Фото: patriarchia.ru      С земной точки зрения евангельская притча о наемных работниках совершенно несправедливая. В самом деле: одни работали весь день на жаре, а другие пришли на закате, поработали часок в вечерней прохладе и получили ту же плату (см. Мф. 20 1–10). Директор завода или руководитель фирмы не будет платить одинаково всем работникам, но примет во внимание результат их труда, вклад в общее дело, объем сделанного или затраченное на работу время. Иначе будет несправедливо. И притчевые работники, трудившиеся весь день, были возмущены. Получив сполна всю договорную плату, они не могли успокоиться, роптали на хозяина от зависти к тем счастливчикам, которые почти не работали, а получили наравне с ними (см. Мф. 20: 11–16). Не правда ли, нам знакома эта жажда тотальной справедливости? Иногда она становится идеей фикс у всего общества. У апостола Павла есть известная фраза: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10). Эти слова были использованы антирелигиозной советской идеологией: без указания источника, конечно, они процитированы в моральном кодексе строителя коммунизма. Но вне евангельского целеполагания это правило выродилось в очередной лозунг. В советское время было немало искренних строителей социализма — тружеников, которые верили, что когда-нибудь наступит коммунизм, когда восторжествуют идеи всеобщей справедливости, все люди будут счастливы. Пусть не они лично, а их дети увидят воплощение этих идей в жизнь. Идеалом социализма провозглашался принцип: «от каждого по способностям, каждому — по труду», а идеалом коммунизма: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Сейчас мы знаем, что эти вполне справедливые принципы оказались нежизнеспособными. Их никому и никогда не удалось осуществить, несмотря на все человеческие усилия, из-за поврежденности человеческой природы. По причине действия в ней греха человек эгоистичен. Он желает трудиться меньше, а получать больше, то есть жить за счет других. Те, кто готов самоотверженно трудиться и поступать по совести, весь мир не перевоспитают своим примером. Но они могут преуспеть в сообществе единомышленников. Так, по свидетельству святителя Василия Великого, в его монастыре каждый инок трудился на своем послушании и все делал на благо монастыря, а не ради личной выгоды, и вся обитель жила подобно целостному организму. Так и в церкви, которая есть единое тело Христово (см. Кол. 1: 24), каждый христианин должен работать на пользу всей церкви.

http://pravoslavie.ru/140440.html

Широко известен рассказ его о различных проявлениях покаяния у двух монахов с различным характером: они изменили монашескому обету, ушли в мир и стали жить по обычаям мирской жизни, а потом раскаялись и просили братию вернуть их в монастырь. Читайте также: Поиски целостного учения о человеке Весь многовековой религиозный опыт богословского и практического подхода к человеческой личности в христианстве пронизан идеей трихотомического строения личности, раскрытия в ней не только духовного, но и душевного и телесного (биологического, «природного») пластов бытия. Как у древних, так и у современных Отцов и учителей Церкви мы неизменно обнаруживаем внимание ко всей личности в целом, не только к духу и душе человека, но и к телу, участие которого в религиозном опыте признается как аксиома. Христианская антропология православного святого Григория Паламы (XIV век), как и христианская по своей природе педагогика К. Ушинского (XIX век), строится на основе понимания в человеке дифференцированных и находящихся во взаимодействии проявлений духа, души и тела (Напомним, что основной труд Ушинского «Педагогическая антропология» состоит из трех томов: 1. Воспитание тела. 2. Воспитание души. 3. Воспитание духа, — и религиозные основы его антропологии совершенно очевидны). Единство и гармония всех сторон человеческой личности считаются признаком здоровой личности, состояние, которое дано было человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни и теперь является заданным человеку, искомым состоянием: «чтобы ваш дух, душа и тело были совершенны во всей полноте и без всякого недостатка» (1 Фес. 5:22). Это завещание ап. Павла проходит через все века. Вот несколько примеров: Никодим Святогорец (XIX век) пишет: «Дух твой, ищущий Бога небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых — устроить временную жизнь.» Для Макария Великого, подвижника IV века, была очевидна наша зависимость от психофизического организма (то, что на современном языке физиологии принято называть конституцией или типом высшей нервной деятельности). Он пишет: «У преуспевающих в духовной жизни естество остается прежним: человеку суровому оставляется его суровость, а уступчивому — его уступчивость… иной по естеству будучи суровым предает свою волю Господу, и приемлет его Бог, а естество пребывает в своей суровости. А иной добронравен, скромен и добр, посвящает себя Богу, и его приемлет Господь.» Но это не значит, что проявления этих прирожденных особенностей остаются в духовной жизни неизменными: они, «хотя и остаются прежними в своем существе, но в своих проявлениях изменяются под влиянием духовной жизни.» Он приводит два примера разного осуществления заповеди милосердия у человека с мягким характером и сурового: «один по мягкости умоляет грешника и зовет к покаянию, другой — суровый — наказывает согрешившего, сообразуясь с его силами, и следит за действием наказания и ждет покаяния.»

http://pravmir.ru/trixotomicheskoe-ponim...

4 мая 2023 г. в афонском румынском скиту Продрому были обретены мощи современного подвижника благочестия, настоятеля скита протосингела Петрония (Тэнасе), упокоившегося о Господе 12 лет тому назад, 22 февраля 2011 г. Старец Петроний — один румынских духовников, предложенных для канонизации в 2025-м г. Предлагаем читателям портала Православие.Ру совета старца Петрония о молитвенном делании. Протосингел Петроний (Тэнасе) — Расскажите нам о непрестанной молитве. — Святые отцы называют молитву «дыханием души». Как тело не может жить без воздуха и должно постоянно дышать, так и душа ни мгновения не может жить без связи с Богом, всегда должна быть на связи с Ним, молиться непрестанно. Поэтому святой Павел увещает Фессалоникийцев, а через них и всех христиан: «Непрестанно молитесь!» (1 Фес. 5, 17). Христиане на протяжении веков старались исполнить заповедь апостола. А поскольку дело это не очень простое, то отцы Церкви учили их, как молиться непрестанно. Святой Максим Исповедник говорит, излагая беседу брата с духовным отцом: «И сказал брат: Как может ум молиться непрестанно? Ведь когда мы поем и читаем, встречаемся с другими и служим, мы уклоняемся ко многим мыслям и созерцаниям”. И отвечал старец: Божественное Писание не заповедует ничего невозможного, ибо апостол тоже пел, читал и служил, но тем не менее молился непрестанно. Непрерывающаяся молитва состоит в том, чтобы с великим благоговением и любовью держать свой ум прилепившимся к Богу, всё время с упованием хвататься за Него, во всем полагаться на Него, что бы ты ни делал и что бы ни случилось”». Молитва истинная, непрестанная заключается, прежде всего, в этом «постоянном возлагании упования души на Бога», а не в многоговорении. Этой молитвой, полной простого упования, живет истинная вера в Бога. Пребывая в таком расположении, апостол Павел говорил: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота?» И: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы» (Рим. 8, 35; 38). А также: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертном теле нашем» (2 Кор. 4, 8–10).

http://pravoslavie.ru/153550.html

Вопреки насмешкам, издевкам и смерти Памяти Ивангородских священномучеников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова Игумен Довмонт (Беляев) Игумен Довмонт (Беляев), настоятель Успенского храма в Ивангородской крепости, – о верных пастырях, отдавших жизнь Христу и людям: священномучениках Александре Волкове (1873–1918) и Димитрии Чистосердове (1861–1919). Священномученик Александр Волков – Отец Довмонт, заканчивающийся 2019 год – 100-летие мученической кончины двух замечательных пастырей Ивангорода, который был в то время просто районом большой Нарвы. Отец Александр и отец Димитрий пострадали в 1919 году, на второй день Рождества Христова, когда Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Причем пострадали от рук большевиков сбросившей с себя «оковы царизма» Эстонии… – Я считаю, что к подвигу этих священномучеников можно смело применить слова апостола Павла: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих соплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 14–16). Беда здесь, думается, в том, что, если человек или страна сбрасывают с себя бремя Христово, они тут же подпадают под иго Его противника: что Россия, что любое другое государство, отказавшись от Бога, попали в сети темных сил. Борьбой с монархией только прикрывалась война против Христа. Монархия как таковая тут ни при чем. – Но в качестве официальной вины отцам приписывался именно монархизм. – Вспоминая наших святых, мне хотелось бы сказать о них именно как о священниках и как о представителях той эпохи, русской жизни того, безвозвратно ушедшего, времени. Многое останется непонятным, если мы, современники, не знаем значения Принаровского края, этой земли, ее истории. А значение это было большим: Нарва с давних времен, а особенно с эпохи Петра Великого, считалась местом славы русского оружия, местом великих ратных и духовных подвигов – все ли знают об этом сейчас?.. Впоследствии здесь постоянно проводились военные маневры, а также учения, парады, в которых принимали участие и представители Царской Семьи. И поэтому, когда потом священномучеников Александра и Димитрия в Нарвском ЧК обвинят в монархизме, это будет иметь под собой почву, вполне объяснимо. Жить, служить здесь и не быть монархистом было просто невозможно для русского человека, если он хоть немного знал историю собственного Отечества. А священники, люди образованные, знали ее прекрасно – знали и старались донести до паствы. Когда в храм, где ты служишь, заходит августейшая фамилия в полном составе, и не просто заходит, а искренно молится, участвует в Литургии, то ты не можешь кривить душой, если ты настоящий служитель Христов, и тебе не до политических дискуссий.

http://pravoslavie.ru/126097.html

Вышло в свет второе издание альбома-каталога " Монастыри и храмы Московской епархии " Москва, 10 ноября 2004 г. Вышло в свет второе издание альбома, посвященного святым обителям и церквям Подмосковья. Поскольку в этом году отмечается 75-летие Московской области, можно сказать, что книга эта подводит итог напряженной работы духовенства и верующих, направленной на возрождение святынь и духовной жизни народа, сообщает пресс-служба Московской епархии. Обращаясь к читателю, управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий пишет: «Тысячелетняя история Православной Руси – это нескончаемая летопись, повествующая о жизни святых обителей и храмов Божиих, которые с верой и упованием возводили наши предки, не мысля своего существования вне дома молитвы. Какие бы испытания ни посещали наше Отечество, будь то Смутное время и польско-литовское нашествие или Отечественная война 1812 г., православные стремились в первую очередь защитить свои святыни. Как только наступало мирное время, сразу приступали к восстановлению разрушенных или оскверненных храмов и строительству новых. Побудительные мотивы у сановных царедворцев и обыкновенных помещиков, купцов и промышленников, крестьян и фабричных рабочих были разными: торжество по случаю победы над врагом, забота о государе, прославление своего святого покровителя, благодарность за чудесное избавление от мора, пожара или иной беды, за дарование потомства. Однако цель была одна: воздать хвалу Богу, припасть с молитвой о предстательстве к Пресвятой Богородице и святым угодникам, обретая тем самым полноту духовной жизни. Древняя земля Подмосковья, свидетельница формирования Московского государства и возрастания могущества Русского царства, особенно богата древними храмами и монастырями. Здесь были сосредоточены великие святыни и неисчислимые сокровища церковного искусства. То был мир, сильный своей целостностью и простотой, зиждившийся на «благоволении благости и делах веры» (2 Фес. 1:11). ХХ век стал страшным временем испытаний для Церкви. Храмы и монастыри были закрыты, святыни разграблены, осквернены или уничтожены, священнослужители, монашествующие и миряне, не желавшие отрекаться от веры, подверглись бесчеловечным преследованиям, ссылкам и заключению, во множестве были расстреляны по решению беззаконного судилища, приняв мученический венец.  

http://pravoslavie.ru/11788.html

Звернення Кирила з нагоди випускного дня в духовних школах Церкви 15 червня 2013 р. 18:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к учащим и учащимся духовных школ с посланием по случаю выпускного дня в учебных заведениях Русской Православной Церкви. Ректорам, профессорам, преподавателям и наставникам, выпускникам и учащимся духовных академий и семинарий, православных университетов и институтов, регентских и иконописных школ Досточтимые ректоры, уважаемые профессора, преподаватели и наставники, дорогие выпускники и студенты! Сердечно поздравляю вас с выпускным днем. Окончание учебы — особо значимое событие. Позади годы, которые впоследствии многие из вас, украшенные сединами и стяжавшие житейскую мудрость, будут вспоминать как самые светлые и счастливые. Теперь же для большинства из вас начинается новый период в жизни. Приобретенные знания, умения и навыки вам предстоит употребить на пользу людям, «да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем» (2 Фес. 1:12). В чем преимущество учебного заведения, где изучаются богословские дисциплины? На первый взгляд, в нем, как и во многих других вузах и училищах, созданы те же условия, в которых можно надлежащим образом преподавать и усваивать знания. Богословское же образование наряду с этим способствует нашему духовно-нравственному возрастанию в течение всей последующей жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о себе так: «Я приобрел в школе познания, которые теперь, по благодати Божией, доставляют мне духовный свет, мир и усладу в жизни, которые научили и научают меня любить добродетель и стремиться к ней, и избегать всякого греха. Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем плоды долговременного учения» (цит. по: Большаков Н.И. Источник живой воды). За время, проведенное в стенах alma mater, вы постигали не только основы различных научных дисциплин, но и приобретали определенный духовный и жизненный опыт — в молитве, в несении послушаний, в совместном проживании. Теперь каждому из вас предстоит пройти гораздо более трудную и суровую школу — школу жизни, которая заканчивается вместе с нашим пребыванием на земле. Недаром русская пословица гласит: «Век живи — век учись». Учись, прежде всего, науке из наук — науке духовной жизни, жизни во Христе. На этом пути множество искушений и соблазнов. Но впереди и благодатное утешение свыше, и познание милости Божией, Его долготерпения, премудрости и неизреченной любви. Чем больше мы будем устремлять свое сердце к Источнику всякого совершенства, тем плодотворнее будут наши труды на пользу Святой Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3046255...

Как связаны душа и тело? Нужно ли печься о телесном здоровье? Почему без заботы о душе бессмысленна забота о теле? Чем опасен культ здоровья? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев . К сожалению, сейчас существует некий культ человеческого здоровья . Речь идет даже не об исцелениях от недугов, а о такой бесконечной профилактике всевозможных заболеваний. И мощная индустрия предлагает нам по разным ценам обеспечивать нашу безопасность с точки зрения физического здоровья. Это становится настоящей манией: люди готовы любой ценой, даже ценой иногда компромиссов с собственными христианскими убеждениями, стремиться к физическому благополучию и физическому здоровью. Но парадокс этой ситуации заключается в том, что, как бы человек ни старался обеспечить здоровье своему телу, как бы он ни заботился о своем теле, мы знаем, что оно точно умрет, точно разрушится в земле и вернется в состояние предсуществования, в состояние праха, из которого Бог и создал первого человека, как сказано в Писании: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2: 7). В этой жизни мы не можем сохранить наше тело, мы не можем исцелить его от всевозможных недугов, оно обречено. И Священное Писание показывает нам, что день спасения нашего тела – это когда наше тело воскреснет и облечется в нетление. Чем же, в таком случае, мы должны более заниматься в этой земной жизни? – Спасением души . Потому что, если мы свою душу не спасем в этой, земной жизни, мы ее никогда не спасем. И вот настоящий парадокс: мы менее заботимся о душе, которую только и нужно спасти в этой жизни, и более заботимся о теле, о котором знаем, что оно точно погибнет, точно умрет. В этой жизни существование тела поддерживает душа. Если душа выходит из тела, то тело умирает, разлагается, гниет. В будущей жизни всё будет наоборот: когда душа выходит из тела, душа не имеет полноты бытия: нет полноты страдания, нет полноты блаженства – она как бы в преддверии блаженств или в преддверии страдания. Но когда наши тела воскреснут в день спасения тела и наши души вернутся в наши тела, вот тогда тело сообщит душе полноту бытия. И в Писании сказано, в Послании к Фессалоникийцам апостола Павла: «дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Именно так: сохранять в чистоте дух, душу и тело во всей целокупности человеческого бытия.

http://pravoslavie.ru/90282.html

Критика чистой радости (не по Канту). Часть 2 От социалистического реализма к глобалистическому Но если христиане призваны исключительно к радости, то почему Христос плакал о Иерусалиме (Лк. 19, 41)? И предрекал такие печальные, такие страшные события? «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами… и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне» (Лк. 19, 43–44). Причем сказано это было в момент радостного ликования, после того как Спасителя, въехавшего в Иерусалим, толпа встретила криками «Осанна!» И вот – не побоялся испортить людям настроение, не побоялся, что Его упрекнут – не знаем, как это звучало по-древнееврейски – в «пессимизме» и «алармизме». Да и грозные слова из Евангелия от Матфея рисуют нам картину, далекую от радостного семейного консенсуса. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 34–39). Так что, может, завет апостола Павла «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16) – это о какой-то другой радости? Не о той, когда чуждые по духу родственники сообща смакуют вкусный обед? «Если любить ближнего для себя, надо желать исполнения хотений своей плотской воли, – писала известная подвижница второй половины XIX века игумения Арсения. – Если любить его ради него самого, надо исполнять его волю, его желания. А если любить ближнего ради Господа, то надо стремиться и в отношении его исполнять волю Божию и ходить непорочно в оправданиях Его. Будем любить ближнего ради Господа» (Игумения Арсения. М., 2004. С. 326). Фактически, нынешние идеологи не омрачаемой конфликтами радости призывают ко второму виду любви (любить ближнего ради него самого). Но преподносится это как истинное христианство. А третий вариант (любить ближнего ради Господа) выдают за первый – «любить для себя» – и называют ханжеством, неофитством и эгоизмом. Дескать, с какой стати вы портите родственникам настроение? Почему они должны плясать под вашу дудку? У них свой путь, свой выбор (иногда еще говорят «свои отношения с Богом»). А вы ведете себя эгоистично.

http://pravoslavie.ru/696.html

Митрополит Таллинский Евгений вынужденно покидает Эстонию 06.02.2024 15:30:10 ТАЛЛИН 5 февраля 2024 года Департамент полиции и пограничной охраны Эстонской Республики официально уведомил митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения о том, что ему отказано в продлении временного вида на жительство. Представители Департамента передали митрополиту Евгению уведомление и решение об отказе в продлении вида на жительство в Церковном управлении по адресу ул. Пикк, 64/1-4. 6 февраля владыка Евгений покидает пределы Эстонии. Перед отъездом Предстоятель Эстонской Православной Церкви обратился к своей пастве с напутственным словом: «Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! По словам апостола Павла, нам, христианам, следует всегда с благодушием принимать все случающиеся с нами обстоятельства: " Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите! " (2 Фес. 5:16). И эта наша радость и благодушие проистекают не по причине каких-то земных успехов и достижений, а по причине нашей веры: " Се бо прииде Крестом радость всему миру " . И эту радость, как говорит Христос, " никто не отнимет от вас " (Ин. 16:22). Поэтому в настоящие дни я хотел бы обратиться к вам с призывом пребывать в благодушии, благодарить Бога за все и не терять духовной радости, которую от всех нас ждет Господь. А поблагодарить Бога нам действительно есть за что! За прошедшие дни произошло много событий. Впервые за 34 года на Эстонской земле в нашей Церкви была совершена архиерейская хиротония, на этой неделе прошло заседание Синода, был созван и проведен Собор. За последние полгода в священный сан были рукоположены два диакона. Проходят молодежные, культурные и просветительские мероприятия. А самое главное, что в наших храмах совершается служба Божия и церковные таинства! И очень важно нам этого не забывать и за все благодарить Господа Бога! Призываю вас всех, по слову апостола Павла, " сохранять единство духа в союзе мира " (Еф. 4:3). Надеемся, что и далее, с Божией помощью, церковная жизнь не изменится и будет продолжаться в своем ритме. В Эстонии остаются два викарных архиерея, которые по моему благословению могут осуществлять всю полноту полномочий Предстоятеля нашей Церкви. В свою очередь, я остаюсь на связи и продолжаю заботу о вверенной мне Церкви, пусть даже и в дистанционном режиме.

http://radonezh.ru/2024/02/06/mitropolit...

Мученики и исповедники Христовы      Христос предупредил Своих учеников: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15, 20). Начиная с первого христианского мученика диакона Стефана человек, страдавший за Христа, воспринимался Церковью как подражатель крестной жертве Спасителя. Сперва гонениям от начальников иудейских подвергались ученики Христовы в Иерусалиме. В языческих областях Римской империи христиане также подвергались притеснениям, хотя государственных гонений пока еще не было. Апостол Павел, сам не раз претерпевавший и заточения, и побои, писал христианам македонского города Филиппы: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1, 29). Другой македонской Церкви он писал (52–53): вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (Фес 2, 14). Гонения на Церковь в Римской империи Святой Игнатий Богоносец      Преследование христиан со стороны государства, чудовищное по своей жестокости, началось в Риме в 64 году при императоре Нероне. В это гонение были казнены апостолы Павел и Петр и множество других мучеников. После смерти Нерона в 68 году преследование христиан временно прекратилось, но возобновилось при императорах Домициане (81–96), а с особенной силой — при Траяне (98–117). При Домициане мучениям подвергался апостол Иоанн Богослов, но он чудом остался жив. Евангелист Иоанн единственный из апостолов Христовых не принял мученическую кончину и умер в глубокой старости. При императоре Траяне пострадал ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец. Он был епископом Антиохии, и его приговорили к смерти от когтей и зубов диких зверей на арене. Когда воины везли его в Рим на казнь, он писал римским христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

http://pravoslavie.ru/104485.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010