Мак. Итак ты веруешь так же, как блаженный Лукиан? Прав. Я уже сказал, что мы веруем не только так как веровал блаж. Лукиан, но и так, как веровали все св. мученики и Апостолы. Мак. Значит ты подписался бы под символом Лукиана? Прав. Но что же ты осуждаешь в том, что изложено 318-тью отцами в Никее, Вифинском городе?.. Мак. А ты что осуждаешь в изложении Лукиана? Прав. Я осуждаю вашу прибавку, и я могу доказать, что эта прибавка сделана вопреки мысли того мученика. Мак. А разве вы ничего не прибавили к Никейскому изложению веры? Прав. Прибавили, но не противное ему. Мак. Всё-же прибавили. Прав. То, что в то время не было изследовано, что теперь благочестиво отцы истолковали (τ ττε μ ζητηθντα, νν ρμνευσαν ο πατρες εσεβς) 1557 . Какая здесь разумеется прибавка к символу Никейскому? – В свое время Гарнье видел здесь ясное указание на второй вселенский собор и составленный им символ, но Дрэзеке, принимая результаты изследования Гарнака о происхождении символа константинопольского, относит эти слова к тому, что сделано было на соборе Александрийском 362-го года, отцами которого Дух Св. был исповедан Богом и единосущным Отцу и Сыну. Следовательно, – заключает Дрэзеке, – слова православного о „ныне " истолкованном Никейском символе поставляют нас в 362 или 363-й год и указывают вообще на первую половину 60-х годов, как на время составления диалогов о Св. Троице. Переходя к вопросу об авторе этих диалогов, Дрэзеке рядом доказательств и хочет подробнее обосновать свое положение о принадлежности этого сочинения Аполлинарию. Эти доказательства состоят в сравнении учения и языка диалогов с учением и языком подлинных творений Аполлинария, – сравнении, часто сопровождаемым длинными выдержками и сопоставлениями текста 1558 , причем всегда в такой или иной мере обнаруживается сходство между теми и другими. Было бы слишком утомительно и излишне приводить эти сопоставления, – тем более, что в дальнейшем, при частичном разборе доказательств Дрэзеке, все они будут по существу изчерпаны, – и потому мы переходим к общей оценке гипотезы Дрэзеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Таким образом, промыслитльная деятельность Божия направила даже и нечестивого Антиоха на истинный путь нравственной жизни, ибо Антиох, хотя с муками и карами, все же исповедал, что Он Един есть Бог (VII, 37, 38), и написал письмо иудеям (IX, 18–28). Итак, промыслительная деятельность Божия о мире, по учению 2-ой Маккавейской книги, выражается в сохранении тварей, в содействии или вспомоществовании им и в управлении ими. В тесной связи с последними двумя видами промыслительной деятельности Божией стоит промыслительная деятельность Бога к падшему человеку. Промышление Божие о падшем человеке, по учению 2-ой Мак. книги, совершается двумя способами: естественным и сверхъестественным. К естественному способу промышления Божия о падшем человеке относятся, 2-ю Мак. книгою, все роды промыслительной деятельности, оказываемой Богом и в отношении вообще к миру, как-то: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими. При разборе учения 2-ой Мак. книги о промыслительной деятельности Божией этого рода, мы уже и прежде отметили, что содействие или вспомоществование тварям и управление ими имеют в виду главным образом разумно-свободные существа, каковыми являются все люди. К сверхъестественному способу промышления Божия о людях 2-я Мак. книга относит средства сверхъестественные, чудесные. Эти средства употребляются Богом, по учению 2-ой Мак. книги, для поддержания в людях истинной веры в Единого истинного Бога; а так как носителем этой истинной веры, еще по завету Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом (I,1–2), является еврейский народ, который, поэтому, в книге зовется народом святым (XV, 24), то он-то и является, по учению 2-ой Маккавейской книги, предметом особого промышления Божия – чудесного охранения. Достаточно припомнить хотя бы последнее нашествие Никанора и его поражение. «Маккавей, видя наступление многочисленного войска, пестроту приготовленного оружия и свирепость зверей, простер руку к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

…но армия и флот обнаружили везде совершенную преданность и приветствовали маршала сочувственными криками. — Заключение Достоевского основывалось на данных, которыми он располагал при работе над майско-июньским выпуском «Дневника писателя» за 1877 г. Во время же летней поездки маршала по стране «преданность» ему армии и флота выражалась в почестях, оказываемых обычно всем высокопоставленным военным. Пользуясь скупыми сведениями из французских газет, «Московские ведомости» (1877. 14 авг. Отд. «Последняя почта») сообщали, «что 20 авг. (н. ст. — Ред.) маршал Мак-Магон посетил в Шербуре все общественные заведения и некоторые суда, стоящие на рейде», «произвел смотр гарнизону и морской пехоте» и «в тот же день выехал в Париж». 398 …императорский принц уже переехал на континент, говорили даже, что поедет в Париж. — Достоевский опирается на информацию из газеты «Новое время» (1877. 22 сент. (4 окт.) 399 Разве, впрочем, есть там совершенно особые какие-нибудь комбинации будто бы помолвлен с дочерью маршала и проч. — Достоевский не совсем точен. Слух этот проник в русскую печать уже в начале июля (ст. ст.) 1877 г.: «Париж, 5 (17) июля. Ходят слухи о браке императорского принца Луи-Наполеона с дочерью Мак-Магона» (Нов. время. 1877. 6 (18) июля. Еще раньше об этом писали в «Московских ведомостях» (1877. 1 июня. 400 …один епископ, в приветственной речи маршалу, уже вывел ему, что он происходит по женской линии от Карла Великого. — Имеется в виду сообщение парижского корреспондента газеты «Московские ведомости» (1877. 14 сент. Отд. «Из Парижа»). 401 Если действительно императорский принц представит им больше шансов в способности объявить войну они и за него уцепятся и проведут его в Париж, уже не думая о Мак-Магоне. — Вскоре стало ясным, что в высших клерикальных кругах Мак-Магону отдается полное предпочтение перед «императорским принцем». В газете «Новое время» (1877. 25 сент. (7 окт.)) сообщалось: «Папа высказал желание, чтобы маршал, в котором церковь имеет истинного покровителя, остался во главе Франции». 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

на архиепископскую кафедру и должность «наследника Патрикия» были признаны не всеми ирл. правителями. Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1134 и 1136 гг. М. совершил визитацию (cúairt) обл. Муман и собрал церковные подати. Т. о., архиепископ, как и его предшественник Келлах, пользовался поддержкой правителей и церковных иерархов Юж. Ирландии. Нет сведений о посещениях им Коннахта и тех областей Сев. Ирландии, к-рые находились под контролем Мак Лохланнов. За помощь, оказанную Доннхадом О Кербаллом, М. передал юж. часть диоцеза Ард-Маха (территория совр. графства Лаут) в юрисдикцию епископа Аргиаллы. Т. о., границы еп-ства Аргиалла примерно совпали с территорией, подвластной Доннхаду (см.: Gwynn. 1954; Idem. 1992. P. 212-213). С разрешения правителя М. назначил на епископскую кафедру своего брата Гилла Криста (Христиана) О Моргара, к-рого св. Бернард Клервоский называл «человеком такой же святой жизни [как и Малахия] и столь же усердным к справедливости». Кафедра епископа Аргиаллы была перенесена в Лугмад (ныне Лаут). Когда Гилла Крист скончался (1138; похоронен в монастырской ц. святых Петра и Павла в Ард-Махе), М. назначил его преемником своего ученика Аэдана О Келлага (Аэда О Каэлладе). В позднем источнике сообщается, что архиепископ добился от папы Иннокентия II распоряжения о том, чтобы 1/4 десятины, собиравшейся в обл. Аргиалла, уплачивалась епископу (см.: Flanagan. 2010. P. 89-90). По свидетельству св. Бернарда Клервоского, через 3 года после вступления в Ард-Маху, «вернув Церкви свободу» и проведя необходимые преобразования, М. отказался от архиепископской кафедры. Он избрал преемником «человека доброго и достойного столь великой чести» - Гилла Мак Лиага (Геласия), сына Руадри (архиепископ Ард-Махи в 1136-1174), к-рый с 1121 г. был «наследником Колумбы» и настоятелем (airchinnech) церковной общины Дайре (ныне Дерри). Вероятно, Гилла Мак Лиаг был связан с правящей династией Мак Лохланн; мн. исследователи рассматривают его назначение как условие договора между М.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Но в Ветхом Завете, при сравнении с полнотой христианского откровения мы видим некоторые ограничения. Здесь Бог скрывает глубины Своей природы: Он проявляет Себя только Своей властью, промыслом, обетованиями, но даже само имя Его не произносимо. С другой стороны, в Ветхом Завете область откровения Бога тоже ограничена – пределами избранного народа. Таковы главные причины того факта, что ни в одной из канонических книг Библии ни разу не встречается исследуемый нами термин. Для нас, однако, особенно важно, что в своих толкованиях на первые стихи Библии святые отцы Церкви использовали наряду с термином «λη», определяющим материю, термин «φσις». При этом святоотеческие толкования были направлены в основном на утверждение всемогущества Божия и факта сотворения материи «из ничего» в противовес построениям древнегреческих философов и гностиков. Так, Святитель Василий Великий в беседах на Шестоднев (в толковании первого библейского стиха) предписывает касательно земли «не любопытствовать об ее сущности, что она такое, не тратить времени на умствования» 29 , призывая нашу мысль не исследовать то, что сокрыто и от чувственного взора, и от мысленного. Святитель называет «землю» из Бытия 1:1 и естеством (природой), и материей. Далее он говорит, что Бог сотворил «самую сущность (οσαν)» 30 земли, потому что Он есть «Зиждитель самого естества существ (φσεως τν ντων)» 31 . Под сущностью и естеством здесь святитель подразумевает вещественную составляющую земли, вещественную природу материи (φσις τς λης) 32 . Впервые в самих ветхозаветных текстах «φσις» появляется в книгах, которые были написаны в александрийской еврейской диаспоре – Премудрости Соломона, 3-ей и 4-ой Маккавейских. Значения, в которых здесь употребляется термин, довольно разнообразны и свидетельствуют о значительной языковой и культурной интеграции иудеев в эллинскую культуру ко времени написания этих книг. Так, в книге Премудрости говориться о природе животных «φσεις ζων» ( Прем.7:20 ), природе манны как особом роде небесной пищи «σβεστικης φσεως» ( Прем. 19:20 ), о суетности природы людей, не познающих Бога ( Прем.13:1 ). В маккавейских книгах встречаем понятия природы «всякого живого существа» «πση θνητη φσει» ( 3Мак. 3:29 ), добрых даров природы «φσεως χριτας» (4 Мак. 5:9), законов природы (4 Мак.5:25), природы человеческих эмоций «παθωνδ φσεις» (4Мак. 1:20), природы братского союза (4 Мак.13:27) и даже некоторую персонализацию материнской любви к детям – « φσις ερ» (4 Мак 15:13, 15:25, 16:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Книга повествует нам об особых заслугах братьев Маккавеев, о той вере, которую они проявили, о тех подвигах, которые проявили простые иудеи и даже жизни свои положившие за истинное богопочитание. В частности, это мученичество Елеазара. «Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучения и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению... убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти» (2 Мак.6, 18-22). Однако, он отвергал все их притязания и пошел на мучения добровольно. «Готовясь уже умереть под ударами, он восстенав произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю по страху перед Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец мужества и памятник добродетели.» (2 Мак. 6, 30—31) Елеазар — один из первых ветхозаветных мучеников за иудейскую веру. 90-летний книжник Елеазар был замучен до смерти, так как не хотел вкусить идоложертвенное мясо — свинину. Эта книга повествует о смерти семи братьев мучеников Маккавейский, которые в присутствии самого Епифана исповедывали истинное богопочитание. Во второй книге Маккавейской в 7-й главе говорится о мученичестве семи братьев Маккавейских. «Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами.» (2 Мак.7, 1) Постепенно всех их по очереди пытали страшнейшими пытками: отрезали языки, сдирали кожу, отсекали члены тела на виду братьев и матери. И мать увещала их, говоря: «Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни перед лицем народа: «и над рабами Своими умилосердится». Будучи близок к смерти один из них так говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь». (2 Мак. 7, 14)

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

В связи с самобытностью Божией стоит и другое еще свойство Божие – Его неизмеримость и вездеприсутствие, по которым Бог беспредельный, во всех отношениях, не подлежит ограничению и местом, Он находится во всяком месте и присущ всякому существу. Указание на это свойство 2-я Мак. книга дает во всех тех местах, где называет Бога всевидящим, следовательно присутствующим при всех действиях людей, как благочестивых, так и нечестивых. Последний из мучеников Маккавеев говорит Антиоху: «Ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога» (VII, 35; XII, 22; XV, 2; XV, 21). Далее, 2-я Мак. книга указывает еще свойство Бога – Его вечность, т. е. что Бог не имеет ни начала, ни конца своего бытия и вообще свободен от всех условий времени. Священники в своих молитвах прямо называют Бога вечным (I, 25). Второй и седьмой мученики высказывают твердую уверенность, что Господь дает им жизнь вечную (VII, 9, 36), которая, очевидно, может быть дана только существом вечным. Но особенно часто указывает и, особенно подробно, раскрывает 2-я Мак. книга свойство Божие – всемогущество (I, 4; VII, 28; III, 34; 1, 25; III, 28; V, 20; VII, 35, 38; VIII, 18; IX, 8; XI, 13; XII, 28). В указанных местах книги всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, от чего Бог и называется как всемогущим, так и всесильным. По учению 2-ой Мак. книги, всемогущество Божие выразилось в творении мира. Священники в своих молитвах прославляют Бога, как Создателя всех (I, 24). Мать Маккавеев говорит сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Далее, всемогущество Божие, по учению книги, выражается в промышлении Божием о тварях и особенно о народе еврейском. Иуда Маккавей в своей речи говорит: «Враги наши надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Вы и не догадаетесь, насколько Мак умен, пока не случится вам услышать, как он беседует с каким-нибудь специалистом. Я однажды присутствовал при подобном разговоре: его язык вдруг сделался мало похожим на английский, и я поймал себя на том, что изо всех сил стараюсь уловить его мысль, разливающуюся, словно река по драгоценным камням. Вообще он способен поддержать разговор почти на любую тему, и, хотя вы чувствуете, что у него имеются неколебимые убеждения, он ведет себя так деликатно, что позволяет вам сохранить при себе ваше мнение. А любимые его темы — это Бог и Творение, и еще почему люди верят в то, что делают. Глаза его загораются, уголки губ в улыбке поднимаются кверху, обычное усталое выражение лица исчезает, он становится похож на маленького мальчика и не может сдержать эмоций. В то же время он не слишком религиозен. Пожалуй, его отношение к религии и, может быть, даже к Богу можно охарактеризовать в двух словах: «любовь-ненависть». Бог, по его мнению, — это высокомерный угрюмец, отчужденный от нашего мира. Сдержанность Мака порой дает трещину, и оттуда выскакивают шипы сарказма, похожие на острые дротики, обмакнутые в спрятанный глубоко внутри ядовитый источник. Хотя мы оба посещаем по воскресеньям одну и ту же церковь с ее традиционными скамьями и пюпитрами (церковь имени Пятьдесят пятой независимой ассамблеи святого Иоанна-крестителя, как мы ее называем), я-то вижу, что ему там не очень уютно. Мак прожил с Нэп больше тридцати почти полностью счастливых лет. Он говорит, что Нэн спасла ему жизнь и дорого заплатила за это. По какой-то причине, мне не понятной, она, кажется, любит его сейчас сильнее, чем раньше, хотя у меня такое чувство, что в молодости он сильно ее обидел. Полагаю, большинство наших обид вплетается в ткань взаимоотношений, и я знаю, что прощение редко несет в себе какой-то смысл для тех, кто наблюдает со стороны. Как бы то ни было, Мак женат. Нэн подобна кладочному раствору, который не позволяет развалиться семейному очагу. Пока Мак сражается в мире, состоящем из бесконечных оттенков серого, она живет в мире черно-белом. Здравый смысл присутствует в Нэн настолько естественно, что она даже не считает его даром Божьим. Заботы о семье не позволили ей осуществить мечту юности и выучиться на врача, но в качестве медсестры она преуспела и довольно широко известна в медицинских кругах, поскольку работает с особенными пациентами, а именно — с неизлечимыми онкологическими больными. И если Маку свойственна широта охвата веры, то Нэн — глубина.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=11&iid=4...

— Но как же я могу стать частью твоей Церкви? — спросил он. — Частью этой женщины, от которой ты, кажется, без ума. — Это просто, Мак. Все это опять-таки связано со взаимоотношениями и зависимой жизнью. Мы открыты и доступны для всех, кто рядом с нами. Моя Церковь, она вся для людей и жизни, вся держится на взаимоотношениях. Ты сам не можешь ее построить. Это моя работа, и я прекрасно делаю ее, — сказал Иисус, посмеиваясь. Для Мака эти слова стали глотком свежего воздуха! Как просто. Ни секунды утомительного труда и длинного списка требований, никакого сидения на бесконечных службах и глядения в затылок соседям, людям, с которыми ты даже не знаком. Просто разделить свою жизнь с другими. — Но погоди… У Мака было полным-полно вопросов. Может быть, он что-то неверно понял. Это кажется слишком простым! Он снова одернул себя. Может быть, оттого что люди настолько безоговорочно потеряны и независимы, они и берут что-нибудь простое и усложняют его? Поэтому он дважды подумал, прежде чем спрашивать о том, что уже начал понимать. Вывалить сейчас свои вопросы — все равно что швырнуть ком грязи в кристально чистое озеро. — Нет, ничего, — Вот и все, что он сказал вслух. — Мак, тебе вовсе не нужно все это понимать. Просто будь со мной. Спустя секунду Мак решил последовать примеру Иисуса, он лег на спину рядом с ним, рукой прикрыв глаза от солнца, стоявшего в зените, чтобы можно было смотреть на облака, уносящие с собой последние утренние часы. — Что ж, если честно, — признался он, — я не особенно расстроен, что мне не достанутся «улицы, выложенные золотом». Мне всегда казалось, что это как-то неинтересно и совсем не так чудесно, как быть здесь вместе с тобой. Наступила почти полная тишина, Мак слышал только шорох ветра, ласкающего деревья, да смех текущего неподалеку ручейка. День был великолепный, а весь пейзаж, от которого захватывало дух, просто невероятный. — На самом деле я хочу знать… то есть мне кажется, что отыскать путь к тебе так сложно из-за всей этой благонамеренной религиозной мути, с которой я так хорошо знаком.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=11&iid=4...

6 . Автор 2-й Мак. книги – еврей, по убеждению – фарисей, книгу написал в Палестине. 7 . Время написания 2-й Мак. книги – конец 2-го века до Рождества Христова. 8 . Православная церковь признаёт 2-ю Мак. книгу книгою неканоническою, по авторитету хотя и неравною книгам каноническим, но всё же в высшей степени назидательною и полезною: из неё заимствовано богослужение на 1 августа, по ней составлены многие святоотеческие похвальные слова мученикам, православные богословы пользуются ею в раскрытии учение о молитве живых за умерших и умерших за живых. 9 . 2-я Мак. книга, по своему догматическому и нравственному учению, имеет богословское значение письменного памятника иудейского правоверия и благочестия и отображает мировоззрение собственно иудеев за последние два века до Рождества Христова, всецело опирающееся на каноническое ветхозаветное учение. Священник Василий Богоявленский Печатать разрешается. 30 апреля 1907 года. Ректор Академии епископ Алексий. Типо-литография Императорского Казанского университета. 1907. Введение В числе неканонических книг, принятых христианской церковью от церкви иудейской, в греческом переводе книг Священного Писания , известном под именем «Перевода 70-ти», находится «Вторая Маккавейская книга». Несомненное существование неканонических книг в александрийских кодексах, до Рождества Христова, явно свидетельствует, что неканонические книги пользовались авторитетом у александрийских иудеев. Но и палестинские иудеи, сохранившие в не поврежденном виде, однажды и навсегда завершённый канон божественных писаний, составляющих непогрешимый источник истинного божественного откровения, и посему вполне оправдавшие божественное к ним доверие, ибо им было вверено слово Божие ( Рим.3:2 ), – всё же относились к неканоническим книгам с уважением. Ясное и определенное свидетельство об этом мы находим у Иосифа Флавия. «У нас, – говорит он, – 22 книги справедливо почитаются божественными. Из них 5 принадлежат Моисею и заключают в себе законы и предания о человечестве до смерти Моисея. От Моисея до Артаксеркса пророки записали события своего времени в 13 книгах. Остальные 4 книги содержат песни во славу Божию и уроки жизни человеческой. Случившееся со времени Артаксеркса до наших дней записано, хотя эти писания и не пользуются таким уважением, как исчисленные нами прежде, потому, что тогда прекратилось уже преемство пророков» 1 . Таким образом, и палестинские иудеи имели доверие и питали уважения к книгам, появившемся после прекращения преемства пророков, хотя и не такое, как к книгам божественным; они только не ставили эти книги наряду с каноническими, так как неканонические не имели одинакового достоинства с книгами каноническими, не были вдохновенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010