«Христиане – это люди, через которых из поколения в поколение, до конца мира и века, продолжается святая, богочеловеческая жизнь Христова, и все они составляют одно тело, Христово тело=Церковь, они сотелесники Христовы и друг другу члены», – говорит преподобный Иустин (Попович). По словам святителя Григория Паламы, когда осуществляется обожение, человек становится бесконечным, вечным, бессмертным, он входит в течение вечной Божественной жизни, происходит взаимное проживание этой жизни. Это то, о чём говорит святой Апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). И именно в этом заключается смысл и значение святости как дара общей жизни – жизни совершеннейшей, вечной и прекрасной по меркам не земным, а Божественным, о которых «не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Kop. 2, 9), пока он живёт на земле. Но уже здесь, на земле, мы можем, имея залог святости, предвкушать и предпроживать, если можно так выразиться, эту жизнь Церкви, находясь уже в Церкви, которая не есть лишь образ будущего Царства Божиего, а уже реальное Царство Отца, Сына и Святаго Духа. Но для нас это ещё лишь пока предвкушение, начаток, процесс возрастания нашего в это Царство. И молитва наша: «дай нам истее ( более тесно, более полно ) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» – именно об этом. Но и здесь, на земле, святость не только реальна как возможность, она является предназначением человека на его жизненном пути, который проживается не просто как средство к достижению цели, а как сама жизнь любви и единства с Богом, своим Отцом. «Человек делается сыном Божиим, только когда становится святым», – говорит святитель Григорий Нисский. И в этом смысле святость – не просто желательный сверхидеал христианской жизни, а единственное и реальное наше задание, единственный путь. По словам преподобного Иустина (Поповича), жизнь по Евангелию, жизнь святая, жизнь Божественная – это естественная и нормальная жизнь для христиан. Ибо христиане по своему призванию – святые. Это благовестие и заповедь звенит, как колокол, через всё Евангелие Нового Завета. Стать целиком святыми, и душой и телом, – вот наше призвание. Это не чудо, но норма, правило веры, логика и природа евангельской веры. Ясна и предельно ясна заповедь Святого Евангелия: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1, 15). [Господь говорит нам в Евангелии: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя ми подобает привести» (Ин. 10, 16).

http://pravoslavie.ru/157615.html

и Н. Завета. В них александрийский катехет говорит даже о таких произведениях древне-христианской литературы, принадлежность которых к канону оспаривалась до и во времена Евсевия,–«разумею послание Иуды и прочие соборные, (послание) Варнавы и так называемый Апокалипсис Петра» 14 . Извлечения из Ипотипос, сделанные Евсевием в его Historia ecclesiastica, согласно общей Задаче этого труда 15 , касаются только апостолов и их писаний 16 и не дают материала для характеристики экзегетических приемов Климента. О последних, поскольку они отразились в Ипотипосах, можно судить на основании фрагментов, сохраненных Икумением 17 . Это– ряд замечаний к отдельным местам Св. Писания. Подобный же характер носят и Adumbrationes Clementis Alexandrini in epistolas canonicas–koммehmapuй на послания: I Петра, Иуды, I и II Иоанна, сохранившийся в латинском переводе, сделанном неизвестным лицом по поручению Кассиодора 18 . Принадлежность Adumbrationes к Ипотипосам, раньше так же часто оспариваемая, как и признаваемая, окончательно установлена Zahn’oм, который, благодаря своей редкой способности комбинировать данные, определил содержание всех VIII книги ποτυπ σεις 19 . Аргументация Zahn’a в пользу принадлежности Adumbrationes к Ипотипосам оказалась настолько убедительной, что обосновываемый ею тезис в настоящее время разделяется всеми исследователями литературной деятельности Климента. Ниже мы даем перевод всех фрагментов Ипотипос, принадлежность которых этому произведению можно считать твердо установленной, по изданию О. Stählina–Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte, herausgegeben von der Kirchenväter Commission der Königl. preussichen Akademie der Wissenschaften. Clemens Alexandrinus. Dritter Band, S. 195–215. IV-aя книга. Икумений, Commentaria in acta apostolorum, in omnes Pauli epistolas. T. I, p. 526 (ed. M о r e 11 u s) – к 1 Kop. XI, 10: Аггел ради. Ангелами (апостол) называет 20 праведных и добродетельных. Итак, (жена) должна покрывать главу, чтобы не соблазнить их [праведных и добродетельных] на блудодеяние, ибо подлинные и небесные ангелы видят ее и покрытою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

17:24; 6:62 и др.). Апостол Павел утверждает, что и мы тоже воскресли и уже сидим одесную Бога: «нас... воскресил и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2:6 ; та же мысль – в Кол. 3:1 ). Утверждая, что мы уже воскресли, апостол хочет сказать, что мы не только призваны к новой жизни в будущем веке, но что мы уже являемся «новой тварью» ( Гал. 6:14; 2 Kop 5:17), сынами Божьими в духе ( Рим. 8 ; Гал. 4 ), призванными к обожению... Выражая общее церковное сознание в последующие времена, отцы церкви и авторы богослужебных текстов любят подчеркивать, что Христос был вознесен к Отцу вместе с телом и, следовательно, наша человеческая природа вознесена и прославлена» (Коломзин Н., прот. Экклезиология апостола Павла. М.: ПСТГУ, 2006. С. 14 – 15). Избранные богослужебные тексты праздника Вознесения Разлучение апостолов со Христом было скорбным для них, и эта скорбь могла быть уврачевана только сошествием Духа Святого. Об этом говорил Господь в Прощальной беседе: «Но от того, что Я сказал вам это (о Своем отшествии), печалью исполнилось сердце ваше, но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:6 ). В контексте Прощальной беседы обетование скорого возвращения Христа к ученикам ( Ин. 14:22 ) можно понимать только как возвращение Его во Святом Духе. Об этом пишет свт. Кирилл Александрийский в своем толковании на Ин. 16:7 : «После отшествия отсюда Спасителя нашего Христа... разве не подлежало Ему пребывать с чтушими Его чрез Духа и обитать в наших сердцах чрез веру, дабы, имея Его в себе, с дерзновением восклицали мы: «Авва Отец», и беспрепятственно шествовали ко всякой добродетели, и кроме того еще оказывались мощными и непобедимыми против злоухищренний диавола и восстаний от людей, как обладающие всемогущим Духом». Ожидание сошествия Святого Духа является одной из основных тем праздника Вознесения. Господи, апостоли, яко видеша Тя на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняеми, рыдающе глаголаху: Владыко, не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси рабы Твоя, яко Благоутробен: но посли, якоже обещал еси нам, Пресвятаго Твоего Духа, просвещающа души наша (на Великой вечерне стихира на Господи воззвах).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эта идея имеет целью возвеличить земную иерархию, соединив ее с небесной, но через это умаляется истинное значение Главы Тела, Христа, который, еще раз повторяем, не голова в теле (с какой в наибольшей мере можно сопоставить иерархию), но Глава, от которого, которым, в котором существует тело, – Тело Христово. «Разве вы не знаете, что тела ваши члены Христовы»? (1 Kop. 6, 15), «вы – тело Христово» (12, 27), и от главы «все тело... растет возрастом Божиим» Кол. 2, 19 ), ибо «тело во Христе» (17), «из которого все Тело» ( Еф. 4, 16 ). 180 Очевидно, в отношении к главенству Христа в Теле Церкви не может быть речи ни о преемстве, ни о каком-либо заместительстве-викариатстве. Можно сказать, что это есть одно из риторических преувеличений, которое, будучи принято буквально, ведет к недоразумениям, чтобы не сказать прямо – к заблуждениям, к иерархическому человекобожию, даже хлыстовству, что и составляет бессознательную мистику папизма: vicarius Christi – Христос на земле. А именно против такого включения Богочеловека в историю, при смешении разных планов бытия, ноуменального и эмпирического, сказано Господом: «тогда, если кто скажет вам; «вот здесь Христос или там» – не верьте ( Мф. 24, 23 , Мк. 12, 21 , Лк. 17, 23 ). Однако, идея vicarius Christi является настолько неудобоприемлемой, что и сами ее творцы в сущности ее последовательно не применяют, оставляя ее в качестве риторического украшения или гиперболы. Но рядом с нею, точнее взамен ее, ставится другая, более правдоподобно звучащая формула: епископы суть преемники апостолов. В Римской церкви эта формула сужена, но зато и конкретизирована в том смысле, что настоящим и непосредственным преемником всех апостолов в лице первоверховника Петра является Римский епископ, через которого связуется и подтверждается апостольское преемство всего епископата. 181 В Восточной церкви этой парадоксальной, но определенной формуле противопоставляется более расплывчатая и исторически трудно доказуемая идея об апостольском преемстве всего епископата.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

5 Известные постановления конгрегации пропаганды от 1 Апреля 1890, 13 июня 1891 г. и 10 Мая 1892 г., смотри в Archiv fur kath. Kirchenrecht. Bd. 67. S. 475. Bd. 68. S. 442. cf. Bd. 69. S. 117—120: Die Coelibatspflicht des griechuniretn Klerus in Nordamerica. 6 Относительно России см. у H. Суворова. Курс Церк. Права. Яро­славль 1890. Стр. 281. Относительно Сербии см. у Др. Ч. Митровича. О брачним парницама. Београд. 1906. 1. 59. Относительно Черногории чл. 173, 2. консисторского устава. 7 Относительно Австрии § 63. Свода гражданских законов: „Geistliche, welche schon hohere Weihen empfangen, wie auch Ordenspersonen von beiden Geschlechten, welclie feirliche Gelübde per Ehelosigkeit abgelegt haben, können keine giltigen Eheverträge schliessen». Относит. Испании чл. 83, 4. свода гражд. законов 1889 года. 8 Friedberq Kirchenrecht S. 409. Hinschius, System. 1, 162, 163. 9 1 Тим. 3, 2— 6 : Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Тит.1:5, 6: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 10 1 Kop. 7, 8, 9: Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 11 Лев. 21:7. 8. 14. 15. 12 Быт. 2:18. 22—24. 13 Мф. 19:4. 5: Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Μρ . 10, 6: В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3711...

Прежде всего, здесь надо совершенно устранить мысль об оставлении Им мира окончательном, с прекращением связи с ним, т. е. развоплощении, вследствие чего «сшествие с небес» с принятием человеческой плоти оказывалось лишь временным – и даже кратковременным – эпизодом в жизни мира, прерванным и законченным чрез Вознесение. Разумеется, такая мысль является худшим догматическим абсурдом, противоречащим собственному обетованию Господа: «не оставлю вас сиротами, прииду к вам. Еще не много, и мир не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы живы будете» ( Ин. 14, 18–19 ), «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Господь в Своем воплощении на веки «яже на земли соединил небесным». 247 Эта связь нерасторжима и нерушима. Она осуществляется, прежде всего, духовным присутствием Христа в мире силою Пятидесятницы, которая наитием Св. Духа как бы духовно возвращает Христа, делает Его присутствие доступным, жизненно ощутимым: «живу не я, но живет во мне Христос». Эта духовная жизнь во Христе, действие Христа в человеке, сгущаясь в напряжении, может по особому смотрению Божию выражаться даже в небесных явлениях Христа, хотя и совершенно отличных от Парусии. Сюда следует отнести, прежде всего, явление Христа Савлу на пути в Дамаск, о коем он сам говорит, в сопоставлении его с явлениями воскресшего Христа до Вознесения: «а после всех явился и мне как некоему извергу» (1 Kop. 15, 8). Однако тексты Деян. не позволяют вполне отожествлять этого особенного явления с ними. 248 Таково же явление Христа в небесах первомученику Стефану, относительно которого особо засвидетельствована его духовность: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7, 55 ). (Аналогичные явления бывали и святым, напр., преп. Серафиму). Это суть вообще свидетельства духовного сопребывания Христа с Церковью, сопровождаемого даже неким Его созерцанием. 249 Наряду с этим, следует поставить Его пребывание, не сопровождающееся созерцанием Его образа, но лишь таинственным ведением силы Его, в таинстве Евхаристии (или даже помимо таинства пребывание Христа на земле через излившуюся воду и кровь из ребра Его на кресте, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

не упоминают, а говорит о нем ап. Павел в 15 гл. к Kop. 1 посл.), 10) ап. Павлу на дороге в Дамаск ( Деян.9 глав.) 11) апостолам при вознесении на небо. Книга Деяний св. апостолов Писатель книги Предисловие книги: «первую книгу написал я тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в Который Он вознесся», показывает, что эта книга является второй частью труда одного и того же писателя и что назначается она первоначально для того же читателя, для которого назначена была первая часть его труда, обнимающая историю И. Христа от ее начала до вознесения Господа. А так как для Феофила написано именно Евангелие от Луки, то, значит, писатель и книги Деяний есть ев. Лука. Это открывается и из самого содержания книги Деяний: писатель ее часто представляется в ней спутником и сотрудником ап. Павла (16:10–17; 21:1–17), а из спутников Павловых книгу о жизни Христовой писал к Феофилу ап. Лука. Повод к написанию. Очень может быть, что побуждением к написанию книги Деяний Апостольских было для ев. Луки сознание той великой важности, какую имеют события истории апостольской для верующих во Христа в ряду других знаний христианских. Ев. Лука имел намерение своими писаниями дать Феофилу, авместе с ним и всем другим читателям, твердое основание христианского учения. Некоторые толковники предисловие в Евангелию от Луки считают вместе и предисловием е книге Деяний. А там он говорит, что поводом для него послужило появление среди христиан многих повестей о жизни и делах Христа, которые, однако, были неудовлетворительны. Может быть, конечно, что и события распространения церкви Христовой чрез апостолов многие начали во время ев. Луки делать предметом письменных повествований. Недостатки этих-то повествований и вызвали, быть может, ев. Луку составить свою историю распространения церкви Христовой. Содержание и разделение книги. Книга Деяний Апостольских изображает историю постепенного распространения основанной Христом церкви чрез Его апостолов. Своим повествованием книга Деяний показывает, как малое общество Христово, состоявшее первоначально из 120 душ, будучи воодушевляемо и укрепляемо Духом Святым, снизошедшим на него в день Пятидесятницы, явилось свидетелем истины о нем пред миром; как оно росло сначала между иудеями в Иерусалиме, а потом стало распространяться между всеми иудеями, рассеянными в Палестине и между раскольниками самарянами; как оно далее, при упорном неверии природных наследников обетований Божиих, мало-по-малу стало распространяться и среди язычников сначала в Сирии и Малой Азии, потом в греческих областях Европы и, наконец, в столице мира языческого – в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

238 Таково, например, учение о мытарствах, o котором и у м. Макария (ΙI § 250) читаем: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, но духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей представляются различными». 239 И у св. Иоанна Дамаскина читаем следующие замечательные слова, «если Церковь молится за всех, с покаянием скончавшихся, и ее молитвы сильны пред Богом и благотворны для них, то все, за кого она молится, спасутся, и никто не лишится блаженства. Пусть так, и – o если бы сие исполнилось! Ибо сего-то и жаждет, и хочет, и желает, о сем радуется и веселится преблагий Господь, да никто не лишится Его божественных даров» (м. Макарий, II § 258). На основании этих слов можно скорее заключить, что для православия бесспорным является лишь одно загробное состояние чистилищное, кроме блаженства святых. 240 Сюда также относится текст 1 Kop. 3, 11–15 (применяемый католиками именно к чистилищу) «строит ли кто на этом основании (И. Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». 241 См, напр., систематическое изложение в «Feu» du Purgatoire ц d’Enfer в Dict. de Th.dogm., t V, 2. 242 Этому соответствует и свидетельствуемое церковью (в пасхальном каноне) участие загробного мира в радости празднования воскресения. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» (п. 1, тр. 2) «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя да празднует убо вся тварь восстание Христово» (п. 3, тр. 1). «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, пасху хваляще вечную» (п. 5, тр 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Петром, не прияли силы бессмертия, но в свое время снова умерли. Между тем в Царствии Божием, по ту сторону воскресения, воскресшие не знают смерти, ибо и «Христос уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6, 9 ). «Тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» ( Ис. 25, 8 ). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Kop. 15, 55). Что же означает здесь это распространение силы Христова воскресения на всех умерших, на все человечество? Мы уже знаем, что воскрешение мертвых есть действие всей Св. Троицы, в которой Отец волит, Сын осуществляет Свое воскресение, как всечеловеческое Духом Святым. Всеобщее воскресение не есть новое творческое действие Бога в мире, новый факт в жизни последнего, оно есть свершение уже предсовершенного, именно оно предсовершилось в воскресении Христа. Однако оно оставалось и остается как бы бездейственным в его удалении из мира в Вознесении до времени Парусии. Эта связь в речи ап. Петра выражается в таких словах; «да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времени свершения всего, что говорил Бог устами всех Своих пророков от века» ( Деян. 3, 20–1 ). «Бог, воскресив Сына своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас» (26), Сын же послал на проповедь Своих учеников и до Второго пришествия Его продолжается это «совершение» всего, в небесах и в мире, и лишь после того в мир снова приходит Господь во Славе. Но эта Слава совершенно уже несовместима с властью тления и смерти в мире и человеке. И как весь мир преображается в славе, так воскресает и все человечество навстречу явлению Христа. Но если самого Христа воскрешает Отец Духом Святым, то и Сын воскрешает по воле Отца Духом Святым в явлении Славы: «воскресший Христос из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим. 8, 11 ). Он именно воскрешает силою Христова воскресения. До Второго пришествия Христова действие Духа Святого, сошедшего в мир, промыслительно ограничивается Его кенозисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Все это было бы неизъяснимою загадкою, если бы Евангелие не подавало ключа к сему таинству в Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Здесь открывается, что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас, чтобы мы, бодрствуем или спим, вместе с Ним жили ( 1Фес.5:9 −10). Чтобы мы, живем ли, или умираем, всегда были Господни ( Рим.14:8 ). Чтобы мы радовались о Господе в самых страданиях, и чтобы самая радость о Господе была растворяема спасительною печалью по Боге. Чтобы любящим Бога, все содействовало ко благу ( Рим.8:28 ). Чтобы самые угрызения древнего змия не были убийственны, чтобы и яд греха лишался силы и действия от воззрения верою и любовию на распятого Иисуса Христа ( Ин.3:14 −15; Евр.12:2 ). Чтобы все стези на пути Креста вводили верующих во святилище блаженной вечности посредством крови Иисуса Христа ( Евр.10:19 ). Чтобы и тленное сие, в невечерний день общего воскресения, облеклось в нетление, и смертное сие облеклось в бессмертие. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? Жало же смерти – грех, а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Kop.15:53−55). Хотя же сия победа еще не совершилась во мне, но как она совершилась в Иисусе Христе, то силою Его совершится и в тех, которые веруют во имя Его. Возбуждая сию радостную надежду в душах Апостолов, Иисус Христос сказал им: в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь. Я победил мир ( Ин.16:33 ). Итак, если кто вопрошает вас об утешениях, мы должны помышлять о скорбях и вместе, об утешениях. Потому что одно без другого было бы бесполезно в нынешнем нашем быту, а потому и не бывает: доказательство, что Господь не отвергнул нас, но как больных врачует и горестями и сладостями, и наказаниями и утешениями, чтобы истребить смерть и явить жизнь и нетление в искупленном человечестве, посредством Евангелия ( 2Тим.1:10 ). Вот и теперь мне приятно помышлять о сих истинах. Приятно помышлять, что и Вам, когда будете читать строки сии, лучи благодати и истины чрез Иисуса Христа в изречениях Духа Святого воссиявая, принесут радость и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010