С нояб. 1950 г. исполнял в течение неск. месяцев обязанности управляющего делами Берлинской епархии РПЦ. В июне-авг. 1953 г. вновь временно исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, одновременно был настоятелем кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Берлине. В мае 1955 г. назначен временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1 нояб. 1956 г. член Хозяйственного управления МП, одновременно являлся благочинным подворий Поместных Православных Церквей в Москве, позднее был благочинным храмов Москворецкого благочиния. С кон. 1958 г. 10 месяцев был благочинным храмов Германской епархии. В марте 1961 г. назначен на должность благочинного патриарших приходов в Финляндии, стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. 15 июля 1961 г. Свящ. Синод РПЦ определил прот. М. Зёрнова по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита назначить епископом Подольским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности зам. председателя ОВЦС. 26 июля того же года он принял монашеский постриг с именем Киприан в честь свт. Киприана, митр. Московского. Архиерейскую хиротонию 6 авг. 1961 г. в Трапезном храме ТСЛ возглавил патриарх Алексий I. 14 ноября 1961 г. К. был назначен управляющим делами МП, постоянным членом Свящ. Синода по должности с наименованием его епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. 29 нояб. 1962 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Финляндии, ему было поручено архипастырское наблюдение за Японским благочинием. 3 авг. 1963 г. назначен помощником Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова ; † 10 авг. 1963) в управлении приходами Московской патриаршей области с возведением в сан архиепископа. В нач. 60-х гг. XX в. К. считался одним из наиболее влиятельных членов Свящ. Синода. Во время проходившей в правление Н. С. Хрущёва антицерковной кампании он немало сделал, чтобы уменьшить ущерб, причиняемый Церкви действиями советских властей. К нему часто обращались с просьбами о помощи в защите приходов, к-рым грозила ликвидация. Иногда его советы помогали уберечь храм от закрытия. Так, узнав о требовании представителя властей закрыть одну из 3 действующих в Костроме церквей, К. предложил заявить о согласии упразднить соборный храм с переносом собора в другой, но с тем, чтобы провести там ремонт, к-рый в свою очередь следовало затянуть до окончания кампании по закрытию храмов. В результате все 3 церкви в Костроме были сохранены. К. старался быстро устроить на приход священнослужителей, оказавшихся за штатом после закрытия храмов. После введения властями репрессивно высокого налога на средства, получаемые приходом, К. добился от председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова разрешения на реформирование денежного содержания приходских священнослужителей. Вместо прежней системы получения части приходского дохода священники стали получать ежемесячную зарплату в установленном размере.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

В канун Поместного Собора, 26 мая 1971 г., в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялось архиерейское совещание. Выступления архиереев-эмигрантов внесли непривычно острый характер в дискуссию, на совещании Поместному Собору предстояло утвердить постановление архиерейского Собора 1961 г. о внесении изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церковью». Архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) напомнил, что они нарушают церковные каноны , «согласно которым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (правило 38) и «предписываем епископу иметь власть над церковными вещами. И если ему следует вручать ценные человеческие души, то тем более ему можно управлять деньгами» (правило 41). А между тем по постановлениям 1961 г. епископ совершенно отделен от всякого контроля над материально-хозяйственной стороной жизни приходов, также отстранены и настоятели приходов, представители и доверенные лица епископов... Я отнюдь не предлагаю вернуться к порядкам 1945 г. Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками» 604 . Как вспоминает архиепископ Василий, в частных беседах согласие с его позицией выразили Иркутский архиепископ Вениамин (Новицкий), Алмаатинский митрополит Иосиф (Чернов), Уфимский архиепископ Иов (Кресович) 605 . ««Почему же вы... не выступали тогда на совещании и не сказали этого?» – спросил архиепископ Василий Иркутского архиепископа Вениамина после заседания Собора. «Меня обманули... вызвали в Предсоборную комиссию и долго внушали, что постановления 1961 г., как вытекающие из государственных законов, не являются дискуссионным вопросом... Теперь я вижу, что дискуссия была». «Владыко... но раз вы увидели, что дискуссия была, почему же вы тоже не высказали своих взглядов?» Архиепископ Вениамин посмотрел на меня: «Знаете, я пробыл 12 лет на каторге, на Колыме. Вновь начинать это в моем возрасте я не в силах. Простите!» " 606

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

22.02.1961 г. Дом у нас взяли. Хотели взять и весь коридор. Про старушек сказали: пусть ходят в окно. Я возмутился, позвонил в Смоленск уполномоченному. Он обещал сказать нахалам, что коридор должен быть в общем пользовании. Не требуй от других желательных для тебя качеств, а изучай их объективно и приспосабливайся к «данным условиям». Больше молчи, не высказывай своих взглядов без особой необходимости и никому не доверяйся. Прочти Второе послание к Тимофею, гл. 3, стихи 1–15. Обрати внимание на последние два слова стиха 5. Какое счастье иметь веру! Надеющиеся на Господа, яко гора Сион! Учитывай свое состояние. Все для человека, а не человек для всяких суббот. 02.03.1961 г. Родной! Твое письмишко получили сегодня. Рады за тебя, что Господь сподобил тебя ощутить несколько «сокровище». «Вкусите и видите...» Я всегда удивлялся людям, насколько они падки на что-либо новое, особенно если кто-либо похвалит. Все, что ни написано вне четырех евангелистов – неизмеримо ниже и по мысли, а главное – по духу. Мысль еще можно подделать, а дух никак подделать нельзя. Вот почему Церковь , обладая духом Христовым, безошибочно отвергала все, что не имеет этого духа. Кто не имеет духа Христова, тот и не Его ученик, последователь. 14.03.1961 г. Вообще у вас нет любви среди товарищей. В старое время все делились фактическим материалом, кто что найдет. А уж обработка у каждого была своя... ...И на «докладчике» и на прочих людях наблюдай проявление ветхого человека; а что говорить о тайных моих, об очищении от которых просил пророк и все подвижники. Поэтому – не надейтеся на князи людстии, на сыны человеческие! ... " Внешняя скляница« больше действует на мирских, в какой бы одежде они ни были. 01.04.1961 г. Старайся в эти долгие службы творить молитву Иисусову. Понуждай себя. Также понуждай преодолеть неприязнь, иначе Господь не даст тебе молитвы, а может даже и скорбь послать. Тебе дается опытно познать борьбу с ветхим человеком. Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце. Это – наши бесплатные дорогие учителя. Прими эти мысли со всей серьезностью. Борись с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Статистика Алексий II (Ридигер), патр. Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина. В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

10/XI-1941 г. хиротонисан в обновленческого еп. Звенигородского, вик. Московской епархии. В годы войны временно управляющий Московской обновленческой епархией. 05/V-1943 г. переведён в Ташкентскую обновленческую епархию, обновленческий еп. Ташкентский и Среднеазиазский. 27/XII-1943 г. принёс покаяние и принят в лоно Русской Православной Церкви как простой монах. Рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Служил 3-м священником Загорской Ильинской церкви. 15/VIII-1944 г. хиротонисан во еп. Кировоградского, вик. Одесской епархии, В 1945 г. – временно управляющий Одесской епархией, еп. Одесский и Кировоградский. 1946–30/Х-1947 гг. – еп. Херсонский и Одесский. ЗО/Х-1947–24/II-1948 г. – еп. Ростовский и Таганрогский. 24/II-1948–19/Х-1949 гг. – еп. Ростовский и Новочеркасский. С 19/Х-1949–1950 гг. – еп. Житомирский и Овручский. 17/III-1950–01/II-1951 г. – еп. Гродненский и Брестский. В 1951 г. уволен на покой согласно прошению. 01/IV-1952–09/II-1954 гг. – еп. Тульский и Белевский. 09/II-1954–27/VII-1959 гг. – еп. Астраханский иСталинградский. 27/VII-1959–03/IV-1961 гг. еп. Омский и Тюменский. 30/III-1961 г. удостоен степени кандидата богословия за работу об обновленческом расколе. 03/IV-1961 г. возведён в сан архиепископа. 03/IV-1961–10/Х-1962 гг. – архиеп. Пермский и Соликамский. 10/Х-1962–20/V-1964 гг. – архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. 13/Х-1962 г. удостоен степени магистра богословия за работу об обновленческом расколе. 20/V-1964–12/IХ-1967 гг. – архиеп. Ярославский и Ростовский. 25/V-1965–15/VI-1965 гг. – временно управляющий Вологодской епархией. Скончался 12/IХ-1967 г. в Московской области. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 4, 9, 47, 51–53, 57, 58, 86, 88, 91.] СЕРГИЙ (Озерецковский [Сергей Иванович]) Митрополит Троицкий (Уральского округа) Родился в 1870 году. В 1894 году окончил Московскую духовную академию. Был настоятелем Успенской церкви в Стромыни, Богородского уезда Московской епархии. По частным сведениям, незадолго до перехода в обновленчество, овдовев, пострижен в монашество, более подробных сведений о нём не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В 1960-1961 гг. почти полностью изменился персональный состав служащих центрального аппарата Совета по делам РПЦ и его уполномоченных на местах. Если раньше в совете в основном работали бывш. сотрудники органов госбезопасности, то теперь на их место приходили в основном партийные и советские чиновники. В сравнении с представителями спецслужб гражданские служащие отличались, как правило, большей непримиримостью во взглядах на Церковь и религию, не говоря уже об их низком профессионализме. Очень часто новые служащие совета не знали советского религиозного законодательства, за соблюдением к-рого должны были следить. К. пришлось срочно организовывать занятия для повышения квалификации своих сотрудников. 16 марта 1961 г. была выпущена специальная инструкция для уполномоченных совета по применению законодательства о культах. В нач. 1963 г. при совете была создана общественная группа инструкторов-консультантов для экспертной работы. К. неоднократно обращался в высшие органы власти с предложениями о реорганизации Совета по делам РПЦ. В июне 1960 г. был подготовлен проект нового положения о совете, предусматривавший расширение его функций. Проект долгое время рассматривался в различных инстанциях, пока в июле 1961 г. не был окончательно отклонен Президиумом Совета Министров СССР. Антицерковная кампания косвенным образом негативно отразилась на территориальных структурах совета. В ряде регионов после резкого сокращения количества правосл. приходов местные органы власти упраздняли как ставшие ненужными должности уполномоченных Совета по делам РПЦ. Общее число уполномоченных сократилось с 1961 по 1964 г. со 103 до 77 чел., при этом нек-рые из них одновременно являлись уполномоченными совета по делам религ. культов. К. с начала своей деятельности обращал внимание ЦК КПСС на проблему статуса уполномоченных совета, назначаемых местными органами власти, а совет не имел возможности повлиять на это назначение. Фактически уполномоченные были представителями не совета, а местных властей, к-рые обычно занимали более жесткую антицерковную позицию, чем центральный аппарат Совета по делам РПЦ. В результате, как писал К. в ЦК КПСС, под нажимом местных властей уполномоченные «занимаются недопустимыми для них функциями: закрывают церкви, открыто занимаются антирелигиозной пропагандой».

http://pravenc.ru/text/2462307.html

В 1961 г. преследования подпольных христиан были официально узаконены. В «Инструкции по применению законодательства о культах», утвержденной постановлением Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов от 16 марта 1961 г. говорилось: «Не подлежат регистрации религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинноправославные христиане, истинноправославная церковь , адвентисты-реформисты, мурашковцы и т.п.». В других документах в число запрещенных «сект» включались также некоторые относительно самостоятельные группы «истинно-православных»: молчальники, леонтьевцы, краснодраконовцы, иннокентьевцы, иоанниты и федоровцы. Самым непосредственным образом коснулись ИПХ, не имевших никаких документов и не работавших в государственной системе, и указ 1959 г. о «закрытии святых мест», запрете паломничества, а также закон от 4 мая 1961 г. о тунеядстве 740 . В результате репрессий движение «истинно-православных христиан» вновь понесло большие потери и значительно сократилось численно. Однако Катакомбная Церковь в целом в конце 1950-х – начале 1960-х гг. многократно выросла. Когда в результате антирелигиозных гонений и закрытия множества храмов, около 4 тысяч священников осталось без мест и регистрации, большинство из них не отказалось от сана, а продолжало обслуживать духовные нужды верующих тайно от гражданских властей. Снова значительная часть Патриаршей Церкви ушла в подполье. Существуют многочисленные свидетельства этого процесса. Так, в книге В.Гагарина отмечалось, что в конце 1960-х гг. в Коми АССР помимо 3 групп ИПХ существовало около 20 незарегистрированных православных общин с «неофициальными священниками», лишенными приходов. В г.Кентау (Казахстан) после закрытия храма верующие стали в частном порядке собираться для совершения богослужений 741 . Впечатляющие результаты дал единовременный учет религиозных объединений в СССР 1961 г. Он выявил 6486 функционирующих незарегистрированных неправославных общин и групп, к которым были отнесены и некоторые ИПХ, например 21 объединение иоаннитов, 15 – иннокентьевцев и т.п. 742 . В то же время оказалось, что существуют и сотни нелегальных православных общин, которые не относятся к ИПХ или ИПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 мая 1941 г. назначен служить в кладбищенскую ц. св. царевича Димитрия «на поле» в Угличе. С апр. 1943 г. служил в ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на. Жил в храме, в небольшой келье под колокольней, половину кельи занимала его б-ка. Под его руководством сложилась правосл. община. 3 июня 1948 г. пострижен в монашество с именем Кассиан в честь прп. Кассиана Учемского. Монашеский постриг совершил Ярославский и Ростовский архиеп. Димитрий (Градусов) в епархиальном доме в Ярославле. Весной 1949 г. К. возведен в сан игумена. В 1952-1953 гг. заочно окончил Ленинградскую ДС, а затем в 1953-1958 гг. заочно учился в Ленинградской ДА, окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о таинствах в творениях святых Отцов и Учителей Церкви II и III вв.». В 1956-1961 гг. был благочинным церквей Угличского округа. С янв. 1961 г. настоятель кладбищенской ц. св. царевича Димитрия в Угличе, в нач. марта возведен в сан архимандрита. 16 марта 1961 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I К. был назначен епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. 26 марта 1961 г. хиротонисан во епископа в Троице-Сергиевой лавре . Хиротонию возглавил патриарх Алексий I. 14 мая 1963 г. К. назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским. 23 авг. того же года награжден правом ношения креста на клобуке. 20 мая 1964 г. назначен архиепископом Костромским и Галичским. В этот период в Костроме оставались действующими 3 храма, церковная жизнь продолжалась и в нескольких сельских приходах. Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Костромской обл., К. приглашал священников, в т. ч. заштатных, в свою епархию, уделял большое внимание совершению служб и произнесению проповедей на приходах (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 652. Л. 8; Оп. 5. Д. 94. Л. 19). В 1981 г. по инициативе К. было учреждено празднование Собору Костромских святых. 30 нояб. 1988 г. был уволен на покой по состоянию здоровья с назначением пенсии. Жил у дочери в Ярославле. 22 марта 1990 г. его отпевание в костромском Воскресенском кафедральном соборе совершили Ярославский и Ростовский архиеп. Платон (Удовенко ; ныне митрополит) и Костромской и Галичский еп. Александр (Могилёв ; ныне митрополит). В тот же день К. был погребен в Угличе, в ограде церкви св. царевича Димитрия «на поле», рядом с могилами родителей. Был награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (21 авг. 1979), дважды - именной панагией (1975; 1986), медалью советского Фонда мира (3 сент. 1979).

http://pravenc.ru/text/1681271.html

19 авг. 1959 г., в праздник Преображения Господня, в Тарту скончалась Е. И. Ридигер, ее отпевали в таллинской Казанской церкви и похоронили на Александро-Невском кладбище - месте упокоения нескольких поколений ее предков. Еще при жизни матери протоиерей Алексий думал о принятии монашеского пострига, после смерти Елены Иосифовны это решение стало окончательным. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой Лавре был совершен монашеский постриг протоиерея Алексия с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Монашеское имя было вынуто по жребию из раки преподобного Сергия Радонежского. Продолжая служить в Тарту и оставаясь благочинным, отец Алексий не афишировал принятие им монашества и, по его словам, «просто стал служить в черной камилавке». Однако в условиях начавшихся новых гонений на Церковь для ее защиты и управления были необходимы молодые, энергичные епископы. Мнение об отце Алексии уже сложилось у высшего Священноначалия. В 1959 г. он познакомился с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем), в то время председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), и произвел на него положительное впечатление. Алексия начали приглашать сопровождать иностранные делегации в их поездках по России. Епископское служение (1961-1990). 14 авг. 1961 г. постановлением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием I иеромонаху Алексию определено было стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. Будущий епископ просил, чтобы его хиротония была совершена не в Москве, а в городе, где ему придется нести свое служение. И после возведения в сан архимандрита 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина состоялась хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского, хиротонию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). В речи при наречении во епископа владыка Алексий говорил о сознании своей немощи и неопытности, о своей молодости, о предчувствии трудностей служения в пределах Эстонской епархии. Говорил о заветах Христа Спасителя пастырям святой Церкви «душу свою полагать за овцы своя» (Ин. 10. 11), являться для верных образцом «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4. 12), «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизаться добрым подвигом веры» (1 Тим. 6. 11-12), свидетельствовал о своей дерзновенной вере, что Господь укрепит его и сподобит как «делателя непостыдна, право правяща слово истины» (2 Тим. 2. 15) дать достойный ответ на суде Господнем за души паствы, вверяемой водительству нового архиерея.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Согласно постановлению большинство из незаконно осужденных верующих было реабилитировано, освобождено, возвращено из ссылок и поселений. Все это свидетельства того, что реформа приходского управления, принятая  на Архиерейском соборе 1961 года под давлением власти, не достигла своих целей. Благодаря самоотверженному сопротивлению на всех уровнях, от руководства Церкви до прихожан, не была нарушена духовная и иерархическая связь пастырей и паствы; при всем воздействии пропаганды и факторов, способствовавших ликвидации приходских организаций, в Церковь пришли новые кадры и люди. Со времени нормализации церковно-государственных отношений стало возможным принятие нового Устава управления приходом на Поместном Соборе РПЦ в 1988 году (7 гл.), а также его доработка в поправках, принятых на Архиерейском соборе 1989 года (9 гл.), которые соответствовали духу и каноническому устройству Церкви. Таким образом, реформа 1961 года, призванная разрушить церковную общину – приход, не достигла своей цели, была нежизнеспособна, верующие в период воплощения в жизнь этой «антицерковной» реформы смогли найти противодействие ей, формы сопротивления, благодаря чему она со временем прекратила свое существование. Журнал Московской Патриархии. 1961. С.901, 15-17). Васильева О.И. Русская Православная Церковь в политике Советского госдуарства в 1843-1952 гг. М., 2001. –  С.56. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. - М., 1991. – С.371. Васильева О. «Чувствую себя нервным от общего лада церковных дел…»//Альфа и Омега. - М. 2003. (36) - С.233. Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия, при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Новороссийскому Сергию.//ЖМП., 1955, – С. 17. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия, при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Костромскому Иоанну. «Слова, Речи, Послания, Обращения, Статьи» (1948-1954) . - T.II. М.: Московская Патриархия.  1954 – С.60. Фуров В. Отчет Совета по делам религий членам Центрального Комитета коммунистической партии СССР. Нью-Йорк-Монреаль. Издание братства преп. Иова Почаевского. 1991г. С. 7-8 Зегжда С. А. Митрополит Иоанн (Вендланда) Биографический очерк. 1909-1989. Изд. Ярославская епархия. 2009. – С.131. Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви «Арефа», 2008. -  С.250. Трофимчук М. Х.  Академия у Троицы. Воспоминания о московских духовных школах. Свято-Троице –Сергиева Лавра. 2005. – С.187. Михайловский А.Ю. Ходатайства верующих об открытии храмов как канал взаимодействия с властью в сфере религиозной политики (1943-1958 гг., на материалах Рязанской области)//Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. Вып.3 (83). С.360-366.   Гераськин Ю. В. Русская православная церковь, верующие, власть (конец30-х- 70-е годы ХХ века): монография. Рязань. 2007. - С. 102-105.

http://bogoslov.ru/article/4786144

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010