря) и, наконец, воскресает Сам, как Высочайший для человека Пример истинной жизни ( 1Кор.15:20 ). Соответственно двум главным направлениям земной жизни человека в сторону добра или зла, и характер загробной жизни людей в учении Евангелия определяется не одинаково для всех людей: с одной стороны, для душ грешных людей загробная жизнь в Новом Завете изображается, как состояние, сходное с печальным томлением обитателей преисподней в ветхозаветное время и даже как состояние худшее последних для тех, кто, подобно евангельскому богачу, в своём жестокосердии забывает об обязанностях к ближним, или кто, подобно евангельским фарисеям, гордо противится истине; с другой стороны, для душ праведных людей, поборников истины, подобных апостолам, страдальцев жизни, подобных бедному Лазарю, загробная жизнь изображается, как время истинной радости и блаженства в обителях Отца Небесного ( Ин.14:2 ) вместе с верным Авраамом ( Лк.16:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Вечный Бог существовал прежде, нежели создана Им вселенная. От начала вызывались роды, т. е., все живущее во вселенной, Вечным, который есть первый и последний ( Ис.41:4 ). «Эту веру еврейского народа в создание мира творческим могуществом Божьим со всей ясностью выражает одна из позднейших по времени явления не канонических книг Ветхого Завета, употребляя при этом выражение, согласное с новозаветным апостольским: века устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое ( Евр. 11:3 ) и весьма близкое, если не тождественное с нашей нынешней догматической формулой идеи творения: от не сущих (ξ οκ δντων 124 ) сотвори сия Бог ( 2Мак.7:28 125 ). Правда, подобное выражение находится и у Филона, у которого оно имеет дуалистически–пантеистический смысл. Под именем μ δντα у него сообразно с платоническими воззрением разумеется материя, которая, как бытие пассивное, называется полубытием или бытием не в собственном смысле слова, «не сущим» по сравнению с бытием Бога – первоблага, который есть δντως ν, т. е. по истине сущий 126 . Но в устах матери Маккавеев, возбуждавшей этими словами своего сына на мученический подвиг за отечественную веру, не могли они иметь смысла, близкого к языческому учению. Это было бы противно и цели, с какой они приводятся писателем книги. Да и самое выражение, употребленное в книге Маккавеев, не вполне тождественно с выражением платоническим.  κ δντα и μ δντα с точки зрения филологической не одно и тоже по смыслу. Μ δντα – небытие в смысле условном, т. е. по сравнению с другим бытием, истинно сущим, активным, как это и разумели Платон и Филон, а οκ δντα – совершенное небытие, безусловное несуществование, ничто. Имея в виду также отвергнуть, или, по крайней мере, ослабить значение этого совершенно своеобразного библейского воззрение на происхождение мира, рационалисты другого рода если и оставляют за ним тот смысл, какой придает ему христианская догматика, то вместе с тем находят в нем простое антропоморфное представление, сложившееся по аналогии с произведениями самого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Впрочем, если рассматривать слово «когда» или «прежде» (создания мира) не как хронологический указатель, а как иносказание, такой вопрос ставить можно, и вот, к примеру, как ответил на него св. Григорий Богослов : «…поскольку Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? Она созерцала вожделенную светлость Своей доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества... Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим » с. 17–18 ]. Далее. Как самобытный , Бог не был обусловлен необходимостью творить мир (как самобытный, Он вообще не обусловлен никем и ничем по Своему бытию). Как всеблаженный , Бог не испытывал (и, конечно же, никогда не испытывает) ни малейшей неудовлетворенности от Своего бытия. При этом, будучи всеблагим , Он возжелал, чтобы причастников Его неисчерпаемых благ, пользователей Его благами было много: Он сотворил мир по благости: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» ( Пс.144:9 ). Будучи всеведущим и премудрым , Бог от вечности знал, как именно Он будет творить мир: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ); «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» ( Сир.23:29 ). Выражаясь адаптированным под наше разумение языком, Бог от вечности созерцал мир (и в мельчайших деталях, и в целом) в едином, простом, всесовершенном, вневременном акте созерцания. Как всемогущий , Бог, реализуя Свои замыслы о творении мира, не нуждался в изначальном исходном субстрате, подобно тому, как художник, создавая картину, нуждается в холсте (доске, бумаге и т. п.) и красках, а строитель, возводя здание, в стройматериалах. Бог сотворил мир из ничего ( 2Мак.7:28 ); «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Творение мира не привнесло в Бога ни малейших изменений, скажем, подобно тому, как в процессе работы над созданием произведения его автор приобретает дополнительный опыт, или подобно тому, как по завершении этой работы он начинает испытывать дополнительные эмоции, дополнительные чувства. Бог – неизменяемый , всегда Себе тождественен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

выражение «из ничего» встречается только в неканонической второй книге Маккавеев, где мать ободряет своих сыновей словами: «...посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). 50 Милн Б. Наръчник по систематично богословие. Рус. пер.: Справочник по систематическому богословию. София, 1996. C. 80. 51 Hawking S. God Particle Could Wipe Out the Universe//CNet URL: 52 Cobb J. B. Jr., Griffin D. R. Process Theology: An Introductory Exposition. Philadelphia (PA), 1976. P. 65. Цит. по: Ериксън М. Християнско богословие. София, 2000. С. 373. 53 Heidegger M. Being and Time. New York (NY), 1962. Цит. по: Ериксън М. Християнско богословие. С. 373. 56 Dodds M. J. Top Down, Bottom Up or Inside Out? Retrieving Aristotelian Cau­sality in Contemporary Science//University of Notre Dame. URL: http://maritain.nd.edu/jmc/ti/dodds.htm. 57 Шефър Х. Учените и техните богове. Рус. пер.: Ученые и их боги//harta-bg. info. URL: 58 Если налицо только протон и электрон, сцепленные в простейший атом – атом водорода, то в зависимости от своей энергии электрон может расположиться на любой из s, p d или f орбиталей. Как хорошо известно, они расположены в семи энергетических слоях, каждый из которых обладает определенной формой, размерами и направленностью. Это говорит о том, что протоны в ядрах запрограммированы так, чтобы структурировать пространство электронной оболочки атомов. (Некоторые ученые считают, что структурирование пространства является свойством самого электромагнитного взаимодействия, но даже если допустить подобную версию, то следовало бы задаться вопросом: почему такое структурирование не наблюдается при гравитационном взаимодействии?!) подобным образом можно рассуждать и в отношении атомных ядер. Четыре взаимодействия, которые действуют здесь одновременно, создают настолько сложную картину, что невозможно решить аналитически даже задачу о двух частицах. Но все же давайте предположим, что в какой-нибудь из бесчисленных Вселенных образовалось стабильное атомное ядро. Если к нему, однако, добавить новый нуклон, то оно немедленно разбалансируется. в таком случае, каждый химический элемент (соответственно изотоп) должен обладать строго запрограмированным состоянием ядра для соответствующего количества частиц и переходить к нему автоматически.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Еврейская традиция, библейская традиция настаивает на том, что Господь сотворил мир из ничего. Прямое утверждение о том, что Бог творит мир из ничего, содержится в тексте гораздо более позднем, чем Книга Бытия. Это вторая книга Маккавейская, историческая хроника, где рассказывается о том, как народ Израиля боролся с греческими завоевателями. Был такой царь Антиох IV, который арестовал семерых братьев из благочестивой семьи. Один за другим братья эти были казнены за свой отказ поклоняться ложным богам, а мать поддерживала их и утешала. Когда пришел черед последнего сына принять мученическую смерть, тогда мать сказала ему на родном языке: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» ( 2Мак 7.28 ). Это удивительная ситуация. Посмотрите: вот перед нами человек, которому предстоит умереть, младший из этих семи братьев, видимо, совсем юноша, мальчик, и перед нами мать, которая потеряла шестерых своих детей, и ей предстоит расстаться с последним. Что они могут сказать друг другу в этой ситуации пограничной, на пороге смерти, на пороге разлуки? Она говорит ему: «Посмотри на небо и землю, увидь эту красоту, это богатство и вспомни о том, что Господь все это сотворил из ничего». Это созерцание непостижимого могущества Божия, видение Бога, Который создал весь мир из ничего, должно укреплять перед лицом смерти. Человек понимает, что если Бог сделал это, то для него нет ничего невозможного, и умереть с таким Богом, ради Него не так страшно. Это действительно великое утешение. Когда совершается Божественная Литургия, священник произносит во время Евхаристического канона такие слова: «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и царство Твое даровал еси будущее». Мы приносим свое благодарение Богу прежде всего за то, что Он сотворил мир и сотворил нас. Он привел нас из небытия в радость и красоту настоящей жизни. Быть, просто быть – это уже означает прикоснуться к славе Божией, это означает быть не чуждым его милости, потому что ничто на белом свете не существует без воли Божией и без Его любви.

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010