В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений 29 октября 2019 г. 20:39 «Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея . В апрельском номере за 2019 год читателя ознакомили с исторической фабулой современных событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 5, 2019 ) ( PDF-bepcuя ). Стойте и держите предания… (2 Фес. 2:15) Последние месяцы православный мир переживает кризис, подобного которому, вероятно, не было со времен Великого раскола тысячелетней давности. Сходство событий налицо. Так же как и тогда, первенствующая кафедра (в то время — Римская, ныне — Константинопольская) выступила с неприемлемыми для православного сознания притязаниями на исключительность своего положения и властное главенство над другими Поместными Церквами. Тогда это привело к отпадению от Православия Римских пап, ныне на этот путь встала Константинопольская Патриархия . Первый без равных? Украинский церковный вопрос, оказавшийся в эпицентре произошедшего столкновения, имеет далеко не местное значение. Он обнажил проблему особого масштаба и выявил такие искажения экклезиологии со стороны Фанара, которые трудно квалифицировать иначе как ересь. Константинопольский Патриарх прямо ­объявил себя главой всех православных Патриархов и Предстоятелей, причем уже не в порядке частного мнения, а более чем официально — в Томосе о «даровании автокефалии» так называемой Святейшей Церкви Украины. Утверждая по давнему примеру Римских пап, что вся Православная Церковь возглавляется им, какое место Константинопольский Патриарх оставляет Христу, Которого с апостольских времен Церковь исповедовала как своего Главу (Еф. 1:22)?

http://patriarchia.ru/db/text/5521149.ht...

Глава Казахстанского митрополичьего округа освятил Воскресенский собор города Кокшетау Кокшетау, 3 декабря 2020 г.      2 декабря 2020 года, в день памяти святителя Филарета Московского, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил чин малого освящения новопостроенного храма — кафедрального собора в честь Воскресения Христова, воздвигнутого в административном центре Акмолинской области городе Кокшетау на берегу озера Копа, сообщает Патриархия.ru . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион и клирики Астанайской и Кокшетауской епархий. На освящении присутствовали: аким города Кокшетау А.Х. Смаилов, заместитель акима области А.Е. Мусралимова, руководитель аппарата акима области А.Е. Капышев, секретарь Акмолинской областной избирательной комиссии Н.А. Политкин, представитель Фонда «Новый собор» А.Г. Мартыненко, а также ответственные за возведение храма специалисты. По завершении богослужения митрополит Александр поздравил собравшихся со знаменательным событием в жизни города Кокшетау и всего Акмолинского края. «Мы с вами стали участниками знаменательного события — сегодня в городе Кокшетау, административном центре Акмолинской области, состоялось малое освящение величественного собора, воздвигнутого в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этого дня мы ждали пять лет, и вот наконец в стенах новопостроенного храма совершился особый молебен, положивший начало богослужебной жизни. Апостол Павел обращается к верующим во Христа: " Воля Божия есть освящение ваше " (1 Фес. 4:3) — и именно в храме происходит духовное преображение и очищение человеческой природы. Здесь, в купели Крещения начинается наш церковный путь, и здесь же земное бытие человека завершается молитвенным напутствием Матери-Церкви. Через Исповедь прощаются грехи и духовные немощи врачуются Божественной благодатью, а причащаясь за Божественной литургией Святых Христовых Таин верующий вкушает истинные Тело и Кровь Спасителя " во оставление грехов и жизнь вечную " . Каждый момент человеческого бытия освящается в храме посредством таинств и священнодействий. Праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский, размышляя о важности храма в жизни человека, писал: «Храм — земное небо». По слову Псалмопевца Давида самые лучшие мгновения жизни и вместе с тем самые необходимые для души — это встреча с Богом в Его храме: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! " (Пс.41:2-3). Будем же стремиться сюда, в этот дом Божий, посвященный Светлому Христову Воскресению, всегда — и в праздники и будни, принося к подножию престола Господня свои радости и печали, молитвы и славословия. Пусть всесторонне развивается здесь приходская жизнь, пусть до скончания века украшает город Воскресений кафедральный собор», — сказал, в частности, глава Митрополичьего округа.

http://pravoslavie.ru/135809.html

Ротонда Св. Георгия, Фессалоника. 2 пол. V в. – Православное, церковное искусство мрачное и темное, нерадостное, – такую мысль, в разных вариациях, можно услышать, увы, и сегодня. И ладно бы от совсем неискушенного обывателя, а вот когда такое говорят глубокие, образованные люди, то становится совсем грустно. Ведь вроде не XIX век на дворе, а, наоборот, XXI. Это в XIX веке церковное искусство было спрятано под почерневшей олифой, многовековой копотью, и потому именно таким и воспринималось. Но сейчас, когда раскрыты шедевры, когда в той же Третьяковской галерее нам сияют красками иконы Звенигородского чина, когда есть возможность увидеть собственными глазами или хотя бы на качественных фотографиях мозаики и фрески, начиная с раннехристианских времен, подобное звучит очень странно. Ведь еще в начале прошлого века, когда стали раскрывать эти самые слои олифы, поздних записей, Россия и весь мир сказали восторженное «Ах!», увидев прекрасную, яркую, гармоничную живопись древнерусской иконы. Ротонда Св. Георгия, Фессалоника. 2 пол. V в. Я решила написать эту статью даже не как специалист, искусствовед, а просто как восторженный зритель, которому церковное искусство помогает глубже понять его веру. Потому позволю себе произвольно переходить из эпохи в эпоху, произвольно выбирая наиболее яркие примеры. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Шествие мучеников Христианство – это вообще про радость, неслучайно апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18). А как не радоваться, если мы знаем о главном Событии в истории человечества – Воскресении Христовом. Этим знанием, этой радостью проникнуто все церковное искусство практически с самого его возникновения. Как пример можно привести мозаики ротонды Св. Георгия в Фессалонике второй половины V в. Даже по тем фрагментам, что показаны на фотографии, можно представить, насколько они живописны, многоцветны и прекрасны. Устюжское Благовещение А знаменитые мозаики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне начала VI века, например, шествие мучеников и мучениц? Сияющий золотой фон, говорящий нам о свете Горнего мира, величественные фигуры мучеников и мучениц в бело-золотых одеждах, атрибуты Райского сада вокруг них – все это производит на зрителя невероятное впечатление. Здесь считывается не наша земная радость, то есть эмоция, которая может легко измениться от чего-нибудь внешнего, – здесь радость Вечности, радость пребывания со Христом. Но даже если смотреть безо всякого осмысления, не считывая смыслов, просто на сочетание цветов, – здесь нет и намека на мрачность.

http://pravoslavie.ru/148100.html

Святе Письмо Священне Передання: православний погляд 20 грудня 2014 р. 20:52 19 декабря 2014 года в Великотырновском университете имени святых Кирилла и Мефодия (Болгария) прошла торжественная церемония вручения почетной степени доктора honoris causa этого университета председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателю Синодальной Библейско-Богословской комиссии митрополиту Волоколамскому Илариону . Владыка Иларион выступил с актовой речью. 1. Писание и Предание Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание — это вся Библия, то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях. Нередко под Преданием понимают всю совокупность письменных и устных источников, при помощи которых христианская вера передается из поколения в поколения. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное. К устному Преданию святитель Василий Великий относил крестное знамение, обращение в молитве на восток, эпиклезу евхаристии, чин освящения воды крещения и елея помазания, троекратное погружение человека при крещении и т.п., то есть преимущественно литургические или обрядовые традиции, переданные изустно и прочно вошедшие в церковную практику. Впоследствии эти обычаи были зафиксированы в письменном виде — в творениях Отцов Церкви, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в литургических текстах. Значительная часть того, что изначально было устным Преданием, стало письменным Преданием, которое продолжало сосуществовать с устным Преданием. Если Предание понимать в смысле совокупности устных и письменных источников, то как оно соотносится с Писанием? Является ли Писание чем-то внешним по отношению к Преданию, или оно представляет собой составную часть Предания?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3884656...

Христианская традиция обозначает Священное Предание как универсальную форму сохранения и распространения божественного Откровения. Главным хранителем Предания является Церковь – столп и утверждения истины (1 Тим. 3: 15). Православный богослов дореволюционный России священник Георгий Орлов замечает: «Будучи достоянием Церкви, Священное Предание сохранилось в своей чистоте благодаря тому, что оно непрерывно проповедовалось пастырями и учителями Церкви и содержалась паствою, воплощалось во всем строе церковной жизни, в праздниках и обрядах, в благочестивых обычаях, в символе веры, в правилах и порядках христианского сообщества» . Греческое слово «παρδοσις» (используется в Евангелиях и апостольских посланиях), которое обыкновенно переводят как «предание», означает «то, что передано, традиция, учение». Ничего общего с фольклорным устным жанром богословский термин «предание» не имеет. Это не рассказы и истории. Это прежде всего традиция вероучения и опыт благодатной жизни, который передается через христианские поколения, пассионариями которых являются подвижники веры и благочестия, отцы и учители Церкви. Главными объектами предания, согласно православному катехизису, являются учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды . Апостол Павел пишет: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). В этом месте апостольского послания обозначаются две формы передачи истины – устная и письменная. Следует отметить, что в христианской традиции далеко не всегда Предание может представлять из себя вероучение и духовный опыт. В частности, элементами устного Предания святитель Василий Великий называл крестное знамение, обращение в молитве на восток, эпиклезу евхаристии, троекратное погружение человека при крещении и т.п., то есть преимущественно литургические или обрядовые традиции, переданные людьми в виде негласных традиций прочно вошедшие в общую церковную традицию . Конечно, все эти вещи имеют духовную содержательную основу, но тем не менее являются вторичным по отношению к сути Предания, хотя и являются его неотъемлемой частью.

http://pravoslavie.ru/157616.html

10 добрых дел на Великий Пост Подарить книгу, помочь бездомным, посетить рок-концерт 6 марта, 2017 Подарить книгу, помочь бездомным, посетить рок-концерт Для тех, кто готов в пост дополнить духовные подвиги делами добра, “Правмир” публикует специальную подборку. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3:5) Что надо делать: — Купить и передать любую детскую или православную книгу в книжном магазине-участнике акции в период с 1 марта по 1 апреля 2017 года . Организатор: Издательский Совет Русской Православной Церкви Участники акции «Подари книгу детям» помогут собрать детскую литературу и православные книги для детей из многодетных и малоимущих семей, а также детей с ограниченными возможностями и сирот. Акция проводится в магазинах:   Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал.5:14) Что надо делать: — Разобрать свой гардероб и привезти теплую одежду и обувь для бездомных в «Ангар спасения» . Организатор: служба «Милосердие» Особенно востребованы мужские вещи. Привозить их можно в любое время. Ангар спасения – центр помощи бездомным. Это каркасная палатка, при ней действует мобильная душевая, а также пункт социального работника. Основная задача ангара – способствовать возвращению бездомных в общество. Социальный работник в палатке оказывает бездомным помощь в восстановлении документов, налаживании связей с родственниками, поиске временного приюта и работы, отправке домой. Адрес: ул. Николоямская, во дворе дома 55.   Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14) Что надо делать: — Купить билет и 11 марта прийти на благотворительный спектакль « Стиховарение» в помощь детям с органическими поражениями ЦНС. Организатор: благотворительный фонд «Галчонок» Спектакль существует уже больше года, за это время было сыграно 17 спектаклей на лучших театральных сценах Москвы, благодаря собранным средствам 45 детей прошли необходимые курсы реабилитации, многие из них начали делать свои первые самостоятельные шаги, стали более активными, поверили в свои силы и нашли новых друзей.

http://pravmir.ru/10-del-lyubvi-velikogo...

Ангел возвещает радость пастухам. Фрагмент иконы Рождества Христова Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие. Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие. Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов. В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30). Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10). С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10). Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»

http://pravoslavie.ru/28877.html

Выступление Предстоятеля Албанской Православной Церкви на заключительном заседании Архиерейского Собора 4 грудня 2017 р. 21:47 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С приветственным словом выступил Предстоятель Албанской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. С особой радостью мы принимаем участие в торжествах по случаю столетия Поместного Собора Русской Православной Церкви и восстановления Патриаршества. В прошлом веке с 1944 по 1967 год и Албанская Церковь испытывала притеснения в результате коммунистических гонений. А в период с 1967 и вплоть до 1991 года, согласно атеистической Конституции этой страны, наша Церковь была распята и погребена. Но, наконец, с 1992 года и последующие двадцать пять лет она живет и процветает в свете Воскресения. Сейчас, когда я обращаюсь к уважаемому епископату Русской Православной Церкви, мое сердце исполняется волнением, славословием и надеждой. Еще в юношеском возрасте я с восхищением наблюдал за героизмом православных клириков и мирян, явленным в продолжение безжалостного атеистического гонения в Советском Союзе. Позднее, уже будучи богословом-мирянином, когда я начал осознавать долг и нашего поколения, состоявший в том, чтобы выполнить последнее повеление Христа: «Шедше, научите вся языки» (Мф. 28:19), я с умилением читал о жизни и деятельности святых русских миссионеров: Иннокентия (Вениаминова), Николая (Касаткина) и Патриарха Тихона. Мы прославляем Бога, воздвигшего в Православной Церкви таких светлых вождей, равно как и многие мириады клириков и мирян, которые во время этой «долгой ночи» гонений, как предсказывал Патриарх Тихон, остались непреклонными в вере, «при многих скорбях с радостью Духа Святаго» (1 Фес. 1:6). В очередной раз подтвердились слова святителя Иоанна Златоуста: «Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны – не изнемогает, среди ярости волн, не утопает… Она никогда не стареет, но всегда цветет» (свт. Иоанн Златоуст, Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях…).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5080159...

Конец света сегодня? Что такое конец света? Сегодня в Церкви не принято говорить о конце света, но человека эта тема волнует. О том, что такое конец света, говорили с профессором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, крупнейшим специалистом по новозаветному богословию архимандритом ИАННУАРИЕМ (Ивлиевым) 21 мая, 2010 Сегодня в Церкви не принято говорить о конце света, но человека эта тема волнует. О том, что такое конец света, говорили с профессором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, крупнейшим специалистом по новозаветному богословию архимандритом ИАННУАРИЕМ (Ивлиевым) Содержание статьи Сегодня в Церкви не очень принято говорить о конце света. Хотя эта тема и остается частью церковного учения, почему-то она оказывается «за бортом» церковной проповеди. Между тем волновать человека она не перестает, в информационном вакууме кто-то отказывается от паспортов, ИНН и нормальной жизни в расчете на скорый «конец». О том, что такое конец света , мы говорили с профессором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, крупнейшим специалистом по новозаветному богословию архимандритом ИАННУАРИЕМ (Ивлиевым). Конец света — что это значит? Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) — церковный ученый, библеист, один из ведущих российских специалистов в области библейского богословия. В 1966 году окончил физический факультет Ленинградского университета, в 1978-м — Ленинградскую духовную академию. Автор многих научных публикаций. Кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Санкт-Петербургского университета. Выступает с многочисленными открытыми лекциями. — Относительно конца света в Православной Церкви сегодня наблюдается две тенденции: или благоговейного молчания, или мрачного, часто экзальтированного ожидания, когда люди уходят в леса, пещеры, оставляют нормальную жизнь, отказываются от паспортов. Почему? — Исторически так сложилась, что уже самое первое поколение христиан, то есть апостолы и их непосредственные ученики, жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа. Это пришествие предсказывалось в Новом Завете, в первую очередь в Евангелиях: от Марка, Матфея, Луки, и мыслилось оно как «эсхатон», то есть конец этого мира. Но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение. И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное, а исполненное оптимизма. Апостол Павел уже в Первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 1: 2-10), обращенным из язычества, говорит: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых», — вот тут мы видим, что на второе место после проповеди монотеизма апостол ставит учение о втором Христовом пришествии, об ожидании воскресшего и прославленного Господа. Но это — не только состояние эсхатологического ожидания, но и состояние эсхатологического пребывания. Оно присутствует во всем Новом Завете.

http://pravmir.ru/konets-sveta/

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леонтию (Козлову), епископу Сызранскому 12 сентября 2019 г. 19:42 12 сентября 2019 года за Божественной литургией в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Леонтия (Козлова) во епископа Сызранского и Шигонского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Леонтия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Леонтий! Не в сильном ветре, не в землетрясении, не в огне, но в тихом веянии (3 Цар. 19:11-12) благодати явил ныне милость Свою Господь, соделавший тебя преемником апостолов и блюстителем словесного стада. Глас Пастыреначальника Христа, обращенный к тебе сегодня во время Таинства хиротонии, призывает тебя к новым трудам на Его пажити. Внемли ему и уразумей, сколь щедр и милостив Господь , как говорит нам псалом Давида (Пс. 102:8), внемли — и оправдай оказанное тебе доверие, внемли — и сделай все для того, чтобы не посрамить высокого звания епископа. Тебе предстоит нести ответственное послушание в Сызранской епархии, входящей в состав Самарской митрополии, вместе с клиром и паствой свидетельствовать современникам о непреходящих евангельских истинах, совершать дело веры и труд любви (1 Фес. 1:3). Нелегок сей путь, но именно он единственно правильный и спасительный. Иди по нему без боязни и смущения, иди, несмотря на все ухищрения и козни дьявольские, иди, отметая искушения и соблазны, иди с упованием на всесильную помощь и милость Божию, иди и веди за собой чад церковных, вверенных твоему попечению. Взирая на вдохновляющий пример архипастырского подвига многих предшественников, с усердием потрудившихся на пользу Церкви Христовой, стремись совершать свое служение «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке», как учит нас апостол Павел (2 Кор. 6:6-7).

http://patriarchia.ru/db/text/5498784.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010