Из отправной точки, установленной Алексеевым, его ученики пришли к более логическому выводу, – что венчание, не относящееся к существу брака и обставленное трудно приемлемыми условиями при совершении его в православных храмах (Алексеев требовал соблюдения старых чина и обрядов), и совсем не нужно. Так и стали поступать некоторые федосеевцы, заменяя постоянными подругами жизни часто сменявшихся до того «стряпух», или просто любовниц, и обходясь при этом без всякого церковного благословения или хотя бы участия посторонних лиц. He так далеко пошли московские поморцы во главе —498— с Вас. Емельяновым: они, отвергши православные храмы и священников, не могли обойтись совсем без чина. Убежденные в том, что «женивыйся не согрешает», что «брак честен и ложе не скверно», они установили в Москве, в своей Покровской часовне, венчание браков по составленному Емельяновым «брачному чину». Так как Емельянов рассуждал, что пресвитерское венчание – «токмо благолепное украшение, случайно устроенное», то он и заменил церковный чин браковенчания приличными случаю молитвами, которые в праве были читать и «мужи нерукоположенные 461 ». Дело совсем не в священнике и не в чине, а в выполнении других, более существенных условий для правильности брака: 1) в согласии жениха и невесты, 2) в родительском благословении, 3) в обручении, 4) в свидетелях и 5) в законных летах сочетающихся 462 . Как обставлялись поморские браки в Покровской часовне с формальной стороны, видно из текста обещания жениха и невесты, изданного И. Ф. Нильским 463 . —499— Несмотря на осуждение браков, венчанных в Покров- —500— ской часовне. «Выгорецкой лаврой», этой метрополией поморского согласия, брачники емельяновского толка распространились и в Петербурге, и в центральной России, и в среднем и нижнем Поволжье, и в Архангельской губернии, и, наконец, в Сибири. Оттуда стали ездить в Москву для заключения браков. Но не всем было удобно и по средствам являться в Москву за благословением и потому «многие сами собой, окроме Божия закона и молитв иерейских, без венчания, по согласию сходились». Наконец, у поморян стал осуществляться и средний способ вступления в супружескую жизнь – без поездки в Москву, но с благословением наставника на месте. Что то и другое бывало в действительности, было видно хотя бы из статьи А.А. Леопольдова «О расколе в Саратовской епархии». В с. Самодуровке Хвалынского уезда в 1830-х годах были поморцы «неженивыеся», молившиеся в одной часовне, и «женивыеся», собиравшиеся в другой. Браки у последних совершал наставник Поликарп Ермилов 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

459 Вероопределение этого собора вызвано было спорами в реформатстве о времени, когда сделал Бог Свои определения о спасении одних и осуждении других, – прежде ли падения человека, или после падения. Супраляпсисты во главе коих стоял сам Кальвин и его ближайшіе последователи, согласно утверждали, что Бог восхотел явить Свое милосердие и правду еще прежде падения первого человека (ante supra lapsum): явить милосердие – в сотворении и предназначении известного числа людей для жизни вечной, правосудие – в сотворении и предназначении других на вечную погибель. Инфралянсисты, напротив, утверждали, что Бог предопредил одних ко спасению, а других осудил и отверг после того уже, как пал первый человек (infra lapsum). Большинство последователей Кальвина приняло это последнее мнение, и, утвержденное на Дардрехтском соборе, оно сделалось господствующим во всех реформатских обществах, находящихся в Швейцарии, Бельгии, Германии и Англии. 461 Изложено оно в «Посл. вост. патр.“ III чл. «Объяснение” этого члена и вместе разбор реформатского лжеучения см в Хр. Чт. 1845 г. IV т. 301–359 стр. 462 Реформаты не признают всеобщности искупления в общецерковном смысле, уверждая, что оно простирается лишь на избранных ко спасению. В подтверждение своей мысли указывают частью на изречения Писания, в которых говорится, что Иисус Христос кровь Свою излил за многих ( Мф. 26:28 ), положил душу Свою за овцы Своя ( Иоан. 10:15 ) и под., из которых будто бы видно, что Он умер не за всех, а за многих, лишь за овцы Своя, частью на то, что и в действительности не все вкушают от плодов искупления. Но из того, что не все люди усвояют плоды искупления, очевидно, не следует, что оно не всеобще и не всеобъемлюще в своей силе, а слово: многие в св. Писании часто выражает то же, что и все (напр. Пс. 96:1 ; Дан. 12:2 ; Рим. 2:19 и др.). Сн. § 95, 265 стр. 463 Феодор. блаж. На Puмл. VIII гл. Сн. еп. Феофана Толк. I–VIII гл. посл. к Римл. 535 стр. по изд. 1890 г. Здесь же приводится из Экумения древнее толкование (св. Кирилла, без указания, – какого), по которому во всех действиях Божиих, перечисляемых апостолом в Римл. 8:29–30 , «надо доразумевать сказанное пред сим; сущим – χατ, πρϑεσιν, – по произволению их, – званным. Именно: ихже предуведе, тех и предустави, – τος χατ πρϑεσιν χατ πρϑεσι, – не связывая их произволения. Ихже призва, сих и оправда, τος χατ πρϑεσιν, – не без участия их произволения. Ихже оправда, сих и прослави, – опять сущим χατ πρϑεσιν званным, – сообразно с направлением их произволения. Доразумевать сие надобно, чтобы не пришел кто к неуместному заключению, будто Бог одних создал для добра, а других для зла“ (540–541 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

16. На словах это ропотники, недовольные участью человека на земле, на деле же – люди, в своём нечестии и беззаконии поступающие по своим похотям, ни в чём себе не отказывая и не воздерживаясь; уста их произносят прегордое, в своих речах они восстают против Бога, Господа Иисуса Христа, бесплотных сил (8 ст.), дерзки и своевольны (ср. 2Пет. 2:10 ), а на деле из-за корысти оказывают лицеприятие (ср. Лев. 19:15 , Притч. 18:5 ). 17. Вы же, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 20:29 и сл.; 1Тим. 4:1 ; 2Тим. 3:1 и след.). 18. Ибо (τι) они говорили вам (чаще в посланиях), что 452 в последнее время появятся (σονται) 453 ругатели, насмешники (ср. 2Пет. 3:23 ), поступающие по своим нечестивым похотям 454  – чтобы вы узнали их и не дали им возможности ввести вас в заблуждение. Это люди, производящие разделения 455 , по природе чуждые христианству, которое составляет одно тело, имеющее Главой своей Христа, люди душевные, не имеющие Св. Духа, Который творит нового человека и из душевного делает его духовным ( 1Кор. 2:14 ). 20. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей 456 вере 457 , в противоположность стремлениям нечестивых к разделению – основываясь на Христе и на преданной вам апостолами святейшей вере и созидая из себя единый дом Божий, духовный (ср. 1Пет. 2:4 ), молясь Духом Святым, в противоположность мечтательности (8 ст.) и чувственности (20 ст.) нечестивых – исполняясь Духом Святым и в Нём молясь 458 о своём сохранении от нечестивых безбожников и от безбожия и нечестия их, 21. В любви Божьей 459 , которой Бог от вечности возлюбил вас и в которой теперь сохраняет вас от падения для Иисуса Христа (ср. 1 и 25 ст.), ожидая милости Господа нашего Иисуса Христа, ожидая благ спасения в Его второе явление, и сами сохраняйте себя для жизни вечной 460 . 22. И одних обличайте как сомневающихся, двоедушных (ср. Иак. 1:6; 2:4 ) 461 . 23. Других же, находящихся в большей опасности, спасайте 462 как бы исторгая из огня, действуя так, как действуют при спасении кого-либо из огня при пожаре (ср. Зах. 3:2 ; 1Кор. 3:15 ); иных же 463 милуйте, принимайте в общение с собой, (но) в страхе, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью 464 , принимайте со страхом пред их нечистотой, с предусмотрительностью, как бы не принять их ещё не очистившимися от внутренней и внешней нечистоты и как бы не оскверниться их нечистотой 465 . 7. Заключение послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Тщеславие. Кто с ведением избегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век (56:342). – Ищущий славы от людей, не может иметь смиренных помыслов (56:345). – Тщеславие – служитель блуда и дело гордыни (56:346). – Почему тщеславие оскверняет сердце? (56:346) – Не нужно хвалиться делами своими, и почему (57:362). – Диавол через тщеславие всевает в человека блудные помыслы (58:384–385). – Инок, упивающийся тщеславием, пьет жизнь свою (85:493). – В тщеславную душу возвращаются страсти уже побежденные (85:493). – Безбожные философы ради пустой славы претерпевали многоразличные скорби (91:523). – (См.: Честь). Тело . При умножении в человеке благодати, все, вредящее телу, ни во что вменяется в очах его (1:26–27). – Страх за тело вредит деланию добродетели (2:43). – Страсти телесные вложены в тело на пользу и возрастание ему (4:49). – Добродетель утесняет тело, а душу возращает (4:49–50). – Что свойственно естеству души, то – смерть для тела (4:50). – Несмотря на единение, установленное Богом между душою и телом, они во всем отличны друг от друга (4:50). – Душа, возвышающаяся над попечением о теле, цветет духом (4:50–51). – Всякий, носящий тело, не чужд страстей, и что из этого следует (4:52). – Кто душою и телом предан всегда суесловию и парению ума, тот блудник (8:72). – Кто при отшествии своем из тела приемлет славу Божию? (8:72) – Немощь тела препятствует непрестанному плачу (21:139). – Тело, боящееся искушений, делается другом греха (22:151). – Должно отвергать искусительный голос тела, желающего отдохновения (22:152). – С каким намерением живущие в безмолвии не делали телу послабления даже до смерти? (22:152–153) – Почему страх за тело делается сатанинским? (32:191) – От чрезмерного поста изнемогает тело и укрепляется нерадение (40:218). – Тело закрывает от души озарения Истины (43:234). – И малое услаждение телесным, при нерадении, ведет ко греху (75:460). – Телолюбие – признак неверия (75:462). – Не следует раболепствовать телу, и что освобождает от рабства ему (75:463). – Какой вред терпим мы, когда тело немощное понуждаем на дела, превышающие силы его, а тело крепкое предаем покою и праздности? (85:497) – При упоении души радостью надежды, тело не чувствует скорби, хотя бы было и немощно (85:497). – Не скорби о повреждениях тела, потому что оно смертно (85:498). – Признаки любви ко Христу и любви к миру и телу (91:522). – Святые любовью ко Христу побеждали великие искушения, скорби и болезни тела (91:522). У

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Патрикий — один из высших титулов византийской табели о рангах. 452 Плифрон — храм, по другим источникам нам не известен. 453 Имя этого человека Мегас. а могущество соответствует имени...— прилагательное megas значит великий, могущественный. 454 ...не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего...— Иезек. 33, 11. 455 Притвор — сени храма. 456 День Судный — подразумевается Страшный суд в последние дни мира, когда, согласно христианским верованиям, Христос будет судить людей, чтобы определить участь грешников и праведников, и умершие восстанут перед ним из могил. 457 Харатья— писчий материал и сама рукопись. 458 Стихарь — род длинной, до щиколоток, рубахи с вырезом по горлу и длинными широкими рукавами. Анфимий состриг волосы и облекся во вретище, чтобы показать свое смирение. 459 ...как простил должнику его десять тысяч талантов.— Имеется в виду евангельская притча о том, как царь вместо того, как он первоначально предполагал, чтобы продать своего должника вместе с женой, детьми и имуществом, “умилостивившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему”.— Матф. 18, 23 сл. 460 Литра — фунт, единица монетного веса; из него чеканились 72 золотые номисмы или солида. 461 Все хорошо делает Господь наш.— Марк 7, 37. 462 Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.— Марк 2, 17. 463 Фиваида — область Верхнего Египта. 464 ...верблюд, который доставал воду.— Чтобы поднимать воду из колодца, в Египте пользовались водяным колесом: колесо вертикально ставилось над колодцем, по нему проходили канаты, к которым были прикреплены сосуды для воды, а верблюды приводили колесо в движение. 465 Било — на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 466 Мафорий — короткий плащ. 467 Кувшин для вина — речь идет о так называемом пифосе, вместительном сосуде, в котором хранили различные съестные припасы — масло, вино, зерно и т. п. 468 ...хотел поднять с престола покровец...— во время литургии покровцами были накрыты потир и дискос, третий большой покровец, или воздух, был накинут сверху на оба сосуда. 469

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

И. Глориантова , помещенной в «Христианском Чтении» в 61-м году 461 . При этом легко приводятся в соглашение с Библией астрономические вычисления, основанные на законах распространения света, которыми требуется весьма продолжительный срок времени для того, чтобы от некоторых отдельных звезд, видимых в настоящее время с земли, свет мог достигнуть до нашей планеты. При разъяснении библейского взгляда на вопрос о древности мира нужно сначала решить: представляет ли библейское повествование о шестидневном творении космогонию или только геогонию, т. е. изображение творения всей вселенной или только одной нашей планеты – земли? Несомненно, что библейское повествование касается творения не одной земли, но и неба, солнца, луны и звезд; но также несомненно и то, что оно не описывает подробно творения всей мировой вселенной и главным образом останавливается на описании сотворения земли, т. е. на геогонии. Откровение сообщает о творении столько, сколько это нужно для жителя земли, не имея в виду учить нас астрономии. Поэтому в Библии в самых общих выражениях говорится о начале мира вообще. Здесь мы считаем нужным уклониться несколько в сторону, чтобы изложить и разобрать одну экзегетико-богословскую гипотезу, вызванную на Западе усилиями согласить требование, со стороны естественных наук, для мира слишком большой древности и библейское повествование о сотворении неба и земли. Гипотеза эта называется «восстановительной» 462 (реституционистской). Ею не допускается, что первоначальное состояние мира, по его сотворении, было хаотическое, но предполагается, что в самом «начале» ( Быm. I, 1 ) Бог сотворил небо и землю в совершенно благоустроенном, законченном и упорядоченном виде, что уже потом, спустя долгое время, через какую-то катастрофу земля была опустошена, вследствие чего произошло то хаотическое состояние ее, о котором говорится во 2-м стихе I гл. книги Бытия: «земля же была безвидна и пуста», и что шестидневное творение, описываемое в дальнейших стихах упомянутой главы, было в сущности восстановлением (restitutio) нарушенного первоначального устройства мира 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Максим Грек сам говорит, что в Италии он жил у «мужей, украшенных многою мудростью, будучи весьма юн», и прожил там много времени – «лета довольна» 458 . Где же именно учился Максим Грек ? Одни указывают на посещение им Парижа, Флоренции, Венеции, итальянских и испанских университетов 459 или просто известных европейских училищ 460 ; другие – на посещение Франции и Италии 461 . Есть основание думать, что он был только в Италии, и мы основываем это на следующих соображениях: 1 . В сочинении: «Повесть страшная и достопамятная, или о совершенном иноческом житии», Максим Грек действительно говорит о Париже, его многолюдности, даровом учении в тамошнем университете, о покровительстве короля наукам, о преподавании светских наук и огромном стечении учащихся, но при этом прибавляет: «как я слышал от некоторых» 462 ; когда же он переходит к Флоренции и хвалит ее красоту перед другими городами Италии, то замечает: «которые я сам видел». Правда, преосвящ. Филарет 463 слова предисловия этой повести: «у них же (т. е. мужей достоверных), будучи очень юн, пожил лета довольна» относит к Парижу, так как далее речь идет о нем и потому полагает, что Максим Грек жил в Париже «лета довольна». Но мы здесь приводим предисловие, чтобы показать, что эти слова не имеют отношения собственно к Парижу: «Хочу передать вам страшную повесть, но молю читающих ее не подумать, что я чрезмерно лгу; свидетелем за меня в том есть сам Бог , ведающий все тайное, что я пишу истину. Повесть ту не только я видел написанную и прочел, но и слышал от многих достоверных мужей, т. е. украшенных добродетельной жизнью и великой мудростью, у которых я, будучи еще очень юным, жил довольное время. Но пусть также не приводит их в сомнение и то, что чудо это совершилось среди мужей, последующих латинскому учению. Хотящему (т. е. Богу) всем человекам спастися и в разум истинный прийти (1 Тим: 2, 4), свойственно по своей божественной благодати везде и всем людям простирать неизреченные дарования и благотворения от своих щедрот, таким образом являя себя всем вообще и обращая к себе все свое творение, сияя солнцем своим на злые и благие и дождь посылая на праведные и неправедные (Матф: 5, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

О том, как именно упражняться в пратьягаре, мы точных и определенных указаний у Свами Вивекананда не нашли. По всей вероятности, методы этих упражнений передаются гуру (т. е. учителем) ученику при практических уроках. Некоторое указание на метод этого упражнения мы, впрочем, нашли у А. Безант. По ее словам, упражнение в этом случае состоит в особом сосредоточении мысли; это достигается, главным образом, работой воображения, которое создает образы или картину и сосредоточивает внимание исключительно на них, и преимущественно на какой-либо точке на этой картине. На Западе, говорит А. Безант, применение этого метода встречает особые затруднения, благодаря тому, что ум европейца несравненно беспокойнее в силу особенностей, которыми отличается эволюция европейских народов, да и нетерпения у нас гораздо больше. 461 Дхарана и дхиана. Благодаря упражнениям в пратьягаре, ученик может достичь того, что оградит свой ум от влияния внешних впечатлений; стимулы, исходящие от внешних чувств, уже не будут отвлекать ученика от идеи, на которой сосредоточено его внимание. Но мы знаем, что кроме отвлекающих внимание внешних чувств у человека в его голове могут роиться его собственные мысли, набегающие на сознание, которые также могут не давать ему сосредоточиваться на чем-нибудь определенном. Для борьбы с этими набегающими мыслями существуют особые упражнения, заключающиеся в убивании этих мыслей. Задача дхараны и дхианы и состоит в том, чтобы ученик достиг полной сосредоточенности мысли. Здесь мы должны сказать, что термины дхарана и дхиана выражают собою в сущности понятия однородные; разница между ними, главным образом, заключается в продолжительности достигаемой учениками полной сосредоточенности. Если сознание может быть устремлено на один центр в продолжение двенадцати секунд, это будет дхарана; двенадцать таких дхаран, или время около 2-х с половиною минут такого сосредоточения, будет дхиана. 462 Свами Вивекананда дает термину дхарана специальное значение; он называет дхараной задержание сознания на известных пунктах тела ученика, т. е. принуждение сознания чувствовать известные части тела за исключением других. Например, говорит Вивекананда, старайтесь только чувствовать руку с исключением других частей тела. Для успеха в дхаране всегда полезно прибегать к помощи воображения, – можно, например, заставить сознание сосредоточиваться на одной точке в сердце, но это очень трудно; легче, говорит Вивекананда, вообразить в сердце полный лучезарного света лотос и направить сознание на него. 463

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010