699. De la structure de l " Eglise Contacts. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1958, 20, 22 – 23. И отдельно: Paris, 7 стр. 1959 год 700. Из истории спора Старого Рима с Новым. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1959, 29, с. 38 – 59. 701. Халкидонский собор и восточный папизм. Там же, 32, с. 255 – 268. 702. Рецензия на книгу «Чешки научник о Cbemocabckoj Kpмчuju». Весник Савеза Ужруженьа православног свештенства ) Jrocлabuje, 1959, 246. 1960 год 703. Спор Старог Рима са Новим. Посебно изданье Српске Akaдeмje Наука, кн. CCCXXXII. Београд, 1960, с. 68, и фототипия трактата о первенстве Константинопольского престола с критической схолией по Ленинградской рукописи II, 250, 7. 704. О неправде Карловацкого раскола. Разбор книги прот. М. Польского «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей». Париж, 1960, 148 стр. 1961 год 705. О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского Собора. Журнал Московской Патриархии, 1961, 2, с. 57 – 65. 706. Св. Мефодий как славянский законодатель. Там же, 12, с. 49 – 59. 707. Кто включил папистическую схолию в Православную Кормчую? Богословские труды, 1961, сб. 2, с. 5 – 51. 708. Святой Мефодий как славянский законодатель. Там же, с. 83 – 124, и фотокопия «Закона судного людем» по рукописи Иасафовской Кормчей, с. 125 – 141. 709. Резюме реферата ««Закон судный людем» как памятник византийского права», прочитанного 11 IX 1961 г. на Конгрессе византологов в Охриде. Resumes des communi- cations Конгресса, p. 109 – 110. 1963 год 710. Для кого, когда и где святой Мефодий составил «Закон судный людем». Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии, 1963, с. 49 – 58. 711. «Закон судный людем» краткой редакции. Приготовили к печати M. H. Тихомиров, Л. М. Мвлов под редакцией M. H. Тихомирова. Изд. Академии Наук СССР. Москва, 1961. (Рецензия.) Slovo, Zagreb, 1963, с. 203 – 212. 1964 год 712. «Закон судный людем» как памятник византийского права. Extrait des Actes du XII-e Congres Internationale des Etudes Byzantines, tome II, p. 525 – 529. И отдельно: Beograd, 1964. (На русском яз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

1963. T. 81. P. 31-58; idem. Une clé littéraire de la «Vita Martini» de Sulpice Sévère: La typologie prophétique//Mélanges Christine Mohrmann. Utrecht; Anvers, 1963. P. 84-95; idem. Alle fonti della agiografia europea: Storia e leggenda nella vita di S. Martino di Tours//RSLR. 1966. Vol. 2. P. 187-206; idem. L " ascetisme chrétien dans la littérature gallo-romaine d " Hilaire à Cassien//La Gallia romana. R., 1973. P. 87-115; idem. Hagiographie et politique, de Sulpice Sévère à Venance Fortunat//RHEF. 1976. T. 62. N 168. P. 113-140; idem. L " aristocratie occidentale devant la monachisme aux IVe et Ve siècles//RSLR. 1979. Vol. 15. P. 28-53; idem. Victrice de Rouen et les origines du monachisme dans l " ouest de la Gaule (IVe-VIe s.)//Aspects du monachisme en Normandie (IVe-XVIIIe s.)/Éd. L. Musset. P., 1982. P. 9-29; idem. Martin (saint), évêque de Tours//DSAMDH. T. 10. Col. 687-694; idem. La place particulière de la «Vita Martini» dans la littérature latine chrétienne//Via Latina. Avignon, 2005. N 172. P. 53-59; idem. Martin of Tours//Encyclopedia of Ancient Christianity/Ed. A. Di Berardino. Downers Grove (Ill.), 2014. Vol. 2. P. 699-700; Ewig E. Le culte de St. Martin à l " époque franque//RHEF. 1961. T. 47. N 144. P. 1-18; idem. Der Martinskult im Frühmittelalter//Archiv f. mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 1962. Bd. 14. S. 11-30; Gribomont J. L " influence du monachisme oriental sur Sulpice Sévère//Saint Martin et son temps. R., 1961. P. 135-150; Griffe E. St. Martin et le monachisme gaulois//Ibid. P. 3-24; Saint Martin et son temps: Mémorial du XVIe centenaire des débuts du monachisme en Gaule, 361-1961. R., 1961. (StAnselm; 46); Vieillard-Troiekouroff M. Le tombeau de saint Martin retrouvé en 1860//RHEF. 1961. T. 47. N 144. P. 151-183; Studer B. Zu einer Teufelserscheinung in der Vita Martini des Sulpicius Severus//Oikoumene: Studi paleocristiani pubblicati in onore del Concilio ecumenio Vaticano II. Catania, 1964. P. 351-404; Harper J. John Cassian and Sulpicius Severus//Church History.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Советская власть прекрасно осознавала, что большинство монашествующих не оставят своего пути следования за Христом. Поэтому власть избрала тактику закрытия максимального количества монастырей и изгнания насельников для разорения не только духовной жизни, но и повседневной бытовой. Для республиканского уполномоченного Ковалева недостаточно было «загнать» всех монашествующих Белоруссии в одну ограду Жировицкого монастыря, необходимо было подорвать и его материальную базу, чтобы потом закрыть последний оплот монашествующих в республике. Одной из задач для местных властей стало ограничение доступа паломников в Жировицкую обитель. В феврале 1961 г. уполномоченный по Гродненской области А. Гашников докладывал в совет: «В 1961 году в Жировицкий женский монастырь в связи с закрытием женского монастыря в гор. Полоцке было переведено 11 монахинь. Вновь поступивших в 1961 году не было. Следует сказать, что начиная с 1958 года доходы монастыря ежегодно увеличиваются. Это объясняется тем, что с лишением монастыря земельных угодий активизировалась деятельность монастырских церквей. В 1961 г. увеличился поток верующих в монастырский собор в связи с тем, что находящийся на покое в Жировицах архиепископ Гермоген вместе с архимандритами Мельниковым (Антоний) и Кудюк (Афанасий) проводят торжественные службы по архиерейскому церемониалу. Несмотря на запрещение им в проведении таких служб, сделанное через Минское Епархиальное управление, все же они продолжают их проводить. Правящий архиепископ Варлаам вместо принятия строгих мер и пресечения их самовольства за последнее время участил свои поездки в семинарию, откуда увозит дорогие подарки и продукты, не внося никаких изменений. Целесообразно было бы убрать с Жировицкого монастыря архимандрита Кудюк А. Г. (Афанасий), предоставив ему приход, а также сделать строгое предупреждение через высшие духовные инстанции Гермогену, запретив ему проводить церковные службы по архиерейскому церемониалу. Кроме того, решить вопрос о закрытии мужского монастыря в Жировицах. Из 24 чел[овек] монашествующих мужчин 12 чел[овек] имеют родственников на территории БССР, все они вполне трудоспособны и могут быть определены на работу по их специальностям и физическим возможностям, а остальных, более престарелых, перевести в другие монастыри. Предлогом к закрытию мужского монастыря может служить несовместимость его нахождения в одном здании с женским» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Это имело результатом злоупотребления. Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба так, чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками». Как вспоминает архиепископ Василий, в кулуарных беседах согласие с его позицией выразили архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), архиепископ Уфимский Иов (Кресович). С речами на совещании выступили митрополиты Пимен и Никодим. В своих выступлениях среди прочего они коснулись и вопроса об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви», которые были внесены Архиерейским Собором 1961 г. Митрополит Пимен сказал: «От множества клириков нашей Церкви мы также получили аргументированные высказывания в поддержку решений Архиерейского Собора 1961 г… Не скрою, есть, правда, единичные высказывания, которые нас возвращают к положению, существовавшему в приходах до 1961 г. Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Святой Церкви». Подробнее остановился на этом вопросе митрополит Никодим: «18 июля 1961 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил разграничить обязанности настоятелей и исполнительных органов прихода. Само собой разумеется, что структура и организация жизни нашей Церкви не должны и не могут входить в противоречие с законами нашего Отечества, и все, что может осложнять или ухудшать взаимоотношения между Церковью и государством в нашей стране, нами должно отвергаться, ибо в памяти церковной никогда не должны забываться усилия приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия по нормализации этих отношений и обо всем том, что было в церковной жизни при отсутствии этих отношений (напоминание было весьма красноречивым и сильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С мая 1948 года – настоятель Скорбященского храма г. Москвы в сане протоиерея. Кроме приходской деятельности, выполнял различные послушания Святейшего Патриарха. В 1950–1951 гг. в течение нескольких месяцев исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, затем назначен настоятелем кафедрального собора г. Берлина. С мая 1955 года исполнял обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С ноября 1956 года – член Хозяйственного Управления Московской Патриархии. В это же время состоял благочинным подворий. С конца 1958 года – благочинный Германской епархии с правом ношения митры. С марта 1961 года – благочинный Патриарших приходов в Финляндии и заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. В июле 1961 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. В августе 1961 года хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с оставлением в прежних должностях. С ноября 1961 года – епископ Дмитровский, викарий той же епархии и Управляющий делами Московской Патриархии. В августе 1963 года возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. В феврале 1964 года освобожден от управделами Московской епархии и члена Синода. С мая 1964 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. В июне 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве. Кириченко Алексей Илларионович (1908–1975), советский партийный и государственный деятель. В 1941–1945 гг. – секретарь ЦК КП(б) Украины. Кобулов Богдан Захарович (1904–1953), один из руководителей органов государственной безопасности СССР. С 1939 г. начальник следственной части НКВД СССР, в 1941–1943 гг. заместитель, затем первый заместитель наркома внутренних дел СССР, затем заместитель народного комиссара госбезопасности. Козлов Василий Иванович (1903–1968), партийный и государственный деятель Белоруссии. С июля 1944 г. по январь 1948 г. – первый секретарь Минского обкома и горкома Компартии Белоруссии. Колчицкий Николай Федорович (1890–1961), протопресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Свящ. Синода от 30 марта 1961 г. было принято решение о «своевременности и желательности» вступления РПЦ в ВСЦ, изложенное в послании Патриарха Алексия на имя генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении и изложением позиции по экуменическому движению. В докладе на Соборе Патриарх Алексий уделил много внимания вопросу о вступлении РПЦ в ВСЦ, подчеркнув миссионерское значение принятого решения, цель к-рого заключается в том, чтобы «явить западным христианам свет Православия». Мысль о том, что членство в ВСЦ поможет приобрести для гонимой Русской Церкви защиту со стороны влиятельных церковных сил Запада и всего зарубежного мира, явившаяся одним из наиболее важных аргументов в пользу этого решения, естественно, не могла быть высказана на Соборе. Решение о вступлении в ВСЦ не было неожиданным: по мере ухудшения внутреннего положения Церкви в СССР все большее внимание уделялось контактам с международными христ. орг-циями. В докладе «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», с к-рым на А. С. выступил Ярославский архиеп. Никодим (Ротов), речь шла о контактах между священноначалием РПЦ и руководством ВСЦ, имевших место в 50 - нач. 60-х гг. Соборным определением была одновременно одобрена как критическая позиция Свящ. Синода РПЦ по отношению к ВСЦ в 1948-1961 гг., так и решение Синода об участии в деятельности этой орг-ции, принятое 30 марта 1961 г. Еп. Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) зачитал на Соборе доклад на тему «Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге, имевшем место 13-18 июня 1961 г.». Собор выразил удовлетворение по поводу проведения в Праге Всемирного общехрист. конгресса, одобрил результаты его работы и решение о продолжении деятельности Пражской мирной христ. конференции. А. С. вынес решение о присвоении первого церковного ордена Русской Православной Церкви во имя св. равноап. кн. Владимира Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Однако за границу Владыку отправлять не стали, новое руководство Совета по делам РПЦ начало проводить жесткую линию по отношению к архиереям и Церкви в целом. Уполномоченный по делам РПЦ по Тамбовской области Зверев писал впоследствии о епископе Михаиле: “Известно, что за время его работы в Смоленской и Ижевской епархиях он зарекомендовал себя как реакционно настроенный, допустивший много случаев нарушения Советского Законодательства о культах” 19 . 29 марта 1961 г. епископ Михаил побывал у Патриарха Алексия, который не считал возможным в этот период его полноценное назначение на новую епархию. Патриарх Алексий записал в своем дневнике: “Преосвященный Михаил, бывший Ижевский, направляем его в Тамбов в помощь болящему архиепископу Иоасафу”. Владыка Иоасаф, по сведениям местного уполномоченного, болел “закупоркой вен, в 1959 г. было кровоизлияние в мозг”. С 1959 г. он почти не служил и не посещал уполномоченного 20 . Епископ Михаил был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. 19 апреля 1961 г. он прибыл в Тамбов, затем ездил в Ижевск за вещами, а также в Саратов. 11 июня 1961 г. умер архиепископ Лука и епископу Михаилу было поручено возглавить отпевание Святителя. Вскоре после похорон Крымского Владыки он с докладом о похоронах приехал в Москву. Он долго рассказывал Патриарху Алексию о громадных толпах народа, запрудивших улицы вокруг здания Крымской епархии, о длившемся всю ночь многолюдном прощании в Симферопольском кафедральном соборе, о слезах прихожан, о том, как на всем пути от Собора до кладбища люди порывались взять гроб на руки. В мае 1961 г. сменился и уполномоченный по делам РПЦ, которым стал А. И. Зверев. Согласно принятому на архиерейском Соборе РПЦ в июле 1961 г. новому “Положению об управлении РПЦ” вся хозяйственная и административная власть в приходе переходила от настоятелей храмов к церковным исполнительным органам. Еще 13 января 1960 г. Центральный Комитет партии принимает постановление, имеющее непосредственное отношение к законода­тельной области — “О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства о культах”. Нарушением закона объявлялось стро­ительство и покупка домов, привлечение “новых слоев населения” в лоно Церкви; благотворительная деятельность (куда попала и по­мощь приходам и монастырям); “недемократичные” принципы уп­равления церковными общинами; выступления некоторых священ­нослужителей, которые “внушают в своих проповедях верующим необходимость воспитывать детей в религиозном духе, приучать их молиться…”.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

2 февр. 1478 г. «на своем дворе» (в Москве?) вел. кнг. Мария Ярославна была пострижена Н. в монашество с именем Марфа (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Казакова. 1961. С. 200). В 1478/79 г. постриженником Н. в Кирилловом Белозерском мон-ре стал ученик прп. Нила Сорского, книгописец и буд. игумен обители Гурий (Тушин) , о чем последний оставил запись в своем кратком летописце (РНБ. Соф. 1468. Л. 177 об.; Казакова. 1961. С. 200; там же указаны др. постриженики Н. того года: некие Дорофей и Лука Соловаров). В игуменство Н., в авг.-сент. 1480 г., в Кирилловом Белозерском мон-ре скончался ослепленный по приказу Иоанна III опальный воевода Ф. В. Басёнок, живший в обители 7 лет и 2 месяца ( Казакова. 1961. С. 200). В 1480/81 г., во время нашествия хана Большой Орды Ахмата, в обители, возглавляемой Н., нашла убежище супруга Иоанна III вел. кнг. София (Зоя) Палеолог со своей свитой ( Казакова. 1961. С. 200; ПСРЛ. Т. 25. С. 328). В 1482 г. Н. стал архимандритом московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, находившегося под великокняжеским патронатом. Пожалований в обитель за недолгий период игуменства в ней Н. в источниках не отмечается. Вскоре после его перевода в Москву, в 1483/84 г. в стенах Кирилловой обители произошел конфликт (по-видимому, по причине неприятия нового игумена Серапиона), следствием к-рого стал временный уход из мон-ря мн. монахов: «...в лето 6991... ходили старци болшии 15 из Кирилова, а пошли по Ильине дни, а пришли (обратно.- М. П.) в великой пост в третью неделю в свои келии по грамоте князя Михаила Ондреевича» ( Казакова. 1961. С. 200); после этого игуменом на 9 месяцев стал постриженник Н. Гурий (Тушин). Эти события могут свидетельствовать об авторитете Н. среди белозерских иноков. В 1484 г. (как и ранее, в 1481) во время конфликта с вел. кн. Иоанном III, в Симонов мон-рь под предлогом болезни ушел патриарх Геронтий, взяв с собой ризницу и посох; это показывает, что Н. пользовался особым доверием главы Русской Церкви. Митрополит оставался в этой обители до нояб., причем вел. князь не давал ему возможности вернуться на митрополичий двор, планируя поставить митрополитом Паисия (Ярославова). В том же году в Симонове мон-ре при Н. была возведена «трапеза каменаа... иже у врат» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319-320; см. также: ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 351; Т. 23. С. 184; Т. 24. С. 203; Т. 28. С. 152, 317).

http://pravenc.ru/text/2577723.html

Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 апреля 2017 года Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) Родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в семье протоиерея Михаила Александровича Ридигера. В 1944 г. стал иподиаконом архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского). В 1945-1947 гг. служил алтарником и ризничим в Александро-Невском соборе, псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквях Таллина. В 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949 г., стал студентом Ленинградской духовной академии. 15 апреля 1950 г. рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. — в сан иерея и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. закончил Ленинградскую духовную академию. 15 июля 1957 г. переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. 17 августа 1958 г. возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 г. избран епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. возведен в сан архимандрита. Архиерейская хиротония состоялась 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. Богослужение возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). 14 ноября 1961 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. 22 декабря 1964 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, с 7 мая 1965 г. одновременно — председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском монастыре.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской обл. Г. С. Жариновым, надо было сократить почти 40% священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше. Ни одного указа об увольнении Г. не издал, известив управляющего делами Московской Патриархии Тульского архиеп. (впосл. Патриарх) Пимена (Извекова) , что «оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною, а исполнительными органами церквей» (Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л. 57). В июле 1961 г. было проведено выселение Г. и епархиального управления из Духовского корпуса Александро-Невской лавры в бывш. ректорскую квартиру в здании Ленинградской ДА. Состав служащих епархиального управления сократился на 70%. Г. участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. , на к-ром выступил в прениях по вопросу увеличения числа постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС. Как управляющий Олонецкой епархией 11-12 нояб. 1961 г. первым из правящих архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах и в церкви с. Соломенного. 14 нояб. 1961 г., согласно личному прошению, назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с поручением временного управления Днепропетровской епархией. 11 мая 1963 г. награжден церковным орденом св. Владимира 1-й степени. Работал с 1954 г. над магист. дис. «Патриарх Сергий как богослов» (осталась незаконченной). В годы пребывания на Симферопольской кафедре собирал материалы по теме «Святые Крыма». Последние дни жизни провел в снимаемом им домике на вост. берегу Крыма. Отпевание Г. совершил прибывший из Одессы митр. Иоанн (Кухтин) . Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) . Соч.: Патриарх Сергий как богослов//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 99-134; Литературные труды Патриарха Сергия//ЖМП. 1954. 5. С. 24-30; 7. С. 42-47; Из лит. наследства Св.

http://pravenc.ru/text/168372.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010