Andrews). Вторая, документальная, часть истории рассказывает о том, что уже в VIII веке почитание святого Андрея имело широкое распространение. Ему молились в Нортумбрии и Файфе. В 832 году король Энгус мак Фергус II, возглавлявший объединённое войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами короля Этельстана в ночной молитве просил Бога о даровании победы над многочисленным и грозным противником; дал обет в случае триумфа объявить святого Андрея покровителем Шотландии. Утром, когда взошло солнце и осветило выстроившиеся войска, подул ветер и облака сложились буквой Х, повторяющей форму креста Первозванного Апостола. Кельты воодушевились, англы затрепетали, и войско Энгуса разбило англичан. Через десятилетие, в 843 году при Кеннете I мак Альпине (†858), пикты окончательно объединились со скоттами в государство, названное Альбой и позднее – Шотландией. Крест святого Андрея до 1707 года был одним из её символов. Другой – лев, вставший на задние лапы, – не имел никакого духовного подтекста, но они мирно уживались. Айону в 802 году сожгли викинги. В 808 были убиты все иноки знаменитой обители. Осталось нетронутым только кладбище. Там и сейчас покоятся останки 48-ми шотландских королей от Фергуса II до Макбета. Здесь же захоронены тела четырёх ирландских и восьми норвежских королей. У Шекспира в «Макбете» спрашивают Мак Даффа, где лежит прах короля Данкана (†1040), и слышат в ответ: «Оно отвезено на Колм-Килл, в священную сокровищницу его предков к хранителю их останков». То есть на Айону, к святому Коламбе (ирландское Колм-Килл, Колмцилл, – «Голубь Церкви») В первой половине XIII века основатель Айоны считался любимым святым шотландских монархов. Он являлся им в видениях, давал советы, благословлял, пророчествовал о грядущих победах и предостерегал от опрометчивых шагов. Согласно норвежской саге, Коламба, в сопровождении скандинавских святых Олафа и Магнуса, таинственным образом посетил короля Александра II (1214 – 1249) и отговаривал начинать военную кампанию. (Несколько раз до видения Александр безрезультатно предлагал норвежцам вернуть шотландской короне захваченные ещё в 1098 г.

http://radonezh.ru/analytics/nadezhda-sh...

66 . Тех, кто просил молиться за них, Маэлруайн обычно благословлял, наставляя: «Сначала вы должны молиться за нас, и тогда мы станем это делать за вас, так как в нашем обычае возносить молитвы за всех, кто возносит за нас, даже если мы не знаем пока их имен». Маэл Дидхруиб во время мессы обычно молился за всех благословенных, чтобы они, в свою очередь, молились за него. Он считал необходимым поминать всех, кто молится за монахов. 67 . Мак Ойге из монастыря Лисмора (Mac Oige of Lismore) однажды спросил: «Что самое важное для церковнослужителя?». Маэлруайн ответил: «Думаю, что наиболее ценное это выдержка и терпеливость. Я, продолжил отец, знаю, что о милостивом человеке могут сказать с усмешкой: «Да какой он добренький, знаем»; о смиренном: «Что там за смирение? Притворство, и посты его лишь видимость». Но я никогда не слышал, чтобы говорили: «О, этот монах слишком терпелив и переносит гонения за свою выдержку». (Мак Ойге был настоятелем монастыря святого Мочуту в Лисморе и умер 3 декабря 753, согласно Анналам (The Annals of Inisfallen). Его обитель являлась одним из центров южного крыла движения Céli Dé и приобрела общеевропейскую известность, благодаря огромному скрипторию. Существовал еще один Мак Ойге, настоятель Таллагхта, почивший в 875 году. А. Ш.). 68 . Одна знатная женщина из восточных земель спросила однажды святого Фурсу: «Скажи, кем ты себя чувствуешь?». «Я, ответил Фурса, подобен старому кузнецу с наковальней на спине». «Что такое наковальня веры?» спросила женщина. «Смирение и чистота», сказал святой. «А если Бог дал для твоей наковальни подножие, снял с твоей спины, ты бы остался подле нее?» задала другой вопрос женщина. «Да, сказал Фурса, остался». И тогда она пожаловала ему землю, где он после и прожил долгую жизнь. (Кельтская Церковь знает немало святых по имени Фурса. Наиболее известны: святой Фурса (Фурсей) миссионер, умерший в 650 год, и святой Фурса Благочестивый, живший в 89 веках, память 16 июня. Переписчик на полях оставил ремарку: «Фурса старше Маэл Дидхруиба, которому пересказывает эту историю составитель Устава». Видимо, этот эпизод из жития почитаемого ирландского святого помещен в текст Устава для подкрепления мысли о необходимости постоянного нахождения монахов в стенах обители, а не «странствий по миру».– А. Ш.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пощадити нас), умилосердиться и прекратить страшную смертность. Но проходящие, видя это, говорили: видите, как безумствующий болтун оплакивает со стенанием умершую недавно бабушку (μμμην, Мак. и Сев. бабу) свою. Другие говорили: о грехах своих стенает поврежденный, ибо и от демонов бывает такое излияние слез, как говорит Писание. Но о, если бы христианин имел такие слезы и покрыл бы бездну своих грехов! Иные говорили: кто знает, может быть, пришедши в себя, оплакивает свою судьбу. Говоря это, отходили от него. Но раб Божий не преставал со слезами творить моление, доколе не прекратил язву. (И другое бывшее чудо преклонило Господа на человеколюбие) 51 , ибо увидел себя, быв однажды в экстазе, что он находится у раба Божия Даниила в Анапле 52 , ибо и он тогда подвизался, стоя на столпе на открытом воздухе, совершая бесчисленные чудеса во славу Господа, куда ходили к нему часто благочестивый царь Лев с царицей для моления. Когда же праведный был там в видении, то и преподобный Даниил, видя и приятно приветствуя его, сказал: иди сюда хороший бежец (δρομυς, то есть, бежец ристалища) и начало вождь позорища, среди смятения (ν μσω ϑορβυ Сев. посреде молвы, Мак. посреди людий) светящий паче солнца, помолимся оба Господу, ибо он милостив, долготерпелив и многомилостив, да избавит эту царицу городов от губителя. Итак, когда они помолились Господу, увидел (Андрей), что внезапно низошел огонь с неба и ниспал на некоего (Мак. Ефиопа, Сев. мурина), коего руки, наполненные кровью и очерненные, изливали пагубу. Поедающий его огонь поднял на воздух и насильно изгнал его из царствующего града и окрестностей его и тотчас прекратилась язва. По нашему мнению, в этом месте видение святым Андреем восстановленного храма святых первоверховных апостолов, а также и видение им Даниила столпника в экстазе внесено позднейшей рукой, восполнявшей и изменявшей первоначальное житие, составленное священником Никифором. Сперва будем говорить о преподобном Данииле. В первоначальном тексте жития о прекращении моровой язвы, вероятно, было написано, так: раб Божий со слезами не переставал творить моление, доколе не прекратил язву; ибо однажды, после того как молился Господу, увидел, что внезапно низошел огонь с неба и ниспал на некоего и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Спас и макитра В августе начала девяностых годов прошлого века зашел я, как обычно, к Харитоновне за молоком. Наставница моя в приходских делах житейского направления над столом склонилась и энергично так чем-то постукивает. Заглянул через плечо и обомлел. Анна Харитоновна настоящим пестиком-макогоном в настоящей макитре мак растирает, а рядышком банка темного гречишного меда, лопухом прикрытого, стоит. На прихожанке моей косыночка и фартук одного тона в цветочек и еще изюминка из прошлого — очки с резинкой вместо сломанной дужки. Над столом — старая темная икона с еле просматривающимся образом Спасителя. Чуть ниже иконы древняя лампадка исправно горит, не коптит. Прядь седых волос у бабы Анны из-под платочка выбилась, но она за делом не замечает. Меня она тоже не видит, так как песню поет: Дай, Господи, нам многие лета, Многие лета — долгие годы! Дай долго жить, Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, чистый воск топить — Богу на свечку, хозяевам на прибыль, Дому на приращение, Малым деткам на угощение! Я решил тихонько на лавку присесть, песню дослушать, да крышку деревянную на ведре с водой зацепил. Вздрогнула Харитоновна, ко мне повернулась: — Напужал, батюшка! А я вот тут для маковок и блинов мак тру да мед готовлю… Спас ведь медовый завтра. И действительно — первый Спас на дворе. Он еще с детства в памяти. Хотя тогда, в далеких шестидесятых, когда храмов открытых единицы оставались, а купола лишь в больших городах можно было увидеть, не понимали мы, ребятишки, каникулы летние у бабушек и дедушек проводящие, чего это за «Спасы» такие, до которых ни меда, ни яблок есть не положено. Нет, яблоки мы благополучно ели, колхозных садов на всех хватало, да и в меде нам отказу не было, но вот блины с маковками, которые в мед с маком макаешь, только на Спас готовились, поэтому и особенными были. Вот и застыл я в изумлении, когда в доме прихожанки нашей детство свое увидел. Ведь бабушка моя в таком же наряде точно так же в далеком далеке в макитре мак растирала. Только мед в глиняную кринку налит был, но тоже лопухом прикрывался.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

1592 Это говорит о древности кодекса литургии церкви Александрийской, распространявшегося во 2-м и 3-м веках не только в Египте, Ливии и Пентаполе, но и у Абиссин. христиан 4-го века; см. Бунзен. 1625 Этим словом намекается на пение гимна: «Слава в вышних Богу» и на хвалит. псалмы: 34 «суди Господи обидящия мя» и 150 пс. «хвалите Бога во святых его». 1663 Основное содержание служебника также древне, как и Богослужение. В Греческой церкви заключались иногда в служебнике одни только Литургии, тогда он носил название Литургиарион, а весь требник назывался тогда Евхологион или молитвослов. В настоящий вид служебник приведен в позднейшие времена. В Русской церкви служебник явился вместе с верою, и здесь от невежественной руки терпел изменения. Поэтому в 16 стол. чувствовалась потребность исправления его, и при Патриархе Никоне , по взятым из патриаршей библиотеки древним письменным служебникам Греческим и Русским, исправлен в 1665 г. Ц. ист. Мак. т. 12-й ст. 282. 1682 У нас в древнее время, в период необразованности, когда литургию служил Архиерей, проскомидию совершали все приглашенные священники. На большом Московском соборе в 1667 г. эта неправильность исправлена Патриархами Восточными Паисием, и Макарием. Цер. ист. Мак. т. 12 ст. 784. 1692 См. Ркп. Софийск. биб. 535, 8, 514, 2; об этом же можно читать в душеполезном чтении 1877 г. окт. 1700 От δο два и πτοχη [πτυχ] доска. Эго две таблицы, сделанные из бумаги и вместе сложенные. Они же называются синодиками. 1702 Г. Дмитриевский в книге о Богослужении 16-го века (ст. 96) говорит, что когда для литургии имелись только три просфоры, то за третьей просфорою поминались Святые, Епископы, все живые, Цари, Князья, Игумен, и умершие. В этом случай вынималась уже не одна часть; а несколько. Ркп. М. Дух. Ак. 85; Ркп. Румян. муз. 402. Брат. Слов. 1875, III, II. 222. 1703 На соборе в 1655 г. у нас в России были указаны новины и недостатки во время совершения проскомидии вынимать из просфоры не 9-ть частиц, а только 4, см. ц. ист. Мак. т. 12, ст. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

К XII в. И. утратил статус главной епископской кафедры Мумана. В 1111 г. правитель Мурьхертах О Бриан в связи с церковным Собором подарил Церкви свою церемониальную резиденцию Кассил, где и проходили соборные заседания. Постановления Собора, касавшиеся внутренней жизни Церкви и ее функций в обществе, ознаменовали начало реформы Церкви в Ирландии. На Соборе в Рат-Бресале (1111) было учреждено архиеп-ство с кафедрой в Кассиле, определены границы новых еп-ств, устроенных по континентальному образцу. По мнению О. Гвинна, в установленные тогда границы И. входила территория совр. графства Юж. Типперэри до р. Блэкуотер на юге и эти границы не соответствовали политическому делению Мумана ( Gwynn. 1992. P. 183). В то же время др. муманские кафедры, пользовавшиеся покровительством правителей из рода Бриана Борумы (напр., Келл-Да-Луа, ныне Киллало, графство Лимерик), получили более крупные территории. На Соборе в Келсе (1152) часть юж. территорий И. была отчуждена в пользу вновь созданного еп-ства Клойн. Вероятно, с политической борьбой в Мумане были связаны события 1123 г., не нашедшие отражения в местной летописи (описаны в Ольстерских анналах). Некий диак. Гилла Каэх О Киармак организовал нападение на дом еп. Маэл Морды О Клотны в И., где находился также местный правитель из династии Эоганахт Ане. Во время схватки начался пожар, в к-ром расплавился колокол св. Альбе (Bernán Ailbhe). Виновник происшествия впосл. был схвачен и обезглавлен «за оскорбление Альбе и Господа». В 1164 г. были убиты не названный по имени епископ И. с сыном. По мнению исследователей, последняя попытка поднять престиж И. была сделана в 1-й пол. XII в., при правителях Кассила из рода Мак Картаг, к-рые принадлежали к потомкам Эоганахта. В это время в ирл. мон-ре св. Иакова в Регенсбурге (Германия), вероятно при аббате Христиане Мак Картаге, было составлено Житие св. Альберта, архиеп. Кассилского (вымышленное лицо). Согласно Житию, св. Альберт происходил из Англии и был соратником свт. Эрхарда , еп. Регенсбургского (VII-VIII вв.). Возможно, прототипом образа св. Альберта стал св. Альбе, предания о котором в Житии отражали церковные и политические интересы рода Мак Картаг и подчеркивали преемственность между И. и архиеп-ством Кассил ( Ó Riain-Raedel. 2006. P. 183-185). 2-я пол. XII-XX в.

http://pravenc.ru/text/389505.html

В третьей беседе Иоанн Златоуст , сказав о страдании Елеазара, как оно изложено в шестой главе, повествует о мученичестве семи братьев, хотя не так подробно, как это изложено в VII гл. 2-ой Мак. книги, и снова повествует о страдании матери. Все три беседы Иоанна Златоуста о святых Маккавеях ясно говорят о глубоком почитании им как св. Маккавейских мучеников, так и 2-ой Мак. книги, повествующей об этих мучениках. Приведенный нами анализ похвальных слов Маккавеям святого Киприана, Григория Богослова и Иоанна Златоуста , достаточно говорит о том, с каким глубоким уважением св. отцы относились ко Второй Маккавейской книге и какие, действительно, назидательные уроки и примеры почерпали они из этой книги и предложили христианам, как своим современным, так и всем на все времена. Таким образом, православная церковь не только в руководящем правиле —85—ом св. Апостол и правилах Вселенских и поместных соборов, до соборов 1672 года включительно, считала и считает 2-ю Мак. книгу, книгою неканоническою, книгою, чтимою и назидательною, но такой взгляд свой православная церковь запечатлела и в самых творениях святых отцов, в их похвальных словах св. мученикам Маккавеям. Имея же в виду особое положение Христовой церкви на земле, в силу которого она называется церковью воинствующею, так как каждый член ее призывается к постоянной борьбе со своими страстями, с искушениями от диавола и с прямыми даже гонениями, которым, в том или другом виде, подвергается каждый истинный христианин, о чем и Господь возвещает в Евангелии в наше предостережение: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий Господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут» ( Uoah. XV, 18–20 ): и опять: «Приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу; и сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене. Но сия глаголах вам, да егда приидет час, воспомянете сия яко Аз рех вам» ( Uoah. XVI, 2–I ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Тот же мученик говорит Антиоху: «Ты не ушел еще от суда Всемогущего, Всевидящего Бога... ты, по суду Божию, понесешь праведное наказание за превозношение» (VII, 35, 36). О блаженном состоянии праведных людей, после их смерти и еще до воскресения их тела, ясно учит 2-я Мак. книга, рассказывая следующее сновидение Иуды Маккавея. «Видение его было таковое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, из детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий». Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: «Возьми этот святый меч. дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» (XV, 12–16). Все язычники и грешники лишаются этого блаженства и терпят наказание. Впрочем, исповедывавшие веру в Единого Бога, но согрешившие и не успевшие до смерти принести покаяние, хотя после смерти и осуждаются на наказание, но, по учению 2-ой Мак. книги, для них остается еще возможность получать облегчение и даже совершенное освобождение от наказания. Это облегчение и освобождение грешники могут, по учению книги, получать не по собственным каким-либо заслугам или через раскаяние, а по бесконечной благости Божией, через молитвы и благотворения, совершаемые, за умерших, оставшимися в живых. Однажды, после сражения, повествует 2-я Мак. книга, при осмотре павших на поле сражения иудеев, найдена была в их одеждах добыча от даров идольских (за что собственно они и пали); тогда «все (иудеи) прославили праведного Судию, Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В 30-х гг. XX в. президент католич. Блэкрок-колледжа в Д. пресв. Джон Чарлз Мак-Куэйд приступил к работе над оформлением особого статуса католич. Церкви в Ирландии. Он принял участие в составлении ирл. Конституции (1937), в которую был включен ряд положений социальной доктрины католич. Церкви. В Конституции подчеркивалась важность семьи для существования общества, запрещались разводы (Bunreacht na hÉireann. 41. 2. 1; 41. 3. 1-2); был оговорен особый статус католич. Церкви, к к-рой принадлежало большинство населения страны (Ibid. 44. 2). Однако католич. Церковь не была признана государственной. В 1940 г. Дж. Мак-Куэйд был избран архиепископом Д. В годы его пребывания на кафедре позиции католич. Церкви в стране значительно упрочились. Архиепископ учредил 47 новых приходов и ряд католич. школ. В 1945 г. в Киллини была основана закрытая резиденция францисканцев, где монахи занимались исследованиями в области ирл. истории, языка и литературы (в 90-х гг. XX в. объем работ сократился, наиболее ценные рукописи из б-ки переданы в Университетский колледж). Архиеп. Дж. Мак-Куэйд принял участие в работе Ватиканского II Собора . В условиях усиления процесса секуляризации общества католич. Церковь в Ирландии утратила решающее влияние на правящие круги. В июне 1996 г. была принята поправка к ирл. Конституции, разрешающая разводы, однако под давлением католич. иерархии были сохранены нек-рые ограничения. В годы пребывания на кафедре архиеп. Десмонда Коннела (1988-2004) в Ирландии разгорелся ряд публичных скандалов, связанных с моральным разложением части католич. духовенства, что привело к резкому падению авторитета католич. иерархии в Ирландии. Архиеп. Д. Коннел неоднократно подвергался публичным оскорблениям. В наст. время архиепископскую кафедру Д. занимает Дирмид Мартин, бывш. секретарь Папского совета «Справедливость и мир», представитель Папского престола в ООН. В архиеп-стве проживает более 1 087 тыс. католиков, насчитывается 200 приходов, в которых служат 499 секулярных и 844 регулярных священника, 3919 монашествующих (An. Pont. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям. После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников . Действительно, хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 14 августа 2012 г. Мы даем здесь сокращение рассказа из 2 Мак. 6–7, а также апокриф, озаглавленный 4 Мак., который иногда передается как произведение Иосифа Флавия. Согласно 4 Мак. 17: 1, она сама бросилась в огонь, до того как палачи схватили ее. Ее святые мощи почитаются сегодня в храме Константинопольского Патриархата. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 14 августа 2021, 08:48 Святые мученики,Макковеи мама ваша Соломония, помолитесь, пожалуйста,Богу нашему Иисусу Христу за Аполлинария,рабе Божией,выносить и родить здорового ребенка... Благодарю за святые ваши молитвы..Аминь Наталья 16 августа 2019, 07:49

http://pravoslavie.ru/55233.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010