Первая половина 1960-х гг. была отмечена началом активных внешних контактов Русской Церкви. В 1961 г. делегация Московского Патриархата во главе с архиепископом Никодимом (Ротовым) приняла участие во Всеправославном совещании на о. Родос в Греции. Совещание планировалось как преддверие Всеправославного Собора, обсудило контакты с остальным христианским миром, богословские темы, а также проблемы социального служения Церкви. Давление на русских иерархов со стороны советского режима проявилось и здесь. Так, благодаря позиции московской делегации Совещание не осудило коммунистический атеизм – архиепископ Никодим убедил представителей Церквей, что такое решение ухудшит положение православных христиан в Советском Союзе. Архиепископ выступил также против осуждения масонства, теософии и спиритизма. В 1961 г. Архиерейский Собор принял решение о вступлении Русской Церкви во Всемирный совет церквей (ВСЦ). Присоединение к этой организации состоялось на III Ассамблее в Нью-Дели (18 ноября – 6 декабря 1961 г.). Представители Русской Церкви присутствовали в качестве наблюдателей на II Ватиканском Соборе. В октябре 1962 г. Священный Синод постановил отправить на это мероприятие протоиерея Виталия Борового и архимандрита Владимира (Котлярова). Наблюдатели присутствовали на всех четырех сессиях Ватиканского Собора. Коммунистическое государство видело в экуменической деятельности Русской Церкви возможность популяризировать советский строй на Западе, а также оказывать на него влияние. Однако некоторую пользу от этих контактов имела и Русская Церковь – благодаря такому общению она выходила на международный уровень, что затрудняло для советского режима борьбу с ней. § 5. Святость и духовническое служение Даже в эти тяжелые для Церкви годы продолжалось духовническое служение. После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. ее монахи были выселены из обители. Старцы монастыря схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов) переехали в Грузию, где смогли устроиться благодаря митрополиту Тетрицкаройскому Зиновию (Мажуге). Отсюда они вели переписку, здесь принимали духовных детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 ноября 1957 г. справку об активизации религиозных объединений и групп на территории СССР К. Черненко прислал и председатель Совета по делам религиозных культов А. Пузин. Он подчеркивал, что отколовшиеся от Русской Церкви, не признавшие Советскую власть группы ИПХ имеются в Черниговской, Харьковской, Тамбовской и некоторых других областях 710 . 20 августа 1961 г. КГБ направил в ЦК КПСС докладную записку об «изуверской деятельности церковников», предлагая активизировать борьбу с ней. В этом документе шла речь о иоаннитах, последователях ИПЦ, ИПХ и ИПХС, приводились многочисленные факты. Так, в г. Мариинске Кемеровской области в 1961 г. было обнаружено несколько тайников на чердаках и в подвалах, в одном их них 3–4 года жили 3 молодые девушки. В Винницкой области долго действовали иоанниты, существовал нелегальный монастырь, насельницами которого являлись 2 школьницы. ИПХ особенную активность проявляли в Полтавской области и Алтайском крае 711 . 10 ноября 1963 г. председатель КГБ В. Семичастный отослал в ЦК КПСС еще одну подобную справку с информацией о том, что в 1961–1962 гг. на территории Ивановской, Кемеровской, Пермской, Новосибирской, Челябинской областей и Казахстана стали появляться представители ИПХ, в ряде случаев создавшие подполье. В с. Ногино Ивановской области они распространяли антисоветские письма среди населения, в пос. Тюлькубас под Чимкентом организовали «школу " по подготовке проповедников из молодежи, в ней 2 монахини обучали 6 девушек-послушниц 18–28 лет. Деятельность ИПЦ также в основном носила «антиобщественный характер подполья», иногда перерастая в открыто враждебную властям – проповедник Котов во Владимирской и Горьковской областях распространял антисоветские листовки. А член его группы Зубков в ночь с 5 на 6 ноября 1961 г. повредил 3 памятника В. Ленина. В пос. Шексна Вологодской области существовала нелегальная молодежная группа ИПЦ, и в марте 1963 г. там отказалось от участия в выборах в органы власти более 20 человек, в том числе депутат Никольского сельсовета 712 . Наконец, в еще одной справке КГБ о «враждебных проявлениях " сект в Средней Азии от 29 января 1964 г. сообщалось, что в Киргизии этой «враждебной работой» активно занималась нелегальная группа ИПХ, имевшая специальные схроны и тайники. Арестом ее руководителей и специальными профилактическими мерами ее деятельность «удалось» прекратить 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теплые отношения установились у архимандрита Никодима с иеромонахом Диодором (Каривалисом; †2001), который с 1957 по 1962 год нес послушание архивариуса и библиотекаря в Патриархии. В 1981 году он был избран Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Здесь же зародилась многолетняя духовная дружба владыки с новоизбранным в сентябре 1958 года Святейшим Патриархом Сербским Германом (Джоричем; †1991). В 1960 году отцом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равноапостольной Марии Магдалины — в Магдале, на берегу Тивериадских вод, бывших свидетелями проповеди и чудес Христа Спасителя.   Время испытаний 5 июля 1961 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснаку), по возвращении из Святой земли, определено быть епископом Костромским и Галичским». Хиротония архимандрита Никодима во епископа на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4, 12) состоялась в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры 10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери. «В период моего служения на Костромской кафедре, — отмечает владыка Никодим, — я познакомился с многовековыми историческими традициями северных и центральных районов России, связанными с именами подлинно великих сынов боголюбивого славянского народа. В опере М.И. Глинки “Жизнь за царя” превосходно показаны мужественность и преданность своей Родине народного героя костромича Ивана Сусанина. Так любил Родину, так научил нас любить ее великий подвижник». Особое роль в жизни владыки Никодима сыграла одна, дарованная Божественным Промышлением, встреча. В начале сентября 1961 года по благословению священноначалия епископ Костромской Никодим вылетел в Прибалтику, где в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина принимал участие в архиерейской хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), избранного в июне 1990 года Патриархом Московским и всея Руси. Именно в 1961 году в Советском Союзе наблюдается резкое усиление антицерковной кампании: закрыто почти 1500 православных храмов, пять из восьми духовных семинарий, запрещен колокольный звон.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Никодим (Руснак Николай Степанович), еп. Аргентинский и Южно-Американский Родился 4 апреля 1921 года в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области в семье крестьянина. В 1935 году окончил среднюю школу. В августе 1938 года поступил в число послушников Крещатинского монастыря во имя Св.Иоанна Богослова в Черновицкой области. 6 янв.1945 года пострижен в монашество с именем Никодима. 29 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а 23 февраля 1946 года – во иеромонаха. С января 1950 года – настоятель Св.Иоанна Богослова монастыря. 8сент.1955года поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1956году был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с ноября того же года исполнял обязанности начальника Миссии в сане архимандрита. 10  августа 1961 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Среднеевропейский Иоанн и епископ Подольский Киприан. 11  мая 1963 года награжден церковным орденом св.кн.Владимира II степени. 21 апр.1964 г. – епископ Аргентинский и Южно-Американский. Труды: Речь при наречении его во епископа Костромского и Галичского. «ЖМП” 1961, 10, стр.7–9. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.4, 6. -«- 1961, 10, стр.5–6, 7–9 (Фото и биогр.). 10, II, 23. -»- 1963, I, стр.20, 28. -«- 1963, 4, стр.20, 23. -»- 1963, 6, стр.10. -«- 1963, 7, стр.15, 17.· -»- 1963, 10, стр.18. -«- 1964, I, стр·12. -»- 1964, 6, стр.2. Васько А.Г. «Приезд епископа Никодима (Руснака) на Аргентинскую кафедру». ”ЖМП» 1964, 8, стр.14. Am 12 ./25.2.1968 wurde er zum Erzbischof erhoben (MP 1968, 3,3). Er nahm teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag sowie an der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (1968 ). Am 10.4.1970 Ernennung zum Exarchen des Moskauer Patriarchen für Zentral- und Südamerika (MP 1970,5,23). Doch wurde er dann bereits am 2.7.1970 von diesem Amt befreit und für drei Monate beurlaubt (MP 1970,8,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В адрес московского церковного руководства в эти годы звучали и достаточно серьезные обвинения. Так, в 1961 г. «Церковная жизнь» прямо назвала «агентами советской власти» в Священном Синоде архиепископа Никодима (Ротова), архиепископа Пимена (Извекова) и епископа Киприана (Зернова). В качестве доказательства в РПЦЗ приводился тот факт, что эти иерархи были довольно молоды: 32 года, 51 год и 50 лет соответственно. Затем указывалось на резкий карьерный взлет этих архиереев после хиротоний. Так, Никодим рукоположен во епископа в 1960 г., а в 1961-м уже возглавил ОВЦС; Пимен рукоположен во епископа в 1957 г., а в 1959 стал управляющим делами Московской Патриархии; Киприан рукоположен во епископа в 1961 г. и сразу же стал заместителем председателя ОВЦС. Наконец, в эмиграции обращали внимание на отсутствие у новых церковных лидеров достаточного богословского образования. Имевшему таковое архиепископу Никодиму «Церковная жизнь» поставила в вину, что он прошел полный курс семинарии и академии заочно и всего за пять лет. 909 Повод для нареканий в адрес Московского Патриархата дало и Родосское совещание 1961 г.Представители Русской Зарубежной Церкви еще до открытия совещания предупреждали, что главная проблема Православной Церкви, а именно коммунистические гонения, обсуждаться на нем не будет. «Приедут лишенные свободы, – писала «Церковная жизнь», – с оковами на руках и на ногах, с веревкой на шее, с зажатыми ртами, с готовою программою, врученною им врагами Церкви. Может ли такая плененная Церковь быть голосом Вселенского Православия? Время ли сейчас созывать всеправославную конференцию? Кому она нужна? Ей радуются прежде всего коммунисты. Участие плененных Церквей на Конференции наравне со свободными будет свидетельством всему миру, что слова-де о пленении и несвободе Церквей за железным занавесом – нелепость и неправда, придуманная капиталистами... Готовится на Родосе новый обман всего мира, провокация во вселенском масштабе с помощью православных же иерархов». Поведение Московской Патриархии, по мнению представителей РПЦЗ, будет очередным шагом к укреплению безбожной диктатуры. Но будут молчать и делегаты Церквей из свободных стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Действительно, о[тец] А. Захаров поехал за сто километров и там рассказал матери и бабушке окрещенного ребенка, к каким последствиям приводит отказ отца от представленной им справке. Те поняли серьезность положения и заставили отца немедленно вторично дать письменное согласие на крещение. Захаров вернулся, представил уполномоченному привезенный документ, и регистрация была ему оставлена. Вскоре крещение сделалось самой «опасной» требой. Священники стали уклоняться от него — неожиданно окажешься лишенным права на служение. С осени 1961 г. уполномоченные, получая отчеты церковных советов, стали активно рекомендовать проведение тех или иных мероприятий. Они касались всех сторон: цены продаваемых свечей, размера перечислений на патриотические нужды (Фонд мира), подбора священнослужителей, размера их окладов и проч. Начались трудности с составом двадцаток, исполнительных органов. Члены их — в подавляющем большинстве старики и старухи. Естественно, что часть их умирала. Ранее убыль пополнялась через выборы на собрании двадцаток, проведение которых не вызывало возражений со стороны уполномоченных. Теперь же не стали давать разрешение на собрания, и двадцатки стал уменьшаться. Такое положение создавалось в обоих Орских храмах. Несмотря на протесты верующих, уполномоченный настоял на слиянии двух двадцаток в одну. Ясно, что это означало в соответствии с постановлением ВЦИКа 1929 года закрытие одной церкви. Действительно, вскоре Никольская церковь г[орода] Орска была закрыта. Церковное имущество было передано в Покровский молитвенный дом, а здание использовано под детприемник. Я не собираюсь давать исчерпывающий перечень событий, но и описанные факты дают полное право считать, что к концу 1961 года Русская Православная Церковь оказалась в тяжелейшем положении. Это было ясно для всех, но не для руководителей Московской Патриархии. В первом номере Журнала Московской Патриархии за 1962 год была опубликована статья А. Казем-Бека под заголовком «Русская Православная церковь в 1961 году». В первых же стоках ее писалось: «1961 год в жизни Русской Православной церкви был отмечен многими событиями, в которых проявилось единение ее с братскими православными церквами и со всем христианским миром, расширение ее связей с вероисповеданиями, по иному славящими Единого Бога, служение ее народу Божию и всему воздыхающему о мире человечеству».

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Повергаю себя и свою волю у ног Вашего Высокопреосвященства. Нижайший и многогрешный Ваш послушник священник Павел Груздев. 16 августа 1961 года». На основании этого прошения архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим подал рапорт в Московскую Патриархию, откуда в ноябре 1961 года пришел следующий ответ; «Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вашему Преосвященству резолюцию Его Святейшества, положенную на Вашем рапорте от 1-го ноября 1961 года, о пострижении в монашество священника Павла Груздева : «1961 нб. 9. Благословляется». В то время как иерей Павел Груздев получил благословение Святейшего Патриарха Алексия на постриг в мантию, он уже остался без родителей – Александр Иванович и Александра Николаевна умерли в Тутаеве в самом начале священнического служения о. Павла, словно дождавшись, когда сын их станет священнослужителем. Отец Павел и отпевал обоих. «Приезжай, сынок, похорони наши косточки...» Александр Иванович умер в четверг 13 ноября 1958 года в два часа ночи. Перед смертью долго болел. «Тятю вся нищета поминает и молится за него, – написано в дневнике о. Павла. – Душа его во благих водворится. Если бы мы, Его дети, были такими, каким был тятя!» «Приведи, Господи, помереть в вере христианской, как умер тятя, – пишет о. Павел в другой тетради. – Всю жизнь был усердный к Богу молитвенник». «Помяни, Господи, рабов твоих Александра и Александру…» Мать пережила отца ненадолго. Ни на что вроде не жаловалась, трудилась с утра до ночи. И упала-то на огородной грядке. В этот день Александра Николаевна до обеда шила на швейной машинке, потом говорит младшему сыну: – Шурка, что-то у меня голова заболела, пойду в огород, повыбираю лук. Приходит Нина, сноха: – Где мама-то? Хотела показать ей, что тетка из Москвы посылку прислала с яблоками. Пошла в огород и тут же бежит обратно: – Пойдем скорей, с мамой плохо. А мать-то, видать, внаклонку поработала, у нее с головой еще хуже – и случилось кровоизлияние в мозг. Маму скорей в дом перенесли, она лежала еще с неделю. Телеграммой срочно вызвали о. Павла из Верхне-Никульского, он сразу приехал, собрались все родственники, братья и сестры – шестеро детей было у Груздевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

(CPG, N 1813), содержит увещания мужественно переносить любые перемены житейских обстоятельств. Сохранилось только в слав. переводе. Рус. пер.: О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне»)/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 154-159 (переизд.: Творения. 1996. С. 305-313). «О различении пищи, и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники» (CPG, N 1814). Первые 5 глав посвящены страданиям праведников, в главах 6-15 аллегорически объясняются ветхозаветные законы (Числ 19. 2-3, 14-21) о пище и о рыжей телице. Под телицей автор подразумевает плоть Христову (11. 4), а законы толкует в моральном аспекте (13-15). Сочинение дошло только в слав. переводе. Рус. пер.: О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 160-172 (переизд.: Творения. 1996. С. 314-334). «О проказе» (CPG, N 1815), представляет собой беседу Еввулия и Систелия относительно закона о проказе (Лев 13. 1-6, 47-52), к-рый понимается аллегорически: 4 вида проказы толкуются как прелюбодеяние, страх и боязнь, гнев, зависть и уныние (5. 1-4); от этих и прочих пороков христианин должен всячески воздерживаться. Сохранилось в слав. переводе в сокращении, на греческом - только отрывки. Рус. пер.: К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 173-183 (переизд.: Творения. 1996. С. 335-352). «О пиявке, упоминаемой в Притчах, и о «Небеса поведают славу Божию»» (CPG, N 1816), обращено к Евстохию. Сначала изъясняются слова из Притч 30. 15-16: под пиявкой понимается «враждебная сила» (3. 3), «кровопийца и сожительница левиафана» (6. 1). Затем истолковываются без всякой связи с предыдущим текстом Пс 18. 2-5: «твердь» - это либо Церковь, либо богословствующий ум, «день» - души святых (7-9); и Прем 7. 1-2: поскольку эта глава представляется ясной, М. отказывается от толкования, уточнив лишь, что Соломон говорит здесь о себе, а не о Христе (10). Сочинение сохранилось в слав. переводе. Рус. перевод: О пиявице, о которой говорится в Книге Притчей, и о [словах] «Небеса проповедуют славу Божию»/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 184-205 (переизд.: Творения. 1996. С. 353-364). «О сотворенном»

http://pravenc.ru/text/2633849.html

Платон Корниляк — род. в 1920 г., ум. в 2000 г. Уроженец Буковины. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия, доктор философии. С 1959 г. — титулярный епископ Кастра ди Марте, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Германии. С 1996 г. — на покое. Владимир Маланчук — род. в 1904 г., ум. в 1990 г. Уроженец Галиции. С 1925 г. — монах ордена редемптористов. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. Доктор философии. С 1961 г. — титулярный епископ Епифании, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Франции. В 1982 г. ушел на покой. Августин Горняк — род. в 1919 г., ум. в 2003 г. Родился в Югославии в семье выходцев из Галиции. Монах Базилианского ордена. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1961 г. — титулярный епископ Ермонтиса, помощник римско-католического архиепископа Вестминстера — для греко-католической паствы. С 1963 г. — апостольский экзарх для украинских греко-католиков Англии и Уэлса (с 1967 г. — Великобритании). В 1987 г. ушел на покой. Ярослав Габро — род. в 1919 г., ум. в 1980. Родился в Чикаго (США) в семье выходцев из Галиции. Монах Базилианского ордена. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1961 г. — украинский греко-католический епископ Чикаго. Андрей Сапеляк — род. в 1919 г. Уроженец Галиции. С 1946 г. — монах Салезианского ордена. С 1949 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1961 г. — титулярный епископ Севастополя Фракийского, помощник латинского архиепископа Буэнос-Айреса, апостольский визитатор для украинских греко-католиков Аргентины. С 1968 г. — экзарх для греко-католиков Аргентины. С 1978 г. — епископ украинской греко-католической епархии Святой Марии в Буэнос-Айресе. В 1997 г. ушел на покой и возвратился на Украину. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 508. Л. 130–131; Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). «Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II». Кардинал Иосиф Слипый (биография); Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). «Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II». Иосиф Слипый.

http://bogoslov.ru/article/374275

(Архив ОВЦС. Д. 4. 1966). Письмо архимандрита Христофора (Рубена) (Спартаса) архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 12 декабря 1961 г.; Ответное письмо архиепископа Никодима архимандриту Христофору 423 от 19 марта 1962 г. (Там же. 1962). Поездка предстоятеля Русской Церкви в пределы Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей состоялась в ноябре–декабре 1960 г. Отчет 1 настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии архимандрита Филарета от 24 августа 1961 г. (Архив ОВЦС. Д. 4б. 1961. С. 8–9). Доклад настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии архимандрита Филарета от 4 января 1962 г. (Там же. С. 10). Секретарем настоятеля подворья стал Е. А. Лапшин, а сотрудником – Д. П. Протопопов (переводчик). Протоиерей Дмитрий Саган сменил в должности настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии престарелого и больного архимандрита Николая (Прозорова). Обязанностью настоятеля храма стала подготовка на ежемесячной основе отчетов о ходе представительской работы. Они, глубокие по содержанию, с оценками ситуации в церковной сфере на африканском континенте, характеристиками архиереев Александрийской Церкви и иных африканских Церквей, сохранились в архиве Отдела внешних церковных связей. Хроника//Журнал Московской Патриархии. 1964. 5. С. 9. Определения Священного Синода от 23 июня 1967 г.//Журнал Московской Патриархии. 1967. 8. С. 1. Определения Священного Синода от 13 января 1972 г.//Журнал Московской Патриархии. 1972. 3. С. 1. Доклад настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии архимандрита Филарета от 4 января 1962 г. (Архив ОВЦС. Д. 4б. 1961. С. 1–2). Ежемесячные выплаты митрополитам Александрийского Патриархата производились греческими властями через генеральное консульство Греции в Александрии. При этом финансовая помощь со стороны Московского патриархата была меньше греческой (Доклад настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии архимандрита Филарета от 4 января 1962 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010