Творческий дар, роднящий человека с его Творцом, дар, которого лишены даже ангелы, есть великая прерогатива человека. Однако, если Бог творит из ничего, как сказано в Библии:  посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего  ( 2Мак. 7, 28 ), то человек, созданный по подобию своего Творца, творит несуществующие до того в мире образы, однако не из совершенного небытия, а вызывая их к жизни из некоего умопостигаемого мира и давая им бытие в мире эмпирическом. Поэтому творить — не значит «отражать» реальность, это значит вызывать к бытию новое, и потому творение — это всегдашний «риск нового» 337 . С этой мистикой творчества знакомы не только предшественники и последователи святителя Григория Паламы, но и великие христианские художники. Рассматривая вопрос об образе Божием в человеке, многие из святых отцов понимали его как нечто субстанциальное, вложенное в человеческое существо, что придавало этому образу характер некоего полученного от Бога отпечатка, неизменного оттиска в глубине человеческой природы. Святитель Григорий Палама усмотрел в образе Божием, заложенном в человеке, движущую силу, наделённую способностью к возрастанию и одарённую свободой. При таком взгляде «образ Божий принял значение порыва человека куда-то ввысь, из рамок детерминированных законов природы, стремления к Творцу, давшему и ему быть творцом. В человеке, в его духовной сущности открываются те черты, которые его наиболее роднят с Творцом, то есть творческие способности и дарования. Человеку дано творить, правда не из ничего, как творит Сам Создатель, но всё же творить нечто до него не бывшее» 338 . Итак, образ Божий в человеке есть нечто, что человеку надо в себе раскрыть. Ему даны силы и власть, разум и свобода для осуществления Божественного замысла о нём, раскрытие в мире того, что было о нём решено ещё в Предвечном Совете, идеально указано ему и вложено в его существо, хотя и не дано в некоем готовом виде, то есть не предопределено по причине сохранения человеческой свободы. Талант — дар Божий

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

2Мак.1:28 . Покарай насилующих и обижающих с превозношением. 2Мак.1:29 . Насади народ Твой на месте Твоем святом, как сказал Моисей». 2Мак.1:30 . Жрецы же воспевали песнопения. 2Мак.1:31 .И когда сгорело жертвенное, тогда оставшеюся водою Неемиия велел полить большие камни. 2Мак.1:32 . Но как только это сделано было, вспыхнуло пламя: но жаром, сиявшим от жертвенника, было поглощено. 2Мак.1:33 . Когда же известно стало это дело, и поведано было царю Персов, что в том месте, где огонь скрыли переселенные жрецы, явилась вода после того, как и бывшие около Неемии заклали жертву: 2Мак.1:34 . тогда царь, по изследовании дела, поставив тут ограду, сделал капище. 2Мак.1:35 . И к кому благоволил царь, тем раздавал многие дары, которые сам получал. 2Мак.1:36 . Прозвали же сие бывшие около Неемии Нефтар, что значит, очищение. А многие называют то Неффаи. Глава 2 2Мак.2:1 . Обретается же в записках, что Иеремия пророк повелел переселившимся взять огонь: что показано выше [Смотри гл. 1, ст. 19]; 2Мак.2:2 . и что сей пророк, вручив переселенцам закон (Моисея), внушал им, чтобы они не забывали повелений Господа, и не прельщались бы помыслами, смотря на идолов золотых и серебрянных, и на украшение около них. 2Мак.2:3 . Говоря и другое подобное, он умолял их не отдалить закон от сердца своего. 2Мак.2:4 . Было в писании и то: как скинии и ковчегу повелел сей пророк, по данному ему прорицанию, следовать за ним. Когда же он отправился на гору, с которой Моисей, взошедши, видел наследие Божие [Разумей гору Нево за Иорданом. С вершины ея Моисей видел обетованную землю, названную здесь наследием Божиим]; 2Мак.2:5 . тогда, прибыв, Иеремия нашел дом пещерный, и внес туда скинию и ковчег и жертвенник фимиама, и загородил двор. 2Мак.2:6 . И пришедши некоторые из спутников его, чтобы обозначить путь туда, не могли найти его. 2Мак.2:7 . Когда же Иеремия узнал о сем, то попрекнув им сказал, что неизвестно будет место сие, пока не соберет Бог сонм народа, и милостив будет. 2Мак.2:8 . И тогда Господь укажет оная, и явится слава Господа и облако, как при Моисее являлось то и другое, как и Соломон, просил, чтобы место (храм) освятилось торжественно

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.7:25 . Но так как юноша нисколько не поддавался; то царь, призвав мать, убеждал ее, чтобы она посоветовала мальчику сберечь себя. 2Мак.7:26 . После многих убеждений его, она вызвалась будто бы уговорить сына. 2Мак.7:27 . Но наклонившись к нему, и посмеясь над лютым мучителем, так говорила отечественным языком: сын, пожалей меня, во чреве носившую тебя девять месяцев, и молоком питавшую тебя года три, и вскормившую тебя, и выростившую в возраст сей и воспитавшую. 2Мак.7:28 . Умоляю тебя, чадо: воззри ты на небо и землю, и видя все сущее на них познай, что из ничего сотворил сие Бог, и что так произошел и род человеческий. 2Мак.7:29 . Не бойся этого палача, но став достойным братьев твоих, прими смерть, да по милости Божией опять получу тебя с братьями твоими. 2Мак.7:30 . Когда она еще говорила, юноша сказал: кого вы ожидаете? я не слушаю повеления царя, а слушаю повеления того закона, который дан отцам нашим чрез Моисея. 2Мак.7:31 . Ты же, изобретатель всякаго озлобления для евреев, не убежишь от рук Бога. 2Мак.7:32 . Ибо мы за грехи свои страдаем. 2Мак.7:33 . Если же для прещения и вразумления Живый Господь и прогневался на нас кратковременно; то Он опять примирится с рабами своими: 2Мак.7:34 . Ты же, нечестивый и всех людей сквернейший, не возносись суетно, кичась неясными надеждами, и подняв руку на чад небесных. 2Мак.7:35 . Ибо ты еще не избежал суда Вседержителя Всевидца Бога. 2Мак.7:36 . Наши братья, претерпев ныне краткое мучение, очутились под Божиим заветом вечной жизни: а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение. 2Мак.7:37 . Я же, как братья мои, и тело и душу предаю за отеческие законы, моля Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты после пыток и поражений исповедал, что только один Он есть Бог, 2Мак.7:38 . и чтобы на мне и на братьях моих остановился гнев Вседержителя, праведно наведенный на весь род наш. 2Мак.7:39 . Тогда царь, став разъяренным, поступил с ним гораздо хуже, чем с прочими, горько перенося посмеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.6:28 . а юным оставлю доблестный пример на то, чтобы решительно и доблестно умирать за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение. 2Мак.6:29 . Тогда и те, которые вели его, изменили прежнюю пред сим благосклонность к нему в неблагосклонность вышесказанныя слова, кои сочли они за безумие, 2Мак.6:30 . Долженствуя же скончаться от ран, он возстенав, сказал Господу, святый разум имеющему, явно, что могши избавиться от смерти, терплю жестокия страдания тела, будучи бичуем, но душею сладко страдаю, по благоговению пред Ним. 2Мак.6:31 . И таким образом он преставился, не только юным, и всем в народе его оставив смерть свою, как образец доблести и памятник добродетели. Глава 7 2Мак.7:1 . Случилось же, что седмь братьев с матерью их были взяты, и принуждаемые царем есть недозволенное свиное мясо были терзаемы бичами и ремнями. 2Мак.7:2 . Один же из них, став первенствовать в слове, сказал: что намерен ты спрашивать и вызнать от нас? Ибо мы готовы скорее умереть, нежели преступить отеческие законы. 2Мак.7:3 . Тогда царь, будучи разгневан, приказал раскалить сковороды и котлы; 2Мак.7:4 . Когда же они были немедленно раскалены, повелел у первенствовавшаго в слове за них отрезать язык, и у ободраннаго отсекать крайние члены в виду прочих братьев и матери; 2Мак.7:5 . а сделавшагося уже совершенно увечьем приказал отвести к костру, еще дышущего, и жарить на сковороде. Когда же от сковороды пошел сильный пар, они вместе с матерью увещали друг друга умереть доблестно, говоря так: 2Мак.7:6 . Господь Бог зрит, и по истине нами утешается, как выразил Моисей в той песни, которая упрекает израильтян в лице, говоря: «и рабами своими утешится» [ Втор. 32, 36 ]. 2Мак.7:7 . Когда таким образом преставился первый, вывели на поругание втораго, и содравши с головы кожу с волосами, спрашивали: будешь ли есть, а не то, истерзаем тело по частям? 2Мак.7:8 . Он же, ответив отечественным языком, сказал: ни. За это и сей по ряду принял мучение, как первый. 2Мак.7:9 . Быв же при последнем издыхании сказал: ты, губитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за законы Его, в вечное обновление жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

30 . Царь Антиох расхитил с Менелаем, предателем закона и отечества, сосуды и вещи храма и 1800 талантов ( 2Мак.5:21 ). 31 . Царь приказал осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, и принуждать иудеев не жить по законам Божиим ( 2Мак.6:12 ). 32 . Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные ( 2Мак.6:34 ). 33 . Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем ( 2Мак.6:6 ). 34 . С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса ( 2Мак.6:7 ). 35 . Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей; и за это, привесив к сосцам их младенцев и пред народом проведя по городу, низвергли их со стены ( 2Мак.6:10 ). 36 . Елеазара принуждали есть свиное мясо, и он пошел на мучения, говоря: Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти ( 2Мак.6:1826 ). 37 . А юным оставлю добрый пример – охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы ( 2Мак.6:28 ). 38 . Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним ( 2Мак.6:30 ). 39 . Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами ( 2Мак.7:1 ). 40 . Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы. Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы ( 2Мак.7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

– «Училище по обычаю языческому» – γυμνσιον, гимназия, т. е. плац для гимнастических упражнений, состязаний и игр юношей, – украшенный портиками и с местами для зрителей. Устройством такого училища надеялись нанести вернейший удар Моисеевой религии, воспитав совершенно новое поколение юношей в духе языческом. 1Мак.1:15 . и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло. «Установили у себя необрезание…» Мысль подлинника несколько иная: «сделали себе крайние плоти», частью – новой хирургической операцией, частью – другими более простыми средствами замаскировали знак обрезания, чтобы при обнажении на гимнастических играх не вызывать насмешек необрезанных. – «Отступили от Святаго завета…» Обрезание было знаком этого завета, поэтому – его прекращение, и тем более уничтожение знаков его на теле являлось открытым разрушением завета, совершенным отказом от него, отступничеством. – «Соединились с язычниками …» – ζεχθησαν τ. εθ. – точнее: «впряглись в ярмо язычников» – восприняв языческие убеждения и обычаи. – «Продались, чтобы делать зло…», – т. е. стали невольными рабами греха – выражение, буквально повторяющее 3Цар.21:20 , где Илия говорит Ахаву: «ты продался тому, чтобы делать зло…» – ππρασαι ποισαι τ πονηρν… (ср. Рим.7:14 и д.). Насколько все это находило себе сочувствия в народе, видно из 2Мак.4:13–17 . 1Мак.1:16 . Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, предпринял воцариться над Египтом, чтобы царствовать над двумя царствами, 1Мак.1:16–28 : Разграбление храма и кровопролитие, произведенное в Иерусалиме Антиохом, подробнее описывается во 2Мак.5:1–23 . Это злое дело учинил он при возвращении с удачного для него похода на Египет ( 1Мак.1:19 ). Это был второй его поход ( 2Мак.5:1 ) туда, состоявшийся ( 1Мак.1:20 ) в 143 году эры Селевк., т. е. осенью 170 г. до Р. Х. – «Когда Антиох увидел, что царство укрепилось…» Это укрепление состояло в том, что был устранен Илиодор, узурпировавший трон после умерщвления Селевка, – затем, Антиох получил от Рима официальное признание царем, хотя прямым наследником престола приходился, собственно, сын Селевка Димитрий, только что отправившийся заложником в Рим, вместо Антиоха; – наконец, на основании одной заметки у блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Гл. I). Благочестивый обычай молитвенного призывания Ангелов существовал еще Ветхозаветных Евреев ( Быт.48:17 ; Иов.5:1 ). В священных книгах Ветхого и Нового Заветов находятся многочисленные свидетельства о том, что св. Ангелы принимают самое близкое участие в жизни людей и различным образом проявляют свою заботу о благе и спасении человека. Так, они молятся за людей пред Богом ( Тов.12:12–13 ; Зах.1:12–13 ; Дан.10:12–13 ; Апок.8:3–4 ); охраняют и укрепляют их в опасностях ( Пс.90:11, 33:8 ; Евр.1:14 ; Исх.14:19–20, 23:20, 32:34 ; Суд.6:14 ; 3Цар.19:5 ; Дан.6:22 ; Тов.5:22, 5:4–9 ); дают благие советы и наставления ( Тов.6:11–18 ; Деян.8:26, 10:3–6 ; Мф.28:5–7 ); помогают благочестивым людям в борьбе со врагами ( Исх.14:19–20 ; Нав.5:14 ; Чис.22:22–35 ; 4Цар.6:17, 19:35 ; 2Мак.10:29–30, 11:8 ); избавляют их от несчастий и бедствий ( Быт.19:1–23 ; Тов.6:4–6, 8:3 ; Дан.3:49–50, 6:22 ; Мф.2:13 ; Деян.5:19, 12:7–11 ); утешают в скорбях ( Быт.16:7–12, 21:17–18 ; Суд.6:12–14 ; Тов.11:1–12 ; Лк.22 : 43; Деян.27:23–24 ) и оказывают многие другие благодеяния людям ( Быт.18:1–15, 22:11–12, 28:12 ; Дан.10:11 ; Лк.1:11–20, 26–38, 2:9–14 ; Мф.4:11 ; Лк.24:4–7 ; Деян.1:10–11 ; Мф.18:10 ; Лк.16:22 ; Апок.12:7; 7:2–3; 20:1–2 ) (475 а –480 б ). Вследствие этого вполне справедливо молитвенное призывание св. Ангелов и почитание их со стороны людей (480 б –481 а ). (Гл. II). Православный догмат о призывании святых угодников Божиих имет за себя следующие основания. Во-первых, св. Писание свидетельствует о добрых делах или заслугах святых ( Быт.26:3–5, 24 ; Исх.3:6 ; Исх.32:12–13 ; 3Цар.11:11–13 ; 4Цар.20:6 ; Дан.3:34–35 ; Пс.131:1–10 ; 3Цар.15:4–5 ) и их молитвах пред Богом ( Иер.15:1 ; 2Мак.15:12–16 ; Вар.3:4 ; 2Пет.1:13–15 ; Апок.5:8; 6:10 ; Лк.16:27–28 ), как о великих посредствах, чрез которые Бог оказывал бесчисленные благодеяния людям (481 б –486 а ). (Гл. III). Во-вторых, соборы православной церкви – вселенские и поместные – ясно утвердили православное учение о почитании святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Первый говорит о книге Моисея, в которой заключались пророчества о бедствиях иудеев во время плена ( Дан.9:11, 13 ­­ Лев.26 ; Втор.28 ); второй о законе, данном Богом Моисею на горе Хориве ( Мал.4:3 ). Согласно предписаниям Пятикнижия Малахия порицает небрежность священников при жертвоприношении ( Мал.1:7–8 ­­ Лев.1:10; 3:6; 6:27 ), вспоминает описанный Моисеем «завет Господень с Левием» ( Мал.2:4–5 ­­ Втор.33:9–10 ). Вообще все пророческое богословие основывается на Пятикнижии Моисея и составляет во многом прояснение и раскрытие теократической истории Израиля, предначертанной в пророческих речах Моисея ( Лев.26 гл.; Втор.28–32 глл.). Так, все ветхозаветные писатели основываются на Пятикнижии Моисея и в своих писаниях руководятся им как законом. Жизнь еврейского народа в их очах должна быть исполнением того же закона, а нарушение последнего считается источником тех бед, которые возвещены в пророчествах Моисея и постигали евреев в различное время их жизни. Послепленные священные историки вавилонский плен рассматривают как время «празднования Палестиной своих суббот», возвещенное Моисеем ( 2Пар.33 ­­ Лев.26:43 ). Книги Паралипоменон, Ездры и Неемии наполнены свидетельствами о «законе» и писаниях Моисея ( 1Езд.3:2; 6:18, 22; 7:6 ; 1Пар.14:2; 29:21–22 ; 2Пар.23:18–35; 25 и мн. др.). Согласно свидетельству ветхозаветных канонических книг, неканонические также ссылаются на Пятикнижие Моисея и его законы, историю и пророчества ( Сир.44–45 глл.; 1Мак.2:26, 51–54 ; 2Мак.2 гл.; Прем.10 гл.; Иудифь.5:10; 8:26–28 ; Тов.1:7–8 ; Вар.2:2 ). Иосиф Флавий (Прот. Апп. 1, 8) и Филон (Vita Moysis. III, 3) признавали все Пятикнижие писанием Моисея. Александр Полигистор, Евполем и Гекатей замечали в своих историях, что по верованию иудеев Моисей написал иудейскую историю и законы. В талмуде все Пятикнижие называется законом Моисея. Моисей называется великим ученым писателем Израиля (Sota. 13b; Baba Batra. 14b). Он написал свою книгу и историю Валаама, придав через это изречениям Валаама пророчески-богодухновенный характер (Baba Batra.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Какою мерою мерите, такой и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). «Взявшие меч, мечем и погибнут» ( Мф.26:52 ). «Может ли кто взять огонь за пазуху, чтобы не прогорало платье его? Может ли кто ходить по горящим углям, чтобы не обжечь ног своих?» ( Прит.6:27, 28 ). «Кто чем согрешает, тот тем и наказывается» ( Прем.11:17 ). «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Осия 8,7). «Кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор.9:6 ). «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ). Значит, «не Бог — творец зла» (преп. Иоанн Лествичник ). «Он никого не искушает злом» (Так.1:13). Поэтому, если мы несчастны и страдаем, то сами виновники этого: «мы страдаем за грехи свои» ( Дан.3:28 ; 2Мак.7:32 ). Тут действие непреложного закона обратного действия. Случается то, что должно случиться, как результат нарушения известного закона. «Возьмите, — говорит один из публицистов, — раскаленное железо голыми руками и вы получите ожоги. Произойдет то, что должно было произойти от естественного проявления закона природы». Так и в нравственной жизни. Несчастье, страдание, горе — все те же ожоги своего рода, расплата за нарушение нами тех или иных законов. Об этом мудром, благодетельном законе говорят и наука, и повседневный опыт, и все истинные христиане. В деятельности вселенной, в ее жизни, все тесно связано одно с другим. Каждое действие — результат предшествующего действия. Научная аксиома: угол падения равен углу отражения. Камень, брошенный вверх, непременно упадет вниз. Таков закон вещей в природе. Получается непрерывная цепь причин и действий: в сем и заключается жизнь мира. Из опыта же мы знаем: «не рой другому яму, сам в нее попадешь»; «как аукнется, так и откликнется»; «отольются волку овечьи слезки». Каково же значение нашего страдания? Слово Божие говорит: «Оно для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в святости Бога» ( Евр.12:10 ). «Голод, и язва, и скорбь, и теснота посланы, как бичи для исправления» (3Ездры.16:20). «Скорби — лучшие уроки» ( Евр.12:6 ) как педагогическая мера.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

По подобие на обществените молитви в Стария Завет, Църквата извършва в различни часове на деня и време от годината богослужения по определен начин – съобразно указанията и чинопоследованията в богослужебните книги. Според Устава (Типика) основните богослужения от денонощния кръг са вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часове и Св. Евхаристия (Литургия), а при особени случаи Църквата извършва и всенощни бдения (вкл. литии), както и обредите водосвет, молебен, опело на починал, панихида, петохлебие. Извън речника: Православното богослужение. Богохулство (гр. blasphemia) (Мат. 9:3; 26:65; Марк 2:7; 7:22; 14:64 ; Лук. 5:21 ; Иоан. 10:33,36 ; 1Тим 1:20 ; Откр. 13:1,5 , Лев. 24:11–16 , Иов 2:9 ) – всички оскърбителни или непочтителни думи, действия или намерения по отношение на Бога и светините, в т.ч. към Св. Троица, Божието име, Божия промисъл, Св. Богородица и светиите, съзнателното отхвърляне на Божието откровение. Обикновено богохулството се свързва със съзнателното кощунство или поругание на светините. Сред Божия народ само един богохулник е достатъчен, за да оскверни цялата община. Ето защо по Мойсеевия закон хулителя на името Господне наказвали със смърт: извеждали го извън пределите на града и го убивали с камъни ( Лев. 24:11,15–16 , ср. Изх 20:7; 22:27; 3Цар 21:13 , 3Езд 14:24 ). Бог не оставя неотмъстено оскверняването на Името Му (най-често от езичниците, вж. Пс. 88:51 следв., 4Цар 19:4 следв.; 16:22; Йов 1:18, 2Мак. 8:4; 9:28; 10:34 ; Дан. 7:8,25; 11:36 ). Затова Божият народ бил длъжен сам да не предизвиква езичниците към богохулство ( Иез. 36:20 , Ис. 52:5 ). В Мат. 9:2–3 книжниците смятали за богохулство дори опитът за вършене на Божието дело и да се говори от Божие име. Юдеите обвинили Господ Иисус Христос за това, че наричал Себе Си Божи Син ( Иоан 8:49–59; 10:31–36 ) и затова го осъдили на смърт ( Марк 14:64 и следв.; Иоан 19:7 ), безчестили Го и Го обсипвали на Кръста с хули ( Марк 15:29 и следв.). Ако те правели това поради непознаване на Богочовека и «понеже не знаят, що правят», то този им грях могло да бъде простен (Мат. 12:32, Лук. 23:34 ). Но те приписвали знаменията, които Иисус извършвал не на Божия Дух, а на бесовския княз Веелзевула (Мат. 12:24,28 и следв.). Отхвърляйки съзнателно Божието откровение, те извършвали най-тежкия, непростим грях на хулата към Светия Дух (Мат. 12:31, Мк 3:28–30 ), по думите на Спасителя: «всеки грях и хула ще се прости на човеците; но хулата против Духа няма да се прости на човеците; и ако някой каже дума против Сина Човечески, ще му се прости; но ако някой каже против Духа Светаго, няма да му се прости ни на този, ни на онзи свят» (Мат. 12:31–32, също Марк 3:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010