20, 11) Эти видения отмечены именно тем же духовным характером, как и явления ап. Павлу. Конечно, это суть явления Христа, однако не как сущего на земле или паки пришедшего, но одесную Отца сидящего и в Духе Св. живущего в Церкви. 251 Разумеется, в другом смысле Евхаристическое общение внутреннее и полнее всякого зрительного и осязательного, вообще чувственного лишь восприятия явления Христа на земле, которое имели все, окружавшие его в земной жизни, – враги, равнодушные, маловерные и даже «следовавшие за Ним». Это различие в данном случае связано с кенотической прикровенностью на земле его явления. 252 Может показаться, что тут имеются в виду лишь «мертвые во Христе» (как 1 Kop. 15, 23); однако именно здесь говорится o всеобщем воскресении во Христе, «как во Адаме все умирают, так и во Христе все оживут» (22). Следовательно, речь идет лишь o разных образах встречи со Христом в зависимости от разной близости к Нему. 253 Подобный же символизм свойствен и описанию Страшного Суда, в котором говорится, что «соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других и поставит овец на правую Свою сторону, а козлов на левую» ( Мф. 25, 32–3 ). 254 В католическом богословии есть учение о lumen gloriae, каковое представляет собой предусловие видения славы, visio beatifica. Само это различение произвольно и невразумительно, однако здесь верно то, что способность видеть славу Христову уже предполагает предваряющее действие ее изнутри в самом видящем, некоторое «вхождение в облако» ( Лк. 9, 34 ) при видении Преображения Господня. 255 В свете этих идей получает догматическое истолкование рассказ Мотовилова о том, как прп. Серафим показал ему действие Духа Св. в кратком преображении мира, в явлении его во славе: это и есть та слава, которая сделается всеобщей в явлении Христовом и в связи с ним. 256 Правда, у ап. Петра сказано, что «земля и дела ее сгорят» ( 1Петр 3, 10 ). Однако, это не следует понимать в смысле уничтожения ее, потому что немедленно сказано далее: «ожидаем нового неба и новой земли» (12).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно (et mortuus est Dei Filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile)» 1856 . «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» ( Гал. 3, 13 ). «Уснул Христос естественноживотным сном во гробе, и от тяжкаго сна греховнаго воздвиг род человеческий» 1857 . «Убояся Адам, Богу ходящу в Раи: радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде, и ныне воздвизаем» 1858 . И потому, как написал Дмитровский епископ Серафим (Звездинский) , мученик за веру в годы большевистского гонения, «каждый христианин должен распинаться миру, быть распятым на кресте... Крест этот называется мipoompeчehue. Mipa нужно отвергнуться – не того мipa, в котором цветут прекрасные цветы – нет, через этот мip мы только познавать можем Творца, прославлять. От другого мipa нужно отречься – от того, который Господь называет мip прелюбодейный и грешный. Mip этот движется на адской колеснице, у которой три колеса, о которых говорит святой апостол. Колеса эти – похоть плоти, похоть очес, гордость житейская. Этими тремя колесами колесница мipa и движется прямо в пропасть адову, в царство сатаны» 1859 . Смертью же Христовой, Жертвой Его всемирной упразднилось «жало смерти – грех» ( 1Кор. 15, 56 ), истребился «последний враг» ( 1Кор. 15, 26 ), исчезли всякие основания для рабства человека тем трем, о которых писал священномученик Серафим, – похоти плоти, похоти очес и гордости житейской. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( Ос. 13, 14 ; 1Кор. 15, 55 ) 1860 Сбылось написанное: «поглощена смерть победою» (1 Kop. 15, 54)! Остались лишь сотворенный Богом прекрасный мip ( «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1, 31 )), через который мы познаем Творца и через познание это прославляем Его, и «мир» Божий ( Ин. 14, 27 ), который подает нам Господь: «Пасха нетления, мира спасение» 1861 ! «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1Кор. 15, 57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

— Крестный ход символизирует шествие жён-мироносиц к Гробу Иисуса Христа. Во время крестного хода молящиеся идут с зажжёнными свечами. Почему не на Пасхальной седмице на Литургии всю службу бывают открыты Царские врата? — Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами. В какие дни бывает Литургия Василия Великого ? — Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным? — Вряд ли найдётся нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы язык поэзии заменить языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии заменить базарным языком (потому что тот «народнее»). Так и идею полной за-. мены святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов Церкви воспринимает как неоправданное упрощение. Славянский язык – это благодатный одухотворённый язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснётся сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. 10. О праздниках Для чего установлены церковные праздники? — Праздники установлены для воспоминания о благодеяниях Божиих и для воздаяния благодарения за них Богу. Отрывая от суеты житейских дел и обращая внимание на духовное, праздники оживляют и углубляют веру, воспитывают дух благочестия, укрепляют в жизни по вере. Какой самый большой церковный праздник? — Пасха – Воскресение Христово – «праздников Праздник и Торжество из торжеств». «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Kop .15. i 4 ). Что означает слово «Пасха»?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Наоборот, существование ада с вечными в нем муками распространяется на все человечество, на все тело Церкви, как общая болезнь. Наличие ада становится присуще и всему творению, а потому райское блаженство и для праведников наступает только после извержения ада из мира. Христу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои... да будет Бог все во всем» (1 Kop. 15, 28). Все гибнут и спасаются вместе, хотя и по разному, искупительной жертвой Христовой, которой не может обессилить или ограничить тварный грех, и любовь церковная также не знает границ, как и милующее сердце Богоматери. Партизаны «вечных» мук, весьма легко мирящиеся с полным забвением о грешниках со стороны праведников, очевидно, находят в порядке вещей также и бесчувствие свв. ангелов по отношению к изверженным. Борьба арх. Михаила и воинств его против дракона и его аггелов явилось выражением их любви к Богу (они «не возлюбили души своей даже до смерти», Откр. 12, 11 ), и низвержение с неба мятежников было для всех спасительно. Но в отношении к изверженным, обличенным и изгнанным из мира противникам не естественнее ли ожидать молитвенной и духовной помощи их восстановлению, которое не может совершиться иначе, как путем невыразимых и для человека непостижимых мук, – помощи со стороны тех же самых свв. ангелов во главе с Михаилом, которые некогда их с неба низвергали, как и всей молящейся и милующей Церкви. Мы не смеем идти дальше этого домысла, который однако представляется нам неизбежным последствием любви церковкой. Тот, кто в безумии гордости мнил себя «подобным» Всевышнему» ( Ис. 14, 14 ), должен в поверженности пройти чрез уничижение к смирению, – к любви. Но Господь, ведущий создание Свое, даровал ему бытие не для одной только вечной смерти и муки бесплодной. Относительно тварной свободы, как произвола («подполья»), не может быть прямого предведения об изменении путей ее или о раскаянии сатаны. Однако уже самое бытие его, сотворенность всеведущим Богом, есть, так сказать, онтологическое доказательство неизбежности грядущего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Эта задача не столь утопична, как может показаться на первый взгляд. XX век явил миссионерский потенциал русского Православия. Правда, это была миссия поневоле — её вела русская эмиграция. Но даже в условиях войн и гонений именно русское Православие стало в XX веке вселенским ликом Церкви. Иконы преподобного Андрея Рублёва, романы Достоевского, подвиг преподобных Серафима Саровского и Силуана Афонского и наших новомучеников, наконец, книги Бердяева, Булгакова, протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа— вот образ живой древней традиции, которую донесла до Запада русская эмиграция. За всю новейшую историю это была наиболее успешная культурная православная миссия. По всему миру в католических и во многих протестантских храмах мы встречаем копии рублёвских " Троицы " и " Спаса " , иконы Владимирской Богоматери. Этого не надо стесняться: перед нами факт культурного и духовного превосходства. Когда-то Европа дала России Баха, Генделя и Вивальди — и через столетие у нас появилась уже своя плеяда великих композиторов. Сейчас идёт обратный процесс: Россия раздаёт миру свои дары. Задача внутренней миссии в эту эпоху — приобщить этим дарам и себя самих, познакомить с ними своих детей, чтобы каждый православный христианин мог дать отчёт о своём уповании любым совопросникам века сего (см. 1 Пет 3:15 и 1 Kop 1:20). Глобализация — это ещё и эпоха конкуренции. Это рынок идей, смыслов, образов жизни, понимания добра и зла. Глобальное информационное поле — это пространство поиска, и каждый входящий в него — наш потенциальный собеседник. Нам есть что сказать миру, но для этого мы должны сами прикоснуться к своей собственной культуре. И тут никакая глобализация не помеха; помехой может стать только леность. Ведь прав апостол Павел: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим 10:14). Или так и будем ждать тех, кого " Бог Сам приведёт " ? Это издание Эскиза учебника по миссиологии диакона Андрея Кураева является так называемой бета-версией, к недостаткам которой можно отнести то, что сноски даются в авторской редакции; соответственно, справочный аппарат не сведен в единую систему, создавая определенные трудности при работе с книгой. В течение года готовится переиздание учебника уже с полностью оформленным и кодифицированным справочным аппаратом. Мы будем благодарны читателям за отзывы и содержательную критику.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

21, 24). Здесь разумеется исторические достижения человеческого творчества, которые будут освобождены и отделены от дел павшего уже Вавилона и богатства его (18, 2–21), и также получат причастность преображению в славе Божией. Они также приобщатся к общему изменению, ибо не заслужили уничтожения, как Вавилон, но в то же время нуждаются в небесном сете, чтобы продолжать существование в будущем веке, в Царстве Славы. Чрез это и они также достигают известного обожения, которое распространяется на весь мир. «Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец» (21, 23; 22, 5) (О граде Божием см. ниже, § 7). 4. Всеобщее воскресение Парусия Христова есть явление Воскресшего в силе и славе воскресения. Но это явление не может осуществиться в сем тленном мире, который для того и преображается, и для этого тленного человека, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Kop. 15, 50). «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сечу – облечься в бессмертие» (53) Только воскресшее, нетленное, познавшее силу воскресения и облеченное в бессмертие человечество может встретить Христа и принять Его явление. Посему, если «не все мы умрем, то все изменимся» (51), облекшись в нетление и бессмертие. Воскресение Одного есть и всеобщее воскресение, сокровенное до «последнего дня» ( Ин. 6, 39 ) и являющее силу воскресения Христова: «воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос и мертвый ни един во гробе: Христос бо восстав из мертвых, начаток усопших бысть». 275 В воскресении Христовом, вместе с Его человечеством, предвоскресает уже, приемля силу воскресения, и все человечество: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав . Смерть обессиленная, хотя и царит в мире сем, поскольку он еще остается во власти князя его, но смертность есть лишь временное состояние его, а не естество. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

180. Четвертое цитирование: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Kop 15:33) взято из комедии Менандра «Таис»: «Погибель нравам добрым от худых бесед». Тут восстановить контекст не представляется возможным: комедия не сохранилась, а эта фраза имела самостоятельное хождение как поговорка. Вдобавок, возможно, Менандр этот стих позаимствовал у Еврипида. 181. КажданА. П. Никита Хониат и его время. СПб., 2005. С. 95. 182. «В этом (567) году царь Юстин, отобрав у иудеев их синагогу, находившуюся в Халкопратии, устроил здесь церковь Владычицы нашей Пресвятой Богородицы вблизи великой церкви» (Феофан Исповедник. Византийская история). 183. http://orthodox.etel.ru/2005/14/31cirk.htm Сокращенный вариант: Православная газета. Екатеринбург 2005, С.З. 184. См. Кущ Т. В. Византийский театрон конца XIV–XV bb. Некоторые наблюдения//Античность и средние века. Екатеринбург, 2000. 185. Каждан А. П. Никита Хониат и его время. СПб., 2005. С. 242. 186. «Язычники при вступлении Константина составляли 19/20 всего населения империи» (БуассьеГ. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке. СПб., 1998. С. 48). «В начале IV b. христиане составляли в империи не более 1/8 населения, притом восточная половина империи христианизирована значительно больше, чем западная. Константин до 323 г. оставался правителем запада; следовательно, он не мог смотреть на христиан как на политическую силу. А та сила, которая преимущественно решала политические споры в это время — сила войска — была именно на западе удовлетворительно объединена популярной религией Митры» (МелиоранскийБ.М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I–VIII b.). Вып. 1. СПб., 1910. С. 83). Известно предание о святом Григории Чудотворце: Когда он пришел в Неокесарию, в этом большом городе было только 17 верующих, а к его кончине осталось лишь 17 язычников. 187. См. Michelat G. PoteIJ. SutterJ. MaitreJ. Les Francais sont-ils encore catholiques? Paris,1991. P. 273. 188. Религия в эпоху постмодерна. Беседа с Дж. Паттисоном//Русская мысль 16.10.97. Паттисон — профессор Кембриджа, и речь идет об английском обществе.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Оно состоит в том, что «Бог дает ему тело» (1 Kop. 15, 38). Воскресение есть в этом смысле апокатастасис, человек воссозидается в своем первозданном виде, как состоящий из души и тела. Посмертное состояние бестелесности, a в этом смысле и развоплощенность не есть для человека естественное, выражающее полноту жизни, напротив, онтологически его можно признать лишь эпизодическим, поскольку смерти Бог не сотворил, она вошла в мир грехом и побеждена воскресением Христовым. Таким образом, первое действие силы воскресения состоит в восстановлении полноты человека в его духовном и телесном составе. Здесь мы имеем на одной стороне кладбище с мертвыми костями, с другой бестелесные души, ждущие восполнения чрез соединение с телам. Здесь со всей силой надо отстранить отношение к телу платонизма, по которому оно есть лишь временная темница, оковы для духа, подлежащие совлечению. И с не меньшей силой надо отвергнуть и теософскую идею метаморфозы человека в ряде его перевоплощений, в которой стирается самое различие между духом и телом, и конкретная целостность первочеловека Адама, как и Нового Адама, Христа. Идея воскресения лучше всего выражается в конкретном и массивном образе оживления останков, каковой мы имеем в видении прор. Иезекииля о мертвых костях, гл. 37, а также и в простоте Евангельского слова: мертвые «услышавше оживут» ( Ин. 5, 25 ), подобно как и в описаниях воскресения Христова: гробница пуста, одни пелены, и плат особо свит на другом месте (20, 7). В этом смысле воскресение есть, прежде всего, победа над смертью: усопшие получают оживленными свои тела, «изменившиеся» же приемлют новое состояние тел своих. Воскресение из мертвых есть еще и приобщение к жизни бессмертной, из которой уже исключена самая возможность новой смерти (non posse mori). Это есть сила воскресения Христова: во Христе все оживут». В этом смысле всеобщее воскресение мертвых существенно отличается от чудесных воскрешений, совершавшихся в В. и Н. Завете, и даже самим Христом. Эти воскрешения не давали силы бессмертия: ни отроки, воскрешенные пророками Илией ( 3Цар. 17, 21–3 ) и Елисеем ( 4Цар. 4. 33–36 ), ни сын вдовы Наинской, ни дщерь Иаира, ни даже Лазарь, друг Господа, ни Евтих, ни Серна, воскрешенная ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

А от миссионера зависит лишь одно: надоедать и не отчаиваться, не опускать руки. «Помни последняя своя — и во век не согрешишь» — есть такая церковно-славянская поговорка. Memento mori. Помни о смерти. Память о возможной скорой и математически предсказуемой смерти русского народа и России должна стать политическим, образовательным и богословским императивом, определяющим экономическую, военную, школьную, культурную и миссионерскую политику. Это то «сбережение народа», о котором давно уже говорит Солженицын. Он ведь тоже — миссионер. «ГОСПОДЬ САМ ПРИВЕДЕТ!» Есть такая странная вещь — конфессиональная слепота. У каждой конфессии есть свои бельма на глазах — места в Библии, которые эта конфессия не замечает и не вдохновляется ими. Протестанты, например, полагают, что достаточно Библии, а церковные традиции излишни. И потому оказываются слепы к словам апостола Павла о преданиях, которым мы научены (см. 2 Фес 2:15). Протестанты отрицают иконы, а потому не замечают в Библии же рассказ о том, что Господь повелел Моисею сделать из золота двух херувимов (см. Исх 25:18). Католики не замечают, что слова апостола о том, что на нем лежит забота о всех церквах (см. 2 Kop 11:28), сказаны Павлом, а не Петром, и потому глобалистские претензии Петровой, римской Церкви необоснованны . А православные не помнят слов Христа: убеди придти (Лк 14:23). Это в притче о званых на царский пир господин говорит слуге: «Вот собери бомжей с улиц и понуди их внити сюда». В отличие от русского перевода, латинское слово compellere несет в себе оттенок понуждения. Греческий оригинал — в котором нетрудно расслышать знакомый нам всем термин «ананкэ» (судьба, необходимость), — также несет в себе привкус активного воздействия. Тот же глагол стоит в греческом тексте Деяний (26:11): И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса—и далее (Деян. 28:19): я принужден был потребовать суда у кесаря». Церковно-славянский перевод иногда звучал — «понуди внити» . Ну, как это совместить с этой модной ныне церковной присказкой: — «Кого надо — Господь Сам приведет»?

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

607. «Сообщение CNS от 24 марта 1998 года: В Ранчи 10 мужчин в масках совершили нападение на здание католической епархии, ранив священника и несколько мирян 14 марта. Индуистские экстремисты… Священник Бек 16 лет служил в Ранчи и не имел личных врагов… Подобные новости каждый год приходят из современной Индии, веротерпимость которой столь воспевают почему-то в России. Ненависть к христианам в этой языческой стране такова, что католические епископы предлагают допускать индусов к Причастию без крещения: " Епископ из Индии Валеран д " Соуза заявил о том, что Католическая Церковь должна рассмотреть вопрос о возможности преподания Святых Тайн верующим, которые по причинам «давления на них со стороны семьи и общества» не прибегают к Таинству Крещения. Индуист, принимающий другую религию, полностью лишается права наследства, — рассказал монсеньер д " Соуза. — Как правило, индуисты враждебно настроены по отношению к христианству. Даже те из них, кто относится к нам достаточно дружелюбно, обязательно прокляли бы своего родственника, ставшего христианином " . Отступничество одного члена семьи неминуемо повлечет тяжелые последствия для всех родственников, продолжил индийский прелат. Если, например, женщина-индуистка обратится в христианство, ее сестрам будет очень трудно выйти замуж. Если же веру во Христа примет мусульманин, это будет чревато для него преследованиями и, возможно, мученической смертью» (Некрещеные верующие нуждаются во Христе//Свет Евангелия. Российская католическая газета. 1998,10 мая). 608. См. 2 Kop 12:9. — Ред. 609. Запись от 15 июня 1906 года (Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. M., 1992. С. 41). 610. «В Неделю сырную вечера… по вечерни в трапезе бывает утешение братии… В понедельник первыя седмицы знаменает паракклесиарх к свету коснее, вечерняго ради утешения». 611. «Касательно учения веры и закона христианского никаких доказательств, Священным Писанием не подтвержденных, не употреблять, кольми паче ложных чудес и откровений не вымышлять, под опасением строжайшего осуждения» (Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру, 28//Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. M., 1997. С. 173).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010