Во всей судьбе Израиля, как «народа Божия и Его вечного удела» ( 2Мак. 1: 26, 14:15 ), он видит постоянное участие милосердого Господа, Который никогда не даст восторжествовать язычникам над народом завета. После тяжелых испытаний и бедствий Господь опять соберет от поднебесной свой народ в святое место и призрит на угнетенных, чтобы язычники познали имя Господа Израилева ( 2Мак. 2:18. 1:27 ); тогда будут открыты великие святыни Израиля – скиния, ковчег и жертвенник кадильный ( 2Мак. 2:5–7 ); всех же угнетающих и обижающих Израиля Господь покарает великими бедствиями ( 2Мак. 1:28 ). Занятый эсхатологическими идеями, писатель 2 Маккавейской книги особенно часто говорит о воскресении мертвых ( 2Мак. 7:9, 7:23. 12:43 ), при чем под этим воскресением он разумеет полное восстановление тела для вечной жизни ( 2Мак. 7:11 ): но для отступников от Бога и великих грешников, по его верованию, не будет воскресения в жизнь ( 2Мак. 7:14 ); даже согрешившие сыны Израиля нуждаются в разрешении от грехов и умилостивительной жертве для приобретения права на участие в блаженстве после воскресения ( 2Мак. 12:44–45 ). Прямых указаний на личность Мессии во 2 Маккавейской книге нет. Интерес представляет здесь ожидание доброго ангела с небес ко спасению Израиля и на страх и трепет врагам ( 2Мак. 11:6; 15:23 ); хотя употребленные здесь выражения и наводят на мысль о Мессии, однако нужно скорее думать, что речь идет здесь об ангеле-покровителе Израиля, так как автор очень часто говорит о вмешательстве небесных сил в судьбу Израиля ( 2Мак. 3: 24–26; 5:2–4 и далее). Первое место в ряду апокрифических произведений по своей важности для изучаемого вопроса должны занять подложные апокалипсисы, в которых речь идет главным образом и даже почти исключительно о последней судьбе мира и человека, а также о царстве Мессии, которое по представлению иудеев того времени должно наступить при конце этого мира. Обилие апокалипсисов, даже сохранившихся до нашего времени, указывает на то, что псевдо-эпиграфы подобного рода сделались у иудеев около времен Иисуса Христа излюбленной формой литературных произведений; это объясняется отчасти тем, что апокалипсическая форма открывала авторам свободу высказывать с полною откровенностью заветные думы и чаяния по эсхатологическим вопросам, так сильно занимавшим мысль тогдашнего иудея; при владычестве чужеземцев и даже в правление собственных недостойных царей было крайне рискованно выражать в письменности без всяких прикровенностей свою накипевшую злобу против притеснителей иудейского народа и свои утешительные мечты о восстановлении рода Давидова и открытии всемирного мессианского царства, в котором иудеи сделаются владыками над всеми иноземными и иноверными народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Иуда Маккавей из Первой книги не может быть в хороших отношениях с Никанором, пускай даже на короткое время. Для Иуды Маккавея из второй книги – это возможно, и даже, в контексте всего текста книги, выглядит органично. Различаются книги в отношении к Богу. Неправильно будет сказать, что в 1-й книге Маккавеев присутствует идея Богооставленности иудейского народа. Но там постоянно встречаются указания на то, что время пророков прошло и теперь связь человека с Богом осуществляется только через молитву: «и была великая скорбь в Израиле, какой не бывало с того дня, как не видно стало у них пророка» ( 1Мак.9:27 ), или: «иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником навек, доколе восстанет Пророк верный» ( 1Мак.14:41 ). Защищать от язычников нужно тору, храм, отеческие обычаи. О защите Бога напрямую, не через защиту храма, ничего не говорится. Для 2-й книги Маккавеев участие Бога в судьбе его народа не подлежит сомнению, и иудеи борются именно за Бога. Поражает также количество вариантов наименований Бога, используемое в книге: Повелитель, Владыка, Властелин мира, Царь царей, Святой всякого освящения, Господь Живой и т. д. Во 2-й книге Маккавейской говорится о сотворении мира из ничего, о вере иудеев издревле в воскресение мёртвых ( 2Мак.7:12,44–25,14:44–46 ) и о загробном воздаянии ( 2Мак.6:26 ). Описываются молитвы умерших святых за живых ( 2Мак.15:12–17 ) и живых за умерших ( 2Мак.12:39–45 ). Кроме того, в книге объясняется значение мученических подвигов ( 2Мак.6:18–7:41 ), приводятся примеры непоколебимой веры и надежды на Бога ( 2Мак.1:8–29, 2:17, 3:15, 22, 33–35, 8:18, 27 ) и явного наказания беззаконников ( 2Мак.5:7–10, 9:5–28, 13:6–8, 15:32–35 ). 1.9.2. Авторство. Имя автора книги неизвестно, но есть несколько версий, кем и откуда он был. По одной из версий, он был александрийским иудеем, на что указывает изящество его греческого языка. По другой, он был из Палестины и даже из Иерусалима. Об этом свидетельствует связь автора с иерусалимским храмом, восторженные выражения о нем: «Святейший во всей земле храм» ( 2Мак.5:15 ). Так не мог писать о храме иудей из Египта, привыкший жить без храмового культа. Также свидетельствует о палестинском происхождении автора его хорошее знакомство с историей Палестины и отношениями евреев с соседними народами (см.: 2Мак.13:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Он потерпел поражение, но чрез 13 лет усилился. Некоторые иудеи поддерживали Антиоха. И «мышци юга» т. е. полководцы Египта не могли противостоять ему. 17–19 ст. Антиох обручил дочь свою Клеопатру за царя юга, надеясь взять Египет хитростью, но замысел его не удался. Антиох Великий погиб, будучи пред тем побежден некиим вождем (Луцием Сципионом, братом Сципиона Африканскаго). 20 ст. Селевк Филопатор послал в Палестину Илиодора с попыткой ограбить храм. 21. Презренный брат Филопатора – Антиох Епифан. 22 etc. Антиох Епифан хитростью устранил сына Селевка Димитрия. Он – потом – поднял руку свою на вождя завета, на представителей богоизбранного народа. Он действовал лестью и коварством. 25–27 ст. смотрите 1Мак.1:16 . 28 ст. – 2Мак.1:20–24 . 29–30 Антиох пошел в Египет, но – по рассказу Ливия и Юстина – Попилий Лен угрозой вернул его в Сирию. Корабли Киттимские – корабли римские (землею Киттим обозначаются Македония и Италия). 30–31 ст. С досады Антиох осквернил Палестину, при содействии отступников, он прекратил богослужение и поставил статую Юпитера 35 . 32–35 – см. 1Мак.1:11–15 ; 1Мак.1:24–32 ; 1Мак.1:54 ; 1Мак.2:16–48 ; 2Мак.5:13 . 2Мак.6:2 ; 2Мак.6:7–11 ; 2Мак.9 главу. Антиох, как известно, скончался пораженный от Бога страшною болезнью. 31-й и 36-й стихи 11-й главы Даниила подтверждают понимание 9–14 и 23–26 стихов 8-й главы непосредственно по отношению к Антиоху Епифану. 12-я глава книги прор. Даниила Как уже мы говорили выше, апокалиптическое пророчество книги пророка Даниила имеет типологический характер. Подобно тому, как Господь Спаситель в 24-й главе евангелия от Матфея говоря о разрушении Иерусалима, предсказывает имеющее быть при кончине мира, так и пророк Даниил, созерцая откровение о последних временах Еврейского народа, видит и то, что имеет быть при кончине мира 36 . 1 ст. Михаил – один из покровителей дорогого для пророка народа Еврейского. По связи с предыдущей главой речь идет о тяжком периоде времен Антиоха Епифана и скорби при конце мира (ср. Мф.24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

( 2Мак.12 гл.). Конечно, «могло быть два соименника», но много в этом «невероятного», а «очень вероятно», что одно лицо разумеется, только спутанно излагается история его (Гроций, Эвальд, Вернсдорф, Гримм и др.). Очень подозрительны громадные цифры войск: 9 тысяч ( 2Мак.8:24 ), 20 тысяч (8:20), 20 тысяч (40:31), 12 тысяч (11:11), 10 тысяч, 30 тысяч (12:23), 25 тысяч (12:26) «и еще 25 тысяч» (12:28) и т. п. Озеро в 2 стадии «наполнено кровью» (12:19). И вообще исторических погрешностей в этой книге, в значительном числе происшедших от заметного желания и самого Иасона и его «сократителя» прославить еврейский народ, чрезвычайно много во всех отношениях. С этой стороны достаточно кажется прочитать две-три главы, чтобы убедиться в суетности католических попыток доказать непоколебимый исторический авторитет ее. Трудно поверить повествованию о том, что Иеремия «повелел следовать за ним скинии и ковчегу, когда он всходил на гору (Нево)… и пришед туда, нашел пещеру, и внес туда скинию, ковчег, жертвенник кадильный» ( 2Мак.2:4–5 )… Много и других подобных повествований здесь есть, осужденных еще некогда митр. Арсением (3:25–26; 5:1–3; 10:29–30…). Но далеко несправедливо было бы все повествования книги отвергать. Много в них и истинных сказаний. Например, прославляемое Православной Церковью с давнего времени, мученичество Елеазара, семи братьев и матери их Соломонии (6:18–7:42), должно признать исторически достоверным. И многие другие повествования, стоящие в согласии с 1 Мак. книгою и древними историческими свидетельствами, должны пользоваться полным доверием. Но, согласно вышеупомянутому 85 апостольскому правилу, как «чтимая и святая», рассматриваемая книга имеет значение преимущественно нравоучительное и вероучительное. Христианские богословы обращали внимание на учение этой книги о творении мира «из ничего – εξ ουκ o υτν» – 7( Ориген . О началах. 11, 1. 5. Com. in Iohan. Ι, с. 18). Затем, здесь очень ясно раскрывается учение о воскресении мертвых и древняя вера в него иудеев ( 2Мак.7 гл.; 12:44–45; 14:44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и на землю, и, видя все, что на них познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих, и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» ( 2Мак.7:28–29 ). Надежда воскресения связывается здесь с силой Божией, которую Он явил в творении мира и человечества. Созданные Богом и убитые Его врагами за послушание Ему и Его закону однажды найдут защиту – Бог вернет Своим мученикам то, что царь забрал у них в истязаниях. Подобная идея выражена в 2Мак.14:37–46 , в истории мученической смерти некоего Разиса, одного из старейших Иерусалима, ожидавшего восстановления своего тела в воскресении. В конце этого рассказа Разис вырывает у себя внутренности и, взяв их руками, бросает в толпу, «моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание» ( 2Мак.14:46 ). Это понимание воскресения как возвещения или пробуждения от сна присутствовало также в 49-й и 50-й главах Второй книги Варуха. Написанная в последней четверти первого век по Р.Х. несколькими ортодоксальными иудеями, эта книга также известна как Сирийский Апокалипсис Варуха, так как сохранилась в сирийском варианте. Наиболее важный для наших целей отрывок – 49:1–50:2, в котором говорится о природе воскресшего тела. Варух спрашивает Всемогущего: «В каком виде будут жить живущие в Твоем дне? Или как будет продолжаться величие тех, кто будет после того времени? Воспримут они нынешний образ и вид заблудших членов, которые сейчас подвержены злу и в которых развилось зло или желаешь Ты, быть может, изменить эти вещи, бывшие в мире, как и сам мир?» (49:1–3). Всемогущий отвечает ему: «Вот слово, Варух, и напиши в памятование твоего сердца все, что ты услышишь. Ибо земля тогда несомненно восстановит умерших, которых сейчас принимает, чтобы сохранить их. Не будет никакого изменения в их форме, но как она приняла, так и восстановит их, и как Я определил их к этому, так она восстановить их» (50:1–2) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Канонические и неканонические книги. В ветхозаветной части православных изданий Священного Писания принято выделять канонические и неканонические книги. В русских изданиях к неканоническим относятся одиннадцать книг: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги и неканонические вставки: Молитва Манисии, царя иудейского ( 2Пар.36:24 ), 151 псалом, песнь трех отроков в книге Даниила ( Дан.3:24–90 ), повествование о Сусанне ( Дан.13 ), история о Виле и Драконе ( Дан.14 ) и сирийское окончание книги Иова ( Иов.42:18 ). Если сравнить издания разных поместных православных церквей, то можно заметить разницу в списках неканонических книг Ветхого Завета. Так, в греческой Библии обычно отсутствует 3-я книга Ездры, хотя первые две имеются. Зато там есть 4 Маккавейская, которой нет в русской Библии. Название канонические книг указывает, что эти книги богодухновенны. Статус неканонических книг в Библии определить труднее. Из названия видно, что они небогодухновенны. Обычно о них говорится, что хотя они и «написаны благочестивыми мужами, но небогодухновенны и потому не могут служить во всем своем содержании неизменным правилом веры и нравственности и определениями Церкви не внесены в список священных богодухновенных книг» 138 . В то же время они признаются стоящими выше всех прочих небогодухновенных книг. Неканонические книги, во-первых, ценны как неисчерпаемый источник премудрости. Именно поэтому множество ветхозаветных паремий, читаемых за богослужением, взяты из неканонических книг Премудрости. Во-вторых, неканонические книги Премудрости содержат такие высокие нравственные критерии взаимоотношения человека с Богом и ближним, что они могут быть поставлены на один уровень с евангельскими заповедями (например, Сир.7:31–39; 8:1–22 ). Кроме этого, Православная Церковь в определении своего вероучения нередко опирается на неканонические книги Ветхого Завета наряду с каноническими. Например, вопрос о поминовении усопших напрямую зависит от текста неканонических книг ( 2Мак.12:43 ; Тов.4:16 ; Сир.7:36; 38:23 ), или утверждение о сотворении мира из ничего (ex nihilo, 2Мак.7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Судя по тексту, автор так видел дальнейшее развитие событий: в скором времени возобновится война между Антиохом Эпифаном и Птолемеем VI, при этом Антиох пройдёт походом через Иудею, завладеет Египтом, а также, по-видимому, Ливией и Эфиопией. Какие-то военные осложнения, либо восстания на востоке и севере его державы заставят его покинуть Египет, но во время остановки в Иудее он умрет или будет убит (7:11), но не людьми (8:25), а по приговору «Божьих судей» (7:26). После этого наступит вечное царство Израиля, обладающего мировой гегемонией (7:14, 27). В действительности же нового (третьего) похода Антиоха в Египет не состоялось; в 165 г. царь воевал с Арменией, а в 164 г. направился в Сузиану (Элемаиду), по возвращении из которой в 163 г. заболел и скончался в районе Экбатан ( 1Мак. 3:37; 6:1–16 ; 2Мак. 9:3–28 ), по сообщению Аппиана, «от истощения» (Сирийские дела, 66). Среди евреев, естественно, укрепилось мнение, что Антиох был наказан смертью Богом Израилевым ( 2Мак. 9:5 ; Иосиф Флавий. Древности, XII 9.1), тогда как греки думали, что его постигла месть богини Артемиды Элемаидской (Нанайи). См.: Полибий. Всеобщая история, 31.11. Иероним Блаженный связывал «слухи с востока и севера» с восстаниями в Армении и Месопотамии, и где-то там же помещал «гору преславного святилища» (Толкование на пророка Даниила, 11:44–45; док-т 33а). Некоторые современные комментаторы полагают, что слова «между Морем и горою преславного святилища» указывают на Персидский залив и храм Нанайи в Сузах, который пытался ограбить Антиох незадолго до своей смерти. См.: La Bible, 1981. Мнение такое не убедительно. Во-первых, трудно представить, чтобы столь непримиримый к языческим культам автор Книги Даниила мог назвать храм Нанайи «преславным святилищем» (конечно же, он говорил о Иерусалимском храме!); во-вторых, Антиох скончался все же не в Сузах, а на обратном пути из Элемаиды. Следовательно, стихи 40–45 не есть продолжение пророчества post eventum; в этих стихах автор действительно пытается предсказать ближайшее будущее, – правда, неудачно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Здесь изложен очень ясный пример и дано историческое доказательство молитвы умерших за живых: видение Иеремии и Онии, молившихся за иудеев (15:12–17). Ориген обращал внимание и цитировал это место (Com. in Iohan. t. XIII). Здесь же дан первый исторический пример действенности молитвы живых за умерших (12:39–45). Здесь представлено много примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющей надеющихся людей ( 2Мак.1:8–29; 2:17; 3:15, 22, 33–35; 8:18, 27 ). Много поучительных примеров и явного Божия наказания грешников, например Иасона (5:7–10), Епифана (9:5–28), Менелая (13:6–8), Никанора (15:32–35). Особенно же, как выше замечено, прославленное всеми древними православными отцами Церкви и позднейшими проповедниками и внесенное Православной Церковью в ежегодное церковное воспоминание (1 августа) мученичество Елеазара, семи отроков и их матери ( 2Мак.6:18–7:42 ) – на все времена останется для всех борцов за истинную веру чтением, воодушевляющим на их мученичество. По мнению бл. Августина «все три Маккавейские книги внесены в канон (западной церкви) главным образом по нахождению в них высоконазидательного повествования о мученичестве за веру в истинного Бога семи братьев Маккавеев» (О граде Божией. Кн. 18, гл. 36). Св. Киприан Карфагенский много раз в поучение и для воодушевления христиан цитирует седьмую же главу (Ер. LXVI. Testim. adv. Iud. 1, 2). Особенно же прославляют описанные в этой главе подвиги Иоанн Златоуст , Григорий Богослов и Ефрем Сирин , в своих «Похвальных словах Маккавеям». Позднее: Иоанн Дамаскин и Косма Майумский в принятых Православной Церковью песнопениях воспевают их подвиги. Эта книга написана на греческом языке и сохранилась в оригинальном тексте, преимущественно в александрийском списке и в Венетском кодексе перевода LXX; а в ватиканском и синайском списках нет ее. В некоторых списках Лукиановой рецензии 19, 62, 64, 93) находится эта книга, хотя с корректурами. Существует древний сирский перевод при Пешито, но сделанный свободно. В Вульгате этой книги нет и католическими богословами она не всегда обозревается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Кроме этого, Православная Церковь в определении своего вероучения нередко опирается на неканонические книги Ветхого Завета наряду с каноническими. Например, вопрос о поминовении усопших напрямую зависит от текста неканонических книг ( 2Мак.12:43 ; Товит 4:16 ; Сир.7:36; 38:23 ), или утверждение о сотворении мира из ничего (ex nihilo, 2Мак.7:28 ). Так же неканонические книги — Маккавейские и 3 Ездр.ы — являются источником исторических сведений об истории богоизбранного народа перед пришествием в мир Сына Божия. Христианские мученики первых веков вдохновлялись на подвиг примером мучеников Маккавейских, о которых повествует 2я книга Маккавейская. 1.4. Апокрифы Ветхого Завета Слово «апокриф» (πκρφος [апóкрифос] — «скрытый, сокровенный») употребляется в библеистике в 2х значениях: 1) Протестанты так называют неканонические книги; 2) Православная Церковь, как и Католическая, называет так книги, которые никогда не считались ни каноническими, ни неканоническими. Часто апокрифы подписаны именами персонажей ветхозаветной истории, поэтому их можно назвать «псевдоэпиграфами», т. е. ложно подписанными. Апокрифы по своему содержанию чаще всего являются книгами видений. Поскольку иудеи были убеждены, что период пророчества кончился, то авторы откровений и видений приписывали свои произведения древним патриархам или пророкам или объявляли себя людьми, которым дано объяснить истинный смысл тех мест Библии, которые, по их мнению, указывали на «конец дней». Периодом «конца дней», по мнению авторов, являлось время, в котором они жили. Большое значение в связи с этим придаётся в апокрифах вопросу о пришествии Мессии. Наиболее крупные ветхозаветные апокрифы — это книга Еноха и книга Юбилеев. Первая из этих книг является эсхатологическим рассказом о том, что открылось Еноху на небесах, когда «Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Во второй приводятся рассуждение о предопределённости всего сущего, изложенное в виде диалога между ангелом и Моисеем на горе Синай. Так же очень известны «Заветы двенадцати патриархов» — предсмертные наставления, которые даёт своим детям каждый из сыновей Иакова. Во фрагменте 2:6–5:3 рассказывается о том, как Левий взошёл сквозь небеса к престолу Божьему и узнал тайны, которые он должен был объявить людям. Во время небесного путешествия Левия ангел отвечал на его вопросы об увиденном на небе. 1.5. Разделение книг в каноне

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

до н. э., либо 36 г. до н. э., либо 25 г. н. э. Ни одна из этих дат близко не совпадает с годом гибели «помазанного вождя» Онии II (171 г. до н. э.), что свидетельствует о приблизительности, условности хронологии автора Книги Даниила. 141 Последующие поколения евреев относили это пророчество к разрушению Иерусалима Титом в 70 г. н. э. (Иосиф Флавий. Древности, X 11.7). 142 РСП: «… народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». 143 В 1Мак. 1:54  «мерзость запустения» касается храмового жертвенника, в  2Мак. 6:1–11 уточняется, что Антиох IV повелел иудеям приносить «идольские жертвы», а по рассказу Иосифа Флавия Антиох IV самолично заклал на алтаре свинью и тем самым осквернил Иерусалимский храм (Древности, XII 5.4). Кроме того, под «мерзостью» современники могли понимать статую Зевса Олимпийского, установленную в Святая святых Храма ( 2Мак. 6:2 ?). Среди исследователей очень популярна версия, что еврейское выражение DC17C (шиккуц мешомем – «мерзость запустения») есть уничижительная переделка термина ECt? J? C (Ба " ал шамем – «Господь небесный»), – сирийского названия Зевса. См.: Collins, 1984. Р. 357; Мень, 1981. С. 186. Любопытно, что в Сив 3:34 «мерзостью каменной» называется статуя какого-то языческого бога. Однако евангелисты, говоря о «мерзости запустения, реченной через пророка Даниила», относили её в будущее время и, по всей видимости, разумели разрушение Иерусалимского храма ( Мф 24:15 ; Мк. 13:14 ), либо захватившие и осквернившие Храм чужеземные войска. Иоанн Златоуст , Феофилакт и  Евфимий Зигабенск ий считали, что это статуя Тита, завоевавшего город. По мнению же Иринея, Ипполита и Иеронима «мерзость запустения» – это не кто иной, как Антихрист (см. док-ты 22, 24а-б, 33а). 144 Септ, и Феод.: «и до скончания [времен] будет продолжаться запустение»; ЦСП: и даже до СКОНЧАНТА времене дастсА НА итЛтЬше; РСП: «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Эту фразу Книги Даниила следует воспринимать в свете стиха перво – Исаии. 10:23: ркп» 5 Пр2 пир ЛТЛ» «jpK Л5ППМ if» «С – «ибо определенное истребление совершит Господь Саваоф во всей земле» (см. также 28:22). Последнее семилетье бедствий, вероятно, следует исчислять с момента гибели «помазанного вождя» Онии III – с 171 г. и до 164 г. до н. э. Половина последней седмины падает на 167 г. до н. э., год осквернения Иерусалимского храма Антиохом IV Эпифаном.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010