И пребысть в той службе лет неколико и посем взжелев (вожелав, – Мак. «въжелев») да навыкнет иконному письму, и Божиею благодатиею бысть иконник годен, воображая нам на дсках («прообразуя по сану», – у Макар. «и написа») Господа нашего Иисуса Христа и Святыя Богородица, пророки и апостол, и мученик, и святых отец и иных святых, кождо по сличию их образы, и по сану (у Мак. «и писану») написовася. К посту же и молитве вельми прилежа, яко же никто ин в нынешнее время, к сему же и милостыню творя, яже притяжа от праведных своих трудов. И посем постави церковь святого Спаса на реце Рами и сотвори монастырь и собра братию и прилежаше им, со уветом уча о спасении душ их. Не утаи бо Бог таковаго светильника, яко же бо Евангелист глаголет: не может град укрытися верху горы стоя, ни вжег кто светильник и покрывает его сосудом. Тако и сего преподобнаго отца Бог просвети, и написа икону Пресвятыя Богородицы истинне и вдаст ю Максиму митрополиту. Святителю видевши яко написан есть образ Святыя Богородицы добре, и украси ю златом и драгим камением, и моляся ей, прося милости всему миру. Представльшужеся Максиму митрополиту, и дерзну Геронтий некий игумен подъять сан святительский, и возмя самовольством ризницу и рипидия и многия иконы и сановники, яко же подобает святительство, и ону икону Пресвятыя Богородицы, юже написа угодник Божий Петр, еще сый игумен, и поиде в Константин град влезши в корабль. И явися ему та икона Пресвятыя Богородица, иже бе написал Петр игумен преподобный, и рече ему: «не имаше ты подъяти мене, ни великаго чину святительскаго, но от него же руки сотворена сия икона той мя и восприимет, той бо и святитель будет». Утру же бывшу и заблудися корабль его в море, в бысть блудя многи дни. Преподобному же Петру игумену, по умолению княжю и всего народа, вшедшу в ин корабль и по Божию строению вборзе (вскоре) прииде в Константин град, и вниде по обычаю в собор ко преподобному патриарху Афонасию. И абие исполнися весь храм благоухания, и разуме духом преподобный патриарх Афонасий, яко Богом послан есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Есть еще специфическая группа пятидесятнических церквей исцеления, оформившаяся в 40 – 60-е годы XX века. К ним относятся: Братство церквей и священнослужителей полного Евангелия – 25 тыс. человек, Ревивалистическое братство Морана – 10 тыс. Следует упомянуть и о нескольких церквах, признающих, как они считают, в качестве истинной форму крещения со словами: «Во имя Иисуса Христа». В протестантской богословской литературе их называют унитаристскими (Унитаристские (от лат. unitas – единое, единство) – направления, отрицающие триединство Божества и утверждающие принцип единоличия Бога в лице Бога Отца.) церквами, или «единственниками». Эти церкви возникли в результате раскола Ассамблеи Бога. В 1913 году на «кемп-митинге» в Лос-Анджелесе проповедник Р.Мак-Алистер заявил, что истинной формулой крещения является крещение «Во имя Иисуса Христа», а не «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Речь Мак-Алистера произвела сильное впечатление на одного из лидеров пятидесятничества Ф.Эварти, выступившего через некоторое время с доктриной, согласно которой существует лишь одно, а не три лица Бога, а именно – Иисус Христос . Отец и Святой Дух – это всего лишь аспект Его одной личности, а Троица – не более чем папистская выдумка, и будто крещение во имя Троицы – все равно, что не крещение, и таких необходимо перекрещивать. Ассамблея Бога отвергла унитаристскую ересь, вследствие чего из нее вышло около четверти всех проповедников со своими приверженцами. Пятидесятнические движения дробятся и по национальному признаку – это испаноязычные, пуэрториканские церкви (всего 12 течений) и негритянские церкви (22). Самые крупные из них – Церковь Бога во Христе – 450 тыс. человек и Апостольская побеждающая церковь – 75 тыс. Многие из перечисленных церквей входят в различные пятидесятнические ассоциации и союзы. Самой крупной из них является ассоциация Ассамблея Бога. Начало ей положили несколько пятидесятнических церквей: Пятидесятническая церковь Бога в Америке, Пятидесятническая святая церковь, Голгофская пятидесятническая церковь , – объединившихся в Генеральный совет. Впоследствии к ним присоединилось еще несколько пятидесятнических организаций, и в 1914 году на всеамериканской конференции в Хот-Спрингсе (штат Южная Дакота) была основана ассоциация Ассамблея Бога. В настоящее время центр этой ассоциации находится в Спрингфилде (штат Миссури), а сама она объединяет свыше двух миллионов человек. Во главе Ассамблеи Бога стоит собирающийся раз в два года Генеральный совет, на котором председательствует генеральный суперинтендант.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

А в 998 г. арабы-бедуины нанесли византийцам сокрушительное поражение и убили более шести тысяч греков 90 . Но вернемся к самому мрачному периоду в жизни прп. Симеона, возможно обусловленному нелюбовью императора Василия II к аристократии (по вышеприведенной теории). Прп. Никита Стифат описывает, что прп. Симеон, оказавшийся в изгнании, был оставлен «в пустынном месте», где «водружена колонна осужденного дельфина» 91 . Джон Мак-Гуккин, должно быть, исходя из перевода греческого слова δελφς; на французский язык как daufin («дофин» 92 – «принц») 93 , считает, что это могло быть изображение Варды Фоки, восставшего против императора Василия II и устроившего именно в той местности лагерь. Тем самым прп. Симеон, отправленный в ссылку и изгнание, поставлялся в один ряд с заговорщиком Вардой Фокой 94 . Как бы то ни было, рассуждения Джона Мак-Гуккина об известности прп. Симеона при императорском дворе представляются убедительными, а изгнание прп. Симеона – более рельефным в связи не только с церковной, но и общеполитической ситуацией той эпохи. Поучительна и даже актуальна для темы исследования судьба останков самого императора Василия Болгаробойцы. Георгий Пахимер посвятил 21 главу своей «Краткой истории» 95 описанию того, как солдаты Михаила VIII Палеолога обнаружили в 1261 г. 96 останки Василия в полуразрушенной обители Святого апостола Иоанна Богослова (Теолога), в которой он был погребен в год своей смерти согласно своему завещанию (1025 г.): скелет был с волынкой в руках и свистком, вставленным в иссохшие челюсти, но при этом в поразительно целом виде. «Затем они видят внезапно на углу стоящие останки мужа, некогда умершего, целым и со всеми частями тела, обнаженное с головы до ног. В устах его был наконечник пастушеской свирели, который ради смеха вложил кто-то из людей, ходивших там за овцами». В таком состоянии останки императора пребывали более полувека с того момента, когда в 1204 г. они были извлечены [из земли] латинянами, захватившими Константинополь, и претерпели надругательство. Потом они остались извлеченными из земли без перезахоронения – на посмеяние мимо идущим прохожим. По приказанию Михаила Палеолога останки с псалмопением были доставлены в Галату (а затем в обитель Спасителя в Силиврии) и перед ними была зажжена на время неугасимая лампада 97 . Принадлежность останков именно императору Василию подтверждается тем, что рядом с ними на пустом гробе были «начертаны стихи, открывающие имя покойника». Эта надпись была заново обретена при раскопках в монастыре Эвдомон в 1914 г. 98

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

имп. ГehpuxoмV ; т. о., англ. король был связан родственными узами с императором и согласно местным правовым представлениям обладал более высоким статусом, чем ирл. правители (A New History of Ireland. 1993. P. 88–89). Стремясь наладить отношения с церковными иерархами, король посетил Лисмор и встретился с еп. Гилла Кристом О Коннарьхе, папским легатом в И. В Кашеле клятву верности Гehpuxy II принес Домналл Мор О Бриан, правитель Томонда. Власть короля была признана не только вождями Лейнстера и Мунстера, но и сев. правителями — Тигернаном О Руарком, Мурхадом О Кербаллом и Донн Слебе Мак Дунн Слебе, правителем Улада (Вост. Ольстера). В верности англ. королю, вероятно, поклялся (через представителей) и верховный правитель Руадри О Конхобар (в источниках сохр. противоречивые свидетельства). По указанию Гehpuxa II у стен Дублина построили деревянный дворец, в к-ром на Рождество 1171 г. король устроил пир для ирл. вождей, закрепив т. о. власть над страной. ГehpuxII пожаловал жителям Бристоля право селиться в Дублине, оставив во владении горожан пригороды на сев. берегу р. Лиффи. Признание Дублина колонией Бристоля стало началом англ. колонизации И. В янв.–февр. 1172 г. ГehpuxII созвал в Кашеле церковный Собор под рук. еп. Гилла Криста О Коннарьхе. На заседаниях присутствовали все ирл. епископы (архиеп. Арма Гилла Мак Лиаг прислал представителей). Участники Собора приняли ряд постановлений об укреплении церковной дисциплины и о привилегиях Церкви; важнейшим было решение, по к-рому ирл. церковных иерархов обязали соблюдать обычаи и установления католич. Церкви в Англии. Декреты Собора были представлены папе Римскому Александру III , к-рый в посланиях к епископам, к кор. Генриху и к ирл. правителям (20 сент. 1172) подтвердил власть англ. короля над И. и потребовал продолжить церковные преобразования в стране. Установление англ. господства над островом отвечало интересам Папского престола, озабоченного состоянием католич. Церкви в И., тогда как король был заинтересован в поддержке Рима для обеспечения верности ирл.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

Во внешних, церковно-политических сношениях древнерусской Церкви с римской, почин к которым подавала последняя, первая была последовательна и верна своему первоначальному основному направлению. Исключения составляют действия князей Изяслава I и Даниила Романовича и митрополита Исидора; но поступки их были личным делом, совершенным без согласия церковной власти. Полное выражение взглядов русской Церкви на латинство и (требовавшихся) отношений к нему заключается, главным образом и преимущественно, в полемической литературе против латинян. Полемическая литература и вообще древнерусская письменность изображала латинство исключительно с отрицательной невыгодной стороны; к обвинению латинства в неправоте и отступлениях полемика находила в нем самом если не всегда основания, то поводы. Со взглядами Церкви и полемики на латинство сообразовалось древнерусское общество, которое не имело ни политических, ни каких-либо других дружественных союзов с латинством. По-видимому, широкие права, предоставленные католикам в древнейшей Руси в силу юридической веротерпимости, не имели в действительности широкого приложения. С точки зрения взглядов и отношений к латинству нужно рассматривать некоторые вопросы, как, напр., об изучении латинского языка в древнейшей Руси, о некоторых видах западного происхождения, признанных нашей Церковью святыми, о причинах и следствиях отчужденности древней Руси от Запада и т.п. 4 Словом «древнейший» мы специально обозначаем первую половину древнего, нами рассматриваемого, периода отношений Церкви к лат., именно 988–1500 г. 16 Вопрос о влиянии греков на Русскую Церковь и народ как вообще, так и в развитии и поддержании известных взглядов на латинян получил в пашей церковно-исторической литературе довольно обширную обработку (сочинения Иконникова, Терновского и др.). 27 Истор. р. цер. Мак. II. 282. Памят. рос слов XII в Калайд. 163. Труд. Киев. Дух. Акад 1867. 2 25–50. 28 Истор. р. цер. Мак II. 282. Памят. рос. слов. XII в. Калайд. 163 Труд. Киев. Дух. Акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

«Богоявление» первое: негритянская богиня Бог-Отец якобы является главному герою Макензи, или просто Маку, в виде... негритянской женщины! Негритянский бог хлопочет у плиты с наушниками в ушах, блещет «сомнительным чувством юмора», как справедливо замечает сам герой, и «разрушает стереотипы». Трудно представить, какие у автора были стереотипы в отношении образа Божьего, если он решил в такой экстравагантной форме явить Творца вселенной. Впрочем, это не ново для американского сознания. В последнее время в определенных тематических голливудских фильмах стал появляться бог, так запросто. И непременно в виде негра. Таково великодушие белых братьев: уступить неграм в небесной иерархии. Белым это ничего не стоит, а неграм - приятно (так, по крайней мере, думают сами белые). Стереотипным, по видимому, Янг считает замечательнейшее и таинственное явление Святой Троицы Аврааму. Или присутствие Бога в легком дуновении ветра утомленному пророку? Трубный глас у Синая? Неопалимая купина? Или огненные языки благодати Святого Духа, нисходящие на Апостолов и Богородицу? Как неисчислимы и многоразличны божественные явления в Священном Писании и в житиях святых угодников, как просты и святы и возвышенно прекрасны! Сколько святой простоты и достоинства в трех Ангелах-юношах, говорящих с Авраамом от Лица Бога. - И сколько дурной и пошлой простоватости в негритянской богине Пола Янга. Авраам и Сара хлопочут, угощают святых Странников. - У Янга все наоборот: суетится и кулинарно изощряется негритянская богиня, а обнаглевший Мак, набив рот оладушками, ведет с негритянской папой душеспасительные беседы. Откровенной ересью у Янга является и то, что у негритянской богини наблюдаются стигматы. Шрамы на запястьях «первой ипостаси» свидетельствуют, что и ей страдания сына достались не легко. Так Янг с «легкой» руки возродил древнюю патрипассианскую ересь о страдающем Боге-Отце. «Богоявление» второе: еврейский бог Вторая ипостась у Янга наиболее близка к образу, в котором некогда явилась на земле. Но Мак не сразу узнает ее в мужчине с Ближнего Востока, одетом словно рабочий, даже с поясом для инструментов. Еврейский бог у Янга приятен, но... не особо красив. В процессе его общения с Маком мы все более убеждаемся, что перед нами совсем не Иисус Христос, а жуткая пародия, составленная из самомнений автора и его желания сделать своего бога максимально простым, как соседский парень.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/23/...

XII в.), изготовленный по заказу правителя Тордельбаха О Конхобара для хранения частицы Св. Креста. Реликвия была помещена под вставкой из полукруглого куска горного хрусталя в средокрестье, к-рая выделялась величиной на фоне др. вставок из разноцветного стекла, эмали, драгоценных камней и хрусталя, размещенных на «рукавах» креста. Бóльшая часть поверхности покрыта позолоченной серебряной филигранью на бронзовой основе. Орнамент с растительными и звериными мотивами восходит к памятникам урнесского стиля, тогда как звериная голова, вырастающая из округлого основания и поддерживающая ствол креста, считается романским заимствованием. «Серебряная церковь» (Domnach Airgid), реликварий Евангелия св. Мак Картинна. VIII в., ок. 1350 г. (Национальный музей Ирландии, Дублин) «Серебряная церковь» (Domnach Airgid), реликварий Евангелия св. Мак Картинна. VIII в., ок. 1350 г. (Национальный музей Ирландии, Дублин) Влияние гиберно-романского стиля прослеживается на примере неск. крупных реликвариев, в т. ч. раки св. Манхана, изготовленной в XII в. для церковной общины Лиат-Манхан (ныне Леманахан; хранится в приходской церкви в Боэре (графство Оффали)). Рака выполнена из дерева и покрыта декоративными панелями из позолоченной бронзы, имеет форму трапеции (боковые стенки треугольные), установлена на 4 ножках. В оформлении лицевой и оборотной панелей доминирует крест, составленный из 5 крупных выпуклых объемов, к-рые покрыты филигранным растительным орнаментом, а их соединения - геометрическим орнаментом. Вероятно, фон также был заполнен растительным орнаментом (сохр. только на боковых панелях). На краях панелей - накладки, из к-рых боковые украшены филигранным растительным орнаментом, нижние - геометрическим, с заливкой из светло-зеленой эмали. На передней панели под рукавами креста помещен ряд человеческих фигурок, выполненных в условной манере (сохр. 11 фигур). Более выразительными представляются фигуры святых в развевающихся одеждах, с длинными волосами и бородами, размещенные на бронзовых панелях «Пестрого (реликвария) св.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.5. Ветхозаветные мученики за веру 10.6. Восстание священника Маттафии и его сыновей. Успехи Иуды Маккавея Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 10.5. Ветхозаветные мученики за веру От времени Антиоха Епифана мы имеем святых, которых церковь почитает, а именно, старца Елеазара и святых мучеников отроков Маккавеев, семи братьев, которые пострадали до смерти, не желая отступиться от закона Моисеева. Пострадали до смерти, не желая вкушать свиного мяса, которое было запрещено к вкушению, и не желая приносить языческие жертвы. Первый из них, это старец, священник Елеазар, которого сначала принуждали вкусить идоложертвенного мяса, насильно разжимая рот. Но тот молча отплевывался, и тогда, утомившись, ему предложили самому приготовить такое мясо, которое он согласен есть, но съесть его как идоложертвенное. Он им ответил: «Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти» (2 Мак. 6:24–26). И он был казнен. Другой эпизод, это страдание семи братьев и их матери. Когда они были пойманы и тоже отказались приносить идольские жертвы, то они были один за другим умерщвлены на глазах друг у друга и на глазах у своей матери, которая тоже скончалась после зрения этих мучений. Здесь хочется отметить два важных момента. Первый: мать укрепляет на подвиг последнего, младшего сына и говорит ему: «сын, сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила, вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя, посмотри на небо и землю, и видь что все на них, познай, что все сотворил Бог из ничего; и что так произошел и род человеческий, не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2 Мак. 7:27–29). Это единственное в Ветхом Завете прямое указание на то, что мир сотворен из ничего. Оно ясно свидетельствует о том, что это не есть изобретение христианское, но ветхозаветная церковь тоже об этом знала.

http://sedmitza.ru/lib/text/431234/

Догадка тем более вероятная, что небу Моисей вовсе не приписывает того нестроения, какое приписывает земле или первобытному веществу и, таким образом, ясно различает и противополагает их между собою. Если это справедливо, то, значит, ангелы сотворены прежде всего, когда кроме Бога ничто еще не существовало, и послужило началом творения Божия» (Догм, богосл. преосв. Мак. 295). В книге Иова говорится о том, что ангелы восхваляли Господа Бога, узрев сотворенный видимый мир. Господь говорит Иову: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» , или, как читается в русском переводе с еврейского текста: «...кто положил краеугольный камень ее (земли), при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов.38:6–7 ). «В первом полустишии, – говорит преосвященный Филарет, – под положением краеугольного камня нельзя разуметь что-либо другое, кроме положения основания земли, устроения первых начал земли, а после сего под утренними звездами нельзя разуметь звезд вещественных, поскольку при основоположении земли этих звезд еще не было. Присовокупляя же к этому то, что у Моисея ( Втор.32:43 ) и в самой книге Иова ( Иов.1:6, 2:1 ) ясно сынами Божиими называются духи-ангелы, доходим до уверенности в том, что ангелы – сыны Божии – были уже и хвалили Бога тогда, когда полагались основания земли. Утренними же звездами они названы, конечно, потому, что составляют раннее, первое создание Божие, уже насладившееся бытием во время хаотического состояния мира вещественного, подобно как утренние звезды предшествуют появлению дня, хотя с утром начинается и самый день. Таким образом, по сему указанию слов Иова, творение Ангелов должно было предшествовать образованию мира вещественного. Оно совершилось, по всей вероятности, тогда, как, по словам Моисея, «вначале сотвори Бог небо и землю» : так как в шесть дней, по его же словам, происходило образование мира вещественного, коего законам не подлежат чистые духи» (Догм, богосл. преосв. Фил. 255–256 ). Отцы Церкви все почти единогласно полагают, что время сотворения ангелов из мира невидимого было прежде сотворения мира видимого (Мнен. отт. Церкви Догм, богосл. преосв. Мак. 295–297), и Св. Церковь , согласно Св. Писанию и мнению отцов Церкви, учение свое о времени сотворения ангелов излагает в следующим виде: «Ангелы сотворены Богом прежде всего, и вообще мир духовный прежде мира вещественного» (Прав, испов. 6, 71, вопр. 18; прав. Катих. чл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Церковь Пресв. Богородицы в Йоле. 1-я пол. XIII в. Церковь Пресв. Богородицы в Йоле. 1-я пол. XIII в. Начиная с 1-й пол. XIV в. на жизнь колонии оказывали влияние крупнейшие магнаты (maiores terrae), получившие графские титулы. Среди них ведущее положение занимали Ричард Ог де Бурго («Красный граф»), гр. Ольстера и владетель Коннахта; Джон фиц Томас Фиц-Джеральд, владетель Оффали (с 1316 - гр. Килдэр); Джеймс Батлер (с 1328 - гр. Ормонд); Морис фиц Томас Фиц-Джеральд (с 1329 - гр. Десмонд). Семейства англо-ирл. магнатов заключали брачные союзы не только между собой, но и с англ. и шотл. аристократами (напр., Елизавета де Бурго была 2-й женой Роберта Брюса), а также с гэльскими правителями. Контакты с ирландскими правителями, покровительство бардам и ученым сословиям способствовали укреплению власти Ричарда де Бурго, чьи владения охватывали значительную часть И. Однако сосредоточение владычества над Ольстером и Коннахтом у рода де Бурго привело к крушению не только власти этого рода, но и в целом английского господства в этих областях. После убийства во время междоусобной борьбы Уильяма Донна де Бурго, гр. Ольстера (1326-1333), титул унаследовала его дочь-младенец Елизавета. Борьба между фамилиями де Бермингем и де Вердон ослабила английское влияние в Лауте. Упадком крупных феодальных владений воспользовались гэльские правители, которые превратились в фактически независимых властителей. Так, в 1327 г. в Лейнстере впервые после XII в. был избран правитель (им стал Домналл Мак Мурхада), а в 1342 г. Лагсех О Морда (О " Мур) захватил власть на территории графства Лишь, уничтожил замки и изгнал колонистов. В то же время Килдэрам и Ормондам, принимавшим активное участие в управлении колонией, удалось укрепить свои позиции за счет полномочий англ. короны. Десмонды вели самостоятельную политику и вступили в конфликт с королевской администрацией, которая обвиняла их в разбое и в предательских союзах с О Брианами и Мак Картагами, а также в притязаниях на власть во всей И. Морис фиц Томас, 1-й гр.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010