Очень яркий пример – это 116-й псалом: «Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди» ( ст. 1 ) – призыв к славословию. «Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки» (ст. 2). Другой пример– это 112-й псалом: «Восхваляйте, отроки, Господа восхваляйте имя Господне! Да будет имя Господне благословенно отныне и вовеки!» (ст. 1–2 ). И дальше: «Вознесен над всеми народами Господь; слава Его превыше небес» (ст. 4 ) – вот основание для хвалы. «Кто подобен Господу Богу нашему? Она на высотах живет, и взирает на смиренных на небесах и на земле. Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого, и посадит его с князьями, с князьями народа Своего» (ст. 5–8 ). Обратите внимание, переход очень резкий, то есть сначала: «От востока до запада да восхвалят имя Господне...» (ст. 3 ), «Кто подобен Господу Богу нашему...» (ст. 5 ) – исповедуется Его величие, слава как Творца, как Того, Кто превыше всего мира, и вдруг сразу резкий переход: «И взирает на смиренных на небесах и на земле. Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого» (ст. 6–7 ). Мгновенное изменение плана, переход от вселенской перспективы к конкретному нищему. Господь, Которого славу не могут вместить небо и земля, озабочен делами какого-то нищего, лежащего на земле. Господь до этого снисходит, что тоже является основанием для славословия Бога в Псалтири. Существует известное несовместимое с христианским воззрением мнение о том, что Бог, конечно, есть, возможно даже, Он и управляет Вселенной (или она живет сама по данным ей законам), однако полагать, что Он занимается каждым отдельным человеком и входит в его проблемы, конечно, странно и нелепо. Библейское откровение утверждает совершенно обратное. И это тоже проявление величия, всемогущества и всеведения Божия. «И посадит его с князьями, с князьями народа Своего; поселит Он неплодную в доме Своем, как мать, радующуюся о детях своих» (ст. 8–9 ),– в последних словах содержится пророчество о при­звании в Церковь язычников 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Писании как одно из бедствий, приравниваемое к сильнейшим и великим стихийным бедствиям, как «мор, глад, землетрясения», и потому война для бытия – жизни народа, по Св. Писанию, есть одна «из болезней» ( Мф.24:6–8 – См. наше соч. «Добро и Зло»… XVI-238–240); с другой стороны, война всегда священна для каждого члена своего народа, т. е. для члена каждой воюющей стороны, и потому положить жизнь свою на войне значит принять доблестную смерть «за други своя». Понятно поэтому, почему «имя воин в Св. Писании не только не тождественно с словом «убийца», но и выражает собою почетнейший, славнейший и благороднейший титул для обозначения высоких добродетелей: безусловного повиновения, твердости воли, самозабвения, верности своему долгу, преданности идее служения других и прочее» ( 2Тим.2:3–4 ; 1Тим.1:18 ; 1Кор.9:7 ; ibid), – и почему также в Св. Писании возникновение войн между народами рассматривается не как преступление и не как злодейство в племенах и народах по отношению их друг к другу, а именно как одна «из болезней» бытия и жизни «в веке сем и в мире сем» сынов человеческих, стоящих на «суде» своем в племенах, коленах и народах. Другое дело – «неумеренное и жестокое пользование победителя якобы своим правом над побужденными: здесь Св. Писание прямо и положительно вменяет в преступление такое пользование, считая оное крайним обнаружением злой воли победителя. В сем случае закон общечеловеческой справедливости и долг снисходительного милосердия обязательны и для победителя в его отношении к участи побежденных: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона, – говорит Господь, сиди на земле…, сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев: ибо впредь не будут называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое, и предал их в руки твои, а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжелое иго твое. И ты говорила: вечно буду госпожею» ( Ис.47:1–7 ; ibid). Но вот и на «Вавилон посылаются веятели, развевают его и опустошают землю его» ( Иер.51:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Не все, даже иудейские комментаторы, соглашаются с тем, что стегно – это именно обрезание. Так, например, Ибн-Эзра, пишет: «Мне кажется наиболее вероятным, что в то времена был обычай, чтобы человек давал клятву, положив руку под стегно своего повелителя. Общий смысл высказывания тогда таков: «если ты подчиняешься мне, положи руку под стегно мое». Господин восседал бедром на руке в знак того, что «вот рука моя в твоем распоряжении, я готов исполнять твою волю». В Индии такой обычай существует по сей день» 236 . В Таргуме Онкелос, читаем: «Коснись моего бедра…» 237 Преподобный Ефрем, настаивает на обратном: «Раб клянется заветом обрезания. Ибо на том, что люди осквернили в начале своего бытия до и после потопа, Бог положил знамение завета, и что было презрено в человеческом теле, тому Он сообщил преимущественную честь, положив на нем знамение завета, так что этим клялись дающие клятву и этим заставляли свидетельствовать о себе требующие клятвы» 238 . Скорее всего, преподобный Ефрем не видит в человеческом теле ничего оскверненного и презренного. Он как бы вместе с апостолом Павлом готов сказать: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит. 1:15 ). «…положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли ( Быт. 24:2–3 ). Авраам говорит: положи руку твою под стегно мое ( Быт. 24:2 ), как если бы он говорил: Возложи руку твою на алтарь, или: возложи руку твою на ковчег завета, или: простри руку твою к храму Божию – и клянись мне. Он положил руку под стегно и принес клятву Богом неба и Богом земли. И не ошибался благословенный Авраам, когда повелел это сделать, но, будучи исполнен пророческого духа, он знал, что из его семени родится Христос, Господь неба и земли. Потому, когда раб его коснулся стегна, он не приносил клятву какой-либо частью плоти, но клялся живым и истинным Богом, ибо Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду – из семени его родился Господь Иисус» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если правила аргументации в конвенциональной аудитории (например, в суде) допускают эристическую аргументацию, то ее следует применить. Ритор, применяющий эристическую аргументацию, должен помнить, что тактическая победа в полемике легко может обернуться стратегическим поражением в оценке ритора аудиторией. Применение софистических аргументов не рекомендуется, даже если оппонент их использует. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Аристотель. Риторика. – Античные риторики. М., 1978. С. 21. Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры ведется на основе работ: Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996; Принципы современной риторики. М., 1999. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33. Рождественский Ю. B. Теория риторики. М., 1999. С. 69–70. Рождественский Ю. В. Там же. С. 69. Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский. Статьи и речи. Т. 3. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 213. Святитель Феофан Затворник. Гам же. С. 238. Святитель Феофан Затворник. Там же. С. 246. Мопгое А. & Ehninger D. Principles of Speech Communicamion. 7-th ed. Glenwiw. 1975. Р. 231–232. Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. С. 358–362. Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. Т. 2. С. 535–537. Это правило относится в основном к продолженной речи – проповеди или преподаванию: если, например, преподаватель позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказываетея от регулярного поучения паствы, его аудитория сокращается и распадается; остановить начавшийся распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Сообщение о даровании духа здесь напоминает творение Богом человека, дар самой жизни. Сам термин «дыхание» (μφυσν) используется также в переводе Септуагинты второго рассказа о творении в книге Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Он появляется также и Иезекиилевом видéнии поля, усеянного сухими костями: «Дохни на этих убитых и они оживут» ( Быт.37:9 ). В обоих случаях – и Быт.2:7 , и Иез.37:9 – дыхание является символом творения жизни. В Своем воскресении Христос становится источником нового творения, завершающим и превосходящим первое. Согласно апостолу Павлу, Христос – это животворящий дух ( 1Кор.15:45 ). Во время Своего общественного служения, когда Иисус «поставил» двенадцать, Он действительно «создал» (ποησεν) их ( Мк.3:14 ), а теперь, в день воскресения, Он «освятил» их «истиной» ( Ин.17:19 ). Теперь они отделены для «поклонения» Отцу «в духе и истине» ( Ин.4:23–24 ). Силою Духа они заново рождены и крещены, чтобы жить в согласии с истиной, явленной в Иисусе. Те, кому Христос являлся и даровал Духа, – Его ближайшие ученики. Обращение в первосвященнической молитве – «Освяти (γασον) их истиною… за них Я посвящаю (γιζω) Себя, чтобы и они были освящены истиною (γιασμνοι ν ληθε)» ( Ин.17:17–19 ) – теперь исполняется в даровании Духа, ибо «освящение» или «посвящение» предполагает освящающую силу Святого Духа. Мы можем воспринимать это ниспослание Духа как рукоположение учеников, ибо власть вязать и решить, удерживать и прощать – это власть священническая, «их рукоположение подтверждено в Пятидесятнице» 238 . Согласно Андре Фойе, существует соотносимость между Ин.20:23 («Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны») и Мф.18:18 («Истинно говорю вам: что свяжете на земле, будет связано на небе; и сто разрешите на земле, будет разрешено на небе»). Этот экзегет указывает, что упоминаемое в Ин.20:23 – «нечто большее, чем просто посылание на проповедь». Некоторые именно к этому сводили значение этого стиха. Но пассивная конструкция, которую здесь использует св. Иоанн, – «отпущены», «удержаны» – является иным способом указания «на Бога как источник, как и у Матфея небеса подтверждают сделанное на земле». Христос подготовил учеников к их рукоположению. Если умывание ног, описанное в Ин.13:1 и слл., является предварением апостольского освящения как священников, то дуновение Духа на них после воскресения показывает нам «дополнение священства» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Глава 40 (237) Утешайте, утешайте народ Мой, Говорит Бог ваш. (2) Говорите к сердцу Иерусалима И возвестите ему, Что исполнилась воинская служба его, Что сделана уплата за вину его, Что он получил из руки Иеговы Вдвое за все грехи свои. (3) Голос взывает 238 : В пустыне проложите дорогу Иегове, Выровняйте в необитаемом месте Путь для Бога нашего. (4) Пусть каждая долина поднимется, Всякая гора и холм понизятся, И станет овраг равниною, И неровности – местом гладким. (5) И откроется слава Иеговы, И увидит всякая плоть, Что уста Иеговы говорили 239 . (6) Голос говорит: «возвещай»! И сказал я: что мне возвещать 240 ? «Всякая плоть трава, И вся красота ее, как цвет полевой. (7) Сохнет трава, опадает цвет, Когда ветер Иеговы дует против него. Да, трава – народ 241 ; (8) Сохнет трава, опадает цвет, Но слово Бога нашего будет стоять вечно». (9) На гору высокую взойдите, Благовестники Сиона 242 ; Поднимите высоко голос свой, Благовестники Иерусалима; Поднимите, не бойтесь, Скажите городам иудейским: «Вот Бог ваш». (10) Вот Господь Иегова с силою идёт, И мышца Его владычествует у Него; Вот награда Его с Ним И дело Его перед лицом Его. (11) Как пастух, будет пасти стадо свое, На руки свои соберёт ягнят, И на груди своей понесёт, Беременных же поведёт осторожно. (12) Кто исчерпал горстью своею воды, И небеса пядью измерил, Определил третного мерою пыль земную, Взвесил безменом горы, И холмы на весовых чашках 243 ? (13) Кто испытал Дух Иеговы, И какой человек своим советом наставил Его? (14) Кто советник, чтобы вразумлял Его, Направлял Его на путь правды, Учил Его знанию, И путь благоразумия показывал Ему? (15) Да, народы – что капля из ведра, Тоже значат, что зерна на весах; Острова, как мелкая пыль, поднятая ветром. (16) Ливана мало для огня, И живущего на нём для всесожжения! (17) Все народы как ничто перед Ним, Менее, чем ничтожество и пустота, значат у Него. (18) И с кем сравните вы Бога? Какое подобие найдете для Него? (19) Идола выливает художник, А золотильщик золотом покрывает его,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

А. Богоявление Аврааму, обетования ему и заветы с ним Глава XII, 1–9. Два первые Богоявления Аврааму в Уре Халдейском и близ Сихема а. Первое Богоявление Аврааму в Уре Халдейском И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей.... в землю, которую Я укажу тебе (Ст. 1). …пойди… от родства твоего. … С какою целью Господь изводит Авраама из отечественной ему земли? Господь изводит Авраама из отечественной земли его (Ура Халдейского) с тою целью, чтобы спасти как его, так и имевшую образоваться в его племени церковь ветхозаветную от всеобщего в то время разлива идолопоклоннического, и сохранить в людях чистое познание о Себе и об истинной религии. Иисус Навин называет идолопоклонником даже отца Авраамова 237 – так широко распространилось язычество, и так велика была опасность от него для истинного богопочтения! Хотя и в земле Ханаанской царствовало язычество, но там Авраам и следовавшие за ним патриархи были пришельцами и странниками, и, следовательно, не могли иметь крепких связей с туземцами. …в землю, которую Я укажу тебе... Повеление Божие к Аврааму какую имеет испытующую особенность? Ту, что, повелевая удалиться от родства и из дока отца своего, Господь даже не называет Аврааму ту землю, в которую надлежало идти ему, а просто велит собираться туда, куда будет приказано. Вот почему Ап. Павел говорит, что „верою Авраам, будучи призываем, послушался …и шел, не зная, куда идет» 238 . Хотя в предыдущей главе и говорится, что Сарра с Авраамом пошли в землю Ханаанскую, но это примечание Моисей делает уже от своего лица. 239 И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Ст. 2. 3.). В чем заключается главная сила и сущность обетования Божия Аврааму? В том, что благословятся в нем все племена земные, т.е. ради его, поскольку он будет родоначальником того племени, в котором родится Спаситель мира Иисус Христос . Так объясняет сие обетование Божие Ап. Павел, говоря: чрез Иисуса Христа благословение Авраамово распространилось на язычников ... Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 240 Прочие же слова обетования заключают в себе временные и земные блага, именно умножение потомства и возвеличение имени Авраамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ибо если бы мы делали изображение невидимого Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтобы было изображено бестелесное и невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы. И опять: если бы мы делали изображения людей и их считали богами и служили им как богам, то действительно поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после того, как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотившись, «явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3, 38 ), и воспринял природу и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем ( 2, 1, V ). Рассказывается же и такая история: когда царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии сделать это из-за сияния Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному и Животворящему Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и послал его сильно желавшему этого Авгарю. А о том, что и апостолы весьма многое передали, не записав этого, пишет апостол язычников Павел: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры (СПб., 1894. Кн. 4, гл. 16, с. 237–238). Священные изображения в Ветхом Завете Но те, которые не исследуют смысла Писания, говорят, что Бог сказал через законодателя Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» ( Исх. 20, 4 ), и через пророка Давида: «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами» ( Пс. 96, 7 ), и многое другое такое же . Ибо то, что представили они как из Божественного Писания, так и из святых отцов, следует понимать должным образом. ...Находившимся еще в детском возрасте и изнемогавшим от болезни идолослужения, и считавшим идолов богами, и поклонявшимся им, как богам, и отвергавшим поклонение Богу, и воздавшим славу Его твари Врач душ запретил делать это. Ибо невозможно делать изображение Бога бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых», – говорил Бог ( Исх. 33, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ис.1:7 . Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; по­ля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как по­сле разо­ре­ния чужими. Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь. «Земля» – собств. поля и нивы. «Все опустело» лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. Ис.13:19 ). Ис.1:8 . И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажден­ный город. «Дщерь Сиона» – главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость. «Шатер в винограднике». Приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (Гейки. Святая земля и Библия т. 1 с. 141). «Как осажденный город». Тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось. Ис.1:9 . Если бы Го­с­по­дь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. «Господь Саваоф». Это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар ( 1Цар.1:3, 11 ). Саваоф – слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zoba), которое может значить: а) воинские отряды ( Чис.1:3 ; Суд.8:6 ; 3Цар.2:5 ); б) с прибавлением haschamaim – небесное воинство, т. е. или небесные светила ( Втор.4:19 ; 4Цар.17:16 ) или воинства ангельские ( 3Цар.22:19 ). Поэтому одни толкователи в словосочетании «Сущий – воинство» видят указание на Господа, как на национального еврейского бога войны, другие под «воинствами» разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение «Сущий – воинство» считают синонимом выражению «Вседержитель». Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как «бог войны». Поэтому лучше толковать словосочетание «Сущий – воинство» в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти «воинства» на служение Своим высоким целям ( Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах. Киев 1900, с. 238–256).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«в чистоте и искренности» ( Нав.24:14 ), если, разумеется, не отвергнет при этом народ других богов. И причина этой невозможности совершать угодное Господу служение указывается в том, что «Он Бог Святый» или «Всесвятый» (по еврейскому тексту слово «святый» поставлено здесь в множественном числе «Елогим Кедошим» для выражения полноты святости, принадлежащей Господу), «Он – Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и греха вашего». Как обладающий высочайшей нравственной чистотой, заключающейся в понятии святости, Господь не потерпит нечистого, греховного служения Ему, совершаемого с нарушением Его заповеди о непочитании других богов ( Исх.19:3–5 ), как Бог-ревнитель, Господь не потерпит, чтобы умалялось Его величие через служение Ему вместе с ложными богами. Невозможность для народа совершать угодное Господу служение, при указанном условии, раскрывается и доказывается для того, конечно, чтобы привести его к сознанию необходимости и полной решительности «отвергнуть чужих богов и всецело обратить сердце свое к одному Господу Богу Израилеву» ( Нав.24:23 ). «И вписал Иисус слова сии», т.е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, «предстоя пред Богом, в книгу закона Божия» ( Нав.24:1–2 ), под которой разумеется «книга закона», которую отдал Моисей священникам и старейшинам ( Втор.31:9,24–26 ). В увековечение народного решения и возобновления Завета Иисус Навин «взял большой камень и поставил 238 его там под дубом 239 , который подле святилища 240 Господня " . Такой имеют смысл последние четыре слова в нынешнем еврейском тексте. В переводе LXX 241 им соответствует «пред Господом» 242 . Так дословно переданы эти слова в доострожском переводе «пред Господем» 243 . По этому изначальному греко-славянскому переводу библейский писатель говорит в данном месте о том, что большой камень поставлен был Иисусом Навином «под дубом пред Господом», а по нынешнему еврейскому тексту – «под дубом, который подле святилища Господня» или – «в святилище Господнем». Какое из этих двух чтений, представляемых главными памятниками библейского текста, имеет на своей стороне преимущество, видно из того, что доселе не дано, сколько известно, надлежащего объяснения читаемого здесь в нынешнем еврейском тексте названия «святилище Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010