Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церковью» в строгое соответствие с Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После издания Конституции СССР 1936 года, предоставившей всем гражданам одинаковые права, «Постановление» это вступило в противоречие с Основным Законом государства. По докладу митрополита Крутицкого Питирима Архиерейский Собор принял постановление о расширении состава Священного Синода включением в число его постоянных членов управляющего делами Патриархии и председателя Отдела внешних церковных сношений. После Архиерейского Собора 1961 года постоянными членами Синода, кроме митрополита Киевского Иоанна, Ленинградского Гурия и Крутицкого Питирима, стали архиепископы: Тульский Пимен (Извеков) и Ярославский Никодим (Ротов). Заслушав доклад архиепископа Никодима, Собор одобрил постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей, вынесенное 30 марта 1961 года. Архиерейский Собор заседал в то время, когда по всей стране происходило закрытие церквей. Делалось это под разными предлогами: то потому, что церковь была открыта в войну на оккупированной территории по разрешению немецких властей, то из-за того, что вблизи храма расположена школа, или под предлогом, что церковь мешает движению транспорта. В Кировской епархии из 75 православных приходов, существовавших в 1969 году, к 1964 году осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная, в епархиальном городе, взорвана; в остальных 32-х - богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии с 1959 по 1963 годы закрыто было более половины церквей. В Москве летом 1964 года впервые за послевоенное время был разрушен храм - Малого Преображения, в которой еще недавно совершал богослужение митрополит Крутицкий Николай. Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской и Запорожской епархии в 1959 году было 285 приходов, а к 1961 году осталось всего 49. В Киеве у Церкви отнят был Андреевский собор. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. В 1959 году Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 году число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 году сохранилось 7523 прихода). Соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов. К 1961 году оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов; к 1967 году - 6694 священника и 653 диакона. Сокращался прием в духовную семинарию. В конце концов 5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая - были закрыты. В 1959 году Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 1960-х годов осталось только 16; число монашествующих сократилось к этому времени с 3 тысяч до примерно полутора тысяч.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

Если угодно, то один экземпляр акафиста оставьте себе, а другой, исправленный, благоволите послать мне. Милому Петру Николаевичу я давно не пишу, т. к. на мои письма нет ответа, и я решил, что, быть может, другой его адрес. Новопреставленная Вера 240 мною внесена в Синодик и поминается отныне всегда в моем домашнем храме, П. Н. с семьей выражаю соболезнование, а почившую поминаю. Дай Бог душе ея вечное спасение. Храни Вас Бог. Любящий Ваш брат во Христе М. Нестор. С новоселием. Почему переехали? М. Нестор. 129 241 Епископу Афанасию (Сахарову) 25 декабря 1960 – 1 января 1961 г. [г. Кировоград?] Рождество Христово Ваше Преосвященство, Высокочтимый, дорогой, милостивый собрат о Господе, Владыка Афанасий! С чувством искренней сердечности поздравляю Вас с праздниками Рождества Христова, Богоявления и с Новым, 1961-м, годом. Да приумножит Христос Спаситель в грядущее лето великие и богатые милости на Вас в полезных трудах Ваших во славу Христовой Православной Церкви и на пользу дорогой Родины нашей. Мир душевный и полное здравие да будут укреплением сил Ваших на Святительском служении Вашей благодатной Святыни на многие и долгие годы. Прошу смиренно Ваших святительских молитв. Вашего Преосвященства Благостного собрата недостойный Нестор, Митрополит Кировоградский и Николаевский. 130 242 Петру Николаевичу Савицкому 1 января 1961 г. [Кировоград ?] Глубоколюбимый, дорогой ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ! Сердечно поздравляю Вас с праздниками РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, БОГОЯВЛЕНИЯ И С НОВЫМ, 1961 ГОДОМ. Любовь Христова, мир, здравие и труд Ваши да будут обильны на пользу Христовой Церкви и дорогой нашей Родины. С отеческой любовью призываю на Вас и труды Ваши Божие благословение. С искренней любовью о Христе Ваш богомолец, недостойный Нестор, Митрополит Кировоградский и Николаевский. 131 243 Епископу Афанасию (Сахарову) 24 января 1961 г. [г. Кировоград] Дорогой мой, любимый Владыка Афанасий, милый друже и брат во Христе. Виноват я пред Вами тысячи крат. Оказалось, что мне мало 24 часов в сутки. Из них на сон уходит от 4 до 6, редко до 7 часов в сутки. И все время занят, а в действительности, и следов не вижу от деловой суеты своей. Скоро, совсем скоро я буду в Москве, имея телеграмму на мой запрос от Св. Патриарха – «приезд [в] Москву Бог благословит. Патриарх Алексий».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Масловой и О.Ю. Васильевой . С 15 по 23 декабря 1960 г. патриаршая делегация с епископом Никодимом находилась в Святой Земле. Патриарх и часть членов делегации жили в резиденции Патриарха Венедикта. Группа членов делегации во главе с епископом Никодимом (Ротовым) посещала Русскую духовную миссию, находившуюся в той части Иерусалима, которую контролировали израильские власти. Важнейшей задачей поездки было недопущение созыва Римской Церковью Вселенского собора. 24 декабря 1960 г. епископ Ярославский и Ростовский Никодим на пресс-конференции в Стамбуле ответил на вопрос об отношении РПЦ к предполагаемому собору. Епископ Никодим дал категоричный ответ: «Русская церковь не имеет никакого намерения участвовать в соборе т.к. не может быть осуществлен союз между православием и католицизмом» . С 1961 г. епископу Никодиму удалось добиться выделения для ОВЦС помещения в Гагаринском переулке. В феврале 1961 г. Патриарх записал в дневнике: «Помещение в Гагаринском переулке уже действует и там Епископ Никодим и Отдел внешних церковных сношений». Епископу Никодиму приходилось налаживать отношения с новым главой Совета В.А. Куроедовым, которого он посещал вместе с Патриархом. 3 марта 1961 г. Патриарх записал в дневнике: «С Архиепископом Пименом, Епископом Никодимом, Митрополитом Питиримом были в Совете. Познакомились с новым заместителем Председателя Совета. Говорили о разных церковных делах» . Владыка участвовал в переговорах с председателем Совета и его заместителями, принимал участие в принятии решений о назначении на епископские кафедры. 14 августа 1961 г. Патриарх записал в дневнике: «Принимал Владимира Алексеевича Куроедова и Макарцева . Со мною Архиепископ Никодим и Архиепископ Пимен. Согласовали назначение на епископские кафедры» . Владыка Никодим постоянно выезжал к Патриарху во время его отпусков, которые он проводил в Одессе, для подготовки заседаний Синода и решения других вопросов. Так, в октябре 1961 г. Патриарх записал: «С Преосвященным Никодимом писали постановление Синода о священнике И.

http://bogoslov.ru/article/485916

1 ноября 1938 года Б.И. Цыпышева лишили свободы. Из лагерей он освободился лишь в ноябре 1948-го. Из старшего поколения священнослужителей первых послевоенных лет следует упомянуть Николая Семеновича Задорина – настоятеля Модестовской церкви села Чинеево Юргамышского района (ноябрь 1946 – декабрь 1948 года). Тогда ему уже было 76-78 лет. Два года он учился в Тобольской семинарии. До 1907 года служил псаломщиком в Тобольской губернии, с 1917-го – диаконом, а в 1920-х годах – священником в приходах Белозерского, Половинского, Звериноголовского, Курганского районов Южного Зауралья. В 1938 году был осужден на два года трудовой колонии за «незаконное совершение треб» в городе Кургане. Церкви в селах Чинеево Юргамышского района и Колесниково Кетовского района властям удалось закрыть, запугав престарелого священника Ф.С. Володина. В апреле 1961 года против него было возбуждено уголовное дело за то, что он в 1958-1961 годах обращался к верующим Урала и Сибири с просьбой оказать помощь его бедной Модестовской церкви в селе Чинеево Юргамышского района. Эта община получила 48 посылок и 520 руб. (новыми деньгами 1961 года). На сберкнижке 76-летнего священника к маю 1961 года накопилось почти 14 тыс. руб. Он был осужден к одному году лишения свободы условно с конфискацией семи тысяч рублей в доход государства. Несмотря на то, что батюшка пострадал, многие верующие считали именно его повинным в закрытии церкви и ее низких доходах. Ведь Ф.С. Володин служил здесь с 1956 года. Доходы Чинеевской церкви действительно были низкими: 1958 год – 2277 руб.; 1959-й – 2712 руб.; 1960-й – 2939 руб.; первое полугодие 1961-го – 1990 руб. Храм требовал серьезного ремонта, а денег для этого община не имела. Штукатурка стен осыпалась на 30-40 %, крыша протекала от ветхости, отдельные кирпичи стали выпадать из стен, в верхней части сводов образовалась широкая вертикальная трещина длиной в 1,5 м. Мраморные столбики ограды разрушились, из них выпадала металлическая решетка. Церковных доходов не хватало даже на зарплату священнику.

http://sobory.ru/article/?object=26259

В конце 70-х гг. XIX в. монастырь переживал экономические трудности, пришел в упадок и в 1884 году прекратил свою деятельность. Инок Макарий, которому Павел Прусский передал все монастырское имущество, расстригся, женился, забрал все ценные книги и иконы и отправился в Россию. Предположительно, на границе в местности Граево все его имущество было конфисковано царскими таможенными службами [Jakubowski 1961: 100]. Одни исследователи считают, что Макарий продал монастырские земли монахиням из другого монастыря [Sukertowa-Biedrawina 1961: 63– 64], другие полагают, что все имение перешло в руки кредитора, богатого Войновского старовера Ульяна Словикова (1847 – ок. 1923) [Jakubowski 1961: 100; Iwaniec 1977: 137; Jaroszewicz-Pieresawcew 1995: 46]. 3.3. Деятельность Елены Петровны Дикопольской (1863–1943) Незадолго до ухода последнего монаха из Войновского монастыря сгорел женский монастырь в Пупах (Спыхово). Монахини временно поселились в окрестных деревнях в домах староверов. Но уже в 1895 году на Мазуры прибыла молоденькая инокиня Евпраксия (в миру Елена Петровна Дикопольская, которая за 40000 марок купила на свое имя здание монастыря и прилегающие к нему земли. (Тецнер, впрочем, пишет, что монахини получили Войновский монастырь в наследство – Tetzner 1902: 227). В монастыре поселились монахини из Пуп, и а также инокини, прибывшие из России [Jakubowski 1961: 100]. Так началась новая страница в истории Войновского монастыря, теперь уже женского. Около 1905 года Евпраксия стала настоятельницей монастыря и оставалась ею до 1928 года [Jakubowski 1961: 100–101]. Когда Франц Тецнер в 1897 году посетил Войновский монастырь, в нем проживало 8 монахинь, 25 послушниц, а также старики и калеки. 20 апреля 1905 года в России была официально объявлена свобода вероисповедания. Это означало, что любой подданный Российской империи мог свободно переходить из одной конфессии в другую, отменялись правовые ограничения, налагаемые на лиц «вредных» вероисповеданий, в том числе на старообрядцев. 17 октября 1906 года император Николай II утвердил «Правила об общинах», определявшие более или менее свободный порядок деятельности религиозных меньшинств. Это событие имело непосредственное влияние на жизнь монастыря. Его положение улучшилось. После провозглашения свободы вероисповедания в России в монастырь начали поступать денежные сборы, старые иконы и книги. Прибыли также новые послушницы, в том числе две дочери богатого казанского купца Тихонкина. В приданое своим дочерям купец дал прекрасное посеребренное паникадило (которое украшает моленную по сегодняшний день), 4 колокола, отлитые в Ярославле, кроме того, за свой счет построил один из келейных домиков на монастырском подворье. Благодаря личным контактам настоятельницы с разными старообрядческими центрами, поддерживающими заграничные общины, в Войново поступали не только деньги, но также одежда и продовольствие. [Iwaniec 1982: 237].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В связи с необходимостью утвердить на Соборе постановление 1961 г. обсуждался вопрос о приходском управлении. Во вступительной речи митр. Пимен заметил, что Патриархия получила множество обращений с пожеланием утвердить решение 1961 г., были и «единичные высказывания за возвращение к положению, существовавшему в приходах до 1961 года. Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Святой Церкви» (ЖМП. 1971. 8. С. 24). В докладе митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) также было уделено значительное внимание этой теме. Изложив историю вопроса, митр. Никодим подчеркнул, что решение 1961 г. «не нуждается в дискуссии» и его не должно дебатировать, «имея в виду благо нашей Русской Православной Церкви, утверждение в ней мира внутрицерковного через наше единомыслие». Как явное свидетельство неослабевающего давления со стороны гос. власти в этом вопросе прозвучали слова митр. Никодима: «Структура и организация жизни нашей Церкви не должны и не могут входить в противоречие с законами нашего Отечества, и все, что может осложнять или ухудшать взаимоотношения между Церковью и государством в нашей стране, нами должно отвергаться, ибо в памяти церковной никогда не должны забываться усилия приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия по нормализации этих отношений и о всем том, что было в церковной жизни при отсутствии этих отношений» (Там же). Часть архиереев-эмигрантов выступила против соборного утверждения новой практики. Архиеп. Брюссельский Василий (Кривошеин) напомнил, что новый порядок приходского управления нарушает каноны, согласно к-рым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) ( Василий (Кривошеин). Из воспоминаний. С. 212). При этом архиеп. Василий не предлагал вернуться к порядку управления, существовавшему до 1961 г., поскольку тогда «был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни.

http://pravenc.ru/text/76526.html

7 декабря 1961 года Новгородский горисполком принял решение об изъятии у верующих кафедрального Никольского собора с предоставлением им церкви Ап. Филиппа, использовавшейся под склад областным управлением связи. Потребовалось время для приведения церкви в должный вид, поэтому Никольский собор был закрыт практически первого октября 1962 года – «для музейного показа», – сообщал уполномоченный и уточнял: «Религиозному обществу г. Новгорода предоставлено другое церковное здание на окраине города по размерам в два раза меньше здания Никольского собора». С 1960 по 1962 год в Новгородской епархии были сняты с регистрации 16 религиозных общин, соответственно закрыты 16 православных храмов. В десяти районах области действующих церквей не осталось вообще. Вместе с выходом памятного постановления Совмина СССР от 16 марта 1961 года Совет по делам Русской Православной Церкви получил разрешение–наставление: провести в 1961 году совместно с исполкомами местных Советов учет религиозных объединений, молитвенных зданий, их состояние, а также имущество церквей. При этом учитывалось имущество, как взятое верующими в пользование на арендных условиях, так и собственное, приобретенное уже на свои средства. В эти 60–е годы Русская Православная Церковь имела ограниченные права юридического лица: у нее было право владеть имуществом, пользоваться им, но не было права распоряжаться им. Поэтому после ликвидации религиозного общества приобретенное имущество переходило в собственность государства. На кустовом совещании уполномоченных заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. Фуров представил такие данные: если в России до революции действовало 77760 церквей, то перед войной их осталось 3221. В 1944–1947 годы было открыто 1270 храмов, а в 1948 году общее число составило 14329 церквей. На первое июня 1961 года в России действовало 11100 храмов. Новгородский облисполком 17 августа 1961 года принял соответствующее решение, а следом, 10 октября, и распоряжение – по вопросу проведения единовременного учета. Учету подлежали не только действующие церкви и их имущество, но также все здания недействующих церквей, которые еще сохраняли внешний культовый вид. Требовалось дать «объективную оценку состояния и положения религии и Церкви в нашей стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 227 – 228. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.70–76. Сидоров А.И., Карманов Е.А. Предисловие//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Академия, 2005. С.231–236. Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 473 – 476. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.67–68. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. Т.1. С.143–152. Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1.  Библиография работ автора: Диалог св. священномученика Мефодия " О свободе воли "/Пер.  с греч.: еп.  Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1964. – Сб. 3. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)/Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. Молитва (из сочинения " О воскресении " )/Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О жизни и о разумной деятельности (слово второе " О житии и деянии разумъне " )/Пер.  с греч.:  Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) " Небеса проповедуют славу Божию " (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию " )/Пер.   с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники /Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. 

http://bogoslov.ru/person/2993115

Сергий (Ларин). При еп. Сергии в Тюменской обл. закрыты приходы в с. Голышманове (ныне поселок Голышмановского р-на) и в с. Ильинка Казанского р-на. Несмотря на усиление антицерковной борьбы, в 1959 г. в Омской обл. число зарегистрированных крещений составило 9163 чел. (20% всех родившихся). Еп. Сергий сформировал при Крестовоздвиженском соборе архиерейский хор из профессиональных певцов Омской филармонии и учредил расширенные штаты служителей. В 1960 г. власти намеревались снести Никольский казачий собор, однако этому помешали протесты интеллигенции. 3 апр. 1961 г. еп. Сергий был переведен на Пермскую кафедру с возведением в сан архиепископа, временное управление Омской епархией было вновь поручено еп. Венедикту (Пляскину). В нач. лета 1961 г. патриарх Алексий I передал в дар Крестовоздвиженскому собору металлическое облачение на св. престол, которое находится там по сей день (в 2017 отреставрировано). Во 2-й пол. 1961 г. в Омской епархии были сняты с регистрации 5 священников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. И. А. Бутюгов выступал с предложением упразднить Омскую епархию. Пытаясь сохранить приход в с. Слобода-Бешкиль совр. Исетского р-на Тюменской обл., еп. Венедикт 25 нояб. 1961 г. освятил для него антиминс. 5 дек. власти отказали в прописке прот. В. Перепёлкину - клирику омской Никольской ц. 31 дек 1961 г. отказано в регистрации прот. Поликарпу Чернявскому. Архиерей благословлял сбор подписей верующих под обращениями к центральным властям с просьбами открыть храмы, что рассматривалось властями как «идеологическая диверсия». В этой связи было возбуждено уголовное дело, архиеп. Ермоген был привлечен к нему как свидетель. Уполномоченный Бутюгов отмечал, что архиерей «теоретически подготовлен, это опытный волк… он явно реакционер». 29 мая 1963 г. архиеп. Ермоген был назначен на Калужскую кафедру, Омскую епархию возглавил архиеп. Иларион (Прохоров). За недолгое время пребывания на Омской кафедре он успел совершить архипастырскую поездку в Тобольск. С июня по авг.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

В обратный путь из Баден-Бадена мы направились в 9 часов утра. К 8 часам вечера мы вернулись в Берлин, проделав на автомашине за один день 1000 километров. С братской любовью Смиренный богомолец епископ Иоанн Вашего Преосвященства Патриарший Экзарх Иоанн Епископ Среднеевропейский 23 февраля 1961 г. Берлин Рейтинг: 9.9 Голосов: 131 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В 1962 году к Среднеевропейскому экзархату присоединили Вену.  В 1952–1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено при епископе Иоанне в мае 1961 года на немецком языке под названием «Голос Православия» уже как орган Среднеевропейского экзархата Русской Православной Церкви с целью знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь – с церковной жизнью православных приходов в Германии. В журнале публиковались статьи, заметки, рецензии, посвященные межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о Православной Церкви. В личном архиве владыки сохранилось несколько номеров журнала.  НГ-Религии. 1999. 4 (27). 24 февраля.  Письмо от 15 августа 1960 г.  Коллективный орган управления оккупированным Берлином, учрежденный четырьмя оккупационными державами: СССР, США, Францией и Великобританией.  После падения Третьего рейха Дибелиус был назначен епископом Берлина, эту должность он занимал до 1956. С 1949 по 1961 был председателем правления евангелической церкви Германии, а с 1954 по 1961 одним из пяти президентов Всемирного совета церквей, первым среди немцев, занявших эту должность.  Хельмут Тилике (1908–1986), немецкий богослов, протестантский теолог и ректор Гамбургского университета с 1960 по 1978 год. Известен своими работами в области христианской этики. Главным предметом этики считал отношения между человеком и государством.  Сотрудник ОВЦС.  Йоханнес (Ханс) Эрнст Рихард Лилье (1899–1977) – немецкий лютеранский епископ, один из пионеров экуменического движения. После Второй мировой войны Лилье написал «Долину теней» о том, что он пережил во время нацистского заключения. Он находился в концентрационном лагере Дахау, а затем был переведен в Бухенвальд, где содержался в одиночной камере. Его пытали, чтобы добиться признания, а также раскрыть имена других священнослужителей, которые работали над избавлением Германии от Гитлера. У него отобрали Библию, но он хорошо знал Священное Писание, почти наизусть. Его любимым было Послание к Римлянам 14: 8: «Ибо живем ли мы для Господа или умираем для Господа; поэтому живем ли мы или умираем, мы – Господа!».

http://pravoslavie.ru/150972.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010