Последствия «церковной реформы» проявились быстро. Уже в Июле в Ленинградской епархии власти попытались провести тотальную «чистку» духовенства, сократив его почти на 40% и изгнав наиболее бескомпромиссных. Митрополит Гурий не стал в этом участвовать и не издал ни одного указа, но через церковные советы удалось уволить 29 из 60 намеченных священнослужителей. Это было вопиющим нарушением канонического права. Ситуация в Ленинграде оказалась очень тяжёлой. Митрополит не мог служить без особого, испрашиваемого каждый раз, разрешения уполномоченного. Духовенство не имело права проповедовать без предварительного просмотра текста проповедей. Для того, чтобы якобы не отвлекать людей от работы, запретили ранние литургии в будние дни. В Июле 1961 года здание епархиального управления в Александро-Невской Лавре было передано вечерней школе, уникальную библиотеку его вытащили во двор и частично уничтожили. Состав управления сократили в несколько раз, а 25 Августа из его бывшего здания перезахоронили в склеп под Троицким собором прах Ленинградских митрополитов Григория и Елевферия с указанием «в него никого не допускать». 666 Во многих других епархиях было не легче. Духовенство лишили права выезжать в соседние населённые пункты, отправлять требы в домах граждан, запрещали посещать квартиры мирян под каким-либо предлогом, кроме тяжёлой болезни. С 1961 года относительно широкое распространение получила «индивидуальная работа» с верующими, напомнив практику конца 1930-х годов. Комсомольские, партийные, профсоюзные организации, отделения общества «Знание» назначали своих членов персональными проводниками атеизма к известным им верующим. Если методы убеждения не помогали, они привлекали внимание своих коллективов, и эти факты «религиозной отсталости» обсуждались на собраниях. В случае неудачи далее следовали административные санкции, часто означавшие понижение в должности или исключение из института. Нередко встречались и физические наказания верующих учеников их учителями. 667 Продолжалась ликвидация монастырей. Вся Русская Церковь «оплакивала» потерю Киево-Печерской Лавры – колыбели Христианства на Руси. Власти же расценили ее закрытие как важную победу. Отличившийся в этой акции местный партийный работник И.И. Бражник за «особую лихость» был вскоре взят в отдел пропаганды ЦК КПСС на должность инструктора, курировавшего религиозные вопросы. К ликвидации монастырей готовились как к серьёзной военной операции. Например, для выполнения постановления Совета Министров УССР от 16 Июня 1961 года о закрытии Глинской пустыни выделили 250 милиционеров, дружинников, сотрудников КГБ, партийных активистов, 23 автомашины. Помимо этого специальные группы полностью изолировали усадьбу монастыря. Дополнительные посты с задачей не пропускать посторонних были выставлены на всех прилегающих дорогах. Но даже в этих условиях подавления верующих, монахам иногда удавалось отстоять обители. С 1961 года развернулось настоящее сражение за Почаевскую Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– «Это не совсем так, – возразил я, – на Архиерейском совещании 1961 года, рассматривался также вопрос о вхождении Русской Церкви во Всемирный совет Церквей. А это касается не только Церкви на территории СССР, но Русской Церкви вообще. А раз, по-Вашему, постановления 1961 года нас не касаются, то почему же сейчас нас пригласили в Москву и хотите, чтобы мы их одобрили? Я не вижу здесь логики». – «Мы вас пригласили, потому что сейчас выборы Патриарха, а раз все «заграничные» епископы будут на Соборе, то вас нельзя отстранить от решения вопроса о приходах. Вы же помните, что Совещание 1961 года передало этот вопрос на утверждение ближайшего Поместного Собора, а он сейчас собрался. И если мы уклонимся от обсуждения, то это будет рассмотрено Властями как оспаривание закона и поведёт к обострению отношений с «ними». Это повредит Церкви, а нам нужно стремиться к нормализации отношений с властями, поскольку вопрос о «постановлениях 1961 г.» непосредственно не затрагивает веру, а только церковные порядки». И митрополит Никодим прочитал мне выдержку из речи, которую он намеревался произнести на архиерейском Совещании, где в частности говорилось, что « Церковь живо помнит трудности , которые ей пришлось испытать, когда её отношения к государству были не нормализованы, и не хочет возвращаться к этому». – «Согласен, – сказал я, – что без необходимости не надо обострять отношений с гражданскими властями, тем не менее одобрить постановления о приходах я по совести не могу. Они противоречат канонам, нарушают строй Православной Церкви, а кроме того они имели пагубные последствия на церковную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это облегчило для властей массовое закрытие приходов в начале шестидесятых годов!» – «Каких канонов? Что они говорят?» – удивился митрополит Никодим. Я был готов к этому вопросу, вынул из кармана бумажку и прочитал содержание 41-го Апостольского правила, где говориться, что «если епископу вручено управление человеческими душами, то тем более он должен распоряжаться церковными деньгами "

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Евдоким (Мещерский; 18 марта - 21 окт. 1918 временно управлял епархией), еп. Филарет (Никольский; 23 авг. 1918 - 13 мая 1919 временно управлял епархией), архиеп. Серафим (Мещеряков; 13 мая 1919 - 16 июня 1922), архиеп. Севастиан (Вести; июль-сент. 1923, 1924 - 8 дек. 1929), еп. сщмч. Августин (Беляев; 22 сент. 1923 - 16 февр. 1924), еп. Сильвестр II (Братановский; 1924), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 13 янв. 1930 - 13 мая 1932), еп. Гурий (Степанов; 25 июня - 13 авг. 1930), архиеп. сщмч. Никодим (Кротков; 10 июня 1932 - 3 дек. 1936), еп. Феодосий (Кирика; авг. 1937), архиеп. Антоний (Кротевич; 1946 - 16 нояб. 1953), еп. Иоанн (Разумов; 30 нояб. 1953 - 11 нояб. 1954), еп. Арсений (Крылов; 11 нояб. 1954 - 17 сент. 1956), еп. Сергий II (Костин; 17 сент. 1956 - 15 июня 1959), архиеп. Пимен (Извеков; 1 нояб. 1959 - 16 марта 1961 временно управлял епархией (впосл. патриарх Московский и всея Руси)); архиеп. Иоанн II (Лавриненко; 16 марта - 5 мая 1961), еп. Донат (Щёголев; 5 мая - 5 июля 1961), еп. Никодим II (Руснак; 10 авг. 1961 - 21 апр. 1964), архиеп. Кассиан (Ярославский; 20 мая 1964 - 30 нояб. 1988), архиеп. Иов (Тывонюк; 30 нояб. 1988 - 13 сент. 1989), архиеп. Александр (Могилёв; 13 сент. 1989 - 5 марта 2010), архиеп. Алексий (Фролов; 5 марта 2010 - 3 дек. 2013), еп Ферапонт (Кашин; с 25-26 дек. 2013; 13 мая - 25-26 дек. 2013 временно управлял епархией). Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 25, 26, 27, 28, 31, 130, 131, 132, 242, 360, 701, 1146, Р-2102; ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губерния. С. 191-192, 450-480; Диев М., прот. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. М., 1892; Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895-1912. 5 вып.; Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 187-260; Дозорная книга г. Солигалича 1614 года//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1992. Вып. 2. С. 36-38; Переписная книга Солигалича 1628 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

289. Cp.: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79)..: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79). Berlin, 1961. S. 28—49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50—57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie biblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture. London, 1959; Shark R. J. Typology in the Kontakia of Romanos//SP. VI (TU 81). Berlin, 1962. S. 211-220.erlin, 1961. S. 28—49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50—57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie.: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79)..: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79). Berlin, 1961. S. 28—49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50—57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie biblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture. London, 1959; Shark R. J. Typology in the Kontakia of Romanos//SP. VI (TU 81). Berlin, 1962. S. 211-220.erlin, 1961. S. 28—49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50—57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie biblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture. London, 1959; Shark R. J. Typology in the Kontakia of Romanos//SP. VI (TU 81). Berlin, 1962. S. 211-220.iblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Всего доброго! Прошу св[ятых] Твоих молитв. С горячей любовью а[рхиепископ] Симон. 12/V–61 Д. 49. Л. 75. Подлинник. Автограф. 19. 1 июля 1961 г. Милый, дорогой Владыко и Авва! Вероятно, во вторник, 4-го с[его] июля, я буду в Москве. Может быть, вместе с Валей, которому я тоже пишу, навестим Тебя. Настроение у меня плохое. В беседе с Тобой я, несомненно, рассеял бы свою грусть. Всего доброго! Люб[ящий] а[рхиепископ] Симон. 1/VII–6I. Д. 48. Л. 24. Подлинник. Автограф. 20. 29 июля 1961 г. Милый, Дорогой Владыка, Друже и Авва! Живу приятными воспоминаниями о часах, проведенных в Твоей пустыньке. Путь в Винницу совершил вполне благополучно. В Виннице настроение обычное, т. е. плохое. Очевидно, не было сессии Синода, которая предполагалась в ближайшие дни по окончании собора епископов. Пределы Украины мне необходимо оставить, о чем я письменно заявил Святейшему. Из-за нахождения в отпуске протодиакона служб в соборе не совершаю, а молюсь в своей домовой церкви. Мой о. Георгий со дня возвращения в Винницу сильно немощствует. Сегодня он чувствует себя значительно лучше. Всего доброго! Сердечный привет Нине Сергеевне. Любящий а[рхиепископ] Симон. 29/VII–61. Д. 48. Л. 34. Подлинник. Автограф. 21. 24 августа 1961 г. Дорогой Владыко и Друже! С 17 авг[уста] я пребываю на покое. Много хлопот с передачей Епархии, пока не знаю кому. Посылаю Тебе акафисты местночтимым иконам Божией Матери Браиловской и Барской. Барский монастырь закрыт в прошлом году, в этом, вероятно, закроется и Браиловский. Прошу св[ятых] Твоих молитв. Горячо любящий а[рхиепископ] Симон. Г. Винница, Ул. Социалистическая, 6. Палию Г. А. для а[рхиепископа] С[имона]. 24/VIII–61. Д. 50. Л. 25. Подлинник. Автограф. 22. 9 декабря 1961 г. Дорогой мой Владыко, Друже и Авва! С тех пор как я фактически устранился от управления Епархией, никому не писал ни строчки. У меня своего уголка нет, поселился у о. Георгия, имею отдельную комнатку; при квартире ванна с душем. О. Георгий очень обо мне заботлив и внимателен. Не писал никому потому, что затянулось дело с пропиской не только меня, но и о.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Впрочем таковы были реалии времени. Надежды на то, что архиерейский собор поможет смягчить преследования Церкви, не оправдались. Гонения свирепствовали. На 1 января 1961 года в Православной Церкви был 11572 приход, на 1 января 1962 года — 10149 (в том числе 1489 молитвенных домов). Потери Русской Православной Церкви составили 1400 приходов. Страшный удар понесла также Гузинская Православная Церковь, у нее осталось всего 40 приходов. Было зарегистрировано 10221 община, то есть 72 общины своих церквей не имели, несмотря на обилие пустующих церквей или используемых не по назначению (около 10000 зданий) [ В одном Ленинграде число действующих храмов с 40 сократилось до 15. Особенным ударом было закрытие в 1961 году часовни Ксении Блаженной. В ней устроили мастерскую. Была закрыта и взорвана замечательная греческая церковь святого Дмитрия Солунского (XIX в.), был закрыт и ряд других церквей. Иногда власти разрешали переносить убранство церкви в другое здание (как в случае с Александро-Невской Церковью в Шувалово). Особо следует сказать о репрессиях против духовенства и прежде всего против епископов. В 1961 году судили архиепископа Иркутского Вениамина (исповедника, уже раз осужденного в 1944 году на 12 лет по статье 58). В этот раз против епископа Вениамина выдвинули абсурдное обвинение в... «покупке по дешевке краденого вазелинового масла». Обвинение было настолько абсурдным, что его оставили на свободе. Архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко) мужественно отстаивал храмы своей епархии от закрытия, призывал народ сопротивляться атеистической пропаганде. В 1961 году его арестовали и осудили на восемь лет по ложному обвинению в «экономическом злоупотреблении и безнравственности». Продолжались репрессии против священников, всего их было осуждено за годы хрущевских репрессий не менее сотни. Обыкновенно давали три-четыре года.Так на четыре года был осужден священник Николай Авраменко из Днепродзержинска, на три иподиакон Андрей (Щур) из Почаевской Лавры и многие другие. Особо следует сказать о Почаевской Лавре. За время хрущевских гонений число ее насельников сократилось втрое (с 101 до 35), у обители отняли почти все угодья, монахов и мирян избивали, выгоняли из монастыря. Была отнята гостиница, а затем мирянам было запрещено ночевать в храмах, затем вообще были запрещены многолюдные паломничества. Если бы не вмешательство иностранцев, Лавру бы закрыли.

http://bogoslov.ru/article/487477

7 Три последние должности в переводе на русский: хранитель сосудов или ризничий, кладовщик и заведующий больницей. См.: Krausmüller 2016. P. 101. 11 В «Ареопагитиках» перечислялись только шесть чинов церковной иерархии, а нехватающие два чина восполнялись указанием на три церковных Таинства. 22 И далее цитата из «Ареопагитик». См.: Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia 7, 3 (Heil, Ritter 1991. S. 30:22–31:5). 26 Ср.: Symeon Neotheologus. Hymnus 58: 96–97, 135–137 (A. Kambylis. B. – New York, 1976 (Supplementa Byzantina 3). S. 451, 453). 31 Nicetas Stethatus. De anima 50 (Darrouzès 1961. P. 112. Рус. пер.: Дионисий (Шленов) , игум. 2011. С. 39). Ср. сходное описание: «…умное чувство воспринимает познание небесной мудрости и знания, преодолев всякое чувство при посредстве озарений солнца правды…» (Nicetas Stethatus. Centuria 1, 11). См. также: «Кто при посредстве созерцания и бесстрастия прошел середину и преодолел обманчивость всемирного чувства и только что со словом разума и «воипостазированной» Премудрости Божией вступил во мрак богословия, тот силою смирения поднимает оружие против духа славолюбия» (Nicetas Stethatus. Centuria 1, 42). 34 Nicetas Stethatus. De paradiso 5 (Darrouzès 1961. P. 160. Рус. пер.: Дионисий (Шленов) , игум. 2011. С. 64). В 45 главе трактата «О рае» говорится также о мудрости и знании Спасителя по Божеству и человечеству в составе свободной цитаты из прп. Иоанна Дамаскина . В 56 главе того же трактата говорится о мудрости и разуме как дарах Святого Духа. Ср.: «А ты, словно некий другой учитель, станешь ныне приоткрывать нам, твоим ученикам, тайны Царствия Небесного яснее, чем жившие ранее учители Церкви, превосходя их Божественной премудростью и познанием сущих» (Nicetas Stethatus. Epistula 7, 4 (Darrouzès 1961. P. 276. Рус. пер.: Дионисий (Шленов) , игум. 2011. С. 125), а также Epistula 7, 6 (Darrouzès 1961. P. 278. Рус. пер.: Дионисий (Шленов), игум. 2011. С. 126–127). 35 См.: «Итак, в ком находятся и усматриваются [плоды] Святого Духа, в тех и Бог обитает, из них [исходит] и не мутный источник слова с премудростью и разумом…» (Nicetas Stethatus. Centuria 2, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Велась антирелигиозная пропаганда и в Резекне. Слишком много церквей было в городе, а вот спортом заниматься было негде, поэтому на комсомольских собраниях предлагалось устроить в молитвенных зданиях спортивный зал. Да и само здание горисполкома находилось в окружении аж целых трех культовых сооружений: двух православных храмов и католического костела. Никак они не вписывались в «хрущевскую» политику ликвидации «последнего попа». 12 сентября 1961 года исполнительный комитет Резекненского городского совета депутатов трудящихся ЛССР принял решение под 363 «О закрытии здания Никольской православной церкви в городе Резекне по ул. 1 Мая, 50». Поводом для закрытия церкви послужил Акт технической комиссии, в котором говорилось об аварийном состоянии здания, а также о необходимости реконструкции центральной площади в городе. Участок, на котором находился Свято-Никольский храм, намечен был под строительство многоэтажного общественного здания. Также, по мнению комиссии, и сам храм в архитектурном отношении никакой ценности не представлял. 30 ноября 1961 года на основании решения горисполкома от 12.09.1961 года и протокола заседания комиссии Совмина ЛССР по текущим делам от 13.11.1961 года вышло распоряжение председателя исполнительного комитета горсовета о передаче молитвенного здания Никольской общины на баланс существовавшего тогда в Резекне домоуправления 1. Оглашать фамилии этих людей, подписавших приговор Свято-Никольскому православному храму, наверное, не стоит. Один Господь знает, что было в тот момент у них на сердце, да государственные архивы хранят документальную историю для потомков. При закрытии здания Свято-Никольской церкви культовое имущество было передано православной общине собора Рождества Пресвятой Богородицы. При передаче культового имущества присутствовали представители городской власти, со стороны православной церкви — священники Яков Легких и Николай Шенрок. Судьбы этих двух батюшек, посвятивших себя служению Богу в те атеистические времена, достойны отдельного рассказа.

http://sobory.ru/article/?object=19221

Эти документы были приняты и проводились в жизнь под ло­зунгом восстановления “ленинской социалистической законности” и по сути возвращали Церковь в ситуацию конца 30-х годов. Рели­гиозным организациям запрещалась какая бы то ни было благотво­рительная деятельность; без разрешения Совета запрещалось не только открывать духовные учебные заведения и издавать религи­озную литературу, но и созывать религиозные съезды и совещания; все церковнослужители, а не только приходское духовенство, обла­гались подоходным налогом. Требование власти провести церковную реформу было удов­летворено. Вопрос об изменении Положения об управлении Церковью был основным вопросом Архиерейского собора в июле 1961 года. Была принята новая редакция Положения, согласно которой “насто­ятель храма осуществляет духовное руководство прихожан, наблю­дает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан”. Иначе говоря, священник ста­новился в положение “наемного ра­ботника” у общины верующих. Принятое постановление правительства и инструкция Сове­та по существу ориентировали уполномоченных на осуществление функций надзора, контроля за деятельностью религиозных органи­заций. Основную свою задачу уполномоченные должны были ви­деть в “ограничении влияния церкви на население”. 10 июля 1961 г. епископ Михаил разослал всем настояте­лям храмов циркуляр, в котором подробно изложил суть нового положения об управлении Церковью. В нем разъяснялось, что настоятели отныне будут осуще­ствлять лишь духовное руководство приходом, совершать бого­служения и выполнять требы по заказу верующих. В циркуляре подчеркивалась особая ответственность за де­ятельность прихода мирян и прежде всего лиц, избранных в ис­полнительный орган. Во всех церковных общинах через епархиальное управле­ние летом 1961 г. были изъяты печати и штампы, которыми рань­ше владели настоятели церквей. Владыка Михаил сумел найти пути сопротивления давлению властей. Он часто объезжал храмы епархии и всегда во время своих поездок совершал богослужения 21 . Уполномоченный по Тамбовской области отмечал: “Очень печется о тех приходах, где нет священников или они больны. Ставит вопрос об использовании заштатных священников, но в этом ограничивается В отличие от прошлого епископа старается показать себя скромным. Так, зарплату себе установил в 100 руб. в месяц (епископ Иоасаф получал 10000 в старых деньгах) Внимательно следит за доходами церквей и там, где они малы, старается как-то помочь”. Епископу Михаилу удалось восстановить четыре из шести ранее существовавших благочиннических округов. Несмотря на сопротивление уполномоченного, епископ Михаил увольнял от служения недостойных священников. Так, 5 июля 1961 г. он уволил “настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви Ивана Конина за пьянку и пребывание в вытрезвителе”. Из чего уполномоченный сделал вывод, что епископ “стремится подобрать кадры с меньшими пороками” 22 .

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

В связи с Собором заметно активизируется воздействие на верующих из-за рубежа через печать, радио, почтовый канал. На страницах газет, журналов, в радиопередачах стало больше отводиться места клеветническим измышлениям о якобы существующих в нашей стране гонениях на церковь и верующих, нарушениях законодательства о религиозных культах, вмешательстве государства в дела церкви. Верующие и духовенство призываются к “борьбе за свои права”, “отстаиванию интересов церкви”» 11 . Прав был заместитель начальника 5-го управления КГБ т. Серегин, когда писал эти слова. Роль КГБ в 1961 году была совсем иной, нежели 10 лет спустя. Любое инакомыслие, включая церковное, жестоко каралось. Отстаивать свои интересы в советском обществе мало кому удавалось… На Поместном Соборе никто из архиереев, как из русских, так и из зарубежных епархий, не поставил вопрос об отмене решений 1961 года. Их косвенная оценка прозвучала лишь на Совещании епископов 28 мая, за два дня до открытия Собора. Митрополит Пимен (Извеков) отметил одиночные высказывания о возврате к прежнему положению в приходах, подчеркнув, что принятие подобных решений не противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Церкви. Митрополит Никодим (Ротов) напомнил присутствующим об усилиях Святейшего Патриарха Сергия по нормализации государственно-церковных отношений. Напоминание было весьма красноречивым и не оставляло надежды на какие-либо позитивные решения со стороны власти. Владыка напомнил также всем присутствующим знаменитые слова Святейшего Патриарха Алексия, произнесенные им на Соборе 1961 года: “Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых” 12 . Свое открытое несогласие с будущей позицией Собора по одобрению решений 1961 года высказал архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин). Не одобрил он и выносимую на Поместный Собор процедуру избрания Патриарха. Владыка не был против единственной кандидатуры митрополита Пимена, он был не согласен с открытым голосованием как способом избрания. И так думал не только он один.

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010