Это выражение принадлежит апостолу Павлу, святой применяет его для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос « отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века » ( Гал.1:4-5 ). Лукавый век – век падшего человека, век эгоизма и разгула страстей. В молитве Господней, в частности, содержится прошение: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» ( Мф.6:13 ). Здесь имеется в виду «лукавое» или «лукавый»? Лукавый – одно из наименований диавола . Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое πονηρς (плохой, дурной, скверный; злой). Дьявола называют по-разному, сатаной, врагом рода человеческого, отцом лжи, изобретателем греха и пр. Именование «лукавый» указывает, в данном случае, на его нравственную искривленность, лживость, хитрость, коварство. Какова участь уготована Богом лукавому (диаволу)? В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное, и будет там «мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Как понимать слова «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» ( 2Цар.22:26-27 )? Смысл изречений 26 и 27 стихов такой: Ты, Господи, каждому воздаешь надлежащим образом, сообразуя Свои воздаяния с мыслями, желаниями, поступками, действиями, поведением и нравственным состоянием каждого. Цитаты о лукавстве «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды». Прем.Сол.1:4-5 «Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов». Сир.6:4 «…Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел». святитель Василий Великий «Не предавайся бездействию и беспечности, ибо бездействие порождает лукавство (самоугодие), а от лукавства рождается всякого рода зло».

http://azbyka.ru/lukavstvo

Видение Иезекииля есть, вместе с тем, откровение о небесной и вечной природе человека, о «небесном человеке» (и в этом смысле есть как бы изъяснение слов Прит. Сол. 8,31 о Премудрости Божией: «и радость Моя в сынах человеческих»): в Славе Божией присутствует образ человека, сотворенного по образу Божию. Однако, следует на это указать, что облик человека приписывается здесь и херувимам (10,20), которые несут на себе престол Господень над сводом, простирающимся над ними (1,22, 26), и однако они принадлежат не к человеческому, но к ангельскому миру. На это можно ответить, что херувимам здесь и не приписывается полноты человеческой, и вообще космической природы, они суть «подобие четырех животных», имеют облик «как у человека» (1,5). Природа мира духовного, ангельского, остается иною, чем у человеческого мира. Тем не менее ангелам свойственно служебное отношение к этому миру, а потому и некоторое онтологическое сродство с ним и соотношение: чтобы служить человеку, нужно иметь его подобие (это соотношение печатлеется в учении о личном ангеле–хранителе, присущем каждому человеку, как его небесный образ). Иными словами, Слава небесного мира соотносительна Славе мира человеческого и — в этом смысле — человечна, отсюда животность и человечность высших чинов ангельских, на которых покоится Господь, «седяй на херувимех». Эта мысль о небесном образе человека, отсвет которого лежит и на ангельском мире, получает новое подтверждение в дальнейших подробностях видения: над сводом над головами их было подобие престола, а «над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» (1:26). Это подобие человека на престоле прямо свидетельствует о небесной предвечности образа человеческого, зримого не только в тварном духовном мире несущих на себе престол херувимов, но и на самом престоле (это представляет собой аналогию Данилову видению Сына Человеческого, 7,9, 13—14; ср. Откр. гл. 4 — 5). Церковь видит в седящем на престоле подобии человеческом образ воплощения Сына Божия . Однако это видение, бывшее до воплощения, свидетельствует о предвечности человеческого образа на небесах, силою которого возможно было сотворение человека и, как его новое творение, — боговоплощение. Если понять видение только в отношении к боговоплощению и видеть в нем лишь пророчество о Христе, то в таком случае неизбежно приходим к заключению, что человеческое тварное естество, в Нем прославленное, также причастно Славе Божией. И Слава Божия объемлет в Себе как мир вечный, так и по образу его сотворенный, в их онтологическом единстве, Божественную Софию, открывающуюся в Сыне Человеческом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

10 Был там... — речь идет о Нитрийской пустыне, лежавшей к югу от Александрии. 11 Авва — “отец”. На христианском Востоке так называли настоятелей монастырей или известных своей мудростью и благочестием старцев-подвижников. 12 Вечеря любви, или агапа,— совместная трапеза в память Тайной вечери. Во время агапы первоначально совершалась евхаристия, т. е. вкушение хлеба и вина, мыслившихся как плоть и кровь Христова; позднее агапа превратилась в обычное пиршество. 13 Онагр — дикий осел. 14 Миля — римская мера длины, приблизительно соответствующая 1,4 км. 15 Сайта — греческая мера жидкостей; секстарий — римская мера жидкостей, равная 0,547 л. 16 Скит — пустыня в Нижнем Египте, знаменитое место монашеских поселений, отличавшихся особо строгой жизнью. 17 Унция — римская мера веса, около 28 г. 18 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому 19 Приобщись... Святых тайн — причастись. 20 ...сплети, как я, веревку.— Плетение различных изделий из ветвей и других частей деревьев было обычным занятием египетских монахов. 21 12. Локоть — греческая мера длины; немного менее 0,5 м. 22 13. Милоть — овчина. 23 Пещь вавилонская — подразумевается библейский рассказ о вавилонском царе Навуходоносоре, который бросил в раскаленную печь не желающих поклоняться истукану из золота иудейских отроков Ананию, Азарию и Мисаила: отроки, однако, вследствие чуда, наградившего их праведность, не погибли в пламени. 24 Понтий Пилат — римский наместник Иудеи, которому верховное судилище иудеев выдало Христа; осужденный и в этой инстанции, Христос был приговорен к смерти и распят. 25 Чермное море — Красное море. 26 Явленную веру возвестит праведный.— Притчи Сол. 12, 17. 27 В этом монастыре...— имеется в виду женский Тавенниский монастырь, расположенный вблизи Сиены (Египет) и, подобно мужскому Тавеннискому монастырю, известный своим строгим уставом. 28 ...будучи, по пословице, посмешищем всего монастыря...— такая пословица неизвестна; перевод сделан по догадке, принятой толкователями этого выражения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Поскольку Христос Господь – источник радости совершенной и непреходящей (см.: Ин. 17: 13), живая связь с Ним через твердую веру, горячую молитву и дела добрые несет радость в жизнь Церкви и в души верующих. Эта радость веры во Христа и постоянной любви к Нему называется святым апостолом Павлом «радостью о Господе» (Флп. 4: 4). Она есть плод Святого Духа в душе человека верующего и любящего Христа и себе подобных (см.: Гал. 5: 22) и залог вечной радости в Царствии Божием (см.: Рим. 14: 17). Эта радость – присутствие благодати Христовой в душе человека, сражающегося с грехом и с жизненными тяготами, – не пропадает втуне во время испытаний (см.: 2 Кор. 6: 10; 7: 4; 1 Сол. 1: 6; 2: 19), но наоборот, возрастает, когда верующий страдает за Христа и Церковь (см.: Кол. 1: 24; Евр. 10: 34; 12: 2; Иак. 1: 2; 1 Пет. 4: 13). Радость веры возрастает и укрепляется через горячую молитву, через покаяние и прощение грехов, через освобождение от страстей, через доброе слово и доброе дело, через чистую жизнь и святую любовь. Она становится радостью совершенной у тех, кто подвизается на стезе святости. Когда святая Церковь Христова призывает всех людей к спасению, она призывает их именно к этой совершенной радости во Христе – Источнике радости вечной. Когда Христос Господь приходит в мир, Младенцем рожденный в великом смирении, ангелы возвещают пастухам великую радость. Когда Христос Господь, распятый, воскресает из мертвых, Он сам встречает жен-мироносиц приветствием: «Радуйтесь!». Когда Христос, воскресший из мертвых, восходит в Небесную славу, Он обещает, что будет с теми, кто веруют в Него, во все дни до скончания веков (см.: Мф. 28: 20), ученики же живут с «великой радостью» (Лк. 24: 52) правым обещанием Христа и Его присутствием в них посредством действия Святого Духа Утешителя (см.: Ин. 15: 26; 16: 13–14). Радость веры или радость христиан во Христе Господе свидетельствуется святым апостолом Петром как радость спасения, полная благодати и света: «Которого (Христа) не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1: 8–9).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

По их мнению, брак вообще и православно-христианский в частности есть дело сатаны, дьявольские узы, и потому не только не угоден Богу, но и составляет великий грех , «скверну», за которую «мирские люди» (т. е. православные) будут тяжко наказаны Богом. Детей, рожденных от этих браков, они называют дьявольским отродьем, утехой сатаны, грешками и т. п. и говорят, что люди должны вести девственную, чистую жизнь и размножаться от одного целования. Поэтому неженатые должны не жениться, а женатые – разжениться, т. е. жить с женами, какъ с сестрами. 226 Но такое учение несправедливо. Брачный союз мужа и жены получил свое начало и освящение от Бога еще в раю. Сотворив первую супружескую чету, в лице Адама и Евы, Бог благословил ее и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ей» ( Быт. 1:27–28 ). Такое же благословение, с указанием на главную цель супружеского союза – чадородие, было дано праведному Ною с семейством ( Быт. 9:1, 7 ). Затем, как видно из Св. Писания, Бог Сам устроил брак Исаака с Ревеккой ( Быт. 24 гл.) и Товии с Саррой (Тов. гл. 5–7). Не оставлял и не оставляет Он брака Своим божественным промышлением и освящением и в последующее время, почему премудрый Соломон говорит, что разумная жена – от Господа» (Притч. Сол. 19:14), прор. Малахия – что Господь бывает свидетелем брачного союза ( Мал. 2:14 ), а Христос Спаситель – что Бог сочетавает брачущихся (Мф. 19:6). В силу своего божественного происхождения, брак с самого начала своего существования был не одним только плотским союзом между мужем и женой, но и духовно-нравственным союзом любви, святость и нерушимость которого еще в Ветхом Завете была ограждена заповедями, воспрещающими, под угрозой смерти ( Лев. 20:10–13 ; Втор. 22:22 ), нарушение супружеской верности: «не прелюбодействуй», «не желай жены ближнего» (Исх. 20:14, 17). В Новом Завете достоинство брачного союза еще 6олее возвышено. Ап. Павел называет брак великой тайной ( Еф. 5:32 ), в которой отображается союз Христа с Церковью. «Муж и жена, – говорит Он, – это как бы две части одного целого: муж – глава жены, а жена – его тело, подобно тому, «как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф. 5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, некий кого поглотити. Ибо вы сами достоверно знаете, пишет апостол Павел, что день Господень так придет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: мир и безопасность! Тогда постигнет их внезапная пагуба. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ниже тьмы. Итак да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронею веры, и любви, и шлемом надежды спасения. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили ( I Сол. 5, 2:10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 22 Справочник по обществам трезвости Екатеринбургской епархии начала ХХ века Афанасьев А.Л. г. Томск Автором с помощью специальной анкеты впервые составлен представленный ниже краткий справочник по обществам трезвости Екатеринбургской епархии на 1 января 1911 г. В его основу легли сведения из рапорта секретаря местной духовной консистории от конца 1910 — начала 1911 гг. (с приложением уставов ряда обществ) 27 , направленного в канцелярию оберпрокурора Св. Синода. Сведения дополнены нами по источникам, исходящим от участников трезвенного движения (они указаны в скобках) и работы И. Кудряшовой . Епархия начала ХХ века включала в себя территорию нынешней Свердловской области и Шадринский уезд, чья территория входит сегодня в Курганскую область. Справочник отражает разнообразный опыт трезвенной работы священников, крестьян, рабочих, учителей и может быть полезен для широкого круга граждан современной России. Членов в первый год — 14, в 1911 г. — 20. Выписка православных и трезвенных журналов, брошюр, листков. (Д. 141. Л. 187,197.)

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

И мы, великий государь, советовав со освященным собором, указали ему, митрополиту Ионе, быть на митрополии его в Ростове, а на Москве соборной апостольской церкви блюстителем быть Павлу Митрополиту. Писано лета 7173 марта в 20 день 22 . (Такие же грамоты посланы были государем и ко всем другим архиереям). 5 Когда Трубецкой от имени царя говорил в Успенском соборе оставлявшему свой престол Никону, чтоб он патриаршество не оставлял, то Никон ответил на это: „Уже я слово свое не переменю, да и давно у меня обещание, что патриархом не быть“. 25 декабря 1671 года Никон писал государю: „в 160 году, Божиею волею и твоим, великаго государя, изволением и всего освященнаго собора избранием, был я поставлен на патриаршество не своим изволом; я, ведая свою худость и недостаток ума, много раз тебе бил челом, что меня на такое великое дело не станет, но твой глаголь превозмог. По прошествии трех лет бил я тебе челом отпустить меня в монастырь, но ты оставил меня еще на три года; по прошествии других трех лет опять я тебе бил челом об отпуске в монастырь, и ты милостиваго своего указа не учинил. Я, видя, что мне челобитьем от тебя не отбыть, начал тебе досаждать, раздражать тебя и с патриаршаго стола сошел в Воскресенский монастырь“. (Сол. XI. 384–385). 6 Некоторые наши историки не верят Никону, что у него было серьезное намерение оставить патриаршую кафедру. Соловьев говорит: „Раздраженный окончательно речами Ромодановскаго 10 июля, Никон решился поразить царя и народ своим удалением; впечатление было произведено сильное, как мы видели, но вовсе не такое, какого мог ожидать Никон: царь не пришел для объяснения с ним в Успенский Собор, не умолял его остаться, не просил торжественно прощения, сцена, происходившая при избрании Никона на патриаршество, не повторилась“. (XI, 299). Преосв. Макарий, в своей истории русской церкви, прямо говорит: „Пред близкими своими Никон вовсе не скрывался, что имеет желание и надежду возвратиться на свою кафедру. Он только не хотел сам проситься, а ожидал времени, когда его попросят, позовут, и он возвратится с честию“ (XII, 331).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

35 Продано купцу Сиротнину серебра 1 п. 22 ф. 43 золот.; а именно: потир, дискос, звездица, две тарелочки, ковшик с тарелочкой (14 ф. 66зол.), дарохранительница (З ф. 24 зол.), сосуд для благословения хлебов (1 ф. 18 зол.), семь риз с икон царских дверей (6 ф. 20 зол.), 17 лампад разной величины(1 п. 6 ф. 17 зол.). и один подсвечник (90 сол.). Купцу Пучкову продано 3 малых колокола целых (7 п. 10 1 / 2 ф.) и два разбитых (4 п.). Приобретены вновь серебряные вызолоченные сосуды в 9 ф. за 473 р.; пьедестал для медали за 173 р. 5 коп. и белая глазетовая ризннца, состоявшая из 4 фелоней и 2 стихарей, за 782 р. 73 коп. 36 При этом, нельзя не заметить, что много вещей, принадлежавших монастырю, еще прежде, при переводе его в другое помещение, и при открытии особой церкви при Обществе благородных девиц, могли оставаться и действительно остались, как в церквах вдовьего дома, прежде бывших монастырскими, так и в церкви Общества благородных девиц, где монастырский причт отправлял Богослужение. В последней особенно замечательна изящной формы и замечательного веса серебрянная водосвятная чаша – дар Императрицы Елизаветы Петровны Воскресенскому Новодевичьему монастырю. 37 В инструкции, данной вахмистру смотрителем Буниным, вменялось ему, между прочим, в обязанность смотреть, чтобы, кроме лиц, служащих при соборе, никто из посторонних не входил не только за балюстрад, но даже и на ступени солеи; и если-бы кто поступил вопреки этому распоряжению, то таких, не взирая на лицо и звание, велено было не просто приглашать удалиться, а даже выводить. 38 Впрочем, это дело сначала не обходилось без препятствий. Так как даже на подробном церковном плане мест для таких икон не было назначено, то почетные опекуны сами по себе не решались позволять постановку оных, как не согласную с планом, утвержденным Государем Императором, и лишь по сношении с опекунским советом, доводившим это до Высочайшего усмотрения, дозволено было устроить 3–4 аналогия для святцев и икон Спасителя и Божьей Матери, но и то, как потому только, что для икон храмовых с самого начала были устроены такие же аналогии, так и потому, что они не могли закрывать собой не только колонн, но и подножий у колонн, отделанных под блестящий белый мрамор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

21 Сизлер: „Жаратан Ийени айтанын ямаса айтпаанын аятан билемиз?“ – деп ммкин. 22 Егер де бир пайамбар Жаратан Ийени атынан сйлесе, бира айтан сзлери орынланбаса ямаса мелге аспаса, онда сол сзди Жаратан Ийе айтпаан болады. Пайамбар з атынан сйлеген, оннан орпалар».   19   Паналайтуын алалар   (Санлар 35:9-34;Ешуа 20:1-9)   1 «удайыыз Жаратан Ийе жерлерин сизлерге берип атыран халыларды жо ыланда, сизлер сол жерлерди млик етип алып, алаларына м йлерине жайласып аласыз. 2-3 Сонда елди ш блимге блилер. р бир блимнен бир пана аладан ажыратылар. Сол алалара баратуын жоллар салылар, солай етип, адам лтирип ойан адам сол алаларды бирине ашып, паналасын. 4 Сондай жадай басына тскен адама байланыслы аыйда мынадай: егер бир адам абайсызда лтирип ойса м оны алдын ала онда аслыы болмаса, онда ол сол жерге ашып ммкин. 5 Мысалы: бир адам менен бирге ааш тоайа барып, ааш ушын балтасын ктергенде, балтаны темири сабынан шыып кетсе м асындаы адама тийип кетип, оны лтирип алса, онда усындай абайсызда адам лтирип ойан адам сол пана алаларды бирине ашып, жанын утарып алсын. 6 Болмаса, лген адамны шин менгер анхорды изинен ммкин м пана алаа баратуын жол уза боланы ушын, оан жетип алып, оны ммкин. Деген менен, лтирген адам лимге ылайылы емес, себеби лген адама оны алдын ала аслыы болмаан. 7 Сизлерге ш аланы злерииз ушын айырып ойылар, деп буйыранымны себеби усы еди. 8-9 удайыыз Жаратан Ийени сйип, мме Оны жолларынан жри, деп сизлерге буйры бердим. Егер де, сизлер усы буйрыларды де алдырмай орынласаыз, удайыыз Жаратан Ийе ата-бабаларыыза ишкен анты бойынша жер шегараларыызды кеейтеди м ылан пткил елди сизлерге береди. Сонда сизлер айырып ойан ш алаыза жне ш пана ала осылар. 10 Солай етип, удайыыз Жаратан Ийе сизлерге млик етип беретуын елде айыпсыз адамны аны тгилмесин. Айыпсыз адамны тгилген аны ушын айыплы болып алмалар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

20 Сол арада Яуда кепилликке алдыран нрселерин айтарып ушын, адулламлы досты аралы аяла бир ыла жиберди. Деген менен, достысы аялды таба алмады. 21 Сонда достысы сол жерди адамларынан: – Энайымда, жол шетинде бир бузы аял бар еди, ол аята? – деп сорады. – Бул жерде ондай аял жо, – деп берди. 22 Достысы Яуданы жанына айтып келип: – аялды таба алмадым. Сол жерди адамлары да ол жерде еш андай бузы аялды болмаанын айтты, – деди. 23 Яуда: – Мейли, сол затлар аялда ала берсин. Тек еш кимге масара болмаса боланы. Мен ылаты жиберген едим, бира сен аялды таба алмады, – деди. 24 Шама менен ш айдай ткенде, Яудаа: «Келини Тамара бузышылы ислепти, ол зир миледар», – деген хабар жетти. Сонда Яуда: «Оны далаа алып шыып, жаып жиберилер», – деди. 25 Тамараны далаа алып шыанда, ол йин атасына: «Мен мына затларды ийесинен миледар болдым. Анылап ара, бул мр, оны жиби м аса кимдики?» – деп хабар жиберди. 26 Яуда затларды танып: «аыйатлы ол трепте, себеби мен оны улым Шелаа алып бермедим», – деди. Соннан кейин, Яуда Тамара менен айтып жаынласан жо. 27 Тамараны келгенде, арнында егиз бала барлыы млим болды. 28 Ол босанып атыран егизлерди бири олын сырта шыарды. Киндик шешеси баланы олын услап: «Бул биринши болып – деп оны билегине ызыл жип байлап ойды. 29 Бира ол олын ишке тартып алды м сол оны сыары Сонда киндик шешеси: «Сен алайынша тосынлыты бузып тти?» – деди. Сонлытан оан Перес деп ат ойылды. 30 Соынан билегине ызыл жип байланан оны сыары Оан Зерах деп ат ойды.   39   Юсуп м Потифарды аялы   1 Исмайыллылар Юсупти Мысыра алып келди. Фараон сарайыны хызметшиси, сашыларды басшысы, мысырлы Потифар Юсупти исмайыллылардан сатып алды. 2 Жаратан Ийе Юсуп пенен бирге болып, оны табыслы ылды. Солай етип, Юсуп мысырлы хожайыныны йинде жасады. 3 Оны хожайыны Жаратан Ийени Юсуп пенен бирге екенин м ол ислеген р бир исти табыслы ылып атыранын крди. 4 Юсуп хожайыныны шыты м оны жаын хызметшисине айланды. Сонлытан оны йи м барлы мал-млки стинен етип ойды. 5 Хожайыны Юсупти йи м пткил мал-млки стинен етип тайынлааннан баслап, Жаратан Ийе Юсуп себепли Потифарды йин жарылады. Оны йине, атызына м оан тийисли р бир нрсеге берекет берди. 6 Солай етип, Потифар зини пткил мал-млкин Юсупти ытыярына тапсырып, зи жейтуын тамаынан баса еш нрсе менен иси болмады.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010