До революции авторитет Чеснокова как замечательного регента утверждался еще деятельностью его в 1911–1916 годах на летних курсах при Регентском училище, основанном Смоленским. «Хор курсов ежегодно по окончании занятий пел заупокойную Литургию и панихиду по Смоленскому под управлением Чеснокова в церкви Спаса на Крови в Санкт-Петербурге и вызывал всеобщее восхищение у многочисленных слушателей молящихся» . Павел Григорьевич неоднократно выезжал из Москвы по приглашению с мест для дирижирования духовными концертами (Харьков, 1911; Нижний Новгород, 1914; Кинешма, 1925). В советские годы Чесноков пять лет (1922–1927) возглавлял Государственную академическую хоровую капеллу, единственный в Москве большой профессиональный хоровой коллектив, и всегда хор пел, «как один человек, как настоящий коллектив-художник» . Он руководил также хором Московского Пролеткульта (1928–1932), вокально-хоровым ансамблем (1933–1938). Наследие Чеснокова в области духовной музыки огромно: оно включает в себя 38 опусов и 17 произведений без опуса, в целом более трехсот песнопений. До революции все произведения Чеснокова печатались в издательстве П. Юргенсона. Во второй половине 1920-х годов 17 песнопений были размножены на гектографе благодаря П. М. Кирееву, ранее владельцу издательства. В 1990-е годы в Москве было предпринято несколько попыток издания. В 1992 году Российское музыкальное издательство выпустило репринт Литургии ор. 42 как часть серии, подготовленной по материалам Издательского отдела Московского Патриархата под руководством Высокопреосвященного Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского. В 1994–1995 годах планировалось «Собрание духовно-музыкальных сочинений» Чеснокова, были изданы три тетради с опусами 6, 33, 30, 19, 9 (редакторы и авторы вступительной статьи в первой тетради – А. Г. Муратов, Д. Г. Иванов). В наши дни публикацию всех неизданных сочинений осуществило издательство «Живоносный источник» в четырех выпусках «Духовных произведений для хора a cappella» . Подготовка нотной публикации с точными источниковедческими комментариями выполнена А.А. Наумовым, большим знатоком жизни и творчества композитора; им же составлен подробный «Перечень духовно-музыкальных сочинений П. Г. Чеснокова», дающий ясное и четкое представление о хронологии его творчества с 1895 по 1927 год .

http://pravoslavie.ru/107493.html

И поют братия: Аллилуиа, во глас 8. Стих 1: Блажен, егоже избрал и приял еси, Господи. Стих 2: Память его в род и род. Тропарь, глас тойже: Глубиною мудрости, человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душы раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, тойже. И ныне: Тя Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение. И стихословится первая статия непорочных, даже до Твой есмь азъ: На две бо статии поются непорочны зде, в коемждо же конце стиха первыя статии приглаголем: Благословен еси, Господи: Егда же приидут в конечный стих, сиесть: Во век не забуду оправданий Твоих: поют его трижды, к коемуждо припевающе: Благословен еси, Господи: И абие ектениа от диакона, и молитва втай от священника, и возглас. Посем начинаем вторую статию сице: Оправданий Твоих взысках: Твой есмь азъ, спаси мя. И на конце коегождо стиха: Твой есмь азъ, спаси мя. Егда же начнем: Призри на мя, и помилуй мя: поем псалом сей третиим гласом, на конце же коегождо стиха приглаголем: Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего ( или, рабу Твою). Конечный же стих, сиесть: Жива будет душа моя: поем трижды, припевающе к коемуждо: Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего ( или, рабу Твою). Непорочнии в путь: Благословен еси, Господи: Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Благословен еси, Господи: Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его. Благословен еси, Господи: Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша. Благословен еси, Господи: Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело. Благословен еси, Господи: Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. Благословен еси, Господи: Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. Благословен еси, Господи: Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научити ми ся судьбам правды Твоея. Благословен еси, Господи: Оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела. Благословен еси, Господи:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЛДА Н.Д. Успенский , в русской литературе специально анафоре до сих пор «был посвящён лишь один труд – магистерская диссертация профессора Петербургской духовной академии И.А. Карабинова 4 » 5 , а также большая статья самого Н.Д. Успенского , вышедшая в «Богословских трудах» за 1975 г. 6 Русский перевод некоторых древних литургий (и, следовательно, в их составе – анафор), в том числе литургии ап. Марка, был опубликован в Санкт-Петербурге в 1874–1877 гг. в «Собрании древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: в 5 ч.» 7 (репринт: М., 1997–1999), но этот перевод сделан увидевшего свет ещё в начале XVIII в. латинского издания Э. Ренодота 8 , ныне безнадёжно устаревшего. Кроме того, за годы, прошедшие со времени публикации СДЛ и работ И.А. Карабинова и Н.Д. Успенского , литургическая наука обогатилась новооткрытыми источниками, например анафорой, содержащейся в Барселонском папирусе, а также множеством исследований. Поэтому мы решились собрать вместе выполненные нами русские переводы 9 известных на данный момент александрийских анафор 10 , сопроводив их указаниями на некоторые наиболее важные работы. I. Особенности александрийских анафор Прежде всего следует отметить, что под александрийскими мы понимаем не все вообще анафоры, находившиеся или находящиеся в употреблении Александрийских Церквей 11 (Православной и Коптской) 12 , или содержащиеся в рукописях египетского происхождения, но лишь те из них, которые имеют определённую внутреннюю структуру и специфические содержательные особенности, т. е. такие, какие характерны для александрийского анафорального типа. I. A. Структура Александрийский анафоральный тип характеризуется следующей структурой 13 : 1 . Вступительный диалог предстоятеля и народа. 2 . Praefatio (лат. – Вступление; начальная часть анафоры, содержащая прославление Бога; в Praefatio, как правило, помещается также рассказ о сотворении мира). 3 . [Intercessio] (лат. – Ходатайство; часть анафоры, содержащая прошения о различных нуждах; не все александрийские анафоры помещают Intercessio здесь, перед Sanctus).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В 46 «Церковных Ведомостей» 1892 г. помещена следующая замечательная выписка из письма преосвященного Исидора, экзарха грузинского, впоследствии митрополита новгородского и санкт-петербургского, от 24 декабря 1853 г., к митрополиту Филарету московскому : «Генерал-майор, князь Багратион Мухранский, отличившийся в последнем сражении против турок, сообщил мне весьма занимательное сведение, о котором я с радостью сообщаю вашему высокопреосвященству. “Пленные турки объявили нам открыто, что, когда сражение под Александрополем сильно разгорелось, и весь русский отряд был введен в дело, турки увидели сходящую с неба светлую Жену, держащую знамя в руке и сопровождаемую двумя воинами. Свет от Нее был столь ярок, что подобен был солнечному сиянию, и никакой глаз не мог выдержать его. Это явление навело ужас в рядах сражающихся и было причиною того, что турки, видя явное заступление Бога за Русь, обратились все в бегство и проиграли сражение. Русские этого явления не видали. Божиим Промыслом о том свидетельствовали иноплеменные враги наши. Турки уверяют, что в армии их все это видели с ужасом и все о том знают, но начальство их, под опасением смертной казни, запретило о том говорить и старалось затмить это событие. Русские военачальники, поздравляя с победою, столь блистательною, главного начальника, воздали славу Богу, Который один мог дать нам победу над врагом, ожесточенным мусульманским фанатизмом, в силах, много превосходящих наши, так что по человеческим соображениям трудно было ожидать столь блистательного успеха. Из некоторых частных писем из армии узнали мы радостное для христиан событие, что многие турки после того громогласно исповедали Христа, просили крещения и запечатлели мученическою кровью признание всепросвещающего света – Христа”». Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И ныне, Богородичен: Евину клятву, Чистая, разрешила еси, рождши всем благословение неизсякаемое источившаго, Спаса миру, Мати Дево. Седален, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Хотящии, рече Господь, ити в " след Мене, отвержитеся мирских пристрастий, родителей родивших, чад же и жен, братий же и другов, сродник же и рабов, имений и домов, и приимите достоинство апостол Моих. Песнь 4. Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче. Обращающагося приими мя, Слове Божий, яко блуднаго древле, и яко мытаря, Едине Человеколюбче. Избавитель нам быв, Крестом мир искупил еси, темже Ти припадаю, избави мя, Владыко. Знаменаннаго благодатию и светом Твоего богоразумия, словеснаго Твоего стада яви мя овча. Слава: Воздвигнувый Лазаря из мертвых, и мене умерщвленнаго греховным жалом, Владыко, оживи. И ныне, Богородичен: Благословенная Пречистая Мати Божия, Твоим мя предстательством и божественным покровом соблюди, Владычице. Песнь 5. Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас, разве бо Тебе иного Бога не знаем. Послушанием Твоим, Христе, наше яко Бог разрешил еси преслушание, и Царствия нам вход покаянием и верою показал еси. Скончавшаго в небрежении житие зря мене, внимание прилежания пристави, Христе, правды оболк мя бронею. Верою, паки порождения же банею, омыл мя еси от прародительныя клятвы, ныне же омый слез источниками, оскверненнаго лютыми грехопадении. Слава: Преклоншагося низу, и сляченнаго мя к земли, Владыко, страстным и смертоносным греховным бременем, Своею живоносною рукою исправи. И ныне, Богородичен: Равен сый Отцу по безначальному зраку, был еси нам равен, от неискусобрачныя родився Матере, Еяже молитвами, Богочеловече, спаси мя. Песнь 6. Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли, Боже, мя возведи. Не презри создание Свое, Владыко, но креста Твоего благодатию спаси мя, и Честною Кровию, юже от божественнаго Твоего ребра источил еси. Яко не суща первее создал еси, тако и погубляема мя грехи взыскав спаси, яко Пастырь Благ же и Милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Флоренский так описывает замысел «Столпа и утверждения истины»: «Живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов» — так мне хотелось бы выразить общее стремление моей книги или, точнее, моихъ набросков, писанных в разные времена и под разными настроениями. Только опираясь на непосредственный опыт можно обозреть и оценить духовные сокровища Церкви. […] Что такое церковность? — Это — новая жизнь, жизнь в Духе. Каков же критерий правильности этой жизни? — Красота. Да, есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственный верный путь к определению, что православно и что нет. Знатоки этой красоты — старцы духовные, мастера «художества из художеств», как святые отцы называют аскетику. Старцы духовные, так сказать, «набили руку» в распознавании доброкачественности духовной жизни. Вкус православный, православное обличье чувствуется, но оно не подлежит арифметическому учету; православие показуется, но не доказуется. Вот почему для всякого, желающего понять православие, есть только один способ, — прямой опыт православный.» Здесь мы приводим ПОЛНУЮ, максимально близкую к оригиналу версию книгу, включающую 15-20 дополнительные главы, все примечания, иллюстрации и пр. (онлайн-версия, кнопки fb2, epub, mobi). При нажатии кнопки pdf — репринт издания 1914 года. Столп и утверждение Истины. П. А. Флоренский. Том 1. Павел Александрович Флоренский П. А. ФЛОРЕНСКИЙ ТОМ 1   СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ (1)   ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»   МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА 1990   ОТ РЕДАКЦИИ Издание книги «Столп и утверждение истины» было продумано П. А. Флоренским с чрезвычайной тщательностью: сам он разработал проект обложки, подобрал шрифты ко всему тексту, титульную иллюстрацию и гравюрные заставки–розетки, предпосланные главам; помимо этого книга изобилует схемами, рисунками и репродукциями. Таким образом, перебор текста при новых изданиях «Столпа» не только представляет сложную задачу, но грозит исказить первоначальный замысел автора, более того, уничтожить замечательный памятник книжной культуры. Руководствуясь этими соображениями и следуя сложившейся уже традиции репринтного переиздания «Столпа», редакция серии «Из истории отечественной философской мысли» представляет факсимиле издания книги 1914 года, которое (уже по современным техническим условиям) разделено на два полутома. Содержание ко всему тому помещено в начале первого полутома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Но в общем и целом — плюсов ощутимо больше, чем минусов. Будем ждать следующих романов. Задачу перед собой Вяземский поставил огромную — удачи ему в ее воплощении. Ирина РОДНЯНСКАЯ, литературный критик, член редколлегии журнала «Новый мир» «Вечно новая» Книга: стимулы к пересочинению Знаковым произведением на евангельскую тему для меня с самого начала приобщения к христианству и по сию пору было и остается Четвероевангелие. Это, с моей стороны, не претенциозный парадокс, а, действительно, неизгладимое впечатление от четырех канонических Евангелий как от произведений (а не только как от сосуда Благой Вести). Не стану приводить всем известный пассаж Пушкина о «вечно новой прелести» этой Книги, но процитирую Юрия Домбровского, который удачно, на мой взгляд, воспользовался темой «Суда над Христом» в «Факультете ненужных вещей»: «Все уже есть у евангелистов. Образы, характеры, обстоятельства, бессмертные диалоги, где одной строчкой сказано все». Много лет спустя на меня произвел сильное впечатление — присутствия там и тогда — труд епископа Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение» (Париж, 1950; есть репринт); но это не художественное творение, а скрупулезное исследование верующего ученого (хотя, как мне заметил С. С. Аверинцев, к настоящему времени несколько устаревшее). В том, что касается первых духовных поисков и духовного просвещения (если уж говорить о художественной прозе), на меня гораздо больше, чем обращения писателей к евангельским сюжетам, воздействовали вещи иной тематики, но проникнутые христианским мирочувствием, — ранние романы Генриха Белля, «Сила и слава» Грэма Грина, апологетическая эссеистика Честертона. Мне никогда не хотелось смотреть на экранные воплощения Иисуса Христа, будь то «Евангелие от Матфея» Пазолини, фильмы Дзефирелли или экранизация знаменитой рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (слушать-то я ее люблю). Из-за бурной дискуссии я принудила себя посмотреть фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», но чтение «Двенадцати Евангелий» в храме потрясает мое воображение куда больше, чем этот американский блокбастер, сделанный, конечно, с лучшими намерениями.

http://foma.ru/evangelie-kak-predmet-lit...

Канонические тексты цитируются с сохранением орфографии XIX – нач. ХХ в. Пристатейная библиография делится на группы: архивные (рукописные) материалы (Арх.) и опубликованные – источники (Ист.), сочинения и переводы (Соч.; Муз. соч.; Пер.), публикации (Изд.), исследования (Лит.). Как правило, расположение материала в каждой группе обусловлено временем выхода изданий, возможна дополнительная группировка по жанровому, тематическому и др. дополнительным признакам. При наличии позиции в списке сокращений или в списке наиболее часто упоминаемых источников (монографий, хрестоматий и т. п.) в пристатейной библиографии даются соответствующие отсылки, в противном случае источники и литература приводятся по возможности исчерпывающе, наиболее полно учитываются отечественные публикации и архивы. Работы одного автора присоединяются к хронологически первой публикации с пометкой «он же» или «idem». В некоторых больших статьях структура пристатейной библиографии соответствует структуре статьи, библиография имеет соответствующие подзаголовки. Библиографическое описание, как правило, дается на языке оригинала. Для названий книг, написанных с использованием восточной группы алфавитов, приводятся переводы либо транскрипции на европейских языках. Форма библиографического описания ориентирована на ГОСТ 7.1– 84. Сведения о выходе разных изданий приведены подряд, указания на переиздания помечены надстрочными знаками: цифрой – номер издания, буквами р (r) – репринт (reprint), п – переиздание (перенабор). Имя автора выделяется курсивом независимо от позиции в тексте – в заголовке или грамматически связанном заглавии (латинские, греческие, славянские источники). Терминологические сокращения в библиографическом описании соответствуют ГОСТ либо соотнесены с сокращениями, принятыми в основном тексте статей Энциклопедии. Список терминологических сокращений см. с. 747. Список сокращений географических названий в выходных данных см. с. 746. Наиболее часто упоминаемые источники (монографии, хрестоматии, многотомные, справочные, периодические издания) даются в сокращении в соответствии с традицией, принятой в научных изданиях России и Европы (см. с. 729). Названия учреждений (архивов, музеев, институтов, академий и проч.), хранящих фонды либо ответственных за публикации, как правило, даются в сокращении (см. с. 724).

http://pravenc.ru/text/73090.html

Задают вопрос: «Находятся ли законы естественные, заложенные в природе, в согласии с законами откровения?» Да, в этом не может быть двух мнений: везде, где в Библии имеется соприкасание с наукой, она дает самые точные данные, подтверждающиеся фактами величайших открытий в науке последнего времени. Автор Библии, таким образом, должен был обладать совершенным знанием сокрытых вещей, и им, конечно, не мог быть человек, но только Бог. Ол. Лодж говорит: «Область религии и область науки одна и та же»; тоже подтверждает Ф. X. Капрон: «Основные истины религии являются основными истинами науки. Согласие между религией и наукой полно». Д-р Чиен, проф. хирургии, заявляет: «Антагонизму не может быть места между истинной наукой и истинной религией, – но столкновение между ними неизбежно, если они ложны. Там, где подобный антагонизм существует, он объясняется одним невежеством». Можно привести целый ряд удостоверений того, что наука все более и более приближается к истине Св. Писания. Д. В. Даусон пишет: «Памятники древности подтверждают Писание». Канон Тристам говорит: «Почти во всех случаях, когда еврейская история соприкасается с историей соседних народов, находится подтверждение этому в древних записях последних, среди открытых памятников древности: Египта, Ассирии, Халдеи и Персии». Интересно отметить тот факт, что Библия, немало не боясь испытания наукой, касается трех великих отраслей ее, как бы для подтверждения своего свидетельства. В Пс. 8:5 говорится: «Что есть человек?» У Иова 12:8 написано: «Побеседуй с землей и наставит тебя». В Пс. 18:2–3 сказано: «Небеса проповедуют славу Божшо, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание». В первом случае Библия взывает к антропологии, или науке о человеке; во втором – к геологии, науке о земле; в третьем – к астрономии, или науке о небе. Хорошо остановиться на этих трех свидетелях истины Библии, и выслушать, что они имеют нам сказать. Читать далее Источник: Апологетика Библии : ответы критикам Св. Писания и безбожникам/Г. И. Ясиницкий. - [Сан-Франциско : б.и., 1980]. - 199, с. : ил., табл.; 17 см. Репринт. изд. Вых. дан. ориг.: [Харбин, 1937]. На тит. л. указано издательство оригинала: Посох.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Валентин Семёнов , доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Литература 1. Семёнов В.Е. Ценностно-нравственная поляризация в современном обществе//Родная Ладога. 2014. С. 95-99 2. Семёнов В.Е. Для 50% молодежи День Победы - символ гордости ...//Русская Народная Линия. 6.05.2015 3. Россия. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. СПб. 1898 (репринт, 1991). С. 86 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 9. Ответ на 8., Логик-методолог: А если действительно смотреть правде в глаза...то приходится констатировать ни в Англии, ни во Франции цареубийство не помещало реставрации той же династии. То есть государственность этих стран, их политическая традиция суверенитета уничтожены не были. Если кто и казнил монарха, так это сами же взбунтовавшиеся англичане и французы. Войковская кислота Егор Холмогоров, " Группа непонятных и никем не уполномоченных лиц может несколькими выстрелами упразднить великую государственную традицию, попросту уничтожив носителя национального суверенитета " там же. Откуда, к сожалению, следует Национального Суверенитета у России не было после привода Петром пятой колонны. И даже раньше. И пока мы это не усвоим, к Правде не подойдем. 8. А если действительно смотреть правде в глаза... ...то приходится констатировать, что абсолютному большинству москвичей предлагаемое переименование " до лампочки " . Им неведомо, кто такой вообще этот Войков. О новейшем постсоветском поколении москвичей и говорить нечего. Оно повально не знает не то что Войкова и не то что Ленина со Сталиным, но и Брежнев с Горбачёвым для него - какие-то абстракции. Так что, не следует нам, православным, дюже драматизировать результаты голосования москвичей по поводу Войковской. Нам подобает знать своё РЕАЛЬНОЕ место в нынешней российской жизни: ПРИСКОРБНО МАЛОЕ СТАДО. Но с нами Бог! 7. В.Е.Семёнов - 5. Рудовскому Не следует проявлять гордыню,если Вы не знакомы с теорией репрезентативности и выборки в социологии. Политика - не наука и потому пренебрегает истиной и способами её достижения. От голосования были отлучены все не имеющие выхода в интернет, все не имеющие компьютеров, которых тоже сотни тысяч и др... Фильмы о агенте 007 показывают постоянно, в том числе и на этой неделе. Не помните кадров, где Бонд на танке крушит Петербург. Советую Вам всегда читать статьи до конца. Или вовсе не читать.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/27/es...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010