Правда, через некоторое время давление на желающих принять Таинство крещения или отпеть умерших родственников несколько снизилось, но и тогда продолжало оставаться достаточно сильным. Несмотря на это давление, число желающих, чтобы над ними были совершены церковные таинства, продолжало оставаться значительным. Со всей убедительностью об этом свидетельствует приводимая ниже таблица. Таблица 1 274 . Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Треба Епархия Ивановская Владимирская Костромская Крещение 6453 (на 1968 г.) 8761 (на 1969 г.) 7714 (на 1961 г.) Венчание 58 (на 1968 г.) 153 (на 1969 г.) 269 (на 1961 г.) Отпевание 10189 (на 1968 г.) 9592 (на 1969 г.) 3608 (на 1961 г.) Из этой таблицы мы видим, что наиболее часто совершаемыми требами были крещение и отпевание, сравнительно редкой – венчание. Так, в 1960 году, в Костромской области крестили 38,1% новорожденных, в 1961 году 43,3% 275 . Особой проблемой была конфронтация церковных советов со священниками и епископами, связанная с тем, что по советскому законодательству духовенство не имело реальной власти в приходах. Например в Ивановской епархии она приняла особо острую форму. На старосту Преображенского собора г. Иваново А. А. Вереникина и его окружение поступало много устных и письменных жалоб со стороны прихожан, но когда архиепископ Феодосий говорил об этом уполномоченному совета по делам религий по Ивановской области Н В. Тимофееву, то уполномоченный непременно упрекал его в том, что он очень доверчивый человек и любит слушать сплетни 276 . Были определенные проблемы и с исполнительными органами других приходов. Архиепископ Феодосий в отчете в Патриархию писал: «Самоуправно, дерзко и грубо ведет себя староста церкви п. Старая Вичуга А. Н. Морева, как в отношении прихожан, так и в отношении духовенства и даже архиерея. Маленький, но материально хорошо обеспеченный храм из-за ее нерадивого отношения содержится в грязном и запущенном состоянии. Священнослужителей она рассматривает как личных наемных работников. Не получая зарплаты, чтобы не лишиться пенсии, она занималась перепродажей несгоревших свечей в свою пользу; с прихожанами, духовенством и служащими Церкви была невероятно дерзка и груба» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И реально было ожидать, что на Соборе архиепископ Павел выступит с предложением об отмене решения Архиерейского Собора 1961 г. о приходах. (Власть не дала возможности архиепископу добраться до Москвы в дни Поместного Собора. По официальной версии он не смог приехать из-за болезни, обварившись кипятком). Позицию Новосибирского архиерея разделяли и митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), и архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), и архиепископ Уфимский Иов (Кресович). Известно, что Комиссия по подготовке Поместного Собора получила от владыки Вениамина большое письмо, в котором он доказывал необходимость отмены решения о приходах. Но эта проблема волновала не только епископат Русской Церкви. Среди писем, присланных в Комиссию, выделяется письмо протоиерея Трубецкого из Риги, в котором он не только ставит вопрос о поправке к соборному решению 1961 г., но и подчеркивает, что этого желают многие: “Предлагая внести эту поправку в Соборное постановление 1961 г., я исхожу из чистосердечных нравственных побуждений чем-то и как-то помочь нашей Церкви выйти с честью и достоинством из создавшейся неувязки в этом деле. В заключение считаю необходимым отметить, что вышеизложенное мнение всецело разделяют со мной все мои собратья нашей Рижской епархии, а также и весьма многие собратья других епархий нашей Церкви” 10 . Об этих настроениях 5-е управление КГБ было осведомлено лучше других структур. В той же аналитической записке, речь о которой шла выше, предстоящий Собор оценивался как важнейшее событие: «В настоящее время внимание зарубежных религиозных организаций, особенно Ватикана, а также церковников внутри страны, приковано к предстоящему в мае 1971 года Поместному Собору Русской Православной церкви, на котором должен быть избран новый патриарх. Наиболее реакционная часть духовенства и верующих связывает с Собором свои надежды на возможное расширение прав церкви и, в частности, на отмену решений Архиерейского Собора 1961 года, согласно которым духовенство лишилось административных прав в общинах.

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

20 октября 1958 года архимандрит Никодим был освобожден от должности начальника Миссии, с назначением по Управлению делами Московской Патриархии. С марта 1959 года он заведует канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня одновременно становится и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). В декабре 1959 года он участвовал в Москве в переговорах с руководством Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, на которых был уточнен «базис» ВСЦ на основе православного Символа веры . 21 мая 1960 года назначен председателем ОВЦС. 10 июля того же года в Троицком соборе Троице- Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским), митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом) (Антиохийская Православная Церковь ), епископом Сергиопольским Василием (Самахой) (Антиохийская Православная Церковь ), епископом Дмитровским Пименом (Извековым; впоследствии Святейший Патриарх), епископом Можайским Стефаном (Никитиным) хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. 28 августа 1960 года назначен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям. С 19 сентября 1960 по 14 мая 1963 года состоял также председателем Издательского отдела Московского Патриархата и с 6 октября 1960 по 7 октября 1967 года – председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». 22 октября 1960 года, после кончины епископа Угличского Исаии (†21 октября 1960 года), назначен временно управляющим Ярославской епархией; 23 ноября утвержден епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 года епископ Никодим стал постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя ОВЦС; 10 июня возведен в сан архиепископа. На Архиерейском Соборе 18 июля 1961 года им был сделан доклад о своевременности и полезности вступлении Русской Православной Церкви в ВСЦ, получивший соборное одобрение. На III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре – декабре 1961 года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ. На этой Ассамблее, как и на IV и V Ассамблеях ВСЦ, делегацию Русской Православной Церкви возглавлял владыка Никодим; с 1961 по 1975 год он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ, а в 1975 году на V Ассамблее ВСЦ в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Delehaye H. Byzantine Monasticism//Byzantium: An Introduction to East Roman Civilization/Ed. Norman H. Baynes and H. St. L. B. Moss. Oxford, 1948. P. 136–165. Failler A. Le monachisme byzantin aux XI е -XII е siècles. Aspects sociaux et économiques//Cahiers d’histoire V. 20. 1975. P. 279–302. Fedwick J. P. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979. Guy J.-C. Les Apophthegmata Patrum//Théologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 73–83. Guiliand R. Remarques sur la vie monastique à Byzance//EEBS. T. 30. 1960. P. 39–53. Hausherr I. La théologie du monachisme chez saint Jean Climaque//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 385–410. Herman E. Ricerche sulle istituzioni monastiche bizantine. Typika ktetorika, caristicari e monasteri «liberi "http://OCP. T. 6. 1940. P. 293–375. Herman E. Die Regelung der Armut in den byzantinischen Klöstern//OCP T. 7. 1941. P. 406–460. Herman E. La «stabilitas loci» nel monachismo bizantino//OCP. T. 21. 1955. P. 115–142. Horden P. The Death of Ascetics: Sickness and Monasticism in the Early Byzantine Middle East//SCH. T. 22. 1985. P. 41–52. Hussey J. Byzantine Monasticism//Cambridge Medieval History. V. 4. 2 nd ed., Pt. 2. Cambridge, 1966. P. 161–184, 439–443. Janin R. La géographic ecclésiastique de l’empire byzantin. Vol. 2: Les eglises et les monastères des grands centres byzantins. Paris, 1975; Vol. 3: Les églises et les monasteres de Constantinople. 2 nd ed. Paris, 1969. Jeanseime E., Oeconomos L. La Satire contre les Higoumenes//Byzantion. T. 1. 1924. P. 317–339. Iberites Joakeim. Ek tou archeiou tes en hagio orei hieras mones ton Ibe- ron//Orthodoxia. T. 6. 1931. P. 364–371. Leioir L. Saint Ephrem, inouïe et pasteur//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 85–97. Lemerle P. Cinq études sur le XI е siède byzantin. Paris, 1977. Leroux J.-M. Monachisme et communaute chretienne d’apres saint Jean Chrysostome//Theologie de la vie monastique. Paris, 1961. P. 143– 190. Leroy J. Monachisme oriental aux X е -XIII е siècles//Cahiers d’histoire 20 (1975), 303–331.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Теплые отношения установились у архимандрита Никодима с иеромонахом Диодором (Каривалисом; †2001), который с 1957 по 1962 год нес послушание архивариуса и библиотекаря в Патриархии. В 1981 году он был избран Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Здесь же зародилась многолетняя духовная дружба владыки с новоизбранным в сентябре 1958 года Святейшим Патриархом Сербским Германом (Джоричем; †1991). В 1960 году отцом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равноапостольной Марии Магдалины – в Магдале, на берегу Тивериадских вод, бывших свидетелями проповеди и чудес Христа Спасителя. Время испытаний 5 июля 1961 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснаку), по возвращении из Святой земли, определено быть епископом Костромским и Галичским». Хиротония архимандрита Никодима во епископа на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4, 12) состоялась в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры 10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери. «В период моего служения на Костромской кафедре, – отмечает владыка Никодим, – я познакомился с многовековыми историческими традициями северных и центральных районов России, связанными с именами подлинно великих сынов боголюбивого славянского народа. В опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» превосходно показаны мужественность и преданность своей Родине народного героя костромича Ивана Сусанина. Так любил Родину, так научил нас любить ее великий подвижник». Особое роль в жизни владыки Никодима сыграла одна, дарованная Божественным Промышлением, встреча. В начале сентября 1961 года по благословению священноначалия епископ Костромской Никодим вылетел в Прибалтику, где в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина принимал участие в архиерейской хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), избранного в июне 1990 года Патриархом Московским и всея Руси. Именно в 1961 году в Советском Союзе наблюдается резкое усиление антицерковной кампании: закрыто почти 1500 православных храмов, пять из восьми духовных семинарий, запрещен колокольный звон.

http://pravoslavie.ru/46068.html

Ф. Ван Хугстратеном в письме от 17 июня 1955 г. на английском языке (Архив Синода, файл 5/48). «Эванстонская конференция», Церковь и ее учение в жизни т. 2 (1970). С. 243-45. Архив Синода, Файл 5/48. «Non Possumus!» Журнал Московской Патриархии 1961. С. 73-75; Вуден, The Agent of Jesus Christ … P. 10. “Moscow, Partner in Quest for Unity,” Catholic Courier Journal : Official Newspaper of the Rochester Diocese , October 27, 1961, p. 5. Архив Синода. Ссылка отсутствует. “Report on the 3 rd Assembly of the World Council of Churches at New Delhi. 1961.” Без даты. Архив Синода, файл 5/48. Архив Синода, файл 5/48. Архив Синода, файл 5/48. «Родос и Нью-Дели», Церковь и ее учение в жизни . Т. 2. (Монреаль, 1970). С. 260–74. “The Witness and the Service of Eastern Orthodoxy to the One Undivided Church,” WCC press release, November 24, 1961. «Доклад Ниссиотиса выражает только его личные взгляды, и ни в коем случае не может считаться православной декларацией» (Флоровский); «Я удивлен, что это обращение было разрешено произнести, потому что всем, даже еретикам, должно было быть очевидно, что попав в печать, оно вызовет возражения” (Шмеман). «Переписка протопресвитера Георгия Граббе с протоиереями Георгием Флоровским и Александром Шмеманом», публикации Марии Псаревой, пер. Анна Платт, РПЦЗ, ноябрь 2004 года. . С интересом ознакомился с изложенным материалом. Хотелось бы только добавить некоторое, по моему, важное упущение относительно вступления МП во ВСЦ. Во время Поместного Собора 1988 г., митр. Филарет Минский зачитал очень обширный доклад: «Внешние связи РПЦ», (т.е. экуменические связи). Отсутсвие РПЦ в начальных этапах экуменического движения митр. Филарет объяснил следующим образом: «...по причинам, связанными с особенностями ея бытия в то время». (Т.е. в 20-е годы) Далее он упоминает решение послевоенного Собора 48 года: «Вопрос об участии РПЦ в учредительной Ассамблеи ВСЦ рассматривался на Московском Совещании Глав и представителей Поместных Православных Церквей в 1948 г. Он был решён отрицательно, ввиду того, что, по мнению Совещания, экуменическое движение в своей деятельности следовало теории создания своего рода «экуменической Церкви» и провозглашало «снижение требований к условию единения - до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом».

http://bogoslov.ru/article/5998370

Впрочем, были и совсем иные мнения. Например, на Поместном Соборе 1988 года архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом дал положительную оценку приходской реформе 1961 года: «Помню сороковые годы, с 1943 по 1954 годы у нас тоже было возрождение, даже более мощное, чем сейчас; открывались храмы тысячами. Священнослужители имели возможность и административной и пастырской деятельности. Начали с того, что покупали себе роскошные дома на самом видном месте, красили заборы в зеленый цвет. А машины – не просто «Волги», а ЗИЛы. Я думаю, что великим благом… было то, что в 1961 году отказались от административной деятельности. Это промыслительно потому, что последующие годы были трудные, но если бы священники были у власти, то их всех бы пересажали на законном основании» . Но такое мнение являлось единичным. Большинство духовенства и простых верующих восприняли реформы отрицательно. Выход для духовенства из создавшейся ситуации обозначил Святейший Патриарх Алексий I: «Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых» . Эти слова наставления дали силу противостоять лавине «церковной реформы», направленной в первую очередь на изменение всего строя церковной жизни и уничтожение порядка приходского управления. Одновременно с реформой был произведен так называемый «единовременный учет». Проверялось не только количество церковных зданий, их площадь и другие габариты, и даже не только количество совершаемых треб, но все – вплоть до того, сколько людей посещает храм в дни церковных праздников. Так, например, данными единовременного учета 1961 года было установлено, что в Костромской области разовое посещение церквей в дни больших религиозных праздников составляет около 22 тысяч человек . По данным уполномоченного Совета по г. Москве в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1959 года в Москве функционировали 36 церквей, в которых совершались две литургии в 8 и 10 часов утра. Количество посетивших церкви в этот день составляло примерно 90–100 тысяч человек, подавляющее большинство (90–95 %) присутствовавших составляли женщины и только 5–10 % было мужчин престарелого возраста .

http://bogoslov.ru/article/3738150

Реформа приходского управления была вынужденной мерой. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось. Советом по делам Русской Православной Церкви выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в строгое соответствие с Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 г. «О религиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин, несмотря на то что после издания Конституции СССР 1936 г., предоставившей всем гражданам одинаковые права, постановление это вступило в противоречие с Основным законом государства. По докладу митрополита Крутицкого Питирима (Свиридова) Архиерейский Собор принял постановление о расширении состава Священного Синода включением в число его постоянных членов управляющего делами Патриархии и председателя Отдела внешних церковных сношений. После Архиерейского Собора 1961 г. постоянными членами Синода, кроме митрополита Киевского Иоанна, Ленинградского Гурия и Крутицкого Питирима, стали архиепископы Тульский Пимен (Извеков) и Ярославский Никодим (Ротов). Заслушав доклад архиепископа Никодима, Собор одобрил постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный совет Церквей, вынесенное 30 марта 1961 г. Архиерейский Собор заседал в то время, когда по всей стране происходило закрытие церквей. Делалось это под разными предлогами: то потому, что церковь была открыта в войну на оккупированной территории по разрешению немецких властей, то из-за того, что вблизи храма расположена школа, или под предлогом, что церковь мешает движению транспорта. В Кировской епархии из 75 православных приходов, существовавших в 1959 г., к 1964 г. осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная, в епархиальном городе, взорвана; в остальных 32-х богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии с 1959 по 1963 г. было закрыто более половины церквей. В Москве летом 1964 г. впервые за послевоенное время был разрушен храм – Малого Преображения, в котором еще недавно совершал богослужение митрополит Крутицкий Николай. Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской и Запорожской епархии в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. осталось всего 49. В Киеве у Церкви был отнят великолепный Андреевский собор. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. В 1959 г. Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 г. число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 г. сохранилось 7523 прихода).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Он писал управляющему Сумской епархией архиепископу Андрею (Сухенко), что обители необходим шофер, из-за отсутствия которого не успели вовремя доставить в больницу монаха Иоасафа (Дегтяренко) 2026 . Но архиепископ отказал. Участились проверки паспортного режима и санитарного состояния монастыря 2027 . По результатам этих проверок следовали неоднократные указания от уполномоченного и архиерея настоятелю Глинской пустыни «о недопустимости предоставлять ночлег для приезжих» 2028 , об удалении из обители сначала временных послушников 2029 , а затем и монахов. Среди прочих выделялось издевательское по своему смыслу распоряжение архиепископа Андрея от 11 апреля 1961 года: «удалить из обители как несовершеннолетних» 2030 всех монахов в возрасте от 27 до 30 лет (всего 6 человек. – А. И.). На следующий же день, 12 апреля, последовало еще одно распоряжение об удалении иеромонаха Власия (Сумина) и монаха Илиодора (Сигиды) 2031 , уже много лет проживших в пустыни. В результате этих действий на 14 апреля 1961 года в обители числилось лишь 40 человек 2032 , тогда как на 1 декабря 1960 года – 58 2033 . В действительности эти распоряжения не выполнялись, большинство иноков оставалось в монастыре до самого закрытия. 11 апреля 1961 года архимандрит Модест (Гамов) был освобожден от обязанностей настоятеля 2034 , а указом архиепископа Андрея от 12 апреля без согласования с братией исполняющим обязанности настоятеля был назначен иеромонах Даниил (в миру Дмитрий Васильевич Новиков) 2035 , который не отличался духовной жизнью, и братия не считала его своим настоятелем. Весной и в начале лета некоторых монахов из монастыря перевели в Глуховскую районную больницу 2036 , так что к июлю 1961 года в Глинской пустыни числилось только 30 насельников 2037 . Насколько тщательно готовилось закрытие монастыря – можно судить по целому плану мероприятий, составленному уполномоченным и включающему 26 различных пунктов, основными из которых были следующие: «Создать оперативную группу по закрытию монастыря, в прилегающих к монастырю селах организовать лекции на атеистические темы, усилить атеистическую работу во избежание провокационных действий со стороны верующих…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

с 16.10.1799 – Тамбовская и Шацкая; Тамбовская и Козловская; Тамбовская и Мичуринская. Викарные кафедры: Мичуринская, Моршанская, Темниковская, Шацкая, Кирсановская, Липецкая. 25.03.1682 01.1685 Леонтий 15(25)02.1685 28.07.1697 21.11.1697 23.08.1699 Игнатий Шалгин 08.1699 03.1700 07.04.1700 25.05.1758 09.11.1766 09.11.1766 23.12.1786 06.05.1788 06.02.1794 26.02.1794 11.03.1794 11.03.1794 23.12.1811 29.03.1812 26.04.1821 Иона Василевский (Васильевский) 23.07.1821 20.05.1824 05.08.1824 05.04.1829 Афанасий Телятев (Телятинский, Телятьев) 09.06.1829 17.02.1832 Евгений Баженов (Божанов) 24.04.1832 05.04.1841 Арсений Москвин I 27.04.1841 07.04.1857 01.05.1857 18.04.1859 Макарий Булгаков 01.06.1859 22.07.1863 01.09.1863 13.06.1873 13.06.1873 09.09.1876 Палладий Раев-Писарев 09.09.1876 04.05.1885 Палладий II Ганкевич 11.05.1885 03.06.1890 Виталий Иосифов 03.06.1890 30.04.1894 Иероним Экземплярский 30.04.1894 11.09.1898 27.09.1898 27.04.1902 Георгий Орлов 27.04.1902 08.02.1903 Димитрий Ковальницкий 08.02.1903 07.12.1909 Иннокентий Беляев 30.12.1909 19.03(01.04)1918 22.05(04.06)1918 10.1927 16(29)06.1927 15(28)01.1928 09(22)06.1927 27.03(09.04)1930 27.03(09.04)1930 07(20).02.1936 07(20)02.1936 15(28)04.1937 09.1943 01.1944 01.1944 27.03(09.04)1946 27.03(09.04)1946 26.07(08.08)1961 16(29)03.1961 26.07(08.08)1961 26.07(08.08)1961 03(16)11.1962 Михаил Чуб 03(16)11.1962 26.02(10.03)1968 03.1968 15(28)11.1968 15(28)11.1968 25.06(08.07)1970 25.06(08.07)1970 28.09(11.10)1972 Ионафан Кополович 28.09(11.10)1972 05(18)10.1972 в/у Дамаскин Бодрый 05(18)10.1972 21.08(03.09)1974 Дамаскин Бодрый 21.08(03.09)1974 12(25)04.1985 13(26)06.1985 29.04(12.05)1987 Валентин Мищук 29.04(12.05)1987 17(30)05.1987 18(31)05.1987 28.02(13.03)2002 28.02(13.03)2002 28.09(11.10)2002 13(26)12.2002 Феодосий Васнев Тамбовская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1930-х г. (?) 1925 Тамбовская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1937 г. Викарные кафедры: Липецкая, Моршанская, Лебедянская, Мичуринская. 17(30)01.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010