Просили передать Вам поздравление со днем Ангела: отец архимандрит Тихон, игумен Кирилл и послушник Василий Пацкан, учащийся в семинарии. Прошу Ваших молитв и благословения Многогрешный и недостойный архимандрит Феодорит. Троице-Сергиева Лавра 15 мая 1961 г. Д. 49. Л. 106–106 об. Подлинник. Автограф. 17. Весна 1961 г. 842 Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, дорогой о Господе Владыка. Поздравляю с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю Вам пасхальной радости и доброго здоровья. Простите меня за долгое молчание. О[тец] наместник все собирался поехать к Вам, но дела и болезни не давали это осуществить, несколько раз он мне говорил о поездке, да так воз и ныне там. Все же надеюсь, что после Пасхи удастся видеть Вас лицом к лицу, если то будет угодно Богу. Благодарю Вас за все подарки, они очень много дали мне в самообразовании. Прошу Ваших молитв и благословения. Многогрешный и недостойный архим[андрит] Феодорит. Д. 50. Л. 76–76 об. Подлинник. Автограф. 18. 4 октября 1961 г. Ваше Преосвященство, дорогой о Господе Преосвященнейший Владыка. С большой радостью узнал о Вашем желании посетить и погостить у нас. В этот же день сообщил о. наместнику, и он мне сказал написать Вам, что непременно приедем за Вами между10 ноября и 10 декабря. Такая неопределенность объясняется тем, что весь этот год все случаются какие-то непредвидимые обстоятельства, которые нарушают наши планы. Сколько раз летом все собирались поехать к Вам, и все не удавалось. У нас пока все благополучно, только много больных, даже среди молодежи. Помещение для Вас приготовлено внизу – уютное и теплое, со всеми удобствами. Если будет возможно, то сообщу более точную дату приезда. Прошу Ваших молитв и благословения. Многогрешный и недостойный архимандрит Феодорит. 4/Х–1961 Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия с подлинника. 826 См.: Голубцов С., протодиак. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет: Монашество и его проблемы. События и лица. Устав Лавры: (Обзор и исследование) с прил. акафиста Преподобному Сергию (с пояснениями). М., 1998. С. 141.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

289 Cp.: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79)..: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79). Berlin, 1961. S. 28–49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50–57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie biblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture. London, 1959; Shark R. J. Typology in the Kontakia of Romanos//SP. VI (TU 81). Berlin, 1962. S. 211–220.erlin, 1961. S. 28–49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50–57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie.: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79)..: ClazAer Н. Esquisse de Typologie comparee dans le Nouveau Testament et chez quelques ecrivains patristiques//SP. Гv (TU 79). Berlin, 1961. S. 28–49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50–57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie biblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture. London, 1959; Shark R. J. Typology in the Kontakia of Romanos//SP. VI (TU 81). Berlin, 1962. S. 211–220.erlin, 1961. S. 28–49; Danidlou J. Typologie et allegorie chez Clement d’Alexandrie//Ibid. S. 50–57; Sacramentum futuri. Etude sur les origines de la typologie biblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture. London, 1959; Shark R. J. Typology in the Kontakia of Romanos//SP. VI (TU 81). Berlin, 1962. S. 211–220.iblique. Paris, 1950; Hanson C. AllegoTy and event. А Study of the Sources and Significance of Origines Interpretation of Scripture.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Затем официальные встречи с экуменическими представителями ВСЦ стали частыми, и через три года, в декабре 1961 г., они привели к официальному принятию РПЦ в качестве члена ВСЦ на III генеральной ассамблее в Дели. Как известно, этот процесс происходил под нажимом советской власти, по указанию которой Синод Московской Патриархии принял решение о вступлении в ВСЦ уже 30 марта 1961 года и сразу же послал заявление в Женеву 435 . Однако синодальное решение подлежало утверждению Архиерейским Собором, который был созван лишь 18 июля 1961 года 436 и постфактум его одобрил. 14 июня 1961 года, за месяц до Архиерейского Собора, Общехристианская конференция в защиту мира, проходившая в Праге, отправила ВСЦ приветственное послание, в котором говорилось: «Мы считаем объявленное уже вступление Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей одним из самых решительных событий в церковной истории» 437 . Стоит ли комментировать это предельно прозрачное высказывание? Но даже под экуменическим ярмом Русская Православная Церковь не раз выражала свое недовольство и несогласие с линией ВСЦ. После Бангкокской конференции на тему «Спасение сегодня» (январь 1973 г.) Синод Московской Патриархии во главе с Патриархом Пименом направил ВСЦ послание, заявляя в нем: «Прежде всего вызывает недоумение и большое сожаление то обстоятельство, что в «Письме к церквам» полностью отсутствует чрезвычайно важное, прежде всего с пастырской точки зрения, упоминание о той стороне процесса спасения, без которой самое понятие спасения утрачивает свой существенный смысл. Умалчивается о конечной цели спасения, то есть о вечной жизни в Боге, и не достаточно ясного указания на нравственное исправление и совершенствование как на необходимое условие для ее достижения». Далее, протестуя против почти исключительного подчеркивания «горизонтализма» в деле христианского спасения, Священный Синод РПЦ пишет: «Здесь не нашлось места для основного  — „вертикального” измерения, которое указывало бы на то, что спасение требует совершенствования личности как части общественного организма, призванной к борьбе с грехом в себе и вокруг себя, ради достижения полноты бытия в живом общении с Богом и в земных условиях, и в вечности». В синодальном послании проведена мысль, что «почти исключительное подчеркивание „горизонтализма” в деле спасения на многих христиан, которым дороги священные традиции Древней Церкви, может производить впечатление, что в современном экуменизме нарождается новый соблазн стыдливости относительно благовествования о Христе Распятом и Воскресшем — Божией силе и Божией премудрости (1Кор. 1:23–24), в результате чего умалчивается о самой сущности Его Евангелия из ложной боязни казаться несовременными и утратить популярность» 438 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Закрытию храмов и отстранению священников от власти на приходах серьезно помогла хрущевская приходская реформа. В октябре 1961 г. на XXII съезде Коммунистической партии борьба с религией была указана как основная идеологическая задача. В июне 1963 г. на пленуме ЦК КПСС было прямо сказано, что религия является главным и единственным легально существующим в стране врагом марксизма. В том же году по указанию Хрущева был принят план «Мероприятия по укреплению атеистического воспитания населения». В соответствии с этим планом партийные идеологи на местах должны были контролировать выборы в исполнительные органы религиозных общин, учитывать крещения, венчания и погребения, а также «вести работу» с верующими и членами их семей. § 2. Советские методы борьбы с Церковью и церковное сопротивление 31 марта 1961 г. Куроедов предложил постоянным членам Синода реформировать систему приходского управления, поскольку в религиозных общинах власть «диктаторская», так как принадлежит одному священнику, а в стране – «подлинная демократия». То, что Церковь отделена от государства, советский чиновник не упомянул. Совет по делам РПЦ предложил отстранить священника от управления приходом, превратив его в наемника. Власть на приходе должна была передаваться приходскому совету. Замысел атеистов был понятен – приходской совет было намного легче контролировать, в то время как священник лишился теперь власти и инициативы. Советское руководство вспомнило постановление 1929 г. «О религиозных объединениях», по которому священники устранялись от участия в делах религиозных общин. Хотя 18 апреля 1961 г. Синод согласился с приходской реформой, советскому руководству нужно было создать видимость, что решение одобрено соборным голосом Церкви. При этом Собор нужно было провести как можно быстрее, чтобы не дать архиереям возможности внимательно ознакомиться с документами и выработать общую программу противодействия беззаконию. Опасения атеистического государства были обоснованы – запланированная реформа была встречена иерархией с возмущением. Критиковали намеченную реформу архиепископы Лука (Войно-Ясенецкий) , Ермоген (Голубев), Симон (Ивановский), епископы Донат (Щеголев) и Андрей (Сухенко). Советская администрация со своей стороны настаивала на увольнении несогласных, прежде всего святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . Но 11 июня 1961 г. архиепископ Лука отошел ко Господу, избавив Патриархию от проведения этой неприятной меры. Архипастыри, которые могли выступить против новой приходской политики, приглашения не получили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27.01(09.02)1954 Сергий Ларин 27.01(09.02)1954 03(16)03.1961 03(16)03.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 14(27)01.1966 14(27)01.1966 24.06(07.07)1966 24.06(07.07)1966 07(20)03.1969 Варфоломей Гондаровский 07(20)03.1969 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 28.03(10.04)1978 Викторин Беляев 28.03(10.04)1978 16(29)07.1986 16(29)07.1986 23.06(06.07)1989 24.06(07.07)1989 06(19)11.1999 06(19)07.2000 24.09(07.10)2002 Кирилл Наконечный 24.09(07.10)2002 Тульская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1944 г. Викарные кафедры: Епифанская, Алексинская, Ефремовская, Котельническая, Белевская. 06(19)08.1922 27.04(10.05)1930 Николай Алявдин 03(16)10.1930 25.12.1932(07.01.1933) Тихон Попов 31.08(13.09)1942 Тульчинская Тульчинская и Брацлавская. Основана в 1994 г. (выделена из Винницкой епархии). Местопребывание – по г. Тульчин (Винницкая область, Украина). 22.09(05.10)1994 17(30)03.1999 17(30)03.1999 Ипполит Хилько Тульчинская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Тульчин (Винницкая область УССР). Винницкое викариатство. Упразднена в 1936 г. Фотий Маньковский 26.11(09.12)1925 12(25)05.1928 08.1935 09(22)07.1936 Николай Поликарпов Туринская, обн. Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Туринск (Екатеринбургская губерния). Екатеринбургское викариатство. Именовалась: Туринско-Ирбитская. 15(28)07.1923 09.1923 Туркестанская (см. Астанайская) Туровская Основание епархии относится к XI в. Видный историк российской иерархии H. Н. Дурново относит время поставления первого епископа Туровского к 1072 г. (Н.Д. Девятисотлетие... С. 29) По предположению митрополита Макария (Булгакова) , кафедра была учреждена при сыновьях Святого Владимира, в частности в Турове при Святополке ( Макарий (Булгаков) , Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. M., 1995. С. 31). Современный белорусский исследователь A. А. Мельников относит основание епархии к 1005 г. и подтверждает это цитатой из Киево-Печерского Патерика (редакция архимандрита Иосифа Тризны), где сказано: «Третие богомолие епископию поставил в Турове в год 6513 (1005) и дал ей города с погостами ... и поставил первого епископа Фому...» (Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 48). В 2005 г. торжественно отмечалось 1000-летие епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам Трушина, именно «несанкционированными» хиротониями можно объяснить тот факт, что за 1960 г. число рукоположенных не уменьшилось, а увеличилось до 16 чел. (Там же. Д. 53. Л. 9, 13). В 1960-1963 гг. К. к. занимал митр. Питирим (Свиридов) , в 1963 г. Крутицким митрополитом стал Пимен (Извеков) . 13 авг. 1960 г. по новому адм. делению 21 приход перешел из состава Московской обл. в состав Москвы. Четыре церкви в Московской обл. в 1960 г. были закрыты: Скорбященский храм в г. Лосино-Петровский Балашихинского р-на, храмы в селах Никольском и Покровском Рузского р-на, в Зятькове Талдомского р-на. В 1960-1961 гг. митр. Питирим пытался посылать на «угасающие приходы» заштатных клириков, ссылаясь на их желание вернуться в штат. В ответ на эти действия Трушин указал архиерею, что власти «не находят нужным искусственно поддерживать деятельность этих церквей». По требованию уполномоченного были уволены 7 из 12 благочинных Московской обл.: Балашихинского окр. прот. Александр Оранский, Серпуховского окр. прот. Василий Кмита, Мытищинского окр. прот. Рафаил Фёдоров, Подольского окр. прот. Евпл Орлов, Дмитровского окр. прот. Богдан Стефанко, Озёрского окр. прот. Анатолий Смирнов, Раменского окр. протопр. Иоанн Соболев. Все указанные клирики ранее получали строгие предупреждения от уполномоченного. Власти в 1960-1961 гг. инициировали отречение от Церкви неск. клириков Московской обл.: в 1960 г. сняли сан священники Алексей Чертков и Николай Швец, в 1961 г.- свящ. Нечаев и игум. Павел (Петров). В 1961 г. в Московской обл. были закрыты 12 церквей: в селах Петровское и Михайловская Слобода Раменского р-на, Мышенское Ступинского р-на, Ивашково Шаховского р-на, Дмитровский Погост Шатурского р-на, Подтеребово Клинского р-на, Ярополец Волоколамского р-на, Нов. Шурма Загорского р-на, Клин-Бельдин Зарайского р-на, Молоди Подольского р-на, Лихачёво-Гнилуши Мытищинского р-на, прекратилось богослужение в Троицком соборе в Серпухове. В случае с храмом в Михайловской Слободе Трушин использовал борьбу между 2 группами прихожан: одна группа выступала за обычные службы, другая - за единоверческий статус храма и службы по старообрядческим книгам. Уполномоченный спровоцировал распад двадцатки и снял храм с регистрации. При закрытии храма в Нов. Шурме Трушин предъявил настоятелю иером. Борису (Морозову) обвинение в тайных постригах в монашество, снял с регистрации священника, затем двадцатку храма и создал условия для ликвидации прихода.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Туртень. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм был основан в начале 19 века. Точных данных не сохранилось. При храме имеется особо чтимый образ Св. влкмч. Дмитрия Солунского чудотворца. В 1937 годы был закрыт и вновь открыт в 1946 году. В штате числится один священник. Богослужения совершаются регулярно. По воскресеньям проводятся духовные беседы с прихожанами. Ведется пастырское окормление соседних сел. церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым. Вместо древней часовни на месте явления иконы, в 1848 году стараниями управляющего именьями Ланских помещика Михаила Афанасьевича Левачова была построена каменная часовня, покрытая железом. Церковь дважды закрывали (в 1937—1946 и в 1961—1989 годах). Сейчас храм действующий и имеет два придела: во имя Казанской иконы Божьей Матери (празднование 21 июля и 4 ноября) и во имя св. Флора и Лавра (празднование 31 августа). В 1937 г. в годы советского лихолетья храм был закрыт. В этом же году храм пытались разрушить, но этому помешала ядовитая змея, которая укусила водителя экскаватора, пытавшегося начать уничтожение храма. В 1938 г. до основания была разрушена часовня у источника. По данным уполномоченного по делам Русской Православной Церкви СССР по Тульской области, в 1960-е гг. «в религиозный праздник «Казанскую» приходило паломников из Тульской, Рязанской, Орловской и Липецкой областей до 5-6 тысяч человек» ( ЦНИТО. Ф.8 оп.1 д.142 л.68, 68об .). В 1947 году на Пасху церковь открыли первый раз, до 1961 года. В 1961 году под Духов день церковь закрыли вторично. Здание храма превратили в зернохранилище. Так простояла она в запустении до 1989 года,  в 1992 году приход получил Государственную регистрацию. Святой источник много раз заваливали мусором, который привозили специально из г. Ефремова. Сделали на его месте пруд для разведения рыбы. 21 июля 1961 года было доложено, что «святой» источник с.Туртень Ефремовского района окончательно ликвидирован. Но святая вода все равно пробиралась через горы земли и мусора, находила себе дорожку, делая по-прежнему источник местом паломничества и почитания дивных чудес Пресвятой Богородицы. Источник является значимым местом для православных паломников и славится своими целебными свойствами.

http://sobory.ru/article/?object=07332

Вместо того, чтобы в ответ на пожелание об упорядочении действительно упорядочить жизнь приходов в духе воли Божьей, «благой, угодной и совершенной», недвусмысленно явленной в Апостольских правилах и Соборных канонах, Священный Синод, явно стремясь сообразоваться «с веком сим» ( Рим.12:2 ), поспешно отозвался на это указание об упорядочении постановлением от 18 Апреля 1961 г., которое внесло принципиальное и, к несчастью, антиевангельское изменение в иерархическую структуру Св. Церкви – неприкосновенную сферу пастырства. В связи с тем, что постановление Священного Синода вызвало справедливое возражение со стороны нескольких архиереев (ЖМП, 8 за 1961 г., С.6), указавших на то, что это постановление отменяет ряд существенных пунктов «Положения об управлении РПЦ», принятого Поместным Собором 1945 г., в Июле 1961 г. был созван Собор архиереев, который, к несчастью, утвердил постановление Синода. В IV разделе Соборного Положения 1945 г., который синодальное постановление от 10 Апреля 1961 г. фактически отменило, говорится следующее: Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель храма является по своей должности непременным членом приходской общины и председателем исполнительного её органа (церковного совета)... Исполнительный орган приходской общины верующих, под непосредственным руководством и наблюдением настоятеля храма и при ответственности перед гражданской властью за сохранение здания и имущества храма, ведет церковное хозяйство... является ответственным распорядителем денежных средств прихода... Церковные суммы вносятся на хранение в банк или сберкассу на имя данного храма и получаются по чекам за подписью настоятеля и казначея прихода. Приходские средства учитываются путем ведения приходских книг. Ведомость о приходе и расходе церковных сумм по полугодиям настоятель храма представляет Епархиальному Архиерею. В случае незаконных действий исполнительного органа... настоятель храма доносит об этом Епархиальному Архиерею...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24–30 сентября 1961 г. на острове Родос состоялось Всеправославное совещание, которое выработало перечень тем для будущего предсобора. 426 Среди утвержденных этим совещанием тем важное место занимают вопросы, касающиеся богослужебной практики. 427 Предполагалось обсудить объем использования Библии во время богослужения, единообразие богослужебного текста, упорядочение Типикона, участие мирян в богослужении, церковное искусство и т.д. В связи с этими вопросами на кафедре древнегреческого языка Московской Духовной академии были защищены 4 кандидатские работы, в которых сравнивался текст славянского Служебника 428 с современным греческим. 429 Первая из них (Нелюбов 1961) была завершена в 1961 г. Цель работы – дать церковнославянский перевод современного греческого текста Литургии Иоанна Златоуста и «показать, в чем сходство и различие литургии Греческой и Русской Православной Церкви» (Нелюбов 1961, с. 3). Текст представляет собой четыре столбца. В первом столбце помещен греческий текст, во втором – славянский перевод этого текста, в третьем – стандартный церковнославянский текст и в четвертом – примечания. Поскольку тексты славянского и греческого Служебника не тождественны, в ряде мест один из столбцов оказывается незаполненным. Славянский перевод греческого Служебника скорее не перевод, а пересмотр славянского текста по современному греческому. Фактически работа представляет из себя подготовительные материалы для книжной справы, направленной на сближение славянского и греческого богослужебных текстов. Через два года аналогичные диссертации были посвящены чинопоследованиям Утрени и Вечерни (Осипов 1963) и Литургии Василия Великого (Савенко 1963). В предисловиях имеются ссылки на выработанные на Родосе темы предсобора, с которыми авторы и связывают свои исследования. Наконец в 1966 г. по той же схеме описываются краткие чинопоследования, которые помещались в конце греческого Служебника (Кочкин 1966). Появление этих работ представляется весьма значимым, так как их целью являлось подготовить материалы для будущего исправления богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

«Разработку Луки продолжаем…» Основу сборника «Разработку Луки продолжаем…» составляют недавно рассекреченные документы — докладные записки сотрудников МГБ СССР и информационно-отчетные доклады уполномоченных по делам РПЦ при Совете министров СССР по Крымской области о деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961) на Крымской кафедре (1946–1961). Пристальный и недоброжелательный контроль со стороны власти за каждым поступком и словом святителя ныне стал документальной летописью его исповеднических трудов по просвещению народа Божия учением Христовым, противостояния воинствующему безбожию и свидетельством непоколебимой веры в Промысл Божий. ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился в Керчи 27 апреля 1877 года и отошел ко Господу 11 июня 1961 года в Симферополе, в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, на 85-м году своей многострадальной подвижнической жизни. 15 лет служения архипастыря на Крымской кафедре (1946–1961) совпали с новыми гонениями на Церковь. Представители власти еще сохраняли веру в возможность построения коммунизма и предпринимали очередные попытки «показать последнего попа». Сравнительно ровные (как известно, преследование Церкви никогда не прекращалось) государственно-церковные отношения первого послевоенного десятилетия стали обостряться и вылились в жестокие, изощренные гонения. Практиковалась массовая селекция духовенства, вмешательство в богослужебную практику, попрание канонических принципов жизни и т.д. Контроль за церковной жизнью достиг своего апогея. Святитель Лука, как выдающийся архипастырь, с присущими его личности силой и волей, стал на защиту интересов Церкви. Увы, именно этот период жизни не нашел отражения в его автобиографии: «В мае 1946 года я был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать меня на вокзал с цветами, но встреча не удалась, так как я прилетел на самолете. Это было 26 мая 1946 года».

http://pravoslavie.ru/46606.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010