Ибо, что сделали мы без Него, как не изнемогли во гневе Его ( Пс. 89:9 )? Освободившись от этого гнева и достигнув совершенства превозмогшею гнев благодатью, мы будем свободны во веки, видя, что Он есть Бог, Которым и мы будем полны, когда Он «будет все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Ведь и сами наши добрые дела вменяются нам для получения нами этой субботы в том случае, когда мы смотрим на них, как на Его дела, а не как на наши. Если мы будем приписывать их себе, в таком случае они будут делами рабскими, ибо о субботе говорится: «Не делай в оный никакого дела» рабского ( Bmop. V, 14 ). Поэтому и пророком Иезекиилем говорится – «Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я – Господь, освящающий их» (Иезек. XX, 12). Это мы вполне узнаем тогда, когда будем вполне свободны и вполне увидим, что Он есть Бог. Само число веков, как бы дней, если мы будем считать их по тем периодам времени, указание на которые находим в Писании, окажется субботствованием, потому что число это есть семь; так, первый век, как бы первый день, простирается от Адама до потопа, второй – от потопа до Авраама; равны они, впрочем, не продолжительностью времени, а числом поколений, так как в том и в другом их по десять. Затем, от Авраама до пришествия Христова, по исчислению евангелиста Матфея, следуют три века, из которых каждый заключает в себе по четырнадцать поколений, а именно; от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и от переселения в Вавилон до рождества Христова. Всех, стало быть, пять Теперь идет шестой, которого не следует измерять никаким числом поколений ввиду того, что сказано: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Дeяh. I, 7 ). После этого века Бог как бы почиет в седьмой день, устроив так, что в нем почиет и сам этот седьмой день, чем будем уже мы сами. О каждом из этих веков подробно рассуждать теперь было бы долго. По крайней мере, этот седьмой век будет нашей субботой, конец которой будет не вечером, а Господним, как бы вечным восьмым днем, который Христос освятил Своим воскресением, предызображая этим вечный покой не только духа, но и тела. Тогда мы освободимся и увидим, увидим и возлюбим, возлюбим и восхвалим. Вот то, чем будем мы без конца! Ибо какая иная цель наша, как не та, чтобы достигнуть царства, которое не имеет конца? Считаем долг настоящего великого труда с помощью Божией исполненным Для кого он мал или для кого слишком велик, пусть извинят меня, а для кого достаточен, пусть не мне, а вместе со мною воссылают благодарение Богу. Аминь. 1 . Блаженный Августин . Творения. – Том 3–4. – СПб.: Алетейя, 1998. Подготовка текста к печати С. И. Еремеева (оцифровка с издания: Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000). 2. Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. – Второе издание. – Части 3–6. – Киев, 1905–1910.//Репринт издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 3. Латинский текст

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Потому что Церковь , имеющая главою Ийсуса Христа, – свята, и еще потому свята, что жизнь ея пронизана воздействием Святого Духа, – Православный Символ Веры указует ее, как предмет веры. Церковь это то, во что мы веруем. Это уясняется, когда мы вникаем в самую сущность Церкви и в ея промыслительное назначение. Когда Спаситель произнес на Кресте предсмертный возглас – «Совершилось», в эту минуту человеческий род был призван вступить в новое бытие, принять новую жизнь. Это новое бытие есть Царство, соединяющее верующих в любви. Отдельный человек получает освящение непосредственным воздействием на него Существа Божия, но освящается потому, что он член Церкви и в ея лоне «получает приращение для созидания самого себя в любви» 40 . Это возрастание в любви совершенствует личность, состоящую в Церкви, потому, что Христос в час Искупления даровал не каждому в отдельности новую жизнь, но искупленному человечеству, обединенному в Его Церкви. Такое понимание внушается нам словами Господа в той же прощальной молитве: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы " 41 . Если определять Церковь с такой чисто духовной стороны, возможно сказать, что Церковь есть основанная Христом благодатная жизнь, в которой личныя усилия к святости каждого освящаются Духом Святым чрез единение всех в любви к Богу и ближнему, благодаря чему в каждом возрастаешь живая нравственная сила. Строй Церкви заложен ея Божественным Основателем. Труды апостолов дали Церкви соответствующее воле Господа устройство. Ограду от лжеверия поставили апостольские преемники, выразив свои боговдохновенныя решения в Предании, записанном в канонах. Всякий христианин в духовном труде своего возрождения может обрести его своим согласием с вековым строем Церкви. Он пользуется новоблагодатной жизнью Церкви своим свободным послушанием иерархии. Все же мы, »Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленнаго, от Слова Божия« 42 . Можем убежденно веровать в Церковь , «имея великого Священника над домом Божиим» 43 . Читать далее Источник: Основы христианской православной веры/Сост. протоиерей В. Глиндский. - [Репринт. воспроизведение изд. " Заря " , Канада, 1985 г.]. - М. : Паломник, 1994. - с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Исаак Сирин, преподобный. Беседа 1, 86    Есенин С. «Проплясал, проплакал дождь весенний… (1917)/Есенин С. [Избр. произведения.] М., 1958. С. 101    Догматик, глас 2.    На Господи воззвах стихира воскресна, глас 2.    В Последовании погребения мирских человек в каноне, егоже краестрочие. Шестую припеваю отшедшему песнь, Феофаново, глас 6. ирмос на 6-й песни.     «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих»:    Исповедание грехов повседневное.    1Тим.1:15: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»:    Великий четверток, тропарь, глас 8.    На утрени в Великий пяток антифон 6-й, глас 7.    На утрени в Великий пяток седален, глас 7.    На утрени в Великий пяток антифон 5-й, глас 6.    На утрени в Великий пяток антифон 3-й, глас 2.    Этот тропарь стоит здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы постов он — ниже, где и комментируется.    Эти тропари стоят здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы на утрени они — там, где нами комментируются.    Молитва перед Святым Причащением на литургии.    Как говорит Молитва на пострижение власов в Последовании измовения в 8-й день: «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его ...власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложеньми воздушными».    Так, сын Аминадава Зан (Оза) был поражен смертью только за то, что коснулся под благовидным предлогом ковчега Завета, не имея на это никакого права (см.: 2Цар.6); не была принята жертва Корея с сыновьями Авироном и Дафаном (Числ.16), так что «расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества; умерли»:    Иоанн Дамаскин, преподобный. " Точное изложение православной веры " Пер. А. Бронзова. М.— Ростов нД., 1992 [репринт с изд.: СПб., 1894].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По поводу сравнения с саддукеями, то написано в Библии (привожу синодальный перевод) 8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Автор указал неверие в душу вне тела саддукейством, но в Библии указаны другие признаки. Почему автор " процеживает комара " по отношению к паре текстов, но вешает неверные ярлыки? Александр Мостовой 12 октября 2017, 18:59 Скажите пожалуйста. Что вы скажете про перевод Лутковского? Владимир 16 августа 2017, 09:08 У меня хороший знакомый спрашивает (из праздного любопытства) о том в чем разница между нашей Библией и протестантской. Я ему не могу ответить на этот вопрос. Посмотрел видео и думаю, что для неправославного это неубедительно. Алексей Леонов 12 августа 2017, 14:11 Здравствуйте! Братья и сестры, существует ли молитва о вспоможении в продаже жилья? Кто знает, подскажите! Анна Найденова 25 мая 2017, 16:38 А кто может рассказать о книге Еноха? Что это за книга, и что в ней написано? Спрашиваю тут, потому что информация с просторов интернета меня не очень устраивает: сомневаюсь в адекватности источников. Хочу узнать у православных ответы на свои вопросы. Влад 27 декабря 2016, 21:48 Как вы поняли, что эти слова - «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» - являются пророчеством? Александр 13 сентября 2016, 13:56 Читаю скан 1-го издания (1751 г.) Елизаветинской Библии, которая на церковнославянском. Параллельно для лучшего понимания читаю скан дореволюционного издания Толковой Библии Лопухина, где приводится синодальный текст с подробным комментарием. Трудностей с пониманием не возникает. При чтении церковнославянского текста появляется ощущение, что этот текст действительно священный. При чтении русского текста такого чувства не возникает. Хотелось бы приобрести где-нибудь бумажный, а не электронный вариант Библии на церковнославянском, изданный одним томом, но в продаже имеются только издания РБО, к которым доверия никакого нет. Почему-то официальные и уважаемые издательства РПЦ МП не считают нужным издавать Библию на церковнославянском, хотя бы репринт сделать с какого-либо проверенного дореволюционного синодального издания. Имеется в продаже ещё Библия на ЦС от издательства " Правило Веры " , но она в 3-х томах, и тексты ВЗ и НЗ там имеют различную вёрстку. Можно, конечно, удовлетвориться электронными вариантами, но хотелось бы иметь всё-таки официальное одобренное издание церковнославянской Библии.

http://pravoslavie.ru/91673.html

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря О старообрядческом расколе к настоящему времени составилась целая библиотека книг и статей. Приведу некоторые: В.В.Андреев. Раскол и его значение в народной русской истории, СПб., 1870; А.К.Бороздин. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке, 2-е изд., СПб., 1900; Макарий (Булгаков) , митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядчества, 3-е изд. СПб., 1889;; М.В.Зазыкин. Патриарх Никон и его государственные и канонические идеи, тт.1–3, Варшава, 1931–38 (репринт – М.,1997); С.А.Зеньковский . Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века, М., 1995. Острожская Библия (1581 г.) – первое печатное издание Священного Писания на славянском языке. Князь Константин Константинович Острожский хотел дать православным людям доступный славянский библейский текст. Она ближе к греческому переводу (Септуагинте), чем Геннадиевская Библия. Содержавшиеся в Острожской Библии недостатки были устранены в Елизаветинском издании. Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Уже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и произошло грехопадение, Господь сказал соблазнителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 . Это самое раннее обетование о Спасителе исследователи называют Первоевангелием. С того времени не прекращается борьба. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Их мнимая сила проявляется только тогда, когда мы бессильны, когда придаем им значимость. Поэтому св. апостол Павел призывает «стать против козней диавольских» ( Еф. 6:11 . Главный способ врагов нашего спасения – в мыслях боримого представлять истинным то, что является ложью, предлагать под видом добра то, что оказывается худым, внушать обманчивые надежды, побуждать делать то, что превосходит наши силы в одних случаях и расслаблять нашу волю неуверенностью в себе – в других. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 . Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:14–18 ). Почему царица Александра Федоровна канонизирована наравне с великой княгиней Елисаветой Федоровной?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

409 В Последовании погребения мирских человек стихиры подобны на целование 3-я, 4-я, 9-я, глас 2. 417 «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти»: 421 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь, s.v. πστασις; Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, s.v. substantia. 440 «Щедрость дающего блаженнее, нежели скудость принимающего, особенно та щедрость, которая подает не из денег, сбереженных по неверию или безнадежности (на Промысл Божий), и не из сокровищ, скрытых по скупости, но происходит от плода собственного труда и благочестного пота», когда подающий «своим трудом не только удовлетворяет свои потребности, но с благочестивой заботливостью спешит приготовить еще, что подать бы нуждающемуся (это относится особенно к монахам)»; таковой «почитает Бога от своих праведных трудов, приносит Ему жертву от плодов своей правды» ( Иоанн Кассиан . К Кастору, 10, 19, со ссылкой на Деян.20:35 ). 442 Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена , изъясненная по святоотеческим толкованиям. М., 1993, с отсылкой к Евсевию, Златоусту и Исихию (репринт с изд.: Киев, 1882); далее цит. как: Зигабен с отсылкой на соотв. стих. 443 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»: 444 Тканями. См., например: «Преславный же Девгений ...взя с собою драгоценныя порты и коня своего с звончатыми гусли и сяде на борзой свой фарь, и поеде с войском своим ко Стратигу царю» и др. (Девгениево деяние/Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981; Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: В 6 вып. Сост. В.Л. Виноградова. М.-Л., 1965–1984. Вып. 1. А-Г. М.-Л., 1965. С. 60–61). 456 Бесами названы в церковнославянском переводе греческие δαιμνια, латинские daemonia. Зигабен (на данное место Псалтири) указывает: «Еллины называли их демонами, как сведущих, по их мнению, в добре, производя их имя от δαω, знаю. А мы, христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, бога язычников: а истинный Бог есть Тот, Который сотворил небеса, и не только небеса, но и все прочие твари». Русский перевод о бесах не упоминает, трактуя их в данном месте как «идолов». Но классические словари (см.: Вейсман Л.Д. Греческо-русский словарь, s.v. δαμον, Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, s.v. daemon) согласно и совершенно недвусмысленно переводят и с греческого – «а) божество (доброе и злое), бог; b) вообще судьба (добрая и злая), особенно несчастье, гибель; с) низшее божество, нечто среднее между θες и ρως; d) в Новом Завете злой дух, бес, диавол», и с латыни – «1) демон, дух, гений (с иллюстрацией из Апулея: daemones sunt genere animalia, corpore aëria, tempore aeterna); 2) демон, злой дух, бес». Как же можно полагать «идолом» то, что имеет, по Апулею, «род животный, тело воздушное, а время [существования] вечное»?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Однажды по дороге, идя в Старый (Нагорный) Руссик, я увидел убитую змею, разорванную на куски, каждый из которых судорожно дергался. И стало мне жаль всякую страдающую тварь, и я много рыдал перед Богом. Дух Божий учит душу любить все живое так, что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и на цветок полевой старается не наступить. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра». Преподобный Силуан Афонский . Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 433. Известно, что творение не имеет нравственного выбора. Следовательно, оно пало не само по себе, но было вовлечено в тление человеком. Грех Адама имел страшные последствия и для твари. Поэтому грех каждого человека, равно как и его святость, отражается и на творении. «Приближается смиренномудрый к губительным зверям, и едва только взор их падает на него, как свирепость укрощается, и они приближаются к нему как к своему господину, и ласкаются головами своими, и лижут его руки и ноги. Ибо это благоухание исходило от Адама до грехопадения (когда зверей приводили к нему, и он давал им имена в Раю), и они обоняли его. И это было отнято у нас». Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Слово 53. М., 1993. С.235. Репринт. Итак, православная духовность одновременно и аскетична и благотворна для общества. И она именно постольку полезна для общества, социальна, поскольку аскетична в полном смысле слова. Жизнь общества без духовности на деле антиобщественна. МОНАШЕСТВО И ЖИЗНЬ В БРАКЕ Православная духовность доступна для всех людей, принятие ее не ограничено какими-либо особыми сословиями людей. Все крещенные во имя Триединого Бога должны соблюдать заповеди Христовы. Нет исключений на пути к обожению, на пути от состояния «по образу Божию» до состояния «по подобию». Апостол Павел ясно говорит: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3,27 ). Из предыдущих глав следует, что суть и цель православной духовности были определены Иисусом Христом и святыми Апостолами. Приведенные выше отрывки из Священного Писания показывают, что первые христиане жили поистине духовной жизнью, достигали просвещения ума и имели непрестанную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

М., 1995. С. 381; также: Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. 4-е изд. Т. 2. Тутаев, 1999; репринт. изд.: СПб., 1883. С. 514). 54 Экзегетический комментарий к Пс.136 дается по изд.: Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Святая Гора Афон. 1997. С. 488–490 (далее в сносках указываем только содержащиеся в данном издании отсылки к святым отцам; цитированный комментарий к надписанию отсылает нас к Афанасию и Феодориту). 64 Триодь постная, в неделю сыропустную, в субботу вечера стихиры на Господи воззвах, Слава, глас 6. 67 Согласно старой поговорке, «испанский язык создан для разговора с Богом, французский – для разговора с королем, итальянский – с возлюбленной, а по-английски можно говорить только с лошадьми» (Чукоккала. М., 1979. С. 205). 71 «Поспеши. Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [ мне]: “хорошо! хорошо!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все. ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!» Я же беден и нищ: Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли». «По блаженному Феодориту . в этом псалме пророк просит спасения и избавления от враждующих: «изрек же этот псалом блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается в воспоминание, потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов». “Пророк воспевает этот псалом. – говорит святой Афанасий, – от лица всего человечества, которое умоляет Бога восстать на помощь ему " » (Толковая Псалтирь с краткими пояснениями святых Отцов и указанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М., 1998. С. 239). Смысл последнего прошения псалма поясняет авва Макарий Великий : «Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей – и всегда просит избавления у Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В рамках проекта «Национальный корпус русского языка» (http://ruscorpora.ru/) в 2012 году был открыт корпус церковнославянских текстов, который доступен по адресу: http://ruscorpora.ru/search-orthlib.html. Этот корпус является первым из раздела исторических корпусов русского языка, который в будущем должен включить в себя: корпус языка XVIII века; корпус языка среднерусского периода; корпус языка древнерусского периода; корпус берестяных грамот и др. Действительно, по своим лингвистическим свойствам церковнославянский язык ближе всего к языку XVII-XVIII века, когда в основном была оформлена каноническая форма современных богослужебных текстов. Церковнославянский корпус включает около 1.250 текстов, которые охватывают все основные типы и жанры церковнославянской литературы (богослужебные, святоотеческие, писание, типикон, церковное право). Корпус имеет объем около 4,6 млн. словоупотреблений и включает около 150 тысяч различных словоформ, которые группируются примерно в 30 тысяч лексем. Корпус такого объёма вполне репрезентативен с точки зрения охвата лексики и различных жанрово-тематических групп текстов. Все тексты подготовлены в едином формате и снабжены метатекстовой и грамматической разметкой. 2. Тексты и метатекстовая разметка Основным источником текстов для корпуса явилась «Библиотека святоотеческой литературы» (http://orthlib.ru). На данном ресурсе собраны результаты титанической работы по оцифровке и переводу в текстовый формат основных церковнославянских книг, за что создатели корпуса приносят искреннюю благодарность создателям данного ресурса. Вот список основных книг и источников с указанием количества слов и % от объёма корпуса: Книга Место, год издания СПб., 1900 (репринт: 1993) 650.253 Евангелие М., 1984 88.246 Апостол М„ 1989 105.236 Ирмологий М., 1913 (репринт: 1995) 46.641 Канонник М., 1986 Киев. 1893 (репринт: 1996–1997) 1.429 651 Минея общая М. 2002 102.493 Минея праздничная М., 1914 (репринт: 1993) 188.819 Минея (из разных источников) 13.923 Молитвы, читаемые на молебнах

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1136 Как отмечает Б. А. Успенский , на особое произношение еров во время богослужения указывают древнерусские кондакари – певческие рукописи с особым растяжным письмом, при котором повторение букв соответствует тянущемуся гласному при пении. Учёный обнаружил, что в кондакарях еры при растяжении могут переходить в тянущиеся о, е и чередоваться с ними. Так, в Кондакаре 1207 года: Яаарость.е.еь (Ярость); в Троицком кондакаре начала XIII века или, возможно, конца XII столетия: ставилъ.оъъ.ъъъ (ставилъ), доухъ.ъ.ъ.ъо.ъ.ъ. (доухъ) и т. п. Считается, что искусственное произношение еров отразилось в ряде древнейших рукописей в виде написания буквы о вместо ъ: кото вместо къто (Изборник 1073 года, Бычковская Псалтирь XI века), источьнико вместо источьникъ (новгородская Минея служебная 1095–1096 годов); буквы е вместо ь: ковечегъ вместо ковъчегъ (там же), а также в обратных заменах буквы е на ь: извлечь вм. извлече «извлек» (там же) и буквы о на ъ: гръзна вместо грозна (Минея П.П. Дубровского XI века). 1137 Это обстоятельство позволяет считать термин «староистинноречие», принятый у исследователей древнерусской музыки вслед за Д. В. Разумовским и В. В. Металловым для раннего периода XI–XV вв. и подразумевающий одинаковую практику произношения и пения еров, неточным и упрощающим более сложную ситуацию. Так, у И.А. Гарднера читаем: «Разумовский и последующий ему Металлов делят первую эпоху, основываясь на филологических данных, на три периода, первый из которых является периодом „старого истинноречия“. В этом периоде полугласные ъ и ь ещё произносились в разговорной речи и потом могли быть выпеваемы, так как над ними стоят певческие знаки. Выпеваемый текст не отличался от выговариваемого» (Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1. Нью-Йорк, 1978. Репринт: СП, 1998. С. 178). Сам Металлов (Металлов В., прот. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. Репринт: ТСЛ, 1995. С. 54. Примеч. 1) исходил из лингвистических сведений Ф.И. Буслаева (Опыт исторической грамматики русского языка. М., 1858 [и переиздания под заглавием: Историческая грамматика русского языка]. С. 39–41, 28, 29), устаревших после появления исследований А. А. Шахматова (Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг., 1915. Репринт: М„ 2002. С. 208–209, 254–255, 268–270, 393–395, 414–415).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010