В этом отношении пособие Н. Малиновского , в сравнении с пособием В. Лосского , обладало несомненными преимуществами. Представленная в пособии В. Н. Лосского система состояла из двадцати глав, сгруппированных по четырем основным разделам (безымянным, имевшим цифровые обозначения). Первый раздел был представлен главами: 1) «Два “монотеизма” 451 »; 2) «Путь отрицаний и путь утверждений» 452 ; 3) «Троица» 453 ; 4) «Троичная терминология» 454 ; 5) «Происхождение Лиц и Божественные свойства» 455 . Во второй раздел были включены такие главы: 6) «Творение» 456 ; 7) «Триединый Бог-Творец и Божественные идеи» 457 ; 8) «Творение: время и вечность» 458 ; 9) «Творение: космический порядок» 459 ; 10) «Образ и подобие» 460 ; 11) «Христианская антропология» 461 . Главами третьего раздела были: 12) «Первородный грех» 462 ; 13) «Смысл Ветхого Завета» 463 ; 14) «Воплощение» 464 . Завершающий, четвертый, раздел был посвящен учению о спасении. Он включал главы: 15) «Христологический догмат» 465 ; 16) «”Образ Бога” и “образ раба”» 466 ; 17) «Две энергии, две воли» 467 ; 18) «”Два” и “одно” во Христе» 468 ; 19) «Искупление» 469 ; 20) «Воскресение» 470 . Более качественной оказалась система протопресвитера М. Помазанского – одна из лучших православно-догматических систем второй половины XX века. Несомненным богословским достоинством этого труда являлась ортодоксальность, не нарушенная даже в тех фрагментах текста, где были представлены частные богословские мнения, которые, собственно, и были охарактеризованы как частные суждения (там, где, по соображению автора, это было необходимо, было ясно указано, что они соответствуют признакам допустимости, но не истинности). В педагогическом измерении данное произведение было замечательно внутренней сбалансированностью сжатости, удобопонятности, научности и информативности содержания. Несмотря на дробление материала на большие и  малые структурные единицы, общая линия изложения отличалась последовательностью и логической стройностью. Таким образом, произведение в целом, от первой главы до последней, представляло собой монолитный контекст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Отсюда и самая епитимия из врачебного пластыря, прилагаемого к ране, превращается уже в удовлетворение за грехи, присуждаемое духовным судьею " ]. Епитимия нужна для изглаждения грехов (Poenim. Bedae. S. 220. Poenim. Pseudo-Romanum. S. 342). Латинские пенитенциалы часто повторяют, что епитимия должна быть назначена по качеству греха. Чем больше грех, тем более наказание. " Должно знать, что сколько времени кто медлил во грехах, сообразно с этим должно увеличивать ему покаяние " (Poenim. Gildae. S. 106. Poenim. Cummeani. SS. 462-463. Poenim. Remense, сар. 2. S. 498 и др.). " Пусть кается сообразно с качеством греха " (Poenim. Theodori § 4. S. 201). " Сообразно с величиной грехов должно определять продолжительность покаяния " (Poenim. Colubani, сар. 1. SS. 353. 388). Если же и встречаются в некоторых пенитенциалах краткие главы " о качестве людей " , то это не значит, будто духовник должен каждого врачевать по его нравственному состоянию; нет, духовник должен обратить внимание на качества лиц исповедающихся только для того, чтобы не наложить непомерного наказания, как поступают и благоразумные судьи при определении судебной кары (Poenim. Egbermi. S. 231. Соггестог Burchardi. SS. 667-668). В пенитенциалах не мало места уделяется усмотрению духовника или епископа (см. у Вассершлебена, стр. 110, 152, 196, 198, 228, 241, 245, 272, 283,307, 426, 452, 570, 571, 634, 704, 727); однако наряду с этим в некоторых пенитенциалах напоминается духовнику, что ведь и Бог не милостив только, но и справедлив (Poenim. Egbermi. S. 231), а потому и духовник должен при назначении епитимий справляться с пенитенциалом, чтобы не нарушить справедливости. " Священникам, которые вращаются в выслушивании исповеди кающегося, необходимо знание канонов. Ведь все, что относится к образу покаяния, должно определяться не благоразумием только и благочестием, но и справедливостью. Норма эта и может быть взята из покаянных правил " (Poenim. Mediolanense. S. 706). Вместе с речью о целении душ иногда говорится даже об отмщении за грехи (Penit.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

Имена «Добро», «Мудрость» применяются ко всей божественности; равно и имена «Свет», «Боготворящий», «Причина» и все, что принадлежит всему Богоначалию, включается Речениями во всякое богоначальное славословие – и в сжатом виде, например: «Все от Бога» ( 1Кор.11:12 ), и пространным образом 456 , например: «Все через Него и в Нем было создано» 457 (ср. Ин.1:3 ; Рим.11:36 ), «Все в Нем составилось», «Пошлешь Духа Твоего, и созиждутся» ( Пс.103:30 ). И можно сказать одним словом, как сказало Само богоначальное Слово: «Я и Отец едины» ( Ин.10:30 ), и «Все, что имеет Отец, Мое», и «Все Мое Твое, и Твое Мое» (ср. Ин.16:15 ). И опять же принадлежащее Отцу и Ему 458 он прилагает как общее достояние в равной степени 459 также к богоначальному Духу, как–то: божественные дела 460 , святыня, источающая 461 и неоскудевающая причина и раздаяние благолепных даров. И, я думаю, никто из тех, кто вскормлен неразвращенными мыслями 462 в божественных Речениях, не станет спорить с тем, что, по богосовершенному Слову, все приличествующее божественности присуще Богоначалию во всей его полноте. Итак, сказав здесь об этом вкратце и отчасти, а в другом месте достаточно с помощью Речений показав и установив, какое целостное богоименование предстоит нам разъяснить, будем применять его ко всей полноте божественности. 2 . Если же кто–нибудь скажет, что тем самым мы привносим слияние в боголепное разделение 463 , мы не сочтем такой довод достаточным, чтобы его самого убедить в своей истинности. А если найдется кто–то, вообще противящийся Речениям, тот окажется совершенно далек и от нашей философии, и если уж он не заботится о том, чтобы извлечь для себя из Речений богомудрие, то зачем нам стараться обучить его богословскому знанию 464 ? Если же он обращает взгляд на истину Речений, то и мы, пользуясь этим мерилом и светом для ее защиты, будем, по мере наших сил, неуклонно шествовать, говоря, что богословие одно передает соединенно, а другое раздельно, и ни соединенное разделять непозволительно, ни разделенное сливать, но те, кто ему следует, должны по мере сил устремляться к божественным сияниям. И оттуда восприняв божественные изъяснения 465 как некое прекраснейшее мерило истины, постараемся беречь тамошнее сокровище в самих себе, не прибавляя 466 к нему, не убавляя от него и не извращая его, сбережением Речений оберегаемые и их сбережением обретая силу их оберегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Попечители означенных школ из крестьян пользуются преимуществами, предоставленными должностным лицам волостного и сельского управления (пп. 1 и 2, ст. 124 Пол. о крест. 19 февр. 1861 г.), Попечители школ грамоты, оказавшие особое материальное и нравственное содействие преуспеянию сих школ, по засвидетельствованию о сем Членов Уездных Отделений, лично обозревавших школы, и на основании Журнальных постановлений сих Отделений, могут быть представлены Епархиальными Преосвященными к почетным наградам (§§10–13). Возлагаемые сими правилами на Уездные Отделения Епар. Учил. Советов обязанности по заведыванию школами грамоты в тех уездах, где таковые отделения еще не открыты, возлагаются временно, впредь до открытия сих отделений, на Епарх. Учит. Советы (§23). Высшее у правление всеми школами грамоты и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежат Синоду (§24) 461 . Что касается правительственной субсидии сим школам, то отпускаемые правительством Св. Синоду суммы на устройство и поддержание церковно-приходских школ вместе с тем служат и пособием для школ грамоты; так, в 1893 г. июня 8-го Высочайше повелено: сверх пособия, назначенного по земским сметам с 1890/92 гг. на содержание церк.-приход. школ в 13-ти неземских губерниях Европ. России, отпускать из того же источника по 144,000 руб. в год, в течение трехлетия – 1893–95 гг., на нужды церк.-прих. школ и школ грамоты означенных губерний 462 . в) Образцовые начальные школы при духовных семинариях. – Правила для образцовых начальных школ при Духовных Семинариях утверждены определением Св. Синода от 23/30 июля 1886 г. за 463 . По сим правилам: при каждой духовной семинарии, в силу примечания к §120 семинарского устава 22 авг. 1884 г., учреждается для практических занятий воспитанников V и VI-ro классов, слушающих дидактику, образцовая начальная школа, одноклассная или двухклассная (§1). Сии школы должны быть устрояемы непременно по типу церковно-приходских школ и служить для них образцами в каждой епархии. В постановке и объеме преподавания образцовые школы руководствуются утвержденными Синодом программами для церковно-приходских школ (§2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

2 Simonetti M. Biblical Interpretation in the Early Church. An Historical Introduction to Patristic Exegesis. Edinburgh, 1994. P. 39. 3 См.: The Cambridge History of Bible. Vol.1. From the Beginnings to Jerome/Ed. by P. R. Ackroyd and C. F. Evans. Cambridge, 1970. P. 455. 5 См. Orig-ne. Philocalie 21–27. Sur le libre arbitre « Ed. par E. Junod//Sources 226. Paris, 1976. P. 298–310. 6 Обзор этих гомилий и попытка установления хронологии их см. Grappone A. Annotazioni sulla cronologia delle omelie di Origene//Augustinianum. Vol. XLI. 2001. P. 27–58. 8 Вообще, как подмечает М.Скабалланович, “в отношении поучения III в. важен тем, что теперь впервые записывают те гомилии, которые произносят в церкви в разъяснение читаемых отделов Священного Писания ( Ориген , Ипполит). Этим положено начало той церковной литературы, которая впоследствии дала такой богатый материал для богослужебных святоотеческих чтений”. – Скабалланович М. Толковый Типикон. Ч. 1. М., 1995. С. 112. 12 Согласно Оригену , “цели Священного Писания соответствует польза его исследования. Все те, которые ищут удовлетворения своих духовных потребностей, находят его в св. книгах богато. Слово Божие есть естественная пища души Священное Писание предлагает соответствующее питание различным ступеням духовной жизни Если сравнить Священное Писание в его целом с плодовым полем, то каждое отдельное слово его можно уподобить семени. Тот, кто владеет им, как земледелец, получает пользу по мере своего усердия И действительно, ни одна буква, ни одна иота в св. книгах – не бесполезна, подобно тому, как и в мире растений для ботаника никакое произрастение не лишено определенного назначения. Поэтому мы должны быть усердными исследователями в этом саду, полном чудесных, спасительных растений, должны от каждого изречения Священного Писания получать пользу”. – Леонардов Д. Указ. соч. С. 462–463. Показательно в этом плане и послание Оригена к святителю Григорию Чудотворцу , где он увещевает своего бывшего ученика быть усердным в чтении Священного Писания. Когда Писание читают с верой, правильно взыскуя сокрытый смысл священных словес, то этот смысл (no6uq) приоткрывается и приносит читающему духовную пользу. См. Gregoire le Thaumaturge. Remerciement … Orig-ne suivi de la Lettre d’Orig-ne … Gregoire/Ed. par H. Crouzel//Sources 148. Paris, 1969. P. 192–194.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

вселенскому Собору. В ответ на это неск. высокопоставленных участников К. С., принадлежавших к ордену доминиканцев, заявили, что нации не принимали совместного постановления об осуждении; папа Римский Мартин V отказался выносить решение. Через неск. дней польск. делегация подала папе Римскому Мартину V офиц. апелляцию, датированную 1 мая 1418 г. (текст см.: Monumenta medii aevi historica res gestas Poloniae. Cracoviae, 1883. T. 8. P. 432-440. N 581). Ответ на апелляцию был дан во время открытой консистории, состоявшейся 10 мая 1418 г. Отвергнув обвинения польской делегации, папа Римский Мартин V приказал зачитать документ, из которого известна лишь цитата, приводимая Жерсоном, называющим ее папским «постановлением» (constitutio): «Никому не позволительно подавать апелляцию на высшего судью, то есть на апостольский престол, или на Римского понтифика, викария Иисуса Христа на земле, равно как и отклонять его суждение, относящееся к делам веры» ( Hardt. T. 4. P. 1532; приведенная здесь и в ряде др. источников датировка 10 марта 1418 ошибочна). Хотя канонический статус этого «постановления» не вполне ясен ввиду отсутствия соответствующего письменного источника, мн. католич. исследователи полагают, что оглашение этого положения в открытой консистории тождественно акту офиц. принятия его в качестве папского учения, и на этом основании заключают, что папа Римский Мартин V еще в Констанце заявил о несогласии с учением о главенстве вселенского Собора и намеренно подчеркнул абсолютный характер папского примата в вопросах веры (обзор лит-ры см.: B ä umer. 1964; Frenken. 1995. S. 240-244; ср.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 412-413). 14 мая 1418 г. назначенная Мартином V комиссия из 3 кардиналов признала сочинение Фалькенберга «ошибочным, противоречащим добрым нравам и соблазнительным» и предписала уничтожить памфлет (см.: Bess. 1896. S. 462-463). Фалькенберг лично предстал перед судьями и зачитал текст добровольного отречения от всех осужденных мнений (см.: Ibid. S. 458-460). Тайный характер этого отречения, вероятно, объясняется влиянием членов ордена доминиканцев, не желавших, чтобы осуждение Фалькенберга бросило тень на весь орден.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

462 Нечетные числа 3, 5, 7, 9 и прочие. Заметим, что единица (монада) считалась не нечетным числом, а четным и нечетным одновременно, так как порождала оба вида числа (см. Alex. Aphrodis., Comm, in Met. I, 5: 985b23). To есть для нечетных чисел принималась формула 2n1, n ∈ 463 Четно-четные числа – числа вида 2 n N (степени двойки). 464 Четно-нечетные числа – числа вида 2(2n1), n ∈ N (удвоенные нечетные числа). 465 Нечетно-четные числа – числа вида 2 k (2nl), где k, n ∈ 466 Измеряться каким-либо числом – иметь его своим делителем. То есть нечетно-нечетные числа – произведения нечетных чисел; их формула: (2nl)(2kl), где k, n ∈ N. Правда, Исидор свои примеры почему-то ограничивает квадратами нечетных чисел. 467 Простые числа – такие, которые не имеют никакого другого делителя, кроме одной целой. Мы бы сказали: «кроме единицы и самого себя». Кассиодор говорит: «которые измеряются одной единичной мерой (sola monadica mensura)», что и означает кратность себе и единице. Однако Исидор вводит здесь одно усложнение, так как полагает, что, например, 1/5 есть делитель 5 (конечно, он имеет в виду 1/5 от 5, то есть 1), 1/3 – делитель 3 и т. д. По сегодняшним понятиям, 1 и 2 также относятся к простым числам. Теория простых чисел – один из самых увлекательных разделов арифметики. Ею занимались Евклид, доказывавший что таких чисел бесконечно много, Эратосфен, предложивший простой метод «отсеивания» составных чисел до любого наперед заданного («решето Эратосфена»), П. Ферма и М. Мерсенн, безуспешно искавшие формулу для простых чисел и исследовавшие некоторые разновидности этих чисел (например, простые числа Мерсенна вида 2 n –1), Л. Эйлер, обобщивший всю теорию простых чисел. А. Лежандр, К. Гаусс, Л. Дирихле, Ж. Бертран, П. Л. Чебышев, Ж. Адамар и многие другие занимались вопросом о том, как простые числа распределяются среди натуральных чисел. Например, удалось показать, что π(n) ≈ n/In n, где π(n) – количество простых чисел, не превосходящих п. (См. Серпинский В. Что мы знаем и чего мы не знаем о простых числах. – М.: Физматгиз, 1963.)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

457 Мы уже говорили выше, что сведения о десятитысячной армии Мухаммада при взятии Мекки несколько завышены, сильно округлена в сторону увеличения численность мекканского войска (2 тыс.), численность армии, противостоявшей Мухаммаду при Хунайне, также слишком округлена, и явно не в сторону уменьшения. Следовательно, можно говорить, что на территории, признавшей ислам, в середине 630 г. было не более 30 000 воинов, способных выступить в поход, но надо учесть, что из тех проблематичных 20 тыс., которые сражались против Мухаммада, не все приняли ислам после Хунайна, а мекканцы, судя по всему, не приняли участия в походе на Табук. Воздержались от участия в походе также многие мединские «лицемеры> и бедуины, чему посвящено несколько обличительных строк в Коране (IX, 42–46, 81/82– 84/85, 120/121). Все это позволяет думать, что численность армии, вышедшей к Табуку, была значительно меньше 30 тыс. человек. 461 Не так ли следует понимать выражение ад-Дийарбакри [т. 2, с. 135]: («произошел поход на Табук»)? 462 «Он пробыл в Табуке несколько дней, и его жители заключили с ним мирный договор с условием [выплаты] джизйи» [Балаз., Ф., с. 59]. Странно, что в подробном рассказе об этом походе: о подготовке к нему, посещении развалин в Вади-л-Кура, различных мелких происшествиях (о чудесах и предсказаниях Мухаммада) [Вак., пер., с. 390–416]- не нашлось места для информации о переговорах с жителями Табука, условиях договора и т. д., хотя о других переговорах в том же походе сведения имеются. 463 И. Сад, т. 1, ч. 2, с. 36; т. 2, ч. 1, с. 119–120; Watt, 1977, с. 262–265. Сведения о статусе жителей Думы противоречивы: по ал-Вакиди [пер., с. 404] и Ибн Хишаму (с. 903), они платили джизйу, т. е. оставались христианами; согласно тексту договора, который Ибн Сад приводит по ал-Вакиди, они принимали ислам и платили десятину (ушр) с земли и садаку со скота. Те же условия приняли и бану калб, обитавшие по периферии оазиса [И. Сад, т. 1, ч. 2, с. 34, 68–69]. Возникает подозрение, не спутаны ли здесь два договора, заключенных жителями Думы с Халидом, – при Мухаммаде в 9 г. х. и при Абу Бакре в 12 г. х.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Батюшкова, вып. V, стр. 20. 460 Geschichte des Ursprungs, Forschritts und Verfalls der Reformation in Polen von Krasinski, S. 26–28, 30–34 и Geschichte der Reformirter Kirchen in Lithauen von Joseph Lukaszewicz, Theil 1. S. 1. 461 С этой общей точки рассмотрим протестантизм в четырех его видах: 1) лютеранства; 2) реформатства; 3) социнианства; 4) реформатства с примесью социнианства. 462 Lukaszewicz Theil, 1. S. 2, Remerk 3, Krasinski 130. Dionisii Livonicae historiae series in script, rerum livonic, II, 467–471, ed. 1847. Ист. Рус. Ц. Высокопреосвящ. Макария IX т., стр. 314–318. 463 Lukaszewicz S. 4. Памятники Русской старины в запад. губ. Батюшкова, стр. 34, иезуиты в Литве Сливова в Русск. Вестнике за 1875 г. июль, стр. 37 и 38 и История Польской Литературы Людвига Кондратовича, т. II, стр. 101. 465 Krasinski, 111–119, 159 и 160; Истор. Польской литературы Кондратовича, т. I, стр. 151 и 152. 466 До 1569 г. (когда совершилось люблинское подчинение Литвы польскому владычеству) при своей внутренней политической силе и независимости, (в силу которой ни один поляк не смел служить Литве), при непрочном положении и насильственном введении в ней латинства, Литва была самым удобным уголком западноевропейского протестантского движения. 467 Таков именно был ревностнейший и даровитейший из проповедников Мартин Кровицкий. Сын благородных родителей, родившийся около 1509 г., для высшего образования путешествовавший в Виттенберг, слушавший там и, конечно, не без сочувствия Лютера и Меланхтона, Кровицкий долгое время был ксендзом в Пржемислесском диоцезе и управлял имениями местного владельца Кмиты. Между тем, епископ Дзиадуский своими рыцарскими наездами и грабежами и всевозможными скандалами произвел много смут и волнений в государстве и церкви. Честная, благородная душа и пылкий нрав Кровицкого не выдержали, и он стал горячо обличать злоупотребления и безобразия духовенства. Раздраженный епископ потребовал его к себе на суд и посадил его в заточение. Бежав из заточения, Кровицкий нашел себе приют в Зуравне, деревне Орцеховского (1550 г.) и там сочетался браком с Магдалиной, дочерью Станислава Побьедцанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010