Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) Анналистическая работа в Хильдесхайме, при кафедральном соборе, начинается ок. 975 г. и продолжается без видимых перерывов до 1043 г. Это – так называемые «Большие хильдесхаймские анналы», которые как таковые не сохранились, но легли в основу целого ряда продолжений, в том числе и собственно «Хильдесхаймских анналов». Последние были начаты в 1020–1030-е гг. в хильдесхаймском монастыре св. Михаила, доведены до 994 г. и затем возобновлены только в конце 1060-х гг.; на этот раз был описан период с 1000 по 1040 г. Лакуну с 995 по 999 г. заполнили чуть позже, но также на основе «Больших хильдесхаймских анналов». Тем не менее, большинство известий о Руси (фрагменты 2, 3) оказались добавлениями хильдесхаймских историографов св. Михаила и не имеют параллелей в других памятниках, возникших с использованием «Больших хильдесхаймских анналов». «Анналы» сохранились в рукописи, вероятно, являющейся оригиналом (cod. Parisiensis 6114). Издания: Ann. Hild. 1878. Переводы: На немецкий язык: Ann. Hild. 1941; на русский язык: Свердлов 1. С. 111 (только сведения, касающиеся Руси). Литература: Tradelius 1936; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 41–44; 3. S. RFHMAe 1. P. 290–291. 1. Смерть Людольфа 462 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тем, кто над ним насмехался. 959. Аббат Хаганон оставил свой пост 463 .] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали 464 . Послы папы Иоанна зовут короля Оттона на помощь против короля Адальберта 465 . 962. Папа с благодарностью принимает короля и венчает его августом 466 .] (Ann. Hild. 1878. Р 21–22) 2.       992. Король Оттон 467 с сильным войском снова подошел к Бранденбургу (Brenanburg) 468 ; прибыл к нему и баварский герцог (dux Baiariorum) Генрих 469 , а также чешский князь (Boemanorum princeps) Болеслав (Bolizlao) 470 [явился] на помощь королю с бесчисленным войском. Болеслав же, сын Мéшка (Misacho) 471 , не имея никакой возможности лично прийти к господину королю, так как ему угрожала большая война с Русью (Rusciani) 472 , [проявил] ему довольно верности, прислав в распоряжение короля своих воинов 473 . Но господин король, доверившись добрым обещаниям славян (Sclavi) и не желая действовать против воли своих князей, снова даровал им мир и двинулся оттуда на родину; но они, по обыкновению, во всем солгали 474 . [Смерть епископа Гердага 475 на обратном пути из Рима. Умер Мешко, которому наследовал сын Болеслав 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. Епархиальная организация § 47. Древнерусская епархия и ее органы 460 В древней Руси епархии обыкновенно совпадали или стремились к совпадению с обособившимися в политическом отношении частями русской земли 461 . Некоторые из епископов пользовались титулом архиепископов и особыми отличиями в одежде, но ни с титулом 462 , ни с упомянутыми отличиями не соединялось никаких особых прав, которых бы не имели другие епископы, с точки зрения церковного устройства. Епископы посвящали в духовные должности, освящали церкви лично или через уполномоченных, а также посредством посылки антиминса, осуществляли право надзора и суда большей частью через своих доверенных лиц, служивших вспомогательными органами при епископах, иногда лично и непосредственно, и притом в последнем случае частью оставаясь в месте своей резиденции, частью визитируя или объезжая епархию; иногда созывали все епархиальное духовенство на собор 463 . Что касается вспомогательных органов епархиальных архиереев, то первоначально епархиальный строй должен был основываться на канонических правилах, в силу которых только лица, принадлежащие к клиру, могли занимать разные церковные должности. Применительно к организации византийских епархий, в которых епископы пользовались советом пресвитериума и услугами отдельных его членов, в особенности хартофилакса, а также по аналогии со строем западно-католических диэцезов, в которых при епископе действовали капитул и архидьякон, в русских епархиях епископскими вспомогательными органами по управлению и суду были: 1) клирос, т. е. совокупность духовных лиц кафедральной епископской церкви, и 2) наместник. Последний был главным представителем епископа в области администрации и суда. Члены первого, клирошане, служили по разным поручениям епископа, в качестве его уполномоченных, в совокупности же своей представляли корпорацию, которая могла служить епископу своим советом 464 . Как члены клироса, так и наместник были первоначально духовными лицами. Но к концу XIV и в XV в. епархиальный строй подвергся важным переменам, благодаря проникновению в церковное устройство светского элемента, в лице светских служилых людей архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Приложение 5 (к разделу 6.2.2) Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения» 461 Священному Собору Православной российской Церкви Докладчики: Евлогий, архиепископ Волынский Проф. И.А. Карабинов Проф. Б.А. Тураев Соб(орный) Сов(ет). 12/25 II 462 (Передано на рассмотрение Совещания епископов) 463 Совершение богослужения в современной Русской Церкви страдает многими важными недостатками, причиняющими существенный вред делу Православия и вызывающими справедливые порицания и осуждение. Главнейшими из таких недостатков являются произвольные изменения порядка и состава богослужения (сокращения, вставки и т.п.), а также небрежность в его исполнении. Причины этих недостатков разнообразны. В них повинны часто и совершители богослужения, не всегда достаточно знакомые с Церковным Уставом и часто не обладающие надлежащим пониманием богослужения и развитым литургическим вкусом. Часть вины затем лежит и на молящихся, слабая ревность коих нередко побуждает исполнителей богослужения поступаться строгостью уставных предписаний. Наконец, некоторый повод для перечисленных недочетов дает и самый строй нашего богослужения: его Устав не всегда и не во всем подходит к условиям современной жизни, равно как и некоторые другие стороны нашего богослужения нуждаются в пересмотре и исправлениях. Сознавая ея средоточия, Отдел находит возможным предложить Священному Собору следующий план и меры к упорядочению нашего богослужения: А. Рядовое богослужение 1.      Заповедуемый нашим Церковным Уставом богослужебный строй хотя и образовался в окончательном виде в монастырях православного Востока, но его основой послужили богослужебные обычаи соборных храмов Иерусалима и Константинополя, вследствие чего и этот Устав не может быть признан чисто монашеским произведением. 2.      Как свод богослужебных преданий двух виднейших Церквей православного Востока и как произведение многовекового богослужебного опыта, действующий Церковный Устав должен быть сохраняем в качестве высшей нормы нашего богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Беседа 9. О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры. И о благой ревности души. И о том, что, если естественным образом направляет душа ревность свою, не остается в человеке никакого телесного побуждения. 450 1 . Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И все, кто жаждут дарования, не боятся искушений. 451 И тот, кто твердо верует, 452 что перст 453 управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен. 2 . Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека в радости и уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны и просвещают очи. 454 3 . Оно 455 советует человеку, говоря: «Не беспокойся, ибо не оставлено творение на произвол 456 и не по своей воле движется оно; есть у него Путеводитель, Который не дремлет и не спит; 457 и не забывает Он ни о какой твари». 458 4 . Суетные помыслы 459 и неведение подобным животному делают человека, лишая его веры, 460 беспокоя ум его и наполняя его призраками рассеянных помыслов. Ибо отсутствие веры лишает человека 461 истинного знания о Боге 462 и того доверия к Нему, которое должен он иметь на всякое мгновение. 5 . Во времена этих искушений, когда так помрачен человек, он должен пасть на лицо свое в молитве и не вставать до тех пор, пока не придут к нему с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной вере. У Того, Кто дал жизни движение и душе дыхание, сила не столь мала, чтобы человек не мог ощутить ее и насладиться ею. Да будет поклоняем Тот, Кто переменами в Своем действовании возбуждает нас к познанию Его, так чтобы мы умудрились относительно Его и в благополучных обстоятельствах и в испытаниях. 463 6 . Когда сокровенный и всесильный перст возбудит в человеке то святое побуждение к вере, которое внезапно воссиявает изнутри его в то время, когда человек находится в опасности, тотчас кажется ему, если можно так выразиться, будто тысяча вооруженных людей окружает его и охраняет его; ибо немедленно множество 464 свидетельств возбуждается внутри него, которые суть дивные и благие помыслы: они свидетельствуют о помощи Бога человеку , сколь близок и сколь прилеплен он к Нему ночью и днем, так что нет уже для него нужды бояться ни человека, ни демонов, ни дикого зверя, ни пресмыкающегося. Ибо когда прилепляемся мы к Богу крепкой любовью, 465 все они служат к нашей пользе и ни в чём не вредят нам; напротив, пребывают они в полном умиротворении в нашем присутствии, как служители воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЧЕ II царь Албании Кавказской (444-463) из династии младших Аршакидов, сын Есуагена и сестры шаханшаха Йездигерда II. Построил новую столицу Албании г. Партав (совр. Барда) на правобережье Куры. Перенесение культурно-политического центра страны из древней столицы Капалак (Кабала) (на левобережье Куры) было связано с частыми нашествиями тюркоязычных кочевников. Правление В. ознаменовано антиперсид. народно-освободительным движением - восстанием народов Армении, Грузии, Албании (450-451), возглавленным арм. полководцем Варданом Мамиконяном , а также антиперсид. движением в Албании (457-463), к-рое поднял и возглавил сам В. Причинами, побудившими народы Албании, Грузии и Армении к антиперсид. выступлениям, были религ., экономический и политический гнет. Шаханшахи из династии Сасанидов стремились добиться культурной ассимиляции албанов, армян и грузин путем искоренения христианства и насильственного обращения в маздеизм. Эта политика привела к тому, что народы кавказских стран вместе поднялись на защиту христ. веры и восстали против персид. гнета. После подавления Сасанидами восстания 450-451 гг. албан. царь В. возглавил крупное движение всего албан. народа против Сасанидов и отрекся от зороастризма , к-рый он вынужден был принять по принуждению в 450 г. В 457 г. албан. повстанцы захватили проходы Чола (Дербента) и в союзе с маскутами и 11 «царями» народов Б. Кавказа 2 года вели успешные военные действия против персид. войск, вторгшихся в Албанию. Неоднократные попытки персов начать переговоры с В. оказались тщетными. Тогда персы за большую плату призвали на помощь гуннов-оногуров, к-рые вторглись в Албанию через Аланские ворота (Дар-и-алан, Дарьял) и в 462 г. начали длительную борьбу с албанами ( Каганкат. I 10; Егишэ. VII). Оногуры в течение года безуспешно сражались с албан. царем. Только в 463 г. восстание было жестоко подавлено. В., отрекшись от престола, испросил у шаханшаха Пероза разрешение на оставление за ним наследственного удела. Царская власть в Албании была упразднена; в течение последующих 30 лет страной правил персид. наместник (марзпан).

http://pravenc.ru/text/149967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ И АНАСТАСИЯ ВАСИЛЕВСКИЕ (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в.?), прав. (пам. 26 мая). Место и время подвигов святых установить затруднительно из-за скудости сохранившихся сведений. В «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.) сказано: «Святый и праведный Гавриил и святая и праведная Анастасия, сестра бысть по плоти святому Гавриилу, Василевские чудотворцы» (С. 205). В нек-рых списках «Описания» время жизни святых обозначено условно под 7000 (1492) г. Со ссылкой на «древлеписменные месяцесловы» Г. и А. В. упоминаются как князь и княгиня «града Василева» в «Месяцеслове» и в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (1807-1811; ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 13 об., 349-349 об.). Архиеп. Димитрий (Самбикин) предположительно отождествлял «град Василев» с г. Васильсурском (Василем, в 170 км от Н. Новгорода), основанным 1 сент. 1523 г., во время похода вел. кн. московского Василия III Иоанновича на Казань. Если это предположение верно, то время жизни святых можно отнести приблизительно ко 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. Судя по упоминаниям святых в «Описании о российских святых» и в «Иконописном подлиннике», к рубежу XVII-XVIII вв. существовало их местное почитание. Описания внешнего облика Г. и А. В. (изображения не сохр.) приводятся под 26 мая в неск. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв., напр. в принадлежавшем С. Т. Большакову : «И память преподобнаго отца нашего князя Гавриила и сестры его Анастасии, Василевских чудотворцев, Гавриил сед, в схиме, брада Богословля, ризы преподобническия, Анастасия же аки Пятница» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102). С нек-рыми вариантами текст повторяется в рукописях из собраний С. Г. Строганова , Г. Д. Филимонова , В. Н. Перетца ; в подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 162) добавлено: «Анастасия: на главе плат бел, риза киноварь, испод лазорь, руце молебны». Погрудное изображение А. В. в монашеском одеянии и куколе, с надписью на нимбе: «П[реподобная] Анастасия Василевска[я]» - помещено в группе преподобных и праведных жен (между прп. Анной Кашинской и прав. Иулианией Муромской) на прориси с иконы Собора рус. святых 1814 г., хранившейся в музее СПбДА ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 79-80).

http://pravenc.ru/text/161359.html

1 Правила Никифора Исповедника (†818). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) о первых (6) вселенских соборах, б) канонические предписания о разных предметах, в) правила, извлеченные из его типика, и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал. Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания. В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем. 2 Некоторые (но не все) из этих правил вошли в нашу славянскую Кормчую (упом. изд., II, гл.5). Ред. 3 Ср. 81-й ответ Симеона Солунского [Migne, s.g., t.155, col.945 и сл. Cp. pyc. перевод в изд. «Писания св. отцев и учителей церкви» и пр., III, стр.218—221]. 4 См. статью проф. А.С. Павлова об этом синодальном предписании патриарха Сисиния в «Византийском Временнике» (СПб. 1895, II,152—159); ср. также и Zhishman, Eherecht, S.414, Anmerk.2. 5 Аф. Синт, V,441. 6 Венец. изд. 1891 г., стр. 253. То же и в нашем Б. требнике (изд. Москва, 1808, 44 об.). 7 Ср. Аф. Синт., IV,402. Кормчая, III,14 (упом. изд., I,28). 8 Ср. Nov.XXVI. Leon. et Constant. в изд. Zachar., III, 49 и сл. 9 Nov.XL в изд. Zachar., III,128 и сл. 10 См. по этому вопросу 62 канонический ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку в Аф. Синт., IIV,494, а также статью А.С. Павлова: «Могут ли незаконнорожденные быть поставлены на священнослужительские места?» (Церк. Ведомости, 1889, стр.226 и сл). 11 Аф. Синт., II,376—377. 12 Аф. Синт., IV,462—463. Ср. Алф. Синт. М. Властаря, К,8 (Аф. Синт., VI,321).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3705...

1 См. A. Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz. 1924. 2 Климент Р. Послание к Коринфянам, XLII, 4. Термин «χ ρα» употребляется Климентом в смысле страны, а не сельской местности, прилегающей к городу и от него административно зависящей. 3 Apol. I, 67. Ср. Болотов. Лекции по истории древней церкви. СПБ. 1910, т. II, стр. 463. 4 Eus. h. е. V. XVI. Русск. перевод, СПБ. 1858, стр. 266. 5 Hefele-Leclercq. Histoire des conciles, II, II, p. 1210. 6 Eus. h. е. VII, 30. Русский перевод, стр. 412. 7 Cypr. epist. LXXI. 4; LXXIII, 3. 8 De unico baptismo, XIII, 22. 9 Cypr. epist. LIX, 10. 10 Eus. h. е. VI, 43. Русск. перевод, стр. 354. 11 Болотов. Лекции по истории древней церкви, т. II, стр. 462. 12 Eus. h. е. VIII, I. Русский перевод, СПБ., 1858 г., стр. 428. 13 13е правилο Анкирского собора. См. М. Gillmann. Das Institut der Chorbischöfe im Orient. München, 1903. 14 В этом значении «парикия» употребляется Евсевием. Так, он пишет, что Тимофей получил в управление парикию Ефеса: «Впрочем, и Лука в Деяниях исчисляет его (Павла) близких и называет их по имени, как то: повествует, что первый, получивший жребий епископства над церковью ефесскою (τ ς ν Εφ σω παροικ ας), был Тимофей, а над церквами критскими — Тит». (Eus. h. е. III, IV, 5. Русск. перевод, стр. 106). Здесь «парикия» может означать только городскую (в тесном смысле) церковь. В другом месте Евсевий называет Феофила епископом парикии Кесарии, а Нарцисса — епископом парикии Иерусалима. «Послание епископов, собравшихся тогда под председательством Феофила, епископа Кесарийского и Нарцисса Иерусалимского (Θεοφ λος τ ς ν Καισαρ παροικ ας π σκοπος κα Ν α ρκισσος τ ς ν εροσολ μοις) (Eus. h. е. V, XXIII, 3. Русск. перевод, стр. 180. См. также VI, II, 2; VII, XXVIII, 1). 15 34-е Апостольское правило по «Книге правил». 16 9-е правило Антиохийского собора. 17 Выражение «Ε κα χειροθεσ αν εεν πισκ πων ε ληφ τες» вызывает некоторые сомнения относительно его перевода. «Ε κα » с optativ " ом можно переводить через «если» или «если даже», но это условное значение совершенно не соответствует контексту всего правила, не говоря о том, что нам совершенно неизвестно существование хорепископов, не имеющих епископской хиротонии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3723...

Правило 17 Первого Вселенского Собора, Никейского Понеже многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли божественное писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву ( Пс. 14:5 ) , и, давая в долг, требуют сотых, судил святый и великий собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающий рост с даннаго в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половиннаго роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, таковый был извергаем из клира, и чужд духовнаго сословия . ( Ап. 44 ; Трул. 10 ; VII Всел. 19 ; Лаод. 4 ; Карф. 5 , 16 ; Василия Вел. 2 , 14 ; Григория Неокес. 3 ; Григория Нисск. 6 ) . Древние римские законы позволяли давать деньги в росте, который обыкновенно состоял из двенадцати процентов на сто в год, или же из сотой части всей данной в заем суммы на каждый месяц (usura centesima) 460 . Был еще рост полуторный ( ημιολους, sesquialter), состоявший сверх платежа целой заемной суммы еще в прибавлении к ней половины ее 461 . Законы христианских государей особыми указами ограничили право взимания большого роста. Константин воспретил брать более двенадцати процентов 462 . Преемники Константина допускали пользоваться таким процентом лишь в тех случаях, когда должник не являлся лицом вполне надежным 463 . Первые христиане остерегались этой торговли деньгами, как дела неправедного и, следовательно, воспрещенного, или, по крайней мере, избегали ее до тех пор, пока между ними господствовала братская любовь, по которой имущество каждого было общим достоянием. К сожалению, некоторые из христиан, следуя примеру язычников, начали подражать им и в этой торговле. Последняя стала еще более достойна осуждения, когда было замечено, что последователями язычников в данном отношении сделались и многие клирики, которые вместо того, чтобы по церковному учению делиться с бедными, брали с них незаконный процент. Уже 44-м Апостольским правилом было установлено, что епископ, пресвитер или диакон, дающий деньги в рост, должен или прекратить это, или быть изверженным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Москва, 17 июля 460 Преступление свершилось 461 . Единым росчерком пера страна брошена на путь небывалых потрясений. Государственная дума признана негодной, программа её объявлена преступной, и назначены новые выборы. Но известно ли высшей власти, что ни одна партия не скрывала своей программы, и потому всякий, кто выбирал депутатов, знал, что будут говорить депутаты в Думе? А если высшая власть это знает, то на что она рассчитывает, назначая новый созыв Думы на 20 февраля 1907 г.? Разве не те же люди будут выбирать тогда своих депутатов? Или, может быть, либеральный палач Столыпин 462 думает дать всеобщее избирательное право? 463 Но почему тогда правительство не дало его раньше? Не потому ли, что боялось допустить к выборам людей малоимущих, а потому наиболее «крамольных»? Если это так, то почему же теперь правительство возлагает такие надежды на этих крамольников, лишённых на первых выборах избирательных прав? Мы смотрим на дело так. Если роспуск Думы не безумие самого бездарного в мире правительства, которое в паническом страхе перед революцией само на себя набрасывает петлю, то это самая гнусная провокация, достойная тех воров и убийц, которым поручили управлять страной. План, очевидно, таков 464 : Роспуск Думы вызовет восстание. Войска покудова так забиты и темны, что пойдут убивать своих единственных спасителей. На всякий случай их накормят досыта. Недаром же, в самом деле, Преображенскому полку высочайше пожаловали осетра! 465 Подавление восстания даст хороший повод перерезать лучшую молодёжь, заточить в тюрьмы самых бескорыстных и самоотверженных людей – а там покорным, перепуганным обывателям будет объявлено, что страна повержена в «неслыханную смуту», а потому – уж, конечно, – созыв Думы откладывается до 1910 г.! Так думает правительство и, не останавливаясь ни перед чем, идёт к своей цели. А что делает Церковь ? 460 Стойте в свободе. 1906. Вып. 2 (подзаголовок «Духа не угашайте»). 17 июля. Без подписи. 461 I ГД была распущена императорским указом 8 июля 1906 после предложения депутатов создать государственный фонд для наделения крестьян землёй и обсуждения проекта об отмене смертной казни. 462 Столыпин Пётр Аркадьевич (1862–1911) – с 1906 министр внутренних дел, председатель Совета министров. Сторонник ликвидации общинного землевладения, инициатор жестокого подавления войсками крестьянских волнений в Самарской губ. и введения в России военно-полевых судов, один из главных противников созыва Поместного Собора и установления патриаршества. 463 Права избирать депутатов в I и II ГД были лишены рабочие, ремесленники, батраки, учащиеся и военнослужащие. Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 4-х том./Прот. Валентин Свенцицкий ; [Сост., коммент. С.В. Черткова]. – Москва : Даръ, 2010-./Т. 2: Письма ко всем : Обращения к народу (1905-1908). - 2009. - 750, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010