Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДИАН III [лат. Gordianus] (20.01.225, Тисдр, Сев. Африка - 11.02.244, Киркесий, Сев. Месопотамия), рим. имп. с июля 238 г. (титул: Император Цезарь Марк Антоний Гордиан Август). Сын аристократа Юния Гальбы и дочери имп. Гордиана I (159-238; на престоле 2 апр.- май 238), племянник имп. Гордиана II (191-238; на престоле 2 апр.- май 238). Г. по муж. линии возводил себя к роду Гракхов, по женской - к имп. Траяну. Гордианы славились богатством и образованностью. В б-ке Гордиана I в Риме было ок. 62 тыс. книг. В ходе политического кризиса в Римской империи Гордиан I был провозглашен императором в Тисдре и взял себе в соправители сына Гордиана II. Гордианы были признаны рим. сенатом, однако вскоре по приказу имп. Максимина Фракийца против них были мобилизованы лояльные к Максимину нумидийские легионы; Гордиан II был убит в сражении с наместником Нумидии Капеллианом, а Гордиан I покончил с собой в Карфагене при известии о гибели сына. Г. был провозглашен императором преторианской гвардией, первоначально как соправитель императоров Клодия Бальбина и Пупиена, возведенных на престол сенатом. После гибели Гордианов I и II группировка Бальбина, Пупиена и Г. должна была противостоять имп. Максимину Фракийцу, к-рый в это время вторгся в Италию из придунайских провинций, осадил Аквилею и намеревался восстановить свою власть в Риме. Вскоре в том же году были убиты солдатами сначала под Аквилеей Максимин и его сын-соправитель, а затем в Риме Пупиен и Бальбин. После их гибели Г. стал единовластным императором. Из-за юного возраста Г. так и не стал самостоятельным правителем. В 241 г. Г. назначил префектом претория выходца из всаднического сословия Гая Фурия Сабина Аквилу Тимеситея и вскоре женился на его дочери. Ключевые посты гос. управления заняли члены сенатской комиссии 20 консуляров, созданной в 238 г. против Максимина. В 240 г. в Карфагене поднял мятеж Сабиниан, но был разгромлен присланными из Италии войсками.

http://pravenc.ru/text/166199.html

Благодаря этой особенности, геологические «часы» циркона оказываются естественным образом установленными, практически, на нулевую отметку Сразу же после формирования кристаллов «часы» начинают отсчитывать время: нестабильные изотопы, уран-238 и уран-235, распадаются до свинца-206 и свинца-207, соответственно. С течением времени количество урана уменьшается, а количество свинца увеличивается. Определив отношение дочерних изотопов свинца к материнским изотопам урана и зная периоды полураспада (4,47 миллиарда лет для 238 U → 206 Pb и 0,704 млрд. лет для 235 U → 207 Pb), можно рассчитать возраст циркона. Например, если отношение 207 Pb/ 235 U равно 1, то есть половина урана-235 распалась до свинца-207, то с момента образования кристалла прошло 0,704 миллиарда лет Важной предпосылкой для достоверного датирования является закрытость системы – кристалл не должен обмениваться со средой материнскими или дочерними изотопами. Механическая прочность и химическая устойчивость циркона способствуют выполнению этого условия, однако не устраняют полностью возможность потери части свинца или привноса радиогенного свинца извне в результате диффузии. Решить это затруднение позволяет важное преимущество циркона – каждый кристалл содержит примеси двух нестабильных изотопов урана и, соответственно, двое независимых «часов»: 238 U → 206 Pb и 235 U → 207 Pb. Для выявления и корректировки возможной потери свинца достаточно сверить эти «часы» как показано на Рисунке 2. В закрытой системе показания обоих «часов», то есть возраст циркона, вычисленный исходя из значений 206 Pb/ 238 U и 207 Pb/ 235 U, совпадают (конкордантны) и соответствуют одной точке на кривой – конкордии (например, точке А на Рисунке 2). В случае если кристалл потерял часть свинца, то процент уменьшения будет одинаковым для обоих изотопов – 206 Pb и 207 Pb. Это сдвинет соответствующую точку вдоль прямой к началу координат, причём величина сдвига зависит от количества потерянного изотопа. Если кристаллы циркона, взятые из одного геологического образца и имеющие одинаковый возраст, отличаются по степени утечки свинца, то соответствующие им значения располагаются на одной прямой – дискордии (точки Б, В и Г на Рисунке 2). Верхняя точка пересечения этой прямой и конкордии означает возраст минерала (Рисунок 2). Таким образом, сопоставление показаний двух «часов» позволяет выявить и скорректировать возможную утечку дочерних изотопов и определить реальный возраст образца. Показатели многих образцов лежат на конкордии и поэтому не требуют какой-либо корректировки Благодаря перечисленным свойствам циркон является наиболее достоверным и точным минералом-геохронометром. В недавней работе американские учёные проанализировали радиоизотопный состав цирконов, найденных в области Jack Hills на западе Австралии и оценили их возраст в 4,4 миллиарда лет Они оказались самыми древними из известных минералов земного происхождения.

http://bogoslov.ru/article/4861353

ad monach. 26). В составе человека К. выделяет тело (corpus), плоть (caro), душу (anima), память (memoria), а также ум, или дух (spiritus), и сердце (cor), впрочем нигде четко не поясняя соотношение между этими понятиями. С плотью преимущественно ассоциируются пороки в противоположность душе, в которой заключен образ Божий (Serm. 238. 2). Божественная красота души является как бы средством для исправления «пороков плоти». Одной из важнейших способностей души является память, предназначенная для мудрых и благочестивых мыслей (Ibidem). Сердце сравнивается с сосудом, к-рый не может быть пустым, но всегда наполняется добрым или дурным содержимым (Ibid. 233. 5). Следуя блж. Августину, в одной из ранних проповедей К. учит, что каждый человек относится или ко граду Христову, или ко граду диавола. Принадлежность к тому или другому граду определяется преимущественным содержанием человеческого сердца - либо это смирение, либо гордыня (Ibid. 233. 3). Каждый человек может идти по широкому или по узкому пути. Широкий путь сопровождается временными радостями и наслаждениями, узкий - временными скорбями, но первый приводит к вечной смерти, или бесконечному мучению, а второй - к вечной жизни, или небесным наградам (Ibid. 233. 7). Как вступление на узкий путь монашеской жизни, так и собственно монашеские подвиги - дело свободного произволения человека (Ibid. 238. 5; Reg. ad monach. 18). Нек-рое понуждение в мон-ре допускается, но не может считаться нормой. Бог призывает человека в Свое Царство, но чтобы сподобиться этого Царства, нужно исполнять Его волю (Serm. 238. 4). Для исполнения воли Божией и совершения добрых дел Бог дал человеку все необходимые способности (Ibid. 238. 1). Впрочем, монах должен полагаться не на усердие в подвигах, а на благодать Божию (Ibid. 234. 3). В ответ на определенную ревность человека благодать Божия очищает его сердце от страстей: «Когда [люди]… устремляются на служение по святым монашеским обетам, то по благодати Божией они очищаются от всякого зла» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

б) В судебных Уставах 20 Ноября 1864 г., изданных с изложением рассуждений, на коих они основаны, под ст. 1016 Уст. Угол. Суд., значится, между прочим: супруг оскорбленный нарушением святости брака, прелюбодеянием другого супруга, может и вовсе не возбуждать об этом дело, или просить светский уголовный суд о наказании обвиняемого им супруга или же искать в суде духовным развода с ним (Уст. Дух. Конс. ст. 238 (237, изд. 1883 г.) 241 (238, изд. 1883 г.) 242 (239, изд. 1883 г.) и др.; свод 1857 г. Т. 10, ч. 1 зак. гражд. ст. 804 (716, изд. 1887 г.) т. 15 кн. 1 улож. о нак., ст. 2156 (1585, изд. 1885 г.). Следовательно, одно и тоже событие, преступление прелюбодеяния, может служить поводом к начатию дела двояким порядком, т. е. в суде светском или духовном. По сему, для устранения возможного случая, что доказанное в одном суде событие прелюбодеяния, не было признано существующим в другом суде следовало бы установить между ними надлежащее разграничение подсудности. В виду этой необходимости и в том внимании, что оскорбление святости брака прелюбодеянием, причислено по церковному и государственному законодательству, к тем преступлениям, по коим дело возбуждается не иначе, как по иску или жалобе оскорбленного супруга, и что дела подобного рода могут оканчиваться примирением, предположено было постановить, согласно мнению Святейшего Синода: 1) что супруг оскорбленный нарушением святости брака прелюбодеянием другого супруга, если желает, может возбудить дело: или принесением светскому уголовному суду жалобы, с той целью, чтобы виновный был подвергнут исправительному наказанию, определенному в 2156 статье уложения о наказаниях Т. 15, кн. 1 (1585 ст. ул. о наказ. изд. 1885 г.) или подачей епархиальному начальству искового прошения о разводе с супругом, им обвиняемым в прелюбодеянии, на основании законоположений церковных (Уст. Дух. Конс. ст. 230 лит. п. (223, изд. 1883 г.), 238–244, (237–241, изд. 1883 г.), 248–260 (245–256, изд. 1883 г.) и 2) кто, на основании этом, начнет дело в светском суде, тот теряет право объявить иск в духовном суде, и, на оборот, кто обратится к духовному начальству с исковой просьбой о разводе брака, тот не может просить светский уголовный суд о назначении виновному наказания по приведенной выше статье 77 2156 (1585 ст., изд. 1885 г.) Ул. о нак. (См. Суд. Уст. 20 Ноября 1864 года Уст. Угол. Суд. с изложен. рассуждений, на коих они основаны, изд. второе, дополн. часть 2, 1867. г. стр. 236).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

1438 г. согласие на дарование Н. К. канониката и пребенды в соборном капитуле Льежа, место в к-ром также имел покровитель Н. К. кард. Чезарини; при этом Н. К. по папскому распоряжению был даже освобожден от выплаты аннатов (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 233. N 350; S. 235. N 356; S. 238. N 360; ср.: Meuthen. 1962. S. 42-43). В июне 1438 г. Н. К. отправился в Германию с письмом папы Римского Евгения IV к князьям и представителям сословий Швабии (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 237-238. N 359; S. 238-239. N 362). Возможно, его задачей также была защита интересов Папского престола во время имперского рейхстага, проходившего в Нюрнберге в июле 1438 г. Однако если Н. К. и был в Нюрнберге, он приехал туда уже после завершения заседаний рейхстага (см.: Ibid. S. 239. N 364). В течение последующих 2 лет Н. К. значительную часть времени проводил в Кобленце, где находилась его основная резиденция, или в Кузе, где жили его родственники. Помимо этого в статусе папского посланника он посещал имперские съезды и рейхстаги, проходившие в разных городах Германии. Вслед. значительного числа поездок, к-рые совершал Н. К., у некоторых исследователей сформировалось мнение о его значительной загруженности церковно-политическими делами. Предполагалось, что эта деятельность препятствовала его работе над соч. «Об ученом незнании», замысел создания к-рого, предположительно, возник у Н. К. примерно в это время (см.: Bond. 1996. P. 151-154; Хорьков. 2016. С. 388-390). Однако в действительности первоначально обязанности Н. К. были довольно скромными: он был лишь одним из неск. папских представителей на рейхстагах, причем не самого высокого ранга. До 1440 г. он не имел полномочий нунция или легата, поэтому не мог вести формальные переговоры с князьями и принимать к.-л. решения от имени Папского престола. Его основной обязанностью была защита папской позиции в публичных речах богословско-канонического характера, в к-рых использовались одни и те же аргументы и подготовка к-рых не требовала от него значительных усилий.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

ДС – А сейчас вернемся к Имаму Малику. К седьмому большому сборнику хадиса. Он пишет об Айше, жене Мухаммеда, что тут написано? Некоторые аяты были изменены. Айша (малолетняя супруга Мухаммеда) решала, что должно быть в Коране. «Абу Унус, вольноотпущенный Аиши, матери верующих, передает: Аиша повелела мне переписать Священный Коран, и попросила меня сообщить ей, когда я дойду до аята Haftdhuu alaas-salaati waas-salaatiil-wustaa wa quumuu lillaahi qaanitiin (2:238) Когда я достиг его, то сообщил ей, и она велела мне: «Запиши его следующим образом Hafidhuu alaas-salaati waas-salaatiil-wustaa wa salaatil ‘asri wa quumuu lillaahi qaanitiin. Она сказала, что так она слышала этот аят от Посланника Аллаха»» Муватта имама Малика стр. 64 АФ – Абу Унус, вольноотпущенный Аиши, матери верующих, то есть бывший раб, передает: Аиша повелела мне переписать Священный Коран, и попросила меня сообщить ей, когда я дойду до 238 аята суры «Аль-Бакара» глава 2 стих 238. ДС – Да. Речь идет о 2 главе 238 стихе он говорит, когда я достиг его, то сообщил ей, и она велела мне запиши его следующим образом. Получается она велит ему записать стих, не так как он его запомнил. Эта женщина, жена пророка, которая исправляет и меняет Коран. А я не знал, что женщинам позволено так делать. Однако же вот оно! Ибн Малик об этом рассказывает. АФ – Если я спрошу своих друзей мусульман, почему Мухаммед взял в жены Аишу, хотя она была очень молодой, они ответят вам: по милости и мудрости Божьей, чтобы она научилась у пророка. ДС – Вот и пожалуйста, а сейчас она изменяет слова пророка, если, конечно, это правда. Еще нам рассказывают о стихе, который был изменен. Некоторые аяты были изменены. Некоторые изменения были сделаны… Общим счетом, аль-Хаджжадж ибн Юсуф сделал одиннадцать изменений в чтении Усманских текстов… Сура аль Бакара (2:259) изначально читалась lam yaasanna waandhur, но была изменена ha lam yatasannah… Сура аль-Маида (5:48) читалась shari ya’atan was minhaajaan, но была изменена ha shir ‘atawwa minhaajaan.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

«Человек, одарённый от Творца разумной душой, способной познавать истину, которая есть жизнь ея, и... не хотящий познать её, идущий наперекор своему разуму и совести, и Богу, и людям – не есть ли несчастнейший слепец... который сам добровольно употребляет во зло величайший дар Божий человеку – разум и свободную волю, отличающие его от всех животных бессловесных?» (2:237). Слепотствующий духовно человек «есть самый несчастный, как верная добыча ада... Это-то вот и есть хула на Духа Святого, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными чудесами. Такому человеку «нет прощения ни в сем, ни в будущем веке» не потому, чтобы грехи наши побеждали человеколюбие Божие, но потому, что сам человек в гордости, упорстве, злобе, лжи и нераскаянности погибает» (2: 238). Что же рождает духовную слепоту? Откуда она? От крайних самолюбия, гордости, самомнения, «от всегдашней сытости» (2: 238). Ныне духовная слепота «царит в мире, несмотря на его образование и цивилизацию. Где теперь не мудрствующая лукаво, простосердечная вера в Бога? Где праотеческая строгость и чистота нравов? Где честность, где верность долгу? Где искренняя доброжелательность? Где бескорыстие при служении правде и дорогому Отечеству? Где искренний взгляд на обязанности христианские? Ложный или лжеименуемый разум, ложно понимаемая свобода, неправда, обман, ложь на каждом шагу, корысть, чувственные удовольствия ослепили сердца» людей (2: 246). «А мы зрячие или слепые душевно? – ставит вопрос Батюшка и отвечает: – Нельзя назвать нас слепыми совершенно: мы немного видим, поскольку веруем в Иисуса Христа и имеем смиренный образ мыслей и упражняемся в молитве и добрых делах; но и зрячими совершенно нас тоже нельзя назвать, так как грехи и страсти непрестанно, каждый день, ослепляют нас... – и гнев ослепляет душу гневливого; и зависть – душу завистливого; и деньги – душу сребролюбивого; и вино – пьяницу, и чревоугодие – алчного до пищи; и гордость – гордеца; и сласть – сладострастного, – словом, всякого ослепляет всячески живущий в его сердце грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Письма царю (1659 г.) Мф. 25:35 «...в день судный истязани будем: „ Алчен , – рече , – накормисте “...» 5, л. 26); Ин. 13:14 «Аще убо Аз умых ваши ноз, Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати ноз 4, л. 21). «Наставление царю» (1662 г.) Ин. 13:14 «Аще убо Аз омых вам ноги, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати ноз » (Наставление, 441). «Возражение» (1664 г.) Мф. 10:8 1) «Паки заповда Господь, глаголя: „... болящая исцлите, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бсы изгоните “ и прочая» (Никон 1982, 238); 2) «... И болящих исцляти, прокаженных очищати, и бсы изгоняти и прочее» (Никон 1982, 303). Мф. 25:35 «Господу паки вопиющу: „ Алчен бх и напитасте, жажден и напоисте “ и прочая» (Никон 1982, 209). Ин. 13:14 «Аще убо Аз умыл ваши ноз, Господь и учитель, и вы должни есте друг другу умывати ноз » (Никон 1982, 238). Письмо к Савве Дмитриеву (1665/1666 гг.) Мф. 25:35 «И паки: „ Алченъ – накормисте Мя; жажден – напоисте Мя; страненъ – введосте Мя; нагь – одясте Мя“». (Савва 3, л. 95об.). Челобитные царю (1675 г.) Мф. 25:35 1) «Подражи заповдем Божиим, глаголющим: „ Алчен б, и накормисте Мя; жаден, и напоисте Мя....» 34, л. 222); 2) «...яко Самому Тому глаголющему: „ Алчен бхъ, и накормисте “» 27, л. 158). Совершенно очевидно, что рассматриваемый фрагмент есть соединение цитаты и пересказанных своими словами двух библейских фразеологизмов. Однако сравнение текстов источника в двух посланиях показывает, что в «Послании 1» при парафразе использована библейская лексика и характер перефразирования близок к способу передачи фрагментов из библейских источников, обнаруженных в других сочинениях патриарха Никона (текстуальные совпадения выделены жирным шрифтом). Можно заключить, что текст «Послания 1» более близок к стилю патриарха Никона и способам его работы с библейскими источниками. Подобный принцип передачи текстов выписок из книги Кормчей (М., 1653) – с использованием лексики источника и текстуальная близость с ним – наблюдается в «Послании 1». Церковные правила, к которым Никон апеллирует в послании к Лигариду, здесь названы, как и в книге Кормчей, «правилами», а в списках «Послания 2» они именуются то «преданиями», то «заповедями»: подбор синонимов для замены устоявшихся и традиционных обозначений хорошо известных образованному читателю XVII в. понятий, говорит о вторичном происхождении «Послания 2». Кроме того, одно и то же соборное правило патриарх Никон неоднократно цитирует в других своих сочинениях, и тексты этих дословных выписок из «Кормчей» во всех случаях имеют полное текстуальное сходство с печатным источником. Вот характерный пример – 16-е правило I–II поместного собора в церкви Святых Апостолов:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Таким образом, можно дать следующую схему разветвлений этого «запрещенного древа». I. Плоды: 1) Еда прежде времени 2) «Разносолы и деликатесы» 3) Все равно, что есть, но лишь бы «повкуснее и послаще» 4) Еда «до отвала» 5) «Жранье», «прожорливость», «ест инда давится», «за скулами трещит» II. Листья 235 1) «До законного часа». 2) «Лакомство, 3) «Наполнение чрева», «Любовь к смачному». III. Ветви 236 1) «Гортанобесие» (лемаргия). 2) «Чревобесие» (гастримаргия). IV. Корень: 1) Чревоугодие. История и наука жестоко бичуют все виды чревоугодия, жития же святых передают вещи, которые должны приводить богобоязненную душу в великий страх. Вот несколько примеров. Относительно многократной еды в течение дня европейцев еще в «Корабле дураков» Гейлера фон-Кейзерсберга (1445–1519) приводятся следующие стихи: Qui semel est deus est, bis homo, sed bestia qui ter, Est daemon quater, quin quies est sua mater. Тот бог, кто ест на день однажды, Человек – кто ест дважды, А трижды кто – скот, кто четырежды – бес, А пять – его матерь лишь ест 237 Но предел скотоподобного состояния человека показали нам римские комики и сатирики. Они беспощадно бичуют разных лукуллов, тримальхионов своего времени и блюдолизов-гостей при их чудовищных столах, давая им позорные клички «мух», «котов», «паразитов», «саранчи». Гладиаторов и борцов не только за физическую силу, но и за обжорство называли саркастически «непобедимыми, непреодолимыми». И действительно, Милону Кретонскому, знаменитому атлету древности 238 нужно было в день двадцать фунтов мяса, столько же хлеба и без малого два ведра вина. Император Максимин (235–238), известный гонитель христиан, мог в один день выпить пять с половиной ведер вина и съесть пуд мяса. Нечего удивляться поэтому, что он одним ударом кулака перешибал ногу у лошади и пальцами растирал в порошок камни 239 Но, кстати сказать, получил и законное возмездие в седалищах этих своих страстей за преследование христиан. Где удовлетворяется чрево, там и подчревность ублажается; так и у Максимина было. И вот, говорит св. Григорий Богослов в обличительной речи на гонителей христиан, он потерпел «ужасную казнь, гнусную язву телесную (как известно, Максимин умер от зловонных ран на половых органах. – Еп. Варнава), которой знаки изображены, как на позорных столбах, на его статуях, стоящих и доныне в публичных местах» 240 Хороши же были и культура, и общество, допускавшие такие статуи!

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Чтобы убедиться в этом, довольно сличить известие рязанских писцов с письмом Святислава и припискою Драгослава, которые все напечатаны у Розенкампфа (о Кормч. 56–63 Розенкам. О Кормч. Прим. 47. С. 56 или яснее — прим. 46. С. 268. Изд. 2 Снес.: Восток. Опис. Румянц. муз. 290, 298 Этого мнения держался митрополит Евгений (Слов. духовн. пис. 1. 326 Опис. К.-Соф. соб. Прибавл. 238 и держится автор статьи «О первоначальном составе славянской Кормчей книги», напеч. в Христ. чтен. 1851. 1. 558 Барон Розенкампф, как мы уже заметили, напротив, признавал Софийский список копиею с Кирилловского, или болгарского. А автор «Обзора русской духовной литературы» замечает, что «списком с болгарской Кормчей, присланной к митрополиту Кириллу, надобно признать список Румянц. муз. XVI в. 232 так как в нем сохранялось самое письмо, при котором препровождена была к нему Кормчая», и присовокупляет, будто текст восточных правил предложен здесь в подлинном, полном виде его, как у Зонары и Софийской Кормчей, а не как в Рязанской (1. 55, в статье о Кирилле II Между тем барон Розенкампф этот самый список Кормчей Румянц. муз., означенный в Опис. Востокова под 232, а у него — Розенкампфа — под 5 относит именно к Рязанской фамилии, а не к Софийской (о Кормч. 12 Восток. Опис. Рум. муз. 297 и, судя по описанию этого списка у Востокова, который неоднократно замечает, что правила изложены в нем как в печатной Кормчей, не может оставаться никакого сомнения, что список действительно относится к Рязанской фамилии. Таковы списки Румянц. муз. 233 и 234 179]. Но стоит только сравнить, например, русские статьи, помещенные в этих списках, с теми, какие находятся в Софийском (Русск. достопам. 1. 20–21 чтобы видеть сделанные прибавления или дополнения. Розенкампф указывает на один список XV в., принадлежащий купцу Лаптеву и «совершенно сходный» с Рязанским, следовательно, без изменений и прибавлений, и в этом Лаптевском списке есть означенное письмо и приписка (о Кормч. 12 и прим. 47. С. 56, а яснее — по 2-му изд. прим. 46. С. 268 Есть также в списках Рязанской фамилии — Румянцевском 232 (Опис. С. 290 и Новгородском (Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. 238

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010