Церковь созидается " на основании Апостолов и пророков " (Еф. 2, 20). Но пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр. (3, 12) сказано: " Побеждающаго сделаю столпом в храме Бога Моего " , то есть святые суть столпы Церкви. Находясь на небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые — это прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что " Любовь никогда не перестает — говорит ап. Павел, — хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13,8). О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это никак не может служить основанием, как полагают протестанты, для отвержения этого древнейшего верования Церкви. Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и книжников, нигде ни разу не высказался против подобной практики. В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: " И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему " (Иер. 15, 1). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: " ... видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский " (2 Мак. 15, 12). Ония обращаыся к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: " .. это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий " (2 Мак.15,14). В Новом Завете также можно указать некоторое основание для учения о предстательстве святых за живущих: " ...тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых " (Откр. 5, 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

книги, состоит в вечной жизни после воскресения. Четвертый мученик из братьев, «будучи близок к смерти, так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит, для тебя же не будет воскресения в жизнь» (VII, 14); эти слова, конечно, не означаюсь того, что Антиох и другие нечестивцы совсем не воскреснут, но, как мы и выше разъясняли, нечестивые также воскреснут, хотя – в погибель 443 . Таким образом последний способ сверхъестественного промышления Божия о людях, т. е. воскресение их в новую жизнь вечную, одинаково будет простираться как на иудеев, так и на язычников, хотя с различными последствиями для тех и других: первые воскреснут для получения вечной награды, а вторые – для вечного наказания; все зависит, по учению 2-ой Мак. книги, от того, исповедует ли человек перед смертью веру в Единого Бога; такую исповедь последний из мучеников-братьев Маккавеев считал возможным и желал даже и для «нечестивого, преступнейшего» Антиоха (VII, 34, 38). О Боге, как Судии и Мздовоздателе Во все время земной жизни каждого человека его сопровождает промыслительная деятельность Божия, как естественная, так и сверхъестественная. После же смерти человека Бог является его Судиею и Мздовоздателем, Бог требует у человека отчета, как тот воспользовался Его помощью, и тогда всякому человеку Богом воздается должное по его заслугам. Таким образом, смерть человека является существенным обстоятельством, предваряющим суд Божий. Смерть человека 2-я Мак. книга называет концом жизни (VII, 40, 41; VI, 31); при смерти совершается разлучение двух составных частей человека – его тела, которое совершенно разрушается и обращается в прах (VII, 5), и его души, которая возвращается к Богу и остается живою и бессмертною (VII, 36). После смерти человека, по учению 2-ой Мак. книги, наступает для него немедленно суд Божий. Седьмой брат из мучеников Маккавейских говорит про своих братьев, только что умерших: «Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную.» (VII, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В девятом часу утра пришел диакон Дмитрий Константинович Львовский просить дать молитву жене его, разрешившейся в семь часов утра от бремени сыном Михаилом. За молитву получил от Катерины Петровны на Церковь двадцать пять ен. После обеда был Тогава, протестантский «бокуси» секты «Кристкёо», соединенной из пресвитериан, конгрегационалистов и баптистов. Приходил в качестве редактора и задавал все политические вопросы, что русские-де возьмут Порт-Артур, потому что в него выгодно провести железную дорогу, раздробят Китай, овладеют Кореей. Я должен был болтать и состязаться с ним по всем этим вопросам, тогда как ждал религиозного разговора. Он – издатель журнальца, обозревающего все веры в Японии; говорил, будто буддисты издают ныне до ста двадцати периодических, синтуисты до пятидесяти. Если правда, то «Марфа, Марфа печешися о мнозем, тогда как единое потребно» – христианство, которое, конечно, и войдет сюда, а буддизм, синтуизм, да и много приходящие ныне из-за границы улягутся в гробы – уже без надежды воскресения. – По словам Тогава, у Мак-Колея, в Унитарьянской школе, человек тридцать учеников, преподаются буддизм, немецкая философия и христианство; первые два предмета имеют хороших учителей, последний преподается весьма плохо, чем ставится ниже буддизма и логомахии немецкой. И Мак-Колей издерживает много денег на свое «развратилище»! Из-за чего эти несчастные унитарьянцы хлопочут? Положим, они служат своему принципалу-диаволу; но разве он долларами платит им? А без выгод века сего что же у них священного?.. Да, тайна беззакония делается; пробивается антихрист в мир… Но далеко-далеко еще до того, когда ему позволено будет явиться! И Мак-Колей и всякие другие его предтечи во всех отношениях лжепророки. 8/20 сентября 1895. Пятница. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Письмо из Хацинохе пришло, что Иоанн Ито умер от тифа. Царство ему небесное! Завтра отслужим панихиду. Из Отару катехизатор Павел Мацумото извещает, что его обокрали до нитки. Много там, на острове, воров из преступников, отбывших свой срок в тюрьме и выпускаемых на волю без всяких средств к жизни. – Пошлем ему завтра двенадцать ен пособия; больше Миссия не может. Берегли бы себя – он и жена его. В другой раз это уже с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Каталонский профессор теологии бенедиктинец дом Хуан Эвангелиста М. Виланова (р. 1927), аббат монастыря Монсеррат, издал 3-томную «Историю христианского богословия» 692 , которая начинается с анализа его библейских основ и освещает все основные этапы развития, рассматривая последнее с позиций культурологического контекста: богословие отцов и учителей Церкви, монашеское богословствование, время схоластического богословствования; пререформационные, реформационные и контрреформационные богословские позиции; богословие периода барокко; теологию Просвещения, эпохи религиозного модернизма, и доводит читателя до XX в. Работа переведена на 5 европейских языков и получила высокую оценку таких известных специалистов, как профессор Папского Грегорианского университета иезуит Микель Батльори-и-Муннé (1909–2003), Джузеппе Альбериго и Мари-Доминик Шеню. Содержательные исследования касательно генезиса и развития христианского богословия оставили ученые-реформаты: голландско-американский теолог-кальвинист Луис Берхоф (1873–1957) 693 , более известный как автор «Систематической теологии» (1932); лютеранский богослов Отто Уильям Хейк (1895–?) 694 , преподобный Алек Бёркилл 695 , профессор Юго-западного университета штата Миссури Стэнли Бёрджесс (p. 1937) 696 и др. 697 Американский теолог, ученик Гарнака и преемник Шаффа по кафедре церковной истории в Union theological seminary Артур Кашмэн Мак-Гифферт (1861– 1933) 698 , пресвитерианец, затем конгрегационалист, в обширном двухтомном труде «История христианской мысли», начинающемся временем зарождения христианства, доводит изложение на христианском Востоке до Иоанна Дамаскина , на Западе – до Эразма Роттердамского; эта книга заложила стандарт американских богословских штудий и до сих пор пользуется научным авторитетом. Мак-Гифферту принадлежит также исследование History of Christianity in the Apostolic Age («История христианства апостольского века», 1897), вызвавшее серьезную оппозицию Генеральной ассамблеи Пресвитерианской церкви (вплоть до угрозы обвинения в ереси) в связи с существенным отходом от традиционализма, что послужило основанием для отказа Мак-Гифферта от должности пресвитерианского священника и перехода его в Конгрегационалистскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, св. Афанасий перечисляет двадцать две канонические книги Ветхого Завета. Григорий Богослов и св. Амфилохий также не упоминают в перечисляемых ими книгах 2-ой Маккавейской, но именно потому, что они указывали только одни канонические книги, каковою 2-я Мак. книга, понятно, никогда не считалась. Такой же взгляд на достоинство 2-ой Мак. книги, как неканонической, проводится и в нашей славянской Кормчей 24-м правилом. Однако, толкование той же славянской Кормчей правила 24-го, указывая на 59-е правило Лаодикийского собора, запрещающее читать книги, не определенные правилом, повелевает читать книги, указанные 85-м правилом св. Апостол. Также Вальсамон в толковании 88-го правила Карфагенского собора, где перечисляются канонические книги, прямо говорит: «О том, какие книги должно читать в церкви, ищи Святых Апостол правило 60-е и 85-е, Лаодикийского собора правило 60-е, стихи святого Григория Богослова и канонические писания святого Афанасия и святого Амфилохия». То же встречаем и в толкованиях на 60-е правило Лаодикийского собора. Аристин, как мы выше сказали, в толковании на это правило говорит, что им предписывается читать в церкви канонизованные книги, а Зонара и толкование славянской Кормчей (58) на это правило, ссылаются и на 85-е правило св. Апостол, делая замечание только о постановлениях Климента, исключенных по 2-му правилу 6-го Вселенского собора. Ясно, что церковь , разграничивая книги канонические от неканонических, к которым относятся и 2-я Мак. книга, тем не менее, старалась отличить неканонические книги и, в частности, 2-ю Макк. книгу от тех подложных книг нечестивых, про которые говорит 60-е правило св. Апостол и которые запрещает читать в церкви как это последнее правило, так и 59-е правило собора Лаодикийского. Вопрос о положении неканонических книг вообще и, в частности, 2-ой Макк. книги в православной церкви, в последнее время, был выяснен на соборах Константинопольском в 1672 году и на Иерусалимском в том же 1672 году. Эти соборные определения были вызваны двумя «Исповедываниями православной веры», опубликованными на Западе от лица представителей православной церкви– Митрофана Критопула в 1625 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Завтра великий престольный праздник горы Афонской, нашего Пантелеимонова монастыря, память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Как живой нас всегда встречает всех в храме нашем святой великомученик Пантелеимон, образ его со святыми мощами. В субботу Всемилостивый Спас, медовый первый Спас, по милости Божией, или по-народному  Маккавеев. Не обозначает это – мак нужно освящать. Это колдуны только этим маком ходят, посыпают и все прочее. Это колдовское дело. Освящаются семена мака, как любое другое: как семена пшеницы, зерно овса, ячменя – и все. И никакого колдовского действа мак не имеет. Это только люди в погибель колдуют себе, мак носят, себе в карманы сыплют, в борщ сыплют. Еще суеверие. Мужик не хочет ничего, не признает, а она ему воду подливает в борщ, в суп, толкет эту просфорку, куда-то сует ему. Не мечите бисера свиньям под ноги, они его потопчут. Не понимает человек, не признает – нечего святыню давать человеку. Придет время, когда Бог его по молитвам нашим призовет к вере, он сам попросит и водички святой, и просфорочки, и крестик. Насильно вешать кресты не нужно, чтоб не срывали, не кощунствовали. Не надо. Помните, насилие – грех. Никогда насилия не делайте, а молитесь за всех несчастных, чтоб их Господь призвал, чтоб они сами одели эти кресты, сами стремились к покаянию, сами попросили святой водички и святой просфорки. Никогда, ни в чем никого не насилуйте, насильно не тащите в храмы Божии мужиков, баб своих и прочее. Это все – грех, плохо это. Так что, имейте в виду, помните, насилие – грех. Все рассказал, все объяснил я вам во славу Божию. Помогай Господи мудро, терпеливо нести свой крест, постоянно иметь духовное рассуждение. И, если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, значит, ты не прав. Зациклится в чем-то: «Я спасаюсь, а остальные погибают», – все, это уже первая погибшая душа такая. Зациклится, ходит-лыбится в ложной святости своей. Это уже погибший человек, с таким нечего и общаться. От него «уйди от зла и сотвори благо» от этого человека, это духовно заразный, больной человек.

http://pravoslavie.ru/2469.html

Медовый Спас называют еще «Маковеем», от слова «мак». В этот день следует собрать букет из этих цветов, пучок повесить над дверью, и он весь год будет защищать дом от бед и врагов. 14 августа в церковном календаре выделено еще одно событие, но с маком его связывает только созвучие иудейской династии Маккавеев (молот, оружие на врагов) с русским словосочетанием «веять мак». Семь юных братьев из рода Маккавеев, а вместе с ними их учитель и мать – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру в 166 году до Р.Х. В тот год сирийский царь Антиох Епифан активно внедрял по всей Иудее языческую культуру эллинов. После того, как в храме Господнем была установлена статуя греческого бога Зевса, многие доблестные мужи не устояли в истинной вере. Твердость продемонстрировал девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, он добровольно пошел на мучения. Его примеру последовали и ученики. Отроки, стоя перед жестоким правителем, мужественно исповедовали себя приверженцами Моисеевого закона. Один за другим они шли на истязания и встречали смерть на глазах у своей матери. Соломония скончалась рядом с телами сыновей, со словами благодарности на устах. Она благодарила Бога за то, что ни один из них не проявил малодушие. Имена юных мучеников бережно хранит Церковь: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл. Совершенный ими подвиг воодушевил жителей Иерусалима на восстание, и Божий храм был очищен от истукана. Как это событие может быть связано с изготовлением оберегов из мака? Никак. Подменять глубокое внутреннее содержание праздника, приписывая сверхъестественные способности маку, является вредным и опасным суеверием. А мак в этот день в храме все-таки освящают, наряду с водой, медом и другими лекарственными травами. В старину говорили: «В этот день и нищий медку отведает». Именно поэтому в день Медового Спаса на столе обязательно должен стоять мед, тогда в доме будет счастье и богатство. На Руси было доброй традицией первую выкачку меда раздать бедным. 1 августа (по старому стилю) у каждой пасеки со всей округи собирались с чашками и плошками те, кто не каждый день ел досыта. Знали наши боголюбивые прадеды: счастлив и богат тот, кто умеет не только брать, но и отдавать. «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…» – эта фраза принадлежит подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому (до революции купец второй гильдии, известный российский меценат Муравьев В.Н.).

http://pravmir.ru/mokryj-spas-babi-grehi...

1999 г. Скульптор С. Алонсо Почитание К. как покровителя епископства Оссори было закреплено решением провинциального синода, состоявшегося ок. 1320 г. под рук. Дублинского архиеп. Александра Бикнора. В соответствии с постановлением синода литургическое поминовение святых покровителей епископств Дублинской пров. со статусом «двойного» праздника (duplex) стало обязательным во всех диоцезах ( Gwynn A. Provincial and Diocesan Decrees of the Diocese of Dublin during the Anglo-Norman Period//Archivium Hibernicum. 1944. Vol. 11. P. 82-83; Sharpe. 1991. P. 380-381). В рукописи известен средневек. оффиций с 9 чтениями в день памяти К. (Brux. 8590-8598. Fol. 182r-185v), близкий к нему текст опубликован Т. Мессингемом (Officia SS. Patritii, Columbae, Brigidae et aliorum quorundam Hiberniae Sanctorum/Ed. T. Messingham. P., 1620. P. 86-102; см.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 642-643; Hughes K. The Offices of St. Finnian of Clonard and St. Cíanán of Duleek//AnBoll. 1955. T. 73. P. 343-344). После основания епископской кафедры в Килкенни ц. Ахад-Бо (Ахабоу) стала центром сельского деканата в составе епископства Оссори. В 1172 г. часть земельных владений в Ахабоу, принадлежавших до того Дермоту О " Кили (Диармад О Каэлладе), была пожалована Адаму из Херефорда. В XIII-XIV вв. местность находилась под контролем английских колонистов и подвергалась нападениям гэльских вождей. В 1346 г., во время нападения Диармада Мак Гилла Падрика, церковь в Ахабоу сгорела, при этом был утрачен реликварий с мощами К. (The Annals of Ireland by Friar John Clyn and Thady Dowling/Ed. R. Butler. Dublin, 1849. P. 32-33). В 1359 г. представители рода Мак Гилла Падрик захватили находившееся в Ахабоу укрепление, после чего местность перешла под контроль ирландцев. В 1382 г. Финхин Мак Гилла Падрик (Флоренс Фицпатрик) основал здесь доминиканский монастырь, который подвергся секуляризации во время Реформации в Ирландии, но монашеская община существовала до XVIII в. ( Carrigan. 1905. Vol. 2. P. 42-43). После Реформации бывш.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Произнеся последнее слово, как торжествующий заключительный аккорд своей речи, Нод, весь в испарине, сел под гром аплодисментов. 4 На подстриженные лужайки Холиуэлла уже легли длинные тени вязов, но северный июньский вечер был светел, как полдень. Темнота наступит так поздно, так близко к рассвету, что северная заря лишь мимолетно блеснет на высоком бледном небе. Фрэнсис сидел у открытого окна в высоком маленьком кабинете, которым он пользовался вместе с Лоренсом Хадсоном и Ансельмом Мили с тех пор, как был переведен в «философы». Он не мог сосредоточить внимание на записной книжке — прелестный вид, расстилавшийся перед ним, приковывал его взгляд, пробуждая в нем грустные мысли о мимолетности красоты. Со своего места Фрэнсис видел всю школу — благородное баронское поместье из серого гранита было построено сэром Арчибальдом Фрейзером в 1609 году, а в нашем веке передано в дар католическому колледжу. Часовня в том же строгом стиле была соединена крытой аркадой с библиотекой и образовывала поросший дерном четырехугольник. За ними располагались площадки для игры в гандбол и футбольное поле, где еще шла игра. Еще дальше извивалась тонкая лента реки Стинчер и простирались широкой полосой пастбища с флегматично пасущимися тучными черными коровами; буки, дубы и рябины окружали домик привратника, а совсем вдали виднелись синие, слегка зубчатые Грампианские горы. Сам того не замечая, Фрэнсис вздохнул. Будто только вчера он высадился в Доуне, узловой станции на севере страны, — новичок, страшащийся до полусмерти той неизвестности, что ожидала его впереди… а страшный первый разговор с директором школы, отцом Хэймишем Мак-Нэббом… Фрэнсис очень хорошо помнил, как Рыжий Мак, грозный маленький шотландец, кровная родня ирландским Мак- Нэббам, пригнулся к своему письменному столу, словно собираясь напасть, и воззрился на него из-под кустистых рыжих бровей. — Ну, мальчик, что ты умеешь делать? — С вашего позволения, сэр, ничего… — Ничего! И шотландский флинг не умеешь танцевать?! — Нет, сэр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Сегодня я немалую часть дня провел с гостями-паломниками, монахами с Афона и из Румынии. Как радостно быть с монашествующими, которые много лет проживают в монастыре. У них особый закал, особое духовное формирование – ежедневное участие в богослужении и монастырская дисциплина оставляют свой глубокий отпечаток. Казалось бы, что в монастырях должно быть грустно, там якобы большие ограничения и некая закрытость… А на самом деле у монашествующих в обителях – подлинная радость (в отличие от поверхностных улыбок), свобода (внутренняя, такая, где нет страха) и открытость (не ко греху, а к небу и к миру). Если бы я в молодости не посетил монастырь, и не увидел и не ощутил бы эти радость, свободу и открытость, я вряд ли стал бы священником. На фото: Успенский кладбищенский храм Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Благословенная Калифорния. В 1906 г. калифорнийский мак юридически был назван официальным цветком штата Калифорния. И поныне, согласно штатному закону, если мак растет на государственной (в отличие от частной) территории, – например, на территории государственной школы, парка, заповедника, на обочине дороги или даже у здания суда, – незаконно его подбирать или приносить ему вред (ломать, на него наступать). По закону можно получить штраф в размере до 1 000 долларов! На фото – калифорнийский мак Северной Сономы. Благословенная Калифорния. Мне наконец-то (священники – тоже люди!) удалось выехать за город на пару дней, в округ Соному, местность красивая, живописная. Этот регион наиболее известен своими виноградниками (их более 400, все в частных руках). Весьма интересно, что первые виноградники были заложены здесь русскими колонистами в 1812 году! Ежегодно Соному посещают более 7,4 миллиона туристов. Здесь несколько очень приятных городков, с отличными ресторанами, причем практически все, что в них предлагается, из местных продуктов. Дома здесь также очень симпатичные, небольшие, деревянные, с украшениями и цветочками. Прилагаю небольшой фоторепортаж.

http://pravmir.ru/strit-art-dveri-vyives...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010