Ходатайственная молитва составляет одно целое со всем каноном Евхаристии и непосредственно вытекает из молитвы призывания. Сразу же после преложения Даров, после того, как Святой Дух сошел и коснулся Даров, священник начинает читать прο себя это ходатайство за весь мир, за всю Церковь. Он предстоит пред Богом в своем заступлении за всю вселенную. Вот текст молитвы в обеих литургиях: Литургия святого Иоанна Златоустого: Литургия Святого Василия Великого: " Якоже быти причащающымся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа (2Кор. 13:13 во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд (l Kop. 11:34 или во осуждение. Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся " (Евр. 12:23 " Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся (1Кор. 10:17 соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие (2Кор. 13:13): и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святаго Тела и Крове Христа Твоего: но да обрящем милость и благодать (Евр. 4:16 со всеми святыми от века (Лк. 1:70 Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся " (Евр. 12:23). Диакону предписано служебником кадить окрест святый престол и поминать кого он хочет за здравие и за упокой. Теперь это совершается им прο себя. В древности в этом моменте Литургии читались диптихи, т.е. поминания живых и усопших. После окончания пения " Тебе поем... " священник произносит: " Изрядно (т.е. особенно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии " . Певцы поют " Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу... " или соответствующий " задостойник " великого праздника, а в недельные дни Великого поста " О Тебе радуется, Благодатная... " Это пение должно быть исполнено с достаточной медленностью, чтобы священник мог успеть в это время помянуть всех, кого он считает нужным, по именам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

К М. П. П. Под такими инициалами в издании 1860 г. (т. II, стр. 206−234) скрыто лицо, к которому писано нижепечатаемое, одно ли письмо или 37 отдельных записок, содержащих почти одни тексты Свящ. Писания. 286 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Kop.1:3), да помилует и да укрепит раба Своего в спасительном крестоношении по святой воле Его. Предаю вас Богу и благодатному слову Его ( Деян. 20. 32 ), чтоб сам Он Создатель и Искупитель наш, врачевал раны сердца вашего. Вы читали в посланной мною вам книжке «Христ. Чт.» (1835 г.) описание чудесного исцеления в Нижнем Новгороде девицы О. Аз-й). 746 Все такие происшествия, суть повторение и подтверждение обетования данного церкви Иисусом Христом пред вознесением Его на небо: «и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» ( Мф.28:20 .). Ничего другого не буду предлагать и теперь в утешении, кроме глаголов жизни вечной, изреченных Господом нашим и преданных нам в святом Евангелии ( Ин.6:67 −69), и кроме тех радостных истин, которые Апостолам Его открыты Духом Святым, и которые они возвещают нам не такими словами, коим бы научились от человеческой мудрости, но каким научились от Духа Святого ( 1Кор.2:12 −13). Спаситель глаголет: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Истинно говорю вам, всякий, творящий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ). Ежели пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31 −32). Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете, ежели не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин.8:36 −24). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы Он судил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не веровал во имя единородного Сына Божия ( Ин.3:16 −18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

508 Hamack Ad. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 Aufl. Tübingen, 1886–1890. Bd. II. S. 359–360. Anm. 509 Macarius. Homilia 4,9–10, PG 34, 480. Рус. пер. С. 36. De elevatione mentis, 6, PG 34, 893. Рус. пер. С. 530–531. Только что выясненное единственное в патристической литературе учение о повторяемости воплощения служит ответом на вопрос, каким образом обожение человеческой природы, вполне понятное в лице Богочеловека, возможно и в лице искупленных, каким образом блага воплощения, не ограничиваясь природой человека Иисуса, становятся достоянием всех искупленных. Св. Афанасий намечает философское решение этого вопроса, пользуясь платонической схемой отношения универсального к частному. Человеческую природу Христа он признает универсальной, обнимающей собой все человеческие индивидуумы подобно тому, как общее понятие объединяет в себе все частные понятия. Отсюда становится понятным, что изменение, происшедшее в общем, само собой распространяется и на все частное и индивидуальное, содержащееся в этом общем. (Наст, издание. С. 83–87.) Прп. Макарий отвечает на вопрос, о котором мы говорим, иначе. Вследствие отсутствия философского образования, мысль прп. Макария, естественно, не могла двигаться в направлении, указанном св. Афанасием, и отлилась в другие формы. Возможность обожения искупленных дана, по его учению, в том, что Бог постоянно воплощается в душах людей, благоугождающих Ему, и воплощение Сына Божия в лице Иисуса Христа есть не что иное, как один частный случай, правда наиболее разительный, постоянного Боговоплощения. 520 Idem. Homilia 5, 6–7, PG 34, 500–512. Рус. пер.: Беседа 5, 15 и 16. C. 71–72: «Обитающая в них сила Духа»; Homilia 14, 2, PG 34, 571. Рус. пер. С. 136: «Пока не приедет Господь и не будет обитать в человеке во всяком ощущении и действии ( ενεργες) Духа»; Homilia 15, 38, PG 34, 601; Homilia 17, 2 и 10, PG 34, 624, 629; 18, 1, PG 34, 633; 24, 5, PG 34, 665. Рус. пер. C. 238–239: «Если человек не примет некое необычайное для собственного естества благо, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Здесь другое: «να μνημονεομεν» – это несомненно сказано Павлу и Варнаве. Но когда Павел говорит об исполнении этой просьбы, он выражается: « κα σποδασα», т. е. я один без Варнавы исполнял условие, ибо Варнава разлучился со мной». Исторических данных о том, как и когда ап. Павел исполнял свое обещание, мы не имеем. Сообщаемое в Деяниях (11 гл.) случилось ранее описываемого пребывания в Иерусалиме, а упоминаемое в 1Kop.16, 2 Kop.8, Рим.15:27 ; под. Деян.21:17; 24:17 случилось уже после написания данного послания. Но это не дает права сомневаться в искренности слов ап. Павла. При большей или меньшей отрывочности сказаний в Деяниях и посланиях ап. Павла, очен возможно, что многие из путешествий его по Палестине с раздачей милостыни отпущены. Обличение апостолом Павлом апостола Петра в Антиохии и речь, произнесенная по этому поводу (2:11–21) 2:11. Егда же прииде Петр во Автиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе. 2:11. Когда же Петр пришел в Автиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12. Прежде бо даже не приити некиме от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрзания. 12. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13. И лицемеришася с ним и прочии иудеи, яко и Варнаве пристати лицемрству их. 13. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. 14. Но егда видех, яко не право ходят ко истине благовествования, рекох Петру пред всеми: аще ты иудей сый, язычески, a не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати; 14. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по язычески, а не по иудейски: то для чего язычников принуждаешь жить по иудейски? 15. Мы естеством иудеи, а не от язык грешницы: 15. Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники. 16. Уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою: и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдится от дел закона всяка плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Но этим смыслом содержание стиха не исчерпывается. По изъяснению Послания к Евреям, пред пророческих взором псалмопевца при изображении им человека в этом псалме предносился образ обетованного Спасителя, Сына Божия, единосущного Богу Отцу, Который в своем воплощении земной жизни и особенно в искупительных страданиях на некоторое время унизил Себя пред ангелами ( Евр. 2:9 ), но затем, в воскресении и вознесении на небо Бог Отец даже по человечеству увенчал Его славою и честию и все покорил под ноги Его ( Евр. 2:6–9, 1 Kop. 15:27), сообщив Ему всякую власть на небе и на земле ( Флп. 2:9–11 ). Первозданные «честь и славу» искупленное Иисусом Христом человечество вновь приобретает в Царстве благодати чрез веру в Искупителя, что доказывается бесчисленными чудесами, совершенными святыми праведниками именем Господа Иисуса во исполнение Его обетования ( Мф. 26:17–18 ). Еще более проявится честь и власть святых в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками во власти и славе Спасителя в царстве Отца Небесного, когда, по словам апостола Павла, «будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15:28 ). Псалом 15 (16). Песнь Давида. Надписание псалма («столпописание») указывает на важность его содержания; по объяснению св. апостолов и отцов Церкви, в этом пророческом псалме содержится учение о победе Иисуса Христа над смертью и Его славном воскресении. Из содержания псалма видно, что он написан вдали от святилища, во время пребывания псалмопевца среди язычников. В таком положении Давид был в Секелаге, у Филистимского царя Анхуса, когда спасался от преследований Саула ( 1Цар. 27 ). Содержание псалма. 1–6 стт. Псалом начинается молитвой, в которой псалмопевец исповедует пред Богом чувства великой преданности и любви. Он оставался верным Богу даже и тогда, когда он был поставлен в условия жизни среди язычников, имея перед собой много соблазнов впасть в идолопоклонство. Уверенный в том, что Господь не требует от изгнанника, лишенного возможности находиться в среде избранного народа, благоугождения жертвами, псалмопевец говорит, что он не соединялся с нечестивыми, и даже именами их богов не осквернил своего языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Здесь надлежит установить, что, хотя Сам Отец «воскресит нас силою Своею», однако Он совершит это чрез Сына по слову Господню: «ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин. 5, 21 ). «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавши оживут» (15, 28). «Воля же пославшего Меня Отца, чтобы из того, что Он дал Мне, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день... и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6, 39–40 ). «Я есмь воскресение и жизнь» (11, 25). Сопоставляя эти два ряда текстов, из которых, согласно одним, воскрешает Отец, а согласно другим – Сын, мы прежде всего, должны их соотнести между собою, разумеется, заранее исключая всякую возможность их несогласованности или противоречивости. Их соотношение состоит в том, что собственное воскресение Христово есть изначальное и основное, а всеобщее воскресение есть вторичное и произвольное: умершие воскресают «во Христе», «первенец Христос, потом Христовы» (1 Kop. 15, 22–3). Если Христос Сам не только воскрешает, но и воскресает, то в этом Своем воскресении Он уже совоскрешает всех, в Нем воскресающих, есть воскреситель совоскресающих с Ним. После Его воплощения Отец действует в мире Им и чрез Него, в особенности во всеобщем воскресении, которое есть плод Его воскресения, включено в него. Однако этим не нарушается собственное соотношение ипостасей: начало воскресения есть все-таки «воля Отца», самое же воскрешение, как исполнение этой воли, есть дело Сына. Не забудем при этом соответствующего действия Св. Духа, о котором сказано выше ( Рим. 8, 11 ). Дух Святой Животворящий есть жизнь Божия, о которой однако сказано: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5, 21–2 ). «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (21–2). Этот текст имеет, прежде всего, общетринитарное значение, поскольку он относится к предвечному исхождению Св. Духа от Отца и почиванию Его на Сыне; далее – христологическое, поскольку Дух Святой сообщается твари и посылается чрез Сына в Его прославлении; и, наконец, пневматологическое, поскольку Дух есть жизнь, сила «оживления» и «воскрешения», в этом смысле само оживление и воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Святые жёны могут почитаться первыми, узнавшими это великое событие, которое на развалинах ветхого завета воздвигло новый закон, сильный торжеством Богочеловека, Победителя смерти и Спасителя мира. «Если Христос не воскрес, – говорит Апостол Павел к Коринфянам, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Да и мы оказались бы лжесвидетелями перед Богом, поскольку свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал» (1 Kop.15:14–15). Пророки предсказали, что Мессия умрёт и после Своей смерти воскреснет. «Если Он и предаст Свою жизнь за грех, – говорит Исайя, – то Он опять будет жить, будет иметь многочисленное потомство, совершит судьбы Господни. Поскольку душа Его претерпела болезнь, то Он опять увидит свет и насытится благ» ( Ис. 53:10–11 ). Сам Иисус неоднократно повторял Своим ученикам, что через три дня после Своей смерти Он со славою восстанет из гроба. Иудеи убеждены до сих пор, что ожидаемый ими Мессия должен умереть и воскреснуть. Итак, весьма важно доказать, что история воскресения Иисуса Христа, изображённая евангелистами, свободна от всякого упрёка, от всякого подозрения на обман. Бесполезно доказывать то, что очевидно для всех, кроме тех только, кого ослепляют страсти и заставляют ничему не верить. Мы полагаем смерть Иисуса Христа как событие очевидное и неоспоримое; её делают несомненною чрезмерность страданий, которые Он претерпел; удар копьём, которым был прободен Его бок, и наконец, помазание ароматами Его тела, и все обстоятельства, которые следовали за Его положением во гроб. Далее, мы утверждаем, что ученики Иисусовы не унесли Его тела из гроба, в котором Он был погребён, ко входу в который иудеи заставили привалить огромный камень, и который запечатали и окружили стражами, во-первых потому, что они не посмели бы отважиться на это. Они сами признаются в своей робости, не такие это были люди, чтобы употребить насилие против вооруженной стражи и посредством насилия унести труп из гроба, так хорошо защищаемого. Во-вторых, если бы они на это и осмелились, то не имели бы никакой причины желать того; в-третьих, если бы пожелали, то это было для них невозможно; наконец, если и могли, то не сделали этого. Они оправданы от подозрения в таком воровстве свидетельством стражей, когда последние возвестили иудеям о том, что произошло, и самими иудеями, которые не обвиняли их в том, что они украли тело своего Учителя, но только в том, что проповедовали о Его воскресении, несмотря на сделанное им запрещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Благодарение Господу! Степан Васильевич получил от Отца Небесного помощницу в жизни, и сотрудницу в службе, Агриппину Ионичну, дочь оного умершего причетника, и венчал о. Николай, a Прасковья Петровна была матерью посаженою. Известие об этом получил я накануне праздника Рождества Христова, который таким образом сподобил Господь встретить в радости и веселии изобильном, после двухмесячного томления неизвестности. Ожидаю их на Майму к Новому году, но они должны побыть в Томске прежде. От одной особы, я имею у себя билет на тысячу рублей ассигнациями, который был предназначен в пользу будущей супруги Степана Васильевича, а она теперь – настоящая. Как Вы думаете? Исполнить ли по назначению, или оставить предположение, потому что особа, желавшая сотворить утешение и благотворное ободрение молодой диаконисе миссии, по-видимому, сама претерпевает нужду, и требует вспоможения? Итак, не лучше ли употребить в пользу самой ее то, что она хотела другим пожертвовать. 664 Как можно поскорее отвечайте мне на содержание сего письма моего, ибо может быть прикажут Степану Васильевичу принять от меня миссию, и тогда паспорт и деньги на прогоны выдадут мне. А теперь все еще О. Парфений остается в решимости не быть моим преемником, начальство же Епархиальное безмолвствует. Простите. Преданный Вам слуга о Господе Архимандрит Макарий. 1843 г. Дек. 30. Майма. P. S. He скорби на меня. Достопочтеннейшая Сестра о Господе! и пиши откровенно, простосердечно; милость Божия да будеть с Вами. 233 665 Письмо твое погрузило меня в глубокую печаль о твоем искусительном состоянии. И я всем сердцем скорбящим и сокрушающимся о тебе, умоляю всемилостивого Бога вскоре тебе помочь и даровать победу (1 Kop.15:5−7). Победоносна вера в Господа Иисуса Христа ( 1Ин.5:1 −5), и все уповающие на Него не обманутся ( Пс.33:23 ). Ибо они отверглись себя самих, и приняли Христа, уверовали во имя Его, и имеют Его в себе, уповая на Него, a на себя не надеясь нисколько (другой конец в жезле истинного упования ва Христа, и сей жезл не бывает без двух концов, если он не мечта), и суть чада Божии, рожденные от Бога ( Ин.1:12 −13), от нетленного семени слова Божия, живого и пребывающего вовек ( 1Пет.1:23 ), и Духом Христовым водятся ( Рим.8:9 −14). Посмотрите же, как руководствует их Дух Христов? Рождевный от Бога хранит себя, говорит Ап. Иоанн, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин.5:18 ), ибо он живет под покровом Всевышнего, в тени Всемогущего почивает ( Пс.90 ), и пребывает в обители надежды на помощь Его, в сей обители огражденной Ангелами святыми, и покровенной страхом Божиим ( 4Цар.6:15 −17). Учись послушанию и смирению, благодушно и радостно подвизаясь в благоразумном отсечении собственной воли, которая, по свидетельству и выражению св. Отцов, есть медная стена, отлучающая душу от истинного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Велик страх в этот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, в помыслах и даже в мановении очей (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу. Тогда горе тому, кто, подобно мне, сделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтобы не быть посрамленным здесь! Там, в день Суда, будут указывать на него перстами (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Все люди вострепещут в тот день, когда каждый... сам собою или оправдается, или осудится (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Мир преходит, как ничто, но последний Суд останется непреложным. Не влеки меня на праведный Суд Твой, потому что не оправдится перед Тобою всяк живый ( Пс. 142, 2 ) (прп. Ефрем Сирин , 34, 229). Источник. Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, – грешники, потому что не искали спасения в покаянии; восскорбят любившие правду, если не пребыли постоянными, – и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда тысячи из них приведут себе на память жизнь свою, узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколько благ и милостив Господь к чтущим Его (прп. Ефрем Сирин , 34, 239–240). Источник. Правда отверзет... уста свои на укоризну, а всякие другие уста заградятся и будут осуждены. На всякого изольется правда, а благость отнимется. Такое воздаяние ожидает сынов человеческих, о каком и не помышляли они (прп. Ефрем Сирин , 34, 240). Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом, ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый! (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). Источник. Великое горе ленивому, который зарыл в землю и сребро свое, и лихву! Трепет обымет душу, когда вопросят ее о сделанном ею. Взыщет она взорами на Суде братьев и друзей своих, пришли ли они и помогают ли ей. Не помыслит уже о богатстве, об имени, о роскоши, о забавах. Несчастным назовет того, кто в мире сем приобретал себе больше потребного. Как жестоко... то разлучение, какое произведет Бог в день испытания! Куда бежать мне от скорби? Где искать прибежища и помощи? (прп. Ефрем Сирин , 34, 267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010